Культура Древнего Египта
Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах считался покровителем ре- месел и искусств.А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся следующие произведения :
“Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).
“Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода
Среднего царства.
“Книга мертвых”-составлялась с периода Нового царства.Свитки папируса содержали не-
обходимые магические формулы,заклинания и около двухсот изречений,которые должны были по-
мочь умершему вступить в загробное царство.
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления : со смертью челове -
ка умирает только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (рен) ,
душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник человека (ка) ; именно судьба Ка связана с
судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может погибнуть от голода и жажды , если при погребении
покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка может быть съеден загробными чудовищами ,
если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потусто-
роннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу) , на которых умерший
должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая.
Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов .
Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис -умерла
природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых , который вершил свой суд.
Изобразительное искусство
Древнего Египта.
Архитектура.
Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом связано с заупокойным культом.При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.
Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и Микерина (греч.вариант их имен).Их отточенная форма , основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно вырази - тельна.Два элемента определяли закономерности формы : основание, квадратное в плане , и схож -
дение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне.Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла худо - жественное обобщение самой сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.
Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства:погребальнаякамера , где стоял аркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и узкие коридоры.Пространственный элемент был сведен к минимуму.
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды .Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса,которого египтяне называли “отцом страха”.Считается , что это было изображениеХефрена в львином образе (голова человека и тело льва).
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).
Первое,бросающееся в глаза новшество,изменение местности : не в пустыне,а у скал Ливийского нагорья.
Второе - усложнение композиции заупокойного храма , состоящего из двух террас,распо- ложенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.Горизонтальнаяраспластанность террас ,подчеркнутая пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками , идущими по фасаду и по бокам храма.
За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор,окруженный колоннадой.
Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения , вырубленные в скале.
К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с двух сто - рон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.
Дополнительными элементами этого архитектурного ком плекса были каменные раскра - шенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.
От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.
Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов , что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три террасы,возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшая декорировка , широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад,деревья и искуственные пруды , размещавшиеся и на террасах.
Идея пространственно развитого храмового комплекса,подчиненного принципу центральной оси,наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).
Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня,коронный зал,открытый двор.Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами.Чередование их акцентиро - валось огромными пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса.Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы фараона”).
Основным средством архитектурной выразительности была колонна : в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.
Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.
Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части.Первая-вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор,обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная,прямоугольная,обо-
значающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.
Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские “заросли”каменного папируса имело и “световую драматургию”от ярко освещенного солнцем двора ,через сумрак колонного зала , куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни.Недаром некоторые ученые считали,что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий ,нежели пространством для пребывания.
И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.
Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового царства,максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.
Скульптура.
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность.Офор-
мившиеся характерные особенности изобразительной форм,композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию,ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения кото - рые происходят в духовной культуре общества.Поэтому мы будем рассматривать весьма ограни -
ченный круг произведений,связанных со скульптурными статуями,рельефами и росписями,отобрав те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского
искусства.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдви- нутой левой ногой и опущенными руками,прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями,статуя Ранофера);сидящая,с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).
Для всех характерны следующие художественные приемы:фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности;голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохране- нием части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались:тело мужских фигур - красновато-ко -
ричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие.К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица.Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы,аккуратными усиками и пухлыми губами ;надменное лицо зодчего Хе-
миуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого ,физически развитого или полного , слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.
В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление инди - видуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского
реалистического портрета: резкие морщины ,глу-
боко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий власт -
ный рот.Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица : острый контраст бликов и затемненных частей на
черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -
кую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум соче-
таются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего царства появляются произве -
дения,отличающиеся таким новым качеством , как изящество и строй-
ность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-
ды,воспроизводящая различные узоры,миниатюрность фигур-харак -
терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Средне-
го царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для
скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева ,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одеж-
да посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,
приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинирован -
ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало
время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до
н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и вклю-
чала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона,включавшим административно-хо-
зяйственные здания , домами - усадьбами вельмож.Окраину занимало
жилье ремесленников и бедняков.
Существенным новшеством храмовых ансамблей,при сохра-
нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -
мещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов.Их за-
менили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.
Но наиболее значительные изменения произошли в изобра-
зительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией озна -
меновал отход от героизации царского образа.Акцент теперь был сде-
лан на требовании простоты и естественности , которые должны были
проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-
ния.Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -
тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуа- льных черт облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в Карнаке;рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона , незаконченная.Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и носа , моделировка лица отличается мягкостью.
Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ -ную линию , представляют следующие произведения : гигантские ста-
туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы
Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая
яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в общественными,монументализированными объемами.”Вспомнились”
древние традиции египетского искусства - торжественно-героический
монументальный стиль , подавляющая грандиозность сооружений ,ут-
верждающая величие фараона-бога.
Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура об-
рела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.
Рельефы и росписи.
Завершают характеристику египетского искусства рельефы и
росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , за-
упокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть ими оформлено.
Характерные особенности изобразительного канона в рель-
ефе сложились еще в додинастический период,что нашло свое отраже-
ние и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства .
Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объеди-
нившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канони-
ческие черты.К ним относятся :
1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости го-
ризонтальные пояса).
2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упо-
рядоченности.С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.
мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одина -
ковые интервалы , с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность фигур.Так как фараон был главным действу-
ющим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изо-
бражали в больших размерах , чем все