Авторская песня Виктора Цоя

это и есть та ложь, которой живет страна, то, что закрывает ее от «Солнца». Фраза «Городу две тысячи лет» говорит о глобальности идеи автора. Понятно, что речь идет о целом мире, всей цивилизации от Рождества Христова.

Вторая строфа возвращает нас к теме духовной войны - войны человека с самим собой, войны добра со злом, справедливости с ложью. Ее точка отсчета совпадает с появлением новой эры («И две тысячи лет война»), что означает естественность и необратимость данного явления. А предложение, включающее в себя образ «красной-красной крови», заявляет о том, что положительного исхода «сражения» можно добиться лишь в случае кровопролития.

Третья строфа раскрывает образ» живущего по законам другим» - это тот, кто ищет свой собственный путь, соответствующий его принципам; это - бунтарь, человек, недовольный ложным образом жизни, протестующий против всего, что вызывает сомнение. Он обречен на раннюю смерть («И кому умирать молодым»). Герой сумел достичь в своей жизни той отметки, границы, за которой скрывается реальность; он приблизился к Солнцу, но не смог выдержать его слепящей энергии и погиб. Как не вспомнить здесь известную русскую пословицу «Правда глаза колет»!? Только в нашем случае Истина, которая вероятнее всего так и должна оставаться скрытой, привела к куда более страшным последствиям.

Добраться до источника света и тепла возможно лишь умея летать. В метафоричном значении «летать» - это высоко мыслить, думать философскими отрезками; соответственно, мысли в этом случае являются крыльями.

Итак, жизнь в понимании Цоя представляет собой серую сказку, ложное существование. Она и является тем «потерянным», «обманутым» поколением, которое никогда не видело «Солнца», но догадывалось о нем. Кто-то продолжает жить по заданной системе. А те, кто отправляются в путь на поиски Правды, нещадно уничтожаются тем же самым светилом. И хотя они прожили очень мало на этой земле, их миссия беспредельно велика: они упорно продолжают идти вперед, и чем ближе они к цели, тем больше им известно о жизни. Виктор Цой сам был человеком, «живущим по законам другим», он умел «летать», и благодаря ему многие другие люди тоже этому научились. И он ушел от нас, исполнив свою миссию: он увидел это Солнце и рассказал нам о нем.

Другая, не менее известная песня отражает социальную составляющую «потерянного» поколения и повествует о политической системе страны. Это песня – «Троллейбус»:


Мое место слева, и я должен там сесть,

Не пойму, почему мне так холодно здесь,

Я не знаком с соседом, хоть мы вместе уж год.

И мы тонем, хотя каждый знает, где брод.

И каждый с надеждой глядит в потолок

Троллейбуса, который идет на восток.

Троллейбуса, который идет на восток.

Троллейбуса, который...

Все люди - братья, мы - седьмая вода,

И мы едем, не знаю, зачем и куда.

Мой сосед не может, он хочет уйти,

Но он не может уйти, он не знает пути,

И вот мы гадаем, какой может быть прок

В троллейбусе, который идет на восток.

В кабине нет шофера, но троллейбус идет,

И мотор заржавел, но мы едем вперед,

Мы сидим не дыша, смотрим туда,

Где на долю секунды показалась звезда,

Мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог,

Троллейбус, который идет на восток.


Почти весь текст песни состоит из символов, образов. Главный символ - троллейбус - воплощает в себе политическую основу государства, которая постоянно куда-то движется, но движение это запутано и бесцельно. Героя песни она явно не устраивает, так же, как и его «соседа» - другого гражданина, представляющего целый народ. В тексте прослеживается непонимание направленности деятельности правительства («И мы едем, не знаю, зачем и куда»). Но никто не может справиться с управлением этой политической машины, хотя все знают, как («И мы тонем, хотя каждый знает, где брод»). Возможно, причиной тому является нежелание приходить к каким-то радикальным мерам (революции, например). Уйти от этой системы (т.е. покинуть страну) крайне сложно («Мой сосед не может, он хочет уйти, но он не может уйти, он не знает пути»). Во времена Цоя выезд за границу обычным гражданам был закрыт.

В третьей строфе, которая представляет собой одно целое предложение, повествуется о том, что даже без шофера и при плохом двигателе троллейбус продолжает идти вперед. Это значит, что со слабой руководящей идеей («мотор») и при отсутствии человека, который способен контролировать всю программу («шофер»), аппарат власти продолжает держать в своих руках народ, как бы парадоксально это не звучало.

Фраза «мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог троллейбус, который идет на восток», говорит о том, что большинство людей, запуганные правительством, слабо сопротивляются всей системе, бездействуют, о чем жалеет автор. Слово «помог» здесь использовано в ироничном значении. Автор намекает на такую политическую уловку, как «затыкание ртов» путём не совсем гуманных мер.

Образ машины, представляющей собой целое поколение, которое едет «не знаю, зачем и куда», встречается в прозаическом произведении автора того же времени, Виктора Пелевина. Это повесть «Желтая стрела». Вот цитата из книги: «Весь этот мир - попавшая в тебя желтая стрела. Желтая стрела, поезд, на котором ты едешь к разрушенному мосту». Надо заметить, что сам писатель очень часто обращается к теме «потерянного» поколения, как и Виктор Цой. Так, за ним числится знаменитый роман, принесший ему известность, «Поколение П», который можно истолковывать совершенно с разных сторон.

И, наконец, третьей песней Цоя, на которую хотелось бы обратить внимание, стала «Хочу Перемен».


Вместо тепла - зелень стекла,

Вместо огня - дым,

Из сетки календаря выхвачен день.

Красное солнце сгорает дотла,

День догорает с ним,

На пылающий город падает тень.

Припев: Перемен! - требуют наши сердца.

Перемен! - требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах,

И в пульсации вен:

"Перемен!

Мы ждем перемен!"

Электрический свет продолжает наш день,

И коробка от спичек пуста,

Но на кухне синим цветком горит газ.

Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста,

И больше нет ничего, все находится в нас.

Припев: =/=

Мы не можем похвастаться мудростью глаз

И умелыми жестами рук,

Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.

Сигареты в руках, чай на столе - так замыкается круг,

И вдруг нам становится страшно что-то менять.

Припев: =/=


Эта революционно-притязательная песня, наверное, лучше всех отразила требования и ожидания поколения Цоя, вместив в одной незамысловатой фразе «Перемен! Мы ждем перемен!». Но люди, которые желают изменений, скорее всего, не готовы к действиям. Они всё еще «греются» дешёвым горячим вином («Вместо тепла - зелень стекла») и впустую прожигают свой день («Из сетки календаря выхвачен день»). Это поколение можно назвать пассивным, потому что оно бездействует, но в их сердцах есть желание и вера о том, что вскоре всё будет иначе.

Автор, в который раз заявляет о том, что его народ простой («Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук»), у него многого нет, но даже «сигареты в руках» и «чая на столе» ему достаточно для жизни, - «И больше нет ничего, все находится в нас».

Эти три песни, конечно же, не ограничивают огромный список тех, которые отражают рассматриваемую тему. Всего творческое наследие Виктора Цоя насчитывает более трехсот песен, не считая стихотворений, которые не вошли ни в один альбом или сборник. В дополнении ко всему, в творческом арсенале музыканта присутствует и прозаические произведения, напоминающие по жанру лирическую миниатюру.

Субъективный анализ данных текстов не стоит рассматривать как нечто устойчивое. Наверное, каждый человек видит в них что-то свое. Но как бы не расходились эти мнения, главная мысль, суть у всех будет одна.


Заключение


Бардовская, или авторская, песня переживала немало взлетов и падений, она-то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня – не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.

Бард – это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня – это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда.

Значение творчества Виктора Цоя, его влияние на преданных поклонников, вклад в становление русского рока и авторской песни как современной поэзии - всё это безгранично. Он жил в «потерянном» поколении и посвящал ему песни, он хотел направить людей на истинный путь. Его волновали проблемы родной страны и родного народа, и он решал их своими текстами. На стыке двух великих эпох его жизнь представляла собой спасительную борьбу против обмана, лжи и бесчестия, которыми так упорно «кормили» народ. Поэт не хотел, чтобы из людей делали послушных марионеток, пешек в чужой игре, лишенных свободы во всём.

Можно много говорить о Викторе Цое, как о композиторе, поэте, певце, актере. Но в первую очередь он - человек - простой и в то же время великий. Он стал символом «потерянного» поколения, борцом за достойную жизнь для всех людей. За десять лет он осуществил стремительный подъем от студента, изредка играющего в местных клубах, до лидера группы "Кино", "хозяина" сцены, собирающего многотысячные стадионы. Его жизнь была интересной и насыщенной, а главное - полезной. Человек с чувством юмора, человек, который всегда был честен к себе и остальным. Он оказал смог повлиять на молодежь, на свое поколение, и влияние это было колоссальным. За то его и любили. По-другому просто не могло было быть.

Он перевернул не одну человеческую жизнь, направил в нужную сторону не одно человеческое сознание. Виктор Цой рассказал нам о «Солнце», которое всё же существует в этом мире. Его великие песни стали гимнами и путеводителями по жизни для многих из нас. Пусть его собственное поколение ушло вместе с ним, ушло таким же, каким и было – «потерянным», «обманутым». Но те, кто пришел им на смену явно не заслуживают столь презренного определения, а значит, ему удалось изменить ход мыслей и мировосприятие целого поколения.

Он ушел из этой жизни, но он остался в сердцах миллионов - тех, кто вечно сохранит в душе память о человеке, повлиявшем на его судьбу. И он будет жив в нашей памяти, пока еще поются его песни, пока пишутся стихи и надписи на стенах, пока устраиваются концерты и дни памяти в его честь. «Все находят время, чтобы уйти. Никто не уйдет навсегда». Он искал правду и, наверное, нашел ее. Только не всем дано это видеть. А ведь всё очень просто. На любой вопрос, каким задавались люди на протяжении всего существования человечества, есть ответ, который он зашифровал между строк своих бессмертных произведений. Он ушел, оставив ключ в замке. Нам лишь нужно его повернуть.


Библиография


  1. «Аргументы и факты», №5, 1988г.

  2. «Советская молодежь», №12, 1984г.

  3. Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи. Фольклор и художественная самодеятельность. М., 1988г.

  4. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1960-1990-х гг.: Автореф. канд. дис. М., 1999г.

  5. Окуджава Б.Ш. «С души своей наброски» // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988г.

  6. www.vitya-tsoy.narod

  7. www.kinoman

1 Джоанна Стингрей газете «Московский Комсомолец», №5, 1988г.

2 Из интервью газете «Советская молодежь», №12, 1984г.

3 Из интервью газете «Аргументы и факты»