Страхование финансовых рисков

48 суток:

78 072,666х48/30=124 916,266 (р)

Единый социальный налог: 124 916,266х0,356=44 470,191 (р)


Амортизационные отчисления в среднем за год:

(24703+25365+27508)/3=25858,666 (р)

За 1 месяц:

25858,666/12=2 154,888 (р)

За 48 суток:

2 154,888х48/30=3447,822 (р)

Проценты по кредитам в среднем за год:

(5 305 + 4 618 + 4 806)/3=4 909,666 (р)

За 1 месяц:

4 909,666/12=409,139 (р)

За 48 суток:

409,139х48/30=654,622 (р)

Таким образом, Р1 составит:

39 739,64+55 704 + 23 729,6+44 470,191+ 3447,822+654,622=167 745, 875 (р)

Дополнительные расходы Р2 включают ФОТ 2 категории, расходы по ликвидации последствий происшествия, фактические расходы на временную аренду здания и ликвидацию последствий аварии.

Подсчитываем среднемесячный ФОТ 2 категории:

(36 405 + 40 266 + 53 102)/3=43 257,666 (р)

За 48 суток:

43 257,666х48/30=69 212,266 (р)

По договору – учитываемые 35%:

69 212,266х0,35=24 224,293 (р)

Расходы по ликвидации последствий происшествия – 24%:

52 289,6х0,24=12 549,504 (р)

Фактические расходы на временную аренду здания и ликвидацию последствий аварии – 18 907 руб.

Таким образом, Р2 составит:

24 224,293 +12 549,504+18 907=55 680,797 (р)


Сумма ущерба (Пчист+Р1+Р2) равна:

39 739,64+167 745, 875+55 680,797=263 166,312 (р)

Страховое возмещение (СВ=%ответственностихСУ – БФ, где БФ – безусловная франшиза):

При франшизе 12 % (СУ=СС):

263 166,312х0,12=31579,957 (р)

Страховое возмещение составит:

0,75х263 166,312-31579,957 =165 794,777 (р)

Высчитываем страховую премию:

19,3х263 166,312 /100=50 791,098 (р)


Вышеперечисленные данные отображены в следующей таблице:



Система предельной ответственности

По фактическим результатам

Страховое возмещение, руб.

27 778,85

165 794,777

Страховая премия, руб.

18 922,299


50 791,098

Уровень страховых премий (при 1 страховом случае на 6 договоров), руб.

113 533,794

304 746,588

Уровень страховых выплат (при 1 страховом случае на 6 договоров), руб.

25%

54%

Доход страховщика, руб.

85 150,346

140 183,430


Таким образом, очевидно, что большую устойчивость в финансовом отношении имеет страховщик, использующий систему возмещения предельной ответственности. Данный страховщик более надежен в нестабильной экономике. С другой стороны, более прибыльна система по фактическим результатам. Однако эта система очень рискованна в нестабильной экономике.


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ


3.1. Анализ деятельности транснациональных страховых компаний


Способы страховой защиты на случай остановки производственного процесса вследствие пожара.

В развитых странах определение размеров страховых платежей производится квалифицированными специалистами, строго индивидуально, с учетом особенностей производства и степени возможного риска. При отсутствии таких специалистов можно принять за основу действующие тарифные ставки по добровольному страхованию имущества предприятий. Поскольку косвенные убытки в среднем на 50% превышают прямые, тарифные ставки по страхованию от простоя будут равняться тарифу по страхованию имущества, умноженному на 1,5.

Можно использовать следующую формулу:

Тпр = 1,5 х Тим /Ф,

где Тпр – тарифная ставка по страхованию предприятий от убытков на случай простоя; Тим – тарифная ставка по добровольному страхованию имущества предприятий; Ф – размер фондоотдачи на предприятии страхователя.

Страхование финансовых инвестиций.

Развитому финансовому рынку присущи многие способы страховой защиты. Один из них - регулирование государством финансового рынка. Его целью является, с одной стороны, поддержание ликвидности финансового рынка, а с другой – сохранение доверия к нему со стороны инвесторов и эмитентов. Методами такого регулирования являются:

  • лицензирование участников финансового рынка;

  • установление правил выпуска ценных бумаг;

  • введение обязанности предоставлять информацию об эмитентах ценных бумаг.

Второй способ организации страховой защиты представляет собой своеобразное самострахование инвесторов, что проявляется, в частности, в проведении операций хеджирования, когда инвестор вместе с ценной бумагой приобретает опцион на ее покупку или продажу. Взаимное страхование инвесторов проявляется и в организации системы котировок ценных бумаг на фондовой бирже. Наличие ценных бумаг той или иной компании в листинге фондовой бирже с ее заранее установленными жесткими требованиями, как правило, свидетельствует о достаточной надежности этих бумаг.

Все эти способы страховой защиты характерны тем, что они заложены в саму модель функционирования финансово рынка и осуществляются при отсутствии профессионального страховщика, который принимает на себя риски. К тому же они не дают полной гарантии от убытков.

Одним из специализированных государственных агентств, осуществляющих страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, является учрежденная в 1969 г. правительством США Корпорация частных зарубежных инвестиций (ОПИК). Она оказывает поддержку американским инвесторам в зарубежных странах по ряду программ, одной из которых является страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с такими рисками, как экспроприация или национализация, необратимость местной валюты в свободно конвертируемую, повреждение имущества или потеря прибыли в результате гражданских волнений и войн, изменение политического режима и т.п.

Деятельность ОПИК охватывает американские инвестиции в 140 развитых странах и развивающихся рыночных экономиках. Особенность системы страхования в рамках ОПИК состоит в том, что обязательной предпосылкой заключения договора с конкретным инвестором является заключение двустороннего межправительственного соглашения о содействии капиталовложениям. Так, только после подписания такого соглашения между США и Россией в 1992 г. ОПИК получила возможность участвовать в страховании некоммерческих рисков инвесторов США, осуществляющих инвестиции в России. За последние три года корпорация поддержала 125 инвестиционных проектов, которые оцениваются в $ 3 млрд., для осуществления 40 деловых проектов.

В соответствии с договором страхования, заключаемого ОПИК с американскими частными предпринимателями, ОПИК обязуется возместить страхователю понесенные им убытки в результате наступления страхового случая. После выплаты страхового возмещения к страховщику, т.е. к США в лице ОПИК, на основе принципа суброгации переходят все права и требования страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая.

Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:

  • акции, другие ценные бумаги и права участия; прямые инвестиции (например, связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства и т.д.);

  • имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.;

  • ссуды и кредиты.

Договоры заключаются на срок от 12 до 20 лет. Размер страховой суммы составляет от $ 100 млн. до $ 150 млн. на один проект и от $ 300 млн. до $ 350 млн. на одну страну, но не более 90% общей величины инвестиций. За все время деятельности ОПИК ею были застрахованы капиталовложения на сумму $ 9 млрд., что составило около 10% общих объемов американских инвестиций.

Более широкий круг страховых рисков покрывает страхование, осуществляемое в рамках подразделения страхования экспорта министерства внешней торговли и промышленности Японии. Это страхование является обязательным для любого японского экспортера. Помимо рисков, связанных с экспроприацией иностранной собственности принимающим государством, военными действиями, революциями и неконвертируемостью валюты, оно предусматривает страхование от невозможности продолжать осуществление предпринимательской деятельности, от временной приостановки этой деятельности, от приостановления проведения банковских операций. Задачей Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) является поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал.

В основу предлагаемой МАГИ системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов положен договор страхования, сторонами в котором выступают МАГИ (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь).

Агентство принимает на страхование инвестиции в основной капитал, ссуды и гарантии ссуд, выданные владельцам основного капитала, техническую помощь, контракты по оказанию услуг по менеджменту, соглашения о лицензировании и об открытии сети предприятий.

Страховыми рисками являются:

  • введение ограничений в переводе сумм прибыли за границу;

  • экспроприация имущества иностранного инвестора принимающим государством;

  • нарушение контракта, заключенного иностранным инвестором с принимающим государством;

  • военные действия и гражданские волнения.

В настоящее время МАГИ застраховало инвестиции на сумму примерно $ 2 млрд.

Страхование финансовых гарантий

В каждой из стран существуют особенности в правовом регулировании таких операций. Во Франции и Японии выдача поручительств является монополией банков, а в США выдача их банками ограничена. В Англии и Италии банки и страховые компании имеют равные возможности в этом виде бизнеса. В Германии существуют специальные агентства, которые занимаются только такими операциями, конкурируя здесь с другими финансовыми институтами. Однако чаще всего гарантии банков и страховых обществ являются равноценными.

Появление и быстрое развитие видов страхования финансовых гарантий на страховых рынках развитых стран (а в настоящее время оно обеспечивает страховой защитой операции по многим видам финансовых сделок) вызваны тем, что частные и небольшие корпоративные инвесторы зачастую не обладают достаточными знаниями для проведения собственного глубокого анализа риска инвестиционных вложений и в то же время бывают заинтересованы в инвестициях с наименьшим риском. Это и обеспечивается данным страхованием в случае, если договоры заключаются с финансово устойчивой компанией с хорошей репутацией.

Страхование муниципальных облигаций.

Уменьшение издержек заимствования для муниципалитетов и дополнительные гарантии для держателей облигаций является причиной растущей популярности страхования облигаций. Объем застрахованных выпусков резко возрос в последние годы. К середине 80-х гг. в США страхованием охватывалось более 25% всех новых выпусков муниципальных облигаций, возрастая с 1973 г. в среднем на 170% ежегодно. В 1993 г. объем застрахованных выпусков составил $ 107,45 млрд., увеличившись до 37% от суммарной номинальной стоимости новых эмиссий.

Увеличение числа компаний, страхующих риски по долговым ценным бумагам, происшедшее в начале 80-х гг., объясняется прибыльностью таких операций, поскольку страхованию муниципальных облигаций обычно предписывается так называемый стандарт «нулевых потерь». В отличие от имущественного страхования или страхования от несчастных случаев, где ожидается определенный процент убытка, исчисляемый на основе актуарных расчетов, страховщики облигаций не предусматривают потерь.


3.2. Практические мероприятия по развитию страхования финансовых рисков в России.

Возможные перспективные тенденции отечественного страхового рынка. Страхование кредитов

На настоящий момент это один из самых «проблематичных» видов страхования в России. Как правило, в других странах страхование банковских вкладов осуществляется некоммерческими страховыми компаниями или организациями совсем других фондов, специально созданными для этого. В целом, это либо профессиональные объединения банков, либо государственные органы. Но обычно это не касается коммерческих страховщиков. В принципе, это понятно и в отношении российской практики. Ситуация на отечественном рынке такова, что страховщики к этому виду не готовы, даже если бы такой вид страхования был введен. Ведь понятно, что банковский сектор на данный момент развит больше, чем страхование.

На Западе страховые компании не берут на себя банковские риски на государственном уровне. Это во многом зависит от уровня развития страхового рынка, от темпов развития экономики. Что касается России, то не очень понятны механизмы, определяющие участие страховых компаний в этом процессе. Для этого должен создаваться некий единый гарантийный фонд. В нынешних условиях нереально осуществить работу таких механизмов на конкурентной основе.

Для страхования банковских вкладов, вероятно, можно создавать единые пулы страховщиков. В России уже есть практика создания пулов - к примеру, антитеррористический пул. Однако здесь немного другие объемы страховой деятельности. Кроме того, в таких случаях более понятны механизмы страхования, более понятна статистика. В России у страховщиков практически нет опыта страхования финансовых рисков. Если таковой опыт и был, то все равно он достаточно давний и неудачный: как уже было сказано выше, в начале 1990-х годов страховались кредиты и прочие финансовые механизмы, но это был печальный опыт.

Кроме того, сами страховщики понимают, где они могут принимать активное участие, а где – нет. В тех масштабах, которые может иметь страхование частных вкладов, им тем более будет непросто, потому что емкость рисков банковского сектора намного больше емкости страхового рынка.

Страхование муниципальных облигаций в России

Сравнительно низкий страновой рейтинг России, определяю­щий низкий потолок рейтинга отечественных страховых компа­ний и банков, с одной стороны, ограничивает рынок доступных им операций страхования/гарантирования кредитного риска внутренних ценных бумаг сектором долговых обязательств эми­тентов, не имеющих кредитного рейтинга.

С другой стороны, следует отметить возможность активиза­ции операций страхования отечественных эмитентов, имеющих международный кредитный рейтинг, зарубежными страховыми компаниями и банками, характеризующимися более высоким рейтингом.

Как и за рубежом, наиболее привлекательными для страхова­ния инструментами отечественного рынка ценных бумаг явля­ются субфедеральные и муниципальные облигации. Благодаря сравнительно устойчивой налоговой базе и правительственной помощи муниципалитеты способны противостоять стихийным бедствиям, экономическим кризисам и даже финансовой безот­ветственности. Наиболее важным фактором здесь является эффективность правового регулирования эмиссии муниципальных облигаций федеральными органами власти.

Благодаря повышенной надежности именно субфедеральные и муниципальные органы власти, выступающие в качестве эмитентов ценных бумаг, станут наиболее привлекательными объектами интереса для отечественных и, возможно, зарубеж­ных страхователей. Интересными объектами для страховщиков могут стать и корпоративные облигации, гарантированные муниципальными/субфедеральными бюджетами.

Вместе с тем следует учитывать сравнительно скромные суммарные активы отечественных страховых организаций, значительно уступающие активам российских коммерческих банков. -

Преимущества в объеме активов позволят отечественным коммерческим банкам по масштабу и развитию системы гаран­тирования муниципальных облигаций опередить страховые компании. В частности, отдельные отечественные банки полу­чили международный кредитный рейтинг, а страховые компа­нии — пока нет.

С учетом особенностей отечественной системы налогообло­жения, затрудняющей эмиссию корпоративных облигаций, рас­пространение может получить практика гарантирования какой-либо частной компанией муниципальных ценных бумаг, не обеспеченных бюджетными гарантиями и обслуживаемых за счет доходов от реализуемого данной компанией инвестицион­ного проекта.

Решение проблемы снижения кредитного риска для инвесто­ров является одной из необходимых предпосылок формирова­ния находящегося пока в зачаточном состоянии рынка облига­ций местных органов власти. Уже в среднесрочной перспективе создание системы страхования/гарантирования муниципаль­ных ценных бумаг сможет способствовать выполнению этой за­дачи.

Практические мероприятия.

Вероятно, требования, направленные на увеличение капиталов страховщиков, скоро будут приняты и на законодательном уровне. Ни у кого уже не осталось сомнений, что Госдума РФ примет поправки в закон «Об организации страхового дела в РФ» (этот документ уже прошел первое чтение), в соответствии с которыми от страховых организаций потребуют увеличить уставные капиталы как минимум до 30 млн руб. к середине 2007 года. При этом у специализированных перестраховщиков уставный капитал должен быть в 4 раза выше этой базовой величины. Небольшие страховщики уже начали возмущаться. Однако, по сути им возразить нечего. Любые подвижки в их пользу — игры «в пользу бедных». Требовать увеличения финансового потенциала от страховщиков просто необходимо. Но при этом государство должно им помочь, упростив процедуру увеличения уставного капитала и установив налоговые льготы для капитализируемой прибыли.

Только быстрейшая реструктуризация рынка, заключающаяся в его капитализации и концентрации, сможет решить еще одну проблему, стоящую перед ним сегодня, — проблему конкуренции с иностранными страховыми организациями. Создавать тепличные условия для российских компаний, вводя ограничения для «иностранцев», — путь тупиковый и губительный для развития рынка.

В данной ситуации необходимо следить за выплатой налогов СК в РФ, и выполнением разумных требований по размещению резервов. Потребитель сам выберет, кому он больше доверяет — иностранному страховщику, со 100-летним опытом работы «там», но незнанием рынка «здесь», или российскому страховщику, который проигрывает по «истории», но зато знает наш рынок изнутри, а значит, и полис может более гибкий предложить, и при урегулировании убытков будет ближе к российской реальности. На наш взгляд, линия разделения должна пройти не между «иностранными» и «нашими» компаниями, а между компаниями финансово устойчивыми и компаниями, не отвечающими никаким разумным нормам (реально, а не формально). Несколько лет назад российский рынок страхования был откровенно слаб. Однако сейчас на нем есть достаточно много участников, которые при условии грамотного управления и маркетинга ни в чем не проиграют «иностранцам».

Основным барьером для инвестиций в страхование, по мнению финансового директора РОСНО, является непрозрачная отчетность российских компаний. Система отчетности, применяемая российскими страховщиками, не соответствует мировым стандартам и абсолютно непонятна для иностранных и российских инвесторов, акционеров, партнеров и клиентов компании. Она во многом формализована и ориентирована на налоговый контроль. Для того чтобы инвестор мог получать информацию, благодаря которой можно оценить объект возможных вложений, компаниям необходимо переходить на МСФО, при этом начинать переход на МСФО страховщикам необходимо уже в этом году. Государство должно поощрять переход страховых компаний на МСФО, что снимет с них нагрузку двойной отчетности. При этом, необходимо ускорить процесс повышения прозрачности на страховом рынке, объединив усилия всех важнейших участников, формирующих политику страхования.


В числе основных задач, решение которых является важным для формирования эффективной системы страхования финансовых рисков, следует отметить следующие:

1. Формирование адекватной законодательной базы, что является необходимым условием развития института страхования вообще и его максимального вовлечения в содействие экономическому развитию и росту экономики;

2. Создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за всей страховой деятельностью, что особенно важно на этапе становления национальной системы страхования;

3. Поэтапная интеграция национальной системы в международный страховой рынок, который характеризуется углублением взаимозависимости отдельных национальных рынков.

Для достижения поставленных целей и задач должна быть реализована следующая стратегия развития страхового рынка:

На первом этапе приоритет отдается развитию национальных страховых компаний, созданию налоговых стимулов и инвестиционных инструментов, а также системы государственного регулирования и надзора.

Второй этап характеризуется ростом капитализации рынка, усилением контроля за надлежащим использованием созданных стимулов, постепенной либерализацией условий деятельности иностранного капитала на национальном рынке.

Третий этап предполагает интеграцию в мировую экономику, предоставление иностранным страховым компаниям национального режима.

Необходимо проведение комплекса мер, направленных на корректировку системы страхования в разрезе осуществляемых видов страховой деятельности. При этом важно ориентироваться на международные стандарты классификации по видам страхования.

Опыт государств с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм страхования весьма эффективен для превращения сбережений населения в инвестиционный ресурс. Для этого необходимо создание предпосылок для превращения страховых компаний в крупных институциональных инвесторов.

Решение задачи вовлечения средств юридических и физических лиц в инвестиционный процесс через страхование предполагает систематические и последовательные действия государства по формированию механизма размещения резервов в инвестиционные инструменты, удовлетворяющие требованиям страховщиков с точки зрения доходности, надежности и ликвидности.

В рамках этих направлений необходимы изменения в режиме налогообложения страховых операций и создание в стране стабильного и надежного долгового и фондового рынков.

Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен в конечном счете соответствовать налоговому режиму, применяемому к инвестиционным затратам домашних хозяйств и предприятий, и являться стимулом для предприятий и граждан, побуждающим их формировать эффективную защиту от наиболее значимых рисков. При этом такой режим может быть введен только после восстановления доверия к стабильности финансовой системы страны, развития полноценного рынка государственных ценных бумаг и фондового рынка.

В рамках этого направления необходимо принятие мер по развитию доверия населения к страхованию финансовых рисков, включая усиление пруденциального надзора за компаниями, специализирующимися на этих операциях, и выработки более жестких нормативных требований к их финансовой устойчивости;

Реализация поставленных целей требует совершенствования государственного регулирования страхового рынка, которое на сегодняшний день не соответствует потенциальной роли страхового дела, по следующим направлениям:

- повышение лицензионных требований к страховым организациям, в первую очередь на этапе их создания;

- увеличение минимального размера уставного капитала до эквивалента 1 млн. долл. США, повышение требований к ликвидности средств, за счет которых формируются уставные капиталы;

- распространение сферы надзора на всех профессиональных участников страхового рынка, осуществляющих страхование (перестрахование), посредническую, актуарную, аудиторскую деятельность в области страхования, оценку страхового риска;

- создание целостной системы последовательного контроля над деятельностью профессиональных участников страхового рынка, начиная с момента их регистрации в качестве юридических лиц и до момента ликвидации (в настоящее время контроль осуществляется с момента выдачи лицензии страховщику до ее отзыва);

  • проверка статуса учредителей и квалификации руководства компаний;

  • введение жестких санкций в отношении компаний, нарушающих надзорные предписания;

  • сбор информации и проведение независимого анализа данных о состоянии рынка страхования;

- расширение полномочий надзорного органа по аккредитации профессиональных участников страхового рынка, не подлежащих лицензированию, и установлению квалификационных требований к руководителям и сотрудникам компаний - профессиональным участникам рынка.

Одной из основных проблем развития страхования финансовых рисков в регионах является выбор страховщика, поскольку практически ни одна из действующих региональных компаний не в состоянии принять на собственное удержание в полном объеме финансовые риски в масштабе целого региона. Перестрахование или сострахование рисков совместно с крупнейшими московскими или зарубежными страховщиками может привести к утечке финансовых ресурсов за пределы региона. Возможность создания мощной региональной страховой компании силами региональной администрации даже с привлечением региональных банков и рентабельных предприятий вследствие известного состояния экономики большинства областей России представляется маловероятной.

В качестве одного из возможных и достаточно просто реализуемых решений этой проблемы может быть, как было указано выше, организовано создание пулов крупнейших и платежеспособных региональных страховых компаний и московских компаний, представленных в данном регионе своими филиалами. В качестве координатора страхового пула целесообразно выбрать компанию, удовлетворяющую определенным требованиям: наличие соответствующей лицензии и соблюдение требований страхового надзора; региональная принадлежность; наличие разветвлений филиальной сети и квалифицированного персонала; значительный объем и собственного удержания по большинству рассмотренных выше единичных рисков; лидерство на региональных страховых рынках.

Анализ рейтинга крупнейших региональных страховщиков показывает, что для значительной части регионов перечисленным требованиям в наибольшей степени удовлетворяют компании Росгосстраха. Следует отметить, что для обеспечения возможности повсеместного привлечения компаний Росгосстраха к координации страховой деятельности его руководству и ряду дочерних компаний необходимо решить проблему обеспечения платежеспособности.


3.3. Разработка схем всеобщей классификации видов

СТРАХОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

Страхование непогашения кредита

Страхование доходов от производственно-хозяйственной деятельности


Страхование на случай простоев в производстве

Страхование временной прибыли


с

Страхование биржевых операций

Страхование рисков неправомерного применения финансовых санкций государственными налоговыми инспекциями

трахования финансовых рисков и личного страхования

ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Жизни, пенсий



От несчастных случаев

Медицинское

ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ


Страхование от несчастных случаев работников предприятий с особо опасными условиями труда