Кассовые операции

14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за продажу товаров без применения контрольно-кассовой машины предусмотрено взимание штрафа с должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ.


5.2. Решения по вопросам использования бланков

строгой отчетности


А теперь рассмотрим некоторые судебные решения, связанные с использованием в наличных расчетах бланков строгой отчетности.

Фирму оштрафуют, если она применяет не те бланки строгой отчетности.

Как мы уже отмечали в нашей книге, организации (индивидуальные предприниматели) могут не использовать при расчетах наличными с населением ККТ, если они оформляют прием денег бланками строгой отчетности. Однако при этом можно использовать лишь те бланки, которые соответствуют профилю вашей деятельности. К такому решению пришел Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 22 февраля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/29.

Суть спора. Налоговая инспекция провела проверку деятельности общества по вопросам соблюдения Закона о ККТ. В ходе проверки было выявлено, что при оформлении заказа на изготовление металлической двери с деревянной отделкой и приобретение комплектующих материалов общество не применяло контрольно-кассовую технику, что является нарушением ст. 2 Закона о ККТ. Поэтому налоговики составили протокол и приняли постановление о назначении обществу административного наказания по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30 000 руб. Общество же решило оспорить этот штраф в суде.

Решение суда. Суд занял позицию налоговиков. В соответствии со ст. 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом п. 2 этой же статьи предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, согласно порядку, определенному Правительством РФ, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности.

Сейчас в качестве бланков строгой отчетности можно использовать бланки по формам, утвержденным ранее Минфином России.

В данном случае общество оказывало услуги по изготовлению и установке входных металлических дверей по индивидуальным заказам физических лиц. Такие услуги являются услугами в сфере бытового обслуживания населения. Для такой деятельности Минфин России в Письме от 20 апреля 1995 г. N 16-00-30-33 утвердил специальные формы бланков строгой отчетности (формы БО-1; БО-2 и т.д.). А общество применяло формы бланков строгой отчетности, которые можно использовать для оформления расчетов с населением предприятиям, входящим в систему Министерства лесного хозяйства РФ.

Если на билете нет всех обязательных реквизитов, он не является бланком строгой отчетности.

Если организация (индивидуальный предприниматель) при расчетах наличными с населением применяет бланки строгой отчетности, то они должны иметь все обязательные реквизиты, установленные законодательством. Об этом указано в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2006 г. N А52-5044/2005/2.

Суть спора. Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку дискотеки, принадлежащей обществу, на предмет выполнения требований Закона о ККТ.

В ходе проверки было обнаружено, что денежные расчеты при продаже клиенту входного билета по цене 50 руб. осуществлялись кассиром без применения контрольно-кассовой техники, о чем составлен акт и протокол об административном правонарушении.

На основании данного протокола и материалов проверки инспекция приняла постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и взыскании штрафа в размере 30 000 руб.

Однако общество решило отстоять свою правоту в суде.

Решение суда. Суд занял сторону налоговиков. Исходя из положений п. 2 ст. 2 Закона о ККТ, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 утверждено Положение "Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Им установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Так, при заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем 1 копии, либо бланк должен иметь отрывные части.

К бланкам строгой отчетности, в частности, относятся билеты.

В п. 5 Положения N 171 перечислены обязательные реквизиты, которые должны содержать бланки:

- сведения об утверждении формы бланка; наименование, шестизначный номер и серия;

- код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации (далее - ОКУД), наименование и код организации (или индивидуального предпринимателя), выдавшей бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- вид услуг; единица измерения оказания услуг;

- стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

- дата осуществления расчета; наименование должности, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).

Приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. N 20н в качестве бланка строгой отчетности утвержден образец билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений и посещения спортивно-массовых мероприятий.

Входной билет серии АД N 004433 стоимостью 50 руб., выданный кассиром общества лицам, проводящим проверку, не содержит всех обязательных реквизитов. Так, в билете не указаны: код формы бланка по ОКУД, дата осуществления расчета. Кроме того, билет не имеет отрывной части (корешка, на котором, как следует из утвержденного образца, должны быть указаны серия проданного билета и его цена). А такой билет нельзя считать бланком строгой отчетности.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Письмо Центрального банка РФ от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 N 247)


Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"


Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"


Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"


Письмо Федеральной налоговой службы от 06.06.2005 N 22-3-12/1013 "О регистрации ККТ"