Внешняя политика Франции после президентства де Голя

поднятии на 2,4% показателя "среднего межпрофессионального уровня заработной платы" (СМИК). Новое значение СМИК равняется 905,4 евро. В конце июня 2002 г. Премьер-Министр Франции Ж.-П.Раффарен объявил, что вместо ожидаемого повышения минимальных зарплат будут приняты меры по гармонизации индексов, которые должны привести к некоторому увеличению среднего показателя СМИК.


1.3. Национальные проблемы и перспективы Франции


Иммиграция и отношение к ней нации приобрела статус серьезной проблемы во Франции в 1990-ых годах. Высокий уровень безработицы и несколько неприятных инцидентов в бедных общинах усилило враждебность к иммигрантам, особенно чернокожим и арабам с севера Африки. В сентябре 1994 как часть подавления мусульманского фундаментализма правительство выпустило предписания, неправленые на ограничение ношения религиозных символов в школах. Много мусульманских школьниц были выгнаны из школ, когда отказывались снять свои паранджи, вызывая массовые протесты. В 1993 были приняты более строгие иммиграционные законы, и в 1995 Франция приступила к высылке из страны незаконных иммигрантов.

В марте 1997 Французское Национальное собрание одобрило законодательство, направленное на борьбу с незаконной иммиграцией. Этот законопроект, который еще больше усилил уже принятый в 1993 закон, ограничивающий иммиграцию, пробудил многотысячные протесты французских граждан в Париже и других городах, включая Лион и Марсель. Противники законодательства утверждали, что, введя законопроект, французское правительство пошло на поводу у крайне правой Национальной Партии Фронта, сделавшей свои недавние избирательные успехи, проведя предвыборую кампанию на платформе антииммиграции1.

В мае 1995 прежний премьер-министр Жак Ширак выиграл президентские выборы, набрав 52.6 процента голосов и занял место Миттерана, не выставившего свою кандидатуру на переизбрание. Ширак назначил премьер-министром Алана Жюпэ. Новое правительство консерваторов, которое провело кампанию на платформе сокращения высокого уровня безработицы во Франции, получило поддержку значительного большинства в обеих палатах Парламента. Миттеран, наиболее долго исполнявший обязанности президента Франции в 20-ом столетии, умер от рака 8 января 1996.

В апреле 1997 года президент Ширак призвал к досрочным парламентским выборам в конце следующего месяца. Он преследовал цель повторного подбора правительства, чтобы протолкнуть буксующие экономические реформы, необходимые для входа в зону единой европейскую валюты. Предназначенные реформы, как ожидалось, причинят бедствие французской экономике, и ,как следствие, приведут к дальнейшему росту и так уже ставшей рекордной за последние десятилетия безработице в 12.8 процента.

Экономические неприятности истощили популярность Ширака и Жюпэ среди большинства французов. Выборы состоялись в двух раундах , 25 мая и 1 июня соответственно. Социалистическая партия выиграла с подавляющим перевесом, соединившись с меньшими партиями левого крыла, чтобы нанести поражение возглавляемому консерваторами правительству. После оглашения результатов выборов Ширак попросил лидера социалистов Лионеля Жоспэна сформировать новое правительство, и Жоспэн сменил Жюпэ в качестве премьер-министра. Жоспэн и ведомые им социалисты провели предвыборную кампанию, построенную на обещании создать сотни тысяч новых рабочих мест во Франции и обращении к партнерам Франции в Европейском Союзе с просьбой об ослаблении экономических требований для вступления в денежно-кредитный союз.

В конце 1995 Францию захлестнула война терроризма. Ряд террористических взрывов унес семь человеческих жизней и ранил более 150 граждан. Радикальная Исламская организация - Вооруженная Исламская Группа- взяла на себя ответственность за большинство взрывов, которые имели место в Париже и Лионе. Группа стремилась вынудить Францию приостановить помощь военному режиму в Алжире, прежней французской колонии, охваченной гражданской войной между правительственными войсками и религиозными фундаменталистами. Французские должностные лица ввели вследствие террористических актов военные патрули в главных городах Франции как меру безопасности. Меры безопасности были в конечном счете смягчены, но были усилены вновь в декабре 1996, когда бомба взорвалась в переполненной пассажирами пригородной электричке, прибывающей на Парижский вокзал. Четыре человека были убиты и почти 100 ранено. Никакая группа не взяла на себя ответственность, но большинство аналитиков склонилось к тому, что взрыв был работой Вооруженной Исламской Группы.

В октябре 1996 в здании муниципалитета города Бордо вскоре после того, как премьер-министр Франции Алан Жюпэ, являющийся еще и мэром этого города, покинул муниципалитет, в здании прогремел взрыв динамита. К счастью, в результате террористического акта никто не пострадал. Взрыв был приписан крылу Корсианского Национального Фронта Освобождения (FLNC), группе вне закона, борющейся за независимость управляемого французами острова. Группа проводила террористические действия в течение двух последних десятилетий, но большинство этих актов было ограничено Корсикой.

Сосуществование различных политических сил в системе органов государственной власти является, безусловно, крупным политическим новшеством недавнего времени. Оно имело место в условиях, когда президент Республики и правительство парламентского большинства принадлежали к разным лагерям, выступавшим вместе на политической сцене Франции (их традиционно называют "правый" и "левый", хотя в настоящее время грани между ними более расплывчаты, чем в прошлом). Вряд ли кто-либо предполагал такую возможность - ни те, кто разрабатывал текст Конституции, ни сам генерал де Голль. Действительно, долгое время избирательный корпус выбирал президента и Национальное собрание так, что они принадлежали к одному большинству. Подтверждением такой традиции стал роспуск Национального собрания де Голлем в 1968 г. и Миттераном в 1981 г., после чего следовали парламентские выборы, обеспечившие обоим президентам существенное большинство1.

Ситуация изменилась в 1986 г., когда в результате парламентских выборов президент Республики Франсуа Миттеран получил Национальное собрание, большинство в котором принадлежало Объединению в поддержку Республики (ОПР) и Союзу за французскую демократию (СФД). Такое положение привело к первому сосуществованию, когда до 1988 г. пост премьер-министра занимал Жак Ширак. В 1988 г. с избранием Франсуа Миттерана президентом на второй семилетний срок такому сосуществованию был положен конец. Роспуск главой государства Национального собрания в июне 1988 г. обеспечил большинство в нижней палате парламента социалистам. Премьер-министром стал Мишель Рокар, в мае 1991 г. он уступил этот пост Эдит Крессон, а в апреле 1992 г. ее сменил Пьер Береговуа.

Второе сосуществование имело место с марта 1993 г., когда президент Миттеран назначил премьер-министром Эдуара Балладюра после парламентских выборов, обеспечивших подавляющее большинство Объединению в поддержку Республики и Союзу за французскую демократию. Оно закончилось в 1995 г. с избранием президентом Республики Жака Ширака. Исполнительная и законодательная власть вновь были в руках одного и того же большинства, а премьер-министром становится Алэн Жюппе. Третье сосуществование началось с июня 1997 г.: парламентские выборы, последовавшие за роспуском Национального собрания Жаком Шираком в апреле 1997 г., обеспечили большинство пред-ставителям левых сил. Президент назначил премьер-министром Лионеля Жоспена, лидера Социалистической партии. Условия третьего сосуществования обратны двум предыдущим, но такой новый характер правления, похоже, более всего устраивает электорат, который стал более колеблющимся. В целом же три периода сосуществования свидетельствуют о том, что институты Пятой республики вполне работоспособны и обеспечивают Франции определенную политическую стабильность.

Главными событиями 2002 г. во внутриполитической жизни Франции стали состоявшиеся президентские и парламентские выборы.

Президентские выборы прошли в два тура 21 апреля и 5 мая.

В первом туре приняли участие 16 кандидатов (рекордное число за всю историю страны), представлявших практически все политические партии страны.

В результате голосования во второй тур прошли два кандидата - действующий Президент Франции Жак Ширак (19,9 %) и лидер ультра-правого "Национального Фронта" Жан-Мари Ле Пен (17 %). Выход Ж.М.Ле Пена в следующий тур вызвал глубокий эмоциональный шок и серьезную озабоченность в политических кругах и во всей стране. Следствием этого стало то, что период между двумя турами был отмечен массовой политической мобилизацией населения и многотысячными демонстрациями протеста против ультраправого движения, состоявшимися во всех уголках страны.

Изложенное позволило Жак Шираку одержать во втором туре 5 мая сокрушительную победу, набрав беспрецедентное количество голосов -82,5 %.

Итоги президентских выборов стали импульсом к дальнейшему укреплению республиканских ценностей, повышению авторитета государства, роли Франции в Европе и в мире.

Состоявшиеся 9 и 16 июня парламентские выборы закрепили позиции Ж.Ширака, завершившись победой правых, которые получили возможность сформировать правительство. Следует отметить, что левые, по сравнению с 1997 годом, потерпели сокрушительное поражение, получив всего 175 мест (в прежнем составе НС они занимали 310 мест)1.

Обращает на себя внимание также и то, что ультраправый "Нацио-нальный Фронт", несмотря на надежды и демагогичные заявления его лидера Ж-М.Ле Пена, не представлен в новом Парламенте: ни один из 37 кандидатов от НФ не был избран.

Отличительной чертой парламентских выборов 2002 года также является то, что в первом туре на 577 мест в Национальном Собрании претендовали 8424 кандидата (т.е. 13-14 кандидатов на каждое место). Этот показатель является рекордно высоким за всю историю Пятой Республики.

Результаты выборов дают повод говорить о том, что Президент Ж.Ширак на ближайшие пять лет может твердо рассчитывать на поддержку большинства в обеих палатах Парламента - Сенате и Национальном Собрании. Со своей стороны, вновь назначенный Премьер-Министр Жан-Пьер Раффарен заверил, что возглавляемый им кабинет будет стремиться прилагать максимум усилий для реализации предвыборной программы Главы государства.

На основе результатов парламентских выборов в стране сформировано новое правительство, которое отличают ряд характерных черт. Прежде всего, следует отметить выбор Президента в отношении кандидатуры Премьер-Министра. Жан-Пьер Раффарен, член партии "Либеральная демократия", из-вестный своим прагматизмом, является центристом по своим взглядам, ак-тивно поддерживающим идеи созданной Ж.Шираком в ноябре 2002 г. партии "Союз за народное движение". Во время предвыборной президентской кам-пании Главы государства Ж.П.Раффарен возглавлял его штаб.

Новый Премьер при формировании кабинета сделал ставку на "обнов-ление", в результате чего на посты министров были назначены совершенно новые люди в правительственных кругах. Впервые за всю историю страны министром обороны стала женщина - Мишель Аллио-Мари. На пост минист-ра по делам молодежи, национального образования и исследований назначен известный философ и интеллектуал Люк Ферри. Пост министра экономики, финансов и промышленности занял Франсис Мер, президент крупнейшего в мире концерна черной металлургии "Арселор" и председатель Французской ассоциации стали. Министром культуры и коммуникации стал Жан-Жак Ай-агон, директор парижского Центра искусства и культуры им. Жоржа Помпи-ду. Жан-Франсуа Ламур, в прошлом трехкратный олимпийский чемпион и многократный чемпион Франции по фехтованию, стал министром спорта.

Министром-делегатом по вопросам исследований и новых технологий Ж-П.Раффарен назначил Клоди Эньере, первую в Европе женщину-космонавта, дважды побывавшую в космосе в составе совместных экипажей, стартовавших с космодрома Байконур.

Следует также упомянуть о состоявшемся 3 июля 2002 г. выступлении Премьер-Министра в Национальном Собрании с традиционным общеполи-тическим заявлением правительства. Обращает на себя внимание основная идея, положенная в основу предстоящей деятельности правительства. Речь идет о так называемом "новом гуманизме", под которым подразумевается, что основной заботой государства станет повышение своего авторитета и восстановление республиканских ценностей, что ответственность за Респуб-лику должна быть распределена между всеми членами общества. "Новый гуманизм" основывается также на всеобщем вовлечении в развитие творче-ского потенциала страны во всех сферах и на идее о необходимости сотруд-ничества с европейскими партнерами в целях "гуманизации" процессов гло-бализации.

Одной из главных проблем, которые намерено решать правительство Раффарена, является проблема обеспечения безопасности граждан. Для этого предусматривается численно усилить силы полиции и жандармерии, а также принять меры по снижению преступности среди несовершеннолетних. В рамках продолжающегося процесса децентрализации будут конституционно закреплены статус и полномочия регионов.

С начала 2003 года, в соответствии с основными направлениями, опре-деленными Президентом Франции, Правительство приступило к проведению пенсионной реформы, имеющей целью сохранение существующей распреде-лительной системы пенсионного обеспечения с одновременным предостав-лением права свободного выбора возраста ухода на пенсию.

Предусматривается также усиление борьбы за безопасность на дорогах страны. В рамках деятельности на данном направлении силы правопорядка получат новое, более совершенное снаряжение, будут установлены автомати-зированные системы контроля за движением, введены более строгие меры наказания за нарушения, модифицированы правила получения водительских удостоверений, усилен медицинский контроль за состоянием здоровья води-телей. Эти меры, по мнению Правительства, должны на долгое время снизить число дорожно-транспортных происшествий. В 2002 году произошли изменения в составе ведущих политических партий страны. 17 ноября состоялся учредительный съезд новой правой пар-тии под названием "Союз за народное движение" (Union pour un mouvement populaire) (СНД). Съезд завершил начатый в 2001 году по инициативе Ж.Ширака процесс формирования новой мощной правой партии, в которую объединились партии "Объединение в поддержку Республики" (ОПР), "Либеральная демократия (ЛД), а также большинство членов правоцентристского "Союза за французскую демократию" (СФД), являющихся сторонниками взглядов Президента страны. Создание СНД имело ключевое значение для развития политической жизни Франции. Впервые в политической истории Пятой Республики про-изошло реальное слияние трех крупных партий, к которому правые стреми-лись последние двадцать пять лет. Наличие единой мощной партии даст пра-вым в будущем возможность более согласованно проводить свою политику, а также будет способствовать обеспечению побед на выборах.

Глава II. Геополитика Франции: история и современность


2.1. Франция и Европа: на пути к интеграции


История формирования и развития ЕС - это этапы интеграции западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Процесс интеграции продолжается и сегодня. С точки зрения экономического развития, выделяют 4 этапа интеграции:

Первый этап (1945-1957 гг.) характеризовался восстановлением разрушенного во время войны хозяйства.

На втором этапе (1957-1974 гг.), начавшемся с Римского договора, проявилась центростремительная тенденция в западноевропейской группировке.

В ходе третьего этапа (1974-1985 гг.) Западную Европу потрясли два мировых экономических кризиса: 1974 - 1975 г., 1980 - 1982 г. и произошло ослабление интеграционных процессов, они начали развиваться вширь, а не внутрь.

На четвертом этапе развития интеграционных процессов (1985-1992 гг.) имели место длительный экономический подъем, усиление интеграции вглубь, укрепление позиций Западной Европы в мире. Стали укрепляться позиции ЕЭС в мировой экономике.

Пятый этап, начавшийся в 1992 г., демонстрирует углубление регулирующих межгосударственных и наднациональных мероприятий в денежно-кредитной, финансовой и валютной сферах после Маастрихтского договора1. Договор, подписанный 7 февраля 1992 г. министрами иностранных дел и финансов государств-членов Европейского Сообщества в нидерландском городе Маастрихт, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз, является одним из крупнейших политических и правовых актов в истории европейской интеграции. Он открыл новый этап в развитии интеграции, позволяя, в случае ее реализации, превратить Европейский Союз в экономическую “сверхдержаву, равную США и значительно превосходящую Японию”.

Очевидно, для современной Франции основополагающим является процесс западноевропейской интеграции. Утверждение этого направления в качестве базового для Франции, рост взаимозависимости западноевропейских стран находят выражение в идее "западноевропейской общности".

Между тем процессы европейской интеграции приближаются к качественно новому рубежу: созданию валютно-экономического союза стран-участниц ЕС (число которых увеличилось с 6 до 15 и имеет шансы достигнуть в начале будущего столетия 22, если не более), выработке ими новых организационных структур, проведению общей внешней политики и политики безопасности. Данная перспектива воспринимается французами неоднозначно.

“L' intendance suit”, говорил Шарль де Голль, “обоз идёт за армией”, а не впереди нее. Многие исследователи и политики полагают, что односторонний акцент на экономике был недостатком прежнего ЕС, исправлением которого Европа занимается со времен Маастрихта.

Но сейчас валютные рынки вновь демонстрируют, сколько серьезно нужно относиться к “обозу” в интересах граждан ЕС. Президент Германии Херцог полагает, что "времена национальных экономик давно миновали. Стабильность национальных валют зависит от открытости рынков для экспорта".1

Во Франции социалист Лионель Жоспен стал премьер-министром, обещая снижение безработицы и сокращение рабочей недели. С тех пор он несколько пересмотрел свои цели. Но до сих пор остается неясным, возможно ли вообще проводить политику без повышения государственных расходов и долга. Это, в свою очередь, означает забвение идеи низкой инфляции, которая была краеугольным камнем французской экономики с тех пор, как Миттеран отказался от "социалистических экспериментов" в самом начале своего выборного срока.

Европейский Союз - это практическое воплощение в жизнь идеи европейской интеграции. Идея европейской инте­грации имеет длительную историю. С древних времен Европа предпринимала попытки объединиться и создать нечто еди­ное целое. В античную эпоху такую попытку предпринял Юлий Цезарь и неудачно. В средние века попытался объеди­нить европейский континент Карл Великий. Ничего не вы­шло. В новое время решил испытать удачу Наполеон. Но по­терпел полный провал. В двадцатом веке А.Гитлер ставил пе­ред собой цель - не только завоевание всей Европы, но и ус­тановление мирового порядка. Попытка закончилась полным крахом1.

Провал всех прежних попыток объединения Европы объ­ясняется лишь одним, а именно: все попытки объединения основывались на насилии, т.е. на завоеваниях. А такой путь всегда ведет к неудаче.

Однако идея европейского объединения или интеграции жила и развивалась, влияя все больше на умы европейцев. Она стала все более материализовываться, когда ее стали поддерживать народные массы, особенно тогда, когда в Евро­пе все чаще, все больше стали вспыхивать войны, принимав­шие все более грандиозные размеры. В первой половине XIX в. на Всемирном конгрессе сторонников мира, созванном по инициативе выдающегося французского писателя Виктора Гюго, была выдвинута идея создания Соединенных Штатов Европы (СШЕ).

Идея Соединенных Штатов Европы понравилась всем, по­скольку выражала желание и мнение европейских народов. Ни государи, ни политики, ни политические партии не могли отмахнуться от этой навязчивой идеи, какой стала идея соз­дания Соединенных Штатов Европы. Все они вынуждены были определить свое отношение к этой идее. Правда, надо отметить, что интерес к ней то утихал, то вспыхивал с новой силой накануне или в ходе военных конфликтов. В самый разгар первой мировой войны идея СШЕ, уже трансформиро­вавшись в лозунг, стала предметом всеобщего обсуждения во всех странах Европы и за ее пределами. После окончания первой мировой войны были предприняты первые попытки практического ее претворения в жизнь. Но все они окончи­лись неудачно, скорее всего, из-за того, что фашистская Гер­мания, как было сказано, развязав вторую мировую войну, пыталась военным путем объединить Европу.

После второй мировой войны идея европейской интегра­ции стала все более актуальной. Об этом можно судить по ре­чи У.Черчилля, в которой он призвал к объединению Европы, правда, с определенной целью, а именно: не допустить рас­пространения коммунизма.

Между тем известно, что поводом большинства европей­ских военных конфликтов служили противоречия между дву­мя крупными европейскими государствами - Францией и Германией. Всем было ясно, что без устранения этих проти­воречий невозможно вести речь об интеграции Европы. Как сделать так, чтобы устранить противоречия между этими двумя европейскими государствами? Многие государствен­ные и общественные деятели европейских стран ломали свои головы над этим вопросом. И здесь возникает идея объеди­нить Германию и Францию не на военно-политической осно­ве, а на экономической. Два выдающихся француза, эконо­мист Жан Монне и политик Робер Шуман, предложили объе­динить две основные отрасли промышленности Германии и Франции, а именно угольную и сталелитейную, рассчитывая, что со временем к этому объединению могут присоединиться соседние государства. Так оно и произошло.

9 мая 1950 г. Р.Шуман, министр иностранных дел Фран­ции, от имени правительства своей страны опубликовал дек­ларацию, которая здесь же получила название "Декларация 9 Мая 1950 года", в которой он открыто изложил идею объеди­нения ведущих отраслей промышленности Германии и Фран­ции в объединение угля и стали. Правительство Франции об­ратилось с этой идеей к правительству ФРГ.

Правительство Конрада Аденауэра поддержало эту идею. Вскоре ее поддержали правительства Италии, Бельгии, Гол­ландии и Люксембурга. Таким образом, шесть европейских государств, а именно Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург, создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС).

День 9 Мая был объявлен "Днем Европы", и с этой даты официально начинается отсчет начала европейской интегра­ции. И термин "интеграция" активно включается в политиче­ский и научный оборот.

И здесь мимоходом следует отметить, что понятие "интеграция" означает объединение частей, участвующих в интеграционном процессе, в единое целое при сохранении их самостоятельности. Но при этом, участвуя в интеграции, страны должны делегировать частью своего суверенитета в пользу наднациональных институтов, то есть вопросы внеш­ней политики, обороны и безопасности.

В апреле 1951 г. в Париже главы государств и прави­тельств шести стран подписали договор, учреждающий Евро­пейское объединение угля и стали, сокращенно ЕОУС. Дого­вор имел цель обеспечить свободное передвижение товаров, капитала, услуг и лиц в рамках границ шести стран, подпи­савших этот договор. Договор устанавливал руководящие ин­ституты Европейского объединения угля и стали, а именно высший орган, то есть имеется в виду Совещание глав госу­дарств и правительств стран, подписавших договор о созда­нии ЕОУС, затем Европарламент, Совет министров, Комиссию и Суд, а также некоторые Советы, как, например, Эконо­мический и социальный совет.

Следует отметить, что учредители ЕОУС обратили особое внимание на необходимость соблюдения государственного суверенитета, то есть, чтобы решения ЕОУС не затрагивали государственный суверенитет, самый болезненный вопрос в процессе европейской интеграции. Поэтому руководители глав государств согласились, что при принятии решений по важнейшим вопросам будут учитываться не простое боль­шинство, а так называемое квалифицированное большинство, т.е. такое, когда решения по важнейшим вопросам, затраги­вающим государственный суверенитет, будут приниматься двумя третями голосов стран-членов ЕОУС. Затем надо отме­тить, что в Европейском парламенте, решения которого носи­ли рекомендательный характер, голоса распределялись сле­дующим образом: десять голосов для Франции, десять голо­сов для ФРГ, десять голосов для Италии, остальные три госу­дарства имели меньшее количество голосов, таким образом, и здесь было предусмотрено в какой-то степени сохранение го­сударственного суверенитета, особенно тогда, когда речь идет о таких крупных странах, как Франция и Германия.

Следует отметить, что Объединение было построено на принципах полной добровольности стран, подписавших дого­вор, учреждающий Европейское объединение угля и стали. Объединение начало функционировать несколько позже, но уже в 1955-1956 гг. Объединение показало свою эффектив­ность, и уже в середине 50-х гг. появилась новая идея, а именно: нельзя ли распространить принципы Европейского объединения угля и стали на всю экономику шести стран, входящих в ЕОУС. И вот в начале 1957 г. главы государств и правительств шести указанных стран, а именно Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, догово­рились встретиться в городе Риме и подписать договор, кото­рый получил название Римский договор. Этот акт состоялся 25 марта 1957 г.

Римский договор большой, он охватывает все сферы, все области экономики шести стран, а именно чисто экономиче­скую область, валютную область, торговую область, социаль­ную жизнь, вопросы налогообложения и т.д. Римский договор начал функционировать с 1-го января 1958 г. Надо сказать, что те, кто подписали Римский договор, имели в виду, что эти шесть стран пройдут три этапа в своей деятельности на пути к европейской интеграции, а именно: торговый, экономический и самый последний и самый трудный - политический этап.1

Что касается первого этапа, торгового, то он должен был завершиться к 1970-му г., т.е. в течение двенадцати лет стра­ны Европейского экономического сообщества должны были полностью снять таможенные пошлины на своих границах, это, прежде всего, касалось налогообложения на промышлен­ные товары, что касалось сельскохозяйственных товаров, то здесь положение было несколько иное. Поскольку первый этап затрагивал торговую область, то его с легкой руки жур­налистов назвали общим рынком. Что касается последующих этапов, а именно экономического, то здесь речь шла о созда­нии совместных предприятий стран, входящих в Европейское сообщество. Римский договор устанавливал руководящие ор­ганы Европейского экономического сообщества, а именно Совещание глав государств и правительств, входящих в Ев­ропейское сообщество, Европейский парламент, сокращенно Европарламент, Совет министров, Комиссию, и, наконец, Суд.

По примеру Европейского объединения угля и стали в Ев­ропейском экономическом сообществе были соблюдены те же самые принципы распределения мест в Европейском парла­менте согласно численности населения стран, входящих в Ев­ропейское сообщество, устанавливалось право вето в Совете министров для трех крупных стран - для Франции, ФРГ и Италии. Решения по принципиальным вопросам принимались квалифицированным большинством. Решения Европейского парламента носили рекомендательный характер, а вот реше­ния Совета министров в ранге или министров иностранных дел, или министров экономики, или министров сельского хо­зяйства, здесь как раз решения носили обязательный харак­тер. Что касается совещания глав государств и правительств, то оно первое время созывалось очень редко. Однако в 1974 г. было принято решение, что главы государств и правительств стран - членов Европейского сообщества учреждают Евро­пейский Совет, куда входят только главы государств и прави­тельств государств-членов Европейского сообщества. Евро­пейский Совет, таким образом, становится высшим, дирек­тивным органом Европейского экономического сообщества, решения которого являлись обязательными для Европарламента, для Совета министров и для всех государств-членов ЕЭС.

Создание Европейского экономического сообщества - это второй этап на пути к европейской интеграции. Надо сказать, что деятельность Европейского объединения угля и стали и Европейского экономического сообщества дала свои положи­тельные результаты. Шестерка, положившая начало европей­ской интеграции, привлекла внимание других стран Европы. И уже в начале 70-х гг., другие страны Западной Европы ста­ли поднимать вопрос о своем желании вступить в Европей­ское экономическое сообщество. Первыми это сделали Вели­кобритания, Дания и Ирландия.

Турция подала свою заявку еще в 1963 г. Что касается кандидатуры Великобритании, то здесь следует отметить, что Великобритания устами знаменитого Уинстона Черчилля бы­ла инициатором европейской интеграции, как об этом можно было судить по первой части данной главы. Но Великобрита­ния все-таки была очень сильно связана с Соединенными Штатами Америки. Поэтому такая страна Европы, как Фран­ция, стремившаяся больше всех к независимой внешней политике, препятствовала вступлению Великобритании в Евро­пейское экономическое сообщество. И когда в январе 1963 г. обсуждалась кандидатура Великобритании на ее вступление в Европейское экономическое сообщество, Франция воспользо­валась правом вето, и Великобритания не была принята в ЕЭС. Однако вопрос оставался открытым, и со временем, ко­нечно, Англия была принята в ЕЭС.

Нельзя сказать, что на пути европейской интеграции не было никаких конфликтов, споров, разногласий. Все это бы­ло. Но европейцы умели преодолевать эти конфликты без применения военной силы. Были, конечно, и споры, были конфликты, были разногласия, было даже желание хлопнуть дверью и выйти из состава Европейского экономического со­общества. Все это было, но потом все это становилось на свое место, никто не покидал, а наоборот, новые члены, новые го­сударства Европы стремились в Европейское экономическое сообщество.

Успехи Европейского экономического сообщества или европейской интеграции дали возможность поставить вопрос об объединении трех Европейских Сообществ в единое Евро­пейское сообщество, а именно, Европейского объединения угля и стали, Евроатом, который был создан вскоре после создания Европейского экономического сообщества, и самого Европейского экономического сообщества в единое Европей­ское сообщество. Это произошло в 1986 г., когда был подпи­сан так называемый Единый европейский акт. Единый евро­пейский акт объединял в себе основные положения договоров трех Европейских сообществ, а именно, Европейского объе­динения угля и стали, Европейского экономического сообще­ства и Евратома. Что-либо нового Единый европейский акт в эти положения не включал, но это был очередной шаг на пути к европейской интеграции и не больше. Именно так нужно рассматривать Единый европейский акт.

Желание европейских стран к интеграции было очень велико. Оно было подкреплено стремлением руководителей и народов Европы к интеграции. Вот почему