История государственных символов России
созданию нового гимна страны проходила с большим размахом: по данным Пчелова (58, 131) в общей сложности в конкурсе участвовало около 40 композиторов и 50 поэтов, а А. Компаниец (36,86-87) приводит другие цифры – 160 композиторов и 60 поэтов.Необходимо отметить тот факт, что А. Компаниец долгое время работал вместе с Александровым А.В. в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Красной Армии. Это вселяет веру в то, что приводимые им цифры участников конкурса являются действительными. А вообще при любых обстоятельствах количество участников данного конкурса было велико.
Среди авторов вариантов нового гимна было очень много известных поэтов и композиторов (58, 132): К.Симонов, М.Исаковский, В. Лебедев-Кумач, Н.Асеев, Д. Бедный, О. Берггольц, Р. Глиер, Д. Шостакович, А Хачатурян, И. Дунаевский, Т. Хренников и др.
Далее мы сошлемся на статью уже упомянутого нами А. Компанийца (36, 86-87): «К заключительному туру Госкомиссии присоединило еще «версии» С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Т. Хренникова, В. Кручинина, М. Коваля, С. Чернецкого, М. Блантера, С. Разоренова, С. Мицюшевича, Б. Александрова».
Здесь необходимо сделать важное уточнение. Во время конкурса вышел сборник вариантов стихов и музыки нового гимна в нескольких экземплярах. Забегая вперед скажем, что стихи С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана в этот сборник были помещены, но их участвовать в конкурсе не пригласили. Они тогда работали военными корреспондентами газеты военно-воздушных сил страны «Сталинский сокол». Их стихи и имена привлекли внимание членов Правительственной комиссии и 20 сентября 1943 года их вызвали в Кремль (48, 29).
13 декабря 1943 года было окончательно решено: С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан стали авторами текста нового гимна Советского Союза (48, 29), а А.В. Александров, автором музыки к этому гимну. Отметил еще следующее: за пять месяцев 1943 года А.В. Александров создал около 10 вариантов мелодии гимнов на разные тексты различных поэтов. Кстати, музыка на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана, о которых уже шла речь в данном пособии, была представлена на конкурс не только А. Александровым, но и Д. Шостаковичем и А. Хачатуряном (36, 86).
Музыка Александрова была взята из «Гимна партии большевиков». Дело в том, что в 1939 году страна и партия (большевиков – ВКП (б) готовились к 18 съезду партии. К этому событию В. И. Лебедев-Кумач (1898-1949) написал текст стихотворения «Гимн партии большевиков» (58, 132):
Славой овеяна,
Волею спаяна,
Крепни и здравствуй во веки веков,
Партия Ленина,
Партия Сталина
Мудрая партия большевиков!
Вот на эти слова Лебедева - Кумача А. В. Александров в то же время написал музыку, которая (после доработки) и стала музыкальной основой для нового гимна Советского Союза, т.е. как бы творчески «перенесена» на другой текст.
Сергей Владимирович Михалков (род. 1913 ) уже до войны приобрел широкую популярность как детский писатель, автор стихотворения о дяде Степе - милиционере и других произведений для ребят. Габриель (Габо) Аркадьевич Эль- Регистан (1899-1945) был корреспондентом, много путешествовал.
Автору данных строк удалось найти газету «Известия» за 21 декабря 1943 года, в которой был помещен на первой странице текст нового гимна Советского Союза.
Нам кажется, что это немаловажный факт. И, чтобы воссоздать до некоторой степени атмосферу того времени, мы приводим текст нового гимна страны именно из этой газеты, без купюр, в форме своеобразного «факсимиле».
В Совнаркоме Союза CCР О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Ввиду того, что нынешний государственный гимн Советского Союза «Интернационал» по своему содержанию не отражает коренных изменений, происшедших в нашей стране в результате победы Советского строя, и не выражает социалистической сущности Советского государства, — Совет Народных Комиссаров Союза ССР решил заменить текст государственного гимна новым текстом, соответствующим по своему содержанию духу и сущности Советского строя.
Утвержден следующий текст нового государственного гимна:
Гимн Советского Союза
(Текст Сергея Михалкова и Эль-Регистана)
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов,
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!
Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений
Мы в крае Отчизну свою поведем!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!
Для нового государственного гимна принята музыка композитора Александрова А. В.
Ноты к музыке гимна будут опубликованы особо.
Повсеместное исполнение нового государственного гимна вводится с 15 марта 1944 года. (См.: «Известия», 1943, 21 дек.-С.1)
Новый гимн страны транслировался по радио ежедневно в 6 часов утра и в 12 часов ночи (61,37).
Впоследствии текст и мелодия Советского Союза неоднократно менялись в зависимости от исторической обстановки в нашей стране. С 1944 года новый гимн нашего государства исполнялся и в текстовом, и в музыкальном варианте до середины 1950-х годов. А в дальнейшем этот гимн стали исполнять только в музыкальном варианте.
В начале 1960-х годов Н.С. Хрущев поставил вопрос о создании нового гимна страны. На рассмотрение готовились представить четыре музыкальных варианта гимна: братьев Платона и Георгия Майборода, Дмитрия Кабалевского, Тихона Хренникова и Александра Твардовского. Но, как известно, в октябре 1964 года Н.С. Хрущев был отправлен на пенсию, а поэтому вопрос о введении нового гимна само собой отпал (48, 66).
В 1977 году исполнилось 60 лет Октябрьской революции 1917 года. К этой дате в стране была принята новая Конституция СССР. Естественно, нужно было изменить гимн страны. И это было сделано. С.В. Михалков внес необходимые поправки в текст существующего гимна. Измененные текст и музыка были одобрены 27 мая 1977 года Пленумом ЦК КПСС. С 1 сентября 1977 года новый вариант гимна стал исполняться регулярно, в октябре того же года он был утвержден Верховным Советом СССР и законодательно закреплен в Конституции страны (7 октября стал днем Конститутции)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН СОВЕТСКОГО СОЮЗА
(В новой редакции. 1977-1991гг.)
Музыка А.В. Александрова
Слова С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное.
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!
Славься, Отечество наше свободное.
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
В таком виде этот гимн просуществовал вплоть до 1990 года. Известно, что в начале 1990-х годов в нашей стране начали происходить грандиозные изменения во всех сферах жизнедеятельности: экономической, политической, культурной, духовной. Естественно, что такое положение коснулось и гимна, как составной части духовной жизни страны.
В начале 1990-х годов гимном нашей страны стала «Патриотическая песня». Это было незавершенное музыкальное произведение великого русского композитора 19 века Михаила Ивановича Глинки (1804-1857).
Этот гимн М.И. Глинкой был написан поздней осенью в 1834 года, после его возвращения из за границы в Петербург, куда он прибыл из своего имения Новоспасского 6 сентября 1934 года.
По воспоминаниям сестры Глинки, Л.И. Шестаковой, композитор говорил, что он создал бы более глубокую музыку (чем «Боже, царя храни!»), и даже наигрывал мелодию. Но получилось так, что Глинка писал свой гимн не параллельно, не в соперничестве, а как бы «вдогонку» гимну А.Ф. Львова «Боже, царя храни!», который уже был государственным. А поэтому гимн Глинки был незавершенным музыкальным произведением. Но даже и в наброске видна рука гения. Напевные, волнующие и родные для русской души звуки рождают образ безбрежных просторов, воспевают «светло-светлую и украсно - украшенную Землю Русскую», как писал древнерусский летописец. На партитуре своего наброска М.И. Глинка написал на французском языке «Motiv de chant nationale» - «Мотив национального гимна». Набросок данного гимна затерялся в личном деле Глинки и обнаружен был только в 1985 году. Но ему не уделили особого внимания. Только спустя 110 лет со дня написания этого наброска, в 1944 году, мелодию М.И. Глинки для Всесоюзного радиокомитета обработал композитор М.М. Багриновский (1885-1966) и назвал ее «Патриотической песней». А поэтому с 1944 года «Национальный гимн» Глинки часто звучал по радио под неправильным с исторической точки зрения названием, как было уже указано, «Патриотическая песня».
В 1947 году, к 800-летию Москвы, поэт Мащистов А. написал к этой музыке слабый и невыразительный текст под названием «Здравствуй, славная столица». С этого времени гимн Глинки под названием «Москва» стал гимном нашей столицы – города Москвы (ныне у Москвы другой гимн). А государственным гимном Российской Федерации мелодия М.И. Глинки стала следующим образом.
23 ноября 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР состоялось первое исполнение военно-духовым оркестром Министерства СССР «Патриотической песни» в качестве нового государственного гимна.
27 ноября 1990 года при открытии II Внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР «Патриотическая песня» была исполнена вторично и единогласно утверждена как государственный гимн РСФСР. Но доработка этого гимна продолжалась и после этого. Этот гимн не имел слов. В то время, когда слова гимна имеют очень важное значение для любого государственного гимна. Получается так, что тексты гимнов, как правило, одухотворены любовью к Родине, заботой о защите от внешних врагов, прославлением исторических подвигов народа, живут в «слуховой памяти» многих поколений человеческого общества.
Был объявлен конкурс по написанию текста этого гимна. Но в связи со сложной мелодией нового гимна и сложностью обстановки в стране, текст к этому гимну не был написан, к тому же Государственная дума не утвердила «Патриотическую песню» Глинки в качестве государственной. И только Указом президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года (за день до принятия новой Конституции РФ) гимн - «Патриотическая песня» М.И. Глинки – был утвержден в качестве государственного. В таком виде и ранге этот гимн просуществовал до декабря 2000 года, когда к вопросу о гимне вернулись снова. Текст нового гимна страны принадлежит известному поэту С.В. Михалкову, а музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит А.В. Александрову. Надо особо отметить, что определяющую роль в выборе этого текста и музыки будущего государственного гимна играли не представители творческой интеллигенции, а российские политики – депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации, которые и утвердили указанные только что текст и музыку.
В принятой 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации (статья 70) текст гимна отсутствует. Текст Государственного гимна Российской Федерации, его описание и порядок ОФИЦИАЛЬНОГО исполнения помещены в Федеральном Конституционном законе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
(ред. от 22.03.2001)
Приложение 1 к Федеральному конституционному закону «О Государственном гимне Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 22.03.2001 № 2-ФКЗ)
Музыкальная редакция Государственного гимна Российской Федерации (музыка А.В. Александрова) (Не приводится)
Приложение 2 к Федеральному конституционному закону «О Государственном гимне Российской Федерации» (введено Федеральным конституционным законом от 22.03.2001 № 2-ФКЗ)
ТЕКСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(слова СВ. Михалкова)
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Все сказанное нами о гимнах показывает, насколько различны по своим истокам современные гимны. Но все они имеют огромное значение для своих народов и стран, как в прошлом, так и в настоящем.
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный гимн Российской Федерации, его описание и порядок ОФИЦИАЛЬНОГО использования.
СТАТЬЯ 1. В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации утвердить музыкальную редакцию и текст Государственного гимна Российской Федерации согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Федеральному конституционному закону.
СТАТЬЯ 2. Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
СТАТЬЯ 3. Государственный гимн Российской Федерации исполняется:
при вступлении в должность Президента Российской Федерации - после принесения им присяги;
при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления;
при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и сессий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
во время официальной церемонии подъема Государственного флага Российской государственный гимн Российской Федерации может исполняться:
при открытии памятников и памятных знаков;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;
во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.
СТАТЬЯ 4. Государственный гимн Российской Федерации транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:
ежедневно — перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании — в 6 часов и в 24 часа по местному времени;
в новогоднюю ночь — после трансляции боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа по местному времени.
СТАТЬЯ 5. При проведении официальных мероприятий на территориях иностранных государств исполнение Государственного гимна Российской Федерации осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел Российской Федерации, с учетом традиций страны пребывания.
СТАТЬЯ 6. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами — в соответствии с правилами проведения этих соревнований.
СТАТЬЯ 7. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.
В случае, если исполнение Государственного гимна Российской Федерации сопровождается поднятием Государственного флага Российской Федерации, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Исполнение Государственного гимна Российской Федерации в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируется общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
СТАТЬЯ 8. Использование Государственного гимна Российской Федерации в других музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается в случаях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.
СТАТЬЯ 9. Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гимном Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СТАТЬЯ 10. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом.
СТАТЬЯ 11. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Москва, Кремль Президент
25 декабря 2000 года Российской Федерации
№ 3-ФКЗ В. Путин
Вопросы и задания
Раскройте содержание (этимологию) слова «гимн».
Дайте более широкое определение гимна как символа государства?
Где и когда появились гимны? Какую функцию они тогда выполняли?
Почему гимны (предгимны) вначале появились в религиозной среде? Что этому способствовало?
Когда и в связи с чем стали появляться светские гимны? Назовите эти гимны и раскройте историю их создания.
Какая музыка преобладала при Петре I?
Охарактеризуйте гимн – марш Преображенского полка? Организуйте прослушивание этого марша.
Охарактеризуйте духовные гимны «Гром победы, раздавайся!», «Коль славен наш господь в Сионе». Какова их судьба в дальнейшей истории страны?
Назовите и охарактеризуйте официальные и неофициальные гимны России в первой трети 19 века.
Чем было вызвано появление официального гимна России – «Боже, царя храни!»? Кто автор музыки и текста этого гимна? Дайте им характеристику.
Составьте реферат на тему: «Жизнь и творчество А.Ф. Львова».
Какова судьба гимна «Боже, царя храни!» в период февральских событий 1917 года? Организуйте прослушивание этого гимна.
Почему возникли трудности в составлении нового гимна в период Временного правительства?
Реферат: «Утверждение Временным правительством «Марсельезы» в качестве гимна страны».
Соперничество двух гимнов в стране - «Марсельезы» и «Интернационала» - период от февраля 1917 года до января 1918 года.
Напишите реферат на тему: «История создания «Марсельезы» и «Интернационала»».
Назовите и дайте характеристику авторов русских текстов «Марсельезы» и «Интернационала». В связи с чем и когда появились эти переводы?
Когда и до каких пор «Интернационал» был партийным и государственным гимном нашей страны? Охарактеризуйте период в нашей стране, когда «Интернационал» был гимном страны.
Составьте реферат на тему: «История создания гимна Советского Союза». Кто были авторы текста и музыки этого гимна?
Кто был автором текста и музыки гимна Советского Союза? Дайте им характеристику.
Какова судьба гимна Советского Союза в истории СССР?
Составьте реферат на тему: «Создание «Патриотической песни» М.И. Глинки и утверждение ее в качестве гимна Российской Федерации». Когда и как это произошло? Организуйте прослушивание этого гимна.
Составьте реферат на тему: «Создание и утверждение нового гимна Российской Федерации». Кто автор текста и музыки гимна РФ? Организуйте прослушивание этого гимна.
СЛОВАРЬ
Аббревиатура (лат. сокращение) – первоначально аббревиатура использовалась в античных надписях, позднее – в рукописях. Вначале римляне сокращали имена собственные, а в дальнейшем и другие слова, в том числе единицы мер и весов. В Риме был составлен свод (список) сокращений.
Александровский столп – это колонна высотой 47,5 м и длиной 25 м. Выстроена в римских традициях в память победоносного завершения Отечественной войны 1812 года. На пьедестале изображены барельефы: военные доспехи аллегорические фигуры Победы, Мира, Мудрости и Изобилия. Колонну венчает фигура ангела с лицом Александра I.
Ансамбль (фр. ensemble – вместе) – группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив (оркестровый, хоровой, вокально-инструментальный и др.).
Архиепископ – епископ, надзирающий над несколькими епархиями.
Атаман (тюрк.) – 1) предводитель вооруженного отряда; 2) начальник в казачьем войске (например: войсковой, наказной, походный, кошевой атаманы).
Балдахин – пышный церемониальный навес над троном, парадным ложем, алтарем на шестах или столбах; первоначально изготавливался из тканей (неподвижный или передвижный), позднее из камня, дерева, металла.
Библия (гр. biblia – книга; в церковном словоупотреблении также Священное писание) – собрание христианских священных книг. Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета.
Блазон (блазонирование) – язык геральдики, позволяющий подробно и точно описать герб.
Блещущи – сверкать, блестеть, блистать.
Бот (нидерл. boof) - небольшое парусное гребное судно.
Булла (ср.-лат. bulla – печать, металлический шарик) – 1) в Древнем Риме амулет в виде шарика и диска, который носили на шее до совершеннолетия дети полноправных граждан; 2) круглая металлическая печать, обычно скрепляющая папский, императорский, королевский акт, грамоты в средние века.
Вексиллология (лат. вексиллум – знамя + логос – наука) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая знамена (флаги).
Ветхий Завет (первая часть Библии) – представляет собой разнообразные по своему характеру иудейские священные книги, заимствованные христианской церковью в их греческой редакции.
Високосный (лат. bissexfum – снова шестой).
Вымпел (нидер.wimpel) – 1) узкий, длинный, раздвоенный на конце флаг, поднимается на мачте военного корабля, находящегося в плавании; наряду с кормовым флагом является признаком государственной принадлежности; 2) специальный флаг треугольной формы на торговых судах.
Водевиль (фр.) – 1) название долины в Нормандии (Франция), где в начале 15 в. появился этот жанр театрального искусства; 2) короткая комическая пьеса, обычно с песнями.
Воевода – в Древней Руси начальник войска, а также области, округа.
Герб. Гербом называется наследственно передаваемое символическое изображение составленное на основании известных правил. Само слово «герб» заимствовано из польского «herb» и встречается во многих славянских наречиях (erb,irb) в значении «наследник» или «наследство».
Герольд (греч.keryx, лат.praeco) – в переводе на русский язык означает «глашатай». В эпоху Древней Греции и Древнего Рима герольд выступал как государственный глашатай и блюститель порядка в народных собраниях, на выборах, театральных представлениях, судебных процессах, жертвоприношениях, играх, траурных церемониях, при принесении присяги, при переписях населения, общественного чествования. Герольд извещал о принятии государственных и частных правовых актов (высылка граждан из страны, освобождение рабов, получение наследства, сдача в аренду и т.п.). В средние века герольд по опознавательному знаку (позже - гербу) определял участников турниров и давал им характеристику, после чего начинались состязания. Для выполнения всех этих обязанностей герольду необходим был сильный голос.
Гетман (польск. hetman – полководец; Naupman - начальник) – выборный предводитель войск в Запорожье (XVI), глава реестровых казаков (XVI – перв. пол. XVII в.); предводитель Украины и глава казацкого войска.
Гимн (греч.hymnus) – торжественная песнь в честь божества, а позже в честь кого-то, или чего-либо.
Гимнодии – сборники, в которых печатались тексты гимнов.
Гладиатор (лат.- меч) - в Древнем Риме (до V в. до н.э.) рабы, военнопленные, осужденные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями.
Гобой (нем.-фр. – высокое дерево) - деревянный духовой языческий музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце.
Грифон (греч.) – полуорел, полулев. Считался стражем золотых копей. Сыграл небольшую роль как геральдический зверь.
Гуситы – участники борьбы народных масс Чехии против католической церкви, феодальной эксплуатации и иноземной агрессии (первая половина XV в.) под руководством Яна Гуса.
Держава имела форму шара, увенчанного крестом, представляла собою символ владычества над землей. В Россию держава пришла из Польши, где она называлась яблоко. Применялась при венчании на царство и в гербах.
Десница – правая рука.
Династический (гр. могущество, господство) – ряд монархов из одного рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследия.
Днесь – сегодня, ныне, сейчас, в настоящее время.
Дифирамб (гр.) – древнегреческая песнь, прославляющая Диониса.
Драгун (нем. - змея) – военнослужащий кавалерийских частей, предназначенных для действия как в пешем, так и в конном строю. Отсюда – драгунский полк.
Дюйм (нидер. – большой палец) – единица длины в английской системе мер, равная 2,54 см.
Жакерия (фр. Жак - простак) – мощное, охватывающее несколько провинций, крестьянское движение во Франции (1358) против крепостного гнета.
Жезл – трость, короткая палка, обычно украшенная символом власти или почетного положения в обществе.
Зиждешь – основываешь.
Знамя – знак, знамение.
Зри – смотри.
Иерархия (гр. – священная власть) – порядок подчинения низших (чинов, должностей и т.п.) высшим.
Кавалергарды (фр.kawaler – всадник + qarde – охрана) – кавалергардия – воинская часть в гвардейской кавалерии России (первоначально почетная стража и телохранители лиц императорской фамилии в особо торжественных случаях).
Камвольный (нем.kammvole – чесаная шерсть) – относящийся к камвольной шерсти. Например: Камвольные ткани – ткани, изготовленные из Камвольной шерсти.
Канон (греч. – правило, образец) – правило или положение, все , что твердо установлено и стало общепринятым.
Кантата – (ит., лат. от canere - петь) – название вокального произведения с XVII в. для одного голоса. Исполняется в концертах и церквях, бывает светского и духовного содержания. В кантате преобладает лирический элемент, а сольные номера имеют более отвлеченный характер.
Канты (польс. лат.cantus - пение). Хвалебная духовная песнь.
Канцелярия (лат.) – некоторые государственные учреждения России в XVIII - начале XIX вв. Например: Тайная канцелярия.
Капелла – хоровое пение без инструментального сопровождения.
Карета (польс. kareta) – закрытый четырехколесный экипаж на рессорах.
Кафтан (тюр.,перс.) старинная мужская долгополая верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.
Квартет (ит., лат. четвертый) – 1) музыкальное произведение для четырех исполнителей (певцов или инструментов), каждому из которых предназначена особая партия; 2) исполнение такого произведения четырьмя исполнителями, а также ансамбль этих исполнителей.
Киндяки – сорт шелковой ткани, из которой изготавливали флаги.
Кифара (гр.) - струнный щипковый музыкальный инструмент древних греков, родственный лире.
Клирос (греч. klёros) – место хора в христианской церкви.
Кокарда (фр. cocarde) – отличительный знак на форменном головном уборе.
Композиция (фр., лат. – составление, сочинение) – строение, соотношение и взаимное расположение частей. Например: Композиция романа. Композиция симфонии.
Конгресс (лат. – встреча, собрание) – совещание или съезд, преимущественно международный.
Кумачёвый – ярко-красный, цвета кумача.
Кушак (турец., тат.) – пояс, обычно широкий, матерчатый. Например: Подпоясан кушаком.
Лик (святого) лицо, а также изображение лица на иконах, а иногда на флагах.
Лира (гр.) – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творчества и вдохновения.
Литавры (ср.-греч. polytaurea – poly - много taurea - барабан). Ударный музыкальный инструмент в форме двух медных полушарий, верх которых обтянут кожей. Например: Литаврщик-музыкант, играющий на литаврах.
Литургия (гр. совершаю богослужение), а отсюда литургическое пение – это христианское церковное богослужение (у православных – обедня).
Масоны (фр.) – члены религиозно-этического общества, возникшего в XVIII в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы (в т.ч. и России); масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе; проповедь нравственного самосовершенствования сопровождалось у масонов специальной обрядностью и таинственностью; масонские организации (ложи) существуют и поныне во Франции, США и др. странах.
Месопотамия (греч. Междуречье), страны в бассейне Тигра и Ефрата. Первые государства здесь возникли в IV-III тысячелетии до н.э. Впоследствии они достигли высокого уровня развития.
Миниатюра (фр.киноварь, сурик) – художественное произведение малых размеров, отличающееся собой тонкой манерой наложения красок независимо от поверхности.
Минотавр (гр.) – в греческой мифологии чудовище с телом человека и головой быка.
Мифы (гр. – сказание, предание) – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. А отсюда и мифология.
Мозаика (ит., ср.-лат.) – рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла.
Монархия (нем., гр.) – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а также государство во главе с таким правителем. Отсюда – монархический (строй) или сторонник монархии.
Муза (гр. musa) в древнегреческой мифологии – каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук. Например, Полигимния - муза гимном, Клио -