Особенности функционирования лэнд-грант университетов на примере Техасского и Калифорнийского университетов
Жиганова Л.П.
В аграрном секторе США при активном участии государства создана комплексная система научно-информационного обслуживания. Как показывает ретроспективный анализ, такая система, основанная на триаде "научные исследования – образование – внедрение" позволяет наиболее эффективно решать постоянные задачи.
Система управления научно-исследовательской деятельностью является децентрализованной, за исключением научных учреждений, подчинённых федеральному правительству, в частности, в рамках МСХ. Решения принимаются на штатном, а не на федеральном уровне. Такая децентрализация исторически обусловлена заложенной при основании лэнд-грант университетов тесной связью научных кругов с непосредственными производителями. Она осуществляется через разветвлённую службу внедрения сельскохозяйственных знаний.
Это позволяет, во-первых, оперативно получать "сигналы" о насущных потребностях производства в улучшении технологий, во-вторых, создавать достаточно тесное взаимодействие между исследователями различных уровней (теоретического и прикладного) и производителями сельхозпродукции, в-третьих, оптимизировать распределение общественных средств, направляемых на нужды науки на уровне штатов, с целью решения наиболее актуальных проблем конкретных регионов.
Кооперативная служба исследований, образования и внедрения обеспечивает связи между двумя уровнями национальной системы аграрного образования, исследований и внедрения сельскохозяйственных знаний – федеральным и штатным.
Создание Кооперативной службы исследования как агентства, объединяющего исследования и сельскохозяйственное внедрение, открывает новые возможности для финансирования. Для управления фондами, образовательными и исследовательскими, две различные службы были объединены в единое, более эффективное агентство, необходимое для МСХ и других государственных структур. Оба фонда имеют различную форму ответственности и различный бюджет. Однако для программного менеджмента эти фонды могут являться общим инструментом для реализации целей, определенных в стратегическом плане Кооперативной службой исследования, образования и внедрения.
В целом, любой штат, получающий деньги либо из исследовательских фондов, либо из фондов образования должен быть ответственным перед Кооперативной службой как источником финансирования. При этом исследовательские гранты выделяются на региональном уровне, образовательные – на федеральном.
Таким образом, наиболее важной функцией службы является распределение средств федерального бюджета между штатами (лэнд-грант университетами). Для осуществления такого финансирования МСХ подписывает меморандумы взаимопонимания с каждым университетом, в котором содержится обязательство иметь на балансе организационную структуру и осуществлять деятельность по внедрению сельскохозяйственных знаний. Финансирование наиболее важных направлений работ осуществляется только при наличии специальных планов штатов.
Другой важной функцией Кооперативной службы является представительство интересов служб внедрения штатов на федеральном уровне. Интересно отметить, что в самой службе в конкретных областях занято немного специалистов. В основном, сотрудники являются администраторами, работающими на уровне штатов (в университетах). Поэтому программы внедрения, как правило, осуществляются на уровне штатов.
Национальная служба сельскохозяйственной статистики осуществляет сбор, обработку и публикацию статистических данных и аналитических материалов по различным аспектам сельскохозяйственного производства страны. Организационно она имеет 45 представительств, обслуживающих все штаты страны. Основной её деятельностью на местах является заключение кооперативных соглашений между региональными представителями, департаментами штатов и лэнд-грант университетами. Служба финансирует также выполнение лэнд-грант университетами части работ по сбору и обработке статистических данных.
В начале 90-х годов примерно 27% средств для поддержки службы внедрения поступали от МСХ, и это распределение было более равномерным, чем для экспериментальных станций. В эти же годы, по сравнению с началом 80-х годов, вдвое возросло финансирование научно-исследовательских работ по заказам частных компаний и за счёт средств от реализации собственной продукции лэнд-грант университетов.
Развитие системы лэнд-грант университетов и колледжей стало важной частью законов, определивших направление аграрной политики страны на многие годы. Более чётко определились главные цели работы этих университетов: повышение уровня образования сельского населения; направление научных исследований на решение насущных проблем фермерства; внедрение научных разработок в сельскохозяйственное производство и развитие социальной инфраструктуры села. Система лэнд-грант университетов сыграла решающую роль в совершенствовании аграрного производства и сельской местности. Исследования показали, что эта система эффективна даже с позиций прямой отдачи средств, затраченных на её развитие, и колеблется от 20 до 40% для основных направлений деятельности.
В настоящее время в стране имеется свыше 76 лэнд-грант университетов, в которых студенты получают специальное образование. В них работают более 16 тыс. преподавателей и учёных, по программам 1-4 курсов обучаются около 78 тыс. студентов и по специализированным программам после 4-го курса - примерно 22 тыс. студентов. По программам агроколледжей обучаются около 23 тыс. студентов до и 1000 студентов – после 4-го курса. На подготовку специалистов сельского хозяйства в вузах США расходуется около 1 млрд. долл.
В 1862 году Президент Линкольн подписал закон, известный в истории как закон Морилла. Этот первый федеральный закон "О безвозмездной передаче государственной земли для создания сельскохозяйственных колледжей" формировал базу для развития системы лэнд-грант университетов в США. Обеспечивая штаты государственными землями для образования тех людей, которые не могут позволить себе роскошь частных колледжей, закон открыл двери для всех граждан, независимо от их материального положения.
Средства от продаж или аренды федеральных государственных земель используются для проведения прогрессивных научных исследований и переноса знаний в сельское хозяйство и машиностроение – две области, определяющие лидерство любой сильной страны.
В 1887 году был принят закон Хетча о развитии системы научного обеспечения сельского хозяйства, положивший начало созданию в каждом штате научного аграрного центра. А в 1917 году - закон Смита-Хьюгеса о создании системы образования, научных исследований и внедрение их в практику сельского хозяйства. Практически, к 30-м годам текущего века были разработаны основные структурные элементы системы научно-информационного обслуживания сельского хозяйства.
Новый сельскохозяйственный закон, на основе которого Конгресс США выделяет ежегодно МСХ значительные средства на исследования, был принят в 1996 году. В 1997-1998 гг. на науку, образование и внедрение было выделено 1,8 млрд. долл.
История возникновения сельскохозяйственных учреждений в США
История сельскохозяйственного образования в США представляет много интересных этапов.
Большинство американских университетов конца 18 и начала 19 веков руководилось исключительно духовными организациями, которыя направляли воспитание юношества в соответствующую сторону. Возникновение сельскохозяйственных школ и колледжей, изучающих прикладные науки, явилось протестом против увлечения классической системой обучения с одной стороны, и было обусловлено запросами жизни с другой. Быстрый прогресс промышленной жизни в США предъявил к университетам огромный запрос на образованных инженеров, техников, химиков. Университеты не в состоянии были удовлетворить эти запросы, и образованных специалистов пришлось выписывать из Англии, Голландии и других стран Европы.
То же случилось и с агрономией. Но уже в 1792 году в Columbia College был приглашён первый в США профессор агрономии Самюэль Митчелл. Он занимался изучением действия удобрений, написал несколько брошюр, подготовил в этом направлении нескольких слушателей, которые впоследствии сделались известными в деле развития сельскохозяйственного образования. Следующим был университет в Пенсильвании, который пригласил профессора для чтения и обучения теории агрономии.
В начале 19 столетия появилась первая попытка основать национальный Департамент Земледелия (1817г.), но попытка эта не встретила поддержки. Департамент Земледелия вырос из учреждения, которое занималось распространением семян, присылаемых консулами из всех частей света. В 1854 году было ассигновано 35000 долл., часть которых должна была пойти на изучение способов борьбы с вредными насекомыми. В 1862 году был учреждён Департамент Земледелия, задача которого состояла в следующем: "собирать и распространять между жителями США полезные сведения по предметам, связанным с сельским хозяйством в общем смысле этого слова и распространять наиболее полезные семена и растения".
Одновременно с этим в стране росла потребность в сельскохозяйственном образовании и попытки к её удовлетворению.
Около 1825 года был открыт частный сельскохозяйственный колледж в округе Колумбия; это была школа по сельскому хозяйству, у которой была своя ферма; студенты, обучаясь в школе сельскохозяйственным наукам, должны были поддерживать своё существование работой на ферме. Однако такой тип школ успеха не имел. Благодаря сильной агитации сельскохозяйственного общества в 1860 году открылся правительственный сельскохозяйственный колледж в штате Нью-Йорк, но с началом гражданской войны он закрылся и не открывался совсем.
Первый сельскохозяйственный колледж, который действительно начал работать, появился в штате Мичиган; потом появились такие же учреждения в Массачусетсе, Пенсильвания и других штатах. В пятидесятые годы 19 века в некоторых университетах (Harvard, Jale) начали читать отдельные курсы по агрономии. Всё это вместе постепенно подготовляло почву для более резкого протеста в отношении классического образования в университетах и введения в цикл их преподавания прикладных наук.
Агитация в помощь нарождавшимся сельскохозяйственным колледжам началась весьма активно с 1857 года, когда Морилл внёс в нижнюю палату акт, целиком принятый только в 1890 году. Первый билль его был такой: каждому штату, устроившему сельскохозяйственный колледж, отдать в распоряжение 50000 га казённых земель. Этот билль, пройдя обе палаты, не получил утверждения президента в 1858 году. В 1861 году Морилл внёс второй билль, который был утверждён президентом Линкольном в 1862 году. Акт имел название: "Акт, дарующий казённые земли различным штатам и территориям, которые создадут колледжи для изучения сельского хозяйства и прикладных искусств". В распоряжение различных штатов на основании этого акта поступило 32500000 га казённых земель для содействия устройству сельскохозяйственных и инженерных колледжей (Land-grant act). Получая в своё распоряжение от 205000 до 2250000 га земли, каждый штат давал обязательство поддерживать, по крайней мере, один колледж, в котором обучали бы сельскому хозяйству и инженерным наукам; вместе с этим во вновь открываемых учебных заведениях не исключалась возможность каждому желающему изучать и классические предметы.
Так как закон запрещал тратить как самый фонд, так и проценты с него на постройки, приобретение места и т. п., то в каждом штате уже на месте разрешалось либо создавать отдельные учреждения для изучения и обучения сельскому хозяйству и другим прикладным наукам, либо устраивать их при существующих университетах.
В 1889 году Морилл внёс другой билль, принятый обеим палатами и утверждённый президентом Харрисоном в 1890 году. По этому биллю каждый штат имел право получать ежегодно из фонда, образовавшегося от продажи казённых земель, 15000 долл. с ежегодной прибавкой на 1000 долл., пока весь фонд не будет равен 25000 долл. в год. Эта сумма должна была быть употреблена на обучение агрономии, горному делу, механики, английскому языку, всем отраслям математики, физики и естественных наук для облегчения обучения этим наукам (Morrill College Aid Fund).
Возникшие на основании закона высшие учебные заведения имели одну основную тенденцию – расширить число предметов преподавания таким образом, чтобы удовлетворять всякого рода запросам жизни штата. Так, в южных штатах, где большую роль в жизни играет хлопок, были организованы курсы по текстильной промышленности; в других местах такую же роль играет горное дело, соответственно чему развито горное отделение университета.
К 1908 году на территории США высших учебных заведений, пользующихся привилегиями Закона Морилла, насчитывалось около 65. Они получили всего земли на сумму 12744466 долл.; учреждения владели землями и фермами, оцениваемыми более чем 11 млн. долл., зданиями на сумму свыше 33 млн. долл.; аппаратами и машинами около 4 млн. долл., библиотеками на сумму более 3 млн. долл., а всего имуществом на сумму свыше 96 млн. долл.
Историю усиленного развития сельскохозяйственного опытного дела в США необходимо начинать с момента издания закона Хетча в 1886 году. До этого времени опытное дело было поставлено весьма слабо и далеко неудовлетворительно. Некоторые профессора университетов и сельскохозяйственных колледжей ставили небольшие простые опыты и производили различного рода лабораторные исследования (главным образом контроль над удобрениями) для нужд сельского хозяйства, но за ограниченностью средств эти опыты имели очень небольшое значение.
Однако статьи о широко распространённых работах опытных учреждений в Западной Европе и результаты работ некоторых местных станций выдвинули экономический мотив полезности опытных учреждений по сельскому хозяйству в США, и с ним пришлось столкнуться Конгрессу и законодательным учреждениям отдельных штатов.
В 1886 году в Конгресс был внесён билль Хетча, который был принят в Конгрессе и утверждён президентом Клевеландом. Суть этого закона состояла в том, что из Федерального казначейства за счёт фонда, полученного от продажи казённых земель, отчисляется ежегодно каждому штату и территории сумма в 15000 долл. на устройство при университетах или сельскохозяйственных колледжах новых сельскохозяйственных опытных станций, или для поддержания уже существующих опытных станций.
По закону Хетча, эти 15000 долл. должны быть расходуемы так, чтобы в первый год можно было тратить 3000 долл. на постройки, в последующие годы для этой же цели можно было затратить только 850 долл. Остальные деньги должны были идти на научные исследования. Федеральное правительство не предъявляло никаких особенных требований к штатам в деле организации опытных станций, помимо чисто формального финансового отчёта, который должен посылаться, как и другие отчёты, министрам земледелия и финансов. Министру земледелия был поручен общий контроль за опытными станциями.
Передавая довольно крупную сумму в распоряжение опытных станций, закон требует, чтобы каждая станция издавала подробный отчёт о своей деятельности и, кроме того, не меньше 4 бюллетеней о текущих работах на станции ежегодно.
Закон Хетча дал громадный толчок развитию опытного дела в США. Уже в первый год после его издания были основаны опытные станции в 38 штатах, и на их содержание было затрачено всего около 190000 долл. Постепенно число станций росло и к 1907 году их насчитывалось около 60, из которых 55 пользовались пособием от федерального правительства.
Отвечая практическим запросам сельскохозяйственной жизни страны, которые вызвали к существованию опытные станции, руководители этих станций направили первоначально своё внимание к удовлетворению своих насущных потребностей, часто имевших узкий местный характер. Строго научным работам не было места на опытных станциях за недостатком средств на их ведение. Для того, чтобы изучить основные вопросы сельского хозяйства страны и тем углубить деятельность опытных станций в 1906 году, Конгресс принял билль Адамса, по которому каждая станция, получающая пособие из сумм государственного казначейства, получала в 1906 году по 5000 долл. добавочно, и сумма эта увеличивалась на 2000 долл., пока не достигала 15000 долл. Деньги, ассигнованные по закону Адамса, не могли быть употребляемы на исследование вопросов узко-местного, прикладного характера, а должны были пойти на исследования научного характера.
Техасский Университет
В штате Техас концепция народного университета стала реальностью в 1876 году с учреждением Системы Техасского А&М Университета. Первый государственный университет Техаса сейчас является третьим по величине в США. С самого своего основания Техасский Университет установил традицию предоставления возможности получения образования всем техасцам.
Техасский А&М Университет является базисом Сельскохозяйственной Программы Техасской Системы А&М Университетов. За 120 лет эта система разрослась, и сегодня включает в себя 10 университетов и 8 государственных служб, включая 6 университетов и 5 служб, связанных непосредственно с сельскохозяйственными программами. Исторически Техасская Система А&М Университета имела особое место в системе высшего образования и отличалась от других государственных научно-исследовательских университетов. Однако А&М Университет был связан с сетью государственных университетов, имеющих сходные цели. Как и любые другие учреждения высшего образования, А&М Университет призван обеспечить граждан прогрессивным образованием, но, являясь одновременно системой лэнд-грант университетов, его деятельность и ответственность значительно сложнее.
Серьёзные демографические изменения оказывают влияние на возрастание дистанции между теми, кто имеет возможность получить образование, и теми, которые не имеют для этого хорошего материального положения. Общественное доверие государственному образованию подошло к критической точке. Потребовалась другая ответственность, чтобы послужить большему количеству людей с такими же, а в