Индивидуальные особенности внимания

пять показателей, указывающих на ошибки, допущенные за каждую минуту работы: n1, n2, n3, n4, n5. Как и в предыдущем случае, цифра указывает на порядковый номер минуты, к которой относится данный результат.

В заключение определяются пять общих показателей продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания за каждую минуту работы по следующей формуле: 0,5 Nk - 2,8 nk 60, где Вk - показатель продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания за k - ю минуту (индекс меняется от 1 до 5); Nk - количество букв, просмотренных испытуемым за k-ю минуту; nk - количество ошибок, допущенных за k-ю минуту.

Далее полученные показатели внимания проставляются в виде точек на специальном графике, эти точки соединяются друг с другом непрерывной ломаной линией. В итоге получается график изменений в продуктивности, устойчивости распределении и переключении внимания от минуты к минуте. Анализируется он следующим образом.

Сначала оценивается показатель продуктивности внимания. Если большинство точек графика расположено в пределах зоны, обозначенной двумя горизонтальными пунктирными линиями, то говорят, что продуктивность внимания является нормальной. Если большинство точек графика находится выше этой ограниченной зоны, то внимание человека расценивается как высокопродуктивное. Если большая часть точек графика располагается ниже данной зоны, то говорят о низкопродуктивном внимании.

График типа 1, где все точки располагаются примерно на одинаковой высоте и их ординаты не отличаются друг от друга более чем на 0,5, свидетельствует об устойчивом внимании.

График типа 2, в котором от первой до пятой минуты кривая постепенно поднимается, свидетельствует о внимании, которое вначале недостаточно сконцентрировано и неустойчиво, но затем довольно быстро становится устойчивым и сконцентрированным. График типа 3 указывает на то, что внимание является неустойчивым, причем сохраняется таковым. График типа 4 говорит о том, что внимание человека довольно быстро ухудшается, что свидетельствует о повышенной утомляемости.


3.2 Результаты проведенного обследования


В этой главе я хочу привести обработку результатов проведенного исследования со студентами по таким свойствам внимания как продуктивность и устойчивость.

Любовь, 25 лет.

Бланк исследования см. Приложение 2


N1=197 n1=15

N2=111 n2=1

N3=131 n3=0

N4=135 n4=2

N5=151 n5=2

В1 = (0,5 197 - 2,8 15) / 60 = 0,94

В2 = (0,5 111 - 2,8 1) / 60 = 0,87

В3 = (0,5 131 - 2,8 0) / 60 = 1,09

В4 = (0,5 135 - 2,8 2) / 60 = 1,03 внимания Любови.

В5 = (0,5 151 - 2,8 2) / 60 = 1,16


По результатам обследования можно сказать, что внимание Любови устойчивое и нормальной продуктивности

Екатерина, 22 года

Бланк исследования см. Приложение 3.


N1=145 n1=10

N2=142 n2=2

N3=119 n3=0

N4=157 n4=6

N5=134 n5=0

В1 = (0,5 145 - 2,8 10) / 60 = 0,72

В2 = (0,5 142 - 2,8 2) /60 = 1,09

В3 = (0,5 119 - 2,8 0) / 60 = 1,00 В4 = (0,5 157 - 2,8 6) / 60 = 1,02 внимания Екатерины.

В5 = (0,5 134 - 2,8 0) / 60 = 1,12

По результатам обследования можно сделать вывод, что внимание Екатерины нормальной продуктивности, но внимание поначалу недостаточно сконцентрировано и устойчиво, но затем по мере вхождения в работу становится устойчиво и сконцентрировано.

Александр,19 лет

Бланк исследования см. Приложение 4


N1= 64 n1=3 В1 = (0,5 64 - 2,8 3) / 60 = 0,39

N2=60 n2=0 В2 = (0,5 60 - 2,8 0) / 60 = 0,50

N3=79 n3=1 В3 = (0,5 79 - 2,8 1) / 60 = 0,61

N4=79 n4=0 В4 = (0,5 79 - 2,8 0) / 60 = 0,65

N5=107 n5=3 В5 = (0,5 107 - 2,8 3) / 60 = 0,75


По результатам обследования можно сказать, что внимание Александра низкопродуктивное, поначалу ослабленное, но по мере вхождения в работу усиливается.

Елена,19 лет

Бланк исследования см. Приложение 5.

N1=159 n1=6

N2=132 n2=2

N3=115 n3=0

N4=119 n4=2

N5=93 n5=1

В1= (0,5 159 - 2,8 6) / 60 = 1,05

В2= (0,5 132 - 2,8 2) / 60 = 1,01

В3= (0,5 115 - 2,8 0) / 60 = 0,96

В4= (0,5 119 - 2,8 2) / 60 = 0,90 внимания Елены.

В5= (0,5 93 - 2,8 1) / 60 =0,73


По данным обследования внимание Елены низкопродуктивное, довольно быстро ухудшается, что свидетельствует о повышенной утомляемости.

Татьяна, 22 года

Бланк исследования см. Приложение 6.


N1=155 n1=3

N2=125 n2=0

N3=130 n3=1

N4=140 n4=3

N5=103 n5=1

В1= (0,5 155 - 2,8 3) / 60 = 1,15

В2= (0,5 125 - 2,8 0) / 60 = 1,04

В3= (0,5 130 - 2,8 1) / 60 = 1,03

В4= (0,5 140 - 2,8 3) / 60 = 1,02 внимания Татьяны.

В5= (0,5 103 - 2,8 1) / 60 = 0,81


По данным обследования внимание Татьяны нормальной продуктивности, но быстро ухудшается.

Тимур, 28 лет

Бланк исследования см. Приложение 7.


N1=170 n1=5 В1= (0,5 170 - 2,8 5) / 60 =1,18

N2=146 n2=5 В2= (0,5 146 - 2,8 5) / 60 =0,98

N3=139 n3=2 В3= (0,5 139 - 2,8 2) / 60 =1,07

N4=148 n4=7 В4= (0,5 148 - 2,8 7) / 60 =0,91

N5=89 n5=3 В5= (0,5 89 - 2,8 3) / 60 =0,60


По данным обследования внимание Тимура низкопродуктивное, быстро ухудшается, что говорит о повышенной утомляемости.

Вера, 25 лет

Бланк исследования см. Приложение 8.

N1=88 n1=0

N2=81 n2=1

N3=111 n3=4

N4=105 n4=4

N5=151 n5=4

В1= (0,5 88 - 2,8 0) / 60 = 0,73

В2= (0,5 81 - 2,8 1) / 60 = 0,63

В3= (0,5 111 - 2,8 4) / 60 = 0,74

В4= (0,5 105 - 2,8 4) / 60 = 0,69 внимания Веры.

В5= (0,5 151 - 2,8 4) / 60 = 1,07


По данным обследования внимание Веры низкопродуктивное и устойчивое ..

Евгений, 24 года

Бланк исследования см. Приложение 9.

N1=94 n1=0

N2=78 n2=7

N3=84 n3=1

N4=56 n4=0

N5=105 n5=1

В1= (0,5 94 - 2,8 0) / 60 = 0,78

В2= (0,5 78 - 2,8 7) / 60 = 0,32

В3= (0,5 84 - 2,8 1) / 60 = 0,65 внимания Евгения.

В4= (0,5 56 - 2,8 0) / 60 = 0,47

В5= (0,5 105 - 2,8 1) / 60 = 0,83


По данным обследования внимание Евгения низкопродуктивное и неустойчивое.

Надежда, 18 лет

Бланк исследования см. Приложение 10.

N1=217 n1=5

N2=148 n2=4

N3=178 n3=6

N4=184 n4=5

N5=184 n5=13

В1= (0,5 217 - 2,8 5) / 60 = 1,60

В2= (0,5 148 - 2,8 4) / 60 = 1,05

В3= (0,5 178 - 2,8 6) / 60 = 1,20

В4= (0,5 184 - 2,8 5) / 60 = 1,30 внимания Надежды.

В5= (0,5 184 - 2,8 13) / 60 = 0,93


Поданным обследования внимание Надежды нормальной продуктивности, но быстро ухудшается, что свидетельствует о повышенной утомляемости.

Для данных испытуемых я дала бы следующие рекомендации:

Вере и Александру - нужно развивать продуктивность внимания;

Татьяне и Надежде - нужно развивать устойчивость внимания;

Евгению, Елене и Тимуру - необходимо развитие и продуктивности, и устойчивости.

4. Заключения и выводы


В этом разделе я хочу привести сравнение моих испытуемых по исследуемым свойствам внимания.

Сравнение по продуктивности внимания (см. таблицу 1)


Таблица 1.

ПРОДУКТИВНОСТЬ испытуемые
ВЫСОКАЯ --------------
НОРМАЛЬНАЯ

1. Надежда

2. Татьяна

3. Екатерина

4. Любовь

НИЗКАЯ

5. Тимур

6. Вера

7. Елена

8. Евгений

9. Александр


Сравнение по устойчивости внимания (см. таблицу 2)


Таблица 2.

УСТОЙЧИВОСТЬ ИСПЫТУЕМЫЕ
Устойчивое внимание

1. Любовь

2. Вера

Внимание, которое вначале ослаблено, затем усиливается

3. Екатерина

4. Александр

Неустойчивое внимание 5. Евгений
Утомляемое внимание

6. Елена

7. Татьяна

8. Тимур

9. Надежда


ТАКИМ ОБРАЗОМ, проведя исследования и обобщив результаты, я пришла к выводу, что у каждого человека есть свои индивидуальные особенности внимания. У кого-то внимание устойчивое и нормальной продуктивности, у другого - нормальной продуктивности, но утомляемое, у третьего - низкой продуктивности и неустойчивое - все это индивидуально для каждого человека.

Список литературы


Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С.592;

Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С.320;

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост.Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - С.448;

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. - С.688;

Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Издательство Московского университета, 1976. - С.295.

1 Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997. С. 25-29.