Обзор процессоров и шин ПВМ начиная с 386 машин

║ (системный) ║ ║ └─┬───┘ ║

│ │ │ │ ║ ввод-вывод ║ ║ │ ║ ║

│ │ │ │ ╚═╤═══════════════╝ ╚════════════╪══════════╝

│ │ │ │ │       │

│ │ │ │ │ │ │ │ │

│а │б │в │г │а │б │в │г │

│ │ │ │ │ │ │ │ │

­ ­ │ │ ­ ­ │ │ ­

══════════╧════╧════════════════╧════╧══════════════════════════

Шина Рис. 7

Буквами обозначено: а - Подтверждение; б - Данные; в - Ад-

рес; г - Команда;


- 35 -


Ведомые выполняют лишь функции получателей в процессе реа-

лизации запросов на передачу данных. Ведомые декодируют состо-

яние адресных линий и действуют в соответствии с сигналами уп-

равления от ведущих. На рис. 7 изображены примеры ведущих и

ведомых на магистрали MULTIBUS.


5.3 Операции на магистрали

Система MULTIBUS допускает наличие нескольких ведущих на

магистрали, каждый из которых захватывает магистраль по мере

возникновения необходимости в передаче данных. Ведущие осу-

ществляют захват магистрали с помощью специальной последова-

тельности обмена. В эту последовательность входят шесть сигна-

лов, позволяющих ведущему определять, свободна ли магистраль

и нет ли запросов на ее захват от других ведущих с более высо-

ким приоритетом, а также захватывать и освобождать магистраль.

Арбитраж приоритетов. Система предусматривает две схемы ар-

битража приоритетов: последовательную и параллельную. В после-

довательной схеме приоритет ведущего определяется с помощью

последовательной цепочки, в которой выход разрешения от каждо-

го модуля соединяется с входом разрешения модуля с более низ-

ким приоритетом. На одном конце цепочки оказывается модуль с

наивысшим приоритетом, на другом конце - с наинизшим.

Приоритет в последовательной схеме определяется при каждом

запросе магистрали. Если магистраль не захвачена ведущим с бо-

лее высоким или равным приоритетом, запрос данного ведущего

удовлетворяется. Число ведущих, обьединенных последовательной

цепочкой, ограничено временем прохождения по цепочке сигнала


- 36 -


приоритета, которое не должно превышать длительности цикла ма-

гистрали. Если используется частота 10 МГц, в цепочке может

быть не более трех ведущих.

В параллельной схеме доступом к магистрали ведает специаль-

ный арбитр. При этом определение очередного ведущего на ма-

гистрали производится на основе списка фиксированных приорите-

тов или каким-то другим способом, заданны в системе. На рис. 6

показана одна из схем параллельного арбитража.


5.4 Архитектура магистрали

В магистраль MULTIBUS входят 16 линий данных, 20 адресных

линий, 8 линий многоуровневых прерываний, а также линии управ-

ления и арбитража. Такое большое количество линий позволяет

одновременно использовать в системе и 8- и 16-разрядные веду-

щие модули.

Система MULTIBUS использует собственный тактовый генератор,

независимый от тактовых генераторов обьединяемых модулей. На-

личие независимого генератора позволяет использовать магист-

раль ведущими с различными тактовыми частотами, причем они мо-

гут выходить на магистраль асинхронно по отношению друг к дру-

гу.


- 37 -


Рис.8

┌──────────┐

┌────┼───┐ │ Выходы для других

│ │ │ │ ведущих

│ │ ┌┴┴┴┴┴┴┴┴┐

│ │ ├12345678│

│ │ ├────────┤ Арбитр

│ │ │ │ магистрали

│ │ │12345678│

│ │ └┬┬┬┬┬┬┬┬┘ Выходы для других

┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─│ ─ ─│ ─ │─ ─ ─ ┘ ведущих

│ │ │ ┌┘ └─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ── ─ ─┐

└────┼──────────────────────────┬──────────────────────┐

│┌─────────────────┐ │ │ ┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────┐│

│ Ведущий │ │ │ Ведущий │ │ │Ведущий ││

└┤ Вход разрешения │ │ └─ ─┤ Вход разрешения │ │ └─┤Вход разрешения ││

│ приоритета │ │ │ приоритета │ │ │приоритета ││

│ Запрос ├─┘ │ Запрос ├─┘ │ Запрос ├┘

│ магистрали│ │ магистрали│ │ магистрали │

└─────────────────┘ └─────────────────┘ └─────────────────┘

Приоритет 8 Приоритет 1 Промежуточный

(низший) (высший) приоритет

(между 1 и 8)


Принципы арбитража в системе MULTIBUS позволяют медленным ве-

дущим равноправно конкурировать за захват магистрали. Однако


- 38 -


после того, как модуль захватил магистраль, скорость передачи

определяется возможностями передающего и принимающего модулей.

Основное назначение магистрали MULTIBUS в обеспечении кана-

ла для передачи данных между модулями, подключенными к шине.

Система позволяет использовать платы с различными возможностя-

ми, изменять ширину шин данных и адресов ввода-вывода, уста-

навливать атрибуты прерываний.

Для реализации мультипроцессорных возможностей системы,

построенной на основе МП 80386, и для увеличения ее производи-

тельности разработана магистраль MULTIBUS II. В новую архитек-

туру включена передача сообщений, способствующая повышению

производительности мультипроцессорной системы. При использова-

нии передачи сообщений все пересылки по магистрали выполняются

с максимально возможной скоростью пакетами 32-разрядных дан-

ных.

В дополнение к передаче сообщений модули платы MULTIBUS II

обеспечивают виртуальные прерывания, географическую адресацию

и распределенный арбитраж. При наличии виртуальных прерываний

один процессор может выполнять запись в специальные ячейки па-

мяти другого процессора, что почти неограничено увеличивает

гибкость механизма прерываний.

Географическая адресация, реализуемая с помощью смонтиро-

ванных на плате регистров межкомпонентных соединений, обеспе-

чивает пространство межкомпонентных соединений для программных

конфигураций законченных комплексных систем. Распределенный

арбитраж предоставляет модулям MULTIBUS II столько отдельных

уровней арбитража, сколько в системе имеется плат (или гнезд).

В этом случае все платы в системе имеют одинаковый приоритет


- 39 -


относительно времени доступа к магистрали, что предотвращает

блокирование плат с низким приоритетом ведущими платами высо-

кой производительности.

Ключевым вопросом при построении систем на основе магистра-

ли MULTIBUS является нахождение оптимального соотношения между

требуемыми и фактическими характеристиками. Для каждого эле-

мента характерно индивидуальное множество присущих ему харак-

теристик. Взаимодействие двух таких элементов ограничивается