Алмазный фонд Москвы

ПЛАН:

    

              1. Введение.

              2. Современный Алмазный Фонд.

              3. История Алмазного Фонда.

    

                          ВВЕДЕНИЕ.

    

     На мой взгляд тема Алмазного фонда является одной из  са-

мых интересных   тем,   представленных   в  курсе  "Московеде-

ние". Я давно интересуюсь историей Алмазного фонда и фирмы Фа-

берже. Раньше  в  советской литературе умалчивалось содержание

Алмазного фонда до 1917 года.  Также почти не говорилось о ре-

визии, проходившей с 1920 по 1923 год,  которая отобрала "вто-

ростепенные" вещи из царской коллекции Бриллиантовой  комнаты,

после которой  русские  сокровища  все чаще и чаще стали появ-

лятся на Западных антикварных ювелирных аукционах. В советской

исторической публицистике сообщалось о том, как в трудные годы

становления молодого Советского государства Алмазный фонд  был

не только сохранен, но и преумножен. Только в конце 80-х годов

начали появляться статьи, правдиво рассказывающие о судьбе Ал-

мазного фонда  при Советской власти и разоблачающие "ювелирную

политику" бывших  руководителей  Советского  государства.  Эти

статьи и послужили поводом для написания  этого реферата.

                      СОВРЕМЕННЫЙ АЛМАЗНЫЙ ФОНД.

     Алмазный фонд СССР - это государственное собрание уникаль-

ных  драгоценных  камней  и  произведений ювелирного искусства,

имеющих выдающуюся историческую,  художественную и материальную

ценность.

          Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле  откры-

лась 2-го  ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти.  Ее

открытие стало заметным  событием  в  культурной  жизни  нашей

страны.

     Первоначальный срок работы выставки был определен в  один

год, но  в  связи  с ее широкой популярностью в 1968 году было

решено преобразовать выставку в постоянно действующую.

     Выставка Алмазного  фонда  СССР занимает два зала нижнего

этажа Оружейной палаты.

     Экспозиция открывается  витринами с советскими природными

алмазами - ювелирными и техническими.  Тысячи каратов  алмазов

находятся в  них.  Во  втором  зале экспонируется историческая

часть Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни, известные

как "  Семь  исторических камней",  или " Семь чудес Алмазного

фонда", в которые входят алмаз "Орлов",  алмаз "Шах",  плоский

портретный алмаз,  гигантские шпинель, изумруд и сапфир; импе-

раторские регалии,  старинные ордена, лучшие образцы ювелирных

изделий 18-19 веков. По исключительной красоте и ценности поч-

ти каждый из этих экспонатов заслуживает отдельной витрины.

     Посетителей, выходящих  из  полутьмы  "исторического зала

снова в первый зал,  встречают ярким блеском витрины советских

бриллиантов (4500   каратов)  и  современных  ювелирных  изде-

лий. Красота,  разнообразие и  благородство  форм,  виртуозное

исполнение этих изделий свидетельствуют о высоком совершенстве

советского ювелирного искусства.

     Здесь же  представлена  обширная коллекция цветных драго-

ценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - ка-

мень столь же драгоценный и сегодня еще более редкий,  чем ал-

маз. Советским изумрудам и драгоценным камням первого класса -

рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витри-

на.

     И наконец,  уральские самоцветы,  полудрагоценные и поде-

лочные камни. Их красота никого не оставляет равнодушным.

     Центральная витрина. Внешне спокойный, но колдовски маня-

щий, поистине подземный свет золотых и платиновых  самородков,

фантастических произведений  нерукотворного  искусства неживой

природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.

                        ИСТОРИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА.

     Составившие основу  Алмазного  фонда  исторические  ценности

России - императорские регалии, драгоценные камни и ювелирные из-

делия, накопленные  в  течении  столетий,  -  юридически  не были

собственностью русских царей.  Они принадлежали "короне" -  госу-

дарству и выдавались царствующим особам "для временного пользова-

ния".

     Предыстория Алмазного  фонда  как  государственного собрания

восходит к эпохе Петра Первого, который в 1719 году при организа-

ции Камер-коллегии  впервые  включил  в  ее регламент параграф "О

подлежащих государству вещах".После петровской "рентереи"  корон-

ные ценности   хранились  в  специальных  охраняемых  помещениях,

носивших название Комнаты его императорского величества, а с 1839

года  -  Бриллиантовой  комнаты.  Ведали  ими  различные  отделы

кабинета его императорского величества, а с начала 19 века - спе-

циальное Камеральное отделение ( Камеральная часть ) .

     Русские цари и царицы,  особенно в 18 веке, стремясь затмить

роскошью иностранных  владык,  стараясь  увеличивать  богатство и

пышность своего двора.  Они приобретали лучшие экземпляры  драго-

ценных камней,  создавали из них соответствующие украшения и хра-

нили их неподалеку от "своего монаршего внимания".

     Большинство этих   вещей  приобреталось  на  государственные

средства, а небольшая часть поступала в виде подарков,  и  поэто-

му кроме регалий,т.е. знаков монархической власти,в состав корон-

ных драгоценностей включались и светские украшения,  пользоваться

которыми могли только царицы.

     Порядок хранения,  учета, пополнения коронных драгоценностей

и бриллиантов  время от времени учитывались и меняли места хране-

ния. При Николае  Первом  окончательно  определилась  юридическая

природа коронных  драгоценностей  как части государственного иму-

щества.

     Значительные вклады  в Алмазный фонд были сделаны в 18 веке,

особенно при Елизавете и Екатерине Второй,  - большая часть рега-

лий, яркие,  светские украшения стиля рококо, прекрасные но более

строгие изделия классического стиля.

     Среди многих  драгоценных камней главное место тогда занимал

бриллиант.18 век называли веком бриллианта.  В ювелирных изделиях

начала 19  века  продолжены  лучшие  традиции русского ювелирного

прикладного искусства,  но среди более  поздних  изделий  уже  не

встретишь произведений,  сравнимых с шедеврами 18-начала 19 века.

Они становятся суше и в целом ординарнее.  Эволюция вкусов хорошо

отражают данные  А.Е.Ферсмана  о составе предметов,  отобранных в

1922 году для Алмазного фонда:  вещи,  изготовленные или приобре-

тенные в 1761 году (Петр Первый,  Елизавета),  - 20 процентов;  в

1762 - 1801 годах  (Екатерина  Вторая,  Павел  Первый)  -  40;  в

1802 - 1855 годах (Александр Первый, Николай Первый) - 25; 1856 -

1899 годах (Александр Второй,  Александр Третий, частично Николай

Второй) - 10; в 1900 - 1917 годах (Николай Второй) - 5 процентов.

     Почти ничего неизвестно о тех,  кто  создавал  эти  шедевры:

большинство исторических  ценностей  Алмазного  фонда  безымянны.

Лишь три имени за двести лет дошли до нас: Позье, Дюваль, Пфисте-

рер.

     В начале первой мировой  войны  драгоценности  Бриллиантовой

комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуирова-

ны в восьми сундуках из Петрограда в Москву.  Так,  без проверки,

их приняли  в Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим

эвакуированным имуществом Камеральной части.  Впоследствии их за-

валили новыми грузами, и в таком виде они хранились вплоть до Ок-

тябрьской революции.

     После жестоких боев Октябрьской революции чудом уцелели цен-

ности Кремля - как находившаяся там эрмитажная коллекция,  так  и

бессмертные сокровища самого Кремля,  хотя постройки сильно пост-

радали. Главный хранитель Эрмитажа  академик  Я.И.Смирнов  дважды

выезжал в  Москву,  чтобы  убедиться в этом,  а сохранность крем-

левских богатств установила впоследствии специальная комиссия.

     Пожалуй, ни одна страна в начале нашего века не обладала та-

ким запасом драгоценностей,  находившимся в  храмах,  монастырях,

музеях, дворцах,  особняках  и  личном  пользовании граждан,  как

Россия, - подавляющая часть этих несметных богатств досталась нам

в наследство после революции.  Тайна исчезновения сокровищ России

восходит ко времени образования Антикварного экспортного фонда ...

     А.М.ГОРЬКИЙ - В СОВНАРКОМ (не позднее 21 /10 - 1921 года).

     " В феврале месяце 1919 года по предложению наркома  Красина

(тогда нарком торговли и промышленности РСФСР .- авт.) была орга-

низована в Петрограде А.Пешковым "Экспертная комиссия",  цель ко-

торой заключалась:  в отборе и оценке вещей, имеющих художествен-

ное значение, в тридцати трех национализированных складах Петрог-

рада, бесхозных  квартирах,  ломбардах и антикварный лавках.  Эти

вещи отбирались на предмет создания в Советской республике  анти-

кварного экспортного фонда.

     До 1-го октября 1920 года "Экспертная комиссия",  работая  в

составе 80  человек  под председательством А.Пешкова,  образовала

два склада отобранных ею вещей,  как то: художественной старинной

мебели, картин  различных эпох,  стран и школ,  фарфора русского,

севрского, саксонского и т.д.,  бронзы,  художественного  стекла,

керамики, старинного оружия, предметов восточного искусства и т.Д.

     По оценке 15-го года стоимость этих вещей  превышает  милли-

ард. Кроме того,  на складах Комиссии имеются отобранные в бесхо-

зяйственных квартирах ковры на сумму в  несколько  сот  миллионов

(тоже по оценке 1915 года)".

     1923 год один их самых  драматических  в  истории  Алмазного

фонда. Тогда  на рынках Амстердама и Антверпена неожиданно появи-

лись бриллианты,  в которых специалисты узнали часть русских  ко-

ронных драгоценностей.  Возник  политический скандал.  Зарубежная

пресса писала,  что эти города и их банки используются  советским

правительством для  валютных операций с золотом,  алмазами и цер-

ковными ценностями. Чтобы заглушить возмущения, в конце 1925 года

в Колонном  зале  Дома  Союзов спешно открылась выставка коронных

драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и

невредимы.

     Однако есть неоспоримые свидетельства,  что в 1923 году соб-

рание коронных  драгоценностей  совершила интригующее путешествие

под охраной латышских красных стрелков из Москвы в Читу,  где на-

ходилось японское  правительство.  Руководил  операцией  работник

наркома финансов Р.Я.Карклин.  В архивах сохранилось  удостовере-

ние, выданное  ему  28-го декабря 1922 года за номером 2739,  где

сказано , что тов. Карклин Р.Я. назначен уполномоченным Народного

комиссариата финансов РСФСР при Дальневосточном ревкоме. Подписал

его среди прочих, тогда уже нарком финансов Сокольников . Загадку

этого турне  нам  еще предстоит разгадать.  Но,  учитывая все вы-

шесказанное, можно достоверно предположить,  Что после экспертной

оценки сокровищ  комиссией Ферсмана их вывезли на Дальний Восток,

чтобы продать в Америку и Европу через Маньчжурию, которая еще со

времен постановления  "О  хлебных  закупках"  стала центром нашей

внешнеэкономической и внешнеполитической активности.  Видимо, ка-

нун этой  сделки  века  запечатлены опубликованные недавно в "Из-

вестиях" и в каталоге "Сотби" фотографии,  на которых снята в Чи-

те, в  богатом  особняке,  на фоне коронных драгоценностей группы

советских официальных лиц и респектабельных иностранцев.  Судя по

ним, решили  оптом продать все величайшие реликвии Алмазного фон-

да: державу, скипетр, собрание корон - с короной Российской импе-

рией во  главе,  коллекцию бриллиантовых подвесок и бриллиантовых

диадем, бриллиантовые знаки и цепи императорских  орденов,  пода-

рочные золотые кубки,  коллекцию вееров и перстней, императорские

пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое. Эти вещи хранились

в Галлерее  драгоценностей  Эрмитажа  и  в  Бриллиантовой комнате

Кремля. Большинство из них бесследно исчезло в 20-е годы. Некото-

рые впоследствии  обнаружились  в американских частных собраниях,

например, брачная корона  русских  императриц,  изготовленная  из

бриллиантового  пояса  Екатерины Великой.  Сейчас она находится в

собрании Морджори Меривезер Поуст - жены бывшего посла США в СССР

Джозефа Дэвиса. Госпожа Поуст купила ее на аукционе "Сотби" в де-

кабре 1966 года.  Возможно,  бриллианты,  проданные в 1923 году в

Бельгии и Голландии,  были из этой партии и попали в Европу через

Читу - Харбин - Владивосток, и такая же участь ожидала остальное.

И как знать,  если бы не осечка в Антверпене и Амстердаме, заста-

вившая возвратить драгоценности на показательную выставку в Моск-

ву, то не потеряли бы мы все и навсегда?!

     Дальнейшее известно.  В 1925 году возникла  Главная  контора

Госторга СССР  по скупке и реализации антикварных вещей "антиква-

риат". Тогда же вышла брошюра "Алмазный фонд СССР"  ,  где  прямо

говорилось , что при Советской власти эти сокровища "зажили новой

жизнью так или иначе примут участие в общей  созидательной  рабо-

те... превратясь  в  столь  необходимое  для  рабоче-крестьянское

государства предметы, как машины и т.п.". Осенью 1926 года упомя-

нутая брачная  корона - вместе с бриллиантовым мечом Павла Перво-

го, украшением коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев

бразильских  бриллиантов  и  индийских  изумрудов,  бриллиантовой

( 2000 штук ! )  табакеркой императрицы Елизаветы, коллекцией им-

ператорских  пасхальных  яиц  Фаберже и прочим была куплена у со-

ветского  правительства  и  доставлена в Америку торговцем Норма-

ном Вайсом.

     Приведенные  документы  неопровержимо  доказывают,  что рас-

продажа национальных сокровищ в СССР началась не в годы индустри-

ализации, а значительно раньше.  Она переживала, как минимум, два

пика: в 1920-1923 и в 1928-1934 годах.

     Выставка Алмазного  фонда СССР в Московском Кремле открылась

2 ноября 1967 года - к 50-летию  Советской  власти.  Ее  открытие

стало заметным событием в культурной жизни нашей страны.

     К этому времени работники Гохрана (государственное хранилище

ценностей) при  участии  научных  сотрудников  музеев Московского

Кремля подготовили каталог,  художественный альбом "Сокровища Ал-

мазного фонда",  стали выходить рекламные буклеты, альбомы, в ко-

торых сообщалось:" В  отличие  от  печальной  участи  сокровищниц

крупнейших европейских   монархий  -  французской  и  австро-вен-

герской,-расхищенных, безвозвратно утраченных в вихре войн и  ре-

волюций, судьба  русских коронных драгоценностей оказалась счаст-

ливой и глубоко  справедливой:  Великая  Октябрьская  социалисти-

ческая революция возвратила эти сокровища их подлинному хозяину -

народу... Даже в  самые  трудные  первые  годы  Советского  госу-

дарства, когда  оно  остро нуждалось в средствах для защиты моло-

дой  республики,  восстановления  народного  хозяйства,  укрепляя

обороноспособность  страны, сокровища Алмазного фонда  оставались

неприкосновенными. С того  времени  эти  сокровища были не только

сохранены, но и преумножены."(?!)

     Действительно, поступления были. Большую часть их составляли

особо крупные алмазы, добывавшиеся в Якутии и образцы современно-

го ювелирного искусства.  Но гораздо больше ценностей, в основном

уникальных старинных  произведений  искусства ушло за  границу  в

частные коллекции и государственные музеи других стран.  Местона-

хождение некоторых  бесценных  вещей  до  сих пор неизвестно (два

пасхальных императорских яйца фирмы Фаберже,  бриллиантовый  знак

ордена Андрея  Первозванного,  принадлежавший Александру Второму,

икона "Введение Богородицы во храм" в драгоценном окладе Фаберже,

и многие другие).

     Все вожди Советского государства словно считали своим долгом

запустить руку в собрание Алмазного фонда. Как это делали Ленин и

Сталин описано выше.  Никита Сергеевич едва не подарил  одной  из

развивающихся стран  знаменитую шапку Мономаха,  при Брежневе Ал-

мазный фонд не досчитался одного из бриллиантовых орденских  зна-

ков. В 1989 году с аукционов были проданы многие иконы.  Не желая

тратить средства на реставрацию,  небезызвестный Павлов  распоря-

дился продать их "на реставрацию более развитым странам". Он счи-

тал, что убил сразу двух зайцев:  иконы  будут  восстановлены,  а

страна получит необходимую валюту.

     Нет ответа на многие интересные  вопросы.  Например,  откуда

появляются на  мировых аукционах и в антикварных магазинах за ру-

бежом наши ценности (контрабанда здесь не  при  чем)?  По  какому

праву величайшие  исторические реликвии Гохрана и Алмазного фонда

являются залоговой собственностью  Министерства  финансов,  а  не

неприкосновенным национальным достоянием?  Что хранится в госфон-

довских кладовых в Москве,  Миасе и других  местах?  И,  наконец,

нужно документально  разобраться,  какая часть ценностей пошла на

финансирование экономических программ,  какая ушла на политику, а

что исчезло неизвестно куда. Кто и когда сможет дать ответ на эти

вопросы - неизвестно...

                   ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

          1. Н.  Я. Баулан и др. "Алмазный фонд СССР./ Путево-

     дитель".  -М. 3-е изд.1988г.

          2. А. Мосякин. - "Огонек",6,7,8,1989 г.

          3. "Известия", от 3 марта 1990 г.,С.6

          4. Каталог аукциона "Сотби".

          5. Т. Здорик."Сокровища державы" - "Огонек", 1990 г,6

          6. В.  А.  Милашев  "Алмаз.  Легенды  и действитель-

     ность".-Л. 1989 г.

          7. Б. И. Прокопчук."От алмаза до бриллианта".-М.1986г.