Обзор процессоров и шин ПВМ начиная с 386 машин
║ (системный) ║ ║ └─┬───┘ ║│ │ │ │ ║ ввод-вывод ║ ║ │ ║ ║
│ │ │ │ ╚═╤═══════════════╝ ╚════════════╪══════════╝
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│а │б │в │г │а │б │в │г │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │
══════════╧════╧════════════════╧════╧══════════════════════════
Шина Рис. 7
Буквами обозначено: а - Подтверждение; б - Данные; в - Ад-
рес; г - Команда;
- 35 -
Ведомые выполняют лишь функции получателей в процессе реа-
лизации запросов на передачу данных. Ведомые декодируют состо-
яние адресных линий и действуют в соответствии с сигналами уп-
равления от ведущих. На рис. 7 изображены примеры ведущих и
ведомых на магистрали MULTIBUS.
5.3 Операции на магистрали
Система MULTIBUS допускает наличие нескольких ведущих на
магистрали, каждый из которых захватывает магистраль по мере
возникновения необходимости в передаче данных. Ведущие осу-
ществляют захват магистрали с помощью специальной последова-
тельности обмена. В эту последовательность входят шесть сигна-
лов, позволяющих ведущему определять, свободна ли магистраль
и нет ли запросов на ее захват от других ведущих с более высо-
ким приоритетом, а также захватывать и освобождать магистраль.
Арбитраж приоритетов. Система предусматривает две схемы ар-
битража приоритетов: последовательную и параллельную. В после-
довательной схеме приоритет ведущего определяется с помощью
последовательной цепочки, в которой выход разрешения от каждо-
го модуля соединяется с входом разрешения модуля с более низ-
ким приоритетом. На одном конце цепочки оказывается модуль с
наивысшим приоритетом, на другом конце - с наинизшим.
Приоритет в последовательной схеме определяется при каждом
запросе магистрали. Если магистраль не захвачена ведущим с бо-
лее высоким или равным приоритетом, запрос данного ведущего
удовлетворяется. Число ведущих, обьединенных последовательной
цепочкой, ограничено временем прохождения по цепочке сигнала
- 36 -
приоритета, которое не должно превышать длительности цикла ма-
гистрали. Если используется частота 10 МГц, в цепочке может
быть не более трех ведущих.
В параллельной схеме доступом к магистрали ведает специаль-
ный арбитр. При этом определение очередного ведущего на ма-
гистрали производится на основе списка фиксированных приорите-
тов или каким-то другим способом, заданны в системе. На рис. 6
показана одна из схем параллельного арбитража.
5.4 Архитектура магистрали
В магистраль MULTIBUS входят 16 линий данных, 20 адресных
линий, 8 линий многоуровневых прерываний, а также линии управ-
ления и арбитража. Такое большое количество линий позволяет
одновременно использовать в системе и 8- и 16-разрядные веду-
щие модули.
Система MULTIBUS использует собственный тактовый генератор,
независимый от тактовых генераторов обьединяемых модулей. На-
личие независимого генератора позволяет использовать магист-
раль ведущими с различными тактовыми частотами, причем они мо-
гут выходить на магистраль асинхронно по отношению друг к дру-
гу.
- 37 -
Рис.8
┌──────────┐
┌────┼───┐ │ Выходы для других
│ │ │ │ ведущих
│ │ ┌┴┴┴┴┴┴┴┴┐
│ │ ├12345678│
│ │ ├────────┤ Арбитр
│ │ │ │ магистрали
│ │ │12345678│
│ │ └┬┬┬┬┬┬┬┬┘ Выходы для других
┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─│ ─ ─│ ─ │─ ─ ─ ┘ ведущих
│ │ │ ┌┘ └─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ── ─ ─┐
└────┼──────────────────────────┬──────────────────────┐
│┌─────────────────┐ │ │ ┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────┐│
│ Ведущий │ │ │ Ведущий │ │ │Ведущий ││
└┤ Вход разрешения │ │ └─ ─┤ Вход разрешения │ │ └─┤Вход разрешения ││
│ приоритета │ │ │ приоритета │ │ │приоритета ││
│ Запрос ├─┘ │ Запрос ├─┘ │ Запрос ├┘
│ магистрали│ │ магистрали│ │ магистрали │
└─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘
Приоритет 8 Приоритет 1 Промежуточный
(низший) (высший) приоритет
(между 1 и 8)
Принципы арбитража в системе MULTIBUS позволяют медленным ве-
дущим равноправно конкурировать за захват магистрали. Однако
- 38 -
после того, как модуль захватил магистраль, скорость передачи
определяется возможностями передающего и принимающего модулей.
Основное назначение магистрали MULTIBUS в обеспечении кана-
ла для передачи данных между модулями, подключенными к шине.
Система позволяет использовать платы с различными возможностя-
ми, изменять ширину шин данных и адресов ввода-вывода, уста-
навливать атрибуты прерываний.
Для реализации мультипроцессорных возможностей системы,
построенной на основе МП 80386, и для увеличения ее производи-
тельности разработана магистраль MULTIBUS II. В новую архитек-
туру включена передача сообщений, способствующая повышению
производительности мультипроцессорной системы. При использова-
нии передачи сообщений все пересылки по магистрали выполняются
с максимально возможной скоростью пакетами 32-разрядных дан-
ных.
В дополнение к передаче сообщений модули платы MULTIBUS II
обеспечивают виртуальные прерывания, географическую адресацию
и распределенный арбитраж. При наличии виртуальных прерываний
один процессор может выполнять запись в специальные ячейки па-
мяти другого процессора, что почти неограничено увеличивает
гибкость механизма прерываний.
Географическая адресация, реализуемая с помощью смонтиро-
ванных на плате регистров межкомпонентных соединений, обеспе-
чивает пространство межкомпонентных соединений для программных
конфигураций законченных комплексных систем. Распределенный
арбитраж предоставляет модулям MULTIBUS II столько отдельных
уровней арбитража, сколько в системе имеется плат (или гнезд).
В этом случае все платы в системе имеют одинаковый приоритет
- 39 -
относительно времени доступа к магистрали, что предотвращает
блокирование плат с низким приоритетом ведущими платами высо-
кой производительности.
Ключевым вопросом при построении систем на основе магистра-
ли MULTIBUS является нахождение оптимального соотношения между
требуемыми и фактическими характеристиками. Для каждого эле-
мента характерно индивидуальное множество присущих ему харак-
теристик. Взаимодействие двух таких элементов ограничивается