Конституционное право
Место и роль как базовой отрасли.
КП– ведущая отрасль, т.к её нормы устан-ют:
осн полож-я для остал-ых отрасл. Пр: а) верх-во закона. б) суб-орд-я пр-ых актов. в) нормы КП уст-ют в каких случ-ях закон имеет обратн силу.
рег-ют наиб-ее важн-е общ-е отнош-я.
Если изм-ся нормы КП то изм-ся нормы др отраслей.
порядок принятия, опубл-ия, вступл-я в силу всех пр-ых актов.
порядок толков-ия КРФ и законов.
порядок отмены и преост-ия пр-ых актов.
Кконст-но Пр-ые нормы.
Конституционные нормы- это уст-ые гос-ом обще-обяз-ые правила поведения которые регулир-ют отнош-я вытекающ-е из основ орг-ии гр-го общ-ва, взаимо-отнош-ия гос-ва и чел-а, национально-терри-ой стр-ры гос-ва, орг-ии дей-ти его органов и основ МС.
В науке уделено мало внимания конст-ым нормам. Признаки пр-ой нормы КП: 1. Исходят от гос-ва 2. Общеобяз-ые нормы поведения 3. Носят гос-но власт-й характер. 4. Охр-ся гос-ом. 5. Закреп-сы в Дф-ых по форме актах.
Особенности: 1. Отлич-ся по своему содерж-ю. 2. Отлич-ся по источникам (КРФ, Норм-ых договорах, в реш-иях КС) 3. Отлич-ся по видам норм (нормы-принципы, нормы-правила). 4. Носят учередительный характер. 5. Особый мех-изм реализации. 6. Разнообразие S-ов . 7. особенность структуры норм КП 8. Носят комплексный характер.
Соотнош-ие норм КРФ и норм КПр. Точки зрен:
Все нормы КРФ – явл- конст-.нормами.
Не все нормы КРФ явл-ся конст-ми нормами (+ Земель Пр, Процес-е Пр и т.п.)
Общ т.зр.: 1. Конст. Нормы сост осн часть КПр. 2. Конст нормы по своему содерж-ю значит-о шире гос-о пр-ых норм. 3. Гос-пр-ые нормы включ-ют нормы КРФ и др. актов рег-их гос-о пр-ые отнош-ия. Классиф-ии норм:
по характеру содерж-ся в них предпис-й: 1)Управомачивающие 2)обязывающие 3) запрещающие.
По содерж-ию: 1)Основы конст-го строя 2) гос. Устр-ва 3)Сис-ма орг-ов гос-ва 4)Осн-е пр. чел-а и гр-на. 5)оновы ОМС.
По терр-ии дейст-я: 1)Федер-ые 2)регион-е 3)муниц-ые.
По степени ДФ-ия обяз-ти предпис-ия: 1) императивные(обяз-ие) 2) диспозит-ые(по соглаш-ю) 3)Альтернативные 4) Рекомен-ые
В завис-ти от выполн-ой ф-ии: 1) Пр-нанаделит-ые 2) Пр-охран-ые.
По назнач-ию в мехме пр-го регул-ия: 1) матерь-ые(уст-ют повед-ие, соверш-ие дейст-ий). 2) Процессуальные.
По степени ДФ-ти правил повед-ия: 1) конкретно-регулятивные(чётко Дф-ют правила повед-ия). 2) обще-регулят-ые.
По дейст-ю во времмяни: 1) нормы с огранич сроком дейст-ия 2) с не Дф-ым сроком.
По V-у регулир-ия: 1) Общие(регул-ют несколько видов отнош-ий) 2) Специальные (рег-ют Дф-ый вид отн-ий) 3) Исключительные.
По Юр. Силе: 1) Нормы содерж-ся в КРФ. 2) В федер-ых конст-ых законах. 3) В ФЗ. 4) в м/д-нар-ых дог-ах 5)В указах презта 6) в пост-ях палат парл-та и т.д. до муниц-го уровня.
Виды Конст-ых норм: 1.Нормы-правила 2. Нормы-принципы 3.Нормы-программы 4. Нормы-деклорации. 5. Нормы-разьясния. 6. Нормы-определ-ия.
Предмет, Развитие взглядов.
Предмет – круг общ-х отнош., рег-ых данной отр-ю.
-я т.з. Кравчук- Предмет-осущест-е власти. Широкое опред-ие.
Баглай. Предмет: 1.-Защита пр и свобод чел-ка и гр-на. 2. Устр-во гос-ва.
–я т.з. Кутафин, Козлова. – Предмет: 1. Основы конст. Строя. 2. Пр-ое полож-е чел-а и и гр-на. 3. Гос. Устр-во (Федеративное). 4. Установл-е сист-мы принципов орг-ии и дей-ти орг-ов гос-ва. 5. Основы ОМС.
Структра Конст-й нормы.
Специфика нормы: 1) в одних нормах только диспозиция 2) диспоз-ия и гипотеза 3) в др только санкция. Отличия: 1. Не связаны с мерами Уг. Адм. Гр. Дисцип. и Матерь-ой ответст-ти , а специфичны по своему содерж-ию. 2. Нормы не уст-ют ответст-ть т.к. их исполнение обесп-ся санкциями дротраслей пр.
Особенности: 1. Отлич-ся по своему содерж-ю. 2. Отлич-ся по источникам (КРФ, Норм-ых договорах, в реш-иях КС) 3. Отлич-ся по видам норм (нормы-принципы, нормы-правила). 4. Носят учередительный характер. 5. Особый мех-изм реализации. 6. Разнообразие S-ов . 7. особенность структуры норм КП 8. Носят комплексный характер.
Виды Конст-ых санкции: 1.связ-ые с досроч-ым лишением статуса гос. Органа, долж лица, общ-го обьед-ия (роспуск гос-думы, вырж-е недоверия прав-ву, инпичмент прекращ-ие дей-ти общ-го обьед-ия на сон-ии реш-ия суда) 2. Санкции связ-ые с наруш-ем и устранением К-ых пр-наруш-ий.(отмена не-К-ых актов) 3. Огранич-ие или лишение общ-го или спец-го статуса (лиш-ее неприкосн-ти и т.п.) 4. За наруш-ие парламентских процедур (предупреж-ие вытуп-го, лишение депутата пр. выст-ть на разные сроки, удал-ие из зала засед-ий).
Конст-ая ответственность.
Рассм-ся как самост-ый вид ответст-ти включ-ий в себя моральную, юр-ю и политич-ю ответст-ти; это обьясн-ся: полит-ой окраской общ-ых отнош-ийи тем что в К-ии закрепл-ы осн-ые идеологич-ие принципы, что предаёт ей Пр-ю окраску.
Источники К-ой ответст-ти: КРФ, ФКЗ, ФЗ, Акты през-та, уставы и законы S-ов РФ, Уставы и иные пр-ые акты муниц-ых образ-ий.
Основания К-ой ответст-ти: 1. Наруш-ие норм отрасл-го зако-д-ва 2.наруш-ие норм КРФ и конс пр.
Признаки юр-ой ответст-ти (К-ая отв-ть облад-ет ими): 1. Связана с наруш-ем пр-ых норм 2. Может быть связана с др видами отв-ти. В гос праве возможна отв-ть без вины.
S-ты Конст-ой отв-ти: 1.Орг-ны гос-ва (пре-т , гос дума прав-во) 2.ОМС 3.Долж-ые лица 4.Избер-комы и их члены 5.Изберблоки и их обьед-ия 6. Общ-ые обьед-ия 7.Депутаты 8.Кондидаты в депутаты 9.Уполномоченые по Пр-ам чел-а 10. Физические лица.
Особенности: 1. Многобразие S-ов 2. Санкции применяются к даже к группам лиц (избирателям). 3. Возможна ответст-ть без вины. 4. Нормы КПР уст-ют принципы юр-ой ответс-ти которая конкретиз-ся в др отраслях пр. 5. Гос отв-ть явл-ся самомт-ым видом ответст-ти, наполнена моральным политич-им содерж-ем.
Гос-но Пр-ые отнош-ия.
- Явлсся одним из видов Пр-отнош-ий обладаюфим общими чертами , присущими для пр-отнош-ий: 1. Возник-ет м/д S-ми на основе норм пр. 2. Связь порождает Дф-ые юр-е пр и обяз-ти. 3. Связь поддерж-ся принудит-ой силой гос-ва. Особенности К-ых Пр-отнош-ий: 1. Власти-отнош-ия т.к. они возник-ют по поводу осущ-ия народного,национального суверенитета и гос-ой власти. 2. Отлич-ся содерж-ем т.к В основном возник-ют по поводу основ К-го строя, пр-го статуса чел-а и гр-на. 3. Особый S-ый состав (от народа до физ-их лиц). 4. Отличаются многообразием. 5. Не все К-ые отнош-ия порожд-ся конст-ми нормами, в силутого многие нормы не влекут возникнов-ие К-ых пр-отнош-ий (принципы, правила). Гос-но-Пр-ые отнош-ия - это общ-ые отнош-я регул-ся нормами гос-го пр, содерж-ем кат-ых явл-ся связь м/д S-ми в форме взаимных пр иобяз-ей уст-ых пр-ой нормой. Виды К-ых отнош-ий: 1. По содерж-ию: К-ый строй, статус чел-а, гос. Устр-во, орг-ия и дей-ть орг-ов гос-ва и ОМС 2.По целевому назначению: Пр-установит-ые и пр-охр-ые. 3. По назнач-ию: матерь-ые, процессуальные. 4. По фоме: пр-ое сост-ие и пр-отнош-ие в собств смысле. 5. В завис-ти от вр-ни дейст-ия: пост-ые и временные. 6. По степени конкретизации отношений: обще-регулятивные, относительные, абсолютные. 7. По характеру обяз-ей: активные и пассивные.
Субъекты государственного пр-отнош-ия.
- это участники пр-отношений м/д каторыми возникают юр-ие пр и обяз-ти.
Группы S-ов: 1. Физич-е лица (гр-не РФ, иностр-е гр-не, беженцы, вынужд-е переселенцы, полит-эмигранты). 2. Савокупность людей: а)ассоциированая (общ-ые объединения, избир-е объед-я и блоки, инициативные группы гр-ан, полит-е объединения). б) неассоциированная – народ, нация, нац-е меньшинства, насел-ие S-ов и муниц-ых обр-ий, собрания граж-ан, сельские сходы. 3. Территор-ые объед-ия (гос-ва, S-ты РФ, Админ-но-территор-ые единицы, избир-ые округа и участки). 4. Органы гос-ва. 5. Внешне-руковод-ие и вспомогательные органы гос-ва (сове госдумы, коммитеты и коммисии закон-дат-ой власти, коммисии комитеты , помошники советники при през-те). 6. ОМС, представ-ые органы МС, главы муниц-ых обр-ий и исполнительные органы МС, органы террито-го общ-го самоуправл-ия. 7. Полномоченые представители, их объединения (депутаты, кондидаты, их доверенные лица, помошники, представители).
Объекты К-пр-ых отнош-ий.
Это явления соц-ой дейст-ти по поводу каторых возникают взаимо-отнош-ия.
1-я т.зр.: Объекты К-ых Пр-отн-ий – это основы К-ых строя, пр-ое положение чел-а и гр-на, гос. Устройства и органов гос-ва(т.е то что явл-ся предметом конст-го пр).
2-я т.зр.: Объекты- это Пр-а и свободы, власть , суверенитет, территория, а так же действия и события явл-ся основой для возникновения общ-ых отношений.
Право полит-го убежища.
Этим пр может польз-ся любой чел-ек каторого преследуют за его убеждения, или за действия или бездействия не признаваемые в РФ преступлением это закреплено во всеобщей деклорации пр чел-а. Могут выдоваться лица обвиняемые в совершении прест-ия, или осужденых для отбывания наказания в др странах, это возможно на основе ФЗ(которого нет) или на основн м/д народных договоров. В целом законодательством этот ?-ос не урегулирован и из-за этого происходит много недоразумений.
Пр-ой статус беженцев и вынужденых переселенцев.
Беженцы – это лица не имеющие граж-ва РФ, но прибывшие или желающие прибыть на террит-ию РФ. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гр-ой принадлежностью из опасений стать жертвой преследований по признаку: рассы, национальности и т. д. Беженцем не может стать лицо совершившее прест-ие против мира и человечности, военное праст-ие, или др неполитическое прест-ие.
Статус беженца: позволяет работать по найму или заниматься предприниматель-ой дей-тью , преобретать в собств-ть недвиж-ое им-во(на условиях иностр граждан) , ходатайствовать о получении граж-ва РФ. Беженец не может быть возвр-ён против его воли в страну каторую он покинул, но при Дф-ых условиях он теряет статус беженца(при получении гражд-ва РФ, выезде за пределы РФ на пост-ое место жит-ва, добровольном принятии защиты гос-ва территорию кат-го он покинул). ФМС (Фед. Мигр Служба) оказывает помощь в приёме, признании, размещении и обустройстве беж-ев.
Вынужденые Переселенцы (Вын. Пер.) – это граж-не РФ каторые вынуждены или имеют намеренье покинуть пост-ое место жит-ва на терр-ии др. гос-ва или РФ. Причиной для этого те же что и для беженцев
Местное самоуправление как основа К-го строя.
Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:
Через референдумы, выборы, собрания и сходы;
Посредством выборных и других органов местного самоуправления.
Гарантии местного самоупрвления.
Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных вопросов и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного самоуправления.
Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:
органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения
структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует:
судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления
компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти
гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ
ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
Организационная основа МС.
Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:
Представительные органы самоуправления
Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах)
Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.)
- Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления
Понятие и система МС.
Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно определить, как право местного самоуправления. Местным самоуправление называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.
Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:
обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)
управление муниципальной собственностью (ст. 132)
обеспечение развития соответствующей территории
охрана общественного порядка (ст.132)
защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)
обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах
Принципы местного самоупрвления.
К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы: 1. Соблюдение пр чел-а. 2.Принцип гос-ой поддержки. 3. Принцип экономической самостоятельности организационной самостоятельности.
Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное право. В частности оно регулирует:
выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих органов;
управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;
осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;
реализацию органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.
Финансово-Экономическая основа МС.
Экономическая основа местного самоуправления – муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Гос-во выделяют МС-ию разл-ые субсидии, дотации и разрабат-ют программы гос-ой поддержки МС.
Территориальная основа МС.
Территориальная основа местного самоуправления – это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)
Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.
Конституционно-правовой статус республики в составе РФ далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы республики определяются гос. границей республики.
Республика имеет внутреннюю границу отделяющую ее от иностранных государств.
Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Территория республики установлена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами РФ согласно КРФ (ст. 38) могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.
Принципы всеобщего, равного избирательного права.
Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления РФ являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав.(ч/з дипломатические и консульские учреждения)
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от различн S-ых признаков (пол расса и т.п.)
Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях. Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.
Исполнительные органы гос-ой власти. (ОИВ)
В системе властей эта власть организ-ет жизнь всего народа. Она вкл-ет в себя осн массу гогс служ-их, и гос органов. Её главной ф-ей явл-ся исполнение законов (по концепции разд властей). Силовые министерства Исп Вл. олицетворяют принудительную силу гос-ва. Во всех странах ОИВ обнаруживает тенденции к разбуханию гос. Аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. И тем не менее роль ОИВ во всех гос-ах велика, она особенно важна там где проводятся реформы – переход от тоталитаризма к демократии. Пост-социалистические гос-ва , включая РФ совершают этот переход сразу, провозглашая все цели Пр-го гос-ва. ИВ – это гос органы связ-ые м/д собой по гориз-ли и вертикали, осущ-ие исполн-е законов. Классификация : 1. По месту в сис-ме ОИВ: Федеральные и ОИВ S-ов РФ 2. По порядку образования: Избираемые, назначаемые, и спец-ый порядок. 3. По компетенции: Общая, отраслевая, межотраслевая. 4. По методу реш-ия ?-ов: Коллегиальные и Единоличные. 5. По способу финансированья: Бюджетные и финансир-ие по смешеному типу. Система ОИВ: Во главе ОИВ стоит Правительство, ему подчиняются – министерства, гос.коммитеты, спец.ведомства (федер-е службы, коммисии, агенства и фед.надзоры).
Конст-о пр-ой статус Совета Федерации
СТАТУС
Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с принятием новой Конституции.
Ныне действующий Совет Федерации в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу 13 декабря 1995, сформирован 23 января 1996 из руководителей регионов по дол жности. Срок полномочий палаты в целом не ограничен, а срок полномочий каждого из ее членов определяется сроком нахождения его во главе своего региона.
В обиходе Совет Федерации иногда именуют сенатом, а членов Совета Федерации - сенаторами.
СОСТАВ
К моменту формирования Совета Федерации 23 января 1996 в России были 47 невыборных губернаторских должностей. К концу установленного законом срока проведения сплошных выборов их осталось 6, а к 19 октября 1997 выборы состоялись везде.
Единого срока полномочий члена Совета Федерации не существует. Состав палаты меняется постепенно, по мере смены руководства в субъектах Федерации после очередных выборов. Срок полномочий выборных органов власти и глав администраций не может превышать 5 лет (существуют отступления от закона: например, президент Калмыкии избран на 7-летний срок). Количество сроков для одного лица федеральными законами пока не ограничено.
Не установлены и сроки полномочий руководства палаты - председателя и замов.
Правительство РФ.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Правительство РФ по Конституции состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Существовала также категория должностей, "приравненных по статусу к федеральному министру" (в том числе директор ФСБ и председатель Госкомимущества, входящие в Президиум Правительства).
Президент лично курирует министерства, которые "подведомственны ему по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ". Истолкование того, какие именно министерства ему подведомственны, берет на себя сам Президент, и в настоящее время таковыми считаются МИД, МВД, Минобороны, а с декабря 1997 - и Минюст.
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры - Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы.
Члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Президент может отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, по инициативе самого Правительства, или по инициативе Государственной Думы. Решение об отставке Правительства во всех случаях принимается Президентом. В случае двухкратного вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент обязан либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу.
Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политки государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.
Конст-Пр-ой статус Президента РФ.
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Формы участия населения в осущ-ии МС.
Население само Дф-ет систему МС , модель, название органов могут быть разными. Непосредст-ая демократия выраж-ся в выборах, референдумах, отзывах , обращениях и в Террит-ых Общ-ых огр-ах самоупр-ия (ОТОС на уровне улицы, дома и т.п.). В соот-ии с законом должен быть выборный (представительный) орган; если его нет то ?-ы реш-ся сходами граж-ан.
Организация гос власти в S-ах.
Созд-ие мех-ма власти в S-ах РФ относ-ся к числу ?-ов основы Кат-ых треб-ют закрепл-ия на К-ом уровне как Федер-ом, так и на региональном. Гос-ая власть в S-ах осущ-ют образуемые S-ми орг-ы гос-ой власти. Перечнь конкретных орг-ов S-ов в К-ии не закреплён, но ситема орг-ов гос. Власти должна соотв-ать республиканской форме правления и принципам пр-го гос-ва. КРФ закрепляет:
федеральные ОИВ для осущ-ия своих полномочий могут создавать свои территор-ые органы и назначать соот-их долж-ых лиц.
По Дф-ым полномочиям Федер-ые органы и органы S-ов образуют единую систему исполн-ой власти в РФ
Федер-ые ОИВ могут по соглашению с орг-ми S-ов передавать им часть своих полномочий , если это не противоречит КРФ.
През-нт и правит-во обеспечивают осущест-ие полномочий федер-ой гос-ой власти по всей РФ
Сущ-ет три основные модели Суд-ой власти в S-ах.
З-д-ные (представительные) органы вл-ти в S-ах принимают К-ии (уставы),законы,бюджеты.В респ-ах, краях, областях зак-дат-ая влсть осущ-ет народное представт-во и осущ-ют законодат-ую власть. Но в вопросах компетенции и отнош-ий с ОИВ орг-ны зак-дат-ой власти разных S-ов неодинаковы. Различия касаются форм орг-ии зак-дат-го процесса и процедур рассмотр-я ?-ов.
Правовой статус S-ов.
Он ограничевается несколькими главами К-ии. Изменение кат-ых возможно только с одобрения зак-дат-ой власти не менее чем 2/3 S-ов РФ. S-ты принимают свои уставы, конст-ии, и др акты, они сами устанавл-ют своё наименование, а в случае его изменения оно вносится в соот-ю статью К-ии. Но пр-ой статус S-ов не во всём одинаков (Н-р: республики объявлены гос-ми в то время как др S-ты имеют статус гос-го образования – из этого следует ассиметричность Росийского федерализма). С помощью ФКЗ можно изменить статус S-та.. S-ты не в пр вмешиваться в компетенцию федер-ых орг-ов гос-й власти, но они учавствуют в решении этих ?-в по стедствам их представителей в Федер-ом Собрании. Федеральный закон не может вторгаться в исключ-ую сферу дей-ти S-ов РФ, но в ?-ах совместного веденья акты S-ов должны соот-ать федеральным. О разграничении предмето веденья могут заключаться договора. Договор не может изменять К-ый статус S-ов. S-ты со своей Пр-ой системой образуют подинститут К-го Пр. Пр-ой статус S-та может быть расширен путём создания в его пределах особой экономической зоны (допол-ые пр и льготы в области таможни, транзита, налогов, режима инвестиций предпринимательской дей-ти). Уставы строятся на общих принципах с К-ей. Система органов гос-ой власти устанавл-ся самостоятельно, но при наличии двух условий: 1. Сответствие основам К-го строя (раздел. властей) 2. Система органов должна строится на общих принципах организации исполнит-ых и представительных органов гос-ой власти в соот-ии с СЗ. S-ты в пр-е осущ-ть м/д-народные, и внешне-экономические в ограниченом кол-ве.
Прнятие и формы гос. Устр-ва.
- политико-территориальная организация власти, опр-ая пр-е положение региональных частей гос-ва и их взаимоотн-я с центральнои властью => гос. Устр-во опр-ет меру централизации и децентр-ии власти. ФОРМЫ гос. Устр-ва: 1. Унитарное го-во- это единое гос-во внутри кат-рого нет гос-ых образований, а есть Админ-о-территор-ые единицы, не обладающие полит-й самосто-ю 2. Федеративное гос-во – это союз гос-ых образований каждое из каторых обладает Дф-ой самостоятельностью. S-ты такого союза имеют равные права и статус. 3. Теоретически есть ещё и Конфедерация(СНГ).
Государственно правовой статус РФ.
Особенностью РФ является то, что её федерализм переживает переходный период, обретает демократические формы в сложных экономич-их и полит-их условиях отсюда незавершённость и иногда противоречивость норм Дф-их Пр-ой статус РФ и её S-ов. Ещё не приняты многие ФЗ предусмотреные КРФ. Не сложилась судебная практика по спорам окомпетенции, нет отрегулир-ой системы исполн-ой власти.
Взаимодействие правительства с органами законодат-ой и судебной власти.
Правит-во рассматривает и вносит в гос-думу проекты ФКЗ и КЗ, учавствует в законопроектной дей-ти през-та и парламента. От него исходит основно поток законопроектов. Законопректная дей-ть правит-ва осущ-ся в соот-ии с принятыми им программами ипланами. Законопрект вносится прав-ом в гос-думу с приложением док-ов, предусмотренных регламентом гос-думы. Официальные представители правительства в парламенте обосновывают необходимость приняти законов. ОИВ не имеет права внести законопроект на раасмотр-е парламента минуя правительство. МинЮст-ий явл-ся координирующим органом правит-ва при разработке законопректов.
Коснт-ый суд имеет пр на отмену актов прав-ва , если они будут признаны им неК-ми.
Предвыборная аггетация.
Кондидатам и избер-обьединениям гарантируется равный доступ к СМИ. Так же могут проводится дебаты , демонстрации, митинги. Долж-ые лица, зарег-ые кондидатами освобожд-ся от выполн-ия своих обяз-ей на время выборов. Журналистам, долж-ым лицам СМИ и работникам ГТРК запрещается учавствовать в аггетации, если они явл-ся кондидатами или их представителями. Предвыборная аггетация начинается с момента рег-ии и прекращ-ся за день до выборов. В СМИ выделяется Дф-ое эфирное время для аггетации, кроме того есть возможность преобретения дополнительного (платного) эфирного времяни.
Порядок Выдвижния и рег-ии кондидатов.
Пр выдвиж-ия принадлежит избер-ым объед-ям и блокам, а так же лицам в порядке самовыдвижения. Реш-ия о выдвижении кондидатов от избер-ых объед-ий и блоков принимаются тайным голос-ием. В их поддержку собираются подписи. Максим-е число подписей – 2% от общ числа изберателей. Кондидат не может быть уволен по инициативе админ-ии во вр проведения выборов.