О смысле новейшей Российской истории - и перспективах ее - в ее православной ретроспективе

материальную, и потому способную сохранять его в форме. (А

"форма" <всего материального> - и признраётся уже в философии,

как нематериальное)

- Именно эти мотивы и преобладали у князя Владимира, когда тот обдумвал,

"какую же новую веру принять" для Руси взамен давно уже давшего трещины

(в этой роли) язычества. Языческие "божки" и были способны что-либо объ-

единить на уровне только "удельного княжества"; а тут нужно было одно

государство. Поэтому и интерес особый питал к себе моно≈теизм. Был приг-

лашён христианин, мусульманин, еврей. Но еврейскую веру принять помешали

одни обстоятельства, мусульманство же - в частности, его запрет на упот-

ребление спиртных напитков…, "подошло христианство": именно в силу такой

своей "утилитарности", а НЕ КАК ИСТИНА, ради принятия которой необходимо

бывает порой и ОТВЕРГНУТЬ ЛЮБЫЕ УДОБСТВА (именно как принимали её первые

христианские мученики…).

…Первых христиан казнили именно за то, что они "подрывают го-

сударственные устои"; - "за атеизм" (как гласило официальное

их обвинение); - то есть, изначально оно и не было вообще, в

общепринятом смысле, "религией"… …Но вот, атеизм уже больше-

вистский очень юродски свидетельствует о таком "историческом

перегибе"…

Ибо, вот так и всё дальше. Христианство пытались использовать для охра-

нения тех старых принципов жизнеустройства, которые мало чем отличались

от до≈христианских (языческих…). Сперва в Византии, а после - в России.

И точно так же убивали всё новое, как большевики потом - старое… Суть

большевистского переворота надо видеть начиная с того, что христианство

использовали попросту как … "спуд" (для "стабилизации жизни"), где всё

значение имела вот эта "общая масса" его ("политический вес"), то есть,

сила инерции. (И даже не "сила соли", которую отмечает Евангелие

[Мф.5:13]) "Не учли" одного… - Вот, "спуд" этот и перевернулся…

…Это как если (простите за грубый - и "детский" - пример) использо-

вать, скажем, компьютер для забивания гвоздей - только лишь потому, что

он, чисто физически, обладает внушительной массой…

Что в переводе на христианство и означает: "РЕЛИГИЯ". Есть же,

ведь, в нём что-то общее, что роднит его и с "религией вообще"

(как и компьютер родниться может с молотком по "физической

массе"…), равно как всем тем, для чего религии у людей обычно

используются: "идеологического обеспечения" того, что есть на

земле, как-бы "с неба"

…Но можно ли христианство использовать так?! <Этот вопрос с особою силою

звучит теперь, когда готовы хвататься за всё, что угодно в качестве иде-

ологии> - Конечно, в нём можно найти <если хорошо поискать> и такую оп-

ределённую сторону, которая определённое время способна служить в этой

роли. Но это - достаточно внешняя сторона христианства, не касающаяся

его существа. По существу, ведь, оно не предназначено для "идеологичес-

кого обеспечения" того или иного на земле государства (а так как "госу-

дарств" таких на земле очень много, и хотят они очень часто противопо-

ложного, то - попросту лжи…), поскольку САМО ПРЕТЕНДУЕТ НА ЦАРСТВИЕ БО-

ЖИЕ, которое принципиально во всём не такое, как эти все…

Христианство нельзя применить как обычного рода "религию", или

- "идеологию"…, чтобы заполнить тем самым определённую "брешь"

в государстве без серьёзных от того для себя последствий…, ибо

(в отличие от всех прочих "религий") оно - не "бездушная

вещь", но живое.

Оно даст при этом самые непредвиденные "всходы", ростки, которых вы и не

ожидаете… Вообще - НЕЗЕМНУЮ КУЛЬТУРУ. В нём заговорят все те силы, кото-

рые изначально были предназначены для изменения мира всего, а вот тут -

их пытаются "приспособить" к чего-нибудь в этом мире…

Да ведь, это же всё равно, как скажем, (- продолжим "детские приме-

ры" -) использовать ядерную боеголовку для рытья обыкновенных траншей

(причём, не "с помощью взрыва", а применяя её в качестве "бомбы" на экс-

каваторе…). Или, другой вот пример: использовать ядерные ракеты в роли

обычного "частокола" (что первобытные африкансканские племена, попавшие

в сферу военных поставок СССР, как утверждают, иногда и делали…). То

есть, для обычного человеческого разграничения и раз≈граждения в области

мира сего. Одним словом, ГОРДыни. Национальной гордыни, или какой-то

ещё… (Что, по самому христианству, и является максимальным грехом…)

═════════════════════════════════════════════════════════

║ Православное христианство как Вероучение, в самом корне ║

║ своём отличающееся от всего остального, исторически и ║

║ пытались использовать в качестве "идеологического обес- ║

║ печения" для государств в области "мира сего", от всего ║

║ остального, по правде сказать, мало чем отличавшихся… ║

─────═════↓═════════════════════════════════════════════↓═════─────

│ …Но это им придавало - морально особую силу, и самоуверенность, и │

│ гордыню в себе…, в результате чего государства эти становились им- │

│ периями: сперва Византийская, после - Российская… │

── - Причём, "соревновавшиеся" во всех отношениях с бывшей до ─

│ этого уже языческой: "Римской"; - что зафиксировано в истори- │

│ чески очень известном высказывании, которым льстец Ивана Гроз- │

│ ного изрядно удовлетворил своего господина: "Москва - третий │

── Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывати"… ──

│ Но после и эти империи пали, ибо Богом, как видно, не было попущено │

│ нечто гораздо худшее… │

Ведь:──────────────────────────────────────────────────────────────────

Что вообще может быть, когда его этот потенциал - который вообще не

от мира сего - становится в мире этом управляем (на≈правляем) началом

каким-нибудь мелко-языческим?… - Большевистский период наглядно очень

демонстрирует кое-что из того, что же при этом бывает… По сути же, это и

есть уже формула анти≈христианства, в которой "антихрист" - не лишь

только "имя", а очень чёткая категория… Но вот, и "антихриста"-то пыта-

ются "вычислить" только "по имени"… …Говорят, он обязательно произойдёт

из народа израильского. Вот, сидят все, и думают: "Не тот ли?"…, "Не тот

ли?"… - И христиане сидят, и евреи… Но только одни ожидают "Антихриста",

а другие - "Мессию". Но как одни проглядели Мессию (в Христе), так и

другие подумать совсем не хотят: Какой же вам ещё нужен "Антихрист"?!…

* ------- *

+

Вообще-то, по правде сказать, "очень вредно" так сравнивать христи-

анство с "другими религиями". Особенно - в историческом плане. Они, как

правило, сразу не понимают: "Причём тут история?"; равно как и "нерели-

гозный" вообще человек сразу же может сказать: "Причём тут христианс-

тво?". Но христианству присущ историзм. В истории даже претерпевает оно

своё собственное развитие. И можно даже сказать, что история есть сторо-

на христианства, его определённая часть. А другая часть - уже "над≈исто-

рия", Вечность… Христианство и есть - сама связь исторически становящей-

ся Вечности с этим нашим временем. Что хочет вообще государство, про-

возглашающее себя "христианским"? - Выдвигает ли, этим, оно определённо-

го рода идею о связи времени с вечностью? Или же, напротив тому, так хо-

чет оно любыми путями продлить своё бытие на земле как можно дольше во

времени, не связанном ни с какой вообще вечностью?…

Таков есть вопрос, который поставить должно богословское рассмотре-

ние истории. Или, если так можно сказать, её богословие. Существует же

ведь, например, философия истории (можно развить, наконец, и историю бо-

гословия…); почему бы не быть и ЕЁ БОГОСЛОВИЮ?… Показанная слегка здесь

сейчас её категория как святыни это вполне позволяет.


Б О Г О С Л О В И Е Р О С С И Й С К О Й И С Т О Р И И


Да, именно в таком "странном жанре" и выдержано всё это моё сочине-

ние. Это не должно удивлять. В своё время, ведь, было удивительным пере-

несение на историю психоанализа Фрейда. Сейчас же так называемое "кол-

лективное бессознательное" и есть почти норма в рассмотрении явлений её.

Однако, при этом никак не учитывается тот более общий контекст, а ЧТО

ЕСТЬ ИСТОРИЯ ВСЯ?

МИКРО≈ и МАКРО≈ ИСТОРИЯ

Почему-то обычно считается, что "занятие историей" - непременно ка-

кое-нибудь "копошение в датах" и выяснение <доселе неведомых> фактов со-

бытий, состоявшихся между этими датами… При этом из виду совсем упус-

кается то, что, ведь, ВСЯ НАША ИСТОРИЯ ПОДЕЛЕНА НА ДВЕ ЭРЫ ОДНОЙ ДАТОЙ:

Рождения Христа. И - была история, которая этой дате предшествовала; бы-

ла же история, которая этой дате последовала. И эта, вторая, история -

во всём не такая, как та, предыдущая…; хотя есть в ней и её повторы

- Вот, к одному из подобных повторов и пытаюсь я здесь отнести

происшедшее при большевизме с Россией. …Ведь, это же прямо по-

добно тому, что часто происходило с народом Израильским в Вет-

хом Завете - как следствия его отступления от веры в Единого

Бога, и подмены Его идолами.

В основе этого моего сочинения - именно такой "мега≈историчный" подход к

рассмотрению российской истории. Тем более, что Россия всегда историчес-

ки сознавала себя как преемницей христианства, то есть непосредственно

находящейся на Оси истории, положенной Самим Господом Богом от древних

пророков Израильских, и упирающейся, вот, прямо в нас… …Посмотрим же,

чего она явилась преемницей: света Христова, или же тьмы иудейской?…

Некоторое замечание о русских и евреях

…Противопоставление основной нации евреям так или иначе оказывалось

всегда в центре европейской истории 20-го века, и знаменовало её в наи-

более антихристовых её проявлениях… …Но если принять ТАКОЙ БИБЛЕЙСКИЙ

ПОДХОД, то … им нечего особо делить. Та нация, которая мнила себя носи-

тельницей Откровения, в то же время и не могла избежать той судьбы вет-

хозаветных евреев, о которой прекрасно изложено во Священном Писании…; и

в этом значении русские - лишь "вторые евреи"…

Так же, как и они, русские на сегодняшний день пребывают в рассея-

нии. Но если у первых рассеяние это напрямую физическое (поскольку в

Ветхом Завете сводится всё к категориям плоти, то вот, они и получили

своё…), то у нас же - духовное (о чём говорит это слово само в одном из

значений своих в русском языке: как "рассеянное состояние ума"…). Хотя

Россия, физически, и не представляет собою "рассеянную страну"…, она та-

ковая духовно.

* ------- *

+

По очень популярной сегодня историософской концепции Льва Гумилёва

о так называемом "этногенезе" ("рождение народов", греч.), русские вско-

ре должны умереть как народ, так как исторический срок, отпущенный каж-

дой нации для её бытия на земле, составляет где-то около 1000 лет. Далее

следует "старческое дряхление", и даже "маразм" (что мы сегодня и ви-

дим…), и наконец - неминуемо смерть…

 Некоторое замечание об очень модной сегодня теории Льва Гумилёва 

Поэтому вовсе не стоит "паниковать", а сегодняшнее вырождение русс-

кой нации (да и всей европейской) принять просто за "должное". Вся беда,

оказывается, в том, что у нас нет "пассионариев" типа чеченских (чеченс-

кой же нации, по этой причине, и уготовлено "brilliant future"…).

Но теория эта очень легко опровергается тем, что мы сказали сейчас

об Оси. - Она касается "не≈осевых" лишь народов. Язычников. (А так как

по-славянски "язЫки" - "народы", то сказать можно и: "просто≈народов"…).

Между тем как среди всех народов можно выделить ряд, так сказать, ТЕОК-

РАТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Они произошли как народ при особом участии

Божьем (у нас эта точка рождения - Крещение Руси), то есть - и вовсе НЕ

ЗАРОДИЛИСЬ <этно≈генез> как все остальные народы, и стало быть, НЕ МОГУТ

КАК ВСЕ УМЕРЕТЬ (обычной языческой смертью). Их смерть будет - либо

слишком мучительной (когда этот теократический потенциал, призванный во-

обще к ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, не будет давать состаревшимся уже всем частям "ор-

ганизма" отпасть…), либо её не будет вообще… Примером первого и может

служить АГОНИЯ РУССКИХ в истекшем столетии, примером второго - Израиль.

…Неужели похоже на то, чтобы этот народ - собирающийся сегодня в

Израиль после 2000-летнего рассеяния и восстановивший иврит после

2000-летнего его забвения (уникальный практически случай в лингвистике

возрождения "мёртвых языков"…) - хоть как-то бы соответствовал этой кон-

цепции, согласно которой мы перед собой должны видеть НЕ ИСТОРИЧЕСКОГО

МЛАДЕНЦА, А ИСТЛЕВШИЙ СКЕЛЕТ ДАВНО УМЕРШЕГО СТАРЦА, так как упомянутый

тысячелетний предел тут уже несколько раз как истёк?!… А русский народ?

- Язычник он или христианин? - Вот, ведь, в чём вопрос. А вовсе не в

"пассионарности". Впрочем … язычника и спасает "пассионарность" (как и

"Волка ноги кормят"). Христианина же - Бог.

"Passion≈арность", т.е., просто СТРАСТНОСТЬ - вообще неприемлема

для христианина, поскольку "страсти" - и есть сгустки твари, лишённые в

себе начала Творца. Но тут уже начинается Богословие…

* ------- *

+

Так это моё сочинение пронизывает такой двуединый подход: истори-

ческий и богословский. Рассмотрение российской истории есть, в то же са-

мое время, рассмотрение и христианства. А рассмотрение христианства и

есть, в то же самое время, рассмотрение этой Священной Истории, в кото-

рую этот российский этап вписан как её последний фрагмент. Если его

"оторвать" (игнорировать), и оборвать эту линию, скажем, на ветхозавет-

ном Израиле (как это делают в протестантизме), или на Византии (как это

делает одервеневшее "кабинетное" богословие, не желающее выйти за дверь

и прислушаться к веяниям жизни), то это превращает всю ЖИВУЮ ТРЕПЕТНОСТЬ

БОГОСЛОВИЯ в нечто "сектантское".

Но так как Бог есть БОГ ЖИЗНИ, то истинное богословие и есть расс-

мотрение той живой ветви Священной истории, которая в нас непосредствен-

но упирается, - что уже даже само по себе и есть богословие. В то время

как истинно православное богословие, в самом практическом смысле, и есть

сама эта история. Они неразрывны. И, в частности же, богословие очень

сильно беднеет без приложения его к последним явлениям российской исто-

рии, его, прямо скажем, обогащающего…

Россия тут выступила как своеобразный такой "полигон" хранившихся в

христианстве потенций. И насколько бы ложным, безбожным ни было это

"разворовывание христианского арсенала", в этом есть и практический опыт

того, чего до того подобного опыта не было. В частности, вот почему опыт

этот большевизма особенно ценен. Неудавшееся, негодное…, - и даже изде-

вательское - осуществление основ христианства говорит лишь о том, КАКИМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ. И даже чем более "гротескно" показано то,

каким оно быть не должно, тем более чётко и ясно всё это показывает, ка-

ким оно быть должно…

Христианство опасно держать лишь "в потенции". Вот основной тот

урок, который даёт история православной России. Но христианство надо

применять, совершенно практически. Если же нет истинного, т.е., христи-

анского же применения его, то обязательно найдётся какой-нибудь "экспе-

риментатор", который додумается весь этот его "хранящийся в арсенале по-

тенциал" подорвать.

Но вот, тем не менее, до сих пор говорят: "Россия - хранительница

православия". Да Господи! Сколько же можно "хранить"?! (в запечатанном

виде таком) <Хоро≈нить?…>. Для чего?! Когда же наступит пора, наконец,

применения хранимого?!

│ Откуда вы взяли вообще, что в христианстве нечто можно просто "хра-

│ нить", по примеру язычества и оккультизма?! Напротив, весь историчес-

│ кий опыт насквозь и Евангелие опровергает это! Так, скажем, в Еванге-

│ лии небезызвестна притча о зарытом таланте [Мф.25:25]. В истории же

│ любое прозрение и свет христианства - не будучи постоянно поддерживае-

мо ТАКИМ ЖЕ ПРОЗРЕНИЕМ И СВЕТОМ - неминуемо заплывает потьмой истори-

ческого фарисейства. Откуда вы взяли вообще, что всё в христианстве

│ непременно надо "зарывать"?! И поступаете так по подобию хищников (за-

│ рывающих в землю остатки добычи своей), и во всём остальном себя ведё-

│ те как хищники: ДАЖЕ И НЕ ПРИКОСНУВШИСЬ К ЕГО, ХРИСТИАНСКОМУ, ОБРАЗУ;

│ по старому образу "мира сего", или по "новому" образу Зверя из Апока-

│ липсиса [Ап.19:19].

И вот, тут уже -

║ История корректирует понимание наше христианства, равным обра-

║ зом как и оно корректировать должно историю.

Из истории, можно понять христианство, КАКИМ ОНО БЫТЬ ДОЛЖНО, а из хрис-

тианства понять можно то, КАКОЮ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСТОРИЯ… Две такие проекции

в будущее - богословскую и историческую - и бросает это моё сочинение, в

своей заключительной ("футурологической") части.


Таково предисловие данной моей работы. Для получения дальнейшей информации, пожалуйста, свяжитесь с автором:


Александр Голенков, Кострома, 156023, Титова 9 - 57. tel: 54 - 45 - 31

--------------------------------- + ----------------------------------