Проект "Глобалстар"

началась на предприятии Дорниер летом 1993 года. На первой стадии было разработано прог­раммное обеспечение, которое с октября 1994 года выверяется на практике на маршрутах Северной Атлантики.

Партнерами фирмы Дорниер в этом проекте являются Институт Макса Планка, Морская метеослужба в Гамбурге, Метеорологическая служба Германии, Федеральное ведомство морского судоходства и гидрографии, Исследовательский центр Geesthacht и фирма AnschGtz в Киле, в навигационной управляющей системе которой (Nopsy) ис-

пользуется и новое программное обеспечение. Система обрабатыва­ет, с одной стороны, данные метеослужб и данные геодезических спутников относительно волнения моря, направлении и скорости ветра,а с другой - соответствующие характеристики судна (разме­ры, загрузка, статика и т.д.). На основе этих сведений разраба­тывается скорейший и, соответственно самый выгодный с точки зре­ния расходов маршрут. Потому что в судоходстве кратчайший путь между портом отплытия и портом назначения вовсе не всегда оказы­вается и самым скорым, в чем на своем печальном опыте убедились еще полярные мореплаватели.

Уже сегодня торговые суда получают указания по поводу курса, в частности, от морской службы погоды, которая разрабатывает центральный план маршрутов и рассылает на суда по факсу. План должен помочь им обойти штормовые зоны и придерживаться надежно­го и скорого курса. Новая система допускает децентрализованное планирование за счет компьютера и приемной станции на борту того или иного корабля, и благодаря этому быстрее предоставляются данные, которые опять-таки быстрее могут быть актуализированы. Это - большое преимущество, особенно для долгого плавания и при полученном заранее прогнозе. С помощью новой системы судоходных маршрутов капитан может проверять на бортовом компьютере путь следования своего судна каждый раз, когда поступает новый прог­ноз о волнении на море. Кроме того, благодаря данным, полученным через ERS, сообщения о волнах и ветре отличаются большей точ­ностью, чем раньше.

Ученые, которые разрабатывают новое программное обеспечение, в своих размышлениях идут уже на шаг вперед: в компьютерные программы может быть введена информация о морских портах и воз­можностях погрузки и разгрузки судов. Можно контролировать, нап­ример, контейнер с помощью спутников связи, проследить и доку­ментировать его путь от отправителя до адресата. Дело в том, что сегодня по мировому океану плавают многие тысячи контейнеров, о которых уже вовсе неизвестно, куда они были направлены. Планиро­вание маршрутов при правильной его организации с использованием геодезических спутников и спутников связи может вырасти в регу­лярную систему управления торговым судоходством.

При всем том, разработка судоходных маршрутов это, говоря об­разным языком, только верхушка айсберга, если только вспомнить о

расшифровке данных ERS об океанах и покрытых льдом пространствах

Земли. Нам известны тревожные прогнозы общего потепления Земли. которые приведут к тому, что растают полярные шапки и повысится уровень моря. Затоплены будут все прибрежные зоны, пострадают миллионы людей.

Но нам неизвестно, насколько правильны эти предсказания. Про­должительные наблюдения за полярными областями при помощи ERS-1 и последовавшего за ним в конце осени 1994 года спутника ERS-2 представляют данные, на основании которых можно сделать выводы об этих тенденциях. Они создают систему "раннего обнаружения" в деле о таянии льдов.

Благодаря снимкам, которые спутник ERS-1 передал на Землю, мы знаем, что дно океана с его горами и долинами как бы "отпечаты­вается" на поверхности вод. Так ученые могут составить представ­ление о том, является ли расстояние от спутника до морской по­верхности (с точностью до десяти сантиметров измеренное спутни­ковыми радарными высотомерами) указанием на повышение уровня мо­ря, или же это "отпечаток" горы на дне.

Хотя первоначально спутник ERS-1 был разработан для наблюде­ний за океаном и льдами, он очень быстро доказал свою многосто­ронность и по отношению к суше. В сельском и лесном хозяйстве, в рыболовстве, геологии и картографии специалисты работают с дан­ными, представляемыми спутником. Поскольку ERS-1 после трех лет выполнения своей миссии он все еще работоспособен, ученые имеют шанс эксплуатировать его вместе с ERS-2 для общих заданий, как тандем. И они собираются получать новые сведения о топографии земной поверхности и оказывать помощь, например, в предупрежде­нии о возможных землетрясениях.

Спутник ERS-2 оснащен, кроме того, измерительным прибором Global Ozone Monitoring Experiment Gome который учитывает объем и распределение озона и других газов в атмосфере Земли. С по­мощью этого прибора можно наблюдать за опасной озоновой дырой и происходящими изменениями. Одновременно по данным ERS-2 можно отводить близкое к земле UV-B излучение.

На фоне множества общих для всего мира проблем окружающей среды, для разрешения которых должны предоставлять основополага­ющую информацию и ERS-1, и ERS-2, планирование судоходных марш­рутов кажется сравнительно незначительным итогом работы этого

нового поколения спутников.  Но это одна из тех сфер,  в которой

возможности коммерческого использования спутниковых данных ис­пользуются особенно интенсивно. Это помогает при финансировании других важных заданий. И это имеет в области охраны окружающей среды эффект, который трудно переоценить: скорые судоходные пути требуют меньшего расхода энергии. Или вспомним о нефтяных танке­рах, которые в шторм садились на мель или разбивались и тонули, теряя свой опасный для окружающей среды груз. Надежное планиро­вание маршрутов помогает избежать таких катастроф.