"Вовочка"
что это такое?" - "Да это же очень просто. Вон - глядите: за окном три женщины сидят и едят мороженое. Одна мороженое лижет, другая кусает, а третья сосет. Как Вы думаете, какая из них замужем?" - "Да ты просто наглец! Вон отсюда и без родителей не возвращайся!" - "Ну что вы! Замужем та, которая с обручальным кольцом. А вот вам, Мариванна, надо срочно к сексопатологу!""Вовочкина" победа над учительницей - это комическое посрамление тех условностей, кбторыми общество пытается сдержать и урегулировать природное начало в человеке.
Олицетворяющий его "Вовочка" отличается не только нечистоплотностью и сексуальностью. "Вовочкина" борьба с культурой затрагивает и основную сферу духовной жизни: вызов об щественным приличиям и условностям распространяется н язык, речевую деятельность и словесное ^творчество. Он подает ся как выдающийся сквернослов, знающий "плохие" слова сыз мальства.
Бабушка везет Вовочку в коляске. Он просит рассказать сказку. Вабушка начинает: "Сорока-воровка кашку варила... Этому дала, этому дала, этому дала..." Вовочка перебивает ее вопросом: "Бабушка, а что, сорока блядь была?"
Одним знанием речевых непристойностей дело, конечно, не ограничивается. Малолетний "Вовочка" постоянно пользуется не цензурной бранью, общаясь с окружающими.
Тетка делает Вовочке "козу". Он ей: "У, блядисса!" Она: "У тебя еще зубов нет, а уже материшься1" Вовочка открывает рот. "А это сто - хуй собацнй?"
Это опять-таки может идти из дома. В первую очередь - от отца:
Вовочкина учительница, обеспокоенная тем, что он много ругается, решила сходить к нему домой. Пришла, звонит в дверь. Ен открывает импозантный мужчина в роскошном халате, на носу пенсне. Увидев учительницу, он говорит внутрь квартиры: "Вольдемар, к вам дама!" - "А не пиздишь?" - "Бля буду", - отвечает отец, поправляя пенсне, - тогда как мать, напротив, запрещает "Вовочке" употреблять "плохие" слова.
Вовочка - маме: "Мама! У меня жопа болит!" - "Вовочка] Что ты го веришь?! Такого слова нет!" Вовочка: "Странно! Жопа есть, а слова нет!"
Иногда источником "Вовочкиной" осведомленности по част) нецензурных слов и выражений выставляется и школа.
Вовочка первого сентября возвращается из школы, рваный и грязный, говорит: "Эх вы, родители! Не знаете, что пиписка - это хуй!"
Однако это происходит крайне редко. Более привлекательны" является образ малолетнего сквернослова.
В детском саду отмечают День советской милиции. Воспитательница про сит детей выступить на утреннике. Вовочка: "Я расскажу стихотворене
Только там слова плохие встречаются. Что делать?" - "А ты вместо них говори „ля-ля"". Вот на утреннике кто спел, кто станцевал, а Вовочка вышел и читает: "Ля-ля-ля, ля-ля-ля, советская милиция!"
Анекдот интересен тем, что отмечается понимание "Вовочкой" непристойности определенных речений. Об этом же свидетельствует целый ряд других анекдотов.
Мать обещает Вовочке рубль, чтобы он только не говорил "черт побери". Вовочка положил деньги в карман и говорит: "Мама, а я ведь знаю выражение, которое десяти рублей стоит!"
Вовочка и Танечка едут в автобусе и ругаются: "Дурак!" - "Сорока из русской народной сказки!" - "Кретин!" - "Сорока на русской народной сказки!" Мужчина спрашивает: "Мальчик, а почему она говорит тебе обидные слова, а ты ей- „сорока из русской народной сказки"?" - "А это та, которая „этому дала, этому дала, а этому не дала ".
Использование эвфемизма показывает, что сквернослов вполне может обходиться без нецензурной брани. Влечение "Вовочки" к "грязным" словам и различного рода скабрезностям, разумеется, обусловлено его связью с материальной грязью и физиологическим "низом", его природной дикостью. Однако ее стихийным проявлениям предпочитается вполне сознательное нарушение им приличий и порядка. Именно в этом чаще всего и заключается смысл " Вовочкиного" сквернословия. Характерна обстановка, в которой чаще всего сквернословит "Вовочка". Это - школьный урок, являющийся самым серьезным и официальным мероприятием детской жизни. Вызов общественным условностям может последовать на любом уроке, хотя обычно это происходит на уроке словесности. "Вовочка" отличается по ходу выполнения самых разнообразных заданий и упражнений. От элементарных - когда, например, нужно назвать слово, начинающееся определенным звуком:
Учительница просит назвать слова на букву "f>", потом - на "х". Вовочку не вызывает. Боится, что скажет пошлость. Когда же стали называть на "к", учительница обратила внимание на тянущего руку Вовочку и вызвала его, Ведь на "к" вроде бы нет матерных слов. Вовочка: "Карлик!" - "Молодец, Вовочка)" - "Но с каким хуем!"
Приехала комиссия в школу. Учитель - Вовочке: "Чтоб при гостях матом не ругался!" Входит комиссия в класс. Один дядя задает вопрос: "Кто из вас знает зверя на букву „е"?" Встает Машенька: "Енот". - "А еще?" Молчание. Вовочка тянет руку. Учитель его не спрашивает, но Вовочку спрашивают дядя: "Ну, пип-ч^н'. Винччка Bi.i-dti i волк!"; или составить предложение с определенными словами:
На уроке русского языка учительница говорит: "Дети! Сегодня мы с вами научимся применять слова „наверное" н „потому что". Леночка, какой ты можешь привести пример с этими словами?" Леночка встает и говорит: "Наверное, сегодня будет дождь, потому что с утра, были тучи". - "Молодец! Садись! А теперь ты, Коля". Коля встает: "Наверное, эавтра будет много грибов, потому что сегодня пройдет дождь". - "Молодец! Садись! А теперь ты, Вовочка". - "Дедушка взял газету и вышел из комнаты". - "Послушай, Вовочка, а где же здесь „наверное" и „потому что"?" - "Наверное, срать пошел, потому что читать не умеет" - до более сложных, где требуется составить рассказ или написать сочинение на заданную тему:
Учительница: "Вовочка, расскажи про зиму". Вовочка: "В лесу темно. На полянке лед. Волки ебутся. Только неудобно - ноги разъезжаются". - "Садись! Два!" - "Конечно, два. Где ж там третьему-то быть?!";
Вовочка пишет в сочинении на тему "Весна": "Солнце. Снег начинает таять. Волки трахаются". Учительница: "Вовочка! Это неудобно!" - "Конечно, неудобно - ноги-то разъезжаются!", а за заданием вспомнить стихотворную строчку из "классики":
Учительница просит детей вспомнить стихотворную строку из классики. Вовочка тянет руку. Его вызывают. Он читает: "Я любил ее шутя, груди голые крутя". - "Вовочка! Выйди на класса)" Вовочка выходит. Навстречу ему директор: "Что случилось?" -- "Учительница просила вспомнить строчку из классики. Я и прочел „Я любил ее шутя, груди голые крутя!"" - "А где же здесь классика?" - "Так она же не дала закончить: „То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя"", следуют, наконец, упражнения в поэтическом творчестве:
"Дети, я даю вам предложение, - говорит учительница, - а вы придумайте рифму, чтобы получилось стихотворение: „Если б я имел коня..."" Петя: "Если б я имел коня, я б кормил его три дня". - "Садись, Петенька, пять!" Маша: "Если б я имел коня, н б поил его три дня". - "Машенька, это очень похоже на Петино. Садись, три!" Вовочка встает и говорит: "Если б я имел коня, это был бы номер. Если б конь имел меня, я б, наверно, помер!"
Марья Ивановна просит придумать стишок со словами "камыши" ландыши*" и йот души". Леночка: "Вот пошли мы в камыши. И нарвал"-ландыши. Все мы рады от души". Вовочка тянет руку. Ну что он cмoяte^ придумать с такими словами? Марья Ивановна и вызвала его. Вовочка: "Мы упали в кямыши. Посбались от души. На хуя нам ландыши!"
Апофеозом же "Вовочкиного" искусства слова становится загадывание загадок, по ходу которого он в очередной раз посрамляет "Марью Ивановну".
Учительница не разрешает Вовочке загадывать загадки. Боится, что ска. жет пошлость. Но он так тянул руку, что она его вызвала. "Что за слово, где первая буква „х", последняя „и", а между ними "у"?" Никто из детей не знает. Учительница покраснела н хотела его наказать. Но Вовочка успел сказать: "Хемингуэй!"
Учительница задает загадки детям. И тут Вовочка решил задать загадку учительнице. Она согласилась. Вовочка говорит: "Марья Ивановна, назовите слово из трех букв!" Учительница думает. "Вы недавно держали его в руках", - подсказывает Вовочка. "Выйди вон1" - кричит учительница. "Марья Ивановна, это мел! Но ход ваших мыслей мне нравится!"
"Вовочкино" замечание про "ход мыслей" заимствовано из американских анекдотов о мальчике "Херби". Воспользоваться чужим материалом побуждает потребность в сюжетах, развивающих тему шутовства. "Вовочка" - не просто "матерщинник": на школьных уроках он зачастую ведет себя как шут, занимаясь привычным для того делом - "переводом всякого высокого ритуала и обряда в материально-телесный план"'. Этот шут не столько сам нарушает приличия, сколько провоцирует на это окружающих - прежде всего "Марью Ивановну", разоблачая их фальшь и лицемерие. Из-под условных и официальных форм человеческой культуры "Вовочка" извлекает основу жизни - ее материально-телесное начало:
Учительница спрашивает детей о художественных талантах их родственников. Кто поет, кто танцует. Вовочка: "А вот мой дедушка умеет волком выть!" Учительница заинтересовалась и попросила привести деда в школу. Вовочка привел. Учительница: "Вы, дедушка, умеете волком выть?" Дед (испуганно): "Да что вы?1" Вовочка: "Что ты, дед?! Когда ты последний раз бабку трахал?" Дед: "У-у-у-у-у-у..."^
А ведь, кроме рассмотренного только в самых своих исконных формах озорства и лишь мимоходом отмеченного шутовства,
"Вовочка" представляется еще и простаком. Обыгрывание детской наивности позволяет добиться не меньшего комического аффекта, чем в анекдотах о проделках малолетнего озорника. Отсюда - популярность анекдотов о наивном "Вовочке", его простодушном непонимании "взрослого" языка, "взрослых" интересов и явлений "взрослой" жизни.
Вовочкины родители легли спать. Под дверью в их комнату стоит Вовочка и подслушивает. "Дорогая, ты кого хочешь: мальчика или девочку?" - "Я бы хотела девочку". - "Хорошо, будет тебе девочка!" В комнату влетает Вовочка: "А мне - саблю, буденовку и велосипед)";
Дети рисуют солнце. Вовочка нарисовал его с ножками. "Почему?" "А я ночью слышал, как папа маме говорил: „Солнышко, раздвинь ножки!"";
Мама жарит котлеты. Вовочка подходит и спрашивает: "Мам, а стюардесса - это котлета или рыба?" - "С чего ты это взял, Вовочка?" - "Да папа вчера по телефону рассказывал, как они всем экипажем стюардессу жарили";
На урок английского языка пришел представитель гороно, пожилой мужчина, и сел рядом с Вовочкой на задней парте. "Дети, я сейчас напишу предложение, а вы мне его переведете", - сказала учительница. Написав предложение, она случайно уронила мел н нагнулась, чтобы подобрать его. Вовочка поднимает руку. "Отвечай, Вовочка!" - "С такой задницей тебе не в школе работать!" - "Вон из класса!" В дверях Вовочка обернулся и говорит мужчине: "А ты, козел старый, не знаешь - так и не подсказывай! ";
Учительница спрашивает, какой рост был у Ленина. Дети отвечают: "Сто шестьдесят сантиметров". - "А у Сталина?" - "Сто пятьдесят сантиметров". - "А у Брежнева?" Никто не знает. Она дает задание узнать дома н завтра ответить. Назавтра опять никто не знает, кроме Вовочки. "Рост Брежнева - шестьдесят восемь сантиметров". - "Почему так мало?!" - "Все правильно - я измерил. Мама сказала, что он ей до попы".
В привычные для "Вовочки" сферы существования вторгается политика. "Вовочка"-Простак помогает осмеять лживые идеологические догмы.
Воспитательница в детском саду спрашивает: "Дети, в какой стране самые красивые игрушки?" Дети (хором): "В Советском Союзе!" Воспитательница "А в какой стране самые нарядные детские одежды?" Дети (хором): "В Со ветском Союзе!" Воспитательница: "А в какой стране самое счастливое дет ство?" Дети (хором): "В Советском Союзе!" Вдруг Вовочка заревел. Воспи татсльница: "Вовочка, почему ты плачешь?" Вовочка (сквозь слезы): "Хоч; жить в Советском Союзе!"
Это - лишь небольшая часть анекдотов о наивном "Вовочке". Между тем с ними уже соседствуют анекдоты о "Вовочке"-дураке.
"Вовочка, скажи, сколько длилась Столетняя война?" - "Это... не, не знаю!" - "Ну, хорошо. Скажи, сколько лет десятилетнему мальчику?" - "Десять". - "Так сколько же длилась Столетняя война?" - "Десять лет!"
Они еще более осложняют образ "Вовочки", контрастируя с остроумием и хитростью, которыми порой отличается "Вовочка"-озорник и которые демонстрировал "Вовочка"-шут.
Впрочем, остроумие и хитрость "Вовочки" имеют весьма специфический характер. Даже в тех случаях, когда его выставляют умнее своих благонамеренных оппонентов, "Вовочка" побеждает и осмеивает их, не принимая навязываемой ему логики, как, например, в очередном поединке с "Марьей Ивановной", для доказательства глупости и неразвитости которой достаточно принять всерьез шуточную загадку.
Учительница: "Дети! Слушайте условия задачи, решать будем устно: летят четыре гуся - три белых и один серый. Сколько мне лет?" Все молчат. Вовочка поднимает руку. чОй, Вовочка, опять ты какую-нибудь глупость скажешь!" - "Нет, Марья Иванна, я решил". - "Ну, говори!" - "Вам двадцать шесть лет". - "Правильно! А как ты решил?" - "Мама меня полудурком называет, а мне тринадцать лет..."
Возмутитель общественного спокойствия, он и в сфере умственной деятельности избегает рутинных, "правильных" решений, в связи с чем "Вовочкина" изобретательность иногда отличается той парадоксальностью, которую демонстрирует фольклорный глупец, прибегая к абсурдным и весьма замысловатым средствам достижения реальной цели. Однако в отличие от последнего наш изобретательный шут всегда добивается своего:
Учительница дала задание детям принести в школу говорящих птиц. Все дети принесли попугайчиков. А Вовочка - воробья и филина. Учительница: "Вовочка! Разве это говорящие птицы?" - "А как же! Смотрите! Воробей. сколько стоит бутылка водки?" - "Чирик!" Вовочка: "Филин, подтверди!" - "Угу!"; "*
Учительница дала задание детям после летних каникул принести в школу по певчей птичке. Все принесли птичек, а Вовочка принес змею. "Вовочка! Это же змея!" - сказала учительница. "Нет! Раз поет - значит, птичка.
Смотрите..." Он стукнул змею раз. Змеи: кШ-ш-ш Третий раз. Змея: "Ш-ша-ловьи поют".
Мифологическая подоплека последнего сюжета, которую не исчерпывает и отождествление змеи с птицей, обращает к истокам образа анекдотического героя. Он продолжает борьбу мифологического трикстера^ с космическим и социальным порядком, собирая вокруг себя и сохраняя его культурное наследие (фольклорные маски "хитреца", "шута" и "глупца", которые сочетались в озорнике-трикстере и совмещаются в его преемнике " Вовочке " ). Анекдоты о " Вовочке " пародируют мифологию "героического детства"^ свидетельством чего - и "чудесное" рождение "Вовочки":
Вовочка спрашивает отца: "Как я на свет появился?" - "Игрались на лужайке коаел с козочкой - вот ты и появился", - ответил отец. Вовочка идет к маме: "Как я на сеет появился? Папа непонятно объяснил". - "А что он тебе сказал?" - "Игрались на лужайке козел с козочкой, - сказал папа, - вот я и появился". - "Все было не так! Парили в небе орел с орлицей. Парили, парили - вот ты и появился. А папа был козлом - козлом и остался!"; и его удивительные способности:
Вовочка пришел а школу и нарисовал на парте муху. Учительница била-била по ней, а потом до нее дошло, что муха нарисованная. Вызвала она Во-вочкиного отца и говорит ему: "Вовочка нарисовал муху на парте. Я об нее чуть руку не сломала!" А отец говорит: "Это еще что! Он