Любовь как философская категория

Чугреев Михаил Владимирович

Chugreev Mikhail Vladimirovich

Любовь, как философская категория

Love, as philosophical category


План

Предисловие

Глава 1. Предмет исследования

Глава 2. Любовь. Трансцендентный уровень

Глава 3. Любовь. Социальный уровень

Глава 4. Любовь. Материальный уровень

Глава 5. Любовь к себе и к другим

Послесловие

Литература


Предисловие

Пожалуй, ни о каком другом человеческом качестве не сказано и не написано столько, сколько о Любви. Ни один значимый философ не обошёл тему любви стороной, да и психологи не очень отстают в этом плане от философов. Сказать о ней что-то новое, никогда и ни кем не сказанное, представляется маловероятным, да, пожалуй, и не нужным. Для тех, кто хочет более подробно ознакомиться с позициями различных авторов по теме любви можно порекомендовать Философию любви. М.: Политиздат, 1990 или Феномены человеческого бытия А. Б. Демидова, Минск: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999.

В настоящей работе сделана попытка рассмотреть “любовь”, именно, как философскую категорию, то есть найти и описать такие общие свойства и качества, без наличия которых “любовь”, как таковая, невозможна в принципе.

Для облегчения правильного восприятия настоящих размышлений, необходимо предварительно сделать некоторые пояснения.

Первое пояснение состоит в полном признании автором научности и объективности тех направлений психологии, которые признают бессознательное, открытое Зигмундом Фрейдом, и коллективное бессознательное, открытое Карлом Юнгом. В самом общем виде, эти направления можно объединить под эгидой трансперсональной психологии.

Работы З. Фрейда в свое время произвели настоящий переворот во взглядах на традиционную психологию сознания. Он уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства – гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. С этой точки зрения, психология, ограниченная анализом сознания, абсолютно не адекватна для понимания основополагающих мотивов человеческого поведения.

Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей, общее для всего человечества. Оно образует всеобщее основание духовной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – есть “предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны”.

Суть второго пояснения состоит в следующем. Философская, этическая мысль в своем историческом развитии определила три основных фактора или уровня, влияющих на формирование нравственных ценностей человека (и на всю его психику в целом): идеалистический (религиозный), социально-исторический и натуралистический.

Независимо от того, верит ли человек в существование Высших сил, или является последовательным материалистом, это, в любом случае, влияет на формирование его жизненных ценностей. Этот фактор влияния нужно трактовать несколько шире, чем просто отношение к религии. Это отношение человека к бытию вообще. Это уровень информации, мировоззрения, морали, идеологии. Таким образом, первый фактор влияния можно назвать онтологическим или трансцендентным, то есть, на сегодняшнее время, выходящим за пределы нашего вполне осознанного понимания.

Человек существо социальное. Его моральные и нравственные качества могут формироваться и проявляться лишь в социуме, а в отрыве от общества просто не имеют смысла. Об этом же говорит и современная психология, обращая внимание на важную особенность психики человека. Человеческая психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Второй фактор влияния – социальный фактор или фактор взаимодействия.

В то же время, человек существо биологическое. Организм – это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит; наш человеческий организм есть дитя природы и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы. Организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. Поэтому без изучения природы и самого человека невозможно понять, как происходит формирование моральных и нравственных качеств у человека. Третий фактор влияния – биологический или материальный фактор. Человек не только испытывает воздействие окружающего мира, но и сам активно воздействует на него именно на этих трех уровнях. В моральном аспекте, нравственные ценности и идеалы изначально образуются как идеализированные мысленные образы, поэтому трансцендентный уровень можно назвать и моральным. На этом уровне человек воздействует на мир своими мыслями. На социальном уровне человек взаимодействует с другими людьми, как правило, посредством вербального или словесного общения. Этот уровень можно назвать уровнем взаимодействия, где человек воздействует на мир своими словами. На материальном уровне моральность человека проявляется в его действиях и поступках – это уровень проявления.

Таким образом, любовь, как философская категория, будет рассмотрена на трёх уровнях взаимодействия: трансцендентном, социальном и материальном.

Глава 1. Предмет исследования

Прежде чем приступить к рассмотрению Любви как таковой, необходимо определиться, что же конкретно будет рассматриваться. Само слово “любовь”, в настоящее время применяют столь широко, используя его к месту и не к месту, что без такого определения обойтись просто невозможно.

Древние греки выражали понятие “любви” разными словами: "эрос", "филия", "ага́пэ", "сторгэ". В порядке нисхождения уровня внутреннего напряжения или страсти их располагали следующим образом:

Эрос (греч. eros любовь) – главным образом половая, страстная любовь, способная дойти до безумия.

Филия (греч. philia) – приязнь к самым разнообразным "вещам". Это и любовь к родителям, к детям, и любовь к родине, и любовь к товарищам (дружба), и эротическая любовь (эрос – лишь один из видов филии), и любовь к познанию, и прочее. Существительное «филия» имеет свой глагол – «филион» – «сближать – дружу – люблю». Есть различные виды этой любви. Любовь к отцу – «филопатор», любовь к матери – «филоматор», любовь к детям – «филопайс», любовь к брату – «филадельфия».

Ага́пэ (др.-греч. ἀγάπη; ага́пе, ага́па) – мягкая, жертвенная, снисходящая к ближнему любовь. 1. Жертвенная любовь с забвением собственных интересов в заботах и во имя любимого. 2. Жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом. Именно такое понимание любви восхваляло христианство в период заката языческой культуры; у ранних христиан были в обычае "агапы" – братские трапезы.

Сторгэ – любовь-нежность, в частности семейная любовь, любовь родителей к детям.

Наш русский язык тоже достаточно богат, чтобы помимо слова «любовь» использовать и другие слова: нравиться, испытывать приязнь, предпочитать, обожать, наслаждаться и т.п. Тем не менее, у нас «любят» практически ВСЁ. “Любят” не только людей, но и любые объекты, явления, процессы и понятия, к людям никакого отношения не имеющие. «Любят» Родину и истину, музыку и литературу, яблочный пирог и соседний магазин, грозу и телепередачу и т.д. и т.п. Подобные отношения “не между людьми”, к любви как таковой касательства не имеют, и рассматриваться не будут. Представляется целесообразным проверять правомерность применения слова «любовь» обратным утверждением. Если обратное утверждение невозможно, то и употребление слова “любовь” неправомочно. Например, утверждение: «Я люблю своего сына”, допускает обратное утверждение: “Мой сын любит меня». Следовательно, применение слово “любовь” в этом случае вполне допустимо и оправдано. Утверждение: “Я люблю пирожки с капустой”, не допускает обратного утверждения: «Пирожки с капустой любят меня». Следовательно, применение слова “любовь” в этом случае недопустимо, и не оправдано.

Что касается отношений между людьми, то здесь можно выделить следующие виды этих отношений, которые, как правило, называются любовью:

1. Родственные отношения между людьми близкими друг другу по крови:

Отношение (любовь) родителей к своим детям. При этом различают материнскую любовь, как безусловную, независимую от того, как к ней относится ребенок, и отцовскую, как обусловленную, то есть отличающуюся большей требовательностью; любовь отца ребенок должен "заслужить".

Отношение (любовь) детей к своим родителям. Основой этих отношений является чувство благодарности, за данную им жизнь, за нежность и заботу родителей по отношению к самим детям.

Отношение (любовь) детей (братьев и сестёр) друг к другу. Основой этих отношений являются дружественные чувства, приязнь, понимание и забота друг о друге.

Отношение (любовь) более отдалённых по крови родственников друг к другу. Основой этих отношений является чувство принадлежности к одной семье, взаимопомощь и поддержка.

2. Отношения между людьми не связанными кровными узами:

Отношение (любовь) к самому себе.

Отношение (любовь) конкретного мужчины к конкретной женщине.

Отношение (любовь) ко всем людям вообще (братская (не кровная), христианская любовь).

В самом общем и кратком виде современная психология определяет любовь как совокупность трех составляющих: сексуального влечения, симпатии и уважения. При этом, сексуальное влечение и симпатия без уважения понимаются как влюблённость; симпатия и уважение, без сексуального влечения как дружба.

Если принять данное определение за основу, и посмотреть на перечисленные выше виды отношений, то становиться совершенно ясно, что сексуальное влечение возможно только для одного вида этих отношений – между конкретным мужчиной и конкретной женщиной. Во всех остальных случаях подобное влечение будет половым извращением и психопатией. Что касается однополых отношений, которые до недавнего времени считались, и совершенно справедливо считались, половым извращением то, с точки зрения нравственности, они прямо противоположны Любви. Однополые отношения, как и целомудрие, нарушают все четыре динамики основного принципа выживания Хаббарда [4]. Такие отношения в принципе не могут дать начало новой жизни. Здесь имеет место незыблемое этическое правило: “если какой-либо образ жизни (жизненный принцип) не может быть рекомендован всем людям без исключения, так как это приведет к их уничтожению, как биологического вида, то этот принцип порочен и служит исключительно Злу”.

Таким образом, только отношения между конкретным мужчиной и конкретной женщиной могут являться РЕАЛЬНОЙ ЛЮБОВЬЮ, но, и они требуют дополнительного уточнения.

Для некоторых людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимыми, а не в том, чтоб любить самим. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. В этом случае, стратегия таких людей заключается в повышении своей “ценности” на “рынке любви”. Мужчины, стремятся любыми возможными способами (слава, богатство, власть) повысить свою “значимость”, что повышает их шансы в выборе наиболее привлекательных женщин. Женщины же стремятся любыми возможными способами повысить собственную сексуальную привлекательность, что повышает их шансы на выбор наиболее “значимых” мужчин. Способы возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения удачливости, для обретения полезных “друзей” и влиятельных связей. При таком подходе, мужчины и женщины являются друг для друга взаимной добычей, одновременно играя роль и охотников, и жертв. Главное для них не продешевить, “продавая” на “рынке любви” собственную привлекательность. Во всём этом слишком много животного и слишком мало человеческого. По сути, такие люди ищут не столько любви, сколько повышения собственной значимости, а также материального и социального благополучия. Народ тут же придумал очередную мудрость, очень точно и доходчиво объясняя суть подобных взаимоотношений: “Секс – это та цена, которую женщины платят мужчинам за брак, а брак – это та цена, которую мужчины платят женщинам за секс”.

На более высоком уровне подобную “любовь” исследовал французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр. Подавляющее большинство философов и психологов рассматривают любовь как стремление человека самому любить другого. А, вот Ж.-П. Сартр исследовал любовь именно как стремление быть любимым другим человеком. Он пришёл к выводу об изначальной конфликтности подобной “любви”. По мнению Сартра, каждый человек жаждет любви другого человека к себе, причем любви свободной и добровольной. Почему любящий человек жаждет именно свободной взаимности от любимого? Как показывает Сартр, дело в том, что человек хочет при помощи другого добиться признания реальности и ценности своего собственного бытия, или, другими словами своей значимости. Сам по себе я был бы "ничто", пока мое существование и моя ценность не были бы признаны другими людьми. При этом наибольшую ценность мне придавало бы признание со стороны того, кого я сам признаю особо ценным существом.

Поскольку другой "дает мне бытие" (т.е. благодаря его признанию я обретаю некоторое достоинство, становлюсь "чем-то"), постольку вместе с тем я оказываюсь и зависимым от другого; эта зависимость ограничивает мою свободу и, значит, умаляет мое "я". Таким образом, мое «бытие – для – другого» изначально конфликтно: другой дает бытие моему "я" и в той же мере отнимает у меня мое "я". Этот конфликт является условием любви, и сама "любовь есть конфликт".

Конечно, исследования Сартра куда более глубоки и разноплановы. Желающие могут ознакомиться с ними в его работе “Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм”. Для настоящих размышлений главным является то, что Сартр доказал абсолютную бесперспективность и изначальную конфликтность любви, как жажды быть любимым, а не любить самому.

Все психически нормальные люди желают настоящей, чистой и светлой Любви, но мало кто осознаёт главный парадокс реальной Любви. Желание быть любимым, а не любить самому – это путь в никуда, который не может дать ни настоящей Любви, ни настоящего Счастья. Но, и стремление, а главное способность, любить самому не гарантирует Счастья взаимной Любви. Если самая настоящая, чистая и светлая Любовь (реальная Любовь) направлена на человека, не способного любить в принципе (эгоизм, альтруизм), то и она не сможет вызвать у него ответной реальной Любви. Большинство авторов, исследующих феномен Любви, считают, что Любовь есть преодоление собственного эгоизма: “Есть только одна сила, которая может изнутри, в корне, подорвать эгоизм, и действительно его подрывает, именно любовь, и главным образом любовь половая. Эгоизм есть сила не только реальная, но основная, укоренившаяся в самом глубоком центре нашего бытия и оттуда проникающая и обнимающая всю нашу действительность, - сила, непрерывно действующая во всех частностях и подробностях нашего существования. Чтобы настоящим образом подорвать эгоизм, ему необходимо противопоставить такую же конкретно-определенную и все наше существо проникающую, все в нем захватывающую любовь” (Соловьев В. С. Смысл любви).

Если бы это было действительно так, то вся наша жизнь уже давным-давно стала бы совсем другой. Дело в том, что способность (как и не способность) любить формируется в самом раннем возрасте, при формировании второго критерия внутренней модели внешнего мира ОДНОВРЕМЕННО с Человечностью (бесчеловечностью) и Реализмом (эгоизмом-альтруизмом). Детская влюблённость в сверстника противоположного пола на этапе формирования индивидуальной морали, безусловно, может сыграть решающую роль в самом процессе этого формирования. Но, после того как процесс завершён, эгоист-альтруист теряет способность любить в принципе. На основе выбранных жизненных ценностей и идеалов, формируется вся остальная психика человека, а потому её изменение без специального и длительного психиатрического лечения представляется маловероятным. Даже чувство влюблённости, изменяющее на какой-то период