Основные черты конституций в странах Запада

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МИД РФ

Кафедра Государственного права

Курсовая работа

Тема: Основные черты конституций в странах Запада.

Студента II курса факультетаМП 1-ой академ. группы ВасильеваП.И.

Научный руководитель

Резник А.В.

Москва, 1994 г.

                                              план

I. ВВЕДЕНИЕ

   1. Важность проблемы.

   а) Конституция - основной закон государства.

   - принципы, закрепляемые в Конституции;

   - верховенство Конституции над всеми остальными государственными
            актами;

   2. Актуальность проблемы.

   а) необходимость изучения опыта западных государств для создания работающего национального конституционного механизма;

   б)изменение отношения к странам Запада => возможность сотрудничества в конституционной и парламентской сферах;

   3. Историография вопроса.

   а) советская позиция: на Западе Конституция, являясь в теории надклассовым документом, на деле существует лишь в интересах господствующего класса буржуазии и служит инструментом  в ее борьбе против рабочего класса;

   а)западная позиция: Конституция - единственно возможный всеобъемлющий регулятор общественных отношений, надклассовый документ, устанавливающий равенство всех граждан страны.

   4. Рассматриваемые Конституции.

   а) Конституция США;

   б) Конституционные акты Великобритании;

   в) Конституция Франции;

   г) Основной закон ФРГ;

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

   1. Конституция США.

   а) права и свободы граждан;

   б) институты государственной власти;

   в) избирательная система;

   г) порядок изменения Конституции.

   2. Конституционные акты Великобритании.

   а) права и свободы...;

   ...

   г) ... Конституции.

   3. Конституция Франции.

   а) ... г).

   4. Основной закон ФРГ.

   а) ... г).

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   1. Тенденции развития конституционализма на Западе.

   а)основное внимание - расширение количества и гарантий прав человека (концепция "естественных прав");

   б) усиление исполнительной ветви власти;

   в) институционализация политических партий;

   г) тенденция интернационализации в конституционном праве.

   2. Роль Конституции в западных государствах.

   а) гарант соблюдения прав человека и гражданина;

   б) регулятор общественных отношений;

   в) регламентирует порядок формирования, деятельности, компетенции и взаимоотношений между основными государственными институтами власти.


 введение

   Несмотря на кажущуюся "похожесть" образа жизни в т.н. западных странах, все они имеют индивидуальные черты во внутреннем строении как конституционной системы, так и, как следствие, системы государственных органов и иных институтов, определяемых конституциями. Так, парламенты в большинстве этих стран являются двухпалатными, однако разный порядок выборов и работы этих представительных учреждений делают весьма различной их роль. Соответственно и Конституция, являясь основным законом для государства, несет на себе различный отпечаток исторических условий, соотношения политических сил на момент ее принятия, тенденций развития государственности и влияния основных политических партий в процессе изменений.

В настоящее время все Конституции состоят из нескольких разделов, главнейшим из которых несомненно является раздел, содержащий перечисление и гарантии прав и свобод человека. Эволюция конституционно-правовой теории в последние двадцать лет привела к тому, что абсолютно все вновь появившиеся доктрины закрепили приоритет прав человека и гражданина над всеми остальными элементами конституции_. Кроме того, как правило конституция закрепляет основы государственной системы, а именно: форму государственного устройства, форму правления взаимоотношения и компетенцию высших государственных органов, а также основы судебной системы и принципы избирательного права.

Важнейшим принципом (и признаком) самой конституции как нормативного акта является ее верховенство над любыми актами, издаваемыми каждой из ветвей власти. На практике этот принцип исполняется следующим образом: в случае признания органом, осуществляющим конституционный надзор, закона или иного акта не соответствующим Конституции, этот акт либо автоматически считается недействительным, либо на него запрещается ссылаться в ходе судебного заседания, т.е. применять.

Огромная роль конституции проявляется в ее надклассовом характере. Это означает, что являясь важнейшим государственным документом, конституция кроме того делает всех изначально равными и обладающими одинаковыми правами и обязанностями. В процессе своей эволюции конституция прошла долгий путь от наделения правами относительно небольшой группы населения, соответствующей многим цензам до отмены всех цензов (кроме возрастного) как таковых_.

Несомненно накопленный опыт государств Запада может дать много рационального и полезного в построении Российского основного закона, который будучи принят, тем не менее нуждается в дальнейшей доработке. Было бы ошибкой сказать, что он во-многом отличается от сравнительно новых конституций некоторых западных стран, однако до его совершенства еще далеко. На современном этапе основной тенденцией в развитии международного права является его унификация. Это направление в меньшей степени присуще конституционному праву, которое общепризнано  относят к внутренней сфере законодательства. Однако, некоторые негласные международные стандарты существуют и здесь.

В сфере конституционного строительства открываются широкие возможности для сотрудничества законодателей различных стран в целях расширения контактов между гражданами и участия в международных связях национальных организаций.

В прошлом абсолютно все западные конституции рассматривались исключительно с позиций полного и абсолютного отрицания. Отсутствие во всех конституциях упоминания о "диктатуре буржуазии" считалось еще одной уловкой международного империализма, маскировкой истинной сущности "...машины для подавления рабочего класса"_. Ни одна из работ западных исследователей конституционализма не могла быть опубликована в СССР, если автор полностью не отрицал "прогнивший характер буржуазных конституций, да и всей западной "псевдодемократии ".

В западных странах процесс усиления роли Конституции начался еще с середины XIX века, когда происходившие буржуазно-демократические революции одним из первых своих действий осуществляли принятие Конституции, ограничивавшей власть монарха и гарантирующей определенные права гражданам. К тому времени уже существовала Конституция, на основе которой могли приниматься новые - это была Конституция США, принятая еще в 1787 году. С нее мы и начнем рассмотрение основных черт западных конституций.

основная часть

КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

В период обсуждения и принятия этой Конституции доктрины лидеров политических группировок отнюдь не совпадали. Наиболее важные из них, которые в результате и оказали влияние на текст принятой Конституции - доктрины А.Гамильтона и Т.Джефферсона. Гамильтон представлял интересы крупных промышленников Северо-Востока и поэтому отстаивал необходимость централизованного государства, способствующего развитию капиталистической системы хозяйствования. Джефферсон же, будучи выразителем идей фермерства и мелкой буржуазии, указывал на незавершенность буржуазной революции, настаивал на отмене рабства и позднее уже после принятия Конституции 1787 года был одним из инициаторов принятия Билля о правах. Джефферсон преувеличивал роль сельского хозяйства в экономике Соединенных штатов, считая его основой для накопления богатства общества, и был сторонником окончательного решения аграрного вопроса демократическим путем.

Надо отметить, что после образования США в них сохраняли свое действие английские законы, действовавшие на момент провозглашения независимости, если они не противоречили Конституции и новым законам. На основе этих норм в штатах складывались нормы общего права, порой сходные, но часто и различающиеся, т.к. уже в этот период судебный прецедент играл важную роль в праве_.

В тексте самой Конституции мы практически не найдем определенного упоминания о правах граждан. Здесь мы встретим упоминание об избирательных правах, а также о правах в области суда. Более расширенный список прав добавляет Билль о правах. В нем закрепляется право на свободу совести, свобода слова и право на обращение народа с петициями, право народа на мирные собрания, право ношения оружия_, право на скорый и беспристрастный суд и суд присяжных и ряд иных прав.

В американской правовой доктрине по вопросам прав человека действует расширительный принцип толкования Конституции, который закреплен поправкой IX, и в соответствии с ней все права, упомянутые в Конституции, не могут толковаться как отрицание или умаление иных прав, сохраняемых за народом. Более поздними поправками в соответствии с развитием прогрессивных взглядов в обществе были декларированы дополнительные права: право на судебную защиту жизни, свободы и имущества_; избирательные права для женщин_ и некоторые другие.

C самого начала своего существования Североамериканские Соединенные штаты развивались как президентская республика. Однако принцип разделения властей ("checks and balances" - сдержки и противовесы) был заложен во все проекты Конституции, которые обсуждались. Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду и др. органам.

В законодательной области полномочия палат считаются равными, однако Сенат имеет исключительное право одобрять международные договоры и утверждать назначения президентов на должности министров, послов и др. В свою очередь Палата представителей имеет некоторые привилегии в области принятия финансовых биллей.

Наиболее интересной особенностью развития США как президентской республики стало постоянное повышение значения поста президента в политической системе государства. Возможно даже сами "отцы-основатели" не предполагали, что президент будет играть столь важную роль на внутриполитической арене. По Конституции 1787 г. (ст. II, разд. 2) президент являлся главнокомандующим, он имел право заключать международные договоры с одобрения Сената, назначать американских послов и принимать иностранных, право помилования и т.д. Все это несравнимо с положением, занимаемым президентом сейчас. В настоящее время президент и его администрация практически полностью определяют и проводят внешнюю политику, да и во внутренней политике его роль превосходит роль Конгресса. Хотя в законодательной практике Соединенных Штатов нечасто случалось, чтобы президент прибегал к праву своего отлагательного вето, однако такое право за ним закреплено и преодолеть его Конгресс может, лишь повторно приняв законопроект квалифицированным большинством в 2/3 в обеих палатах. Кроме этих полномочий, установленных Конституцией, президент в соответствии с актом 1921 года несет ответственность за подготовку бюджета.

Суд в англо-саксонской системе права традиционно является если не нормотворческим органом, то уж несомненно основным институтом, которому предоставлено право толкования законов. Действительно Конституция США закрепляет за Верховным судом исключительное право толкования Конституции и действующих законов. Более того, в результате рассмотрения известного дела Marbury vs. Madison Верховный суд в решении по этому делу объявил себя полномочным объявлять неконституционными акты Конгресса, президента и штатов, т.е. самостоятельно взял в свою компетенцию осуществление конституционного надзора. Деятельность ВС в этой области весьма значительна: с 1803 по 1972 гг. им были признаны неконституционными полностью или частично 92 акта Конгресса, 796 положений конституций и законов штатов и 93 постановления муниципальных органов. За этот же период было отменено или изменено 143 своих собственных решения, что говорит о стремлении ВС США приспособить эти решения к меняющимся условиям жизни общества.

Избирательная система Соединенных Штатов является одной из наиболее стабильных и всеохватывающих. Различного рода выборы проходят в Америке практически постоянно и характеристику всей электоральной системы заслуживает отдельной работы. Если говорить об основополагающих принципах, то Конституция в ст. I разделе 2 устанавливает, что правом избирать представителей в Конгресс обладают те же граждане, которые избирают наиболее многочисленную палату в Законодательном собрании штата, т.е. отдает право определения граждан, обладающих активным избирательным правом в компетенцию штатов. К сфере избирательных прав относятся также 4 поправки (XV, XIX, XXIV и XXVI), которые последовательно расширяли круг избирателей. В настоящее время все граждане, достигшие 18-летнего возраста, могут принять участие в федеральных выборах, хотя в большинстве штатов сохраняются цензы оседлости от 1 месяца до 1 года.

Конституция США является одной из наиболее "жестких" конституций. Юридический текст Конституции может быть изменен лишь путем внесения поправок. Более чем за 200 лет действия Конституции Конгрессом была одобрена 31 поправка, а ратифицированы были 26, из которых 10 приходятся на 1789 год, а введение и отмена "сухого закона" (XVIII и XXI поправки) представляют в настоящее время лишь исторический интерес. Нельзя сказать, что на разных этапах развития государства не возникала необходимость внесения дополнительных поправок (так за 200 лет в Конгресс было внесено более пяти тысяч проектов предложений об изменении Конституции), однако сложность процедуры их принятия и ратификации привели к тому, что эти предложения не были приняты. Процесс изменения Конституции проходит в 3 этапа: 1) внесение поправок; 2) принятие поправок; 3) ратификация поправок. Согласно Конституции поправки могут быть внесены либо Конгрессом по решению 2/3 членов каждой из палат, либо специальным конвентом, созываемым Конгрессом по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Ратификация осуществляется либо 3/4 законодательных собраний штатов, либо конвентами в 3/4 штатов. Способ ратификации предлагается Конгрессом_.

КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Конституция Великобритании относится к числу так называемых "неписаных" конституций и поэтому более точным применительно к ней является термин "конституционные акты". Историческое развитие государства привело к тому, что в Великобритании нет единого акта, регулирующего важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. Источниками британской Конституции являются статутарное право, включающее парламентские законы, конституционные соглашения, и система "общего права", в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. По форме Конституция Великобритании имеет комбинированный характер и слагается из 2-х частей: писаной и неписаной.

Писаная часть не представляет какой либо упорядоченной системы. В статутарной части Конституции Великобритании наиболее важными являются следующие акты: Великая хартия Вольностей 1215 г., Habeas Corpus Act 1679 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о министрах короны 1967, 1964, и 1975 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг., Акт о местном управлении 1972 г. и многие другие. Всего таких актов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличивается. К этой же, писаной, части относятся и судебные решения, затрагивающие главным образом права и свободы граждан. Другая часть Конституции является неписаной, т.е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм это - важнейшая часть Конституции. Конституционные обычаи и "конституционные соглашения" представляют сложившиеся на практике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой. В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в Палате общин. Формально должность премьер-министра устанавливается законом, но делается это косвенным путем: Акт о министрах короны 1937 г., определяя размер жалованья министрам, указывает должность премьер министра; его положение в отношении других членов правительства определяется обычаем. Также путем "конституционного соглашения" устанавливается институт парламентской ответственности министров. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями. Конституция Великобритании относится к числу гибких. Форма этой Конституции устраняет возможность учреждения органов конституционного надзора, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты с писаными парламентскими нормами, не обладающими устойчивостью, свойственной писаным Конституциям. Тем более невозможно ставить вопрос о их соответствии конституционным соглашениям, нигде юридически не зафиксированным.

Эволюция источников британской Конституции проходит в нескольких направлениях. Так, постепенно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразия правовых норм. За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии (и аналогичная для