Внешняя политика Франции после президентства де Голя
полном объеме.Значительное место во внешнеполитической деятельности Франции занимает урегулирование региональных проблем и конфликтов (Ближний Восток, Индия и Пакистан и т.п.), решение которых, по мнению Парижа, необходимо искать путем примирения сторон на основе компромиссов. В частности, Франция возлагает большие надежды на организацию мирной конференции по Ближнему Востоку под эгидой четырех - США, РФ, ЕС и ООН.
Ж.Ширак подтверждает позицию Франции об ответственности индустриально развитых стран Запада за устойчивое развитие мира и их обязанность оказывать помощь развивающимся странам. В этой связи он заявляет, что Франция в течение ближайших 5 лет увеличит на 50% свою финансовую помощь зарубежным странам. Данные вопросы будут прорабатываться Францией в рамках международных финансовых организаций, а также "Большой восьмерки", в которой в 2003 году будет председательствовать Париж.
Анализ внешнеполитической деятельности Франции показывает, что Париж продолжает играть ведущую роль в определении внутренней и внешней политики Европейского Союза. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Франция занимает активную позицию в решении мировых проблем, проявляя при этом принципиальность и независимость. В местных дипломатических кругах отмечается, что весомую роль в этом играет высокий международный авторитет Президента Франции Ж.Ширака.
2.3. Внешнеторговая политика Франции.
На формирование внешнеторговой политики Франции1 оказали, существенное влияние следующие факторы и особенности:
основная часть партнеров - это промышленно развитые государства;
предметом внешней торговли служат промышленные товары;
структурный характер внешней торговли;
высокая зависимость от импорта энергетических и сырьевых ресурсов из развивающегося мира;
низкая обеспеченность природными ресурсами. Такой расклад предопределил две цели, которые были положены в основу внешнеторговой политики страны:
снижение внешней сырьевой зависимости;
создание условий для наращивания экспорта и расширения сферы функционирования собственной экономики на международной арене.
Для ослабления внешней сырьевой зависимости правительство Франции стала проводить политику экономии и стимулирования национального производства энергии, диверсификацию источников ее импорта. В целях реализации этой стратегии было использовано три экономических рычага:
снижение роста спроса на энергию, что могло быть обеспечено ростом цен на нее;
регулирование роста потребления энергии;
осуществление сознательной политики для стимулирования экономии энергии (пропаганда в средствах информации, использование премиальной системы для инвестиций, обеспечивающих ее экономию, льготного кредитования и налогового преимущества).
Эта политика касалась не только производственного сектора, но и жилищного. Последствиями данной стратегии явился прирост ВВП. Одновременно осуществлялась политика, направленная на наращивание национального производства энергии. При этом следует отметить такую особенность, как наличие наибольших возможностей маневра, поскольку национальное производство энергии контролировалось государственным сектором.
С 80-х годов французское правительство пристальному вниманию подвергло национальное производство угля, поскольку затраты на его добычу были чрезмерно высоки по сравнению с другими странами, и это вызывало необходимость наращивания субсидий для его производства.
Добыча угля снизилась с 43,2% до 10%.
Аналогичная ситуация складывалась с национальным производством газа и нефти.
Для достижения энергетической независимости французское правительство осуществило реализацию широкомасштабной программы ядерной энергетики, которая позволила обеспечить 60% производства энергии и 30% потребления. Этому способствовали импорт ураносодержащего сырья, а также обеспеченность собственным обогащенным ураном.
Рост задолженностей, связанных с долгими сроками амортизации ядерных электростанций, стимулировал поиск новых источников энергии (геотермальная, энергия солнца, ветра). В результате всех принятых мер энергетическая зависимость страны ослабла.
Наряду с вышеназванными рычагами была задействована и стратегия диверсификации географических источников импорта энергии. Главной задачей ее явилось стремление снижения зависимости от стран ОПЕК. Основным средством служило наращивание долгосрочных контрактов с Саудовской Аравией на поставку нефти, природного газа - с постсоветскими странами, Алжиром, урана - с Нигером и Габоном.
В целях снижения риска от перебоя поставок политика была нацелена на аккумулирование запасов нефти в объемах четырехмесячного национального потребления. И если запасы нефти периодически претерпевали уменьшение, запасы же урана всегда поддерживались на высоком уровне1.
Следующий вектор политики Франции был направлен на обеспечение внешней независимости и по другим товарным группам, в частности, независимости от минерального сырья. Рычагами ее явились ограничение импорта, диверсификация источников снабжения, ужесточение контроля над использованием, создание гарантийных запасов.
Задачи ограничения импорта были решены многочисленными путями, среди которых приоритетными являлись:
рациональное использование сырья, стимулирование экономии, наращивание вторичного использования. Они были решены путем использования фискальных мер, льготных кредитов и субсидий.
Помимо ограничений импорта французское правительство было вынуждено диверсифицировать поставки и поддерживать свои инвестиции за рубежом. Основными регионами во внешнеэкономической политике страны явились Заир, Нигер, Габон, Замбия, которые на основе двусторонних соглашений обеспечивали поставку меди, кобальта, марганца, хрома, тантала и урана.
Рост инвестиций в геологоразведку и добычу за границей поддерживался политикой защиты их от любых возможных рисков. В этот период бюджетные затруднения Франции не позволили обеспечить аккумулирование гарантийных запасов по сырью, несмотря на рост привлечения государственных сбережений для этих целей.
Сужение внутреннего спроса и ограниченное проникновение на внешний рынок является узловым в системе внешнеэкономической политики Франции с конца второй мировой войны, поскольку из нескольких десятков тысяч французских предпринимателей лишь 500 обеспечивают экспортные поставки.
Система органов как государственного, так и парагосударственого уровней взяли под жесткий контроль определение торговой политики, меры по продвижению экспортных предложений, информационную и консультационную помощь, оказание технической помощи для повышения конкурентоспособности, страхование внешнеэкономической деятельности, а также выдачу экспортных кредитов.
Помимо поддержки государственными органами экспорта французская внешнеэкономическая политика обладает стройным механизмом, способствующим наращиванию экспортного потенциала страны. Это прежде всего:
гарантии, предоставляемые в порядке страхования кредита от политических рисков, войн, революций, валютного контроля и природных катастроф. При этом страховые взносы экспортеров являются невысокими и не отягощают конкурентоспособность, а основные трудности ложатся на плечи государства;
широкий комплекс гарантий экспортерам, позволяющий нести расходы на исследовательские работы, организацию выставок за рубежом и т.п. не предприятиям, а государству;
страхование предложений, "инжиниринг";
гарантия экономического риска, которая защищает предприятие от роста внутренних цен, а "франшиза" превращает эту гарантию в скрытую экспортную субсидию;
финансирование на льготных условиях, целью которого является помощь развитию и росту продаж за рубежом;
экспортные кредиты. Причем, наряду с обычными они позволяют экспортерам предлагать не только продажу, но и осуществлять финансирование покупки. За последние 15 лет кредиты, позволяющие сделать отсрочку платежа, существенно снижаются, соответственно сокращаются и льготы специализированных кредитов. Экспортные кредиты ограничивают вмешательство государственной власти и являются объектом свободной конкуренции банков. Некоторые преимущества в кредитной политике продолжают существовать при финансировании экспорта оборудования (твердые процентные ставки, процедура прогрессивных платежей).
Важной задачей французского экспорта является продвижение в страны третьего мира. При этом для приобретения . ими французского оборудования предоставляются кредиты Казначейства. К тому же налоговая система весьма благоприятна для экспорта товаров, которая обеспечивает недопущение утяжеления цены за счет налога с оборота или налога с затрат, и лишь несколько акцизов, которыми облагаются экспортеры, уменьшают риск налогового искажения по отношению к конкурентам.
Исключительная доля, занимаемая НДС в обязательном обложении, обеспечивает товаропроизводителям более высокие конкурентные преимущества, чем в других развитых странах, а фискальные режимы транзита, экспортного хранения в условиях продажи за границей обеспечивают временное избежание внутреннего налогообложения.
Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. В настоящее время Франция принимает активное участие в процессе глобализации мировой экономики, а ее национальная экономика интенсивно интернационализируется, что выражается в значительном росте внешней торговли страны. Франция производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. На долю Франции приходится около 6% объема мировой торговли, она удерживает второе место в мире после США по экспорту сельскохозяйственной продукции и услуг и четвертое - по экспорту промышленной продукции. Кроме того, Франция является одним из крупнейших мировых инвесторов и занимает третье место в мире по объему инвестиций за рубежом1.
После 15 лет дефицита внешней торговли торговый баланс Франции с 1992 г. вновь становится положительным, причем превышение экспорта над импортом составило тогда 31 млрд. франков (5 млрд. долл.). С тех пор положительное сальдо торгового баланса значительно возросло и составило в 1996 г. 122 млрд. франков (20,3 млрд. долл.), а в 1997 г. - 173 млрд. франков (28,8 млрд. долл.).
Если к торговле товарами добавить обмены нематериального характера, относящиеся к сфере услуг, в частности туризм и финансовые операции, то очевидно, что платежный баланс Франции является в высокой степени положительным. В 1997 г. положительное сальдо по текущим операциям превысило 230 млрд. франков (38,3 млрд. долл.). При этом к активному торговому балансу добавились актив в обмене услугами и доходы от инвестиций за рубежом.
Франция занимает второе место в мире по экспорту услуг и с/х продукции, четвертое место по экспорту промышленной продукции (в основном оборудования).
Положительное сальдо торгового баланса в 1999г. достигло 124 млрд франков (18,9 млрд евро).
Экспорт продукции, достигший в 1998г. 1 814,5 млрд франков (276,61 млрд евро), составляет 26% ВВП.
Что касается импорта, то он достиг 1 719,5 млрд франков (262,13 млрд евро).
Эти цифры показывают значительный рост положительного торгового сальдо в области промышленного производства (67 млрд франков, то есть 10,21 млрд евро), положительный торговый баланс в агропродовольственном секторе (58 млрд франков, то есть 8,84 млрд евро).
Промышленность имеет положительное сальдо - 74 млрд. франков (11,28 млрд.евро).
Франция осуществляет 63% своего товарооборота со своими партнерами по Европейскому Союзу. Ее положительное торговое сальдо с ЕС достигло в 1998 г. 63 млрд франков (9,6 млрд евро). Основными торговыми партнерами Франции являются Германия, Италия
Глава III. Казахстано - французские отношения
3.1. Дипломатические отношения Республики Казахстан с Францией
Французская Республика признала независимость Республики Казахстан 7 января 1992 года. Дипломатические отношения были установлены 25 января 1992 года во время визита в Алматы министра иностранных дел Франции Роллана Дюма. За этим визитом последовало открытие в Алматы Торгпредства, а затем Посольства Франции1.
Франция является одним из ведущих государств Европейского союза. Без нее не может быть принято ни одно решение, затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определяющей, служит примером для других государств. Налаживание продуктивного сотрудничества с ней способствует укреплению позиций Казахстана в международном сообществе, содействует развитию нашей страны, в том числе в экономической сфере.
Со своей стороны Франция также заинтересована в развитии отношений с Казахстаном. В ее политических кругах наша страна рассматривается в геополитическом плане как связующее звено на стыке двух частей света — Европы и Азии, как страна, играющая одну из ключевых ролей в обеспечении стабильности на континенте и обладающая многообещающими экономическими перспективами. "Дорога в Центральную Азию" для Франции, как указывалось в докладе Комиссии по иностранным делам Национального Собрания по случаю ратификации казахстанско-французского Договора о взаимопонимании, дружбе и сотрудничестве, лежит "в первую очередь через Алматы".
Оказывая поддержку Казахстану, поощряя двусторонние экономические связи, Франция рассчитывает занять одно из первых мест, наряду с США и Германией, в эксплуатации его природного и промышленного потенциала.
Об искреннем желании французов развивать отношения с Казахстаном свидетельствуют три безвозмездных дара, предоставленных в последнее время. Первый — в сумме 4 млн.франков использован на закупку компьютерной техники. Второй — на сумму в 5 миллионов — пошел на установку оборудования по очистке питьевой воды в районе Аральского моря, пуск которого был осуществлен 19 июля
1996 года. Третий — в размере 20,3 млн.франков — предназначен для финансирования участия французских хозяйствующих субъектов, в частности банков, в важных областях экономической реформы — содействии приватизации, создании рынка ценных бумаг и других.
Сфера культуры составляет немаловажный аспект двустороннего сотрудничества. Франция хотела бы усилить свое культурное присутствие в Казахстане. Французы заинтересованы в расширении преподавания французского языка в наших школах и вузах, в увеличении числа молодежных обменов, готовы продолжать оказывать содействие в подготовке специалистов в гуманитарных областях.
В повестке дня двусторонних отношений — заключение Конвенции об избежании двойного налогообложения, Соглашения о дальнейшем развитии и углублении взаимопонимания и двустороннего сотрудничества. Ожидает реализации Декларация о воздушном сообщении, подписанная в 1993 году в ходе визита Ф.Миттерана в Алматы.
Хорошие перспективы для сотрудничества между нашими странами существуют в области культуры, образования, науки, подготовки кадров.
Казахстан заинтересован в развертывании сотрудничества с Францией в деле обучения и подготовки высших управленческих кадров. С этой целью была создана Национальная высшая школа государственного управления (НВШГУ), которая сотрудничает с французской Национальной школой администрации.
Большой вклад в развитие казахстанско-французских торгово-экономических отношений вносит Межправительственная казахстанско-французская группа, третье заседание которой прошло 12 января 1995 г. в Париже1.
В течение последних двух лет частыми гостями Казахстана были французские предприниматели. С французскими фирмами и компаниями создано 20 совместных предприятий, 8 из которых занято в сфере материального производства. В Казахстане аккредитовано 10 представительств французских фирм.
Если в 1993 г. по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот упал в 2 раза и составил 12 млн. долл., то за 1994 г. его уровень превысил 26 млн. долл. За последнее время наблюдаются изменения и в структуре товарооборота: доля экспорта постепенно снижается. В 1992 г. экспортные поставки составляли 76%, в 1993 г. — 51 %, в 1994 г. — 20,7%. Основной удельный вес в экспорте, по данным за 1994 г., приходится на хлопковые волокна — 80%, шерсть, бериллий, фосфор, казеин, полистирол, кожевенное сырье. В импорте преобладают гербициды, органические соединения, сахар, оборудование для производства напитков, хлебопекарен.
В 1995 г. внешнеторговый оборот с Францией составил 37,7 млн. долл., из которых все 100% пришлись на импортные поставки (медикаменты, продукты питания, парфюмерия, запасные части к отдельным видам оборудования, автомашины). В настоящее время сотрудничество между Казахстаном и Францией развивается в различных формах и по многим направлениям. В области геологии и охраны недр, нефтяной и газовой промышленности Казахстан сотрудничает с фирмами "Эльф Акитен", "Эльф Нефтегаз", "Компани Женераль де Жеофизик", "Тоталь", "Гидрокарбон инжиниринг", "Со-фресид", CGG, "Лурги", "Литвин", "Газ де Франс", "Рон Пуленк", "Жеосток". В области развития горнометаллурги-ческого комплекса — с фирмами "Кожема", "Альтернатив Финанс", "Пешине", "Клексим". В области химической промышленности — с "Альтернатив Финанс", "Техник Спейшм", "Тоталь"; в области энергетики — с фирмой "Томпсон"; в области транспорта — с "Сат", "Жейсмар", "Томпсон".
Имеются также контакты с фирмами, специализирующимися в отраслях легкой и пищевой промышленности, строительства, здравоохранения,туризма.
Важной вехой в развитии двусторонних отношений явился официальный визит Н.А.Назарбаева во Францию в сентябре 1992 года и подписание Договора о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между двумя странами, предусматривающего консультации в области экономики, политики и обороны.
В преамбуле Договора стороны заявили о том, что они убеждены в необходимости основания своих отношений на доверии и уважении общечеловеческих ценностей свободы, демократии и справедливости, признают примат международного права в отношениях между государствами, руководствуются целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, подтверждают обязательства, взятые в рамках Хельсинкского Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парижской Хартии для новой Европы, сознают, что будущие отношения между двумя государствами неразрывно связаны с укреплением мира, безопасности и стабильности в Европе и Азии. При этом принимается во внимание то, что Казахстан является одним из государств-правопреемников бывшего СССР, а также перспективы создания Европейского союза и его вклад в строительство миролюбивой и солидарной Европы.
Было сказано о том, что Казахстан и Франция осуществляют политическое сотрудничество, как в двустороннем, так и в многостороннем плане. Они, признавая общечеловеческие принципы свободы и демократии, сотрудничают в области защиты и поощрения прав и основных свобод человека, в частности, в соответствующих международных организациях. Они объединяют свои усилия по обеспечению международной безопасности, предотвращению конфликтов и обеспечению примата международного права в отношениях между государствами.
Договор предусматривает проведение регулярных консультаций на соответствующих уровнях для обмена мнениями как по двусторонним отношениям, так и по международным проблемам, представляющим общий интерес, в особенности по основным вопросам безопасности и сотрудничества в Европе с целью наиболее полного сближения своих позиций в этих областях и, при необходимости, проведения совместных или согласованных действий. С этой целью встречи на высшем уровне организуются по приглашению сторон, а министры иностранных дел встречаются не менее одного раза в год1.
Предусматриваются также консультации в рамках международных организаций, членами которых являются обе страны, в первую очередь в Организации Объединенных Наций, с целью достижения наиболее полного сближения своих позиций, когда это представляется необходимым, и обеспечения наиболее эффективного проведения в жизнь мер, принятых в этих рамках.
Франция обязалась содействовать развитию связей между Казахстаном и Европейским союзом.
В Договоре записано, что оба государства тесно сотрудничают в рамках СБСЕ. Стороны действуют совместно в целях укрепления его институтов, в частности, в юридическом плане для обеспечения стабильности, безопасности и верховенства закона на европейском континенте. Они поощряют принятие норм поведения, призванных способствовать предотвращению конфликтов.
Обе стороны, подчеркивая решающий вклад соглашений о разоружении в европейскую и международную безопасность, заявили о поддержке в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе процесса разоружения, укрепления доверия и безопасности и предотвращения конфликтов в рамках Форума безопасности.
Стороны указали на особую важность мер, позволяющих избежать распространения оружия массового поражения. Франция с удовлетворением приняла к сведению решение Казахстана быть безъядерным государством.
Договор отразил намерение сторон развивать и укреплять контакты в военной области. В качестве особо приоритетных областей сотрудничества были выделены сельское хозяйство, энергетика, добыча полезных ископаемых, промышленность, безопасность атомной энергетики, научные исследования и космос. В документе зафиксировано также стремление развивать сотрудничество в области образования, культуры, науки и техники, защиты окружающей среды и борьбы с преступностью.
Этот Договор, подписанный с казахстанской стороны Президентом Н.А.Назарбаевым, а с французской — Президентом Ф.Миттераном и Премьер-министром П.Береговуа, был ратифицирован и вступил в силу 13 ноября 1994 года.
Заключение Договора имело принципиальное значение для развертывания политического, торгово-экономического и культурного сотрудничества. Он отразил общее позитивное отношение французских правящих кругов к установлению более прочных дружественных связей с нашей страной. Ф.Миттеран в ходе своего официального визита в Алматы в сентябре 1993 года заявил, что "с точки зрения Западной Европы, Казахстан представляет собой одно из самых стабильных и многообещающих государств бывшего СССР". Такой же позиции придерживается и другой выдающийся французский политик — Ж.Ширак, через некоторое время сменивший Ф.Миттерана на посту президента. Приветствуя Н.А.Назарбаева в Парижской мэрии в сентябре 1992 года, он сказал, что Франция рассматривает Казахстан как связующее звено между Европой и Азией, как государство, которое должно играть роль гаранта стабильности в регионе.
16 17 сентября 1993 г. Президент Франсуа Миттеран посетил Казахстан с официальным визитом. В ходе визита были подписаны межправительственные документы: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и искусства, Совместная декларация о сотрудничестве в области науки и новых технологий, Соглашение о сотрудничестве между Национальной академией наук Казахстана и Национальным центром научных исследований Франции, Протокол о сотрудничестве между Министерствами иностранных дел двух стран. Была также достигнута договоренность об установлении прямого воздушного сообщения между Алматы и Парижем. Большое внимание было уделено перспективам расширения экономического сотрудничества между Францией и Казахстаном. Французской стороной была открыта кредитная линия на 300 млн. французских франков.
18 февраля 1994 года состоялся рабочий визит Н.А.Назарбаева во Францию, в ходе которого прошли его переговоры с Президентом Ф.Миттераном. Были обсуждены вопросы реализации ранее достигнутых договоренностей и пути дальнейшего укрепления двустороннего сотрудничества в различных сферах.
В июне 1995 года в Париже состоялась встреча Н.А. Назарбаева с новым президентом Франции Жаком Шираком. Казахстанский руководитель стал первым иностранным главой государства, посетившим Ж.Ширака после его избрания на этот пост. В ходе беседы главы государств дали положительную оценку состоянию казахстанско-французских отношений, выразили убежденность в необходимости поддержания на высоком уровне как политического диалога, так и экономического сотрудничества.
23-24 июня 1994 г. Алматы с рабочим визитом посетила экс-премьер-министр Франции Эдит Крессон, в настоящее время являющаяся Комиссаром по делам науки, образования и проблемам молодежи в Европейской Комиссии. Во время встреч с казахстанским руководством обсуждались вопросы двусторонних отношений, в частности, в сфере энергетики.
26-28 июля 1994 г. в Алматы находился вице-президент Комиссии по иностранным делам Национального Собрания Франции, председатель группы "Франция — Казахстан" Эмери де Монтескью.
Во время юбилейной сессии ГА ООН, состоявшейся 22 октября 1995 г. в Нью-Йорке, Президент Казахстана вновь встретился с Президентом Франции Ж.Шираком. Была достигнута договоренность о необходимости подписания соглашения о дальнейшем развитии отношений между двумя странами в области экономики. Для активизации отношений в этой области создана межправительственная рабочая группа по экономическому сотрудничеству, заседания которой состоялись в Алматы в сентябре 1993 г., в Париже — в июне 1994 г. и в марте 1996 г. — в Алматы.
В период пребывания Н.А.Назарбаева 14-18 ноября 1995 года во Франции, где он принимал участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 50-летию ЮНЕСКО, состоялась его встреча с Президентом Жаком Шираком, на которой стороны главное внимание уделили дальнейшему углублению двусторонних отношений. Была достигнута договоренность об ускорении подготовки Соглашения о дальнейшем развитии и углублении взаимопонимания и двустороннего сотрудничества. С этой целью было решено провести заседание Межправительственной казахстанско-французской рабочей группы по экономическому сотрудничеству в Алматы, а затем в начале 1996 года в Париже.
Состоялась также встреча Н.А.Назарбаева с представителями деловых кругов, где речь шла о совместной работе над конкретными проектами.
В 1994 г. организована франко-казахская Торговая палата во главе с бывшим министром иностранных дел Франции Жан-Пьер Ремоном, в которую вошли более 20 крупных фирм, банков и компаний Франции. Среди них банки "Кре-ди Коммерсиаль де Франс", "Сосьете Женераль", "Париба", компании "Томсон", "Газ де Франс", "Рено" и другие.
В июне 1994 г. в Алматы под эгидой Торгово-промышленной палаты Парижа, франко-казахской Торговой палаты и посольства Франции проходили "Дни Франции в Казахстане" — первая крупномасштабная торгово-экономическая выставка Франции в странах Центральной Азии. В ней приняли участие около 30 французских фирм и компаний, представляющих передовые отрасли французской индустрии и бизнеса — добывающую, текстильную и пищевую промышленность, электронику, автомобилестроение, консалтинг и другие.
С 17 по 19 мая 1995 г. в Алматы находилась делегация Национального совета французских предпринимателей, объединяющего более 1,5 млн. частных фирм, компаний и банков во главе с Филиппом Жискар д'Эстеном. В ее состав вошли представители более 40 крупнейших фирм Франции.
В марте 1996 года состоялось третье заседание Межправительственной казахстанско-французской рабочей группы по экономическому сотрудничеству. Сопредседатель французской части, министр промышленности, почт и телекоммуникаций Ф.Боротра, был принят Президентом Н.А.Назарбаевым, Премьер-министром А.М.Кажегельдиным, состоялась его беседа с министром иностранных дел Казахстана.
В ходе заседания рабочей группы обсуждались следующие проекты:
обсуждение текста Соглашения о дальнейшем развитии 'и углублении взаимопонимания и двустороннего сотрудничества между Республикой Казахстан и Французской Республикой;
поставка фирмой "Томсон" радаров для системы аэронавигации Казахстана;
участие французских фирм в процессе приватизации Каратау;
строительство аэропорта в г.Акмоле;
проекты в области нефти и газа;
участие французских фирм в переработке сельскохозяйственного сырья.
На заключительном заседании был подписан контракт между "Казаэронавигацией" и фирмой "Томсон" о поставке аэронавигационного оборудования из Франции для реконструкции казахстанской системы аэронавигации в счет французской кредитной линии. Был рассмотрен вопрос по пяти проектам в области строительства, принято решение о поддержке проекта по строительству аэропорта в Акмоле.
В конце марта 1996 г. состоялся визит генерального секретаря МИД Франции Бертрана Дюфурка, который встретился с Премьер-министром, Председателем мажилиса парламента, Государственным секретарем Казахстана, министром промышленности и торговли, первым заместителем министра иностранных дел. Основной темой переговоров было подтверждение обоюдной заинтересованности и приверженности духу партнерства, составляющих основу сложившихся казахстанско-французских связей, охватывающих практически все аспекты политического, экономического', научного, военно-технического сотрудничества.
Успешно развиваются отношения между Казахстаном и Францией1. По своему статусу на международной арене Францию можно отнести к числу наиболее влиятельных мировых держав. Она принадлежит к группе семи наиболее развитых индустриальных государств, обладает ядерным оружием, высоким уровнем представительства в ведущих политических и финансовых институтах и организациях, активный член Европейского Союза. Французская дипломатия имеет традиционно высокий международный авторитет. Франция играет заметную роль в утверждении нового мирового экономического порядка. Это объясняется прежде всего высоким уровнем ее экономического развития. Франция занимает четвертое (после США, Японии и ФРГ) место в мире по объему ВВП, который по итогам 1997 г. превысил 1,5 триллиона долл. США (26 820 долларов на душу населения); третье место - по объему притока иностранных инвестиций (104,5 млрд. франков в 1997 г.) вслед на США и Великобританией; четвертое - по размерам своих инвестиций за границей (144,8 млрд. франков), преобладающая часть которых (44,8%) размещена в Европе, 17% направлены в США, 10,4% - в Германию. Более 60% объема экспорта и импорта Франции преимущественно приходится на торговлю со странами ЕС. Интерес Казахстана к Франции продиктован имеющимся солидным потенциалом экономического сотрудничества, наличием у нее больших инвестиционных возможностей и высоких технологий. Высокопродуктивный аграрный сектор французской экономики также представляет для Казахстана особый интерес. Отдельные французские компании уже работают в нашей стране, другие приступили к поиску партнеров. Правительства двух стран намерены наращивать сотрудничество, рассматриваются перспективные сферы приложения совместных усилий и приемлемые схемы финансирования возможных проектов.
Одним из ключевых факторов, определяющих перспективы экономического и геополитического развития Франции, явилось вхождение страны с 1 января 1999 г. в единый Европейский экономический и валютный союз через создание единой валюты "евро". Обеспечение дальнейшего углубления европейской интеграции, в котором Франция с Германией выступают в роли своеобразных локомотивов, продолжает оставаться стратегической задачей ЕС. В последнее время наблюдается тенденция активизации дипломатических контактов и двусторонних связей Франции со странами СНГ. При этом, очевидна ориентация на два основных направления.
С одной стороны, в число главных стратегических приоритетов Парижа входит формирование новой сбалансированной системы безопасности в Европе, где особое место отводится России. Другим важным аспектом в определении подходов Франции к СНГ является линия на закрепление и расширение своего присутствия не только в России, но и Центральной Азии и Закавказье. Французская дипломатия ищет возможность играть более активную роль в указанных регионах.
Высокий экономический потенциал, авторитет и влияние Франции в мировой политике выдвигают ее в разряд одного из приоритетных партнеров Казахстана в Европе. Франция является одним из ведущих государств Европейского союза. Без нее не может быть принято ни одно решение, затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определяющей, служит примером для других государств. Налаживание конструктивного сотрудничества с ней способствует укреплению позиций Казахстана в международном сообществе. Со своей стороны Франция также заинтересована в развитии отношений с Казахстаном. В ее политических кругах наша страна рассматривается в геополитическом плане как связующее звено на стыке двух частей света - Европы и Азии, как страна, играющая одну из ключевых ролей в обеспечении стабильности в регионе и обладающая многообещающими экономическими перспективами. "Дорога в Центральную Азию" для Франции, как указывалось в докладе Комиссии по иностранным делам Национального Собрания по случаю ратификации казахстанско-французского Договора о взаимопонимании, дружбе и сотрудничестве, лежит "в первую очередь через Алматы". Оказывая поддержку Казахстану, поощряя двусторонние экономические связи, Франция рассчитывает занять одно из первых мест, наряду с США и Германией, в освоении его природных ресурсов. Об искреннем желании французов развивать отношения с Казахстаном свидетельствуют три безвозмездных дара, предоставленных в последнее время. Первый - в сумме 4 млн. франков использован на закупку компьютерной техники. Второй - на сумму в 5 миллионов пошел на установку оборудования по очистке питьевой воды в районе Аральского моря, пуск которого был осуществлен 19 июля 1996 года. Третий - в размере 20,3 млн. франков - предназначен для финансирования участия французских хозяйствующих субъектов, в частности банков, в важных областях экономической реформы - содействии приватизации, создании рынка ценных бумаг и других.
Принципы отношений между двумя государствами заложены в Договоре о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве, заключенном в ходе первого государственного визита Президента Н.Назарбаева во Францию в 1992 г. При этом Франция явилась первой из государств дальнего зарубежья, с которой подписан межгосударственный документ подобного уровня. Свое дальнейшее развитие двусторонние отношения получили в ходе официального визита в Казахстан в 1993г. Президента Франции Ф.Миттерана. Политический диалог на высшем уровне продолжает активно развиваться и с Президентом Ж.Шираком. Так, в 1995 -1999 гг. состоялось шесть встреч между главами наших государств, в ходе которых была продемонстрирована близость или совпадение позиций по ключевым международным или региональным проблемам. Следует упомянуть, что Францией в числе других ядерных государств предоставлены гарантии ядерной безопасности Казахстану. Это свидетельствует о том, что Казахстан рассматривается Францией как гарант стабильности в регионе. Наша страна пользуется репутацией государства, проводящего взвешенную линию на укрепление региональной и международной стабильности.
Казахстанско-французские отношения в экономической области в последнее время получили