Мировой опыт в укреплении толерантности в поликонфессиональном обществе

текст клятвы, 21- против, 10- не определились. В 1954 году Эйзенхауэр подписал соответствующий закон. С тех пор клятва стала и патриотической клятвой и публичной молитвой. Согласно упомянутому ранее судебному решению от 1943 года, клятва — дело добровольное. 31 из 50 штатов узаконили ежедневное произнесение клятвы в государственных школах. Клятва на самом деле больше, чем ритуал. В современном мире только США и Филиппины имеют клятву верности флагу.

Несомненно, судебное разбирательство о неконституционности клятвы несет на себе отпечаток событий 9 сентября 2000 года. Клятва получает более важное звучание и служит усилению патриотических настроений в Америке. Примером тому может служить деятельность общественной организации «Gateways to better Education», предлагающая, не дожидаясь решения Верховного суда, включить в программы государственных школ уроки по американскому религиозному наследию. В июне 2003 года эта организация разослала более 200000 объявлений, призывающих учителей, родителей и руководителей образованием помочь в обучении клятве и разъяснении фразы «Under God». В этих объявлениях, в частности, говорится, что отцы — основатели понимали, что свобода исходит от Бога, но не от правительства; правительство было учреждено для защиты данной Богом свободы и обеспечения права на жизнь, свободу и счастье.

Разумеется, не дело Верховного суда заниматься выяснением специфики связей человека с Богом. Его дело проверить конституционность отдельных проявлений религиозной веры. С этой точки зрения, Верховный суд неоднократно определял символы гражданской религии как «церемониальный деизм». По всей видимости, Верховный суд одобрит дополнение, включенное в текст клятвы в 1954 году и тем самым учтет мнение большинства американцев, выразивших несогласие с решением Калифорнийского суда. Тем не менее, случай с клятвой и сам процесс по разрешению возникшего конфликта выявил с новой силой те противоречия, что складываются в процессе реализации толерантности.

Генеральным направлением в деятельности ЮНЕСКО по достижению толерантности признается область образования и культуры в качестве реального механизма сдерживания нетерпимости. Мы уже обращали внимание на неоднозначные оценки применения этого механизма на примере европейских стран. При анализе американского опыта нельзя обойти стороной так называемую «минуту тишины» в государственных школах (сразу оговоримся, подобная практика осуществляется далеко не во всех штатах). Согласно новому распоряжению Министерства образования США (Guidance on Constitutionally Protected Prayer in Public Elementary and Secondary Schools 2003) эта минута тишины может быть использована в государственных школах для молитвы, причем молитвы определенного вероисповедания. Надо сказать, что американские школьники уже имеют специальный перерыв в занятиях на 2 часа после обеда. Они могут использовать это время по своему усмотрению как в религиозных целях, так и просто для самостоятельной работы. Примечательно, что ранее действовавшее руководство министерства образования США от 1995 года (Guidance on Religious Expression in Public Schools) признавало право на добровольную молитву, при этом другие не должны принуждаться к присутствию или участию в ней). Распоряжение министерства от 2003 г. по сути дела узаконивает минуту тишины-молитвы, тем самым, ставя на первое место ту часть первой поправки (Free Exercise Clause), которая говорит о свободе вероисповедания и препятствует государству в ограничении религиозной свободы своих граждан, в ущерб положению, запрещающему государству поддержку религии (Establishment Clause).

Критики упомянутого документа совершенно правильно, на наш взгляд, утверждают, что целью национальных государственных школ является образование, а не наставление в вере. Задача Министерства образования состоит в том, чтобы обеспечить создание доброжелательной атмосферы в школе для ребенка любого вероучения, а также и неверующих.

Следует особо отметить два очень важных решения Верховного суда США 1962 года: одно из них касалось запрещения на молитву, произносимую учителем в государственных школах, а также запрет на чтение Библии в государственных школах, квалифицированную как нарушение первой поправки. И вот чуть более чем 40 лет спустя «все возвращается на круги своя»- вновь и вновь сторонникам отделения церкви от государства приходится защищать свободу совести и вероисповедания и доказывать свою правоту в самых высоких кабинетах, в первую очередь, в судах.

Укрепление толерантности в современном обществе, как показывает международный опыт, возможно на основе соблюдения действующего международного и национального законодательства, прежде всего, Конституции. В этом отношении исключительно важная роль по достижению толерантности принадлежит судебной власти. Необходимо дать возможность и время судам спокойно изучать возникающие проблемы и принимать соответствующие решения по каждому конкретному факту.

Так, например, власти Солт-Лейк-сити продали церкви мормонов по их просьбе участок улицы, прилегающей к главному храму этой церкви. По словам одного из руководителей церкви, главная цель этого мероприятия заключалась в установлении тишины и покоя вокруг храма. Это предполагало запрет на любые речи и выступления против церкви мормонов, (например, продажу брошюр и книг с критическими замечаниями в адрес этой церкви). Но суд вынес определение, что, несмотря на принадлежность части главной улицы церкви, все-таки она продолжает оставаться публичным местом, т.е. разрешает свободное передвижение граждан и свободу слова.

По определению суда в штате Теннеси, графство Гамильтон, было решено убрать таблички с библейскими заповедями со здания суда. Аналогичное решение было принято в отношении керамических плиток с выдержками из священного Писания, закрепленных на средства родителей в коридоре одной из школ Вирджинии.

В настоящее время рассматривается дело о неправомерности установки монумента в честь 10 заповедей в здании Верховного суда штата Алабама по распоряжению председателя суда.

Помимо судебных органов очень серьезное значение в сфере укрепления толерантности в поликонфессиональном обществе имеет финансовая сторона деятельности религиозных организаций, а именно прозрачность их бюджетов, источников доходов. Американский опыт отделения церкви от государства в этом отношении заслуживает особого внимания, особенно в части ежегодного предоставления религиозными организациями налоговой декларации cогласно требованиям, изложенным на 13 страницах (Form 1023 «Application for Recognition of Exemption»). Эффективность воздействия экономических рычагов в области свободы совести можно проиллюстрировать хотя бы следующим примером. Религиозная организация в США лишится налоговых льгот, если, например, на богослужении паству будут призывать голосовать за того или иного кандидата в период выборной кампании. Иначе говоря, достижение толерантности в поликонфессиональном обществе невозможно достичь на основе призывов к уважению прав человека. Необходима четкая экономическая политика в области государственно-церковных отношений.

Подведем некоторые итоги по обозначенной проблеме.

Изучение международного опыта в области укрепления толерантности в поликонфессиональном обществе и возможности его использования в нашей стране убедительно показывают, что необходимо исключить любые формы государственного вмешательства в вопросы веры, церковной структуры и канонического права. Если же осуществление религиозной свободы одних граждан наносит ущерб правам и свободам других, интересам общества, то следует применять действующие нормы уголовного или административного права.

Необходимо всемерно развивать диалог как между государством и религиозными организациями, так и межрелигиозный диалог; поддерживать деятельность неправительственных организаций для усиления взаимопонимания между религиозными группами и защиты религиозного культурного наследия.

В то же время внимание к обеспечению в обществе религиозного плюрализма никоим образом не должно умалять права неверующих и атеистов. И в этом отношении особую роль приобретает соблюдение принципа отделения церкви от государства.

Однако отделение не означает отказ от соучастия государства и религиозных организаций в решении общезначимых проблем, прежде всего в социальной сфере. На наш взгляд, именно правовое регулирование сотрудничества государства и религиозных организаций должно стать краеугольным камнем государственной политики в области свободы совести. Совместная деятельность по улучшению общественного благосостояния реально будет способствовать устранению нетерпимости.

Фактическое осуществление и укрепление толерантности в современном поликонфессиональном обществе невозможно без компромиссов. Но эти компромиссы должны уважать конституционное право на свободу совести и равенство религий. Надо набраться терпения, знаний и политической воли.