Управление качеством продукции на машиностроительном предприятии

при­емки готовой продукции. В каждом конкретном случае нужно поста­раться найти оптимальное сочетание между этими двумя видами кон­троля.

1.3.9. Информация о качестве


Эту функцию иногда называют коммуникацией или связующим процессом. Содержание этой функции - получение, систематизация и выдача информации о качестве соответствующим подразделениям для анализа и разработки необходимых мероприятий.

При рассмотрении этой функции необходимо иметь в виду четы­ре базовых элемента:

1. Отправитель информации.

2. Сообщение, т.е. собственно информация.

3. Канал, средство передачи информации и помехи (шум).

4. Получатель информации и обратная связь.

Информация о качестве складывается из внутренней и внешней. Внутренняя получается по результатам контроля производства и пока­зывает, какое качество продукции достигается при ее создании на предприятии. Внешняя получается в виде требований заказчиков и рынков сбыта, данных о научно-техническом прогрессе (стандарты, патенты, ноу-хау), сведений с объектов эксплуатации.

Сравнение внутренней и внешней информации дает объективную оценку положения дел с качеством продукции, что позволяет прини­мать необходимые меры для эффективной работы в области качества.

Поиском внешней информации на предприятиях занимаются службы маркетинга, стандартизации, информации, патентов. Ак­тивную работу в этом направлении ведут также конструкторские, ис­следовательские и технологические отделы. Информацию с объектов эксплуатации получает служба надежности и претензионная служба. Последняя обычно входит в состав отдела технического контроля и организует работу по устранению предъявленных претензий. Служба входного контроля обменивается информацией с поставщиками о ка­честве материалов и комплектующих изделий.

Основными отправителями и получателями внутренней инфор­мации о качестве являются исследовательские, конструкторские и тех­нологические отделы, цехи-изготовители продукции, отдел техниче­ского контроля, представители заказчиков на предприятии, а также отдел управления качеством.

Основными носителями информации о качестве являются:

предъявительские записки, акты о браке, протоколы испытаний, акты инспекционного контроля, претензии и сообщения с мест эксплуата­ции, материалы отделов маркетинга, информации и патентов.

Каналами и средствами передачи информации служат су­ществующие средства внешней связи и внутренняя почта предприятия. При организации информационных потоков очень важно установить обратную связь, исключить возможные искажения.

В условиях жесткой конкуренции и наличия у крупных фирм фи­лиалов в разных странах оперативное получение и передача информа­ции о новейших достижениях в области техники и технологии приоб­ретает первостепенное значение. Цена информации чрезвычайно высока, и для ее получения используются все дозволенные, а зачастую и недозволенные методы, в том числе - промышленный шпионаж.

1.3.10. Разработка мероприятий


Разработка мероприятии производится на основе анализа ин­формации и должна предусматривать:

- корректирующие мероприятия, направленные на устранение выявленных дефектов и несоответствий;

- предупредительные мероприятия - для устранения причин вы­явленных дефектов и несоответствий, чтобы не допустить их повторения;

- профилактические мероприятия, предназначенные для устра­нения причин потенциальных дефектов, чтобы предотвратить их появление.

В соответствии с принципами обеспечения качества эти меро­приятия могут быть направлены на улучшение материальной базы, на активизацию человеческого фактора или на совершенствование управления.

Стабильность обеспечения качества может быть достигнута только в том случае, если в системе качества предусмотрена возмож­ность принятия полного комплекса указанных мер, хотя в каждом конкретном случае может потребоваться только какая-то часть этих мероприятий.

Разработка мероприятий начинается с доведения информации по качеству до соответствующих подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими под­разделениями и представляют на утверждение руководству предприятия.

Оформление мероприятий производится в виде приказов, распо­ряжений, планов или графиков работ. Важно, чтобы все планируемые меры были обеспечены необходимыми ресурсами и предусматривался контроль их исполнения.

1.3.11. Принятие решений руководством предприятия


В курсах менеджмента функции «принятие решений» уделяется особое внимание, ибо без принятия решений нет управления.

При этом, как правило, рассматриваются различные виды, моде­ли и методы принятия решений, а само решение понимается как выбор альтернативы. Однако, решение - это, по-видимому, не только выбор альтернативы, но и принятие оптимального варианта между альтерна­тивами.

Технология принятия решений в области качества базируется на общих подходах и методах, принятых в менеджменте: интуитивные решения, решения, основанные на суждениях, рациональные решения с учетом прошлого опыта.

Не отрицая полезности различных способов принятия решений, наиболее основательными представляются рациональные решения. Эти решения предусматривают определенную последовательность их принятия и включают несколько этапов:

1. Диагностика проблемы.

2. Формулировка ограничений и критериев.

3. Определение и оценка альтернатив.

4. Выбор альтернативы или, добавим, оптимального решения. Так же, как и разработка мероприятий, принятие решений тре­бует учета всех факторов качества, чтобы решение было результа­тивным. Иначе говоря, нужно учитывать не только технические, но и организационные и, в особенности, человеческие факторы.

Решения обычно -принимаются при утверждении мероприятий, подготовленных в виде различных документов, в которых обязательно должны быть предусмотрены необходимые ресурсы и контроль за вы­полнением мероприятий.

1.3.12. Реализация мероприятий


В соответствии со стандартом ИСО 8402 реализация мероприя­тий может осуществляться применением корректирующих действий для оперативного устранения выявленных несоответствий а также -предупреждающих или профилактических мер - в зависимости от ха­рактера разработанных мероприятий.

Реализация мероприятий - заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется она после принятия решений, которые в виде приказов, планов мероприятий или графиков работ направляются всем исполнителям, а также - в службу качества для контроля и учета их выполнения.

В процессе реализации мероприятий в них могут вноситься кор­рективы, от некоторых мероприятий иногда приходится отказываться или переносить сроки их выполнения. Служба качества в таких случа­ях оформляет необходимые изменения.

По результатам работ могут составляться акты, протоколы, ко­торые утверждаются руководством предприятия.

После реализации мероприятий цикл управления качеством по­вторяется: вновь осуществляется контроль качества (но уже с учетом принятых мер), анализируется полученная информация, при необхо­димости вновь разрабатываются мероприятия и так далее, продвига­ясь по петле качества.

И если по результатам контроля и анализа информации были подготовлены и успешно внедрены в производство все необходимые мероприятия, то следующий цикл управления повторяется уже на бо­лее высоком уровне качества.

1.3.13. Взаимодействие с внешней средой по вопросам качества


Эта функция предусматривает выполнение следующих основных работ:

- изучение рынка и активное взаимодействие с потребителями и заказчиками для определения требований к качеству продук­ции;

- установление тесного взаимодействия с поставщиками трудо­вых ресурсов, капитала, услуг и энергии;

- выбор квалифицированных поставщиков с целью получения качественных материалов и покупных изделий;

- выполнение существующего законодательства в области ка­чества;

- рекламная деятельность;

- сбор и анализ информации о научно-техническом прогрессе и достижениях конкурентов, патентно-лицензионная работа.

Здесь мы не будем рассматривать содержание и методы выпол­нения этих работ. Отметим только, что одно их перечисление говорит о том, насколько важны указанные направления работ не только с точки зрения качества, но и вообще для успешной деятельности пред­приятия.

Список литературы


  1. Гличев А. В. «Новвоведения, маркетинг и управление качеством»

ж. «Стандарты и качество»// №10, 1995г.


  1. Гличев А. В. «Новвоведения, маркетинг и управление качеством» ж. «Стандарты и качество»// №10, 1995г.


  1. Полховская Т. М., Карпов Ю. А., Соловьев В. П. «Основы управления качеством продукции»// М. 1992г.


  1. Огвоздин В. Ю., «Управление качеством» уч. пособие СПБГИЭА 1998г.