Маркетинг образовательных услуг
с применением методов и инструментов психофизиологии и психологии: тестов на восприятие, узнавание (например, эмблемы учреждения, его аббревиатуры), запоминание и осмысление; тестов симпатии-антипатии; прожективных тестов и др., позволяющих выявить характер расшифровки и параметры рекламного сообщения, подводящие потенциального студента к решению наладить контакт. Почти в любом вузе не составит большого труда провести подобные исследования предлагаемых вариантов рекламных сообщений и способов их подачи.Сложнее обстоит дело с замерами рыночной, торговой, эффективности рекламы. Сам этот термин лишь весьма условно применим к сфере образования. В любом случае эта эффективность становится замеряемой только при условии четкой количественной формулировки целей по каждому этапу рекламной кампании. Сравнению обычно подлежат изменения запрашиваемых объемов услуг до и после рекламных действий на пробном и контрольном рынке, где эти действия не осуществлялись. Образовательным учреждениям, с учетом контингента их аудитории, ограниченности ресурсов и ряда других особенностей, можно рекомендовать для оценки эффективности рекламы проведение замеров на каналах коммерческого, кабельного телевидения, а также результатов использования наружной рекламы.
Характеристика современного состояния рынка образовательных услуг в Липецкой области и городе Липецке Предложение образовательных услуг в Липецкой области осуществляют:
школы
гимназии
лицеи
колледжи
институты
университеты,
кроме того, множество различных предпринимательских фирм, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров.
Прежде всего, это касается изучения иностранных языков, работы с компьютером и программным обеспечением. Также предлагается обучение бухгалтерскому делу (для имеющих среднее образование), вождению, кройке и шитью.
Это связано с возросшей потребностью в кадрах с данной квалификацией. Но в настоящее время произошло насыщение рынка данными специалистами, тем более что уровень их квалификации не достаточно высок.
На данный момент в Липецкой области произошел спад предложения образовательных услуг, предлагаемых предпринимательскими фирмами. Так как более высококвалифицированную подготовку дают высшие учебные и средне-технические заведения, которые имеют более подготовленную техническую и материальную базу и возможность развивать на ее основе непрерывное образование. То есть учащийся уже в старших классах школы может выбрать ВУЗ для получения дальнейшего образования. Поступая в старший класс определенного профиля, он получает дополнительную подготовку и преимущество для поступления в ВУЗ на выбранную специальность.
В Липецкой области широко развита сеть репетиторства, как возможности дополнительного получения знаний по определенным предметам. Но на данном этапе потребность в высококвалифицированных специалистах в интеллектуальной области значительно спала. В то же время возрос спрос на средне-технические специальности (токарь; техник по ремонту разного рода оборудования; слесарь; электронщик и т. п.), но предложение данного рода специалистов значительно велико. Колледжи не справляются с возросшим спросом на данного вида специальности, так как не хватает средств и устарела техническая база. А так же многие из них перепрофилировали некоторые направления своей деятельности, ориентировав их на возросшие потребности рынка, возникшие в переходный период. Это заняло определенное количество материальных средств, которые в последствии, в связи с резким спадом, не принесли ожидаемого результата.
Следовательно, в настоящее время рынок образовательных услуг характеризуется: предложение образовательных услуг в области высокоинтеллектуальных профессий. Но спрос на них спадает, что вызывает переизбыток молодых специалистов, которые не могут устроиться по данным специальностям.
Спрос на рабочие профессии заметно высок, но подготовленных кадров не хватает.
Выбор после школьного образования зависит еще и от государственной программы (специалисту с дипломом платят больше), а так же от пола (не желание служить в армии), материального обеспечения (интеллектуальный труд более высокооплачиваемый).
Разработка предложений по расширению рынка образовательных услуг, оказываемых факультетом МаркетологиФакультет имеет возможность для подготовки людей, которые будут организовывать и проводить маркетинговые исследования в любых областях рынка для различных фирм, и числиться в их штате как специалисты по маркетингу.
Для этого требуется: лекционная аудитория (она подходит как для теоретических, так и для практических занятий, так как не требует дополнительного оборудования), преподаватели маркетинга, психологии и риторики.
Факультет уже имеет свободные аудитории в вечернее время, и преподавателя маркетинга.
Предполагаемый контингент: представители маркетинговых служб на различных предприятиях города. Их обучение, вероятно, будет оплачиваться предприятиями.
Предполагаемая программа обучения:
Теоретическая часть:
Маркетинг, психология.
Практическая часть:
Разработка маркетинговых исследований; риторика (существует возможность ограничить данный предмет минимальной необходимостью, либо исключить его вообще).
Этот дополнительный курс в дальнейшем можно предложить студентам факультета для создания маркетинговой службы, которая бы организовывала и проводила данные исследования по заказу любых организаций. Ремонт ПЭВМ
Исходя из анализа рыночных потребностей, можно прийти к выводу о возросшем спросе на всевозможные сервисные службы, которые требуют появления специалистов более узкой направленности, но, вместе с тем, и более высокой квалификации.
Факультет Экономики и информатики может расширить рынок образовательных услуг, помогая повысить уровень квалификации и предлагая специалистов определенного профиля.
Факультет имеет возможность для обучения желающих ремонту компьютеров и возможностям изменения его архитектуры.
Для этого требуется: создание отдельной лаборатории (для практических занятий), свободная лекционная аудитория (для получения теоретических знаний), мастер по ремонту ПЭВМ (для преподавания), набор необходимых инструментов, компьютеры, преподаватель физики.
Учитывая, что факультет уже имеет: лекционную аудиторию (свободную в вечернее время), возможность для создания лаборатории, компьютеры, создание таких курсов не потребует большого капиталовложения, а, следовательно, они быстро окупятся.
Предлагаемая учебная программа:
Теоретическая часть:
Физика, внутренняя архитектура компьютера.
Практическая часть:
Практические занятия с мастером.
Далее возможно предложение данного курса как факультативного в 10 классе ШЮПиП, а так же на 2 курсе института.
В основе этого курса имеется возможность организации малого (частного) предприятия по ремонту компьютеров, что, возможно, принесет доход факультету. Так же возможно открытие консультационного центра по возможностям изменения и улучшения архитектуры ПЭВМ.
После окончании обучения выдается свидетельство. Обучение работе с современным программным обеспечением и оргтехникой
Факультет имеет возможность для обучения всех желающих работе с программным обеспечением и офисной техникой (ксерокс, принтер, модем, факс и т. п.).
Для этого нужно создание специальной лаборатории, имеющей в наличии различные виды техники, а также компьютерного класса, в котором есть необходимые виды программного обеспечения и преподаватели.
Предлагаемая программа: практическая работа с офисной техникой и ПО.
Имеется возможность разделения на 2 независимых курса, или выделения групп желающих обучаться чему-либо одному.
Этот дополнительный курс можно ввести в виде факультатива в ШЮПиП, и на 3-4 курсах института. На его основе можно организовать ежемесячные (еженедельные) лекции по новинкам офисной техники и ПО (с платным входом), а также короткие курсы (от нескольких дней до 2-3 недель) по обучению пользованием тем или иным видом техники или ПО.
Этим должны заинтересоваться уже работающие секретари, бухгалтера и другие работники, которым приходится работать с такой техникой, служба занятости и безработные для повышения квалификации или приобретения другой профессии, а также непрофессиональные пользователи компьютеров, имеющие их дома, и не читающие специальную компьютерную периодическую и непериодическую литературу, т. е. специально не следящие за новинками в области программного обеспечения и периферийных устройств, но желающие максимально использовать все возможности, которыми обладает современный компьютер. Сетевое администрирование
Ввиду повсеместного внедрения компьютерной техники в сферу бизнеса, как крупного, среднего, так и малого, и также принимая во внимание, что в любой фирме очень редко стоит 1 компьютер, а чаще всего их несколько или даже много, и то, что, скорее всего, они объединены в локальную сеть, то видно, что существует очень большой скрытый спрос на специалистов в области локальных сетей.
В большинстве фирм функции такого специалиста выполняет человек, знающий компьютер, и каким-либо образом изучивший работу с локальными сетями, а сотрудника, специально обучавшегося работе с локальными сетями, и имеющего достаточно высокую квалификацию в этой области, найти довольно трудно.
Для этого следует, что в большинстве фирм существует потребность в специалистах подобного рода для максимальной оптимизации, а также упрощения и удешевления эксплуатации локальных сетей. Крупные и средние фирмы, эксплуатирующие большие по количеству рабочих станций сети, имеют потребность во включении такого специалиста в штат своих сотрудников, а фирмы, имеющие более мелкие сети, нуждаются в консультациях таких специалистов.
Из ышесказанного вытекает идея организации на факультете курсов сетевых администраторов.
Для организации таких курсов необходима работающая локальная сеть и специалист по ее эксплуатации и сетевому администрированию.
На факультете имеется и то, и другое, поэтому организация таких курсов не потребует больших затрат, а срок окупаемости будет достаточно небольшим.
На этой основе также имеется возможность создания консультационного центра по эксплуатации локальных сетей. Деловая этика и риторика
ВВвиду повсеместного развития рыночных отношений в современной России и, в связи с этим, появления огромного количества различных коммерческих фирм, встает проблема межфирменного и внутрифирменного общения, которое должно строиться на принципах деловой этики. Ненужность в советское время подобных знаний привела к утрате культуры меж- и внутрифирменного общения. Потребность же в подобных знаниях растет день ото дня, и соответственно, растет спрос на сотрудников фирм, обладающих такими знаниями.
Также возрастает спрос на сотрудников, умеющих выступать публично и доводящих до аудитории необходимые сведения, что требует знания риторики.
Поэтому многие фирмы с удовольствием отправили бы своих сотрудников на курсы деловой этики и риторики для овладения ими культуры ведения бизнеса. Следовательно, вполне реально создание на факультете подобных курсов, которое будет требовать очень небольших затрат: будут необходимы лекционная аудитория и преподаватель деловой этики и риторики.
Срок окупаемости таких курсов очень невелик. Разработка маркетинговой стратегии факультета экономики и информатики на рынке образовательных услуг
Стратегия, проводимая на рынке той или иной фирмой, целиком зависит от целей, которых фирма хочет достичь. Как правило, основной целью фирмы является выживание в конкурентной среде и получение прибыли.
У факультета экономики и информатики можно выделить несколько целей, к которым он должен стремиться, если он имеет желание стать коммерческой организацией и получать прибыль за счет оказания образовательных услуг: Максимальное расширение поля своей деятельности и комплекса оказываемых образовательных услуг. Поскольку рынок образовательных услуг в городе Липецке и Липецкой области имеет тенденцию к расширению потребительского спроса и постоянному возникновению новых потребительских желаний, то можно рекомендовать факультету ЭиИ максимального внедрения на этом рынке, что будет гарантировать постоянный растущий спрос на его услуги. Постоянное отслеживание изменений спроса на образовательные услуги и адекватная реакция на эти изменения. Только при выполнении этого условия можно гарантировать выживание ФЭИ, как коммерческой организации, в будущем, и стабильное получение прибыли. Постоянный поиск новых путей приложения своих возможностей на образовательном рынке, и, в частности, создание новых образовательных услуг и предложение их рынку, т. е. создание спроса на свои услуги. Разработка технологии проведения маркетинговых исследований в различных секторах рынка образовательных услуг
Маркетинговые исследования, проводимые той или иной фирмой имеют две цели:
Исследование существующего спроса и поиск путей для фирмы предложить свою продукцию на том или ином секторе рынка, а также поиск спроса на несуществующий пока товар или услугу и определение для себя возможности приложения своих сил в этой области.Оценка существующего положения фирмы и выявление ее слабых и сильных сторон.
достижения первой цели нужно выполнить следующую последовательность действий:
Определить сегмент рынка, на котором возможна реализация уже существующей услуги или возможно существование скрытого спроса.
Выяснить социо-возрастные характеристики представителей данного сегмента рынка (возраст, уровень существующего образования, уровень дохода и т. п.).
Провести маркетинговое исследование в той или иной форме для выяснения возможностей и желания представителей данного сегмента потребителей воспользоваться предлагаемыми факультетом услугами, или насколько этот сегмент готов к потреблению новой услуги, которую планируется ему предложить.
достижения второй цели лучшим способом будут следующие действия:
Выделить сегмент рынка, мнение которого планируется выяснить данным исследованием.
Провести личную беседу или с каждым представителем выделенного сегмента, или с группой лиц, выражающих общее мнение.
При проведении любого маркетингового исследования лучшим будет личная беседа с человеком,