Охрана труда

проведение мероприятий по охране труда и окружающей среды, в котором намечено 29 мероприятий, направленных на улучшение охраны труда, в том числе: реконструкция плавильного отделения, изготовление и установка в цехах кран-балок, монорельсов. Расширение производственных площадей, механосборочных участков, изготовление пневмомолотков новой конструкции, введение в эксплуатацию бытового корпуса, подготовка комнаты для акустического отдыха в прессовом цехе, реконструкция вытяжной вентиляции, приобретение медикаментов для цеховых аптечек, рентгенпленок для профосмотра работающих во вредных условиях и т.д.

В коллективном договоре предусматриваются также условия выплаты работникам денежной компенсации на приобретение лечебно-профилактического питания (молока или равноценных ему пищевых продуктов) или разъездном характере работы.

Важными правовым формами регулирования охраны труда являются региональные, отраслевые и Генеральные соглашения между Кабинетом Министров Украины и профсоюзным объединениями Украины. Так, например, в Генеральном соглашении между Кабинетом Министров Украины и конфедерацией работодателей Украины и профсоюзными объединениями Украины на 1999-2000 годы имеется специальный раздел 2 «В сфере охраны труда», в котором сторона собственников обязалась обеспечить представление Верховной Раде Украины проектов Законов о государственном надзоре и контроле за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов о труде и охране труда, о безопасности промышленной продукции.

В Генеральном соглашении на 2002-2003 годы имеется раздел «Условия труда и отдыха», в котором отражены обязательства сторон по улучшению условий труда, в том числа развитие производства средств индивидуальной защиты работающих, обеспечение контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных Национальной программой улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2001-2005 гг. и т.п.

Нормы Генерального соглашения обязательны для учета на всех уровнях коллективных переговоров (отраслевом, региональном, производственном) как минимальные гарантии. [5, 205-207; 6, 56]


3.1 Охрана труда отдельных категорий работников


Трудовые отношения в стране охватывают миллионы людей, отличающихся по своим индивидуальным особенностям (мужчины, женщины, несовершеннолетние, инвалиды, пожилые люди, работники разных профессий и разных отраслей народного хозяйства и др.). Существенно различаются и условия труда (работа в обычных условиях отличается от работы под землей, в тяжелых и вредных условиях, в высокогорной местности и др.).

Все эти отличия и особенности должны быть учтены в правовом регулировании труда, что и достигается путем его дифференциации, т.е. установления особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников. Такая дифференциация устанавливается по многим критериям, в частности: условия и характер труда, природно-климатические условия, пол, возраст, состояние здоровья работника, его профессия. Типичные примеры дифференциации — льготы для женщин, несовершеннолетних, лиц, занятых на подземных работах, и др.

Дифференциация дает возможность обеспечить правовой охраной труд женщин, подростков, лиц с ограниченной трудоспособностью, закрепить в законодательстве право каждого работника на охрану труда и возложить на собственника или уполномоченный им орган обязанность создавать безопасные с точки зрения охраны здоровья условия работы.[31,170]


3.1.1 Охрана труда женщин

Законодательство о труде, учитывая физиологические особенности женского организма, интересы охраны материнства и детства, социальную роль деторождения, которую выполняет женщина в обществе, устанавливает дополнительные специальные льготы и гарантии для работающих женщин. Это дает основания для того, чтобы сформулировать еще один принцип трудового права- повышенной охраны труда женщин.

В соответствии со статьей 174 КЗоТ запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ, или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Запрещается также привлечение женщин к поднятию и перемещению предметов, масса которых превышает установленные предельные нормы.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, а также предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей женщинами утверждены Министерством охраны здоровья Украины ( приказы № 241 и 256 от 20, 29 декабря 1993 г.).

Масса груза при поднятии и перемещении ( до двух раз в течении часа при чередовании с другой работой) не должна превышать 10 кг , а при постоянном перемещении в течении рабочей смены – 7 кг. Суммарный вес груза, который перемещается на протяжении каждого часа рабочей смены, не должен превышать, с рабой поверхности- 350 кг, с пола- 175 кг.

Законодательство ограничивает работу женщин в ночное время. В соответствии со ст. 175 КЗоТ привлечение женщин к работе в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается острой необходимостью и разрешается в качестве временной меры. Перечень этих отраслей и видов работ с указанием максимальных сроков применения для женщин в ночное время утверждается Кабинетом Министров Украины.

Особые нормы по охране труда установлены для женщин, имеющих детей до 3-х лет. Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью до 70 календарных дней до родов и 56- после.

В случае осложненных родов или рождения двух или более детей, послеродовой отпуск составляет 70 календарных дней. Работающим женщинам, относящимся к 1-4 категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, отпуск предоставляется продолжительностью 180 календарных дней (90 дней до и после родов). Отпуск и пособие по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщинам в полном объеме, независимо от количества дней, фактически использованных до родов. Право на указанное пособие имеют все женщины, работающие на любых предприятиях, независимо от форм собственности и хозяйствования, а также неработающие женщины ( в том числе и несовершеннолетние). [17]

Согласно ст. 1768 КЗоТ беременным женщинам снижаются нормы выработки , нормы обслуживания или они переводятся на другую работу , являющуюся более легкой и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением прежнего заработка. Женщины, которые имеют детей до 3 лет, в случае невозможности исполнения прежне работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка за прежнюю работу до достижения ребенком 3-летнего возраста.

Увольнение беременных женщин и женщин, которые имеют детей до 3 лет ( при наличии медицинского заключения – до 6 лет), одиноких матерей при наличии ребенка до 14 лет или ребенка инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации производства.

Законодательство о труде предоставляет женщинам и другие льготы с целью охраны их здоровья и создания благоприятных условий для сочетания работы с рождением и воспитанием детей.[6, 211-213]


3.1.2 Охрана труда несовершеннолетних

Несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие 18 лет, в трудовых правоотношения приравниваются к совершеннолетним , а в области охраны труда , рабочего времени, отпусков и некоторых других условий пользуются дополнительными льготами.

Не допускается прием на работу лиц, моложе 16 лет. С согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут быть приняты на работу ( в порядке исключения ) лица, достигшие 15 лет.

В интересах охраны здоровья запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными или тяжелыми условиями труда, а также на подземных работах. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или тяжелыми условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, утвержден указом Министерства охраны здоровья Украины от 31 марта 1994 г № 46.

Запрещается также привлекать лиц, младше 18 лет, к поднятию и перемещению тяжестей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Эти нормы дифференцированы в зависимости от возраста и пола несовершеннолетних работников и утверждены указом Министерства охраны здоровья Украины от 22 марта 1996 г № 59.

Все лица, младше 18 лет, принимаются на работу только после медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 21 года, ежегодно походят обязательный медицинский осмотр( ст.191. КЗоТ).

Нормы выработки для работников до 18 лет устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников, пропорционально укороченному рабочему времени для лиц, которые не достигли 18 лет.

Запрещается привлекать работников младше 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работе в выходные дни. Работникам младше 18 лет ежегодные отпуска предоставляются в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день. Ежегодные отпуска работникам в возрасте до 18 лет полной длительности в первый год работы предоставляются по их заявлению до наступления 6-месячного срока беспрерывной работы на данном предприятии, учреждении, организации.

Увольнение работников младше 18 лет по инициативе собственника или уполномоченного им органа допускается , кроме соблюдения общего порядка увольнения , только по согласию соответствующего комитета по делам несовершеннолетних .

При этом, увольнение на основаниях, указанных в пунктах 1,2 и 6 ст. 40 КЗоТ, проводится только в исключительных случаях и не допускается без трудоустройства.[6,213-214]


3.1.3 Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью

Лица с пониженной трудоспособностью владеют всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и обязанностей. Охрана труда инвалидов и лиц с пониженной трудоспособностью заключается прежде всего в создании для них благоприятных условий труда, что дает им возможность по желанию продолжать трудовую деятельность без ущерба для здоровья.

Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), на которые возложено установление инвалидности, определяют для инвалидов условия , характер и виды работ, доступные состоянию здоровья. С целью реализации творческих и производственных способностей инвалидов с учетом индивидуальных программ реабилитации им обеспечивается право работать на предприятиях с обычными условиями труда, в цехах и на участках , где применяется труд инвалидов, а также заниматься индивидуальной или иной трудовой деятельностью , которая не запрещена законом.

отказ в заключении трудового договора или продвижении по службе , увольнение по инициативе собственника или уполномоченного им органа , переведение инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускается, за исключением случаев, когда по заключению медико-социальной экспертизы его состояние мешает выполнению служенных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности других лиц или продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшением здоровья инвалидов.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время не допускается. При трудоустройстве инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной реабилитационной программой инвалида. Положение про индивидуальную программу реабилитации и адаптации инвалида утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1992 года № 83.

Рабочее место инвалида -это отдельное рабочее место или участок производственной площади на предприятии независимо от форм собственности и хозяйствования, где созданы специальные условия для работы инвалида. Рабочее место инвалида может быть обычным, если по условиям труда и с учетом физических возможностей инвалида оно может быть использовано для его трудоустройства, и специализированным, то есть оборудованным специальным техническим оснащением и приспособлениями для работы инвалидов в зависимости от анатомических дефектов или нозологических форм заболевания и с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии , профессиональных знаний и умений инвалида.

Законом Украины « Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»(от 21 марта 1991 года с изменениями и дополнениями ) установлены специальные гарантии по обеспечению инвалидов рабочими местами . Для предприятий , учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования устанавливается норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов в размере 4% от общей численности работающих, а если работает от 15 до 25 лиц – в количестве одного рабочего места. Предприятия , где количество работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом, ежегодно платят соответствующим отделениям Фонда Украины социальной защиты инвалидов штрафные санкции, сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии за каждое место, не занятое инвалидом.[5,153-155]


3.2 Зарубежный опыт охраны труда


Одним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере охраны труда представляется использование достижений зарубежных стран. В этой связи чрезвычайно важным представляется изучение как положительного, так и отрицательного мирового опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.

Интересным явлением в трудовом праве стран Запада существование законодательства, норм коллективных договоров про установление льгот по охране труда лиц преклонного возраста- лиц предпенсионного возраста, особенно тех. которые имеют продолжительный трудовой стаж. Льготы касаются сокращения рабочего времени с частичной компенсацией потерь в заработке, переведения на более легкую работу, в частности, освобождение от многосменной работы, дополнительный отпуск. В Швеции с 1976 г. действует закон , согласно которому лица предпенсионного возраста имеют право просить о сокращении рабочего времени на 5 часов в неделю. При этом, может быть компенсировано 50% потерь заработка. В Японии с 1971 года действует закон № 68 ( в редакции 1994 г.) о стабилизации занятости пожилых работников. Закон представляет собой кодекс прав работников преклонного возраста на производстве. В нем предусмотрены многочисленные меры по обеспечению занятости пожилых ,обеспечению комфортных условий труда, предоставление помощи в трудоустройстве таким работникам. Заслуживает внимание создание специальных государственных органов, компетентных заботится про работников в возрасте - центров по использованию их производственного опыта, центров по использованию людских ресурсов «с сединою на висках». Все эти новеллы в трудовом законодательстве отнюдь неслучайны. В настоящее время кадровая политика администрации предприятий в развитых странах не строится на перманентном омоложении работников, на массовом вытеснении из производства лиц предпенсионного возраста.

Такая деятельность полностью соответствует новому направлению кадровой политики, направленной на сохранение трудоспособности носителей высокой квалификации , которые демонстрируют, как правило большую старательность в работе, чем молодые работники. Это считается более выгодным, чем заменять пожилых работников на молодых, что требует значительных затрат на профессиональную подготовку. Бесспорен факт стремительно растущей на Западе производительности труда при резко стареющем составе работающего персонала.[10,87-88]

Крупной вехой в развитии трудового законодательства было принятие в 70-х годах в скандинавских странах, а в 1980 г. в Нидерландах законов, осуществивших комплексное регулирование охраны производственной среды. Они содержат ряд новых принципиальных положений, заслуживающих особого внимания. Суть их заключается в следующем: провозглашается, что производственная среда должна быть приспособлена к физическим и умственным способностям человека; работа организуется так, чтобы человек сам мог оказывать воздействие на условия своего труда; должны быть учтены особые проблемы и трудности лиц, работающих в изоляции; предприниматель обязан принимать во внимание личные наклонности каждого работника, развивать его инициативу; должны быть предприняты усилия для сокращения повторяющихся операций и работ; развития контактов между работниками; труд должен носить осмысленный характер и создавать возможности для самовыражения каждого работника; сдельная система заработной платы, в тех случаях, когда она негативно влияет на условия труда, не допускается; работник вправе прекратить работу, если считает, что ее нельзя продолжать без риска для жизни или здоровья; в этом случае он должен немедленно информировать администрацию ,делегата по безопасности труда и других подвергающихся опасности работников.

Эффективность трудового законодательства в значительной мере зависит от деятельности инспекции труда (в нашей стране ей соответствует служба охраны труда). Между тем действенность инспекций труда, как это широко признано, оставляет желать лучшего. Хотя законодательство и предоставляет этой инспекции немало полномочий, на практике инспекция труда зачастую бессильна что-либо сделать. Причин тому много: недостаточны наказания за действия, препятствующие работе инспекторов; сложна процедура применения законодательства. Во многих случаях инспекция труда лишена права непосредственно привлекать к ответственности виновного предпринимателя, а должна обращаться в административные либо судебные органы, которые далеко не всегда поддерживают позицию инспектора и привлекают виновных к ответственности. Только в отдельных странах (в Великобритании, Нидерландах, Норвегии) инспекторам труда предоставлено право при чрезвычайных обстоятельствах закрывать предприятия либо издавать обязательные приказы (например, об эвакуации персонала). Но главное даже не в формальных недостатках тех или иных законодательных положений, касающихся функций и полномочий инспекций труда. Эффективность надзора ослабляется прежде всего небольшой численностью этой инспекции, недостатками в ее практической работе.

Важным новшеством в законодательстве последних десятилетий стали предписания о создании на крупных и средних предприятиях комитетов по технике безопасности и производственной санитарии, формируемых на двусторонней основе из представителей администрации и работников и имеющих обычно консультативные функции. Членам этих комитетов предоставляется по определенным нормативам кредит оплачиваемых часов. Они защищены от производственных увольнений. Комитеты по технике безопасности и производственной санитарии планируют и координируют работу в данной области, обеспечивают работников информационными материалами, обучают их безопасным приемам труда.[11, 173-177]

Заключение


Можно сделать вывод, что проблема охраны труда на современном этапе не только не утратила актуальности, но и предстала в новом свете, что обусловлено признанием человека высшей социальной ценностью, приоритетности его жизни и здоровья над интересами государства. В этой связи чрезвычайно важным представляется изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека.

Состояние охраны труда в нашем государстве находится на невысоком уровне. В условиях, которые не отвечают санитарно- гигиеническим нормам, работает свыше 3,4 млн человек. Обеспеченность работающих средствами индивидуальной защиты не превышает 40-50%. Ежегодные выплаты на возмещение вреда , причиненного жизни и здоровью трудящихся достигают 400 млн гривен. Особую тревогу вызывает возрастание количества аварий с групповыми несчастными случаями. Во время аварий в 1998 года было травмировано 712 работников, среди которых 279 - смертельно.[25]

Эти и многие другие факты свидетельствуют , что на многих предприятиях, особенно мелких и средних, условия труда не соответствуют стандартам безопасности и промышленной гигиены, что наносит ущерб здоровью работников, а нередко и угрожает их жизни. Во многом это связано со стремлением работодателей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли. Пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест и малой осведомленностью работающих в вопросах охраны труда, собственники предприятий, учреждений, организаций мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.

Между тем, именно неудовлетворительное состояние охраны труда тяжким бременем ложится на экономику предприятий, организаций, государства в целом. Ежегодно около 17 000 человек становятся инвалидами в результате травм и профессиональных заболеваний. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих не только на безопасность, но и на производительность труда.

Одним из приоритетных направлений деятельности государства по улучшение ситуации в области охраны труда является дальнейшее совершенствование законодательства по охране труда. В этой работе нашим законодателям не следует пренебрегать мировым опытом организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.[4] В связи со старением нации давно назрела проблема установления дополнительных гарантий в охраны труда для пожилых работников. По мнению автора, при разработке соответствующих правовых норм стоит учесть достижения зарубежных стран (Японии , Швеции) в решении данного вопроса. В то же время, как доказывает тот же мировой опыт, совершенствование законодательства при всем его значении не в состоянии само по себе обеспечить соблюдение его нанимателями, подлинную безопасность труда, здоровье работников. Решение задач охраны труда должно осуществляться комплексно, путем выполнения конкретных задач организационного, научного, материально-технического и нормативно-правового обеспечения их деятельности в сфере охраны труда. К таким задачам можно отнести, установление дифференцированных страховых тарифов в зависимости от состояния охраны труда на предприятиях ввести (тогда работодателям будет экономически не выгодно допускать существование небезопасных и ненадлежащих условий труда);[18] организацию реально действующей системы медицинской, профессиональной та социальной реабилитации пострадавших на производстве; обеспечение надежного финансирования затрат, связанных с выплатой компенсаций работникам при утрате трудоспособности, а также пенсий по инвалидности и в случае смерти; обеспечение координации деятельности государственных органов, учреждений, организаций и объединений граждан, решающих различные проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда , а также сотрудничества и проведения консультаций между собственниками и работниками, между социальными группами при принятии решений по охране труда на местном государственном уровнях.


Список литературы:


Актуально об охране труда provisor/archive/2003/N19/art_03.htm

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране труда council.gov/inf_sl/inf_iau/208-15.htm

Баранашник А.В. Правовое регулирование охраны труда. - М.: Издательство Амалфея, 2004. - 192 с.

В.А. Петренко Пути совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения
budgetrf/Publications/Magazines/VestnikSF/2003/vestniksf208-15/vestniksf208-15020.htm

Венедиктов В.С. Трудовое право Украины. - Харьков: Консум, 2004. – 304 с.

Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Трудовое право: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2000. - 192 с.

Довідка про стан виробничого травматизму у вугільній промисловості за 9 місяців 2003 року - dnop.kiev/year

Зниження рівня виробничого травматизму – один з пріоритетів державної політики - dnop.kiev/

Карпачова Н. Состояние соблюдения прав и свобод человека в Украине: Первый ежегодный доклад Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. - К., 200.-С.276.

Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада. - М: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2003. - 160c.

Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. - М.:Дело,1999 - 295с.

Кодекс законов о труде Украины (Научно-практический комментарий)- Х.: ООО «Одиссей», 2001. – 864 с.

Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 г. (с изменениями и дополнениями)

Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року.-К.,1996.-ст.43

Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року.-К.,1996.-ст.3

Никонов Д.А. Стремоухов А.В., Амаглобели Н.Д. Трудовое право. - СПб.: ЮНИТИ , 2003 .- 407 с.

О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми»: Закон Украины от 2.03.2001. ст. 7 // rada.gov/

О Программе Санкт-Петербурга «Охрана труда» на 1998 – 2000 годы gov.spb/law?d&nd=8311553&prevDoc=8311553

Охорона праці в Україні; проблеми, досвід і перспективи www.5ka/87/19615/1.html

Правовое регулирование охраны труда Трудовым кодексом России. Рудаков А.А. sir35.narod/Legal_agency/Labour_protect18052.htm

Про загальнообов’язкове соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві і професійного захворювання, які спричинили втрату працездатності: Закон України від 23 вересня 1999р.(зі змінами і доповненнями)//Відомості Верховної Ради України. – 1999. - №46-47.- Ст.403

Про охорону праці: Закон України від 14 жовтня 1992 р. (в ред.. Закону України від 21 листопада 2002 р.)// Відомості Верховної Ради України. – 2003.- № 2. – Ст.3

Про охорону праці: Закон України від 14 жовтня 1992 р. (в ред.. Закону України від 21 листопада 2002 р.)// Відомості Верховної Ради України. – 2003.- № 2. – Ст.20

Проблемы законодательства об охране труда ohoronapraci.kiev/ot6_2001_1.htm

Сторчак С. Виробництво повинно стати безпечним - dnop.kiev/

Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник.- М.: Высшая школа, 1997. - 345 с.

Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. - М.:Проспект,2003. – 317 с.

Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебник.- М.: 1995. - 400 с.

Трудове право України: Підручник / За ред. Н.Б. Болотніної, Г.І. Чанишевої. – К.: Т-во «Знання», КОО , 2001.

Трудовое право. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное/ Ответственный редактор О.В. Смирнов. – М.: «ПРОСПЕКТ»,1999. – 512 с.

Трудовое право: Учебник // Под ред. О.В. Смирнова. М.: Проспект, 1996. - 202 с.