Контейнерная транспортная система

станциях, имеющих специально оборудованные площадки для их хранения и обработки, согласно предписаниям для работы с соответствующими родами грузов.

Специализированные контейнеры, допускаются к размещению на одной платформе с универсальными контейнерами с соблюдением установленных соотношений нагрузки на оси платформ.

На контейнерах для перевозки опасных грузов должны быть нанесены знаки опасности в соответствии с предписаниями для грузов соответствующего класса.

Наиболее распространенными специализированными контейнерами являются рефрижераторные контейнеры для перевозки скоропортящихся грузов (эти контейнеры могут, быть снабжены холодильными установками), контейнеры-цистерны или танк-контейнеры для перевозки продовольственных жидкостей (масла, соков и др.) и опасных жидких и сжиженных грузов различных свойств и назначений, контейнеры для сыпучих грузов, снабженные загрузочными и выгрузочными люками.

Наибольшую сложность представляет перевозка специализированных контейнеров с опасными грузами. Перевозки таких грузов производятся в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов, которые наиболее полно учитывают практическую потребность грузоотправителей.

Перевозки продовольственных грузов, требующих охлаждения, вентиляции или отопления в пути следования, осуществляются по согласованию с участвующими в перевозке железными дорогами и только в тех рефрижераторных контейнерах, которые снабжены соответствующим оборудованием. Обслуживание такого оборудования в пути следования может осуществляться железной дорогой по договору с грузоотправителем.


Основные правила оформления перевозочных документов


Прием к перевозке каждого контейнера или нескольких контейнеров отправитель и железная дорога оформляют договором перевозки в пользу третьего лица – получателя, непосредственно не принимающего участия в данной процедуре.

Договор перевозки оформляется накладной, которая заполняется грузоотправителем и железной дорогой. Договор перевозки вступает в силу, когда контейнер принят станцией отправления вместе с накладной, которая содержит:

  • оригинал накладной;

  • дорожную ведомость;

  • дубликат накладной;

  • лист выдачи груза;

  • лист уведомления о прибытии.

При перевозке в международном сообщении отправитель должен указать в накладной выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран, через которые должен проследовать контейнер.

Получателем или отправителем груза может быть только одно лицо (физическое или юридическое). Не допускается внесение в накладную в графу «Получатель, почтовый адрес» данных, в которых нет наименования получателя и его почтового адреса.

Отправитель может прикрепить к накладной дополнительные листы к графам «Особые заявления отправителя» и «Документы, приложенные отправителем». При этом отправитель должен подписать все дополнительные листы и в накладной в графе «Документы, приложенные отправителем» указать количество. При перевозке контейнера во внутреннем сообщении заполнение накладной и дополнительных листов производится на русском языке, в международном – на языках: русском, немецком, китайском, и т.д. Бланки накладной с красными полосами на лицевой и оборотной сторонах у верхнего и нижнего краев предназначены для перевозок грузов большой скоростью.

Отправитель должен внести в накладную сведения о виде, категории, сокращенном наименовании дороги-собственницы или знаке владельца контейнера, номере контейнера, сведения о массе груза, собственной массе контейнера и общей массе брутто отправки, а также сведения о количестве и контрольных знаках пломб.

Грузы, перевозимые в контейнере транзитом, должны именоваться в соответствии с номенклатурой применяемого для данной перевозки тарифа.

Кроме этого наименования, в скобках можно указать наименование груза по номенклатуре внутренних тарифов, действующих на железных дорогах отправления или назначения, или два наименования по номенклатурам внутренних тарифов.

При перевозке в контейнерах (универсальных или специализированных танк-контейнерах) опасных грузов заполнение накладной имеет определенные особенности. Так, в графу «Наименование груза» отправитель должен внести дополнительно следующие данные:

  • номер опасного вещества согласно перечню ООН и код опасности (если это предписано в правилах);

  • наименование груза, точно соответствующее одному из наименований, или (если другого нет) техническое наименование вещества. Введение обобщенного наименования, например «Химикаты», «Медикаменты», или так называемого торгового наименования не допускается.

Если опасные грузы с различными физико-химическими свойствами перевозятся в одном контейнере (универсальном) по одной накладной, то масса каждого груза должна указываться отдельно.

При перевозке грузов в рефрижераторных контейнерах к накладной в качестве сопроводительного документа отправитель должен приложить сертификат или спецификацию о качестве скоропортящегося груза, который относится только к данному скоропортящемуся грузу и данной накладной. Одновременно при перевозке мяса, изделий из него, масла, животных жиров и других грузов, подлежащих ветеринарно-санитарному контролю, отправитель должен приложить ветеринарный сертификат, а при перевозке свежих фруктов, овощей и живых растений – и фитосанитарный сертификат, выдаваемый компетентными органами. Если хотя бы в одной из стран, железные дороги которой участвуют в перевозке данного груза, требуется гигиенический сертификат, то отправитель должен в установленном порядке приложить его к накладной.

В накладной в графе «Особые заявления отправителя» отправитель указывает необходимые меры защиты и температурный режим перевозки на весь путь следования.

Температурный режим указывается в виде интервала температур с учетом технических возможностей контейнера по его обеспечению. Если в накладной таких указаний отправителя не имеется, то считается, что при перевозке данного скоропортящегося груза нет необходимости в применении мер защиты груза.


Сроки доставки контейнеров


Срок доставки груза (контейнера) определяется на весь путь следования исходя из следующих норм:

  • для грузов, следующих большой скоростью на каждые начальные 320 тарифных километров в пределах каждой железной дороги, участвующей в перевозке, - 1 сутки;

  • для грузов, следующих малой скоростью на каждые начальные 200 тарифных километров, - 1 сутки.

Течение срока доставки груза начинается с 0-00 ч дня, следующего за днем, в который приняты к перевозке контейнер и накладная, за исключением тех случаев, когда контейнер принят с предварительным до отправки хранением.

О дне погрузки контейнера в накладной должна быть сделана отметка.

При перевозке контейнеров в вагоны другой колеи или перестановке на колесные пары другой колеи, а также при паромной переправе вагонов срок доставки удлиняется на 2 суток.

Срок доставки удлиняется для выполнения таможенных правил и контрольных операций, если установлено нарушение грузоотправителем требуемых правил предъявления груза, а также в случае стихийных факторов, о которых ставятся в известность все железные дороги.

Срок доставки считается выполненным, если контейнер прибыл на станцию назначения до истечения срока доставки и был передан в распоряжение получателя, о чем железная дорога уведомляет получателя.

Порядок уведомления определяется внутренними правилами железных дорог.


Автоматизация управления контейнерными перевозками


На начальной стадии автоматизации процесса управления контейнерными перевозками была разработана АСУ «Контейнер», которая представляет собой комплекс технических средств, методов, машинных программ и носителей информации, обеспечивающих сбор информации о состоянии контейнерных перевозок, анализ информации и выдачу персоналу управления результатов анализа, а также рекомендаций по наиболее рациональной организации перевозочного процесса.

Следующим, более высоким уровнем АСУ «Контейнер», явилось создание системы ДИСКОН, позволяющей отслеживать дислокацию контейнерного парка.

Информационные потоки в автоматизированной системе управления контейнерными перевозками подразделяются на следующие виды: оперативная информация (погрузка, выгрузка и сортировка контейнеров, их простои и др.); на уровне дороги и ОАО РЖД оперативная учетная информация формируется в виде диспетчерского доклада и сводных ведомостей о выполнении плана и технических норм; отчетная информация (формы с КЭО-1 до КЭО-7) передается с нижнего уровня на верхний; информация по запросам (о месте нахождения контейнера и др.); планы и технические нормы; оперативные управляющие воздействия, вырабатываемые на основе анализа данных оперативного учета и отчетности; управление технологическими процессами главным образом внутри контейнерного пункта – сведения о работе погрузочно-разгрузочных машин и др.; взаимодействие с другими видами транспорта, иностранными дорогами, отправителями и получателями грузов.

Источниками первичной информации являются:

  • общетранспортные документы (натурный лист поезда, вагонный лист, комплект перевозочных документов);

  • наряды на завоз и вывоз, передаточные ведомости, акты приемки из ремонта и др.;

  • сведения, получаемые при выполнении операций с контейнерами (например, о месте расположения контейнеров на площадке, времени выполнения операций, состоянии контейнеров).


Одной из задач ДИСКОН является задача слежения за дислокацией и продвижением транзитных крупнотоннажных контейнеров через территорию России между Японией и Западной Европой. Способ слежения за транзитными контейнерами основан, на одноразовом вводе информации о каждом из них с последующей корректировкой его состояния или местоположения. Ключевой признак для слежения за перемещением контейнеров – номер вагона и индекс контейнерного поезда. Это позволяет включать в систему контроля и все другие крупнотоннажные контейнеры.

ДИСКОН выполняет информационно-справочные функции связанные с контролем за продвижением контейнеров, информационное обеспечение транспортно-экспедиционных организаций, станций и портов.

Продвижение групп и отдельных вагонов с транзитными контейнерами на всем пути следования контролируется с помощью существующей системы обработки натурных листов в ДВЦ, а вагонов, следующих в специальных контейнерных поездах, - по станции о прохождении поездами стыковых пунктов и сортировочных станций. Для этой цели откорректированы типовые комплексы программ автоматизации текущего планирования работ сортировочных станций, а также программы обработки натурных листов на поезда.

Необходимая для контроля за продвижением транзитных контейнеров информация выделяется из общего массива по трем признакам:

  • типу (номеру) вагона;

  • отметке в натурном листе о числе контейнеров на вагоне;

  • шифру станции назначения (индексу поезда – для контейнерных маршрутов).

Система ДИСКОН выдает следующие информационные данные: количество контейнеров, перегруженных на каждой станции или в порту за любой установленный период времени, общее число транзитных контейнеров, находящихся на дорогах России, сроки их продвижения по дорогам, число задержанных в пути следования контейнеров, время нахождения их в процессе перевозки, прогноз транзитных контейнеров на пункты перегрузки.


Техническое нормирование работы контейнерного парка


Показатели и нормы работы контейнерного парка подразделяются на две основные группы.

К первой группе показателей относятся объемы погрузки и выгрузки, приема и сдачи контейнеров, количество вагонов, загруженных ими, а также инвентарный, наличный и рабочий парки контейнеров, автомобилей и погрузочно-разгрузочных машин.

Вторая группа показателей содержит данные об использовании грузоподъемности контейнеров и вагонов, занятых их перевозками, обороте контейнера с выделением времени нахождения под транспортно-экспедиционными операциями, простоя контейнеров на обменных пунктах, на подъездных путях и под сортировкой, о среднесуточном пробеге контейнера и вагона, а также показатели вспомогательной работы контейнеров – коэффициенты порожнего пробега и переработки порожних контейнеров на контейнерных пунктах.

На всех контейнерных пунктах в оперативных планах их работы на декаду (неделю) и сутки (с разбивкой по сменам) целесообразно применять следующие показатели:

Количественные:

  • отправление грузов в тоннах и в контейнерах;

  • погрузка и выгрузка в контейнерах (груженых и порожних);

  • прием и сдача на другие виды транспорта и приема от них в контейнерах;

Качественные:

  • статическая нагрузка отправляемых контейнеров (средняя, по отдельным грузам и типам контейнеров) в тоннах;

  • время нахождения контейнеров под операциями контейнерного пункта, включая транспортно-экспедиционные операции;

  • простой подвижного состава под погрузкой-выгрузкой контейнеров;

  • численность технических средств – суточный рабочий парк контейнеров, суточный рабочий парк подвижного состава;

  • парк погрузочно-разгрузочных машин по типам и грузоподъемности в единицах;

  • резервы контейнеров и подвижного состава в единицах в сутки.