Шесть стилей жизни
видите, Леонардо знал, что красота — понятие математическое». На стене действительно висел подлинный Леонардо да Винчи. «Больше быть, чем казаться » — для представителя элиты это нечто само собой разумеющееся. У этого человека не было автомобиля. Он ходил пешком или ездил на трамвае. Если ученый в трамвае замечал человека, который ему нравился, он направлялся к нему со словами: «Меня зовут С.. . А как Ваше имя?» Самоуважение, которым обладает элита, исключает чувство неполноценности. Человек обрел внутренний покой, он доволен жизнью. Такая установка превращает человека в тактичного заинтересованного наблюдателя. Он — ценитель, а если надо, то и эксперт. Главное для него — качество, истинное достоинство. Он разборчив в выборе людей, с которыми общается. Строг в интересах, которые поддерживает. Избирателен в предметах, которыми себя окружает.Для самоуважения и удовлетворенности необходимо качество. Но оно необходимо не только в эстетическом, но особенно — в этическом поведении. Этические качества, свойственные элитарному человеку, — это, прежде всего, справедливость, надежность и ответственность. Именно такой круг обязанностей включает в себя тезис: «положение обязывает».
Напротив, люди без соответствующего происхождения («sine nobihtate»), то есть снобы — это псевдоэлитарные пижоны. Сноб пытается изобразить из себя знатного человека. А свое высокое положение он создает внешними средствами. Снобы покупают не всегда самые лучшие, но обязательно дорогие вещи. Снобам неважно плохи или хороши вещи сами по себе, им важна известная марка, имя производителя вещей. Они надели бы на себя даже «новое платье короля», если бы на этом «ничто» стояло имя известного модельера. Они вывешивают на себя и на стены то, что считается престижным. Проще всего подражать эстетическим образцам. Научиться «тонкому» пониманию стиля можно в два счета: достаточно обратиться к антиквару. Каким должен быть возраст антикварных вещей, я узнал от одного американца. Он показывал мне свою просторную виллу, подробно описывая каждую картину, каждый стол, каждую лампу. Он рассказывал о вещах, которые я, со всеми достоинствами, видел собственными глазами, но свои комментарии к каждой вещи американец всегда заканчивал словами «... и старше 150 лет».
Представитель элиты ничего не выставляет на показ — ни своего имущества, ни образования, ни знаний, ни званий. Сноб же, наоборот, демонстрирует все возможное. Он «показушник». Его жизненный принцип: «Больше казаться, чем быть». Для видимости годится все — машина, которую можно взять напрокат, звание, которое можно купить, титул который состоит из нескольких ничего не значащих букв. В ресторане он изображает, что разбирается в хороших винах, ориентируясь при этом по ценам. На вернисажах ему всегда рады, а это для него очень важно, да и картины ему не мешают. Присутствуя на концерте, он, конечно же, знает имя известного дирижера. Он в состоянии отличить фуги Баха от марша Радецкого — по громкости звучания. При разговоре со снобом уже после нескольких фраз поражаешься, сколько же у него влиятельных и знаменитых друзей. В его элитарной позе нет реального качества, есть видимость качества. Мнимая элитарность (снобизм) — это не уважение к себе, а желание вызвать восхищение публики.
Красно-желтый стиль жизни: популярность
Впервые я осознал отличия разных жизненных стилей очень давно. Тогда я был в одном местечке для отдыха. Как-то мы сидели с одним режиссером на рыночной площади. К нам подошел известный эстрадный певец. «Роберт, твой фильм об известном X — это фантастика!» — начал певец. — Ты непременно должен снять фильм обо мне». «Ты — последний, о ком я возьмусь делать фильм», — последовал откровенный ответ. Мастер шлягера настаивал: «Роберт, меня знает каждый. Я популярен. Если же ты снимешь обо мне фильм, я стану очень известным, а я хочу стать очень известным». Ни сам певец, ни его песни не были в моем вкусе, но меня удивила точность, с которой он подбирал слова и честная оценка своего имиджа. Благодаря этому певцу я задумался: что же такое — популярный, известный, знаменитый? И что означают другие общественные статусы и соответствующие им жизненные стили? Многие из тех, кто хочет стать популярным, не могут даже надеяться на то, что у кого-то о них сложится слишком высокое мнение. Если официант или барменша называет таких «неизвестных знаменитостей» по имени, это для них уже бальзам на сердце.
А вот тот, кто стремится к настоящей популярности, должен приложить большие усилия. Он участвует в работе какого-нибудь союза или партии, потому что его коллеги делают это. А чтобы стать еще более известным, он взваливает на себя обязанности корпоративного казначея, или какую-нибудь массовую работу, потому что надо постоянно быть на виду. Если он замечает, что хотя с ним и здороваются, но многие не знают его по имени, то такое унижение возбуждает в нем еще большее рвение. Стать президентом и зваться в будущем «Господин Майер, наш президент» — вот в чем жаждущий популярности видит воплощение своей мечты. Он внимательно читает газеты, чтобы позаимствовать какое-либо новшество.
Если его провозгласят «нашим предприимчивым президентом», он будет счастлив, потому что это знак прогрессивной персоны. При участии в работе какого-то союза, партии или секты главное для него — развитие, будущее, потому что развитие — это одновременно и увеличение его популярности. Такого человека, в принципе, можно причислить к прогрессивным. К умеренно прогрессивным, разумеется. Другое отношение было бы несправедливым.
С некоторой оговоркой такого прогрессиста можно причислить к элите. Но это — не сведущий в специальных областях эксперт, он — только выразитель (или даже транслятор) популярных мнений. Ему достаточно быть глашатаем, чтобы получать аплодисменты. Он участвует во всем и бывает везде, где его должны знать. В зависимости от веселости или серьезности момента, у него всегда наготове обычные джинсы индивидуалиста или реакционный фрак. Но на все случаи жизни у него готова эффектная речь без всякого содержания, выступление ни о чем.
Скрытой мотивацией всех этих поступков служат два ослабленных чувства себя, от которых он хочет избавиться с помощью популярности. Первое — боязнь быть отвергнутым, страх потерянности. Второе — слабая уверенность в себе, боязнь не добиться признания. Тот, кто добился популярности, уже не чувствует себя потерянным, он может вообразить себе, что добился признания. Но это всего лишь приукрашенная фантазия. Чаще всего к такой цели стремятся не воистину элитарные личности, а знаменитости.
Зелено-желтый стиль жизни: знаменитости
У стиля жизни знаменитостей нет никаких внешних отличительных признаков. Их характерной чертой является жизненная установка, поднимающая на ту ступеньку, которую они занимают на общественной лестнице. Но нам необходимо уяснить, что же означает понятие «знаменитость», и что отличает ее от популярности, элитарности и могущественности. Я полагаю так: «знаменитость» занимает место между положением «быть могущественным» и «быть элитарным». А по отношению к «популярности» все три состояния расположены выше.
Нельзя ответить на вопрос, что такое знаменитость, не определив различия между понятиями «известность» и «знаменитость». Дикторы телевидения или даже популярные ведущие телевизионных программ — люди известные, но не знаменитые. Бульварная журналистика, которая держится на преувеличениях и фальсификациях, любого вездесущего сочинителя может возвести в ранг знаменитости, чтобы извлечь выгоду из его публичности. Потом, когда сочинитель покинет свой искусственно сооруженный трон, затраты на искусственную знаменитость будут оправданы. Для настоящих же знаменитостей представители средств массовой информации — просто корреспонденты.
Если подумать, то можно представить себе, каков стиль жизни Папы Римского. Есть знаменитые художники, ведущие самобытный образ жизни, есть другие знаменитости, которые живут в обычном окружении. Нобелевский лауреат, — безусловно, знаменитая личность, но нобелевский лауреат не стремится перенести свою частную жизнь на страницы светских журналов. Кого-то из знаменитых людей привозят в черном лимузине, а кто-то приедет туда же на велосипеде. Один может жить во дворце, а другой спать на раскладушке в лаборатории. Нет обязательных внешних проявлений, типичных для стиля жизни знаменитых людей.
Что делает человека знаменитой личностью? Что объединяет крупного ученого, великого мыслителя, видного государственного деятеля, прославленного художника , почитаемого церковного деятеля? Чем человек может быть знаменит?
У меня есть друг Рольф, который всегда попадает в самую точку, поэтому я и спросил у него, что он понимает под словом «знаменитый». Он нашелся: «Знаменит тот, кто открывает новые масштабы». Это и есть то, что относится ко всем, кого я считаю знаменитым. Это люди, которые в наше время благодаря своей образцовой убежденности осуществили большие свершения. В ряду выдающихся и знаменитых людей — Мартин Лютер Кинг, Альберт Эйнштейн, Горбачев, Пикассо, Папа Иоанн XXIII. Присвоение ранга «знаменитый» делает честь обществу, когда этот ранг присваивается обдуманно, по реальным выдающимся достижениям личности.
Если же лейбл знаменитости приклеивают на словоохотливого политика, на набитый денежный мешок, или на полногрудую обнаженную кинозвезду, то это напоминает позолоченную жесть.
Свое величие знаменитости не получают в колыбели. Чтобы достичь величия, необходима мотивация. Сначала функцию такого мотива выполняет личное тщеславие или стремление превзойти кого-то. Знаменитости такого рода, чтобы добиться своего, часто действуют согласно учениям и даже догмам. Те же, в ком живет стремление, что-то понять и правильно действовать, достигают зрелости через напряженное критическое внимание к действительности. У таких людей вместо эгоцентрического тщеславия на первый план выходит создание гармонии, социальное, научное или художественное творчество.
Те, кого общество делает своим избранником в знаменитости, несут перед ним многогранную ответственность. Поэтому общество таит обиду на знаменитых людей, если они оказываются вовлеченными в те же интриги, что и обыкновенные люди.
Сине-красный стиль жизни: общительность
Кто хочет быть общительным, тот не смог бы быть знаменитым. Дистанцированность знаменитостей от публики вызвала бы у него неудовольствие. Счастье общительного человека в общении со множеством людей. Стиль жизни общительного людей человека не притягивает к себе общественного внимания, потому что он кажется вполне обычным. Особенно — в сравнении со стилем жизни могущественных, элитарных и знаменитых людей.
Тем не менее, существуют такие чувства себя, которые побуждают человека к общительному образу жизни. Общительные люди пытаются простым, даже простейшим способом добиться небольшого воздействия и тем самым немного укрепить уверенность в собственных силах. Просто находясь в обществе других людей, они получают ощущение хоть какой-то защищенности. Это приносит им удовлетворение. Самый незначительный повод пережить чувство защищенности, самое слабое подтверждение этого чувства удовлетворяет младенца. Эти две потребности — немного действия и при этом значительное чувство удовлетворенности, вот что характеризует по-детски приветливый стиль жизни общительных людей.
Потребность в общении можно удовлетворить в разных местах: поболтав на лестничной клетке, поговорив о политике за столом в пивной, на эмансипированной вечеринке, или на встрече в клубе.
Общительные люди не только миролюбивы, они еще и очень интересны. Они искренне смеются, если кто-то, рассказывая старый анекдот, не упустил его суть. Для общительности характерна еще и регулярность. Из года в год планируются встречи в привычной обстановке: совместный обед, совместное путешествие. Дата и место встречи остаются при этом неизменными. Если появляется новичок — аплодируют, если кто-то уходит — печалятся. По-мужски похлопать по плечу или взять под руку по-женски, — все это усиливает чувство привязанности. Она ценится очень высоко, но до тех пор, пока не переходит на личности.
Общительные люди ведут себя не только прилично, но и приятно. Прилично и приятно выглядит и обстановка у них дома. Свечи и зеленые растения, сувениры и семейные альбомы — непременные элементы домашней обстановки общительных людей. Они никогда не одеваются по последней моде, скорее — в соответствии с современным вкусом.
Чтобы преодолеть недостачу уверенности в себе и неудовлетворенность, они проявляют то, что проповедуется как добродетель — непритязательную скромность. Кто, напротив, обладает достаточной уверенностью в себе и полной удовлетворенностью, тот будет чувствовать себя хорошо, проявляя взыскательную скромность.
Общительный стиль жизни, который кажется слишком нормальным, по сути является усредненным стилем. И все же надо радоваться, если сниженная уверенность в себе и неудовлетворенность компенсируются общительностью, а не трансформируются в агрессивность.