Социологические причины конфликта
положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.Поскольку потребности субъектов, их интересы, цели, притязания могут реализовываться нередко только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие могут принимать такие политические организации, как партии, парламентские организации, государственный аппарат, “группы давления” и т. д. Они являются выразителями воли соответствующих социальных групп и личностей. Нередко социальный конфликт принимает форму конфликта политических, этнических и других лидеров (широкие массы выходят на улицы лишь в моменты наивысшего обострения ситуации). Так, в большинстве социальных и национальных конфликтов в первые годы перестройки в нашей стране субъектами выступали исключительно представители государственных структур власти.
Такой специалист в области теории конфликтов, как Р. Дарендорф.к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:
Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.
Вторичные группы - те, кто стремится быть незамешанными непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание.
Третьи группы - силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
Следует заметить, что социальный конфликт - это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов.
Конфликт возникает не вдруг, причины его накапливаются и зреют иногда в течение довольно продолжительного времени. Конфликт - это борьба противоположных интересов, ценностей и сил. Для того чтобы противоречие переросло в конфликт, необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения.
МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА И ЕГО СТАДИИ
Каков механизм социального конфликта?
На пути перерастания противоречия в конфликт складывается своеобразное состояние, которое можно назвать предконфликтной ситуацией. Последняя непосредственно предшествует конфликту, развивается в него. Предконфликтное состояние весьма неустойчиво: незначительное, даже случайное событие может вызвать необратимые процессы, прямо ведущие к открытому конфликту. На этой стадии складывается сочетание разных обстоятельств, которые предшествуют конфликтам и часто порождают несовместимые требования. При этом удовлетворение интересов одной стороны препятствует удовлетворению интересов другой.
Важным моментом зарождения конфликта является наличие объекта, обладание которым связано с удовлетворением потребностей сторон, втягиваемых в конфликт. Тем самым он может стать причиной конфликта. Данная ситуация, как правило, осознается конфликтующими сторонами.
В предконфликтной стадии субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности, (материальные ценности, власть, информацию, связи и т.д.), предпринимают шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная стадия является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действии.
Начавшийся конфликт в процессе своего развития претерпевает определенные изменения. Это связано с тем, что отношения, складывающиеся в начале и в конце конфликта, существенно различаются: с разной степенью проявляется активность субъектов, могут возникать неожиданные повороты событий и т. д. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта.
Процесс разрастания конфликта длится до тех пор, пока не появятся первые ощутимые результаты противоборства. Эти результаты осмысливаются, анализируются субъектами конфликта. На этом начальный этап конфликта заканчивается.
Начальная стадия конфликта, как и предконфликтная стадия, имеет свое значение. На этой стадии создаются те или иные условия для вмешательства с целью преодолеть начавшийся конфликт. Каждая сторона уже столкнулась с сопротивлением противника, почувствовала его силу и может понять, как нелегко ей будет приблизиться к победе. Начало конфликта является периодом наибольших колебаний участников. Неслучайно сторонники открытых конфликтов проводят работу по поддержанию боевого духа участников, убеждая их идти до конца. Именно на этом этапе могут быть предприняты действия, которые позволят остановить открытое столкновение, прийти к компромиссному решению.
В самом конфликте действия могут быть открытыми, непосредственными или же скрытыми, опосредованными. Они могут быть физическими, психологическими, идеологическими и т. д. В них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемы и непредсказуемы, но обычно они расширяют сферу конфликта.
Итак, для наличия конфликта требуются три условия: объективно складывающаяся конфликтная ситуация, субъекты конфликтов (наличие одной только конфликтной ситуации еще недостаточно, если стороны миролюбивы) и наличие повода для конфликта, т. е. своеобразного “спускового механизма”, способствующего развитию событий.
Третьей стадией протекания социального конфликта является разрешение конфликта. Это стадия предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности.
Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение инцидента - необходимое, но недостаточное условие для погашения конфликта, ибо при определенных обстоятельствах угаснувший конфликт может вспыхнуть вновь.
Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, точнее, если будет изжита коренная причина конфликта, когда изменится установка соперников в отношении друг друга и они перестанут видеть друг в друге противников, когда изменятся требования сторон и соперник идет на уступки (но возможны и одновременно обоюдные уступки).
Разрешение конфликта может быть полное или частичное. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.
При частичном же разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства.
Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями, а именно:
своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе этого выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого анализа определяется так называемая деловая зона конфликта:
обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий. Это возможно при взаимном признании интересов каждой из сторон, для чего субъектам конфликтов необходимо освободиться от недоверия друг к другу;
совместным поиском путей преодоления конфликта. В данной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы.
Социальный конфликт внешне похож на спиралеобразные природные явления, такие как водовороты, вихри и т. д. Вполне допустимо рассматривать каждый его этап в виде витка спирали, имеющей свои подъемы и спады, напряженность и разрядку.
Так, в конфликте действительно наблюдается рост психологической напряженности. Но этот рост не может быть бесконечным. Доходя до определенной точки, он как бы замирает, после чего наступает некоторый спад напряженности. Признание такого спиралеобразного движения отношений в конфликте важно, так как позволяет находить и использовать средства регулирования данных отношений.
В социологической науке соответствующее внимание уделяется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими.
Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы не допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, так и, скажем, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы ни выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы или технологию регулирования конфликтных отношений. Этому могут способствовать следующие меры:
сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон; снизить степень социально-психологического возбуждения, чтобы воспрепятствовать появлению детонизирующих ситуаций в отношениях сторон.
Разрешение социального конфликта - дело довольно сложное. Оно может идти различными путями, использовать различные методы.
Метод избегания конфликта может выражаться в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или угрозе ухода, в избегании встреч с противником и т. д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама причина.
Метод переговоров позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.
Метод использования посредничества - примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица, а функции посредников могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).
Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, “сдавшая свои позиции”, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.
Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.
Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов.
Осмысление природы и содержания общественных конфликтов позволило ученым и практикам выработать следующие рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс разрешения конфликта:
во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержания конфликта;
стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;
необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу;
участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;
все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу.
Рациональное управление придает объективно конфликтному процессу формы, способные обеспечить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать такого же рода приобретения. Именно здесь суть управления конфликтом.
Первым действием по управлению конфликтом следует считать его институционализацию. При институционализированном (протекающем в пределах установленных норм и правил) конфликте последний становится как минимум предсказуемым. Неинституциализированный же конфликт характеризуется отсутствием каких-либо принципов или правили, чаще всего представляет собой стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства. Но говоря об институционализации, невозможно отклониться от вопроса насколько хороши или плохи эти нормы и правила, выступающие в форме законов, указов, меморандумов, протоколов о взаимопонимании и даже обычных устных договоренностей. То есть в качестве следующего этапа управления конфликтом может быть названа его легитимизация. Ведь проблема институционализации сводится отнюдь не к форме этой процедуры, а к наличию добровольного согласия, готовности людей соблюдать тот или иной порядок. Если какой-то закон более не отвечает некоторым реалиям (перестал быть легитимным), а другой, отвечающий новым условиям, не принят, то роль эффективной институциональной процедуры может выполнять и совершенно незаконный, с точки зрения юриспруденции, акт.
Еще одна важная ступень управления конфликтом – структурирование конфликтующих групп. Если группы структурированы появляется возможность измерения их силового потенциала. Это, в свою очередь, позволяет установить неформальную иерархию влияния в обществе, что объективно сдерживает эскалацию межгруппового конфликта.
Завершающий этап управления конфликтом – редукция, то есть последовательное ослабление его за счет перевода на другой уровень. В качестве исходного инструмента для осуществления данной процедуры целесообразно использовать шкалу, охватывающую возможные уровни напряженности в конфликте. Самым простым вариантом может быть, например, такой: друг – союзник – партнер – сотрудник – соперник – противник.
Для чего это нужно? Во-первых, чтобы понять, насколько реалистична поставленная задача редукции конфликта, которая первоначально предполагает его переход лишь на следующую по отношению к точке отсчета “ступеньку”. “Перескочить” через несколько ступенек практически невозможно. Во-вторых, чтобы заинтересованный социальный субъект смог разместить на той или иной шкале имеющийся в поле зрения спектр личностей или организаций и определить перспективу конфликтных взаимодействий с ними: с кем возможны прямые отношения (ближайшая “ступенька”), с кем – через посредника, а с кем – пока невозможны, так как одна из промежуточных свободных “ступенек” может быть временно вообще незаполненной.
Проследим действие указанных выше принципов управления конфликтом на примере событий и процессов политической жизни России периода конца 80-х начала 90-х годов. Так, например, в 1988-1989 годах, когда стали появляться политические структуры партийного типа, их острый конфликт с государственной властью предопределялся уже тем, что юридическая сторона данных взаимоотношений была не отрегулирована. Желание государственных органов запретить новые формирования либо вписать их в существующие организационные структуры неизбежно наталкивались на активное противодействие. В то же время принятие в 1990 г. Закона СССР “Об общественных объединениях” позволило ввести данный конфликт в институциональные рамки. С учетом того факта, что названный закон продолжает работать и сейчас (хоть и в новой редакции) его можно признать достаточно легитимным. Высокий уровень институциональности и легитимности процедуры, в свою очередь, сделал возможным и структурирование конфликтующих групп, в результате чего “межпартийный” конфликт глобального плана (между партийно-государственной структурой КПСС и всеми остальными политическими объединениями, автоматически попадавшими в разряд незаконных) был преобразован после принятия Закона в менее масштабный и менее опасный конфликт между многими партиями различной ориентации. Данный конфликт был редуцирован в ходе формирования политических блоков.
Управление конфликтом может быть в свою очередь конфликтным управлением, имеющем в основе инициирование одного конфликта в целях редукции другого. Несколько маленьких конфликтов могут в значительной степени нейтрализовать один большой. Инициируя маленькие конфликты, мы “распыляем”, “растворяем” в них большой конфликт: как имеющийся, так и потенциальный. Частые маленькие конфликты снимают давление в некоторой части общества, а блокирование, недопущение таких конфликтов, напротив, повышает его.
Конфликт может изменить в нужную сторону характер общественных связей. Скажем, где некоторое сообщество раздирается внутренними конфликтами, инициируется его конфликт с другим сообществом. В этом случае отношения между членами сообщества оптимизируются, они забывают внутренние разногласия и сосредотачивают свое внимание на внешних проблемах. И наоборот, чтобы оптимизировать отношения на внешнем уровне, можно запустить механизм внутреннего конфликта.
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной росийской действительности.
Сегодня Россия переживает системный кризис, причины которого разнообразны и однозначно оценить их трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. В них вовлекаются не только большие социальные группы, но и целые территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этническими общностями.
Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества - социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений и т.