Модернизация и развитие европейских экономических систем
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. 1
1. Восстановление и модернизация европейской экономики в
послевоенный период ……………………………………………………..……. 1
Экономические последствия распада колониальной системы ………………1
1.2. Формирование общеевропейского рынка и возникновение
Европейского Союза …………………………………………………………….2
1.3. Развитие и модернизация европейских экономических систем в
послевоенное время ……………………………………………………………. 3
1.3.1. Модернизация экономики ФРГ ………………………………………………4
1.3.2. Модернизация экономики Франции …………………………………………5
2. Страны Восточной Европы и Россия …………………………………………… 7
2.1. Развитие рыночной экономики в странах Восточной Европы ……………… 7
2.2. Развитие рыночной экономики в России …………………………………….. 9
Заключение ………………………………………………………………..………… 11
Список литературы …………………………………………………………………. 12
Введение
Целью данной работы является обзор процессов восстановления и модернизации экономики европейских стран в послевоенный период, а также поиск ответа на вопрос: «Каковы причины замедленного, по сравнению с государствами Восточной Европы, развития рыночного хозяйства в современной России?».
Возможно, на первый взгляд достаточно сложно проследить логическую взаимосвязь между этими двумя задачами. Тем не менее, как будет показано ниже, тщательный анализ восстановления и развития современной европейской экономики представляет непосредственный интерес для каждого, кто пытается найти ответ на вопрос о причинах медленного экономического роста российской экономики.
Первая глава посвящена восстановлению и модернизации европейской экономики после Второй мировой войны, вторая – сравнительному анализу экономической политики и экономических успехов государств Восточной Европы и России.
1. Восстановление и модернизация европейской экономики в послевоенный
период
1.1. Экономические последствия распада колониальной системы
Весьма существенным явлением в судьбе развитых европейских государств стал окончательный распад многовековой колониальной системы, оказавший сильное влияние как на политическую, так и на экономическую жизнь Европы. Поскольку этот процесс начался в первой половине ХХ века, а достиг своего пика и завершился именно в послевоенный период, имеет смысл начать данное исследование с обзора последствий распада колониальной системы европейских государств, что позволит получить более ясное представление о развитии и модернизации европейской экономики после Второй мировой войны. Роль последствий самой войны для европейской экономики будет расмотрена отдельно в последующих разделах.
Распад колониальной системы весьма серьезно отразился на экономике бывших метрополий и вообще развитых стран. Прежде всего изменился национальный состав населения стран Западной Европы за счет весьма интенсивной иммиграции жителей бывших колоний, гонимых нищетой и насилием либо просто желающих воспользоваться плодами обустроенного западного быта. Неиссякающий поток иммигрантов (в основном нелегальных) из Индии, Пакистана, Бангладеш, Алжира и многих других стран в Англию, Францию, Голландию, Бельгию, страны Скандинавии порождает там серьезные экономические проблемы, главным образом в области занятости.
Возникли и определенные трудности в сфере эксплуатации сырьевых ресурсов бывших колоний вследствие национализации добывающей промышленности (нефтедобыча Ирака, газ Венесуэлы, медь Чили, нефтепровод через Сирию и пр.), повышения цен на сырье и т.д. Кроме того, обострилась международная конкуренция в связи с усилением в бывших колониях позиций американского, немецкого и японского капитала в ущерб капиталов бывших метрополий — Англии, Франции, Голландии, Бельгии, занимавших, естественно, привилегированное положение в колониальный период.
В этих условиях бывшие метрополии стали на путь постепенной самообеспеченности сырьем и продовольствием. Западноевропейские государства начали форсировать разработку своих природных ресурсов (например, во Франции обнаружили природный газ, уран, расширили разработку железной руды, бокситов, нефти и пр.). Возросли инвестиции в добывающие отрасли бывших европейских переселенческих колоний, давно ставших экономически развитыми самостоятельными государствами — Канады, Австралии, ЮАР и др. Произошла серьезная интенсификация сельского хозяйства Западной Европы. В результате удельный вес бывших колоний в международном товарообороте не повысился, как ожидалось, а понизился.
1.2. Формирование общеевропейского рынка и возникновение Европейского Союза
В условиях распада колониальной системы европейские страны вернулись к свободной торговле, но на более высоком уровне. Договаривающиеся страны не просто отменяли или сокращали пошлины, как в XIX в., а добровольно делегировали определенную часть своего суверенитета руководящему выборному органу. В этом и заключалась интеграция. Еще в начале 1950-х гг. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург учредили специальным договором Европейское объединение угля и стали на базе западно-германских и французских запасов топлива и металла.
Следующим этапом явилось создание таможенного союза, предусматривающего свободное движение товаров, лиц, капиталов и услуг в пределах государств-членов Европейского сообщества, а также общие таможенные тарифы в торговле с государствами, не входящими в сообщество. Соответствующий договор подписан той же шестеркой государств в 1957 г. в Риме. Так был создан первый в истории экономики общий рынок (тогда же возникло и европейское объединение атомной промышленности — Евратом).
Наиболее сложные экономические проблемы состояли в интеграции европейского агрорынка (с 1964 г.) и валюты (с 1972 г.). Это удалось достигнуть на базе общих финансовых ресурсов, образованных таможенными пошлинами в торговле с не-участниками содружества. Так появилась возможность компенсировать западноевропейскому фермерству убытки вследствие сокращения выпуска сельхозпродукции при ее перепроизводстве. Созданная на той же базе евровалюта (ЭКЮ) до конца столетия носила расчетный характер; с 2000 г. в ЕС действует общая валюта (евро).
Таким образом, крушение колониальной системы подтолкнуло Европу не к упадку, а к серьезному экономическому подъему. ЕС ныне концентрирует, исключая торговлю стран-членов союза между собой, 22% мирового импорта и 20% экспорта (США — соответственно 18 и 16, Япония — 9 и 12, Канада — 4 и 5%, остальной мир — по 47%). На долю ЕС приходится примерно 8% мирового импорта и столько же экспорта продовольствия, 7 и 12% сырья, 13 и 2% электроэнергии, 7 и 13% химических материалов, 30 и 41% машин, 35 и 34% остальных промтоваров.
1.3. Развитие и модернизация европейских экономических систем в послевоенное время
Итак,
проанализировав
последствия
крушения колониальной
системы для
экономики
европейских
стран, перейдем
теперь к детальному
обзору развития
и модернизации
экономических
систем европейских
государств.
Послевоенное
развитие экономики
Западной Европы
определялось,
в первую очередь,
бесспорным
экономическим
и военно-политическим
лидерством
США и противостоянием
с Советским
Союзом, ставшим
во главе "второго
мира" -"социалистического
лагеря", охватившего
к 1950 г., помимо
прочего, управляемые
коммунистическими
партиями страны
Восточной
Европы.
США решительно взяли курс на использование своего экономического превосходства для реализации «Pax Americana» - либерального устройства мира под американским верховенством. Реализация экономической гегемонии США происходила посредством деятельности международных валютно-финансовых институтов, созданных в 1944 г. на конференции в г. Бреттон-Вуде (штат Нью-Гэмпшир) - Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и заключенного в 1947 г. Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
Бреттон-Вудская конференция стала началом триумфа экономической доктрины Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Кейнс, к тому времени член Лондонского королевского общества и Палаты лордов британского Парламента, был главным представителем Англии на Бреттон-Вудской конференции, реализовавшей его идеи о реорганизации международных финансов и создании надгосударственных институтов экономического регулирования. Сразу после войны макроэкономические идеи Кейнса и его последователей - государственное вмешательство в экономику для обеспечения бесперебойного экономического роста, поддержания полной занятости, перераспределения доходов методами эмиссионной и налоговой политики в пользу социальной справедливости и антициклического регулирования - были положены в основу программ экономического развития западноевропейских государств.
Кейнсианство акцентировало внимание на количественных закономерностях взаимодействия макроэкономических величин (валовой национальный продукт, национальный доход, уровень занятости, потребления, сбережений и т.д.) и социальных аспектах экономической системы. Кейнсианские программы экономического развития основывались на использовании новых экономико-статистических методов, связанных с прогрессом счетной техники и новой научной дисциплины - эконометрики. Особую роль сыграла Стокгольмская школа политической экономии (Б.Улин, Э.Лундберг, Г.Мюрдаль, Э.Линдаль), на идеях которой в нейтральной Швеции с середины 1930-х гг. правящая социал-демократическая партия основывала свою политику строительства "государства всеобщего благосостояния".
Обрисовав общие принципы, которыми руководствовались экономисты западноевропейских стран при проведении модернизации экономических систем своих государств, перейдем к конкретным примерам. Наиболее полное представление о модернизации национальных экономических систем после Второй мировой войны дает обзор этого процесса в двух ключевых европейских государствах: ФРГ и Франции, каждое из которых пошло своим характерным путем.
1.3.1.
Модернизация
экономики ФРГ
Министром
экономики в
первом правительстве
Федеративной
Республики
Германия стал
проф. Л.Эрхард,
еще весной 1945
г. разработавший
программу
восстановления
экономики
страны. Концепция
Эрхарда базировалась
на теоретических
построениях
экономистов
Фрайбургской
школы, предложивших
доктрину
ордолиберализма
(букв., "порядок
свободы"),
настаивавшую
на активности
государства
как создателя
общественных
институтов,
гарантирующих
свободное
проявление
частной инициативы
и политическую
демократию.
Более конкретным
переложением
идей ордолиберализма
стала модель
"социального
рыночного
хозяйства",
под которой
понималось:
- приоритет
в экономической
политике государства
не по регулированию
хозяйственных
процессов, а
по установлению
форм и правил
("рамочного
обрамления")
действия
хозяйственных
субъектов;
-
нацеленность
создаваемых
форм и правил
на обеспечение
свободного
конкурентного
порядка и открытости
рынков, стимулирование
хозяйственной
инициативы
максимального
числа частных
лиц: антимонопольная
политика, поддержка
среднего и
малого бизнеса;
-
взаимосоответствие
всех элементов
экономической
жизни - предпринимательской
деятельности,
денежной политики,
банковской
системы и т.д.;
-
стабильность
денежного
обращения и
экономической
политики, обеспечение
предсказуемых
условий инвестирования;
-
преодоление
консервативной
структуры
потребления,
создание условий
для выравнивания
платежеспособности
всех слоев
населения.
Л.Эрхард начал
с денежной
реформы, заменив
рейхсмарки
новыми
дойчмарками
(ДМ) по курсу
100:6,5. Ему удалось
добиться соглашения
с профсоюзами,
которые в ответ
на установление
стабильных
цен на продукты
питания, квартплату
и транспортные
расходы не
предъявляли
требований
к увеличению
заработной
платы. Таким
образом, удалось
избежать возможной
инфляционной
спирали и
стабилизировать
валюту.
После денежной реформы центральный банк для стимулирования экономического роста выделил на инвестиционные кредиты 200 млн. ДМ и снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Затем были созданы центральный Промышленный кредитный банк и два центральных банка для поддержки сельского хозяйства. Помощь, получаемую от США в сответствии с планом Маршалла, западногерманские предприятия оплачивали в ДМ, а Промышленный банк из этой помощи образовывал эквивалентные ресурсы для инвестиций.
В 1952 г. правительство обязало все предприятия предоставить займы Промышленному банку для финансирования долговременных инвестиционных программ развития отраслей и регионов, в которые отказывались вкладывать средства другие банки. Эмиссия ценных бумаг была ориентирована на рынок потребительских товаров. Для удовлетворения потребительского спроса государство применяло не только кредитно-денежную политику, но и политику расходов - государственных дотаций. В соответствии с принятым "зеленым планом" было дотировано производство важнейших продуктов питания (хлеб, молоко, яйца). Особая поддержка была оказана жилищному строительству (льготное налогообложение, плата за сверхурочные работы), что позволило решить задачу предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавшим от бомбардировок. Во 2-й половине 1950-х гг. были приняты меры по расширению за счет бюджетных средств системы социального обеспечения и охраны окружающей среды.
Правительство ФРГ придавало большое значение "демократизации капитала" - разукрупнению концернов, обеспечению участия работников в управлении предприятиями, отстаиванию позиций держателей мелких пакетов акций акционерных обществ. Так, например, "Ферайн Стальверке" (дававший ранее до 40% германского производства стали) был разделен на 13 металлургических и 9 горнодобывающих компаний. При денационализации крупнейшей автомобильной компании "Фольксваген" (основана при личной поддержке Гитлера в 1938 г.) наименее оплачиваемым работникам были предоставлены скидки для приобретения "народных акций".
Л. Эрхард был министром экономики до 1963 г., и следует заметить, что реформы Эрхарда обеспечили западногерманской экономике наивысший в Западной Европе экономический рост, изобилие на потребительском рынке.
1.3.2.
Модернизация
экономики
Франции
Модернизация
и развитие
экономики в
послевоенной
Франции происходило
по иной, чем
западногерманский
ордолиберализм,
модели. Теоретики
и практики
"социального
рыночного
хозяйства"
отвергли такие
элементы
государственного
регулирования
экономики, как
национализация
и планирование
на макроэкономическом
уровне. Напротив,
с установлением
Четвертой
республики
- приходом к
власти лидеров
Движения
Сопротивления
во главе с генералом
Шарлем де Голлем
(премьер-министр
в 1944-1946 гг.) и при
сильном влиянии
социалистов
и коммунистов
- под прямой
контроль государства
перешли энергоресурсы,
страховые
компании, крупнейшие
банки и еще ряд
крупных фирм,
а для стимулирования
экономического
роста стало
использоваться
индикативное
(рекомендательное)
государственное
планирование.
Государственный
план модернизации
и оснащения
был пущен в
действие (с
1946 г.) первым
экономическим
советником
де Голля Жаном
Моннэ, который
объяснял отставание
французской
экономики
сложившейся
консервативной
структурой
предприятий,
ориентированных
на семейную
производственную
единицу. Моннэ
считал, что
технологический
прогресс может
быть реализован
лишь на крупномасштабных
предприятиях,
обладавших
в ряде случаев
монопольными
позициями.
Однако, с другой
стороны, ряд
французских
традиций содействовал
успеху идеологии
экономического
дирижизма,
включавшего
в себя централизм
и индикативное
планирование
- давняя тенденция
вмешательства
государства
в экономику,
тесные взаимоотношения
между предпринимателями
и высшими чиновниками
- в большинстве
своем выпускниками
одних и тех же
элитных учебных
заведений.
Моннэ был назначен
подчиненный
премьер-министру
Генеральный
комиссариат
по планированию,
через Комитеты
по модернизации
поддерживавший
связи с многочисленными
кругами промышленников,
рабочих и аграриев.
Отставка де
Голля в январе
1946 г. не изменила
курса на экономический
дирижизм. За
годы Четвертой
республики
(1946-1958) во Франции
были реализованы
два плана
модернизации
и оснащения.
Государство
сконцентрировало
усилия на развитии
восьми базовых
отраслей, игравших
ключевую роль
в структурной
перестройке
промышленности:
угольной,
сталелитейной,
цементной,
энергетике,
производстве
горючего, транспорте,
изготовлении
сельскохозяйственных
машин и азотных
удобрений.
Выполняя
стратегические
функции, Генеральный
комиссариат
составлял для
правительства
и частного
сектора прогнозы
экономического
развития, что
уменьшало
степень риска
при принятии
важных решений,
способствовало
оптимальному
распределению
ресурсов и
созданию эффективной
структуры
социального
взаимодействия.
Климат сотрудничества
в Комитетах
по модернизации,
где велись
споры о плане
на отраслевом
уровне, содействовал
пониманию
экономических
явлений широкими
слоями населения.
К моменту
второго прихода
генерала де
Голля к власти
содержание
и главные направления
модернизации
французской
экономики были
четко определены.
Став в 1958 г. премьер-министром,
де Голль добился
принятия новой
Конституции,
установившей
во Франции
режим президентской
Пятой республики,
ограничивавшей
полномочия
Парламента.
На этот раз
своим экономическим
советником
де Голль выбрал
либерального
экономиста
Ж. Рюэффа, тем
не менее, генерал
сохранил
приверженность
экономическому
дирижизму,
провозгласив
выполнение
плана "пламенным
долгом каждого
француза".
Умелое вмешательство
в экономику
государственных
органов Пятой
республики
было нацелено
на решение
следующих
основных задач:
- совершенствование экономической структуры за счет демонополизации некоторых замкнутых национальных рынков при одновременном укрупнении промышленно-финансовых групп, деятельность которых приобрела международные масштабы;
"устройство территории" (равномерное развитие всех регионов страны);
поддержание классового согласия, смягчение традиционной для Франции социальной напряженности.
1960-е гг.
стали годами
"больших проектов"
по созданию
или радикальному
обновлению
атомной энергетики,
самолетостроения,
космической
технологии,
производства
ЭВМ. В отличие
от первого
этапа модернизации,
где задачи
решались за
счет национализации,
на этот раз их
исполнение
было возложено
на частный
бизнес. Участие
государства
ограничивалось
организационной
стороной дела
и финансовым
содействием.
Результатами
"больших
проектов"
стали
ракета "Ариан",
сверхзвуковой
пассажирский
самолет "Конкорд",
аэробусы,
сверхскоростные
поезда, производство
во Франции
электронно-вычислительной
техники и средств
связи на уровне
США и Японии.
Для голлистской
модернизации
характерна
активная региональная
политика государства
- преодоление
исторически
сложившейся
традиции оттягивания
гипертрофированным
Парижским
регионом ресурсов
провинции.
Региональному
выравниванию
способствовали
политика размещения
государственных
и стимулирования
частных инвестиций,
крупномасштабные
программы
развития дорожной
инфраструктуры
- от национальных
скоростных
магистралей
до разветвленной
сети муниципальных
шоссе, создание
на периферии
"полюсов
научно-технического
роста" вокруг
"больших проектов"
и университетских
центров (Гренобль,
Нант).
Большое место в модернизации экономики Франции заняли преобразования в сельском хозяйстве, превращение его из архаичного парцеллярного в современное фермерское и кооперативное, интегрированное в агроиндустриальный комплекс с химической промышленностью и машиностроением. Не допустив обвального свертывания посевов ряда традиционных для Франции культур под натиском дешевого импорта из соседних государств, де Голль в то же время содействовал сохранению универсального (многопродуктового) характера французского сельского хозяйства.
При сокращении с середины 50-х гг. к концу 60-х гг. доли занятых в сельском хозяйстве с 27 % до 15% Франция вышла на второе после США место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, стала единственным в Западной Европе экспортером зерновых и крупнейшим в мире - молочных продуктов, не говоря уже о винах.
Политика
де Голля была
продолжена
его преемником
Ж. Помпиду (премьер
в 1962-1968 гг., президент
в 1969-1974 гг.). В результате
глубокой структурной
перестройки,
технологической
модернизации,
развития
организационно-хозяйственной,
транспортной
и коммуникационной
инфраструктуры,
научно-технического
потенциала,
Франция к началу
70-х гг. по уровню
эффективности
производства
заняла ведущее
место среди
европейских
стран.
2. Страны Восточной Европы и Россия
2.1. Развитие рыночной экономики в странах Восточной Европы
Рассмотрим теперь экономические достижения восточноевропейских стран за последнее время и попытаемся определить причины более успешного продвижения этих государств в сторону развития рыночного хозяйства, по сравнению с Россией.
Несмотря на замедление в 2002 году темпов экономического роста Восточной Европе, они по-прежнему превышали темпы развития мировой экономики в целом. Об этом говорится в Докладе о процессе перехода, опубликованном Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В 2002 году объем производства в странах операций ЕБРР увеличился на 3,5%, в то время как в 2001 году темпы роста достигли 4,2%. Это выше показателей роста объема мирового производства, которые на 2003 год прогнозируются на уровне 1,5%.
Устойчивость экономики этих стран - результат решительно проводимых в них реформ и явного улучшения условий для предпринимательской деятельности. Показатели процесса реформ, приводимые в указанном докладе ЕБРР, демонстрируют тенденцию к повышению в большинстве стран операций ЕБРР, причем вот уже второй год подряд наибольший прогресс отмечается в СР Югославия.
Обзор, подготовленный и опубликованный по заданию ЕБРР, по итогам 6000 личных собеседований с предпринимателями в странах Восточной Европы, свидетельствует об улучшении положения в области финансов, инфраструктуры, налогообложения, борьбы с коррупцией и преступностью. Как показал, например, обзор показателей делового климата и деятельности предприятий, проведенный совместно ЕБРР и Всемирным банком, за истекшие три года средний размер уплаченных предприятиями взяток как доли от их поступлений снизился приблизительно с 2% до 1,5%.
Восточновропейские страны с формирующейся рыночной экономикой, в целом, остаются одним из ярких пятен на общем мрачном фоне мировой экономики. Реформы, проводимые в регионе, носят энергичный характер. «Лакмусовой бумажкой» реформ является создание условий для привлечения иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в 2003 году прогнозируется рекордный уровень притока в регион прямых иностранных инвестиций - 31 миллиард долларов, их объем по-прежнему мал в сравнении с размерами территории стран операций; тем не менее, относительно аналогичных показателей российской экономики эти цифры выглядят крайне внушительно.
В Восточной Европе в 2003 году прогнозируется повышение темпов роста до 3,7%. В Польше и в странах Юго-Восточной Европы перспективы развития остаются благоприятными, что отражает укрепление политической стабильности и субрегионального сотрудничества. Темпы развития в них прогнозируются в этом 2003 году на уровне 3,6%, а в 2004 - 4,1%.
Среди стран Центральной и Восточной Европы наибольшее продвижение вперед по пути реформ, особенно в финансовом секторе, отмечено в Словацкой Республике и Словении. Явным стимулом для них служат приближающиеся сроки вступления этих стран в ЕС. Среди стран Юго-Восточной Европы за последний год значительные успехи в реализации реформ достигнуты в Боснии и Герцеговине и СР Югославии в результате благоприятного развития политической и экономической ситуации.
В ходе обзора ЕБРР у фирм в странах Восточной выясняли их мнения о состоянии делового климата и опыт их работы в конкретных условиях. Итоги обзора отражают не только повышение макроэкономических показателей, но и коренное улучшение системы корпоративного управления. Ключевым показателем сравнения обзоров 2002 и 1999 годов является улучшение делового климата в странах операций, в целом, примерно на 0,5 бала по четырехбальной шкале. Наиболее масштабные улучшения отмечены в некоторых менее продвинутых странах Юго-Восточной Европы.
Мнения о состоянии делового климата улучшились больше всего в таких областях, как финансы, инфраструктура, налогообложение, борьба с коррупцией и преступностью. Положительные результаты отмечаются практически по всему региону, за исключением финансов и борьбы с преступностью, по которым относительно высокие показатели зафиксированы в Юго-Восточной Европе. Менее заметны улучшения в таких областях, как регулирование предпринимательской деятельности и судебная система. Частично проблема здесь заключается в том, что многие государства все еще слишком слабы и не могут приструнить своих чиновников или обеспечить исполнение собственных норм и законов.
Идет также процесс стирания различий в условиях деятельности для фирм разного типа - от небольших, вновь создаваемых частных фирм до крупных государственных предприятий. Поэтому, по мере того, как начинает сокращаться разрыв между наиболее и наименее продвинувшимися по пути перехода странами, предприниматели и новые предприятия видят перед собой больше возможностей для преодоления негативного наследия социалистического прошлого.
Несмотря на достигнутый прогресс, наиболее проблемными участками делового климата в 2002 году оставались финансы, налогообложение и борьба с коррупцией. Хотя в настоящее время, согласно сообщениям, сократилось число фирм, вынужденных давать взятки, а масштабы мздоимства уменьшились как доли от их годового оборота, в регионе еще многое предстоит сделать для совершенствования форм корпоративного управления. Меньше всего проблем зафиксировано в области инфраструктуры.
2.2. Развитие рыночной экономики в России
Теперь попробуем проанализировать экономическую политику России, чтобы найти причины ее более медленного, по сравнению со странами Восточной Европы, прогресса в развитии рыночного хозяйства. В первую очередь здесь необходимо уделить внимание проблеме взаимодействия России и Европейского Союза, поскольку именно последний во многом влияет на ход и реализацию экономических реформ в странах Восточной Европы, в большинстве своем являющихся ближайшими кандидатами на вступление в ЕС.
В последние годы стал вырабатываться реальный подход к формированию экономической европейской политики России. Согласно Концепции внешней политики РФ, утвержденной в июне 2000 г., "Россия видит в Европейском Союзе одного из важнейших экономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний...»
Диалог ЕС-РФ сегодня асимметричен практически по всем направлениям, начиная с определения приоритетных сфер сотрудничества: экономика для России и политика для ЕС.
Применительно
к экономическому
сотрудничеству
- это прежде
всего асимметричный
характер структуры
и объема ЕС во
внешней торговли
России (около
35%, а после расширения
ЕС этот показатель
может вырасти
до 50%) и России
в ЕС (3,5%). Насколько
разные интересы
сторон в этой
области очевидно
из хотя бы из
выступления
Кристорфера
Паттена в
Дипломатической
академии МИД
РФ в январе
2001 г., где он относительно
"ключевого
элемента
экономических
отношений -
энергетического
диалога", в
рамках которого,
предусматривается
участие России
в создании
системы энергетической
безопасности
стран ЕС, осуществления
инвестиций
ЕС в энергетические
отрасли России
сказал следующее:
"Как Россия
может быть
надежным
энергетическим
поставщиком
для ЕС на длительное
время без технологий
и капитала для
гарантированного
увеличения
добычи? И как
это может быть
гарантировано
без правильного
правового
климата? Это
первая задача,
которую нам
надо решать….".
В настоящее
время около
80% экспорта
российских
энергоносителей
приходится
на долю ЕС, на
саммите в Париже
в октябре 2000 г.
Романо Проди
предложил
увеличить вдвое
российские
поставки газа
и нефти в Европу,
т.е. инвестиционная
политика ЕС
в энергетические
отрасли России
во многом
определяется
желанием и в
будущем стабильно
получать необходимый
ЕС объем российских
энергоносителей.
Следует понимать,
что стабильность
европейской
рыночной экономики
и твердые перспективы
экономического
роста в Европе
достигаются
прежде всего
при помощи
интеграционных
процессов между
европейскими
государствами,
в первую очередь
– в экономике.
Подобно ЕС, СНГ
сейчас также
в некоторой
степени подвержено
попыткам разного
рода интеграций.
Интеграция
и взаимоусиление
экономик стран-членов
СНГ могли бы
помочь решить
большое количество
экономических
трудностей
в этих государствах.
Естественным
центром интеграционных
процессов
является Россия,
однако, в отличие
от ЕС, на пути
интеграции
в СНГ существует
куда больше
проблем. Каковы
же причины
торможения
интеграционных
процессов на
территории
СНГ?
Во-первых, трудность создания регионального объединения заключается в национальной специфики России (как, впрочем и большинства стран СНГ), в корне отличной от Европы. Россия - страна со сложившейся традиционно сильной государственной властью, которая долгое время служила неким компенсирующим факторам в исторических условиях догоняющего развития. Усиление государственной власти привело к ослаблению общества, к образованию так называемой "перевернутой пирамиды", когда государство создает основу общества, а не общество формирует государственную власть, как это происходит в европейских странах.
Во-вторых, неудачный опыт искусственно созданного союза - СССР. В развитии интеграционных процессов на территории СНГ страны-участники априори видят реализацию имперских импульсов России, каждый шаг к интеграции часто рассматривается через призму восстановления СССР.
В-третьих, ориентация
стран СНГ в
большей степени
на ЕС, а не на
Россию. Вместе
с тем, эти ожидания
не оправданы
даже для западных
стран СНГ: Украины,
Белоруссии,
Молдавии. ЕС
не сможет
осуществлять
инвестиции
в эти страны,
т.к. в связи с
расширением
ЕС проблем,
связанных с
относительным
выравниванием
экономического
уровня стран-кандидатов
у ЕС больше,
чем достаточно.
Создание зоны
свободной
торговли, таможенного
союза между
ЕС и отдельными
странами СНГ
на данном этапе
представляется
некой "хрустальной
мечтой" по
вполне понятным
причинам: хлынувшая
дешевая рабочая
сила, преступность.
Здесь вряд ли
будет работать
формула "заграница
нам поможет".
ЕС поможет, но
только в той
мере, какая
необходима
для обеспечения
безопасности
своих границ.
В-четвертых,
отсутствие
разработанной
стратегии
интеграции
на государственном
уровне и у России,
и у стран СНГ.
Здесь вырисовывается
довольно циничная
картина развития
интеграционных
процессов на
территории
СНГ - "квазиинтеграция".
В настоящее
время в экономической
жизни России
и многих стран
СНГ велика роль
олигархов. Так,
к примеру, целый
комплекс разногласий
в российско-украинский
экономический
диалоге сводится
к определению
размеров российского
пакета акций
в украинских
предприятиях:
представители
российского
бизнеса не
согласны на
10-15%, которые им
готовы продать
украинские
коллеги, т.к.
хотят иметь
гарантии для
своих инвестиций,
т.е. доступ к
контролю и
управлению,
который обеспечивается
блокирующим
пакетом акций
(как минимум
25%). Как известно,
контроль основных
отраслей
промышленности
неизбежно
приводит к
"сращиванию
капитала и
власти", и
проникновение
российского
капитала (вернее
капитала олигархов)
в страны СНГ,
в частности
на Украину,
приводит