Современные формы и методы воспитательной работы
Оглавление
Введение
Формы и методы внеурочной воспитательной работы
Заключение
Список используемой литературы
1. Введение
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества.
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание - передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, стало органической частью его жизни и развития. В социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных организаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание — специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Особой проблемой является выбор форм и методов воспитания. Не бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта тех условий, в которых они применяется. При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:
• особенности обучающихся, их подготовленности к эффективному восприятию воспитательных влияний;
• особенности содержания воспитания;
• сравнительную характеристику эффективности используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;
• особенности ситуации;
• меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;
морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.
Учитывая такой выбор форм и методов воспитательной работы, позволяет мне выбрать цель и содержание воспитательной работы с обучающимися проживающих в общежитии. Целью и содержанием воспитательной работы является соответствие содержания, уровня и качества воспитания, обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.
2. Формы и методы внеурочной воспитательной работы
Основными целями моей работы воспитателем в общежитии является формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье, формированию здорового образа жизни.
Для достижения этих целей свою работу начала с планирования воспитательной работы. Трудность работы воспитателя заключается в выборе форм и методов воспитания, потому что каждый обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, так как наши обучающиеся имеют свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью.
Я работаю воспитателем в общежитии в вечернее время, цель моей работы занять обучающихся во внеучебное время, то есть организовать досуг в общежитии. Моя задача состоит в том, чтобы научить обучающихся рационально и с пользой проводить свой досуг, привлечь обучающихся к организованной досуговой деятельности, освободить их от влияния неформальных объединений.
Формы и методы внеучебной воспитательной работы в общежитии многообразны:
• проведение лекций, бесед, вечеров отдыха;
• организация вечеров вопросов и ответов;
• проведение спортивных мероприятий, соревнований между комнатами.
Начиная работать воспитателем в общежитии, в первую очередь сама ознакомилась с правилами проживания в общежитии. Затем на основании этого правила разработала «Права и обязанности, проживающих в общежитии ПЛ 85».
Вместе с комендантом общежития провели работу по организации заселения обучающихся в общежитие, учитывая их интересы. А также проведено комплекс мероприятий по адаптации первокурсников к новым социальным условиям. Было проведено общее собрание, где были объявлены правила Внутреннего распорядка для обучающихся проживающих в общежитии, как поддерживать надлежащий вид санитарного состояния помещений общежития.
Для изучения обучающихся заселившихся в общежитии мне необходимо было завести журнал анкетных данных. Я провела анкетирование. Анкетирование позволило составить социальный паспорт семьи, узнать их интересы, желания, возможности по организации внеучебной работы.
Любую форму воспитательной работы можно отнести к одной из следующих групп: работа с родителями, мероприятия, просмотр телевизора, дискотека.
Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с обучающимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Такая форма общения представляет направить деятельность воспитателя на:
• изучение семей обучающихся;
• педагогическое просвещение родителей;
• индивидуальная работа с родителями;
• информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.
Изучение семей обучающихся позволяет мне лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития личности обучающегося.
Педагогическое просвещение родителей планирую в соответствии конкретными проблемами, возникающими в ходе своей работы - это нарушение дисциплины.
Индивидуальная работа с родителями позволяет мне установить непосредственный контакт с каждым членом семьи обучающегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность обучающегося. Поэтому в план своей работы включаю индивидуальные беседы с родителями.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся осуществляю с помощью родительских собраний.
В начале учебного года в общежитии было проведено родительское собрание, где присутствовало 23 родителя, хотя очень мало, но в течение месяца почти со всеми родителями встретились. Общение с родителями мне позволило узнать многое о развитии личности их детей.
За нарушение дисциплины были приглашены родители на индивидуальную беседу: Мухутдинова Д, Имамиева Ранаса, Альмиева Рифата, Зиннурова А, Валиева И, Яруллина Д, Шайдуллина А и даже у девушек - Гимадиевой А, Мусиной Г, Гилемхановой Г. Поговорив и обсудив поведение их детей пришли к оптимальному решению, взаимопониманию.
Следующая форма, применяемая мною в воспитательной работе - это мероприятия. За небольшое время своей работы воспитателем в общежитии я провела следующие мероприятия в виде деловой игры. Например: «День студента», «День святого Валентина», «А ну-ка, парни», «8 марта». Такие мероприятия создают возможность естественного вхождения обучающегося в ситуации нравственного содержания, позволяют одновременно активизировать нравственное сознание, чувства, способствуют активному самовыражению обучающегося, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия. Подбирала материал так, чтобы каждое мероприятие развивало у обучающихся навыки логического мышления, делового поведения, позволяло оценить ситуацию, встать на иной путь, видеть ошибки предыдущего игрока, увидеть проблему более глубже.
Также провожу «Загадки для ума», «Логические развлечения», «Перевертыши» применяю вопросы из самых разных областей, при ответе на которые требуется проявить не только знания, но также смекалку и находчивость.
Большое распространение получили разнообразные формы беседно-дискуссионной деятельности. Вместе с медсестрой нашего лицея провели следующие мероприятия «Почему подростки курят», «Скажем, нет алкоголю». Работая с обучающимися мероприятия проходили в форме бесед, обсуждений, диспутов и дискуссий которые является одним из средств, перехода знаний в убеждение. Цель этих мероприятий формирование негативные отношения к употреблению алкоголя и табака, а также расширение и закрепление знаний о вредных последствиях употребления алкоголя и табака на организм человека. В воспитательской работе очень важно, что процесс бесед, обсуждений и диспутов осуществляется своего рода нравственное взаимопросвещение.
Основная работа - это контакты воспитателя с обучающимися, в ходе которого производится разбор конкретных жизненных ситуаций. Такие дискуссии как: «Можно ли быть свободным без ответственности», «Товарищества твердые законы» это помогают помочь обучающимся осознать нравственные нормы и правила. Формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающим людям, осознания ценности человеческой жизни, а также развивать волевые качества обучающихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Каждая такая встреча мне помогает ближе узнать внутренний мир обучающегося, их отношение к реальной действительности. Такие контакты позволяют обучающимся раскрыть себя.
Просмотр телефильма, спортивного матча - представление, в ходе которого обучающимся демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствуют две функции субъектов взаимодействия - зритель и организатор просмотра. Основанием для такого разделения являются признаки формы совместной деятельности, особенно когда идет матч по хоккею «Акбарс» с какой либо командой. Как будто сами обучающиеся играют вместе с ними. По настроению обучающихся сразу видно выиграл «Акбарс» или нет.
Дискотека у нас в общежитии проводится еженедельно по четвергам. Дискотека - это вид произвольного танца. Прежде всего, дискотека способствует задать образы позитивного времяпрепровождения — отдыха.
Используя формы воспитательной работы, я в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с обучающимися, стараюсь, чтобы он раскрыл передо мной свой внутренний мир. И чтобы этого добиться я применяю следующие методы воспитательной работы:
убеждение, организации деятельности, стимулирования поведения и деятельности.
Метод убеждения - главным образом обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения обучающихся. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и чувства обучающихся, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения я применяю в своей работе, когда рассматриваем какую - либо ситуацию и применяю такие методы как: беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение. Этот метод позволяет мне изменить сознание обучающегося.
Организация деятельности обучающихся является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое требование я, применяя как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». Требую у обучающихся совокупность норм общественного поведения. По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые приказания даю старостам отсеков по назначению дежурных в отсеке, а косвенные требования предъявляю в виде просьбы, совета. В моей воспитательной работе предпочтительны косвенные требования. Например: прошу нарисовать стенгазету или помочь оформить красный уголок для мероприятия.
Общественное мнение - это выражение группового требования. Его использую в коллективе при обсуждении поступков, проведения мероприятий. В решении обсуждения принимаю общественное мнение, стимулирую выступления обучающихся с оценкой их деятельности.
Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В своей работе применяю приучение, как организацию регулярного выполнения обучающимися действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Каждый раз им напоминаю, что:
• в здании нужно головной убор снимать;
• входящий должен здороваться с людьми, находящими в здании;
• в комнате должно быть ежедневно порядок;
• сидеть на кровати запрещено.
Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать.
Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Такие ситуации я применяю в мероприятиях. Например: «Можно ли быть свободным без ответственности», где мы с обучающимися обсуждаем значение слова «свобода» и «ответственность», а также показываю значимость этих понятий в жизни человека, создаю условия для сознательной активной деятельности, в которой формирую новые нормы поведения, ценности.
Методы стимулирования поведения и деятельности, в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванные оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки.
Метод поощрение, похвалу, благодарность - применяю, когда одобряю обучающегося за сданный экзамен, поведение, правильный поступок. Когда скажешь им «молодец». Одно только слово вызывает у них чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к улучшению его поведения. Методика поощрения позволяет мне одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать обучающихся ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется обучающимся с девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся.
Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В своей воспитательской работе применяю метод наказания при нарушение обучающимися правил проживания в общежитии. Делаю замечание, предупреждение, беседую. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись. За грубые нарушения обсуждаем обучающихся на Совете общежития или на общем собрании общежития. Однако у обучающихся этот метод вызывает чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение обучающегося, дает ему возможность понять свою ошибку. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись.
Эти системы форм и методов включает в себя: воздействие словом и другими средствами, обращенными к разуму и чувству с целью формирования этических представлений, организация деятельности и взаимодействия обучающихся и взрослых с целью развития навыков поведения, усвоения опыта и способов деятельности.
3. Заключение
Анализируя взаимоотношения обучающихся между собой, отношение их к лицею, учебе, я обнаружила следующие противоречия:
• нетерпимость обучающихся друг к другу,
• неумение трудиться на общее благо,
• эгоизм, дефицит общения,
• негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность. Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:
• организовать жизнь обучающихся, проживающих в общежитии так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого обучающегося,
• создать условия, где могут проявляться новые качества в личности обучающегося. Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:
• добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни обучающихся.
• воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
• Создавать условия для самовыражения каждого обучающегося.
Задача воспитателя, по меньшей мере, не мешать проявлениям самостоятельности обучающимся, а по большему счету - предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути.
4. Список используемой литературы
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им К.Д.Ушинского, 1997.
2. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.
4. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское книжное издание, 1991