Любовь как философская категория
и т.п.).Осознание генетического кода, нежелательных семейных повторяемых комплексов поведения (повторяющийся алкоголизм – дед, отец, сын, внук; несчастливые замужества всех женщин в роду и т. п.) в сочетании с выработкой и реализацией четкого плана практических действий по преодолению этих комплексов позволяет человеку изменить свою жизнь к лучшему в различных аспектах.
Ч. Тойч разработал для своих пациентов всестороннюю программу девиктимизации и достижения поставленных жизненных целей.
Главной задачей всей человеческой деятельности является очищение ДНК с помощью индивидуальных или коллективных усилий – сознательных или бессознательных.
6. Феноменологический подход.
Феноменологический подход базируется на следующих идеях:
- поведение человека можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания действительности;
- люди способны сами определять свою судьбу, т. е. самоопределение является существенной частью природы человека и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют;
- люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и личностный потенциал.
Феноменологический подход к личности наиболее выражен в работах Карла Роджерса, который оказал огромное влияние на формирование терапевтических и педагогически-образовательных современных стратегий.
Роджерс утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности и зрелости, т. е. все люди, имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования.
Важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, т. е. сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.
Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые испытывает.
Роджерс доказывал, что никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности лучше или правильнее, чем у кого-то ещё: никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других, необходимо с уважением относиться к мыслям и чувствам других людей, даже если они резко отличаются от ваших собственных.
Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его Я - концепция (“самость”), отражают те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я - концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть (реальное Я), но также и то, какими мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть, т. е. «идеальное-Я». «Идеальное-Я» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это “Я”, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
Роджерс полагает, что расстройства поведения являются результатом несоответствия между “Я” и переживаниями человека. Люди с сильным несоответствием между реальным, осознанным Я и «идеальным-Я» обладают плохой психологической адаптацией, имеют более низкую степень самоактуализации, почти не способны к самоприятию, более тревожны, эмоционально нестабильны и невротичны. Многие люди имеют негативную Я-концепцию, т. е. недовольны собой, не способны принимать себя и соответственно не могут принимать других. Они недовольны всей жизнью и всеми окружающими людьми. Нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отражается на отношении к другим. Самоприятие является важным и необходимым условием для полноценного функционирования человека.
Литература
Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
Аристотель. Этика. АСТ издательство, Москва, 2004.
Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (электронная версия).
Библия. Издание миссионерского общества “Новая жизнь – Советский Союз” “Кэмпус Крусейд Фор Крайст” СССР 1991
Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1993
Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. Издательство АСТ, издательство Института трансперсональной психологии, издательство К. Кравчука, М. 2004.
Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999.
Дробницкий О. Г. Моральная философия. Избранные труды. Издательство “Гардарики” Москва.
Закон Божий. Священная история. Часть 7. Заповеди Ветхого и Нового Завета (электронная версия).
Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика. Учебное пособие для студентов вузов. Издание третье, переработанное и дополненное. Издательский центр “МарТ” Москва – Ростов-на-Дону 2005.
Кондрашов В. А. Этика. Чичина Е. А. Эстетика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
Маслоу Абрахам. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой, Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.), N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999, Терминологическая правка В.Данченко, К.: PSYLIB, 2004.
Марков А. В. Эволюционный прогресс. Конспект доклада, прочитанного на заседании Общества философских исследований и разработок (ОФИР) 18.11.2003.
Мещерякова Б. Г. Зинченко В. П. Современный психологический словарь. Санкт-Петербург “Прайм-Еврознак” ВКТ Владимир 2006.
Паскаль Б. Из "Мыслей" // Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы.
Платон. Избранное. АСТ издательство, Москва, 2004.
Петрарка Ф. Сонеты. - М.: ТОО Летопись, 1997.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб: Издательство "Питер", 2000.
Сартр Ж. П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм (электронная версия).
Семёнов Тян-Шанский (Епископ Александр). Православный Катихизис. Издание Московской Патриархии. Москва 1990.
Словарь по этике под редакцией И. С. Кона. Издание пятое. Издательство политической литературы. Москва 1983.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова, Москва, ИНФРА-М, 2005.
Соловьев В. С. Смысл любви (электронная версия).
Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание девятое, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
Тойч Ч. К., Тойч Д. М. Второе рождение, или искусство познать и изменить себя. М., 1994.
Толстой Л. Н. Путь жизни М., 1993 (электронная версия).
Философия любви. М.: Политиздат, 1990
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова, Москва, издательство политической литературы, 1981.
Фрейд З. Основные принципы психоанализа. М., 1998.
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1993.
Фромм Э. Искусство любить. Душа человека. М., 1992.
Фромм Э. Человек для самого себя. Психоанализ и этика. М., 1993.
Хаббард Л. Рон. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. “Воскресенье”, “Нью Эра Пабликейшнс Групп”, публикация Хаббарда, Москва, 1993.
Холл Келвин С., Линдсей Гарднер, Теории личности. Перевод И.Б.Гриншпун, C.S.Hall, G.Lindsey. Theories of Personality, New York: John Wiley and Sons, 1970, М.: "КСП+", 997, Терминологическая правка В.Данченко, К.: PSYLIB, 2005.
Хорни К. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. Собр. соч. Т. 3. М., 1997.
Юнг К. Психология бессознательного. М., 1996.