Таможенные органы

дознание;

- во взаимодействии с другими отделами таможни, опера­тивными и следственными подразделениями ФСБ РФ, МВД РФ и налоговой полиции РФ принимает в случаях, вызванных необ­ходимостью, участие в проведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактов контрабанды и других пре­ступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данные преступления;

- в случаях, вызванных необходимостью, совместно с отделом таможенных расследований проверяет дела о нарушении тамо­женных правил на предмет установления фактов контрабанды и иных преступлений, производство дознаний по которым отнесе­но к компетенции таможенных органов, необоснованно квали­фицированных в таможне и в подчиненных таможне тамо­женных постах как нарушение таможенных правил.

При подтверждении неправильной квалификации готовит проекты постановлений об отмене состоявшихся решений о привлечении к административной ответственности и выносит постановления о возбуждении по данным фактам уголовных дел:

- по поручению других таможенных органов или следовате­лей, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законо­дательства, производит отдельные следственные действия по уголовным делам о контрабанде и иным преступлениям, прове­дение дознания по которым отнесено к компетенции тамо­женных органов;

- в связи с обращением следственных подразделений ФСБ РФ, МВД РФ или прокуроров и указаний руководства таможни выделяет для включения в состав следственно-оперативных групп ФСБ РФ, МВД РФ или прокуратуры, в производстве кото­рых находятся дела о контрабанде или иных преступлениях, про­ведение дознания по которым отнесено к компетенции тамо­женных органов, опытных инспекторов-дознавателей из числа работников отдела дознания для участия их в расследовании;

- обеспечивает и контролирует систематическое поступление из следственных подразделений ФСБ РФ, МВД РФ и прокурату­ры сведений о результатах рассмотрения материалов и расследо­вания уголовных дел о контрабанде и иных преступлениях, про­изводство дознания по которым отнесено к компетенции тамо­женных органов;

- в случае незаконных или необоснованных отказов в возбуж­дении или прекращении уголовных дел либо других нарушений уголовно-процессуального законодательства со стороны следова­телей по делам и материалам, полученным из таможни, готовит от имени руководства таможни обращения в органы прокуратуры об отмене постановлений, содержащих такие решения, а при получении отрицательных ответов и несогласии с ними готовит аналогичные обращения вышестоящим прокурорам, в том числе и Генеральному Прокурору Российской Федерации (в последнем случае через региональное таможенное управление и УБК ГТК РФ);

- по поручениям прокурора, руководства таможни, а также регионального таможенного управления и Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ готовит заключения по конкретным уголовным делам и материа­лам о контрабанде и другим преступлениям, производство дозна­ния или проверка по которым ранее проводилась отделом дозна­ния;

- проводит занятия с работниками других отделов по вопро­сам, относящимся к производству дознания, определению приз­наков контрабанды и других преступлений, производство дозна­ния по которым отнесено к компетенции таможенных органов, и их отличия от нарушений таможенных правил, а также по мето­дике обнаружения следов таможенного преступления, их процес­суального закрепления;

- доводит до сведения инспекторского состава таможни и ра­ботников других отделов таможни инструктивные и методиче­ские указания ГТК РФ и регионального таможенного управления по вопросам, относящимся к производству дознания;

- анализирует практику применения в таможне уголовного, уголовно-процессуального и таможенного законодательства по делам о контрабанде и иных преступлениях, производство дозна­ния по которым отнесено к компетенции таможенных органов, внося по результатам этого анализа конкретные предложения руководству таможни;

- ведет учет уголовных дел и материалов о контрабанде и других преступлениях, производство дознания по которым отне­сено к компетенции таможенных органов Российской Федера­ции;

- готовит и представляет руководству таможни для направле­ния в вышестоящие таможенные органы и прокурору отчеты о результатах производства дознания по уголовным делам.

При обнаружении признаков преступлений непосредственно таможенными постами производство дознания осуществляется силами отделов дознания таможен Российской Федерации, кото­рым подчинены данные посты. При обнаружении признаков преступлений акцизными таможенными постами, находящимися в непосредственном подчине­нии региональных таможенных управлений, дознание осу­ществляется силами отделов дознания таможен, определенных соответствующим региональным таможенным управлением.

При удаленности таможенных постов от таможен и невоз­можности немедленного выезда инспекторов-дознавателей та­можни на пост при обнаружении там признаков преступления, инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов дознания таможен, находятся там постоянно (в таком случае в трудовом договоре место дислокации поста определяется как рабочее мес­то дознавателя).

Если подразделения таможен, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль, работают круглосуточно или в несколько рабочих смен, в зависимости от оперативной обстановки допускается работа всех или части инспекторов-дознавателей отдела дознания в таком же режиме.

Также необходимо отметить, что орган дознания системы таможенных органов не вправе прекратить либо приостановить уголовное дело о контрабанде, так как по нему обязательно предварительное следствие.

Известно, что контрабанда и другие экономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

Поэтому, основным резервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной деятельности.

Таможенная служба - один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.

Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в государственную копилку из таможенных органов.

Основной итог деятельности таможенных органов РФ - это завершение процесса интегрирования таможенной службы в правоохранительную систему страны. Определились и оформились основные направления участия таможенной службы в укреплении экономических основ государства, регулировании внешнеэкономического оборота, обеспечении экономической безопасности Державы.

Не мало сделано таможенной службой по линии борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Создана единая целостная, вертикальная система правоохранительных подразделений. На стадии завершения формирования нормативная база позволяющая вести эффективную борьбу с контрабандой и НТП.

Таможня имеет свою охрану, службу собственной безопасности, создается таможенная авиация и флот. Таможенные органы РФ получили статус военизированной организации и стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. За эти годы фактически заново создали весь фискальный блок, а именно механизмы, структуру по взиманию таможенных налогов и перечислению их в бюджет.

Создание системы таможенной службы, оснащенной современными средствами связи и транспорта, будет способствовать максимальному снижению контрабанды.

Одно из заключительных особенностей российской таможни является ее державный характер. Эта традиция идет из глубины российской истории. Таможня всегда играла большую роль в утверждении русской государственности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.

  3. Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.

  4. Таможенное законодательство. СЗА -М., 1994 г.

  5. Приказ ГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2,

  6. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 1993 г.

  7. Габричидзе Б.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1995 г.

  8. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов. «Норма» - М., 1998

  9. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России».