История Свято-Успенского православного прихода
МОУ «Шербакульский лицей»
ИСТОРИЯ СВЯТО-УСПЕНСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА
Выполнила:
Вагнер Кристина
Ученица 9 «Б» класса
Проверила:
Прикман Н. Н.
2008 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОТ ОСНОВАНИЯ ДО ПОРУГАНИЯ
2. ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
«Русское государство на всем протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне Православной веры. Можно без преувеличения сказать, что история России - это, прежде всего, история Святой Руси. …Если русский народ покается, обратится к Богу и сделает православную веру основой совей жизни - тогда Россия спасется, вновь процветет и станет великой державой. Если нет - исчезнет с исторической арены, растворится среди прочих народов. Поэтому, слава Богу, за то, что в наше время возрождаются приходы, возрождается духовная жизнь».
За последние несколько лет на омской земле многое изменилось. Открываются новые и украшаются пустовавшие доселе старые храмы, многие, особенно молодые люди, начинают посещать церковь, принимают святое крещение, молятся, исповедуются, причащаются, благоговейно лобызают христианские святыни. Епископы, священники, монахи вновь стали почитаться в народе: их уважают, готовы помогать им восстанавливать разрушенное неверием. Не исключение составляет и наш поселок Шербакуль. Шесть лет назад здесь был вновь отстроен разрушенный в 1937 году православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это событие имело важное значение для духовной жизни Шербакуля. По опросам свыше 60% жителей поселка считают себя православными христианами. В очерке рассматривается история нашего прихода, начиная с дореволюционного периода и до наших дней.
1. ОТ ОСНОВАНИЯ ДО ПОРУГАНИЯ
Первый период истории Свято-Успенского православного прихода (1897-1947 гг.)
История Свято-Успенского прихода насчитывает более ста лет. Сразу же после своего переселения основатели нашего поселка начали воздвигать храм Божий. Одни историки считают, что это был храм во имя Рождества пресвятой Богородицы, но старейшие жители нашего поселка не согласны с этим мнением. Они утверждают, что церковь строилась в честь Честного и Славного Успения Пресвятой Богородицы. Учитывая тот факт, что официальный день празднования Успения Божьей Матери, будем считать последнее достоверным.
Строительство церкви было завершено к концу весны 1897 года. Освящение состоялось 31 мая. Именно с этого дня Шербакуль (тогда он еще назывался Борисовкой) получает статус села (село отличается от деревни или простого селения наличием церкви). В этом же году на добровольные пожертвования прихожан был построен дом для священника и его семьи. По свидетельствам современников нововозведенный деревянный храм отличался особым благолепием: прекрасный резной иконостас, богатая утварь, слаженное пение церковного хора. Тогдашние прихожане, а это, можно сказать, были почти без исключения все жители поселка, очень любили свой храм, старались посещать его как можно чаще. Однако службы проходили, как и во всех приходских храмах, лишь в воскресенье и праздничные дни. Храм находился в самом центре поселка. Руками заботливых прихожан вокруг него был разбит парк, который существует и поныне. Благозвучный перезвон колоколов на церковной звоннице, который созывал прихожан на богомолье в храм Божий, по свидетельствам современников, был слышен в деревнях, расположенных на расстоянии 12-15 километров от села. В храме служил только один священник, он же и был настоятелем. Известно, что в приходской клир входил и диакон, который помогал священнику во время службы, а иногда и заменял его, если это допускалось церковными канонами. Отец-настоятель также исполнял обязанности благочинно: он духовно окормлял жителей близлежащих деревень, часто совершал выездные богослужения по своей канонической территории. К сожалению, история не сохранила никаких биографических сведений о жизни священника, известна лишь его фамилия - Лебедев.
При церкви работала церковно-приходская школа, которая по своей сущности являлась единственным общедоступным учебным заведением. В ней преподавались не только церковные дисциплины (закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение), но и общеобразовательные предметы (чистописание, основы арифметики и др.) Большую часть занятий вел сам батюшка.
После революции 1917 года храм действовал до начала 20-х годов. После чего его закрыли, некоторое время он пустовал. Были разграблены все святыни, иконы сожжены, сам храм осквернен. Впоследствии здание храма использовалось под зернохранилище ( в архивном фонде Шербакульского райисполкома имеется решение от 30 ноября 1934 года «об использовании Шербакульской церкви под склад для зерна».). Это продолжалось до 1937 года, когда храм был разрушен окончательно. Почти 20 лет место пустовало, а в 1953 году на территории храма было построено здание райкома КПСС.
С уничтожением храма приходская жизнь не прекратилась. Православные христиане прихода собирались на молитву в доме священника (дом батюшки сохранился и до наших дней, ныне там размещается районный отдел культуры). Это продолжалось вплоть до ареста и расстрела священника. Именно с этого момента православная жизнь в поселке стала постепенно угасать. Рождались поколения, которые были воспитаны в духе атеизма.
2. ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
Второй период истории Свято-Успенского православного прихода (1992-2001 гг.)
Несмотря на все гонения, которые претерпевала Церковь Христова от безбожной воинствующей власти, у русских людей нельзя было искоренить веру в Бога. Один из особо чтимых святых сказал, что «любая человеческая душа по своей природе является христианской», т.е. каждый человек, какими бы моральными качествами он не обладал, стремится к добру, ищет Бога. Существует множество свидетельств современников о том, что не только верующие, но некоторые партийные руководители в трудные жизненные минуты открывали свои замаскированные шкафы, в которых находились святые образа, и молитвенно обращались к Богу. Что же касается таких великих христианских праздников, как Рождество, Крещение, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, то их праздновали все и всегда. В обязательном порядке пеклись пасхальные куличи и красились яйца, украшались дома березовыми ветками в день Святой Троицы, в полночь на Крещение набиралась святая вода, которую хранили дома, ну а елка, которая во всем мире украшается на Рождество, стала обязательным атрибутом новогодних праздников.
В советский период, когда ощущалась острая нехватка священников, подвиг церковного служения на себя взяли многие благочестивые православные христиане. Именно они совершали таинство крещения ( по церковным канонам в случае отсутствия священника крестить благословляется и мирянам). В нашем районе так были крещены многие).
Вследствие того, что духовная литература стала недоступна для большинства верующих, православное воспитание подрастающего поколения было весьма проблематичным. Духовное просвещение детей и молодежи целиком легло на плечи наших бабушек и дедушек, которые еще были знакомы с православным вероучением, старались аккуратно посещать богослужения, где слушали проповеди священников и устраивали образ своей жизни согласно церковному календарю. Но в своих рассказах детям о Законе Божьем они иногда искажали библейские истории, часто изменяя трактовку, а порой и смысл содержания. Во многом из-за этого у нынешнего поколения сформировались превратные, искаженные понятия и взгляды на некоторые церковные обряды и традиции, появились даже некоторые суеверия, которые существуют и поныне.
Новейшая история Свято-Успенского прихода начинается с 1992 года. Именно в это время по благословлению Высокпреосвященнейшего Феодосия, митрополита Омского и Тарского, в Шербакуль приехал иеромонах Иона (Куцевалов). Свою задачу батюшка видел в том, чтобы возродить духовную жизнь в поселке. Первые службы в Шербакульском приходе отец Иона совершал на дому у верующих. Это были краткие молебны, панихиды и отпевания, позже чин обедницы, а также таинства крещения и исповеди. Чем чаще и разнообразнее становились службы, тем больше становилось прихожан, а, следовательно, появилась насущная потребность в отдельном молитвенном здании. Православные христиане во главе с отцом Ионой обратились в администрацию района с ходатайством о выделении специального помещения для проведения богослужений. Районное руководство пошло навстречу верующим шербакульцам и вскоре после переезда Детской музыкальной школы (1993 г.) приход получил возможность занять одно из старейших зданий рабочего поселка.
Валентина Юлисовна Камышан, в прошлом - директор музыкальной школы, а ныне активная прихожанка и певчая церковного хора, вспоминает: «Здание, которое мы оставляли, было построено в дореволюционный период и находилось в плачевном состоянии. Батюшке Ионе и прихожанам пришлось изрядно потрудиться, чтобы отремонтировать здание и приспособить его для проведения богослужений».
Другая активная прихожанка Аграфена Кирилловна Макарова так рассказывает о тех днях: «Слава Богу, люди с душой отнеслись к этому благому делу. Все помогли, чем могли, кто деньгами. Кто материалами, кто советом добрым. Никто не остался безучастным».
А вот как сам отец Иона вспоминает об этом: «На наши просьбы откликнулись буквально все, к кому мы обратились. И в администрации пошли навстречу, помогли с помещением и от отдела культуры, и от музыкальной школы, и от больницы, всюду мы ощущали поддержку. Конечно же, были такие, которые злословили и говорили, что все это очередная компания, мол, подует ветер в другую сторону и все измениться. Однако это не так. Вспомним, ведь и раньше сколько было преследований за веру, сколько репрессированных! Но люди держались верой. И сейчас верующих очень много. На самое первое богослужение в нашей Свято-Успенской церкви столько людей собралось! Очень многие захотели покреститься сами, окрестить своих детей».
Летом 1993 года состоялись первые богослужения в этом храме, а 28 августа того же года, в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы правящий архиерей Омско-Тарской иерархии тогда еще архиепископ Феодосий совершил малое освещение храма, заложил камень в основание новой церкви, принял участие в торжествах по случаю столетия Шербакуля.
Сегодня прихожане вспоминают об этом событии как об одном из самых счастливых в их жизни. В этот день люди первый раз услышали «живое» пение церковного архиерейского хора которое до глубины сердец поразило их.
Вера Владимировна Шарканова - ныне участница приходского хора, свидетельствует о том, что поле первого своего освящения церковь во время богослужений всегда была переполнена. К сожалению, в церкви тогда еще не было своего певческого коллектива. Отец Иона привлекал к участию в службе всех богомольцев. Пение было не всегда стройное, но искреннее. Прихожанам приходилось переписывать от руки многие молитвы, поскольку в церкви не было не только богослужебной литературы, но и обычных молитвослов для мирян. Храм был бедный: иконы, которые составляли его убранство, были более чем скромные, приход не имел своих собственных евхаристических сосудов, а посему Божественная Литургия, главная церковная служба, не совершалась. Батюшка был сильно огорчен этим обстоятельством и неоднократно повторял, что его самая заветная мечта - это отслужить Литургию вместе со своими любимыми чадами, а это были все без исключения прихожане Свято-Успенской церкви. Люди стремились к своему сединами умудренному духовному наставнику, получали утешение и великую радость от общения с ним. Многое в жизни повидал батюшка, многое пережил, но любовь к Господу и к людям никогда не угасала.
Вот как он сам рассказывал о своем жизненном пути: «Родители мои были люди верующие и маленьким меня приводили в церковь. Затем последовали известные всем времена, когда разрушались храмы, церкви. Но я помню, что мы все равно собирались и молились. Мне было восемнадцать лет, когда я ушел воевать, был тогда, можно сказать, человеком полуверующим. То есть, в душе-то я в Бога верил, знал, что надо молиться, и молился, была у меня тогда одна-единственная молитва. Я с ней всю войну прошел. А уже после войны я, в первую очередь, ударился в науку, будучи человеком любознательным, изучал астрономию, историю, археологию. Все это было тесно связано с религией. Тогда как трактовали религию? Она - враг науки и прочее. Религиозной литературы было очень мало, а точнее сказать, совсем не было, поэтому я читал и изучал научные труды, следил за научными открытиями, да и до сих пор я интересуюсь этим и сопоставляю с библейскими событиями. Убеждаюсь, что истинная наука утверждает истинную веру. Двадцать лет я проработал в связи. Все это время я все больше утверждался в вере в Бога, всегда посещал церковь, молился. И только спустя двадцать лет я окончательно пришел в церковь. И прежде чем получить сан священника, отслужил в церкви еще двадцать лет, пел в церковных службах, затем принял монашество и постриг и только потом стал священником. После своего рукоприложения я начал служить в Омском кафедральном Кресто-воздвиженском соборе, который очень люблю».
Отец Иоанн помимо Шербакульского района также продолжал свое служение в кафедральном соборе г. Омска и в р.п. Любинском, именно поэтому богослужения совершались всего один раз в две недели. Большую помощь во время богослужений отцу Ионе оказывал его сын диакон (а ныне уже священник) отец Павел. Оба священнослужителя во время своего нахождения в Шербакуле испытывали бытовую неустроенность: у них не было своей квартиры, и ночь между службами они проводили прямо в церкви. Там находилась небольшая комната с кроватью, где отдыхал батюшка Иона. Отцу же Павлу приходилось ночевать на скамейке.
Один из самых частых церковных обрядов, которые совершал отец Иона, было таинство крещения. Иногда из-за большого количества людей, которые хотели окреститься, продолжительность таинства затягивалась на несколько часов.
Батюшка также совершал по просьбам людей и другие требы: освящение домов, хозяйственных построек, машин; таинства исповеди, соборования, венчания. Юрий Пантелеевич Белоусов, который первым в Шербакуле женил своего сына церковным обрядом, вспоминает: «Людей на венчании моего сына было очень много; некоторых из них мы даже не приглашали - все они пришли только с той целью, чтобы посмотреть на удивительно красивое таинство церковного брака».
Свою деятельность в Шербакуле отец Иоанн считал миссионерской. Он говорил, что если найдется для Свято-Успенской церкви постоянный священник, то он рекомендует его, а сам покинет приход.
В мае 1995 года владыка Феодосий за Божественной литургией в Свято-Никольском Казачьем соборе г. Омска рукоположил в сан иерея Андрея Кортусова и направил его на постоянное место служения в Шербакуль. Он приехал сюда вместе со своей супругой Иоанной (матушкой).
Отец Андрей после того, кА принял приход от батюшки Ионы, сразу же принялся за свои святые обязанности и начал трудиться на благо церкви. Им вскоре были приобретены новые иконы и, что самое главное, евхаристические сосуды, так что появилась возможность совершать Божественную Литургию. За первой обедней причащалось большое количество прихожан. Лидия Сергеевна Скибина, которая принимала Причастие, делится своими впечатлениями от богослужения: «Я думаю что это был самый счастливы день в моей жизни. Никогда еще я не испытывала такого чувства: мне показалось, что я была как будто на крыльях. Душа моя ликовала, и было так радостно, так спокойно.
Отец Андрей упорядочил богослужения в Свято-Успенском приходе: они стали совершаться по регулярному циклу. В пятницу он всегда старался служить заупокойную вечерню; на следующий день служилось Всенощное бдение, а в воскресный день Божественная литургия, после которой по просьбам прихожан пелись различные молебны, совершались отпевания, таинство крещения. Службы также проводились и в праздничные дни.
В это же время при храме создается свой постоянный клирос (хор). В его состав входили матушка Иоанна, Науменко Е. Ю., Шарканова В. В., Макарова А. К. и Скибина Л. С. Руководство хора осуществлялось матушкой. Она разбирала службы вместе с батюшкой, проводила спевки. В этот период приобретается необходимая богослужебная литература: «Октоих», некоторые «Минеи», «Апостол», «православный богослужебный сборник», «Часослов» и др. Отец Андрей также большое внимание уделял духовному просвещению своей паствы. Им была создана Воскресная школа для взрослых, занятия в которой он проводил сам в каждую пятницу после службы. Вера Владимировна Шарканова вспоминает: «В то время несмотря на то, что мы были взрослыми, мы очень мало знали. Батюшка очень интересно рассказывал нам об основах православного вероучения, заставлял нас изучивать первоначальные истины. Перед нами открывалась вся красота Церкви Христовой.
Александр Петрович Яковлев, работник связи, тогда один из самых активных слушателей воскресной школы, считает, что уроки, которые он получил от отца Андрея, были решающими для всей его последующей жизни без Церкви.
При храме также существовала Воскресная школа и для детей, в ней преподавала матушка Иоанна. Занятия проходили в воскресные дни после службы.
По благословлению отца Андрея при приходе была создана библиотека духовной литературы. Все книги приобретались исключительно на пожертвования прихожан и пользовалась повышенным спросом. Здесь можно было найти и литературу для начинающих свою духовную жизнь, и творения святых отцов для совершенствования.
В январе 1996 года отец Андрей со своими духовными чадами совершает паломничество в Тобольск. Там они имели возможность посетить Тобольский кремль, где помимо храмов находиться резиденция правящего архиерея, духовная семинария; приложиться к мощам святого Иоанна Тобольского, Просветителя земли Сибирской. Те духовные впечатления, которые они получили от своего паломничества, не изгладились и до сего дня. ПО словам А. П. Яковлева, в трудные минуты своей жизни эти воспоминания помогают ему обрести духовное успокоение.
В 1997 году Валерий Николаевич Шарканов, тогдашний начальник районного коммунального хозяйства, в память о своем отце по благословлению батюшки поставил на местном кладбище небольшую деревянную часовню. Отец Андрей освятил ее в честь святителя и чудотворца Николая. И до сегодняшнего дня в часовне во все родительские дни служатся заупокойные молебные пения, иногда совершаются отпевания.
К сожалению, отец Андрей с матушкой, так же, как и отец Иона, испытывали бытовую неустроенность. Жили они в церкви, где оборудовали себе комнату. Однако это помещение было очень сырым, вследствие чего состояние здоровья матушки, и батюшки резко ухудшилось. Отец Андрей неоднократно направлял прошения владыке Феодосию с просьбой перевести его в другой приход. На Пасху 1998 года батюшка последний раз отслужил службу в Шербакуле, после чего покинул приход.
Можно сказать, что для прихожан наступило время испытаний. Вера Семеновна Царенко говорит о том, что в то время все почувствовали себя осиротевшими. «Мы были как будто большое стадо без пастыря. Но, слава Богу, мы все равно приходили в храм на молитву. Читались различные акафисты ко Господу, Его Пречистой Матери, угодникам Божиим. Все молились о том, чтобы Господь ниспослал нам нового батюшку».
В это время избирается новый Приходской Совет, председателем которого становиться В. С. Царенко. Вскоре принимается решение обратиться к правящему архиерею Омско-Тарской епархии митрополиту Феодосию с просьбой о выделении нового священника. В. С. Цареко: «Мы решили отдать наше прошение владыке лично в руки. С этой целью я, Вера Владимировна Шарканова и Лидия Сергеевна Скибина отправляемся в Ачаирский Крестовый монастырь, где обычно в субботние дни служил владыка. Это было 16 мая 1998 года. В поездке с нами участвовала также и матушка варвара, которая и представила нас владыке Феодосию. Он нас внимательно выслушал и сказал, что, к сожалению, свободных батюшек у него пока нет, но он постарается нам помочь.
В то время в монастыре шли подготовительные работы к началу росписи стен Првратного храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Настоятель этой церкви иерей Артемий (Дубляженко) должен был на это время уйти в отпуск. Мы попросили его приехать к нам. Слава Богу, батюшка согласился и пообещал отслужить в нашей церкви литургию. Владыка, узнав о согласии отца Артемия, благословил его на поездку. Он должен был также доложить владыке о состоянии прихода. Мы объяснили батюшке, как доехать до Шербакуля, и радостные вернулись домой.
18 мая 1998 года, в канун дня празднования святителя Николая, иерей Артемий, нынешний настоятель Свято-Успенского прихода, впервые приехал в Шербакуль. Вот как он вспоминает об этом: «В этот майский день внезапно пошел снег, а затем началась настоящая метель и к вечеру вся земля была окутана снежным покровом. Дороги настолько замело снегом, что с Омского автовокзала не выпускали на линию автобусы. Моя поездка срывалась, я хотел было уже вернуться домой, чувствуя неловкость перед людьми, которых я обнадежил. Но неисповедимы пути Господни… Неожиданно один из водителей, словно понимая всю важность моей поездки, предложил мне место в совей машине. Издревле народ православный твердо веровал, что снежный покров олицетворяет собой благодать Матери Божьей, которая никогда не оставляла землю Русскую без помощи своей благодатной. В этой непогоде и в неожиданной возможности добраться до Шербакуля я усмотрел особое благословление Пресвятой Богородицы. По приезде я узнал, что церковь была освящена в честь Успения Матери Божьей, позже я понял: Сама Пречистая помогала мне и указала место нового служения. С того дня моя жизнь связана с Шербакулем и его жителями».
По приезде батюшка сразу же отслужил акафист святому Николаю Угоднику. Утором следующего дня была совершена литургия, после которой отец Артемий беседовал с прихожанами. Они поделились с ним со своими проблемами, рассказали о состоянии дел на приходе, попросили батюшку еще немного послужить у них, пока владыка не направит в Шербакуль нового постоянного священника.
Отец Артемий: «Мне было неудобно отказываться и я согласился, хотя был уверен в том, что владыка в следующий раз благословит приехать сюда иного священника. Первые мои впечатления о Шербакульского прихода были довольно удручающие. До этого я служил только в лучших храмах нашей епархии, а посему был удивлен той бедностью, которую здесь увидел. Но верующие Шербакульцы приятно удивили меня своим добродушием, искренностью и подлинно христианским благочестием. Можно сказать, что я их сразу полюбил и привязался к ним всей душой своей. Во время служб в Шербакуле я всегда чувствовал необыкновенный духовный подъем, молитвенную силу прихожан, с которыми мне уже было жалко расставаться».
Позже Приходским советом было составлено ходатайство к митрополиту Феодосию следующего содержания: «Высокопреосвященнейший Владыка! Обращаются к Вам прихожане Свято-Успенской церкви р.п. Шербакуль. Просим Вас не оставить нас своею милостью и благословить на постоянное священническое служение к нам иерея Артемия. Верим, что с его приходом к нам благодать Господня снизойдет на наш грешный Шербакуль и со с строительством храма Божьего в душах наших будет построен и храм вещественный в честь Успения небесной Владычицы нашей Пресвятой Богородицы. От имени всех прихожан Приходской совет молится об этом и надеется на милость Божью и на Ваше блоагословление» (выписка из протокола заседания Приходского совета от 8 июня 1998 г.).
Вскоре митрополит Феодосий частично удовлетворил это ходатайство и благословил отца Артемия до окончания лета приезжать в Шербакуль в воскресные дни.
Валентина Андреевна Швец, казначей прихода, свидетельствует о том, что в этот период храм стал быстро и незаметно благоукрашаться - появилась новая церковная утварь, красивые иконы. Большая перемена произошла и в церковном пении. Батюшка расширил состав хора и пригласил директора местной музыкальной школы Федора Михайловича Шевцова стать регентом.
С началом деятельности Федора Михайловича связан рост исполнительского уровня церковного хора: появилось трех-четырехголосие, ведется работа над академической постановкой голосов певчих, ввелось пение по нотам. Церковный репертуар пополнился разнообразными новыми песнопениями различных регионов России, а также авторскими произведениями. Благодаря этому появилась возможность выездных служб в села района, а также за его пределами.
Александру Федоровичу Коншу одному из активных певчих настолько нравится церковное пение, что на все церковные праздники он со своей семьей приезжает из Омска в Шербакуль. Своих детей семья Коншу воспитывает в православном духе.
Верующие Шербакульцы о очень полюбили своего нового батюшку и хор и с великой радостью посещали богослужения. Были и такие верующие, которые смущались тем фактом, что церковь расположена в бывшем здании музыкальной школы и считали ее настоящей.
Отец Артемий: «По долгу своего священнического служения мне приходилось помимо нашей Свято - Успенской церкви часто посещать и Свято-Никольский Казачий собор в г. Омске, где, к своему великому удивлению, я встречал много шербакульцев, которые приезжали для того, чтобы покреститься, исповедоваться, а то и просто помолиться. Спрашиваю: «Родные мои, для чего же вы такой огромный путь проделали?! Какая вам разница, где бы я вас повенчал, здесь или в Шербакуле?!» Отвечают: «Да как же батюшка? Разве можно наш молитвенный дом церковью назвать? Для нас он был и остается музыкальной школой. Вот когда построите настоящий храм, тогда в него будем ходить». Очень печально было для меня слышать такие слова. Ведь храм духовный всегда был важнее, чем храм материальный. Но я понимал, что необходимо воздвигать новую церковь».
Работы по сооружению нового храма начались еще при отце Андрее. Управлением областной архитектуры под руководством Хахаева М. М. в июле 1996 года был разработан проект «православного храма для небольшой общины районного центра Шербакуль Омской области». Церковь по этому проекту должна быть небольшой, всего лишь около 10 метров высотой, к тому же недостаточно вместительной. Именно поэтому отец Андрей вместе со своими прихожанами переработали проект. Строительство будущего храма началось совсем не на том месте, которое оставил владыка Феодосий в день столетия Шербакуля. По мнению большинства прихожан оно было выбрано в спешке, с владыкой не согласовано и оказалось не совсем удобным, поскольку находилось рядом с танцплощадкой и Домом культуры. К тому же территория, прилегающая к нему была очень мала. Районная администрация выделила для строительства более удобный, но небольшой участок, который располагался на территории бывшей восьмилетней школы. По благословлению отца Андрея был вырыт котлован и частично началась закладка фундамента. Однако вскоре работы прекратились, что было связано с трудным финансовым положением прихода, а также с несогласием прихожан строить церковь на новом месте.
К приезду отца Артемия администрация района передала приходу полностью всю территорию бывшей восьмилетней школы и было решено вновь изменить место под строительство будущего храма.
В. С. Царенко: «Место, которое нам передали, было крайне запущено, там было много заросших бурьяном деревьев и кустарников, а также большое количество мусора. Радует, что в расчистке территории буквально все прихожане и даже немощные бабушки с легкостью выполняли тяжелую работу».
Приходский совет по благословлению отца Артемия обратился в областную архитектуру с ходатайством о разработке нового проекта. Обращение поддержали: главный архитектор района Чернявская Валентина Михайловна и директор агрофирмы «Екатеринославская» Лыхенко Николай Дмитриевич, именно они вели переговоры с главным архитектором области Хахаевым М. М. Работа над новым проектом шла с учетом пожеланий настоятеля и прихожан. Проект