Особое производства как вид гражданского процесса

ВВЕДЕНИЕ

1 ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ВИД ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

2 ДЕЛА РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА

2.1 О признании движимой вещи бесхозяйной и признание права коммунальной собственности на недвижимое имущество

2. 2 Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении

2.3 Установление неправильности записей актов гражданского состояния

2.4 Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным

2.5 Производство по делам о принудительной госпитализации

гражданина в психиатрический стационар.

2.6 Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на

предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство)

2.7 Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ


В ст. 5 Гражданского процессуального Кодекса Казахстана сказано: "Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях зашиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов граждан, государства, организаций. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду".

Перед гражданским судопроизводством стоят три взаимосвязанные задачи.

Основной задачей данной работы является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов.

Эта задача конкретизируется применительно к каждому делу и реализуется во всех стадиях процесса, но главным образом в решении суда общей юрисдикции. Именно в решении получают защиту нарушенные и оспариваемые права и свободы. При полном удовлетворении иска в решении суда получают защиту права истца, нарушенные или оспариваемые ответчиком. При отказе в иске - права ответчика от неосновательных требований истца. В случае частичного удовлетворения иска решением суда в одной части защищаются права истца, в другой - права ответчика.

Помогая осуществлению прав и добиваясь выполнения обязанностей, суд тем самым содействует укреплению законности в РК.

Гражданское судопроизводство призвано способствовать предупреждению гражданских правонарушений, воспитанию граждан.

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений суд осуществляет, в частности, путем вынесения частных определений.

Судебная деятельность по рассмотрению дела по существу сопровождается вынесением актов, которые получили обобщённое название "постановления суда первой инстанции". Полностью исключить более или менее существенные погреш­ности в работе суда первой инстанции практически невозможно, поэтому судопроизводство и регулирующее его процессуальное пра­во не могут обойтись без специального способа критики и устране­ния судебных ошибок. Специальным способом, рассчитанным на достижение такой цели, является производство по пересмотру судебных решений.

Цель данной работы – рассмотрение Особого производства как вид гражданского процесса. Необходимость достижения поставленной цели обусловливает структуру работы.

При написании данной работы были использованы следующие основные виды литературы:

Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 год

Гражданский процессуальный кодекс от 13 июля 1999 года №412-1

Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 1 марта 1995 года

4. Баймолдина З.Х. «Разбирательство гражданских дел в суде 1 инстанции» Научно- практическое пособие Алматы: Жетi жаргы,2001 с91

5.Жилин Г. А. Гражданское дело в суде первой инстанции. М., 2000. С. 194.

6. О браке и семье Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321 ("Казахстанская правда" от 24.12.98г. № 241)

8.Закон « О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155-1

9 Постановление Пленума Верховного суда РК « О некоторых вопросах применения судами Республики Казахстан законодательства о банкротстве» 28.04.2000 года

10.Постановление № 17 Пленума Верховного суда РК « О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (Удочерении) детей». 22.12.2000год

11. Постановление Верховного суда РК №13 « О судебной практике по делам об установлении фактов имеющих юридическое значение» 28.06.2002год.

Нужно заметить, что различные производства в гражданском процессе с разной степенью полноты освещены в научной литературе. Сравнительно хорошо освещены в современной литературе заочное производство и приказное производство. Практически не разработаны вопросы, связанные с особым производством.

ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ВИД ГРАЖДАНСКОГО

ПРОЦЕССА.


В соответствии со статьей 175 ГПК РК Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании. Отсюда следует, что понятие « Судебное разбирательство» и « Судебное заседание» тесно взаимосвязаны между собой. Процессуальные действия совершаемые в части разбирательства гражданского дела в судебном заседании урегулированы ст. 192-210 ГПК. Данная часть судебного разбирательства имеет своей основной задачей выяснение обстоятельств гражданского дела, путем исследования , собранных по делу доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие искомых фактов[1, с.8].

Особое производство как вид гражданского процесса выявляется в гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан, разместил все в главе 30, в подразделе 4. В разделе выражены общие положения Особого производства, рассматриваемые дела в данном виде производства. Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, существуют между людьми. В отношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренные законом признаками .К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права – государства, национально-государственные и административно-территориальные образования. Наряду с термином «юридические лица” закон использует термин “физические лица”, которым охватываются не только граждане Казахстана но и иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании. Процесс расширения судебной сферы защиты граж­данских, семейных, трудовых и иных прав граждан идет по нескольким направлениям: путем от­несения к судебной подведомственности категорий гражданских дел, в том числе за счет дел, рассматри­ваемых ранее исключительно в административном или ином порядке, и путем установления судебного контро­ля за действиями административных органов.

Особое значение приобретает проблема расширения судебной формы защиты права и в связи с принятием Конституции Республики, в которой право на судебную за­щиту возведено в ранг одного из основных конституци­онных прав граждан. В Конституции закреплено, что «Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод» [2].

Во всех тех случаях, когда применение правовых норм вле­чет за собой применение санкций или ведет к ограниче­нию или лишению определенных субъективных прав, наиболее эффективным, как справедливо считают ученые-юристы, является использование методов правосудия.

Особое производство - порядок рассмотрения отнесенных к ведению суда дел, для которых характерны отсутствие спора о праве, применение специальных средств и способов охраны субъективных прав, некоторые особенности процедуры. Целью особого производства является не разрешение спора о праве гражданском, а подтверждение в бесспорном одностороннем судопроизводстве обстоятельств, имеющих юридическое значение, а также бесспорных прав и защита интересов заявителя, связанных с их реализацией. Во всех делах особого производства вообще нет спора о праве, нет спорящих сторон, иска, мирового соглашения и всего остального, что рассчитано именно на случаи спора о праве. Здесь суд только устанавливает факты, имеющие юридическое значение; констатирует правомерность или неправомерность действий других органов, которые по закону вправе устанавливать или удостоверять факты, имеющие правовое значение, либо восстанавливает права на определенные документы для тех, кто их утратил. Интерес заявителя к делу заключается не в требовании немедленной защиты своего права (его никто не нарушает и не оспаривает), а либо в устранении препятствий к осуществлению своего права, либо в создании условий надлежащего осуществления и защиты своих прав, либо в установлении правового статус.

Согласно ч.1 ст. 290 ГПК, разрешение спора, возникшего в процессе рассмотрения дела особого производства, должно входить в компетенцию суда в исковом производстве. Поэтому, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный суду общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях [3, с.90].

Согласно ст. 289 ГПК в порядке особого производства подлежат рассмотрению дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими; о признании граждан ограниченно дееспособными или недееспособными; об установлении усыновления (удочерения) ребенка; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильностей записи в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на неправильность нотариальных действий или на отказ в их совершении; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство) [3 с.89].

Но этот перечень не носит исчерпывающего характера, и суд может рассматривать иные дела, например, о признании выздоровевшего гражданина дееспособным и об отмене ограничения дееспособности , эмансипации и др.

В соответствии с ГПК к делам особого производства применяются правила, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения дел искового производства, при условии, что они не противоречат специальным нормам, установленным для того или иного вида особого производства. Они проходят все те же стадии, что и дела исковые. На них распространяются общие правила доказывания, ведения протоколов, нормы, регулирующие проверку законности и обоснованности решений и т.д.

Вместе с тем, отдельные положения искового процесса применяются с оговорками и ограничениями. Например, существенные особенности имеет порядок возбуждения дел особого производства. Некоторые из них могут быть начаты только при условии, если заявитель указывает цель обращения об установлении того или иного факта, события, действия и т.д.

В соответствии с ГПК лицами, участвующими в делах особого производства являются заявитель и заинтересованные лица. К заявителям относятся граждане, организации, профсоюзные организации, психиатрические лечебные учреждения. К заинтересованным могут быть отнесены лица, взаимоотношения которых с заявителем зависят от факта, подлежащего установлению, например, родственники заявителя при установлении факта для последующего оформления наследственных прав; организации и учреждения, в которых заявитель намерен использовать решение суда по делу особого производства (отдел социального обеспечения и т.п.); организации и учреждения, которые по закону могли удостоверить тот или иной факт, но почему-либо не сделали этого своевременно или не могут выдать дубликат документа [4, с.86].

Привлечение к делу заинтересованных лиц - обязанность суда. В случае их неявки в судебное заседание дело откладывается слушанием.

Факты, имеющие юридическое значение, подлежащие установлению в порядке особого производства.

Факт, имеющий юридическое значение - событие и действие, влекущее в соответствии с законом определенные правовые последствия. Установление факта, не имеющего юридического значения, беспредметно, в связи с чем суд отказывает в просьбе установить такой факт или прекращает производство по ошибочно принятому делу.

Гражданский процессуальный кодекс Казахстана приводит перечень фактов, имеющих юридическое значение: родственные отношения лиц; нахождение на иждивении; регистрация рождения, усыновления, брака, развода и смерти; фактические брачные отношения, если они возникли до 8 июля 1944 г. и не могли вследствие смерти одного из супругов быть зарегистрированы в органах загса; принадлежность правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией по паспорту или свидетельству о рождении (за исключением профсоюзных билетов, воинских документов, паспорта и свидетельств, выдаваемых органами загса); владение строением на праве собственности; несчастный случай; смерть лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов загса в регистрации события смерти; принятие наследства и место открытия наследства и другие факты, имеющие юридическое значение, если законодательством не предусмотрен иной порядок их установления.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 9 от 21 июня 1985 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", к их числу относится также факт признания отцовства в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г., факт отцовства, регистрации отцовства. Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства, при соблюдении определенных условий, если: а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций); б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду; в) заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Чтобы определить, имеет ли юридическое значение в конкретном случае тот или иной факт, нужно выяснить цель, для которой он устанавливается. Например, юридически безразлично наличие родственных отношений между наследодателем и лицами, не входящими в круг наследников по закону, например дядя и племянник и т.п.

Обращение к суду с просьбой установить факт возможно лишь при отсутствии иного порядка его удостоверения. В настоящее время административный порядок установлен для подтверждения трудового стажа, службы в Вооруженных Силах Республики, возраста граждан и др.

Заявление по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства, за исключением дела об установлении факта владения строением на праве собственности, рассматривающегося по месту нахождения строения. Оно должно отвечать требованиям законодательства. Однако, кроме обычных реквизитов, в заявлении должны быть указаны: а) цель установления этого факта; б) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов. Порядок рассмотрения дел особого производства
Дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам гражданского судопроизводства, за исключением тех изъятий и дополнений, которые установлены законом и составляют специфику судопроизводства по данным делам. Особое производство неразрывно связано с остальными видами гражданского судопроизводства, основано на общих принципах процесса, определяющих порядок рассмотрения дел, как остальные гражданские дела. В производстве при рассмотрении дел особого производства действуют принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, гласности и т.д. В стадии судебного разбирательства действуют принципы устности, непрерывности и непосредственного судебного разбирательства. Ввиду отсутствия сторон и спора о праве, в этом производстве в значительно меньшей мере проявляется действие принципа состязательности. Для дел особого производства характерно действие институтов доказательного права. Однако существуют некоторые свои особенности. Возбуждение дел особого производства происходит не путём предъявления иска против конкретного ответчика и подачи искового заявления, а путём подачи заявления содержащего просьбу подтвердить то или иное обстоятельство, имеющее юридическое значение, или же подтвердить бесспорное право. Содержание заявления должно отвечать требованиям ст.315 ГПК. Однако, к содержанию заявления по конкретным категориям дел особого производства предъявляются свои требования, соблюдать которые необходимо. В основном это связано и обусловлено спецификой рассматриваемого дела. Так, например, в заявлении об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим должна быть указана конкретная цель, которую преследует заявитель. В делах особого производства отсутствует институт сторон, нет истца и ответчика, третьих лиц, нет иска и институтов связанных с исковой формой защиты права, нельзя предъявить встречный иск, заключить мировое соглашение. В особом производстве не действуют такие институты, как отказ от иска, признание иска, обеспечение иска, однако в известной мере можно говорить о действии института соединения и разъединения заявлений, т.е. принцип диспозитивности действует в особом производстве также не в полной мере. Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве и по делам данного вида судопроизводства нет сторон (истца, ответчика), третьих лиц - дело возбуждается заявителем. В рассмотрении дела также могут участвовать и заинтересованные лица. Заинтересованные лица в делах особого производства - это те участники процесса, на субъективные права и обязанности которых потенциально могут оказать влияние пределы законной силы решения суда по конкретному делу, когда решение суда может затронуть права или охраняемые законом интересы этих лиц, что может повлечь за собой обязанность совершения ими каких-либо решений или же изменить их правовой статус. Эти участники процесса заинтересованы в правильном разрешении дела.

К числу заинтересованных лиц могут быть отнесены такие участники процесса, как держатель документа на предъявителя по делам вызывного производства, представители органов государственной власти. Привлечение в процесс участников по делам особого производства происходит по просьбе заявителя, по инициативе суда или заинтересованного лица. Важной гарантией правильного рассмотрения дел особого производства является участие в них прокурора и органов государственного управления. Привлечение или допуск в процесс по делам особого производства заинтересованных лиц происходит по определению суда, в котором приводятся основания, определяемые обстоятельствами дела. Особое производство - это такой вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств в целях создания для заинтересованного лица условий осуществления им личных или имущественных прав или же подтверждается наличие или отсутствие бесспорного субъективного права. Особое производство - это одностороннее производство, в котором отсутствует спор о праве , когда нет материально-правового требования одного лица к другому. В делах особого производства может иметь место спор о факте, поскольку если бы факты являлись безразличным для других лиц, то было беспредметным участие в этих делах заинтересованных лиц. Особое производство бесспорно только в том отношении, что в нём отсутствует спор о праве, характерный для искового производства. В делах особого производства устанавливаются факты, а не правовые последствия этих фактов.

В особом производстве рассматриваются дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об

объявлении гражданина умершим;


3) о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;

4) о признании имущества бесхозяйным;

5) об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния;

6) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

7) о восстановлении прав по утраченным документа (вызывное производство).

8) производства по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.

2 ДЕЛА РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ ОСОБОГО

ПРОИЗВОДСТВА


2.1 О признании движимой вещи бесхозяйной и признание права

коммунальной собственности на недвижимое имущество


Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если её иная принадлежность не доказана. Конституция Республики Казахстан гласит: “В Республике Казахстан признаются и защищаются равным образом частная и государственная собственности”.Выступая в гражданском обороте как объект права, имущество вместе с тем имеет субъекта, которому оно принадлежит. Однако, возможны случаи, когда имущество в силу тех или иных юридических фактов оказывается бесхозяйным ( бессубъектным). Согласно ст. 242 ГК РК бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался [5].

В то же время отказ от собственности сам по себе не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до тех пор, пока право собственности на него не приобретено другим лицом.

Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество относится к первоначальному способу приобретения права собственности, что подтверждается Гражданским кодексом. Республики Казахстан. Само понятие бесхозяйных вещей в действительности является собирательным, охватывающим и такие их разновидности, как : -брошенные собственником вещи;-находка;-безнадзорные животные -клады (это все так называем

бесхозяйные движимости) и бесхозяйные недвижимости.

Дела о признании имущества бесхозяйным рассматриваются судом в порядке особого производства. Поэтому прежде, чем будет рассмотрена непосредственно сама процедура приобретения права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи, необходимо дать понятие особого производства, а также правила и порядок рассмотрения дел этого вида гражданского судопроизводства.

Необходимость в защите субъективных прав и интересов возникает не только в тех случаях, когда эти интересы и права нарушаются или оспариваются. Иногда возникает необходимость в установлении таких обстоятельств, которые служат основанием для осуществления субъективных прав. Лицо, имеющее какое-либо право, не может его осуществить ввиду того, что факты, подтверждающие это право, не являются очевидными и требуют проверки и подтверждения соответствующими доказательствами. Поэтому в гражданском процессе имеется такой вид судопроизводства, который позволяет заинтересованному лицу устанавливать в судебном порядке юридические факты, которые могут служить основанием осуществления соответствующих субъективных прав заинтересованного лица.

Порядок приобретения в собственность бесхозяйной движимой вещи и недвижимого имущества В соответствии с действующим законодательством по-разному строится правовой режим движимых и недвижимых бесхозяйных вещей. Бесхозяйные движимости становятся объектом собственности их фактических владельцев либо при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций, либо в силу предусмотренных ГК РК правил приобретательной давности. Что касается движимых вещей, брошенных собственником, то они могут быть обращены другими лицами в собственность в порядке, предусмотренном ГК РК. В их числе лицо, в собственности, владении или пользовании которого земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь. Если стоимость вещи явно ниже установленного законом минимума (ниже пяти минимальных зарплат), то указанное лицо, приступив к использованию вещи либо совершив иные действия по обращению ее в собственность, может стать собственником вещи. То же относится к таким вещам как брошенный лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы. При отсутствии на указанные вещи других претендентов обращаться в суд для приобретения на эти вещи права собственности не требуется. Другие брошенные вещи (например вещи, которые хотя и находятся на соответствующем земельном участке но стоимость которых явно превышает установленный законом минимум) поступают в собственность завладевшего ими лица, если по его заявлению они признаны судом бесхозяйными. Бесхозяйные, как и другие недвижимости, подлежат государственному учету, и для них предусмотрены специальные правила. В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Для того чтобы обратить движимую вещь в собственность, заинтересованное в этом лицо должно совершить определённые действия, свидетельствующие об обращении этой вещи в собственность. Для этого лицо, вступившее во владение движимой вещью, подаёт заявление в суд о признании этой вещи бесхозяйной. В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны её отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на неё, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью. Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учёт в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен Подача заявления В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. В целях получения сведений о принадлежности вещи судьёй могут быть направлены запросы в различные, в зависимости от обстоятельств, организации, соответствующим должностным лицам. Если во время подготовки дела к судебному разбирательству будет обнаружено лицо, считающее себя собственником предполагаемой бесхозяйной вещи, то в соответствии с гражданским процессуальным кодексом, судья оставляет заявление без рассмотрения. Возникновение спора о праве, рассмотрение которого отнесено к подведомственности судов, исключает возможность рассмотрения дела в порядке особого производства. Эта существенная особенность дел особого производства, отражённая в законе, имеет важное значение для практики рассмотрения дел. Последствия возникновения спора о праве ведут к тому, что суд, оставив заявление без рассмотрения, должен разъяснить заинтересованному лицу (заявителю) и тем лицам, которые возбудили спор о праве, что они могут разрешить возникший спор о праве в порядке искового производства путём предъявления иска подачей искового заявления на общих основаниях с учётом подведомственности спора в суд общей юрисдикции. Решение суда о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно отвечать требованиям законодательства. Таким образом, судебное решение является важнейшим процессуальным документом и поэтому закон предъявляет особые требования к его изложению. Решение должно содержать чёткие грамотные юридически правильные формулировки, не допускать неясностей, сложных, громоздких выражений или оборотов, затрудняющих его восприятие. В случае недостатка доказательств, что данная недвижимая вещь не имеет собственника или собственник неизвестен, а также если имеются фактические владельцы, должным образом использующие такую вещь, суд может отказать в удовлетворении заявленного требования.. Если суд пришёл к выводу, что данная вещь не имеет собственника или что собственник её неизвестен, в решении должны быть указаны соответствующие факты и подтверждение их доказательства. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права коммунальной собственности на недвижимое имущество рассматривается судом с участием заявителя и всех заинтересованных по делу лиц. Суд, признав, что движимая вещь не имеет собственника либо оставлена собственником без намерения сохранить право собственности на нее, выносит решение о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Суд, признав, что недвижимое имущество не имеет собственника либо оставлено им без намерения сохранить право собственности и принято на учет в установленном порядке, выносит решение о признании недвижимого имущества бесхозяйным и признании права коммунальной собственности [5, c.82].


2.2 Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении


Нотариат в Республике Казахстан призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Республики, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Республики Казахстан. Нотариальные действия в Республике Казахстан совершают в соответствии с законодательством нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Казахстана. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальные действия от имени Республики Казахстан на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Республики Казахстан, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Нотариальной деятельностью в соответствии с Основами вправе заниматься гражданин Республики Казахстан, получивший лицензию на право этой деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Казахстана. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает. Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией, нормативными актами, а также международными договорами. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных законодательством. Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии