Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте

в протоколе исследования в приложении к данной работе. Ниже мы представляем сводную таблицу ответов - в ней найдут отражение наиболее интересные ответы детей, а также количество новых слов, придуманных детьми в ходе эксперимента по данной конкретной картинке (так как были случаи, что дети просто выбирали слово, уже имеющееся в языке).


Количество новых придуманных слов Наиболее интересные ответы
1 4 плечник, ведрышки, носитель
2 9 наглазник, зрачкун
3 1 кенжир, жирафик с руками
4 2 носатик, кисутка
5 10 считание. считалка
6 1 дырокол, проливайка
7 12 гладилка, утюжница
8 1 самолет, вертолет, летчик, летатель
9 8 слушалка, трубочка, палочка
10 0 кролик, тигр, кролик в тигриной шкуре, переоделся
11 11 поливайка, поливалка, цветочник
12 11 водяной пистолет, брызгалка

Комментарии:

Дети более младшего возраста не могли отвечать в рамках данной методики, испытывали трудности, называли предметы сочетаниями звуков, или приносили свои игрушки, показывали, что они похожи. Дети старшего возраста с легкостью придумывали новые слова или, говорили уже известные им слова, относящиеся к другим, но похожим предметам. Время не ограничивалось, но, тем не менее, хочется отметить, что данная методика проходила несколько дольше предыдущей.

Выводы по данной методике: результаты данного эксперимента подтверждают наше предположение о том, что феномен словотворчества является закономерностью развития детской речи. Дети, рассматривая изображения забавных предметов, сочетающих в себе определенные известные характеристики повседневных предметов и странные неизвестные характеристики, имеют выбор или придумать новое слово, для обозначения предмета, или выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями. Эксперимент показал, что большинство детей выбирают первое.


2.4 Выводы по главе II


В рамках данного практического параграфа мы описали ход эксперимента, состоящего из анализа и классификации единиц словотворчества, приведенных на основе личного опыта и бесед с родителями, а так же из методик «Что это такое?» и «Дай название картинке». Идея представленных методик взята у других авторов (Ушакова), но вербальные и визуальные опоры разработаны нами. Первая из двух названных методик направлена на доказательство наличия сходных механизмов словотворчества у детей, вторая имеет своей целью доказательство наличия словотворчества у детей разных возрастных групп.

Классификация единиц словотворчества показала, что действительно в этом вопросе можно опираться на точку зрения Ушаковой, которая предлагает три группы слов («слова-осколки», слова с «чужим окончанием» и «синтетические слова»). Только следует отметить, по данной классификации можно разделять лишь единицы словотворчества, имеющие грамматическое «происхождении». Конечно, лексическое значение слова тоже будет играть немаловажную роль, но все же чтобы выразить слово в речи придется обратиться за помощью к грамматике. Лексика, как бы дает толчок, грамматика – реализует словотворчество как процесс.

Две представленные в практической главе методики - «Что это такое?» и «Дай название картинке» еще раз подтверждают нашу гипотезу – словотворчество есть закономерный процесс развитья детской речи и носит шаблонный характер. Ребенок в своем словотворчестве опирается на уже известные слова, используя их как стереотипы. Также данные методики подтверждают, что механизмы словотворчества достаточно универсальны.

Еще хочется отметить, что процесс образования новых слов доставляет немало удовольствия, как взрослым, так и детям, так как единицы порой очень забавны.

В процессе исследования нам очень понравилось работать с детьми, результатами экспериментов мы довольны.

Заключение


Овладевая родной речью, ребенок очень часто разными способами придумывает новые слова. Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка носит название словотворчества. Для создания собственных языковых единиц ребенок проделывает большую аналитико-синтетическую работу: он наблюдает, анализирует, сравнивает, делает выводы, что, в конечном счете, приводит к первичному элементарному осознанию языка и его функциональных возможностей в речи. Оно обнаруживает себя у многих детей всего мира и позволяет тем самым предполагать за ним существенную роль в речевом развитии.

Словотворчество рассматривалось многими авторами и в своей работе мы делали ссылки на этих авторов. Исследования детской речи давно находятся в центре внимания лингвистов. Не так давно появилась такая наука, которую мы уже упоминали - онтолингвистика. Идут споры по поводу определения этой науки как самостоятельной или как лингвистической отрасли. Итак, в начале исследования мы поставили перед собой цель изучить детское словотворчество, как закономерность развития речи ребенка в дошкольном детстве. Чтобы цель была успешно выполнена, мы представили ряд задач практического и теоретического характера. В ходе исследования мы: изучили развитие лексики в онтогенезе, проследили усвоение ребенком различных элементов родного языка на разных уровнях (лексическом, грамматическом), классифицировали единицы словотворчества, исследовали единицы словотворчества, полученные экспериментальным путем и определить степень их сходства и различия у разных детей.

В результате практического и теоретического исследования мы доказали, что процесс словотворчества наблюдается у всех, без исключения детей дошкольного возраста, без отклонений в развитии. Также мы нашли определенные механизмы словотворчества, присущие все детям. Мы сделали вывод, что любое словотворчество имеет под собой «базу» - стереотипы, шаблоны. И уже опираясь на эти шаблоны, ребенок придумывает новые слова.

Тем самым, с уверенностью можем сказать, что наша гипотеза полностью подтвердилась в результате теоретического анализа имеющейся литературы и практического эксперимента.

Тем не менее, вопросов для исследования в этой области еще очень много. Среди них, например – рассмотрение и классификация единиц словотворчества, носящих фонетический характер, более детальная разработка этапности развития грамматических навыков речи, с опорой не только на синтаксис, а также на морфологию.

Список использованной литературы


Печатные издания

1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/А.Н. Гвоздев. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 472с.

2. Лурия, А.Р. Язык и сознание/А.Р. Лурия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.- 416 с.

3. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов/Е.О. Смирнова – М.:ВЛАДОС, 2003. – 368с.

4. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества/Т.Н. Ушакова// Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С. 114-127.

5. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984.-240с.

6. Чуковский, К.И. От двух до пяти/К.И. Чуковский.- М.: КДУ, 2005.- 400с.


Интернет-ресурсы

1. ourkids

2. det

3. kuking - Форум: Наши дети и детское питание.

4. Цейтлин С.Н. Лингвистика детской речи: некоторые размышления. Ч.1: текст лекции

(subscribe/archive/linguistics.fortuna7/thread/314942)

5. Цейтлин С.Н. Лингвистика детской речи: некоторые размышления. Ч.2: текст лекции

(granik/soul/index.php?task=material&id=47&menu_id=45&parent_id=23)

6. Аркин Е.А. (revolution./psychology/00020649_0)

7. Штерн А. (philology/linguistics1/laguna-00)

43