Стратегия древнего Китая
Бубенцов В.Ю.
Времена седой древности - 6 -2 века до нашей эры - были плодовиты на гениальные прозрения, на необычайные взлеты человеческой мысли и духа. В этот период времени творили Платон и Аристотель, и чуть позднее Архимед, определившие стиль мышления и развитие науки и техники на века вперед. В Индии было создано описание грамматики санскрита, и ныне являющееся образцом для лингвистов всего мира; Патанджали написал свою "Йога-сутру", Будда создал очередную мировую религию. Воины Александра Великого уже познакомились с крепостью "дамасской" стали индийских мечей, а жрецы одряхлевшего Египта уносили с собой в лучший мир остатки великих астрономических и технических знаний. Конфуций и его старший современник Лао-Цзы создали свои системы мировоззрения, и конфуцианство и даосизм стали определять жизнь целого региона. В этот же период времени (конец VI - начало V веков) был создан "Трактат о военном искусстве" Сунь-Цзы, продолжающий оказывать свое влияние на политику и военное дело стран Азии до настоящего времени.
Трактат Сунь-Цзы - это учение о войне и военном искусстве, подробно разработанный и представленный в виде определенной системы. Каждая глава представляет собой описание определенного раздела учения. Между всеми главами существует четкая внутренняя взаимосвязь, соотношение, при котором, поместив базовое описание какого - либо принципа в том или ином месте, автор раскрывает его полностью через дополнительные мысли в остальных главах. Таким образом, вся система представляет собою полное проникновение и взаимообусловленность всех основных положений и выстроена на определенной философской концепции, а именно на учении о пяти стихиях, и на диалектике "Книги перемен" "Си цы-чжуань".
Рассмотрим в общих чертах систему Сунь-Цзы - систему решения задач в экстремальных условиях.
Война - это борьба за выгоду. Но, в отличие от постоянной борьбы за выгоду - за существование - в мире, война есть крайнее проявление этой борьбы. И как всякая крайность, она хуже, чем борьба другими средствами. Поэтому делается акцент на том, что "сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую армию, не сражаясь" (Сунь-Цзы, III, 1). "…погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут. Поэтому просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее. Это и есть путь, на котором сохраняешь и государство, и армию в целости" (Сунь-Цзы, XII, 5).
Сунь-Цзы выстраивает свое описание относительно крупномасштабной войны. Для примера он описывает экономическую ситуацию, вызванную ведением войны на территории противника крупной армией. "Если у тебя тысяча легких колесниц и тысяча тяжелых, сто тысяч солдат, если провиант надо отправлять за тысячу миль, то расходы внутренние и внешние, издержки на прием гостей, материал для лака и клея, снаряжение колесниц и вооружение - все это составит тысячу золотых в день. Только в таком случае можно поднять стотысячное войско. …" (Сунь-Цзы, II, 2). Главный вывод из описания - война должна быть быстрой и хорошо подготовленной: "тот, кто умеет вести войну, два раза набор не производит, три раза провианта не грузит…Поэтому у него и хватает пищи для солдат" (Сунь-Цзы, II, 7). Желательно также все тяготы войны переложить на плечи противника. " …умный полководец старается кормиться за счет противника. При этом один фунт пищи противника соответствует двадцати фунтам своей…" (Сунь-Цзы, II, 11)
Касаясь подготовки к войне, Сунь-Цзы разделяет подготовку на две части: политическую и чисто военную. Политическая подготовка - это в первую очередь достижение единомыслия внутри страны, когда "мысли народа одинаковы с мыслями правителя" (Сунь-Цзы, I, 3) Военная подготовка - это формирование армии, ее оснащение, организация, подходящее руководство и снабжение. "…Нет полководца, который не слыхал бы об этих …явлениях, но побеждает тот, кто усвоил их; тот же, кто их не усвоил, не побеждает" (Сунь-Цзы, I, 3)
Поэтому Сунь-Цзы, идеальным результатом видя завоевание без сражения, выстраивает такую последовательность борьбы с противником в порядке убывания предпочтений: -
разрушить планы противника; -
изолировать его от союзников, помешав договориться с ними; -
разбить войска (в случае, когда успех обеспечен); -
осаждать крепости.
Для получения наилучшего результата Сунь-Цзы предлагает укреплять страну мирным правлением, действовать на противника мудрой политикой и проводить военные мероприятия, дающие понять всю бесполезность сопротивления силе государства. "Поэтому знают, что победят в пяти случаях: побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют пользоваться и большими, и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им. Эти пять положений и есть путь знания победы" (Сунь-Цзы, III, 8).
Если все же приходится начинать войну, то это можно делать только тогда, когда есть заранее выработанный план, взвешенный так называемыми семью расчетами. Под этим подразумевается учет обстановки, соотношения сил, подготовки. Главное при этом - вести учет в сопоставлении с противником, поскольку понятие силы или слабости армии имеет смысл только по отношении к армии противника.
Как же получить такую информацию для анализа? Целая глава у Сунь-Цзы посвящена шпионажу.
Шпионы нужны для максимального облегчения тягот войны. Сунь-Цзы предлагает классификацию видов шпионов: местные, то есть местные жители; внутренние, то есть завербованные чиновники противника; шпионы смерти - агенты с заданием, с высокой вероятностью влекущим за собой их гибель; шпионы жизни - разведчики, умные, умеющие играть роль других людей, имеющие высоких друзей в стане врага и так далее; и, наконец, обратных шпионов - перевербованных агентов. Причем обратные шпионы, по мнению Сунь-Цзы, имеют особую ценность.
Опираясь на полученные сведения, делаются предварительные расчеты. Расчеты же строятся на знании, полученном от информаторов. "Пользование шпионами - самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует армия" (Сунь-Цзы, XIII, 13).
После составления плана начинается деятельность собственно полководца.
По трактовке Сунь-Цзы, полководец во время нахождения в поле полностью независим, как вообще, так и в смысле оперативной самостоятельности, что коренится в самой природе войны.
От полководца Сунь-Цзы требует следующих качеств: -
общечеловеческие: ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость. -
качества вождя: не искать славы и не уклоняться от наказаний, обладать проницательностью, совершенное знание себя и противника, знание стратегии и тактики, изменений и превращений, правил руководства массами, базирующихся на твердости и мягкости, соблюдение полной тайны по отношению к оперативному плану боевых действий, которого никто не должен знать.
Сунь-Цзы перечисляет также недостатки полководца.
Общие недостатки: пылкая храбрость, не контролируемая разумом; осторожность, превращающаяся в трусость; чрезмерная горячность; излишняя щепетильность; слепая любовь и доверчивость к людям.
Недостатки полководца как командующего армией: слабость характера; неумение оценивать своих подчиненных и размещать их на нужных постах; неумение держать порядок в армии, правильно сочетать в управлении гражданское и воинское начала; неумение оценивать противника; неумение находить нужную тактику.
Полководец должен обеспечить единство действий всей массы войска, сочетать общее состояние солдат у себя и противника с этапами кампании, быть непоколебимым, тем самым противопоставляя организованность и спокойствие своих солдат беспорядку у противника, и следить за свежестью сил армии и утомлением противника.
Как средства повышения боеспособности армии полководцу предлагается играть на ярости к противнику и жадности солдат.
Как средство автоматического сплочения армии и проявления максимального боевого духа Сунь-Цзы предлагает использовать "место смерти", ставя войско в положение фактической или кажущейся безвыходности.
Как же должен понимать полководец, что такое победа и как она достигается?
Сущность победы заключается во взаимодействии двух сторон - моей и противника. Непобедимость, то есть доведенная до совершенства оборона, - в моих руках. Возможность победить противника заключена в противнике, в его состоянии.
Помимо диалектики взаимодействия состояний двух противостоящих армий и введения понятия "формы" - то есть состояния армии, соответствующего войне (примерно как говорят о спортсмене: "Сегодня он в отличной форме", - имея в виду его потенциал), Сунь-Цзы особо выделяет довольно парадоксальный момент, связанный с победой и с отношением к ней.
"Тот, кто видит победу не более, чем прочие люди, не лучший из лучших. Когда кто-либо, сражаясь, одержит победу и в Поднебесной скажут: "хорошо", это не будет лучший из лучших.
Когда поднимают легкое перышко, это не считается большой силой…про кого в древности говорили, что он хорошо сражается, тот побеждал, когда было легко победить. Поэтому, когда хорошо сражавшийся побеждал, у него не оказывалось ни славы ума, ни подвигов мужества" (Сунь-Цзы, IV, 3-4).
Другими словами, чем лучше стратег, тем меньшими кажутся его заслуги, потому что он так сумел предвидеть развитие ситуации, что победа оказалась легкой. И это требование предрешать результат ставит знак равенства между полководцем-стратегом и мудрецом, умеющим увидеть исходную точку преобразования, в рамках следования которому потенциальное наращивание усилий позволяет получить результат без видимого напряжения.
Из чего же складывается этот потенциал, эта "форма", состояние армии, которое, словно медленно сжимаемая пружина, мгновенно распрямляется в нужный момент, ударяя по уязвимому месту противника? Этому Сунь-Цзы посвящает отдельный раздел, названный им "Мощь". В этой главе он строит своеобразную диалектику слагаемых мощи армии. И начинает рассмотрение с элементов боевого порядка. Вводя понятие подразделения, как элемента системы, характеризующегося признаком принадлежности к системе и собственной функцией, объемом, то есть строя систему отношений "система - подсистема", Сунь-Цзы рассматривает подразделение как условие существования армии как организованного целого, видит его как единство части и числа (признака части целого и признака численности этой части), как необходимый элемент для осуществления управления армией. "… управлять массами - все равно что управлять немногими: дело в частях и в числе" (Сунь-Цзы, V, 1). При наличии подразделений следующее - это их построение, упорядочения для боя. Построение - это единство формы и названия, расположения и понятия, определяющего функцию этого расположения. "Вести в бой массы - все равно что вести в бой немногих, дело в форме и названии" (Сунь-Цзы, V, 2).
Следующая категория - это бой, который представляет собой единство правильного боя и маневра, удара исподволь по незащищенному месту. Правильный бой и маневр зависят от взаимоотношений противостоящих сторон, от конкретной обстановки. "Действий в сражении только два - правильный бой и маневр, но изменений в правильном бое и маневре всех и исчислить невозможно. Правильный бой и маневр порождают друг друга, и это подобно круговращению, у которого нет конца, Кто может их исчерпать?" (Сунь-Цзы, V, 6).
Венчает этот ряд элементов удар, как единство полноты и пустоты: "Удар войска подобен тому, как если бы ударили камнем по яйцу: это есть полнота и пустота" (Сунь-Цзы, V, 4) Причем удар должен обладать следующими качествами: быть стремительным и коротким.
Вообще же сила армии слагается из оборонительной компоненты (внутренней мощи, в свою очередь состоящей из устойчивости и прочности боевых построений, привычки, позволяющей при внешнем беспорядке сохранять внутренний порядок) и внешней компоненты (наступательной мощи, мощи удара).
Но здесь же Сунь-Цзы предупреждает, что всякая категория, при ее развитии до предела, необходимо переходит в свою противоположность. Идея порядка в подразделении, доведенная до абсурда, рождает беспорядок. Переразвитие храбрости рождает трусость. Сила армии в гипертрофированном виде рождает ее слабость. И состояние армии, ее мощь, также не выражается в абсолютных показателях, а оценивается исключительно сравнением с противником.
"Тот, кто хорошо сражается, ищет все в мощи, а не требует всего от людей. Поэтому он умеет выбирать людей и ставить их соответственно их мощи.
Тот, кто ставит людей соответственно их мощи, заставляет их идти в бой так же, как катят деревья и камни. Природа деревьев и камней такова, что, когда место ровное, они лежат спокойно; когда оно покатое, они приходят в движение; когда они четырехугольны, они лежат на месте; когда они круглы, они катятся" (Сунь-Цзы, V, 11-12).
Говоря о мощи армии и о победе, Сунь-Цзы рассматривает краеугольный принцип, служащий руководством для усвоения и использования всего остального. Это - "полнота и пустота". Способы получения победы могут быть подвержены тысяче изменений, но содержание одно - удар полным у себя по пустому у противника.
Тактика "полноты и пустоты" сводится к тому, чтобы заставить противника предпринимать вынужденные действия. Это возможно, если ты будешь быстрее противника, поскольку быстрота позволяет создать ситуацию, выгодную тебе. Здесь Сунь-Цзы предлагает для воздействия на противника ряд приемов: -
Завлечение противника в желательном направлении ложной или временной выгодой; -
Помешать продвижению в нежелательном направлении угрозой вреда или препятствием; -
Утомить противника, заставить голодать; -
Организовать ложное отступление; -
Ударить в чувствительное место; -
Создать стратегическую угрозу, то есть занять позицию, заставляющую противника отказаться от наступления.
Таким образом, сформированы 5 требований общей стратегии:
1. Быстрота
2. Управление противником
3. Сохранение численного превосходства
4. Умение выбирать время и место боя
5. Знание противника, слагающееся из знания достоинств и ошибок его оперативного плана, знания законов, управляющих его действиями, знания его "жизненного места" и знания, в чем у него недостаток и в чем избыток (где оно пуст, а где полон"
Управление противником - аспект, которому Сунь-Цзы уделяет особое внимание. "…тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой" (Сунь-Цзы, VI, 1). "Уметь заставить противника самого прийти - это значит заманить его выгодой; уметь не дать противнику пройти - это значит сдержать его вредом. Поэтому можно утомить противника, даже исполненного сил; можно заставить голодать даже сытого; можно сдвинуть с места даже прочно засевшего" (Сунь-Цзы, VI, 2).
"…невозможно смоделировать войну, построить ее модель или образец (eidos), применимый во всех случаях…Ибо закрепление формы, выражение ее в рамках какой-либо парадигмы приводит к потере всего поетнциала. При невозможности смоделировать конфликт, поскольку он постоянно изменяется, нам остается только обозначить его как переменную величину: вместо того чтобы строить теорию форм, китайские мыслители разрабатывают систему различий. Иными словами, они не стремятся выделить общие, более или менее постоянные черты, а исследуют границы возможных изменений. Для них не стоит вопрос идентификации, столь важный в европейской метафизике, а скорее - вопрос инвентаризации (возможностей как ресурсов)" (Ф. Жюльен. Трактат об эффективности. Гл.11.М-Спб. 1999). (Интересно отметить, что исследованием границ возможных изменений, в частности, в строении человеческого организма, позднее много занимался Леонардо Да Винчи).
Мы не будем описывать подробно другие элементы излагаемой системы, упомянем лишь вкратце такие, как правила выбора позиции; правила наблюдения за противником в полевых условиях; топографическая и военно-стратегическая классификация местности и корректировка стратегии в зависимости от этих условий; правила ведения войны на территории противника; характерные ошибки полководца; правила ведения огневого нападения (сюда входило также использование дымовых завес; отравляющих веществ).
Не все части системы Сунь-Цзы одинаково развиты. Отдельные моменты были позднее вскрыты комментаторами. Ряд новых положений мы можем встретить в более поздних сочинениях. Но