О мерах по поддержанию занятости населения и работе служб занятости населения в Российской Федерации
Необходимо подчеркнуть два принципиально важных момента условий финансирования мероприятий активной политики содействия занятости в 2002 году по сравнению с 2001 годом.
Первое. Если в 2001 году финансирование указанных мероприятий осуществлялось за счет средств федерального бюджета по целевой статье "Прочие текущие расходы", что позволяло в течение года перераспределять финансовые ресурсы между различными мероприятиями активной политики содействия занятости населения, то начиная с 2002 года, в бюджетной классификации закреплены за каждым направлением деятельности органов службы занятости конкретные виды расходов:
1. Мероприятия по содействию трудоустройству населения, в том числе:
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
организация общественных работ;
организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
оказание содействия самозанятости населения;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет.
2. Мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, в том числе:
профессиональное обучение безработных граждан;
профессиональная ориентация граждан.
Введение конкретных видов направлений деятельности органов службы занятости позволяет осуществлять более четкий контроль за расходованием бюджетных средств, ужесточает требования к обоснованности планирования средств федерального бюджета на реализацию тех или иных мероприятий по поддержанию занятости, что обеспечивает прозрачность распределения средств на указанные цели.
Вместе с тем, данный механизм финансирования является принципиально новым как для Минтруда России, так и для его территориальных органов по вопросам занятости населения, в том числе центров занятости.
В этой связи, в настоящее время перед территориальными органами службы занятости населения стоят две важные задачи:
во-первых, четкая работа с органами казначейства по обеспечению своевременного финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан;
во-вторых, оценка эффективности тех или иных мероприятий активной политики занятости с целью определения приоритетов финансирования на 2003 год, исходя из специфики ситуации на рынке труда в каждом конкретном регионе.
В целях реализации указанных программ и обеспечения нормативного единства Минтрудом России совместно с Минфином России принят приказ от 25 марта 2002 года # 57/21н "Об утверждении Положения о финансировании по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета", который определяет порядок, направления расходования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и социальную поддержку безработных граждан, определяет минимальные социальные гарантии для граждан, участвующих в мероприятиях по содействию занятости.
Вторым принципиально важным моментом является существенное уменьшение в 2002 году объема средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по активной политике содействия занятости населения.
Анализируя соотношение затрат на указанные выше мероприятия и на социальную поддержку безработных граждан, можно сделать вывод, что снижение объемов финансирования мероприятий, направленных на трудоустройство безработных граждан, ведет к увеличению затрат на выплату пособий по безработице.
Таблица 6
Финансовые затраты на мероприятия активной политики и материальной поддержки безработных граждан
Финансирование за счет средств. | |||||
Фонда занятости | федерального бюджета | ||||
1998г. | 1999 г | 2000 г | 2001 г. (факт) | 2002 г. (план) | |
1. Материальная поддержка безработных граждан, млрд.рублей | 3,1 | 3,9 | 4,5 | 7,5 | 9,8 |
2.Активная политика занятости населения, млрд.рублей | 1,3 | 2,1 | 6,1 | 3,5 | 1,7 |
3.Уровень безработицы (отношение численности, зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения), (%) | 2,6 | 2,2 | 1,5 | 1,5 | 1,8 |
4.Соотношение затрат на мероприятия активной политики и материальной поддержки безработных граждан, (%) (стр.2 : стр.1) | 42 | 54 | 140 | 47 | 17 |
Из представленных данных видно, что увеличение затрат на мероприятия активной политики занятости влечет за собой, как правило, уменьшение уровня регистрируемой безработицы и снижение удельного размера затрат на мероприятия по социальной поддержке безработных.
В сложившейся ситуации численность участников специальных программ может быть увеличена лишь при условии их софинансирования из иных источников: средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств работодателей, кроме того, за счет реализации инвестиционных программ, реструктуризации отраслей экономики и т.д.
Следует отметить незначительные объемы финансирования за счет средств региональных и местных бюджетов мероприятий по содействию трудоустройству населения. Так, в 2001 году на указанные цели было выделено региональными и местными бюджетам 242,3 млн. рублей (в том числе местными бюджетами - 236,3 млн. рублей, или 97,5 %). Объемы затрат работодателей составили 360,7 млн. рублей. Значительные средства были привлечены в Московской области - за счет средств местного бюджета 7,8 млн. рублей, за счет средств работодателей - 26,6 млн. рублей, в Волгоградской области 5,7 и 48,2 млн. рублей соответственно, в Ростовской области - 10,4 и 13,8 млн. рублей соответственно.
Ситуация, когда регионы, имеющие возможность выделить средства на указанные мероприятия, надеются только на финансирование за счет средств федерального бюджета является недопустимой.
В этой связи перед Минтрудом России и его территориальными органами стоит задача совершенствования подходов привлечения средств региональных и местных бюджетов на реализацию мероприятий активной политики занятости.
Особую значимость приобретает также реализация п.3.1 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы о необходимости обеспечения в полном объеме ежегодного финансирования территориальных программ содействия занятости за счет средств бюджетов всех уровней и средств работодателей.
4. Работа органов службы занятости по реализации активных программ содействия занятости и обеспечению социальной поддержки безработных граждан
4.1 Реализация активных программ содействия занятости
В связи с переходом в 2001 году на бюджетное финансирование реализация мероприятий по содействию занятости населения осуществлялась территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения на основе заключения государственных контрактов с организациями-исполнителями мероприятий по всем видам мероприятий содействия занятости населения.
В целях организации данной работы были изданы приказы Минтруда России от 20 февраля 2001 года # 23 "О проведении конкурсов по реализации мероприятий содействия занятости населения" и от 11 апреля 2001 года # 63 "Об утверждении Порядка размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, направленных на реализацию мероприятий по содействию занятости населения в территориальных органах".
При этом, размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг при реализации мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, социальной адаптации граждан на рынке труда ("Клуб ищущих работу", "Новый старт"), содействия гражданам в организации предпринимательской деятельности, содействия в переезде граждан в другую местность для трудоустройства по направлению территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости, оказанию предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым работникам осуществлялось по согласованию с Минэкономразвития России на условиях закупки работ (услуг) у единственного источника.
Размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг при реализации мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению, организации ярмарок вакансий, информированию населения и работодателей о положении на рынке труда осуществлялось на условиях конкурса в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом от 6 мая 1999 г. # 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
В 2001 году проведено 128547 конкурсов, по итогам которых было заключено 167240 контрактов на сумму 2506,65 млн. рублей.
В целях эффективного использования бюджетных средств органы службы занятости в 2001-2002 годах сконцентрировали свои усилия на реализации приоритетных, наиболее значимых в социальном плане направлениях:
создание условий для расширения доступа безработных и незанятых граждан к активным программам содействия занятости и их материальной поддержки в период активного поиска работы, имея в виду, внедрение инновационных технологий поиска работы, реализацию новых эффективных программ профессионального обучения и профориентации и т.д.;
оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;
развитие и повышение качества системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения.
Реализация мероприятий профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан позволяет повысить конкурентоспособность на рынке труда и увеличить вероятность трудоустройства таких социально уязвимых категорий, как граждане, высвобождаемые в связи с реструктуризацией предприятий и организаций, молодежь, отдельные категории женщин, инвалиды, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, инвалиды, лица, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, длительно безработные.
В условиях коренной модернизации производства работодателям требуются профессионально мобильные работники широкого профиля. Это обстоятельство ставит более 60% состоящих на учете безработных граждан перед необходимостью пройти профессиональное обучение, без которого трудоустройство является практически невозможным. Практика показывает, что большинство работников, высвобождаемых в результате структурной перестройки производства (их численность в общем количестве безработных граждан составила в 2000 году более 20%), нуждается либо в повышении своей квалификации, либо в получении новой специальности.
Органы службы занятости начали внедрение образовательных программ с интенсивными формами обучения: интерактивные обучающие мультимедийные компьютерные программы, технологии дистанционного и модульного обучения безработных граждан, обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности и самозанятости и др.
В настоящее время Минтрудом России совместно с рядом ведущих вузов Минобразования России, Международным центром развития модульной системы обучения МОТ, а также при содействии программы Европейского Союза "ТАСИС" реализуется ряд пилотных проектов.
Внедряются в процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан технологии модульного обучения (Калужская, Костромская, Смоленская и Тульская области).
Технологии модульного1 обучения позволяют с учетом имеющихся знаний и трудовых навыков граждан, направляемых на профессиональное обучение, разрабатывать на базе модулей стандартных учебных программ индивидуальные краткосрочные программы обучения, добиваться экономии средств при сохранении качества подготовки.
С целью обеспечения возможности предоставления качественных образовательных услуг безработным гражданам, проживающим в местах компактного проживания и в сельской местности в Саратовской, Смоленской и Челябинской областях внедряется технология дистанционного обучения. Указанная технология обучения позволяет при отсутствии инфраструктуры образовательных учреждений по месту жительства обеспечить предоставление качественных образовательных услуг безработным с целью трудоустройства на основе применения современных информационных технологий (локальные информационные сети, Интернет и др.).
Под модулем понимается детальное описание знаний, умений и навыков, необходимых для рационального выполнения типового комплекса работ, присущего данной профессии, благодаря чему из программы исключаются те разделы знаний, умений и навыков, которыми, обучаемый владеет.
С целью интенсификации и, следовательно, сокращения сроков обучения безработных граждан, повышения качества их обучения, большинство из 102-х учебных центров и центров профориентации службы занятости оснащены мультимедийными1 компьютерными классами, разработаны и внедряются в учебный процесс 75 интерактивных2 обучающих мультимедийных компьютерных программ для обучения безработных граждан.
Внедрение в учебный процесс мультимедийных компьютерных программ позволяет повысить качество обучения за счет включения обучаемого в динамику учебного процесса, мобилизации ресурсов самого обучаемого для получения и закрепления знаний и навыков.
Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется под конкретные рабочие места по заявкам работодателей, либо под реализацию конкретного бизнес-плана.
Это позволило уже в 2001 году (в пилотных территориях) за счет уменьшения стоимости обучить на 20-30% больше безработных граждан, чем в 2000 году, сократить длительность курса обучения в среднем на 15-25% и соответственно стоимость проживания безработных граждан, направленных на обучение из другой местности - на 20% и сократить в
---------------------------------------
1 Мультимедийные компьютерные классы - позволяют отображать на экранах компьютера с одновременным звуковым сопровождением цветные видеофрагменты, демонстрирующие работу механизмов и машин, мультипликационные изображения, имитирующие сложные технологические процессы, текст и иллюстрации.
2 Интерактивные программы - позволяют не только излагать учебный материал по профессии, специальности, но также контролировать знания обучаемых, выявлять пробелы в знаниях, и указывать те разделы, учебного материала в работающей программе, которые необходимо усвоить для ликвидации выявленных пробелов в знаниях, то есть работают с обучаемым в режиме прямого диалога.
2000-2001 годах сроки обучения данных категорий безработных с 4,0 до 3,5 месяцев, повысить эффективность профессионального обучения (трудоустройство после профессионального обучения) с 93,1% в 2000 году до 97,8% в 2001 году.
В ближайшие годы накопленный опыт работы по совершенствованию образовательных программ по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных граждан будет распространен еще в 20-24 территориях.
Для большинства безработных граждан профессиональное обучение с обязательным предварительным профконсультированием является практически единственным условием для обеспечения возможности последующего трудоустройства или нахождения доходного занятия.
Профориентационное сопровождение профессионального обучения становится важным и перспективным направлением деятельности специалистов по профориентации и психологической поддержке населения в службе занятости, которое позволяет безработным выбрать оптимальное направление профессионального обучения, быстрее адаптироваться к учебе и успешно усваивать необходимые профессиональные навыки.
Особое значение профориентационные услуги имеют для молодежи в возрасте 16-29 лет. Основными целями профориентационной работы с молодежью является ориентация молодых людей на получение базового профессионального образования и обучение методам общения с работодателями при найме на работу.
Это связанно с тем, что зачастую качество подготовки определенной части выпускников учреждений профессионального образования не отвечает требованиям производства. Учреждения профессионального образования еще достаточно медленно реагируют на изменения требований рынка труда и работодателей в части соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. В связи с этим около 30% выпускников профессиональных учебных заведений не могут своевременно найти работу.
Особенно остро стоит проблема трудоустройства выпускников вузов, где реальное трудоустройство по полученной специальности составляет около 20%.
По прогнозным оценкам, даже ограничение роста и сохранение приема в вузы на уровне текущего года в среднесрочной перспективе даст превышение потребности работодателей в специалистах с высшим образованием на 40-50%.
Органы службы занятости взаимодействуют с органами управления образованием по перепрофилированию направлений подготовки специалистов, а также инициируют открытие новых специальностей, сбалансированных с потребностями территориальных рынков труда.
Вследствие низкой конкурентоспособности на рынке труда многие выпускники общеобразовательных учреждений обращаются в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве или для регистрации их в качестве безработных.
Однако, за последние годы в сфере образования происходят позитивные изменения. Принята Концепция модернизации образования на период до 2010 года, а также Национальная доктрина образования, которые являются важнейшими документами, определяющими государственную стратегию и политику в области образования и переподготовки кадров. Главными принципами модернизации образования являются обеспечение общедоступности, высокого качества подготовки, ориентации на потребности личности и перспективы развития экономики.
Территориальные органы службы занятости совместно с органами управления образованием в течение ряда лет предпринимают совместные меры по оказанию содействия выпускникам общеобразовательных учреждений в получении профессионального (как правило, начального и среднего) образования до начала их трудовой деятельности. Такое содействие ежегодно получают более 100