Защита прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания

пассажир может провезти бесплатно. На практике все иначе. Багаж никто не взвешивает, и его можно пронести в салон сколько угодно. Но если пожелаешь поместить вещи в багажный отсек, то с тебя, как правило, требуют доплаты (можно через кассу, а можно и в руки водителю). Причем независимо от того, укладывается твой багаж в бесплатную норму или нет. В результате все предпочитают свои сумки и баулы пронести в салон. Их накапливается в проходе столько, что выйти из автобуса спокойно просто невозможно. Опять и дискомфорт, и нарушение требований безопасности. Впрочем, в таких условиях мечтать о комфорте даже как-то неудобно. Многие кресла в наших автобусах уже давным-давно не откидываются или не фиксируются. Про индивидуальную подсветку, воздушный обдув мы уже давно забыли. Летом в автобусе душно, зимой - холодно.

В общем, у пассажиров, пользующихся услугами междугородных автобусов, постоянно возникает множество трудноразрешимых проблем, которые они выносят с достойной уважения терпеливостью. А что делать? Конечно, можно предъявить претензии к организаторам таких маршрутов "на выносливость и непритязательность". Ведь существует основной Закон "О защите прав потребителей" – закон прямого действия. Но из-за отсутствия специальных правил, нормативно регулирующих требования к качеству пассажирских услуг и обслуживания, разрешение такого конфликта в суде усложнится. Да и определенный судом размер возмещения морального ущерба вряд ли оправдает затраченные усилия.

Но вот если появятся соответствующие правила в развитие и дополнение основного потребительского закона, пассажир будет чувствовать себя куда увереннее. Да и организаторы маршрутов, и водители автобусов, уверен, сто раз подумают, прежде чем их нарушить.1



Заключение


Таким образом, на основании изложенного материала в курсовой работе можно сделать следующие вывовы:

1. Перевозки пассажиров на различных видах транспорта регулируются ГК РФ, соответствующими кодексами и уставами, а также целым рядом Правил перевозок пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта.

2. Пассажиры не всегда понимают, что вступают именно в «договор», так что по большей части ответственность для перевозчика наступает очень редко.

  1. По своей сути договор перевозки пассажира является консенсуальным, взаимным, срочным и возмездным.

  2. В проездном билете перечислены все основные условия договора перевозки пассажира: цена, время отправления, срок годности и т. п.

  3. Основанием для возникновения прав и обязанностей сторон является покупка гражданином билета.

  4. Защита прав пассажиров осуществляется на основе закона о защите прав потребителей

Закон о защите прав потребителей подробно регламентирует права потребителя, устанавливает нормы их реализации и ответственность исполнителя. Этот закон является одним из наиболее действенных российских нормативно-правовых актов. Ежегодно потребителями в судах выигрываются тысячи дел по искам, предъявленным к бракоделам. Значительная часть таких дел имеет отношение к работе транспортных организаций.

Поэтому, можно сказать, что закон о защите прав потребителей является главной опорой защиты прав пассажира, но многие граждане-потребители транспортных услуг пока не знают своих прав и вследствие этого многие неправомерные действия перевозчиков остаются без наказанными.


Список использованных нормативных актов

  1. Гражданский кодекс РФ часть 2 от 22 декабря 1995 г.

  2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. (с изменениями от 17 декабря 1999г.)

  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7

  4. Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г.

  5. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.

  6. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г.

  7. Транспортный устав железных дорог РФ от 19 декабря 1997 г.

  8. Устав автомобильного транспорта РФ от 8 января 1969 г.


Список использованных материалов практики

  1. Определение СК Верховного Суда РФ от 28 августа 1998 г.

  2. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N КАС 00-467
  3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 1996 г. N 1304/96


Список использованной литературы
  1. Гражданское право. Часть 1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М
  2. Государственный доклад «Защита прав потребителей в 2000 году»

  3. Евгений Мясин / Российская газета 2000
  4. Егиазаров В. А. Транспортное право – М., 2001
  5. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог РФ, М., 1998
  6. Комментарий к Воздушному кодексу РФ, М., 2000
  7. Постатейный комментарий к части второй ГК РФ/Гуев А.Н. – М., 2000
  8. Спирин И.В. Транспортное право – М., 2001

1 Егиазаров В. А. Транспортное право – М., 2001. С.128

2 См. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7

1 Спирин И.В. Транспортное право – М., 2001. С. 191-193

1 Постатейный комментарий к части второй ГК РФ/Гуев А.Н. – М., 2000. С. 400-401

1 Постатейный комментарий к части второй ГК РФ/Гуев А.Н. – М., 2000. С.401

2 Спирин И.В. Транспортное право – М., 2001. С.198

1 Егиазаров В. А. Транспортное право – М., 2001. С.130-131

1 Определение СК Верховного Суда РФ от 28 августа 1998 г.


1 Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ

от 30 ноября 2000 г. N КАС 00-467

2 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 1996 г. N 1304/96


1 Егиазаров В. А. Транспортное право – М., 2001. С.135-136

1 Комментарий к ТУЖД РФ, М., 1998 с. 108

1 Гражданское право. Часть 1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1998. С. 499

2 Постатейный комментарий к части второй ГК РФ/Гуев А.Н. – М., 2000. С.401

1 Егиазаров В. А. Транспортное право – М., 2001. С.134

1 Государственный доклад «Защита прав потребителей в 2000 году»

1 Комментарий к Воздушному кодексу РФ, М., 2000

1Пресс-релиз, 15 января 2002 г.


1 Евгений МясинРоссийская газета 2000