Чехия в период правления Карла I (IV)
Министерство образования и науки Украины
Луганский государственный педагогический университет
им. Тараса Шевченко
Кафедра всемирной истории
Курсовая работа
по истории славянских народов
На тему: «Чехия в период правления Карла I(IV)»
Выполнила:
студентка 3 курса
группы «В»
исторического
факультета
Друзь Е.В.
Проверила: Лобас Т.В.
Луганск 2002
.
Содержание.
Введение 3
Глава 1. Наиболее важные источники по истории Чехии XIV века 6
Глава 2. Социально-экономическое развитие Чехии XIV века 17
Глава 3. Политическая жизнь Чехии при Карле I 29
Заключение 37
Литература 38
Введение.
Приступая к изучению данной темы нужно отметить ее особенности. Суть их в том, что эта тема на первый взгляд не является особо актуальной, и даже наоборот кажется совершенно неинтересной для исследования. Но это глубочайшее заблуждение. Актуальность этой темы связана не непосредственно с рассматриваемым периодом, а со следующим, наиболее значимым периодом в истории Чехии – периодом гуситских войн. Именно в этот период произошли события, которые стали значимыми не только для истории Чехии, но и для истории всей Европы. По сути, гуситские войны положили начало кризису католицизма и стали первоосновой для будущей Реформации.
Реформация, как известно, заложила основы будущей западноевропейской цивилизации. Это приводит нас к выводу, что именно события в Чехии стали одной из причин становления Запада.
Что же касается рассматриваемого периода, то его особенность и актуальность для изучения состоит в том, что именно в это время были заложены предпосылки для будущего социального взрыва – гуситских войн. «События порождаются причинами» - говорили философы, и это правда. Чтобы понять причины гуситских войн и необходимо изучить предшествующий период истории – период правления Карла I Люксембурга.
Исходя из рассматриваемой проблемы, целью работы является освещение положения Чехии в период правления Карла I, социально-экономический анализ этого положения и выяснение причин и истоков гуситских войн.
Однако хронологические рамки работы не ограничены периодом правления Карла I – 1346-1378 они значительно более широки, так как для более полного освещения данного вопроса необходимо проанализировать предпосылки и последствия правления Карла I. Поэтому в целом работа в той или иной степени будет охватывать в хронологическом аспекте все XIV столетие.
Территориальные рамки работы значительно уже - это собственно территория Чехии в данный хронологический период. Однако эти рамки не статичны, так как территория государства постоянно изменялась.
Объектом исследования соответственно является исторический процесс в Чехии XIV века, а предметом – социально-экономические отношения в этот этап истории.
Основными методами работы являются методы исторического исследования, системности и структурности, а также сравнительного анализа источников и мнений других исследователей.
Методологически работа опирается на цивилизационный подход А.Тойнби и рассматривает Чехию как часть западноевропейской цивилизации, только относительно недавно интегрированную в общую структуру.
Исходя из этого главными задачами, которые стоят перед нами при рассмотрении данного вопроса являются:
Анализ состояния источников по истории Чехии этого периода
Характеристика социально-экономического развития Чехии XIV века
Политическое состояние Чехии перед правлением Карла I
Анализ правления Карла I
Выделение наиболее важных последствий его правления
Практическое значение работы довольно значительное. Правда, она не имеет важного научного значения, но будет значима для студентов при изучении этой проблемы, ввиду слабости учебно-методической базы по этому вопросу, и тому фактору, что эта проблема изучается в рамках, как минимум, двух учебных курсов.
Что же касается историографического обзора, то здесь необходимо заметить, что в целом этот период изучен довольно слабо. Монографий по этому периоду нет. Основными источниками являются монографии, в которых рассматривается история гуситских войн, а также многочисленные комплексные исследования по истории Чехии.
К наиболее ранним источникам можно отнести «Историю Чехии» 1947 года, а также «Историю Чехословакии» в 2 томах 1956 года. В это же время выходят и монографии посвященные гуситскому движению (данный вопрос рассматривается в них как первая глава). Это труды Й. Мацека (1954) и Б. Рубцова(1955).
В 1963 году выходит комплексное исследование по истории Чехословакии В.Гусы.
Позже выходят монографии Г.М.Лившиц о Реформации в Чехии и Германии(1978) и Л.П.Лаптевой о письменных источниках по истории Чехии(1985), которые хотя и не посвящены данному вопросу, но имеют важные данные для его исследования.
В 1988 году выходит исследование коллектива авторов «Краткая история Чехословакии», которое имеет разделы посвященные данному вопросу.
Глава 1. Наиболее важные источники по истории Чехии XIV века.
Сведения о социально-экономическом и политическом положении предгуситской Чехии, можно получить из нескольких видов источников. Один из них — повествовательные (нарративные) материалы, главным образом хроники и короткие хроникальные заметки. В хрониках сведения об экономике или положении народных масс встречаются лишь в виде исключения - упоминания об урожаях и неурожаях, моровых эпидемиях, спорах феодалов, заканчивавшихся разграблением и опустошением деревень. Основное же содержание составляют описания событий при дворах и капитулах, о деятельности королей и светских феодалов, о политических событиях. Из хроник предгуситского периода можно назвать: хронику Франтишека Пражского, три хроники дворцовой историографии Карла I: аббата Неплаха, Пржибика Пулкавы и Бенеша Крабице. Все эти хроники в принципе подобны, литературным образцом и источником сведений для них была более ранняя Збраславская хроника.[5;124]
К такого рода хронистам принадлежит прежде всего Франтишек Пражский. Известно о нем немного. В 1333-4 г. он был ректором школы на Вышаграце, затем стал проповедником в храме св. Вита и капелланом епископа Яна из Дражиц, который в 1341 г. предложил Франтишеку продолжать записи в Пражском костеле, прекратившиеся еще в 1283 г. Франтишек взял за основу своего сочинения Збраславскую хронику и лишь с 1338 г. описывал события самостоятельно. Он закончил было хронику в 1342 г., но затем, после смерти епископа Яна, продолжал ее еще до 1353 г. Если в первой редакции главной фигурой повествования был Ян из Дражиц, то во второй в центр поставлен Карл I.
Хроника Франтишека Пражского состоит из трех книг. Повествование начинается там, где остановились Продолжатели Козьмы. Далее оно идет по Збраславской хронике, Франтишек лишь сокращает или несколько расширяет материал в зависимости от собственного понимания важности событий. Франтишека не интересуют обстоятельства, от которых зависели исторические события, причины и следствия последних. Кроме того, хронист не умеет отбирать материал, перемежает документы со слухами, в равной мере доверяя тем и другим. Большое внимание он уделяет событиям, связанным с церковью. Но главное место отводится правлению Карла I, основанию им Пражского университета, коронованию Карла в Праге и т.д. В общем, Франтишек превозносит короля, принесшего людям 'золотой век'. Как уже указано, хроника заканчивается 1353 г., но время смерти хрониста неизвестно. Политическая тенденция автора проявляется в форме враждебного отношения к иностранцам, особенно к немцам. Франтишек демонстрирует свое чешское национальное чувство.
Дополнять и продолжить хронику Франтишека Карл I поручил канонику Пражского капитула и руководителю строительства храма св. Вита Бенешу Крабице. Последний происходил из рыцарского сословия. Хроника состоит из двух частей. Первая - описывает период 1284-1346 гг. и полностью зависит от хроники Франтишека. Бенеш лишь сокращает кое-где текст, изредка меняет его и высказывает собственные мнения. Чем ближе к современности, тем чаше встречаются собственные оценки автора и новые -по сравнению с предшественниками - сведения.
Вторая часть хроники доведена до 1374 г. и описывает правление Карла I. Хронист (видимо, по желанию короля) вставил в текст почти всю автобиографию Карла. Весь остальной текст принадлежит Бенешу и представляет собой подробное изложение истории правления Карла I с 1346 по 1374 г. Описываются придворные торжества, строительство Праги, открытие и деятельность университета и т.д. Хронист демонстрирует свою преданность правящей династии, но также и свой чешский патриотизм.
Хроника аббата Неплаха (ум. в 1371 г.) была еще одной неудачной попыткой изобразить чешскую историю на фоне всемирной. Правда, автор лучше знал историю Чехии, ближе стоял к Карлу, часто сопровождал его в путешествиях. Однако сочинение Неплаха лишено всякой собственной концепции и представляет собой лишь беспорядочную компиляцию, в которой многочисленные отчеты неоднократно повторяются и на данные которой нельзя положиться.
Неплах взял за основу хронику пап и римских императоров Мартина Полония и добавил к ней краткую выдержку из чешских хроник - Козьмы, его Продолжателей и так называемого Далимила, у которого заимствовал главным образом последовательность правления богемских государей и описание церковных событий. Факты всемирной и чешской истории объединены у Неплаха совершенно механически. Повествование доведено до 60-х годов, но как раз наиболее интересные сведения, касающиеся последних двух десятилетий и почерпнутые из собственного опыта хрониста, не сохранились. Литературная и историческая ценность сочинения невелика. Хроника опубликована на латинском языке, о ней есть отдельные упоминания у исследователей смежных сочинений .
Наиболее обширным произведением дворцовой историографии Карла I является хроника Пржибика Пулкавы. Оно написано им в соавторстве с самим Карлом I, но форму и степень участия короля в этом труде определить сложно: писал ли он часть текста, или был только идейным вдохновителем основного автора, неизвестно. Ясно однако, что король предоставил Пулкаве материал (летописи, грамоты), доступ в архивы и, видимо, участвовал в отборе материала и в установлении композиции хроники. Последняя должна была стать изложением чешской истории, прославляющим династии Пржемысловичей и Люксембургов.[5;65]
Пржибик Пулкава был магистром свободных искусств, в 1373-1378 гг. занимал должность управляющего школой при костеле св. Иржи в Праге (по другой версии - должность ректора школы при коллегиатской церкви св. Эгидия в Праге), затем был священником. Хронику, он начал писать около 1374 г. Изложение здесь открывается разделением человечества на отдельные народы при Вавилонском столпотворении, причем упоминаются и славяне как одна из 72 ветвей, на которые разделилось человечество. Говорится о расселении части славян на территории Чехии и излагается чешская история до 1330 г. Пулкава использовал хроники Козьмы и его Продолжателей, так называемого Далимила, Збраславскую, Франтишека Пражского, Бенеша Крабице, свидетельства королевского архива, грамоты. Некоторые сведения почерпнуты из источников, до нас не дошедших. Пулкава составил свою хронику на латинском языке, но вскоре после оригинала возник и чешский перевод, часть которого выполнена самим Пулкавой.
Будучи сочинением официальным, хроника излагает концепцию чешской истории и государства. Подчеркивается непрерывность чешской государственности от времен Великой Моравии и князя Вацлава (это выражается во включении в текст хроники Пулкавы легенды о св. Вацлаве). Хроника должна была обосновать стремление Карла I создать сильное чешское государство во главе с прочной центральной властью, стоящей над всеми другими политическими силами, исторически оправданной и освященной Богом. Прочность и авторитет власти государя должны были опираться на исторические традиции. Но при всей продуманности идеологической концепции и функций самой хроники, ее историческая ценность невелика, хотя текст и содержит сведения из ряда неизвестных вам сочинений. [5;66]
Своеобразное сочинение и весьма специфический источник по чешской истории XIV в – это автобиография Карла I. Она вошла почти полностью в тексты некоторых хроник и весьма тесно с ними связана. Вообще же автобиографию Карла трудно причислить к какому-либо разделу в классификации источников, она стоит особняком.[5;67]
Написана она вероятнее всего, в период с 1365 по 1371 (имеются, впрочем, и другие предположения). Автор не стремился описать свою жизнь сколько-нибудь объективно, в соответствии с реальностью, а хотел нарисовать образ идеального государя, подражание действиям которого обеспечило бы успех его преемникам на троне. Таким образом, автобиография Карла имела задачу пропагандировать деятельность короля и императора, излагала его взгляды на верховную власть, на церковь, на соотношение различных политических сил. Ее назначением было стать идеологическим и политическим кредо и путеводной нитью для тех, кому суждено править после Карла. Этой идеологической задаче подчинено и изложение фактов. Карл отбирал для своей автобиографии такие события, которые выражали его представления о власти и роли государства, об организаторских функциях последнего. Если факты не подходили под схему этой политической задачи, автор их замалчивал или интерпретировал в нужном ему духе.
Сочинение состоит из 20 различных по объему глав, разделенных в целом на две части. Часть 1 (главы 1-14) освещает молодость и политическую деятельность Карла до 1340 г. Часть 2 (главы 15-20) описывают события 1344-1346 гг., а в начале этой части имеется краткая справка о периоде 1341-1344 гг.
Часть 1 является, видимо, автобиографией в прямом смысле слова, т.е. написана самим Карлом. Автор же части 2 неизвестен; вероятнее всего, это какое-то доверенное лицо короля, которому и было поручено довести изложение до 1346 г. Почему сам Карл не закончил свое сочинение, сказать трудно, прямых объяснений этому факту в источниках нет. Сочинение написано на латинском языке и дошло до нас в ряде рукописей. Сохранились и выполненные еще при жизни Карла переводы на старочешский и средневерхненемецкий.
Весьма ценным источником, в частности и о жизни народных масс, являются грамоты. Они раскрывают, например, имущественные, судебные и личные права феодалов по отношению к крестьянам и потому имеют первостепенное значение для изучения положения крестьян.
Весьма важным для истории предгуситской Чехии источником является урбарии. В урбариях фиксировались крестьянские повинности и платежи в пользу феодала. В некоторых урбариях указаны размеры крестьянских участков, так что источник дает представление и о социальной дифференциации крестьянства. Правда, в урбариях нет данных о деревенской бедноте, но остальное население вотчины в нем охвачено. О действительном размере полученных с крестьян платежей говорит учетный материал. По описываемым источникам можно проследить и процесс смены владельцев крестьянских участков, узнать о деревенской наемной рабочей силе, о ценах и заработной плате.[5;126]
Ценным источником о жизни народных масс конца ХIV - начала ХV в. являются юридические памятники. Они представлены законодательными актами, правовыми книгами, юридическими сочинениями.
В средние века юридические памятники в Чехии представляли собой первоначально запись норм обычного права, но по мере развития феодальных отношений они стали составляться специально подготовленными лицами, знавшими право и вносившими свои идеи в фиксацию сложившихся на практике норм и обычаев, свое осмысление задач их кодификации. Юридические памятники содержат лишь предписания о действиях в определенных жизненных ситуациях, но ничего не говорят о ходе событий, их причинах и следствиях. Этим они отличаются от источников других типов (официальных, нарративных). Кроме того, юридические источники не отражают полностью действительного положения вещем, так как не дают нам сведений о случавшихся в жизненной практике отклонениях от содержащихся в праве предписаний. В то же время в юридических памятниках имеется богатый материал для исследования экономического развития и социальной структуры общества, взаимоотношений классов и сословий, политического, экономического и правового положения всех слоев общества.
Первым таким памятником является так называемая “Рожмберкская книга”. Она была найдена в архиве коморника чешского Петра из Рожмберка (ум. в 1347 г.) и поэтому известна еще как “Книга старого пана из Рожмберка”. Написана она в начале ХIV в. на чешском языке. Отдельные ее части восходят к ХШ в. Памятник является руководством для судебной практики по древнему чешскому праву, главным образом процессуальному и частному.
Крупнейший памятник юридического характера — кодекс основных принципов феодального права ХV в., чешской законник «Маестас Каролина». Он был составлен на латинском языке в 1351-1353 гг. по инициативе и при участии Карла I как комплексный свод правовых обычаев и проверенных практикой юридических норм. «Маестас Каролина» содержит 109 статей, сформулированных таким образом, чтобы осуществить основную идею - укрепить положение короля в материальной, политической и судебной сфере. Уже в предисловии Карл I подчеркивал тезис о божественном происхождении королевской власти и призывал своих подданных принять законник как дар божий, преподнесенный людям через поставленного богом же справедливого короля. Экономическая основа королевской власти усиливалась в статьях законника тем, что королевское имущество объявлялось неотчуждаемым. Усиление королевской власти должно было постигаться ликвидацией права пожизненно и наследственно занимать должности в земских учреждениях, что в предшествующие эпохи приводило к захвату власти панской олигархией. Законник предписывал всем королевским чиновникам владеть чешским языком. Из других пунктов важное значение имели те, которые касались феодального суда. В уголовном судопроизводстве отменялись «божьи суды», ордалии, т.е. испытания раскаленным железом, водой. Запрещались и такие наказания, как выкалывание глаз, отрезание носа, уха и руки. Так, в законнике говорилось: 'Не дозволено ни одному пану или шляхтичу, чтобы он своим или чужим людям выкалывал очи. А если кто будет уличен в таком действии, то пусть знает, что навлек на себя гнев короля... Если будет доказано, что некий пан или шляхтич отрезал своему человеку или еще кому-либо нос, пусть знает, что все его поместья переходят в собственность Его Королевской Милости.[5;34] С другой стороны, устанавливались весьма строгие кары за грабеж, убийство, насилие и разврат. Наказывались также поджог и игра в кости. Ряд пунктов законника касался шляхетского имущества. Например, если шляхтич умирал без прямых наследников, его имущество переходило к королю (право мертвой руки). Без согласия короля нельзя было имущество ни завещать, ни дарить. Также и раздел шляхетских имений подлежал надзору короля. Все эти и многие другие пункты показывают, что идея усиления и централизации королевской власти получила в законнике весьма яркое выражение. Чешские паны не могли согласиться с таким поворотом событий. Прежде всего, они не желали признавать пункт о неотчуждаемости королевского имущества, так как это лишило бы их возможности расширять свои владения за счет королевских. Кроме того, король посягал на феодальные правовые институции, которые паны всегда считали исключительно собственным доменом. Неприемлемо для чешской шляхты было и запрещение законником жестоких форм наказания «провинившихся» подданных. Ограничение феодального произвола расценивалось панами как вмешательство в их дела и нарушение древних прав, которыми они пользовались уже более 150 лет.
«Маестас Каролина» был направлен не против шляхты как таковой, а только против ее чрезмерной власти. Но и это обстоятельство послужило причиной неприятия законника панами на сейме 1355 г. Шляхта не только отвергла законник, но в потребовала, чтобы он официально был объявлен недействительным. Карл IV был вынужден пойти на это, что и провозгласил грамотой от 6 октября 1356 г.
Таким образом, при оценке «Маестас Каролина» как источника нужно иметь в виду не только односторонность, свойственную юридическим памятникам, но в тот факт, что законник вообще не был введен в практику, оставшись лишь проектом.
В конце XIV в. чешские юристы переработали существовавшие документы в соответствии с теми изменениями, которые произошли в правовых нормах в обычаях. Так возник чешский «Порядок земского права» Его отношение к «Маестас Каролина» точно не выяснено.
Весьма интересным и своеобразным был документ под названием «Порядок коронации короля и порядок благословения королевы». Он составлен Карлом I перед его коронацией в 1347 г. Этим «Порядком» и руководствовались при коронации. В документе излагается последовательность коронационных обрядов, так что он - ценное свидетельство жизни и обычаев при дворе XIV в.
Другую группу правовых документов представляют собой рукописи, где приведены не только тексты действовавших в городах правовых предписаний, но и пересказано содержание дебатов, на основе которых принято то или иное постановление. К таким источникам принадлежат, например «Наставления для иглавских коншелов». Что же касается жизни духовенства, то она регламентировалась в общем каноническим правом, а по конкретным поводам - решениями синодов, статутами епископов и архиепископов.
Правовые документы в целом показывают юридическое положение крестьян и городской бедноты, но в практике феодалов нарушения правовых норм представляли собой обычное явление. Много материала о жизни народных масс предгуситского периода содержится в судебных документах церкви, которые сохранились лучше, чем аналогичные светские материалы. По каноническому праву высшим судьей в том или ином церковном округе был епископ или архиепископ. От его имени викарии решали споры между лицами духовными и светскими. Записи хода этих споров и решений по ним являются содержанием так называемых «судебных актов». Так, сохранились судебные акты консистории Пражской. В них зафиксирована сеть приходов, рассеянных по всей стране, имеются инвентарии владений и имущества приходов, записи о содержании споров священников со светскими феодалами по поводу размера десятины, встречаются упоминания о ересях и т.п. Все эти сведения дают представление об экономическом и правовом положении чешской деревни.
Некоторые стороны жизни народных масс предгуситского периода отразились и в литературных произведениях светских феодалов, защищавших и прославлявших существующий порядок, а также представителей духовенства, составлявших в основном «легенды», т.е. жития святых. Крестьяне и вообще народ упоминались в этом виде литературы лишь как символ всего дурного, а слово «хлап» (холоп) употреблялось как бранное.
Городское творчество эпохи представлено сатирическими стихами, поэзией вагантов, критиковавших церковную иерархию и вообще власть имущих, но, с другой стороны, пренебрежительно относившихся к крестьянам. Критические мотивы особенно ярко выражены в драматических произведениях, которые ставились на подмостках городов и местечек.
В числе источников по истории предгуситской Чехии следует еще назвать трактаты и проповеди. Все они без исключения вышли из-под пера представителей духовенства. Из этих сочинений, строившихся по определенной, фиксированной схеме, мы иногда узнаем и о жизни народа: авторы иногда обращаются непосредственно к массам или включают в текст эпизоды из жизни города и деревни.
Глава 2. Социально-экономическое развитие Чехии XIV века.
XIV век – период экономического подъема: развивается сельское хозяйство, растет добыча металлов - золота и серебра. С 1300 года чеканится пражский грош – одна из самых твердых валют Европы. Развитие металлургии и чеканки денег способствует развитию товарно-денежных отношений. Товаризируется промышленность и сельское хозяйство, начинается переход на денежную ренту.[6;59]
Естественно, что параллельно с этим происходят и изменения в социальной сфере. Наиболее всего изменилось положение церкви.
Церковь к концу XIV века была крупнейшим феодалом Чехии.