Системы высшего образования России и США
о доступности высшего образования, который санкционировал выдачу ссуд и займов для строительства колледжей. Закон о профессиональном образовании исправил и расширил программы профессионального образования. В 1965 году появился закон о начальном и среднем образовании, который обеспечил значительную федеральную поддержку системы образования.Однако бурный финансовый поток, обрушившийся на американскую систему образования в эти годы, не привел к ожидаемым результатам, что выяснилось на рубеже 70-80-х годов. В 1983 году появился широко известный доклад министра образования США «Нация в опасности». На базе этого доклада была принята программа перестройки системы образования на период до 1990 года, которая включала в себя элементы централизации системы образования. Однако и эта программа не привела к ожидавшимся результатам. В 1991 году была объявлена и принята новая образовательная инициатива, ключевыми пунктами которой являлись:
• Развитие стандартов образования по пяти основным предметам: английский язык, математика, естествознание, история и география.
• Развитие системы национального тестирования, результаты которого должны использоваться при приеме студентов в университеты и колледжи, а также работодателями при приеме на работу. • Обеспечение возможности получения высшего образования и продвижение по ступеням образования на основе образования, полученного в школе.
• Всемерная финансовая поддержка тех, кто хорошо учится, и тех, кто изучает предметы основных естественнонаучных направлений.
• Стимулирование бизнеса в поддержке некоммерческих организаций, проводящих научные исследования, и развитие нетрадиционных подходов в образовании.
• Федеральное финансирование общин по созданию новой американской школы.
• Создание условий партнерства между образованием и работодателями.
Однако и эта инициатива была определена как недостаточная, и в конце XX века был обнародован призыв к действию для американского образования президента Клинтона, который провозгласил, что для подготовки Америки к XXI веку страна нуждается в сильной, безопасной школе с ясными, выполнимыми стандартами образования и высокой дисциплиной. Декларировалось, что страна нуждается в талантливых высококвалифицированных учителях в каждом учебном классе. Каждый 8-летний ребенок должен быть обучен чтению, каждый 12-летний американец должен уметь пользоваться Интернет. Каждый 18-летний должен быть способен получать образование в колледже и каждый взрослый должен иметь возможность продолжать обучение. Призыв Клинтона гласил: «Мы должны предоставить нашему народу лучшее в мире образование. Вместе мы должны связать себя обещанием выполнения активного плана действий, который включает в себя:
• Разработку научно обоснованных стандартов и национальных тестов, приводящих после четырехлетнего обучения к овладению чтением и после восьмилетнего обучения - математикой.
• Направление талантливых и квалифицированных педагогов в каждый класс школы.
• Помощь каждому учащемуся в овладении свободным чтением к концу третьего года обучения.
• Расширение вовлеченности родителей в процесс воспитания и образования их детей.
• Создание безопасной, свободной от наркотиков, прививающей основные американские ценности школы, формирующей дисциплинированных учащихся.
• Модернизацию школьных зданий и поддержку их строительства.
• Обеспечение доступности университетов для всех, кто прилежно учится и стремится получить академическую степень. Обеспечение универсальности образования 13-14-летних учащихся по примеру высшей школы.
• Помощь совершеннолетним в продолжении своего образования и совершенствовании мастерства путем преобразования федеральных программ обучения в образовательные гранты.
• Программу подключения каждой классной комнаты и библиотеки к Интернет до 2000 года и помощь всем студентам в приобщении к работе с высокотехнологичной информацией.»
Так патетически формулировалась программа Клинтона. Новый президент США Дж. Буш объявил, что первоочередной мерой правительства будет выделение около 50 миллиардов долларов на развитие школьного образования. Всего государственные и частные расходы на образование в США в конце XX века составили около 800 миллиардов долларов в год, в том числе расходы на высшее образование около 220 миллиардов долларов, из них около 140 миллиардов - доля государственного финансирования.
Характеризуя в целом историю развития образования в США, можно отметить последовательное, прагматичное претворение в жизнь тезиса о том, что образование является ключом будущего процветания. При этом неуклонно на протяжении всей истории соблюдался принцип автономии университетов и колледжей, а также свобода выбора программ для студентов. В результате к концу XX века около 30% рабочей силы США имело законченное высшее образование и около 30% - незаконченное высшее. При этом в стране функционировало около 3 700 учреждений высшего образования, из них 1 600 государственных. Всего же около 9 000 учебных заведений послешкольного образования осуществляли подготовку по самым разнообразным программам. В связи с тем, что планы реформирования высшей школы России предполагают затронуть порядок поступления абитуриентов в вуз, можно отметить, что прием в американские университеты основывается на комплексной процедуре. Как правило, эта процедура включает в себя: учет результатов одного из национальных тестов SAT или ACT, которые проводятся независимыми коммерческими организациями; анализ отметок школьного аттестата; изучение рекомендаций, которые представляет абитуриент; сочинение, направляемое абитуриентом вместе с заявлением, в котором он обосновывает выбор учебного заведения или формулирует планы исследований и будущей деятельности; анализ источников финансирования абитуриента и т.п. Национальное тестирование школьников выпускных классов 12-летней школы является платной процедурой. Стоимость одного теста составляет $25-$30, а заявления $20—$100. Прием заявлений обычно начинается в январе, а решение университета объявляется абитуриенту не ранее марта. Обычно престижные университеты объявляют сумму баллов по национальным тестам, которая является минимально необходимой для приема заявления.
Принципиальным фактором существования высшей школы США является платность образования. Каждый студент оплачивает стоимость образования, объявленную университетом. При этом, однако, развита широкая система частных и государственных фондов и грантов, которая позволяет частично или полностью покрывать расходы студента на образование. В большинстве случаев наиболее способные платят минимальные суммы. Стоимость обучения в конце XX века колеблется от $3 000-$5 000 в год (в государственных) до$30 000 - $40 000 (в частных). Университеты, стоимость обучения в которых составляет $25 000-$40 000, являются наиболее престижными, и их выпускники получают практически гарантированное трудоустройство. Университеты, в которых стоимость минимальна или близка к этому, практически набирают всех желающих, но устройство на работу выпускников этих вузов весьма проблематично.
После зачисления студенты, как правило, сдают экзамены (в зависимости от профиля подготовки), по результатам которых им устанавливается программа обучения, и они распределяются по группам и уровням подготовки. В процессе обучения студенты имеют возможность менять группы и выбранные учебные дисциплины, число которых в год не превышет 3-4-х.
Последовательного перевода студентов с курса на курс в американской системе высшего образования не существует. Выполнение учебной программы подтверждается накоплением кредитных часов и баллов за эти часы. Обучение может продолжаться, по сути, неограниченный срок или для талантливых студентов сокращенный до 2-3 лет. Кроме кредитов производится учет среднего балла (Grade Point Average), а по результатам итогового экзамена по курсу в электронную зачетную книжку (transcript) заносятся оценки: А, В+, В-, С+, С-, D+, D-, F и очки качества подготовки по кредитным часам. Оценка F соответствует российскому «неудовлетворительно». Учитывается также число попыток сдачи соответствующего экзамена.
В сложившейся американской высшей школе несколько уровней послешкольного образования: ассоциативный уровень, бакалавриат, магистратура, докторантура. Фактически высшее образование в проекции на российскую модель - это бакалавриат со сроком обучения в среднем 4 года. Ассоциативный уровень (2-летнее образование) в определенной степени соответствует российскому понятию «неполное высшее образование». Как правило, на этих уровнях обучается основное число студентов, большая часть из которых на этом заканчивает свое образование.
Следующий уровень - магистратура, срок обучения в которой может продолжаться от 1 года до 7-8 лет (в среднем 2 года), заканчивается присвоением степени магистр, и на этот уровень образования отбираются только наиболее способные, имеющие образование на уровне бакалавра. Проецируя на российскую систему образования, магистратура близка по задачам и смыслу российской аспирантуре, но уступает в уровне требований. Наконец, последний уровень в американской системе - докторантура, обучение в которой заканчивается присвоением степени доктора наук или доктора философии (срок обучения в среднем 3-4 года). По уровню требований написание докторской диссертации близко к требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук в российской системе присвоения ученых степеней.
Краткая история развития системы высшего образования в России Первые сведения о системе образования России относятся к XV веку, когда была зафиксирована система обучения грамотности священнослужителей. Что касается системы высшего образования, то в России потребность в ней была удовлетворена раньше создания системы массового начального и среднего образования. Первым высшим учебным заведением России стала киевская академия, основанная в начале XVII века. В 1682 году в Москве открылась Заиконоспасская школа, явившаяся основой для Славяно-греко-латинской академии. В 1700 году Петр Первый основал школу математических и навигационных наук. Вслед за этой школой были открыты школы: адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и горная. В 1715 году школа навигационных наук была переведена в Петербург и переименована в Морскую академию. Эти школы вместе с сетью провинциальных школ заложили систему светского образования для детей дворян и детей среднего сословия. Духовная школа развивалась, в основном, для подготовки священнослужителей. Первый университет в России был учрежден в 1724 году в Санкт-Петербурге в составе Петербургской академии наук [3]. Этот университет просуществовал до 1766 года. К моменту открытия первого университета в России в Европе существовало уже более 100 университетов. В 30-е годы XVIII века делались неудачные попытки присоединить к академиям университет и гимназии, создавая систему непрерывного образования.
В 1755 году в Москве был учрежден университет и при нем две гимназии для дворян и для разночинцев. В университете могли обучаться также и крепостные, освобожденные от крепостной зависимости. Гимназисты, становясь студентами университета, получали дворянское достоинство, а по окончании обер-офицерский чин. Однако несмотря на объявленные привилегии в университет поступала очень малая часть выпускников гимназий. Так в 1765 году на юридическом факультете московского университета обучался всего один студент.
Дальнейшее развитие система образования, в том числе и высшего, получила в период царствования Александра I. В 1802 году было создано министерство народного просвещения. Российская империя делилась на 6 образовательных округов-Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский и Петербургский. В центре округа ставился университет. Для развития системы образования указом Александра I от 18 апреля 1800 года был отменен запрет императора Павла I на ввоз книг из-за границы. В 1802 году был заново открыт университет в городе Тарту - Дерптский, или Юрьевский, университет, в 1918 году разделенный на два университета — Тартуский и Воронежский. Первоначально в Тарту (Дерпт) университет был основан в 1632 году шведским королем Густавом II. В 1699 году этот университет был эвакуирован в город Пярну, а в 1710 году закрыт.
В 1804 году указом императора Александра I были основаны университеты в Казани и Харькове. В том же году в Петербурге учрежден педагогический институт, преобразованный в университет в 1819 году. В том же 1804 году был принят первый Университетский устав, который декларировал ряд академических свобод - автономию, выборность ректора и деканов факультетов, университетский суд и свободу в организации учебного процесса. Однако реально уставы университетов не исполнялись и оставались декларациями.
В 1809 году появился указ, предписывавший желающим получить чин коллежского асессора сдавать экзамен в университете, но и это и ряд иных преобразований не привели к развитию системы высшего образования в России в этот период. В 1828 году, в период царствования Николая I, был создан комитет устройства учебных заведений, который имел своей целью ввести единообразие в системе образования, стандартизацию программ и учебных материалов. В том же 1828 году была проведена реформа уставов учебных заведений. Вводилась плата за обучение в гимназиях. При Николае I в 1834 году был открыт технический институт в Петербурге и университет Святого Владимира в Киеве. Одновременно при Николае I проявились и негативные тенденции в развитии высшей школы и образования. В 1835 году введено новое положение об управлении образовательными округами. В результате университеты перестали управлять гимназиями, а гимназии низшими школами. В 1835 году был принят новый устав университетов, фактически отменивший все академические свободы. Студентам было предписано носить специальную форму одежды. В 1844 году из учебных программ гимназий была изъята философия и общественные науки. В 1849 году должность ректора перестала быть выборной. Министру предоставлялось право назначать деканов факультетов. В 1850 году деканам факультетов предписывалось наблюдать за содержанием учебных программ каждого профессора, чтобы изъять из них все, что не соотносится с учением православной церкви и государственными положениями. Так, в 1850 году из перечня предметов университетов, как «бесполезная», была изъята философия. Увеличена плата за слушание лекций. В 1948 году был установлен предел для числа студентов в каждом университете в 300 человек. Тем самым подчеркивалось, что дети благородных семей должны предпочесть военную службу службе гражданской. Динамика изменения числа студентов в университетах России к 1850 году представлена в таблице [4].
Однако после вступления на престол императора Александра II университетам стали возвращаться некоторые отнятые ранее права и академические свободы. В 1855 году был заново разрешен неограниченный прием студентов в университеты. Были восстановлены кафедры истории философии и кафедры государственного права европейских стран. Университеты опять получили право выписывать литературу из-за рубежа без ее цензурного рассмотрения. В 1861 году была отменена форма для студентов университета, а в 1863 году был принят новый устав университета, который прошел обсуждение в течение пяти лет в университетах, комиссиях и даже был переведен на европейские языки. Принятый устав снова провозглашал автономию университетов. Ученые степени присуждались университетами без утверждения попечителями. Ректор избирался советом университета на 4 года, деканы — факультетским собранием на 3 года. Начиная с 1865 года министерство народного просвещения разрешило обучаться в России иностранным студентам.
В период царствования Александра II были открыты два новых университета - Новороссийский в 1865 году в Одессе, на базе Ришельевского лицея, и Варшавский в 1869 году на базе «Главной школы». Кроме того были образованы два новых историкофилологических института в Петербурге (1867 г.) и в Нежине (1874 г.), институт сельского хозяйства в Новой Александрии (1869 г.) и археологический институт (1877 г.).
В период царствования императора Александра III состоялась новая реформа университетского образования, которая снова существенно ограничила университетское самоуправление. Ректор университета опять стал лицом, которое назначалось министром народного просвещения. Была ограничена компетенция университетских советов и факультетских собраний. Деканы стали назначаться попечителями. Была упразднена должность проректора. Прекращена деятельность университетских судов. В 1885 году вновь введена форма для студентов. Но и в этот период были открыты два новых высших учебных заведения - Харьковский технологический институт (1884 г.) и Томский университет (1888 г.).
В целом к концу XIX века система учебных заведений в России представляла собой весьма запутанную иерархию, в которой высшими общеобразовательными учебными заведениями являлись университеты. К обучению в университетах допускались окончившие все восемь классов классической гимназии или выдержавшие специальные вступительные испытания. Обучение в университетах проводилось, как правило, на четырех факультетах: историко-филологическом, юридическом, физикоматематическом и медицинском. В Юрьевском университете, кроме того, обучение проводилось и на богословском факультете, а в Петербургском университете не было медицинского факультета, но существовал факультет восточных языков. В Петербурге врачи получали медицинское образование в военно-медицинской академии. Всего в университетах в конце XIX века обучалось около 15 000