История государственных символов России
мы подходим к вопросу о возникновении гимнов в начале в форме песни, воодушевляющей на борьбу, а потом в значении национальных ( государственных).Е. В. Герцман (19, 136), Н.А. Соболева и В.А.Артамонов (60,61) утверждают, что нередко значение гимна приобретали песни, которые появились в ходе революционной и национально-освободительной борьбы, когда они приобретали широкую популярность и прославляли какую-либо идею, героя, знаменательное историческое событие и т.п. Далее они пояснили, что гимны различных стран создавались на неодинаковой основе и, естественно, несли различные идеи и вызывали различные эмоции. Например, лирико-эпическая чешская песня «Где Родина моя?» (1834) воспевала любовь к прекрасной уютной и малой Чехии того времени, французская «Марсельеза» (1792), «Еще Польша не погибла» (1797), «Гимн гарибальдийцев» (1848), «Еще Украина невмерла», звали к защите страны, а русский гимн «Гром победы, раздавайся» (1791) вселял радость, неустрашимость и гордость за российскую державу и др.
Далее Н.А. Соболева (72, 170) дополняет только что сказанное: в XV- XVI веках возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами. В это время появляются прекрасные гимны – песни , которые вдохновляли людей на бой. К ним относились: «Кто они, божьи воины»- гимн гуситов в Чехии, «Господь, твердыня наша» - песня времен Крестьянской войны в Германии.
Все перечисленные гимны- песни не были национальными и государственными, они существовали в небольшой части населения, той части людей соответствующих стран, которые участвовали в национально-освободительной борьбе и, естественно, выражали интересы именно их.
Начиная с XVII века, появляются национальные гимны торжественного происхождения и исполняемые при всех официальных мероприятиях страны. Именно они выражали национальные идеи и интересы всей нации соответствующего государства.
С борьбой за независимость связано появление многих теперь уже национальных гимнов. Об этом писали Н. А. Соболева (72,170) и Е. В. Пчелов (58,111). В начале XVI века в Голландии (впоследствии одной из провинций Нидерландов) началась национально-освободительная борьба против испанского владычества. Эта борьба закончилась успехом: Голландия стала независимой от Испании (1648). Возглавлял борьбу Вильгельм Оранский (Нассаукий). Вот в честь его и была сложена песня «Вильгельмус Ван Нассауве».Эта песня со временем стала гимном всего государства (после объединения всех провинций в одно государство под названием Нидерланды). Именно этот гимн считается первым гимном в Европе.
Как справедливо отмечает Е. В. Пчелов (Там же) другие государственные гимны появились в XVIII- XX веках. Верно было им подмечено, что происхождение гимнов в разных странах имело свои особенности: в одних случаях в качестве гимна выступала молитвенная песня, в других - военный марш или революционная мелодия. Но при всем этом все они превращались в постоянные символы соответствующих государств, торжественные звуки которых объединяли нацию, вселяли в нее чувство гордости и уважения к своей родине и вдохновляли народ на новые дела и свершения.
Следующим национальным гимном стал английский под названием «Боже, храни короля» (God save the King), составленный в 1743 году в Лондоне композитором Генри Кэри (ок. 1690-1743). О возникновении и значении этого гимна писали Н. А. Соболева (72,170), В. В. Крутов (38,91-92) и Е. В. Пчелов (58,112). Впервые этот гимн был исполнен в 1745 году. Он написан по типу церковного хорала. В нем прославлялся государь. Популярность английского гимна была огромная: его мелодия с небольшими изменениями стала основой гимнов 23 стран, в том числе Дании (1750), Пруссии (1793), России (1816), Швейцарии (1830), Германии (1871) и др.
Кроме того, указанные авторы отмечали, что Г. Кэри, кроме гимна, составил более 100 баллад, а также писал песни, кантаты, оперы, водевили - в большинстве случаев на собственные тексты. А его патрическая песня «Боже, храни короля» впервые прозвучала в одной из театральных постановок. После чего она имела огромный успех в Англии и вскоре стала гимном этой страны, являясь таковым и в наше время.
Немного другим было происхождение государственного гимна Франции. Об истории возникновения и значении гимна Франции писали С. М. Хентова (76,6-10), В. С. Гнидаш (20,46), Н. А. Соболева (72,71-72), В. К. Романовский (61,35-36), Е. В. Пчелов (58,112,127-129) и др.
Автором слов и музыки гимна Франции стал военный инженер в звании капитана, поэт и композитор Клод Жозеф Руже де Лилль (1760-1836).
Весной 1791 года он прибыл для прохождения службы в Рейнскую армию, дислоцировавшуюся во французском пограничном городе Страсбурге, расположенном на реке Иль близ ее впадении в Рейн.
Известно, что падение Бастилии 14 июля 1789 года стало началом Великой французской революции. Чтобы задушить эту революцию, Австрия и Пруссия готовы были начать войну против Франции. В связи с чем Национальное собрание Франции весной 1792 года объявило войну Австрии и Пруссии. Рейнская армия, в которой служил Руже де Лилль, готовилась в поход против австрийских и прусских войск. Именно в это время, чтобы воодушевить солдат и офицеров Рейнской армии Франции на борьбу с внешним врагом, Руже де Лилля попросили написать боевую походную песню. Просьба ему была передана поздно вечером. В глубоком патриотическом порыве де Лилль за одну ночь сочинил слова и мелодию военной по тематике песни. За что его современники назвали «гением одной ночи».
Назвал свое сочинение так: «Боевая песня Рейнской армии». Как указывает уже названная нами Н. А. Соболева, исследователям до конца не удалось выяснить, какую роль эта песня сыграла в военных делах рейнской армии. В то же время она сыграла огромное значение в революционных событиях Франции. Эта песня особенно понравилась марсельцам, которые назвали ее вначале «Маршем Марсельцев», а позже - «Марсельезой». Они организовали батальон в 500 человек для помощи восставшим парижанам, который сразу же отправлялся в Париж. После двадцативосьмидневного марша этот батальон подошел к Парижу. 30 июля 1792 года он вступил в Сент-Антуанское предместье Парижа под проницательные звуки «Марсельезы» для оказания помощи восставшим паританам. «Марсельеза» имела успех и за пределами Франции. В связи с чем позже появилось в разных странах бесчисленное количество других «Марсельез», со своими текстами. Так возникли чешская, венгерская, сербская и даже русская «Марсельезы». О последней «Марсельезе» будет сказано в этом пособии позже, когда она станет государственным гимном России после февральских событий 1917 года.
По Декрету от 14 июля 1795 года «Марсельеза» была объявлена национальной песней во Франции, а с 1884 года- официальным национальным гимном Французской Республики, функционирующим и в настоящее время.
После «Марсельезы» гимн становится торжественной песней, но уже светского содержания, в отличие от предыдущих гимнов, являвшихся по большей части религиозного содержания. Светского содержания были и гимны революционных движений рабочих, прокатившихся по Европе в XIX веке.
В XIX веке в Европе произошли буржуазные революции. Именно в это время гимны стали отличаться (конечно же и под воздействием «Марсельезы») своим патриотизмом и призывали народ к сплочению и борьбе. Поэтому в этом отношении можно назвать «Гимн гарибальдийцев» А. Оливьери в Италии, «Ракоци марш» в Венгрии, «Безансон» в Бельгии, «Гей, славяне» С. Томашика в Чехии (1834). Последний в 1848 году был утвержден славянским съездом в качестве гимна славянского возрождения, братства и единства.
Теперь коснемся вопроса о возникновении «Интернационала» - вначале не государственного, а известного международного пролетарского гимна. Он был написан французским поэтом- песенником Эженом Потье (1816- 1887) в июне 1871 года под впечатлением героической обороны Парижской Коммуны. Но вначале Потье был известен в Париже как искусный рисовальщик тканей. Дела в его мастерской шли успешно. Заказчиков было много. Собратья по ремеслу считали, что в будущем Эжен мог стать состоятельным человеком. Но Потье бросил свое ремесло, вступил в I Интернационал, участвовал в его работе и на баррикадах. За участие в работе Парижской Комунны был приговорен к смертной казни. Но он бежал за границу и только перед смертью возвратился во Францию. Умирал заброшенным и нищим.
Друзья Потье собрали деньги на издание книги «Революционные песни», куда вошел и текст его «Интернационала». Эта книга вошла в свет весной 1887 года, а в ноябре этого же года Эжен Потье скончался. В гроб с его телом был положен сборник стихов «Революционные песни», где, естественно, был текст его «Интернационала».
В июне 1888 года сборник «Революционные песни» попал в руки музыканта- любителя Пьера Дегейтера (1848- 1932), жившего на севере Франции, в городе Лилле. Он был рабочим фабрики. Дегейтер нашел в этом сборнике текст «Интернационала» Эжена Потье. Вскоре им была написана музыка к тексту «Интернационала», который был впервые исполнен на празднике Союза газетчиков 23 июня 1888 года в городе Лилле. Эта дата считается годом рождения хоровой песни- гимна «Интернационал» Потье - Дегейтера.
Нами только что были рассмотрены истории возникновения четырех песней- гимнов различных стран: Голландии - «Вильгельмус Ван Нассауве», Англии - «Боже, храни короля» и Франции - «Марсельеза» и «Интернационал». Это было сделано для того, чтобы показать, что голландский гимн был первым официальным государственным в Европе. Это важно знать читателям, да и студенты часто задают вопросы о том, в какой стране и когда появился первый официальный гимн. Мелодия же английского гимна стала музыкальной основой в составлении гимна России в начале XIX века. А два указанных французских гимна стали официальными гимнами России в первой половине XX века.
А вот когда и при каких обстоятельствах некоторые из перечисленных гимнов влияли на составление гимнов или становились гимнами России в качестве официальных, будет сказано в данном пособии позже.
А теперь коснемся вопроса о гимнах нашей страны от их возникновения до настоящего времени. Данный вопрос рассматривали Н. А. Соболева (72,173-177), В. В. Крутов (38,29), Е. В. Пчелов (58,112), В. К. Романовский (61,30).
В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. А богослужебное пение на Руси пришло из Византии после крещения в 988 году. Музыкальными инструментами Древней Руси, как об этом записано в летописях, являлись «бубны, трубы, сопелки». В подтверждение этих фактов можно привести следующие данные: в Липецкой битве, произошедшей в 1216 году, у Юрия Долгорукова имелось 140 труб и бубнов. В этой же битве новгородцы выставили 60 труб, а владимиро -суздальцы – 40 труб и 40 бубнов. Нет никаких сомнений в том, что под указанные инструменты осуществлялось песнопение в те далекие времена как среди военных, так и гражданского населения. В России в ответственные минуты русской истории исполнялись православные молитвы из церковного обихода. Например, в «Повести временных лет» (XII в.) имеется прославление в честь Иисуса Христа: «… пойте Господа, благословляйте его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо Господь и достохвален». А в «Слове о полку Игореве» содержались строки, восславляющие молодых воинов и их князя: «Молодых теперь настало время славить нам //…Здравь будь князь и вся дружина здрава! // Слава князьям, и дружине слава! Аминь»
Вплоть до конца XVII в. в России звучала церковная музыка во время церемоний, на которых позже стал звучать государственный гимн. Какое духовное песнопение чаще всего исполнялось на государственных церемониях, сказать трудно из-за отсутствия специальных исследований. Однако известно, что в 1479 г., в год освящения Успенского собора, был создан профессиональный хор «Государевых певчих дьяков». В XV- XVII вв. хор пел православные духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников и событий общегосударственного значения (71,66).
Впоследствии церковное песнопение развивалось и совершенствовалось. Уже в XVI веке в нашей стране появились торжественные канты, которые являлись разновидностью гимнов. Канты писались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства, в монастырях. И они совершенствовались - вскоре они стали по содержанию светскими и составлялись на патриотические и лирические темы, т. е. тематика их изменялась. При Петре I появились «виватные канты» - по сути, светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. «Виватные канты» исполнялись в честь побед Петра на суше и на море. Среди таких кантов были и такие, как «Виват, Россия, именем преславна» и «Радуйся, российский орле двоеглавый».
Кроме виватных кантов в XVIII веке в торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». Этот гимн вместе с соборными и певчими пел, преклонив колена Петр I в 1721 году по случаю Ништадтского мира со Швецией (1700-1721). Гимн «Тебя, Бога, хвалим» исполнялся во время молебнов, в дни именин членов Императорской семьи, при коронации русских царей.
В XVIII веке появились трехголосные хоровые канты. У них расширялась тематика - появляются патриотические, лирические, любовные, бытовые канты. Конечно, после того, как канты приобрели светский характер, естественно, они стали исполняться различными слоями населения, прежде всего городского.
В свое время Петр Великий внес много изменений не только в жизнь, но и в музыку. Но в начале своей государственной деятельности он был равнодушным к музыке, недооценивал ее как вид искусства. В то же время Петр I очень ценил религиозную музыку, даже сам нередко пел на клиросе. Но после того, как он побывал за границей, музыка для него стала важной в его личной и государственной жизни. В то же время, как в отрочестве, так и в период его царствования, ему приходилось слушать музыку от иностранных дипломатов, приезжавших в Москву, привозя иногда с собой даже оркестры. А позже он проявлял личную заинтересованность и инициативу в приобретении музыкальных инструментов. Например, в 1699 году Петр I купил за границей оркестр гобоистов, так понравившийся ему.
Известно, что Петр Великий много времени уделял развитию военной музыки. Благодаря ему вскоре в составе русских военных оркестров появились гобоисты, флейтисты, литавристы, трубачи - правда, в ограниченном количестве. Например, в 1700 году в армии Петра имелось всего лишь 6 иностранных трубачей. Правда, во время Полтавской битвы, состоявшейся в 1709 году, Петру удалось захватить в качестве трофеев военные оркестры с различными музыкальными инструментами, ранее принадлежавшими армии шведского короля Карла XII.
С целью развития военной музыки в 1711 году был издан указ о штатах полковых оркестров. А с 1722 года было решено: все полки русской армии должны были в обязательном порядке иметь свои оркестры. Военные марши с этого времени стали неотъемлемой частью существования русской армии. Марши воодушевляли войско, сплачивали воинов перед лицом врага, придавали бодрости солдатам. Под звуки марша они устремлялись в штыковую атаку, марши исполнялись на парадах и торжественных церемониях.
В царствование Петра I появились условия, потребности и возможности для возникновения гимна. Это было как бы ответом на развитие музыки в стране «до» и «во» время царствования Петра Великого. И результат не замедлил появиться: в первой четверти XVIII века появился «Преображенский марш» одноименного полка петровских времен. Созданные Петром I Преображенский и Семеновский полки не раз на деле доказывали свою преданность престолу и Родине. Они участвовали во многих войнах синостранными государствами.
Впоследствии эти полки стали гвардейскими. Гвардейцы же считались лучшими воинами русской армии. Сам Петр I служил в Преображенском полку и даже получил здесь звание полковника этого полка, чем очень гордился. Все последующие российские государи, в том числе и императрицы, являлись шефами Преображенского полка и его полковниками. Необходимо отметить, что со временем число гвардейских полков увеличивалось, но петровские Преображенский и Семеновский продолжали оставаться старейшими и почетными в русской армии. В связи с этим именно марш Преображенского полка обрел большую популярность и значение в русской армии (58, 113, 114). Автор и дата возникновения этого марша неизвестны. Кстати, этот гимн определенное время выполнял функции государственного. В связи с этим его исполняли в честь побед русских войск, во время коронаций русских царей (в частности, Екатерины I в 1724 году), а также на военных смотрах и парадах. Необходимо отметить немаловажный факт: в 1814 годы русские войска вошли в Париж под музыку «Преображенского марша».
Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым во время военных походов и парадов. Но он выполнял и функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, во время приема послов иностранных государств.
При Петре Великом были созданы и военные полковые оркестры. В 1722 году, например, оркестр Преображенского полка имел 40 музыкантов- флейтистов, барабанщиков и трубачей. Каждый полк русской армии обязанбыл иметь свой марш.
Каждый полк, естественно, гордился своим маршем, но только марш Преображенского полка имел особую известность и популярность. «Преображенский марш» звучал при штурме Измаила (1790), при сражении под Бородино (1812) и Лейпцигом (1813). В конце XIX века марш элитного полка Российской Империи стал главным военным маршем нашей страны (31,3).
Как было сказано выше, автор музыки «Преображенского марша» до сих пор неизвестен. А слов к этому маршу вообще не было. А потому «Преображенский марш» долгое время исполнялся только в музыкальном варианте. И только в 1805 году офицер Преображенского полка С. Н. Марин написал слова на музыку этого марша. Сам Марин был участником войн с Наполеоном. Во время Аустерлицкого сражения (1805) он был тяжело ранен, проявил мужество и героизм, за что был награжден золотой шпагой с надписью « За храбрость» (58,114).
Необходимо отметить, что слова Марина для «Преображенского марша» были столь же бодрыми и призывными, как и сама музыка:
Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку- царицу,
Вспомним, век ее каков!
Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг;
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг…
«Преображенский марш» удивительно красив, его великолепный музыкальный рисунок обеспечил ему долгую и славную жизнь вплоть до 1917 года, так как в конце этого года Преображенский полк был расформирован, но его марш обрел новую жизнь. В стране сложилась такая обстановка, когда белые армии не могли пользоваться старым гимном - «Боже, царя храни!», в связи с тем, что не все в их рядах желали возращения царя на престол. В то же время и революционные песни были для них также неприемлемы (58,115). В связи с чем «Преображенский марш» продолжал существовать в белом движении времен гражданской войны. Например, в Доброволческой армии этот марш выполнял функцию светского гимна (72,178),с ним встречали иностранные делегации, под его звуки прощались с русской землей, уезжая в другие страны эмигранты, Первой волны (58,115).
В русской эмиграционной среде «Преображенский марш» не потерял своей популярности: и ныне его исполняют при поднятии флага и боевых знамен, на церемониях памяти павших и т. д.
Надо отметить, что «Преображенский марш» в музыкальном варианте неоднократно звучал в нашей стране и в советское время в исторических фильмах и радиопередачах, посвященных исторической тематике. А в настоящее время этот марш все чаще исполняется военными оркестрами Российской армии.
После «Преображенского марша» на свет появился другой не менее важный гимн-марш «Гром победы, раздавайся!» А его история возникновения такова.
В царствование Екатерины II Россия одержала множество побед. В связи с этим возникла настоящая потребность в музыке, которая символизировала бы музыкальный «флаг». Именно в эту эпоху было создано музыкальное произведение под многозначительным названием «Гром победы, раздавайся!», которое стало, по сути, новым музыкальным символом России (61,31).
В декабре 1790 году русские воины под командованием А. В. Суворова взяли крепость Измаил, которая считалась неприступной. В честь этой победы Г. А. Потемкин (сподвижник Екатерины II), в апреле 1791 года организовал бал, где 300 певцов во время появления императрицы Екатерины II исполнили марш «Гром победы, раздавайся!» Текст этого марша был написан Гавриилом Романовичем Державиным (1743-1816). Он был представителем русского классицизма. Музыку к нему сочинил Осип Антонович Козловский (1757-1831). Он участвовал в войне против турок, был участником штурма Очакова (1788), там же своими музыкальными способностями обратил внимание князя Г. А. Потемкина, который поставил его во главе своей капеллы в Санкт- Петербурге. После смерти Потемкина (1791) Козловский был назначен заведующим Санкт-Петербургскими театральными оркестрами и занимал эту должность в течение 35 лет (38,93).
Козловский написал около 70 музыкальных произведений, в которых прославлялись победы русских воинов. Им была написана музыка к пяти трагедиям, в то же время он славился своими полонезами, из которых наибольшую популярность и славу приобрел «Гром победы, раздавайся!», фактически став на некоторое время неофициальным национальным гимном России. А по сути, этот марш-полонез был гимном русского дворянства: он открывал дворянские балы, звучал в парках дворянских усадеб. Поэтому дворянин Троекуров из повести А.С. Пушкина «Дубровский» часто насвистывал мелодию этого музыкального сочинения (58,117).В то же время его исполняли песельники на полях сражений под грохот оружейных залпов и стук барабанов, звон тарелок и колоколов. «Гром победы…» создавал приподнятое, торжественное настроение. Он пробуждал гордость за свое Отечество, воодушевляя россиян примерами побед и героизма их доблестных соотечественников (72,179).
Гимн «Гром победы…» венчал многочисленные победы русского воина и оружия. Он стал песнью в то время, когда и наша страна достигла рассвета, когда турки в результате русско- турецкой войны (1787-1791) были разгромлены и Россия торжествовала по случаю окончательного выхода к Черному морю (58,118).
Но с воцарением Павла I, который отрицательно относится к деятельности своей матери (Екатерины II) «Гром победы…»перестали исполнять (61,31). И только через 100 лет в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский ввел мелодию этого марша в сцену прибытия на бал Екатерины II (58,118).
Упоение величием Российской империи слышалось в каждом звуке и слове «Грома победы, раздавайся!»:
ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!
(Первый российский неофициальный
гимн-марш. 1791 г.)
Музыка О. А. Козловского.
Слова Г. Р. Державина.
Грома победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрес!
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.
Стон Синая раздается
Днесь в подсолнечной везде;
Зависть и вражда мятется
И терзается в себе.
Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простреть.
Зри, мудрейшая царица!
Зри, великая жена!
Что Твой взгляд, Твоя десница
Наш закон, душа одна.
Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй;
Всех сердца Тобой и взоры
Оживляются одной.
Припев: Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная нам мать!
Почти одновременно с «Громом победы…» появился русский духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».(61,32) Иногда эту песнь считали гимном национальным, но государственным он никогда не был. К этому гимну музыку написал композитор Бортнянский Дмитрий Степанович (1751- 1825). Он заслуженно считался значительным русским композитором второй половины XVIII- начала XIX веков, большим мастером духовной музыки, которая и сегодня часто исполняется в храмах. Гимн привлекал сердца людей в первую очередь в высшей степени искренним обращением к Богу. По сути, он был настоящим духовным гимном страны (58,120). Слова гимна «Коль славен…» написал Херасков Михаил Михайлович (1733- 1807). Он работал директором Московского университета, был действительным тайным советником. Являлся одним из самых известных поэтов своего времени, за что современники его называли «русским Гомером» (61,31).
Современники так характеризовали Хераскова: «Человек острый, ученый и просвещенный». Он писал оды, лирические стихотворения, пьесы, романсы, героические и эпические поэмы, но «Коль славен наш Господь в Сионе» стал вершиной его творчества. (58,120).
Гимн Бортнянского и Хераскова построен на основе церковных и народных напевов и исполнялся в медленном темпе, тем самым оказывал огромное воздействие на слушателей, поэтому он обрел громадную популярность среди населения. Он звучал во время церковных праздников и крестных ходов, исполнялся ежевечерне в армии, при погребении генералов и офицеров, умерших во время прохождения действительной службы, при производстве юнкеров в офицеры и т. д. «Коль славен…» в дореволюционное время являлся всеобщим национальным духовным гимном России, занимая наиболее почетное место. Этому доказательство- его текст:
КОЛЬ СЛАВЕН НАШ ГОСПОДЬ В СИОНЕ
(Национальный духовный гимн России.
1790-е гг.) Музыка Д. С. Бортнянского.
Слова М.М. Хераскова.
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык:
Велик он в небесах на троне,
В былинах на земле велик.
Везде, Господь, везде Ты славен
В нощи, во дни сияньем равен.
Тебе Твой Агнец златострунный
В себе изображает нам;
Псалтирью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам!
Прими от нас благодаренье
Как благовонное куренье.
Ты солнце смертных освещаешь
И любишь, Боже, нас как чад.
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град;
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Своей питаешь!
Как пишет Н. А. Соболева (72,181): «Колоколами Спасской башни Московского Кремля вызванивались: в 12 и 18 часов «Преображенский марш», а в 15 и 21 час - «Коль славен наш Господь в Сионе». Как видно из всего этого, они были «на слуху» в течение 60 лет - с 1856 по 1917 год.
После революции в октябре