Внешняя политика Франции после президентства де Голя

полном объеме.

Значительное место во внешнеполитической деятельности Франции занимает урегулирование региональных проблем и конфликтов (Ближний Восток, Индия и Пакистан и т.п.), решение которых, по мнению Парижа, необходимо искать путем примирения сторон на основе компромиссов. В частности, Франция возлагает большие надежды на организацию мирной конференции по Ближнему Востоку под эгидой четырех - США, РФ, ЕС и ООН.

Ж.Ширак подтверждает позицию Франции об ответственности индустриально развитых стран Запада за устойчивое развитие мира и их обязанность оказывать помощь развивающимся странам. В этой связи он заявляет, что Франция в течение ближайших 5 лет увеличит на 50% свою финансовую помощь зарубежным странам. Данные вопросы будут прорабатываться Францией в рамках международных финансовых организаций, а также "Большой восьмерки", в которой в 2003 году будет председательствовать Париж.

Анализ внешнеполитической деятельности Франции показывает, что Париж продолжает играть ведущую роль в определении внутренней и внешней политики Европейского Союза. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Франция занимает активную позицию в решении мировых проблем, проявляя при этом принципиальность и независимость. В местных дипломатических кругах отмечается, что весомую роль в этом играет высокий международный авторитет Президента Франции Ж.Ширака.


2.3. Внешнеторговая политика Франции.


На формирование внешнеторговой политики Франции1 оказали, существенное влияние следующие факторы и особенности:

  1. основная часть партнеров - это промышленно развитые государства;

  2. предметом внешней торговли служат промышленные товары;

  3. структурный характер внешней торговли;

  4. высокая зависимость от импорта энергетических и сырьевых ресурсов из развивающегося мира;

низкая обеспеченность природными ресурсами. Такой расклад предопределил две цели, которые были положены в основу внешнеторговой политики страны:

  1. снижение внешней сырьевой зависимости;

  2. создание условий для наращивания экспорта и расширения сферы функционирования собственной экономики на международной арене.

Для ослабления внешней сырьевой зависимости правительство Франции стала проводить политику экономии и стимулирования национального производства энергии, диверсификацию источников ее импорта. В целях реализации этой стратегии было использовано три экономических рычага:

  1. снижение роста спроса на энергию, что могло быть обеспечено ростом цен на нее;

  2. регулирование роста потребления энергии;

  3. осуществление сознательной политики для стимулирования экономии энергии (пропаганда в средствах информации, использование премиальной системы для инвестиций, обеспечивающих ее экономию, льготного кредитования и налогового преимущества).

Эта политика касалась не только производственного сектора, но и жилищного. Последствиями данной стратегии явился прирост ВВП. Одновременно осуществлялась политика, направленная на наращивание национального производства энергии. При этом следует отметить такую особенность, как наличие наибольших возможностей маневра, поскольку национальное производство энергии контролировалось государственным сектором.

С 80-х годов французское правительство пристальному вниманию подвергло национальное производство угля, поскольку затраты на его добычу были чрезмерно высоки по сравнению с другими странами, и это вызывало необходимость наращивания субсидий для его производства.

Добыча угля снизилась с 43,2% до 10%.

Аналогичная ситуация складывалась с национальным производством газа и нефти.

Для достижения энергетической независимости французское правительство осуществило реализацию широкомасштабной программы ядерной энергетики, которая позволила обеспечить 60% производства энергии и 30% потребления. Этому способствовали импорт ураносодержащего сырья, а также обеспеченность собственным обогащенным ураном.

Рост задолженностей, связанных с долгими сроками амортизации ядерных электростанций, стимулировал поиск новых источников энергии (геотермальная, энергия солнца, ветра). В результате всех принятых мер энергетическая зависимость страны ослабла.

Наряду с вышеназванными рычагами была задействована и стратегия диверсификации географических источников импорта энергии. Главной задачей ее явилось стремление снижения зависимости от стран ОПЕК. Основным средством служило наращивание долгосрочных контрактов с Саудовской Аравией на поставку нефти, природного газа - с постсоветскими странами, Алжиром, урана - с Нигером и Габоном.

В целях снижения риска от перебоя поставок политика была нацелена на аккумулирование запасов нефти в объемах четырехмесячного национального потребления. И если запасы нефти периодически претерпевали уменьшение, запасы же урана всегда поддерживались на высоком уровне1.

Следующий вектор политики Франции был направлен на обеспечение внешней независимости и по другим товарным группам, в частности, независимости от минерального сырья. Рычагами ее явились ограничение импорта, диверсификация источников снабжения, ужесточение контроля над использованием, создание гарантийных запасов.

Задачи ограничения импорта были решены многочисленными путями, среди которых приоритетными являлись:

рациональное использование сырья, стимулирование экономии, наращивание вторичного использования. Они были решены путем использования фискальных мер, льготных кредитов и субсидий.

Помимо ограничений импорта французское правительство было вынуждено диверсифицировать поставки и поддерживать свои инвестиции за рубежом. Основными регионами во внешнеэкономической политике страны явились Заир, Нигер, Габон, Замбия, которые на основе двусторонних соглашений обеспечивали поставку меди, кобальта, марганца, хрома, тантала и урана.

Рост инвестиций в геологоразведку и добычу за границей поддерживался политикой защиты их от любых возможных рисков. В этот период бюджетные затруднения Франции не позволили обеспечить аккумулирование гарантийных запасов по сырью, несмотря на рост привлечения государственных сбережений для этих целей.

Сужение внутреннего спроса и ограниченное проникновение на внешний рынок является узловым в системе внешнеэкономической политики Франции с конца второй мировой войны, поскольку из нескольких десятков тысяч французских предпринимателей лишь 500 обеспечивают экспортные поставки.

Система органов как государственного, так и парагосударственого уровней взяли под жесткий контроль определение торговой политики, меры по продвижению экспортных предложений, информационную и консультационную помощь, оказание технической помощи для повышения конкурентоспособности, страхование внешнеэкономической деятельности, а также выдачу экспортных кредитов.

Помимо поддержки государственными органами экспорта французская внешнеэкономическая политика обладает стройным механизмом, способствующим наращиванию экспортного потенциала страны. Это прежде всего:

  1. гарантии, предоставляемые в порядке страхования кредита от политических рисков, войн, революций, валютного контроля и природных катастроф. При этом страховые взносы экспортеров являются невысокими и не отягощают конкурентоспособность, а основные трудности ложатся на плечи государства;

  2. широкий комплекс гарантий экспортерам, позволяющий нести расходы на исследовательские работы, организацию выставок за рубежом и т.п. не предприятиям, а государству;

  3. страхование предложений, "инжиниринг";

  4. гарантия экономического риска, которая защищает предприятие от роста внутренних цен, а "франшиза" превращает эту гарантию в скрытую экспортную субсидию;

  5. финансирование на льготных условиях, целью которого является помощь развитию и росту продаж за рубежом;

  6. экспортные кредиты. Причем, наряду с обычными они позволяют экспортерам предлагать не только продажу, но и осуществлять финансирование покупки. За последние 15 лет кредиты, позволяющие сделать отсрочку платежа, существенно снижаются, соответственно сокращаются и льготы специализированных кредитов. Экспортные кредиты ограничивают вмешательство государственной власти и являются объектом свободной конкуренции банков. Некоторые преимущества в кредитной политике продолжают существовать при финансировании экспорта оборудования (твердые процентные ставки, процедура прогрессивных платежей).

Важной задачей французского экспорта является продвижение в страны третьего мира. При этом для приобретения . ими французского оборудования предоставляются кредиты Казначейства. К тому же налоговая система весьма благоприятна для экспорта товаров, которая обеспечивает недопущение утяжеления цены за счет налога с оборота или налога с затрат, и лишь несколько акцизов, которыми облагаются экспортеры, уменьшают риск налогового искажения по отношению к конкурентам.

Исключительная доля, занимаемая НДС в обязательном обложении, обеспечивает товаропроизводителям более высокие конкурентные преимущества, чем в других развитых странах, а фискальные режимы транзита, экспортного хранения в условиях продажи за границей обеспечивают временное избежание внутреннего налогообложения.

Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. В настоящее время Франция принимает активное участие в процессе глобализации мировой экономики, а ее национальная экономика интенсивно интернационализируется, что выражается в значительном росте внешней торговли страны. Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. На долю Франции приходится около 6% объема мировой торговли, она удерживает второе место в мире после США по экспорту сельскохозяйственной продукции и услуг и четвертое - по экспорту промышленной продукции. Кроме того, Франция является одним из крупнейших мировых инвесторов и занимает третье место в мире по объему инвестиций за рубежом1.

После 15 лет дефицита внешней торговли торговый баланс Франции с 1992 г. вновь становится положительным, причем превышение экспорта над импортом составило тогда 31 млрд. франков (5 млрд. долл.). С тех пор положительное сальдо торгового баланса значительно возросло и составило в 1996 г. 122 млрд. франков (20,3 млрд. долл.), а в 1997 г. - 173 млрд. франков (28,8 млрд. долл.).

Если к торговле товарами добавить обмены нематериального характера, относящиеся к сфере услуг, в частности туризм и финансовые операции, то очевидно, что платежный баланс Франции является в высокой степени положительным. В 1997 г. положительное сальдо по текущим операциям превысило 230 млрд. франков (38,3 млрд. долл.). При этом к активному торговому балансу добавились актив в обмене услугами и доходы от инвестиций за рубежом.

Франция занимает второе место в мире по экспорту услуг и с/х продукции, четвертое место по экспорту промышленной продукции (в основном оборудования).

Положительное сальдо торгового баланса в 1999г. достигло 124 млрд франков (18,9 млрд евро).

Экспорт продукции, достигший в 1998г. 1 814,5 млрд франков (276,61 млрд евро), составляет 26% ВВП.

Что касается импорта, то он достиг 1 719,5 млрд франков (262,13 млрд евро).

Эти цифры показывают значительный рост положительного торгового сальдо в области промышленного производства (67 млрд франков, то есть 10,21 млрд евро), положительный торговый баланс в агропродовольственном секторе (58 млрд франков, то есть 8,84 млрд евро).

Промышленность имеет положительное сальдо - 74 млрд. франков (11,28 млрд.евро).

Франция осуществляет 63% своего товарооборота со своими партнерами по Европейскому Союзу. Ее положительное торговое сальдо с ЕС достигло в 1998 г. 63 млрд франков (9,6 млрд евро). Основными торговыми партнерами Франции являются Германия, Италия

Глава III. Казахстано - французские отношения


3.1. Дипломатические отношения Республики Казахстан с Францией


Французская Республика признала независимость Ре­спублики Казахстан 7 января 1992 года. Дипломатические отношения были установлены 25 января 1992 года во время визита в Алматы министра иностранных дел Франции Роллана Дюма. За этим визитом последовало открытие в Алматы Торгпредства, а затем Посольства Франции1.

Франция является одним из ведущих государств Европей­ского союза. Без нее не может быть принято ни одно реше­ние, затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определяющей, служит при­мером для других государств. Налаживание продуктивного сотрудничества с ней способствует укреплению позиций Ка­захстана в международном сообществе, содействует развитию нашей страны, в том числе в экономической сфере.

Со своей стороны Франция также заинтересована в раз­витии отношений с Казахстаном. В ее политических кругах наша страна рассматривается в геополитическом плане как связующее звено на стыке двух частей света — Европы и Азии, как страна, играющая одну из ключевых ролей в обес­печении стабильности на континенте и обладающая много­обещающими экономическими перспективами. "Дорога в Центральную Азию" для Франции, как указывалось в докла­де Комиссии по иностранным делам Национального Собра­ния по случаю ратификации казахстанско-французского Договора о взаимопонимании, дружбе и сотрудничестве, ле­жит "в первую очередь через Алматы".

Оказывая поддержку Казахстану, поощряя двусторонние экономические связи, Франция рассчитывает занять одно из первых мест, наряду с США и Германией, в эксплуатации его природного и промышленного потенциала.

Об искреннем желании французов развивать отношения с Казахстаном свидетельствуют три безвозмездных дара, пре­доставленных в последнее время. Первый — в сумме 4 млн.франков использован на закупку компьютерной техни­ки. Второй — на сумму в 5 миллионов — пошел на установ­ку оборудования по очистке питьевой воды в районе Аральского моря, пуск которого был осуществлен 19 июля

1996 года. Третий — в размере 20,3 млн.франков — пред­назначен для финансирования участия французских хозяй­ствующих субъектов, в частности банков, в важных областях экономической реформы — содействии приватизации, со­здании рынка ценных бумаг и других.

Сфера культуры составляет немаловажный аспект двусто­роннего сотрудничества. Франция хотела бы усилить свое культурное присутствие в Казахстане. Французы заинтере­сованы в расширении преподавания французского языка в наших школах и вузах, в увеличении числа молодежных об­менов, готовы продолжать оказывать содействие в подготов­ке специалистов в гуманитарных областях.

В повестке дня двусторонних отношений — заключение Конвенции об избежании двойного налогообложения, Со­глашения о дальнейшем развитии и углублении взаимопони­мания и двустороннего сотрудничества. Ожидает реализации Декларация о воздушном сообщении, подписанная в 1993 году в ходе визита Ф.Миттерана в Алматы.

Хорошие перспективы для сотрудничества между нашими странами существуют в области культуры, образования, нау­ки, подготовки кадров.

Казахстан заинтересован в развертывании сотрудничества с Францией в деле обучения и подготовки высших управлен­ческих кадров. С этой целью была создана Национальная высшая школа государственного управления (НВШГУ), ко­торая сотрудничает с французской Национальной школой администрации.

Большой вклад в развитие казахстанско-французских торгово-экономических отношений вносит Межправительст­венная казахстанско-французская группа, третье заседание которой прошло 12 января 1995 г. в Париже1.

В течение последних двух лет частыми гостями Казахста­на были французские предприниматели. С французскими фирмами и компаниями создано 20 совместных предприя­тий, 8 из которых занято в сфере материального производст­ва. В Казахстане аккредитовано 10 представительств французских фирм.

Если в 1993 г. по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот упал в 2 раза и составил 12 млн. долл., то за 1994 г. его уровень превысил 26 млн. долл. За последнее время на­блюдаются изменения и в структуре товарооборота: доля экспорта постепенно снижается. В 1992 г. экспортные поставки составляли 76%, в 1993 г. — 51 %, в 1994 г. — 20,7%. Основной удельный вес в экспорте, по данным за 1994 г., приходится на хлопковые волокна — 80%, шерсть, берил­лий, фосфор, казеин, полистирол, кожевенное сырье. В импор­те преобладают гербициды, органические соединения, сахар, оборудование для производства напитков, хлебопекарен.

В 1995 г. внешнеторговый оборот с Францией составил 37,7 млн. долл., из которых все 100% пришлись на импортные по­ставки (медикаменты, продукты питания, парфюмерия, запас­ные части к отдельным видам оборудования, автомашины). В настоящее время сотрудничество между Казахстаном и Францией развивается в различных формах и по многим на­правлениям. В области геологии и охраны недр, нефтяной и газовой промышленности Казахстан сотрудничает с фирма­ми "Эльф Акитен", "Эльф Нефтегаз", "Компани Женераль де Жеофизик", "Тоталь", "Гидрокарбон инжиниринг", "Со-фресид", CGG, "Лурги", "Литвин", "Газ де Франс", "Рон Пуленк", "Жеосток". В области развития горнометаллурги-ческого комплекса — с фирмами "Кожема", "Альтернатив Финанс", "Пешине", "Клексим". В области химической про­мышленности — с "Альтернатив Финанс", "Техник Спейшм", "Тоталь"; в области энергетики — с фирмой "Томпсон"; в об­ласти транспорта — с "Сат", "Жейсмар", "Томпсон".

Имеются также контакты с фирмами, специализирующи­мися в отраслях легкой и пищевой промышленности, строи­тельства, здравоохранения,туризма.

Важной вехой в развитии двусторонних отношений явил­ся официальный визит Н.А.Назарбаева во Францию в сен­тябре 1992 года и подписание Договора о дружбе, взаимопо­нимании и сотрудничестве между двумя странами, предус­матривающего консультации в области экономики, политики и обороны.

В преамбуле Договора стороны заявили о том, что они убеждены в необходимости основания своих отношений на доверии и уважении общечеловеческих ценностей свободы, демократии и справедливости, признают примат междуна­родного права в отношениях между государствами, руковод­ствуются целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, подтверждают обязательства, взятые в рамках Хельсинкского Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парижской Хартии для новой Европы, сознают, что будущие отношения между двумя государствами неразрывно связаны с укрепле­нием мира, безопасности и стабильности в Европе и Азии. При этом принимается во внимание то, что Казахстан явля­ется одним из государств-правопреемников бывшего СССР, а также перспективы создания Европейского союза и его вклад в строительство миролюбивой и солидарной Европы.

Было сказано о том, что Казахстан и Франция осуществ­ляют политическое сотрудничество, как в двустороннем, так и в многостороннем плане. Они, признавая общечеловече­ские принципы свободы и демократии, сотрудничают в обла­сти защиты и поощрения прав и основных свобод человека, в частности, в соответствующих международных организаци­ях. Они объединяют свои усилия по обеспечению междуна­родной безопасности, предотвращению конфликтов и обеспечению примата международного права в отношениях между государствами.

Договор предусматривает проведение регулярных кон­сультаций на соответствующих уровнях для обмена мнения­ми как по двусторонним отношениям, так и по междуна­родным проблемам, представляющим общий интерес, в осо­бенности по основным вопросам безопасности и сотрудниче­ства в Европе с целью наиболее полного сближения своих позиций в этих областях и, при необходимости, проведения совместных или согласованных действий. С этой целью встречи на высшем уровне организуются по приглашению сторон, а министры иностранных дел встречаются не менее одного раза в год1.

Предусматриваются также консультации в рамках между­народных организаций, членами которых являются обе стра­ны, в первую очередь в Организации Объединенных Наций, с целью достижения наиболее полного сближения своих по­зиций, когда это представляется необходимым, и обеспече­ния наиболее эффективного проведения в жизнь мер, принятых в этих рамках.

Франция обязалась содействовать развитию связей между Казахстаном и Европейским союзом.

В Договоре записано, что оба государства тесно сотрудни­чают в рамках СБСЕ. Стороны действуют совместно в целях укрепления его институтов, в частности, в юридическом пла­не для обеспечения стабильности, безопасности и верховен­ства закона на европейском континенте. Они поощряют принятие норм поведения, призванных способствовать предотвращению конфликтов.

Обе стороны, подчеркивая решающий вклад соглашений о разоружении в европейскую и международную безопас­ность, заявили о поддержке в рамках Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе процесса разоружения, укрепления доверия и безопасности и предотвращения кон­фликтов в рамках Форума безопасности.

Стороны указали на особую важность мер, позволяющих избежать распространения оружия массового поражения. Франция с удовлетворением приняла к сведению решение Казахстана быть безъядерным государством.

Договор отразил намерение сторон развивать и укреплять контакты в военной области. В качестве особо приоритетных областей сотрудничества были выделены сельское хозяйство, энергетика, добыча полезных ископаемых, промышлен­ность, безопасность атомной энергетики, научные исследова­ния и космос. В документе зафиксировано также стремление развивать сотрудничество в области образования, культуры, науки и техники, защиты окружающей среды и борьбы с преступностью.

Этот Договор, подписанный с казахстанской стороны Президентом Н.А.Назарбаевым, а с французской — Прези­дентом Ф.Миттераном и Премьер-министром П.Береговуа, был ратифицирован и вступил в силу 13 ноября 1994 года.

Заключение Договора имело принципиальное значение для развертывания политического, торгово-экономического и культурного сотрудничества. Он отразил общее позитив­ное отношение французских правящих кругов к установле­нию более прочных дружественных связей с нашей страной. Ф.Миттеран в ходе своего официального визита в Алматы в сентябре 1993 года заявил, что "с точки зрения Западной Ев­ропы, Казахстан представляет собой одно из самых стабиль­ных и многообещающих государств бывшего СССР". Такой же позиции придерживается и другой выдающийся француз­ский политик — Ж.Ширак, через некоторое время сменив­ший Ф.Миттерана на посту президента. Приветствуя Н.А.Назарбаева в Парижской мэрии в сентябре 1992 года, он сказал, что Франция рассматривает Казахстан как связую­щее звено между Европой и Азией, как государство, которое должно играть роль гаранта стабильности в регионе.

16 17 сентября 1993 г. Президент Франсуа Миттеран посе­тил Казахстан с официальным визитом. В ходе визита были подписаны межправительственные документы: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и искусства, Совместная декларация о сотрудничестве в области науки и новых техно­логий, Соглашение о сотрудничестве между Национальной академией наук Казахстана и Национальным центром науч­ных исследований Франции, Протокол о сотрудничестве между Министерствами иностранных дел двух стран. Была также достигнута договоренность об установлении прямого воздушного сообщения между Алматы и Парижем. Большое внимание было уделено перспективам расширения экономи­ческого сотрудничества между Францией и Казахстаном. Французской стороной была открыта кредитная линия на 300 млн. французских франков.

18 февраля 1994 года состоялся рабочий визит Н.А.На­зарбаева во Францию, в ходе которого прошли его перегово­ры с Президентом Ф.Миттераном. Были обсуждены вопросы реализации ранее достигнутых договоренностей и пути даль­нейшего укрепления двустороннего сотрудничества в раз­личных сферах.

В июне 1995 года в Париже состоялась встреча Н.А. На­зарбаева с новым президентом Франции Жаком Шираком. Казахстанский руководитель стал первым иностранным гла­вой государства, посетившим Ж.Ширака после его избрания на этот пост. В ходе беседы главы государств дали положи­тельную оценку состоянию казахстанско-французских отно­шений, выразили убежденность в необходимости поддержания на высоком уровне как политического диалога, так и экономического сотрудничества.

23-24 июня 1994 г. Алматы с рабочим визитом посетила экс-премьер-министр Франции Эдит Крессон, в настоящее время являющаяся Комиссаром по делам науки, образования и про­блемам молодежи в Европейской Комиссии. Во время встреч с казахстанским руководством обсуждались вопросы двусто­ронних отношений, в частности, в сфере энергетики.

26-28 июля 1994 г. в Алматы находился вице-президент Комиссии по иностранным делам Национального Собрания Франции, председатель группы "Франция — Казахстан" Эмери де Монтескью.

Во время юбилейной сессии ГА ООН, состоявшейся 22 октября 1995 г. в Нью-Йорке, Президент Казахстана вновь встретился с Президентом Франции Ж.Шираком. Была до­стигнута договоренность о необходимости подписания согла­шения о дальнейшем развитии отношений между двумя странами в области экономики. Для активизации отношений в этой области создана межправительственная рабочая груп­па по экономическому сотрудничеству, заседания которой состоялись в Алматы в сентябре 1993 г., в Париже — в июне 1994 г. и в марте 1996 г. — в Алматы.

В период пребывания Н.А.Назарбаева 14-18 ноября 1995 года во Франции, где он принимал участие в юбилейных ме­роприятиях, посвященных 50-летию ЮНЕСКО, состоялась его встреча с Президентом Жаком Шираком, на которой стороны главное внимание уделили дальнейшему углубле­нию двусторонних отношений. Была достигнута договорен­ность об ускорении подготовки Соглашения о дальнейшем развитии и углублении взаимопонимания и двустороннего сотрудничества. С этой целью было решено провести заседа­ние Межправительственной казахстанско-французской ра­бочей группы по экономическому сотрудничеству в Алматы, а затем в начале 1996 года в Париже.

Состоялась также встреча Н.А.Назарбаева с представите­лями деловых кругов, где речь шла о совместной работе над конкретными проектами.

В 1994 г. организована франко-казахская Торговая пала­та во главе с бывшим министром иностранных дел Франции Жан-Пьер Ремоном, в которую вошли более 20 крупных фирм, банков и компаний Франции. Среди них банки "Кре-ди Коммерсиаль де Франс", "Сосьете Женераль", "Париба", компании "Томсон", "Газ де Франс", "Рено" и другие.

В июне 1994 г. в Алматы под эгидой Торгово-промышлен­ной палаты Парижа, франко-казахской Торговой палаты и по­сольства Франции проходили "Дни Франции в Казахстане" — первая крупномасштабная торгово-экономическая выставка Франции в странах Центральной Азии. В ней приняли уча­стие около 30 французских фирм и компаний, представляю­щих передовые отрасли французской индустрии и бизнеса — добывающую, текстильную и пищевую промышленность, электронику, автомобилестроение, консалтинг и другие.

С 17 по 19 мая 1995 г. в Алматы находилась делегация Национального совета французских предпринимателей, объ­единяющего более 1,5 млн. частных фирм, компаний и бан­ков во главе с Филиппом Жискар д'Эстеном. В ее состав вошли представители более 40 крупнейших фирм Франции.

В марте 1996 года состоялось третье заседание Межправи­тельственной казахстанско-французской рабочей группы по экономическому сотрудничеству. Сопредседатель француз­ской части, министр промышленности, почт и телекоммуни­каций Ф.Боротра, был принят Президентом Н.А.Назар­баевым, Премьер-министром А.М.Кажегельдиным, состоя­лась его беседа с министром иностранных дел Казахстана.

В ходе заседания рабочей группы обсуждались следую­щие проекты:

  1. обсуждение текста Соглашения о дальнейшем развитии 'и углублении взаимопонимания и двустороннего сотрудни­чества между Республикой Казахстан и Французской Ре­спубликой;

  2. поставка фирмой "Томсон" радаров для системы аэро­навигации Казахстана;

  3. участие французских фирм в процессе приватизации Каратау;

  4. строительство аэропорта в г.Акмоле;

  5. проекты в области нефти и газа;

  6. участие французских фирм в переработке сельскохо­зяйственного сырья.

На заключительном заседании был подписан контракт между "Казаэронавигацией" и фирмой "Томсон" о поставке аэронавигационного оборудования из Франции для реконст­рукции казахстанской системы аэронавигации в счет фран­цузской кредитной линии. Был рассмотрен вопрос по пяти проектам в области строительства, принято решение о под­держке проекта по строительству аэропорта в Акмоле.

В конце марта 1996 г. состоялся визит генерального сек­ретаря МИД Франции Бертрана Дюфурка, который встре­тился с Премьер-министром, Председателем мажилиса парламента, Государственным секретарем Казахстана, мини­стром промышленности и торговли, первым заместителем министра иностранных дел. Основной темой переговоров было подтверждение обоюдной заинтересованности и при­верженности духу партнерства, составляющих основу сло­жившихся казахстанско-французских связей, охватывающих практически все аспекты политического, экономического', научного, военно-технического сотрудничества.

Успешно развиваются отношения между Казахстаном и Фран­цией1. По своему статусу на международной арене Францию мож­но отнести к числу наиболее влиятельных мировых держав. Она принадлежит к группе семи наиболее развитых индустриальных государств, обладает ядерным оружием, высоким уровнем пред­ставительства в ведущих политических и финансовых институтах и организациях, активный член Европейского Союза. Французс­кая дипломатия имеет традиционно высокий международный ав­торитет. Франция играет заметную роль в утверждении нового мирового экономического порядка. Это объясняется прежде всего высоким уровнем ее экономического развития. Франция занима­ет четвертое (после США, Японии и ФРГ) место в мире по объему ВВП, который по итогам 1997 г. превысил 1,5 триллиона долл. США (26 820 долларов на душу населения); третье место - по объему притока иностранных инвестиций (104,5 млрд. франков в 1997 г.) вслед на США и Великобританией; четвертое - по разме­рам своих инвестиций за границей (144,8 млрд. франков), преоб­ладающая часть которых (44,8%) размещена в Европе, 17% на­правлены в США, 10,4% - в Германию. Более 60% объема экспор­та и импорта Франции преимущественно приходится на торговлю со странами ЕС. Интерес Казахстана к Франции продиктован имеющимся солидным потенциалом экономического сотрудни­чества, наличием у нее больших инвестиционных возможностей и высоких технологий. Высокопродуктивный аграрный сектор фран­цузской экономики также представляет для Казахстана особый интерес. Отдельные французские компании уже работают в на­шей стране, другие приступили к поиску партнеров. Правитель­ства двух стран намерены наращивать сотрудничество, рассматри­ваются перспективные сферы приложения совместных усилий и приемлемые схемы финансирования возможных проектов.

Одним из ключевых факторов, определяющих перспективы экономического и геополитического развития Франции, явилось вхождение страны с 1 января 1999 г. в единый Европейский эко­номический и валютный союз через создание единой валюты "евро". Обеспечение дальнейшего углубления европейской ин­теграции, в котором Франция с Германией выступают в роли своеобразных локомотивов, продолжает оставаться стратегической задачей ЕС. В последнее время наблюдается тенденция активиза­ции дипломатических контактов и двусторонних связей Франции со странами СНГ. При этом, очевидна ориентация на два основ­ных направления.

С одной стороны, в число главных стратегических приорите­тов Парижа входит формирование новой сбалансированной системы безопасности в Европе, где особое место отводится России. Другим важным аспектом в определении подходов Франции к СНГ является линия на закрепление и расширение своего присутствия не только в России, но и Центральной Азии и Закавказье. Фран­цузская дипломатия ищет возможность играть более активную роль в указанных регионах.

Высокий экономический потенциал, авторитет и влияние Фран­ции в мировой политике выдвигают ее в разряд одного из приори­тетных партнеров Казахстана в Европе. Франция является одним из ведущих государств Европейского союза. Без нее не может быть принято ни одно решение, затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определя­ющей, служит примером для других государств. Налаживание конструктивного сотрудничества с ней способствует укреплению позиций Казахстана в международном сообществе. Со своей сто­роны Франция также заинтересована в развитии отношений с Казахстаном. В ее политических кругах наша страна рассматрива­ется в геополитическом плане как связующее звено на стыке двух частей света - Европы и Азии, как страна, играющая одну из клю­чевых ролей в обеспечении стабильности в регионе и обладающая многообещающими экономическими перспективами. "Дорога в Центральную Азию" для Франции, как указывалось в докладе Комиссии по иностранным делам Национального Собрания по случаю ратификации казахстанско-французского Договора о вза­имопонимании, дружбе и сотрудничестве, лежит "в первую оче­редь через Алматы". Оказывая поддержку Казахстану, поощряя двусторонние экономические связи, Франция рассчитывает занять одно из первых мест, наряду с США и Германией, в освоении его природных ресурсов. Об искреннем желании французов разви­вать отношения с Казахстаном свидетельствуют три безвозмезд­ных дара, предоставленных в последнее время. Первый - в сумме 4 млн. франков использован на закупку компьютерной техники. Второй - на сумму в 5 миллионов пошел на установку оборудова­ния по очистке питьевой воды в районе Аральского моря, пуск которого был осуществлен 19 июля 1996 года. Третий - в размере 20,3 млн. франков - предназначен для финансирования участия французских хозяйствующих субъектов, в частности банков, в важных областях экономической реформы - содействии привати­зации, создании рынка ценных бумаг и других.

Принципы отношений между двумя государствами заложены в Договоре о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве, зак­люченном в ходе первого государственного визита Президента Н.Назарбаева во Францию в 1992 г. При этом Франция явилась первой из государств дальнего зарубежья, с которой подписан межгосударственный документ подобного уровня. Свое дальней­шее развитие двусторонние отношения получили в ходе офици­ального визита в Казахстан в 1993г. Президента Франции Ф.Мит­терана. Политический диалог на высшем уровне продолжает ак­тивно развиваться и с Президентом Ж.Шираком. Так, в 1995 -1999 гг. состоялось шесть встреч между главами наших государств, в ходе которых была продемонстрирована близость или совпаде­ние позиций по ключевым международным или региональным проблемам. Следует упомянуть, что Францией в числе других ядерных государств предоставлены гарантии ядерной безопасно­сти Казахстану. Это свидетельствует о том, что Казахстан рас­сматривается Францией как гарант стабильности в регионе. Наша страна пользуется репутацией государства, проводящего взвешен­ную линию на укрепление региональной и международной ста­бильности.

Казахстанско-французские отношения в экономической об­ласти в последнее время получили