О мерах по поддержанию занятости населения и работе служб занятости населения в Российской Федерации
* Жирным шрифтом показаны прогнозные данные Минтруда России, обычным шрифтом - прогнозные данные Минэкономразвития России.
Исходя из этого решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
3. Новые условия работы службы занятости
Начиная с 2001 года реализация государственной политики содействия занятости населения осуществляется в качественно новых условиях финансирования.
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года # 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года был упразднен Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и финансирование политики занятости осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В этой связи возникла необходимость принципиального реформирования службы занятости, которое было осуществлено по двум основным направлениям:
перестройка структуры органов службы занятости населения и их финансового обеспечения;
изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.
3.1. Реформирование органов службы занятости
Федеральная государственная служба занятости населения была образована в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в апреле 1991 года. За годы своего существования служба занятости сформировалась как федеральная государственная структура, непосредственно отвечающая за реализацию активных мероприятий по содействию занятости населения, своевременное и в полном объеме предоставление гарантированных государством услуг и социальных выплат безработным гражданам.
В новых условиях финансирования реформирование структуры органов службы занятости было направлено на разделение территориальных органов по выполняемым функциям на:
органы государственного управления на уровне всех субъектов Российской Федерации - Департаменты федеральной государственной службы занятости населения (ДФГСЗН), штатная численность которых составляет 6250 человек, занимающиеся разработкой и реализацией государственной политики занятости. При этом Департаменты были созданы в регионах, ранее не имевших территориальных органов занятости (г. Москва, Оренбургская, Омская, Липецкая области, республики Коми, Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Мордовия, Чеченская республика). Департаменты, находящиеся в центрах федеральных округов, получили ряд новых функций, связанных с координацией работы в округе в сфере содействия занятости населения и взаимодействием с аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе;
органы, непосредственно предоставляющие услуги населению по содействию в трудоустройстве - государственные учреждения- центры занятости населения (штатная численность основного персонала составляет 27028 человек) в 2242 городах и районах. Центры занятости населения постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 года # 341 включены в перечень организаций, находящихся в ведении Минтруда России.
Таким образом, структура органов федеральной государственной службы занятости населения состоит из управленческого звена - Минтруда России и ДФГСЗН во всех субъектах Российской Федерации, и исполнительного звена - центров занятости населения.
В результате реорганизации территориальных органов службы занятости численность основного персонала уменьшилась на 1,9 тыс. человек или на 6% (с 35,2 до 33,3 тыс. человек).
Работники Департаментов являются федеральными государственными служащими, а работники центров занятости населения - работниками бюджетной сферы и оплачиваются по Единой тарифной сетке (ранее основной персонал центров также оплачивался как госслужащие).
С целью оказания услуг безработным гражданам по профессиональному обучению и профориентации в 56 субъектах Российской Федерации ДФГСЗ создано 97 учебных центров и 5 центров профессиональной ориентации.
Численность работников учебных центров и центров профориентации составляет более 3,5 тысяч человек.
Помимо этих структур при органах службы занятости созданы и действуют и другие структуры, целью которых является содействие занятости различным категориям граждан - социально-деловые центры, молодежные биржи труда и другие, являющиеся самостоятельными и самофинансирующимися учреждениями.
Различия в статусе и месте, занимаемом этими структурами в системе службы занятости, определили их задачи и обязанности.
Минтруд России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости и социальной поддержки безработных граждан.
Основные функции ДФГСЗН носят преимущественно организационный, распорядительный и контрольный характер:
разработка территориальных мероприятий (в том числе программ) содействия занятости населения и их организационно-методическое сопровождение;
планирование и распределение финансовых средств для реализации мероприятий содействия занятости;
контроль за расчетом размеров и оформлением пособий, стипендий, других выплат;
проведение финансовых операций и взаимодействие с органами федерального казначейства;
управление федеральной собственностью органов службы занятости и т.д.
В центрах занятости населения в городах и районах осуществляются, преимущественно, функции по предоставлению конкретной помощи незанятому населению в трудоустройстве, а также по материальной поддержке безработных граждан:
выплата пособий по безработице, стипендий и материальной помощи на условиях и в порядке, установленных законодательством о занятости населения;
информирование организаций и граждан о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовке;
учет и регистрация граждан, обращающихся в центры занятости в целях поиска подходящей работы, регистрация граждан в качестве безработных;
проведение профессиональной ориентации, оказание психологической поддержки для ищущих работу и безработных;
отбор и направление на профессиональное обучение, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан, а также высвобождаемых работников в соответствии с действующим законодательством;
формирование, ведение и использование банка данных о рынке труда, в том числе о спросе и предложении на рабочую силу;
проведение финансовых операций и взаимодействие с органами федерального казначейства и т.д.
Учебные центры и центры профориентации органов службы занятости, действующие на основе полной самоокупаемости, оказывают услуги на договорной основе безработным гражданам, высвобождаемым работникам и персоналу предприятий, а также координирует работу образовательных учреждений, привлеченных к профессиональному обучению безработных граждан, в части совершенствования организационной и учебно-методической работы.
Необходимо отметить, что сложилась действенная система органов занятости населения, которая в основном позволяет решать проблемы, связанные с обеспечением занятости населения.
Вместе с тем, проводимая реорганизация органов службы занятости в 2001-2002 годах выявила ряд проблем.
Переход с 1 января 2001 года на оплату труда работников центров занятости населения по нормам ETC (вместо ранее установленных для них норм госслужбы) при одновременном увеличении в 2001 году нагрузки на персонал центров занятости населения привел к увольнению из службы занятости определенной части высококвалифицированных специалистов.
Еще одна проблема - высокая арендная плата за помещения, используемые органами службы занятости. Так, например, в Московской службе занятости она составляет 45% от всех коммунальных платежей.
Инвестиционная программа 2001 года по службе занятости, предусмотренная федеральным бюджетом, составила 101 млн. рублей и дополнительно из остатков средств фонда занятости, зачисленных на счета федерального казначейства, - 307 млн. рублей. Это позволило завершить строительство объектов в г.г. Горно-Алтайске, Саратове, Оренбурге, Волгограде, Ростове-на-Дону, Липецкой области, приобрести помещения более чем для 100 центров занятости в городах и районах 32 субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, инвестиционная программа 2002 года по службе занятости составляет лишь 50 млн. рублей, что не позволяет рассчитывать на оперативное решение проблемы обеспечения органов службы занятости собственными помещениями.
3.2. Изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан
В 1991 - 2000 годах финансирование мероприятий по содействию занятости населения, социальной поддержке безработных граждан, а также содержания территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения производилось за счет средств внебюджетного Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости).
Формирование данного фонда происходило за счет обязательных отчислений предприятий, учреждений и организаций в размере 2,0 % (в дальнейшем - 1,5%) фонда оплаты труда. Доходы и расходы Фонда занятости утверждались федеральным законом о бюджете Государственного фонда занятости населения на соответствующий год.
Затраты Фонда занятости на реализацию мероприятий политики занятости в 1998 - 2000 годах приведены в таблице 3.
Таблица 3
Затраты Фонда занятости на реализацию мероприятий политики занятости в 1998 - 2000 годах
млрд.рублей
Мероприятия | 1998 год | 1999 год | 2000 год |
Специальные (активные) программы содействия занятости (общественные работы, временная занятость подростков, социальная адаптация на рынке труда, информирование населения) | 0,7 | 1,2 | 4,2 |
Программа профессионального обучение лиц, признанных безработными | 0,6 | 0,9 | 1,9 |
Программа материальной поддержки безработных (пособия по безработице, досрочные пенсии, материальная помощь) | 3,1 | 3,9 | 4,5 |
Итого | 4,4 | 6,0 | 10,6 |
В соответствии с Положением о Фонде занятости 80% собранных средств оставалось в распоряжении территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения, а 20 % - перечислялось в федеральную часть Фонда, которая использовалась для поддержания территорий, испытывающих трудности при формировании Фонда занятости.
Причины ухудшения финансового положения Фонда занятости и недостатки в распределении средств между территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения были вызваны:
во-первых, обострением экономического кризиса в стране, особенно, в области финансовой деятельности предприятий, что влекло за собой образование задолженности предприятий по страховым взносам;
во-вторых, расширением практики взаимозачетов и перечислений страховых взносов в Фонд занятости продуктами питания и промышленными товарами, следствием которой стало резкое сокращение денежной массы в Фонде занятости и выплата пособий по безработице товарами и продуктами питания;
в-третьих, неравными возможностями профицитных и дефицитных территорий в организации мероприятий по содействию занятости населения (таких как профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите). Так например, в дотационных территориях (Ивановская, Мурманская, Архангельская и другие области) в те годы практически были свернуты программы профессионального обучения безработных граждан, специальные программы содействия занятости населения.
Однако за общими причинами, вызвавшими рост дефицита средств Фонда занятости, стоял кризис самой системы его формирования, которая уже в конце 90-х годов перестала отвечать потребностям и реалиям складывающейся экономической ситуации, что потребовало перевода финансирования территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения за счет средств федерального бюджета. Ликвидация Фонда занятости явилась закономерным последствием сложившейся ситуации.
Начиная с 2001 года, Минтруд России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по содействию трудоустройства населения и социальной поддержке безработных граждан, по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, которыми являются территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения, центры занятости населения в городах и районах.
Финансирование территориальных органов службы занятости в 2001 году производилось за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы, действие которой было пролонгировано на 2001 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года # 1034.
Объемы финансирования мероприятий по содействию трудоустройства населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2000 года # 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и фактические затраты в 2001 году приведены в таблице 4.
Таблица 4
Использование средств федерального бюджета в 2001 году на мероприятия по содействию трудоустройства населения, профессиональному обучению безработных граждан, профессиональной ориентации граждан и социальной поддержке безработных граждан
млн.рублей
Мероприятия | Объемы финансирования в 2001 году | Остатки средств федерального бюджета на начало 2002 года | |
Предусмотрено Федеральным законом | Фактически израсходовано | ||
Мероприятия по содействию трудоустройству населения, включая профессиональное обучение безработных граждан и профессиональную ориентацию граждан | 3547,1 | 3399,3 | 147,8 |
Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан | 10177,7 | 7629,6 | 2548,1 |
В 2002 году Федеральным законом от 30 декабря 2001 года #194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено финансирование следующих мероприятий по содействию трудоустройства населения, переобучению безработных граждан, профессиональной ориентации граждан и социальной поддержке безработных граждан.
Таблица 5
Соотношение затрат федерального бюджета на мероприятия по содействию трудоустройства населения, переобучению безработных граждан, профессиональной ориентации граждан и социальной поддержке безработных граждан в 2001 и в 2002 годах
млн.рублей