Международно-правовой режим мирового океана
принимать законы и правила, касающиеся мирного прохода через территориальное море. Они, в частности, могут касаться безопасности судоходства и регулирования движения судов (ст. 21(1)(а)). Такие законы и правила должны соответствовать положениям Конвенции ООН и «другим нормам международного права». Инкорпорация в национальное законодательство положений конвенции ИМО дает прибрежному государству право требовать от иностранного судна, осуществляющее мирный проход через территориальное море, соответствия положениям данных конвенций, даже если государство флага не является их участником;- статья 41 предоставляет право государству, граничащему с проливом, используемым для международного судоходства, устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов. Такие морские коридоры или схемы разделения движения должны соответствовать «общепринятым международным правилам» (ст. 41(3)). К категории таких правил относятся и соглашения ИМО. Как и в территориальном море, иностранные суда в проливах обязаны соблюдать законы и правила, установленные государствами, граничащими с международными проливами, даже если они содержат «общепризнанные международные правила», содержащиеся в международных соглашениях, в которых не участвует государство флага. Конвенция ООН 1982 г. обязывает иностранные суда при осуществлении транзитного прохода соблюдать «общепризнанные международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения на море» (ст. 39(2)(а));
- статья 35(с) предусматривает, что положения Части III Конвенции ООН 1982 г. не затрагивают правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам. Однако такие конвенции применяются с учетом положений статьи 311 Конвенции ООН, а также вступительной части этого документа;
- статья 54 устанавливает, что статьи Конвенции ООН 1982 г., регулирующие режим транзитного прохода через международные проливы (ст.ст. 39,40,42 и 44), применяются к архипелажному проходу по морским коридорам;
- статья 58(2) устанавливает, что статьи Конвенции ООН 1982 г., устанавливающие правовой режим открытого моря (ст.ст. 88-115) и другие нормы международного права применяются к исключительной экономической зоне постольку, поскольку они не являются несовместимыми с положениями Части V Конвенции.
Юрисдикция государства порта
В рамках ИМО принят ряд документов, содержащих весьма важные положения относительно юрисдикции государства порта. К таким документам относятся LL'66, SOLAS'74, SOLAS Protocol'78, STCW'78. Эти соглашения дают государству порта право проверять содержание сертификатов, подтверждающих соответствие условиям обеспечения безопасности, инспектировать судно, если сертификаты не в порядке, или если есть основания полагать, что оборудования судна не соответствует данным сертификата.
Конструкция, оборудование и годность судов к плаванию
Статья 94(3) Конвенции ООН 1982 г. возлагает на государство флага обязанность принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности, относительно конструкции, оборудования и годности судов к плаванию. Пункт 4 ст. 94 предусматривает меры, необходимые для обеспечения выполнения данных обязательств. Предусматривается, что государства обязаны обеспечивать, чтобы каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированными инспекторами и имело на борту карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, необходимые для безопасного плавания. Пункт 5 ст. 94 предусматривает, что при осуществлении таких мер каждое государство обязано придерживаться общепризнанных международных правил, процедур и практики. Это положение распространяется и на меры, принимаемые в отношении исключительной экономической зоны (ст. 58 (2)). Статья 217 (2) предусматривает аналогичные положения относительно обеспечения выполнения законов и правил, касающихся загрязнения. Государства, в частности, обязаны принимать надлежащие меры с целью обеспечения того, чтобы судам, плавающим под их флагом или зарегистрированных в них, запрещалось плавание до тех пор, пока они не будут в состоянии выйти в море с соблюдением применимых международных норм и стандартов, установленных через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.
Пункты 1-5 статьи 94 Конвенции ООН 1982 г.
1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и
контроль над судами, плавающими под их флагом. 1. Каждое государство, в частности:
a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; и
b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.
3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:
a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;
b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;
c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.
4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:
а) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;
b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;
c) капитан, офицеры и, в необходимых степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.
5. Принимая меры, предусмотренные в п.п. 3 и 4, каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.
В статье 21(2) Конвенции ООН 1982 г. установлено, что прибрежное государство не применяет к иностранным судам, осуществляющим мирный проход через территориальное море, законы и правила, относящиеся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию судов, если только они не вводят в действие «общепризнанные международные нормы и стандарты». Это положение является чрезвычайно важным для применения договорных норм ИМО, содержащих такие нормы и стандарты, т.к. они устанавливают рамки юрисдикции прибрежного государства.
Статья 211(6) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что в случае, когда нормы и стандарты, установленные через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, не соответствуют особым условиям определенного, четко обозначенного района исключительной экономической зоны, прибрежное государство может после консультаций через компетентную международную организацию принять в отношении такого района законы и правила, вводящие нормы и стандарты или практику мореплавания, признаваемые этой организацией.
Общепринятые международные нормы и стандарты, на которые ссылаются статьи 21(2) и 94(5) Конвенции ООН 1982 г., в основном содержаться в SOLAS и LL. Также такие нормы и стандарты, а также нормы и стандарты, направленные на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем морской среды, содержаться в MARPOL.
В целях наиболее эффективного применения этих конвенций ИМО приняла многочисленные рекомендации.
SOLAS 74 и SOLAS Протокол 78 регулируют минимальные стандарты конструкции, оборудования и функционирования судов, относящиеся к таким предметам, как механизмы и электроприборы, пожарная безопасность, обнаружение и тушение, спасательные операции и мероприятия, радиосообщения. Правила предоставляются для проверок различных типов судов (нефтевозы, газовые и химические танкеры, пассажирские суда, суда типа ро-ро), издания документов, устанавливающих соответствие судов установленным стандартам, и обязанности проводить адекватное оборудование и морские издания.
LL 66 определяет минимальную высоту борта, до которой судно может быть нагружено, включая высоту борта танкеров, взятых в расчете возможных рисков представленных в различных климатических зонах и в различные времена года.
Требования к конструкции и оборудованию для безопасности рыболовецких судов содержатся в Торремолиносской международной Конвенции 1977 г. в редакции Торремолиносского Протокола 1993 г. Ни Конвенция, ни Протокол не вступили в силу.
В добавление к этим конвенциям ИМО приняла ряд рекомендаций, руководящих указаний и кодов, относящихся к конструкции, оборудованию и годности судов к плаванию. Как государства, имеющие превосходство, государства-члены, уже серьезно использовали некоторые из еще не утвержденных правил.
Комплектование судов личным составом
Касаясь конструкции и оборудования, Конвенция ООН 1982 г. устанавливает в статье 94(3)(Ь), что каждое государство должно принимать меры для обеспечения безопасности на море в открытом море относительно комплектования судов личным составом, кондиции и тренировки команды, принимая во внимание применяемые международные правила. Параграф 4(Ь) акцентирует внимание на том, что такие меры должны предусматривать, что каждое судно возглавляется капитаном и офицером, которые обладают необходимой для типа, размера, механизма и оборудования судна». Параграф 4(с) также требует, «чтобы капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были ознакомлены с применяемыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио». Также в согласовании с этими положениями параграф 5 постановляет, что «каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения». Эта обязанность также содержится в ИЭЗ. Статья 217(2) Конвенции ООН 1982 г. охватывает часть 3 статьи 94 по защите морской среды. Она обязывает государство флага судна обеспечить, чтобы их судам было запрещено плавание до того момента, когда они смогут отправиться дальше в море в соответствии с установленными требованиями.
Статья 21(2) также устанавливает, что прибрежное государство не может навязывать иностранным судам законов и правил, относящихся к мирному проходу через их территориальное море, применяемых к комплектованию экипажа, «если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.
Статья 211(6)(с) устанавливает, что дополнительные законы и правила, которые прибрежное государство может принимать для специальных районов в ИЭЗ, не должны требовать от иностранных судов соблюдать стандарты комплектования экипажа, иные, чем общепринятые международные нормы и стандарты.
SOLAS 74 накладывают общую обязанность на государства флага обеспечить для цели безопасности жизни на море и соответствующего комплектования экипажа судна. Таким образом, суда должны быть снабжены соответствующим сертификатом, таким как очевидность требуемого минимума безопасности комплектования экипажа (правило v/13).
STCW 78 содержит исчерпывающий список международных правил, относящихся к подготовке и сертифицированию персонала. Эта Конвенция утверждает минимальные требования к подготовке, квалификации и мореходному обеспечению (сервису) для капитанов и офицеров и для соответствующих категорий, которые формируют часть навигационной вахты, вахты в машинном отделении на нефтяных, химических танкерах или танкерах со сжиженным газом и пассажирских судах.
STCW 78 была пересмотрена на Конференции государств-участников, проходившей в 1995г. Изменения, внесенные в связи с этой возможностью, относятся к тому, что Конвенция STCW не была формально применена и не накладывала какие-либо строгие обязанности на участников относительно ее выполнения. Они также, в общем, привели Конвенцию STCW в соответствие с сегодняшним днем. Одна из главных особенностей переработки включает в себя переработку нового кода STCW, которому было отнесено общее содержание технических правил. Часть А кода является императивной (повелительной), тогда как часть В является рекомендательной. В дополнение, Конференция исправила Главу I Конвенции STCW, озаглавив ее «Общие положения».
Таким образом, Государства-участники должны предоставлять информацию ИМО, касающуюся выполнения требований Конвенции. Комитет Морской Безопасности ИМО (MSC) будет использовать эту информацию для выявления Участников, которые могут доказать, что ими был получен полный и законченный результат Конвенции. Кроме того, были развиты усиленные процедуры, касающиеся действий портового контроля государства, согласно Статье Х Конвенции STCW 1978. Таким образом, также были внесены и дополнения, относящиеся к специальным условиям тренировки и квалификации экипажа на борту пассажирских судов типа ро-ро.
Проходившая параллельно с конференцией STCW 1995 Конференция приняла новую Конвенцию по Стандартам тренировки, удостоверению и несению вахты для экипажей рыболовных судов. Конвенция представляет собой первую попытку установить императивные стандарты безопасности для команд рыболовных судов.
Сигналы, сообщения и предупреждение столкновений.
Для обеспечения безопасности в открытом море и в исключительной экономической зоне государство флага в рамках своей юрисдикции должно принимать соответствующие меры по отношению к «пользованию сигналами, поддержанию связи и предупреждению столкновений» (статьи 94 (3) (с) и 58 (2)). Эти меры должны согласовываться с «общепринятыми международными правилами, процедурами и практикой и каждое государство должно предпринимать необходимые шаги для обеспечения их соблюдения» (статья 94 (5)). Граница распространения стандартов, касающихся сигналов, сообщений и предупреждения столкновений были разработаны MSC и одобрены соответствующим органом внутри рамок документов и рекомендаций договора. Соответствующие параграфы относятся к положениям, включенным в документы ИМО, которые связаны с предметом, затронутым в статье 94 (3) (с) Конвенции ООН 1982 г.
Правила относительно сигналов.
Правила и предписания относительно сигналов отражены в SONAS 74 и COLREG 72. Согласно предписаниям v/21 SONAS, все суда, обязанные иметь радиооборудование, должны соблюдать Международный код Сигналов. Любое другое судно, которое, по мнению Администрации, нуждается в его использовании, должно также его соблюдать. Этот код был принят 4-ой сессией Ассамблеи ИМО в 1965 и с тех пор был дополнен (исправлен) MSC несколько раз.
Предписания относительно сообщений.
Правила относительно сообщений для целей безопасности содержатся в Главе IV SONAS 74, которые связаны с обеспечением радио коммуникационных сообщений соглашающихся правительств и обеспечивают для оборудования на борту судов для сообщений о бедствиях и спасании также как для общих радиосообщений. Специальные технические радио требования к оборудованию для таких целей установлены в Радио Предписаниях Международного Телекоммуникационного Союза.
Правила относительно сообщений также содержаться в главе V SONAS, в частности в Предписаниях 2 и 3 по сообщениям об опасности и в Предписании 4 по метеорологическим сообщениям.
Предписания относительно предупреждения столкновений на море.
Предписания относительно предупреждения столкновений на море установлены в COLREG 72, которое связано с правилами управления и плавания, огнями и формами (образами, очертаниями), звуковыми и световыми сигналами. COLREG также регулирует поведение судов, действующих в или около схем разделения движения. Внутри общих рамок, установленных положениями Конвенции ООН 1982 г., COLREG применяется к открытому мор^, исключительной экономической зоне, территориальному морю и путям, используемым для международного судоходства. Тем не менее, Правило 1(а) COLREG устанавливает, что правила применяются ко «всем судам в открытых морях и во всех водах, связанных с ними и вместе с этим приспособленных для прохода морских судов».
Конвенция ООН 1982 г. обязывает иностранные суда подчиняться этим предписаниям при навигации (проходе) в территориальном море, по путям, используемым для международного судоходства и в архипелажных водах. В соответствии с этим Конвенция устанавливает, что «общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море, должны также применяться к иностранным судам, осуществляющим право мирного прохода через территориальное море и архипелажные воды (статьи 21(4) и 52(1)). В соответствии со статьей 54, суда, осуществляющие право транзитного прохода через архипелажные морские коридоры, должны подчинятся Международным правилам предупреждения столкновений на море.
Схемы движения судов Территориальное море
В соответствии со статьей 22 Конвенции ООН 1982 г. прибрежное государство может:
- устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для регулирования мирного прохода судов через их территориальное море, где необходимо и с учетом безопасности судоходства. (Статья 22(1));
- обязать танкеры, суда с ядерными двигателями и суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, ограничить их проход по таким морским коридорам (Статья 22 (2)).
В соответствии со статьей 22 (3) (а), прибрежные государства должны при установлении морские коридоров и предписании схем разделения движения «принимать во внимание» inter alia рекомендации компетентной международной организации (ИМО). В отношении морских коридоров соответствующие положение ИМО содержатся в Предписании v/8 SOLAS, дополненном (исправленном) в 1995 г., в Общих положениях по схемам движения судов ИМО, принятых Резолюцией А. 572 (14) Ассамблеи ИМО. Положения по схемам разделения движения (TSS) содержатся в Правилах 1(d) и 10 COLREG .
Предписание v/8 (j) SOLAS устанавливает, что «все принятые системы схем движения судов и действия, предпринимаемые в соответствии с этими системами, должны быть согласованы с международным правом, включая соответствующие положения Конвенцию ООН 1982 г. по морскому праву 1982 г. Принимая во внимание темы Статьи 22(3)(а) Конвенции ООН 1982 г., Предписания v/8 устанавливает, что системы схем движения судов «рекомендованы для использования и могут быть представлены обязательными для всех судов, определенных категорий судов или судов, перевозящих определенные грузы, принятые или выполняемые в соответствии с руководящими правилами и критериями, разработанными Организацией» (ИМО). Эти положения Конвенции ООН 1982 г. и SOLAS и классы (типы) судов, к которым они относятся, в Статье 22(2) Конвенции ООН 1982 г. находятся во взаимодействии с работой, проводимой ИМО и Международным Агентством Атомной Энергии (IAEA) для рассмотрения условий транспортировки морем радиоактивных материалов с точки зрения безопасности.
Параграф (d) Предписания v/8 подтверждает, что инициатива действий по установлению систем схем движения судов является обязанностью правительств, которые должны принимать во внимание руководящие правила и критерии, установленные ИМО.
Правила 1(d) и 10 COLREG определяют соответственно компетенцию ИМО принять TSS основные технические предписания следующие в этом направлении. Эти предписания эффективно устанавливав ограничения судоходства для обеспечения безопасности.
Общие предписания ИМО по схемам движения судов, содержащих условия для принятия мер движения судов, применяемых не только в территориальном море, но также и в исключительной экономической зоне, проливах и архипелажных водах. В соответствии с параграфом 3.4 Руководящих правил, «ИМО не должна принимать или исправлять системы схем движения без согласия заинтересованного прибрежного государства, там, где эти системы могут подействовать на:
1. Их права и практику в отношении эксплуатации живых и минеральных ресурсов;
2. Окружающую среду, условия движения или установленные системы схем движения судов в соответствующих водах;
3. Требования к улучшению или урегулированию в целях судоходства или гидрографических обзоров в соответствующих водах».
В непосредственном отношении к предмету территориального моря (параграфы 3.14 - 3.16), 3.16 устанавливает, что правительства устанавливал системы схем движения, «ни одна часть которых не может быть вдали от их территориальных морей» (3.141 должны составлять их в соответствии с критериями, установленными ИМО и представлять их ИМО для утверждения. Параграфы 3.15 и 3.16 применяются к случаям, где «по какому бы ни было основанию» правительство решило не передавать на рассмотрение ИМО системы схем движения. В таких случаях правительства должны довести до сведения моряков системы схем движения, обеспечить ясные указания в картах и в морских публикациях, к которым данные правила относятся.
Проливы, используемые для международного судоходства.
Также как прибрежное государство имеет власть над территориальным морем, государства, граничащие с проливами, имеют право устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения или, как это предписывается, заменять их, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов в проливах, используемых для международного судоходства. (Статья 41 (1) и (2)). Тогда как в отношении территориального моря прибрежные государства просто обязываются «принимать во внимание рекомендации ИМО выполнение этих предписаний представляется императивным для государств, граничащих с проливами. В соответствии с Конвенцией, морские коридоры и схемы разделения движения в проливах, используемых для международного судоходства, «должны соответствовать общепринятым международным нормам» (Статья 41 (3)). Предписания ИМО, касающиеся этого вопроса, содержатся в SOLAS (Предписание v/8) для мер движения, иных, чем TSS, COLREG 1972 (правила 1(d) и 10) для TSS Общие предписания ИМО по схемам движения судов, содержащихся в резолюции А 572141), как это было представлено.
Конвенция ООН 1982 г. также устанавливает, что государства, граничащие с проливами должны передать предложения для установления морских коридоров и предписания TSS, и их замены, компетентной организации (ИМО) с целью их утверждения (Статья 41 (4)). Государства, граничащие с проливами, могут вводить TSS и предписания, устанавливающие морские коридоры, только после того, как они будут формально утверждены ИМО. Как бы там ни было, ИМО имеет право утверждать их только, если они могут быть согласованы с соответствующими государствами (Статье 41 (4)). Морские коридоры и схемы разделения движения обязательны для судов, осуществляющих транзитный проход (Статья 41 (7)).
Ст. 35(с) Конвенцию ООН 1982 г. устанавливает, что предписания для проливов, используемых для международного суд сходства, не затрагивает «правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам».
Это положение должно приниматься во внимание в отношении с пар. (к) SOLAS.
«Ни это предписание, ни его соответствующие руководящие правила и критерии не могут ограничивать права и обязанности Правительств, предоставляемые им международным правом или правовым режимом международных проливов».
В отношении морских коридоров и схем разделения движения через воды двух или более государств, граничащих с проливами, заинтересованные государства сотрудничают в выработке предложений через консультации с «компетентной международной организацией» (Ст. 41(5) Конвенцию ООН 1982 г.). SOLAS предписывает в V8(f) предоставлять Государствам возможность составлять общие предложения на базе взаимного согласия, которые должны быть разосланы заинтересованным Правительствам. Также следует подчеркнуть, что в отношении проливов, к которым не применяется режим транзитного прохода, согласно ст. 38 Конвенции ООН 1982 г., или проливов, соединяющих часть открытого моря или ИЭЗ и территориальное море иностранного государства, применяется режим мирного прохода (Ст. 45 Конвенцию ООН 1982 г.).
Архипелажные воды
Некоторые параграфы ст. 53 Конвенции ООН 1982 г. регулируют право государства-архипелага устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения и отмечают роль ИМО в этом вопросе:
- государства-архипелаги могут устанавливать морские коридоры, обеспечивающие непрерывный и быстрый проход иностранных судов через архипелажные воды и прилегающее территориальное море, и предписывать схемы разделения движения для целей безопасного прохода судов по узким фарватерам в таких морских коридорах (пар. 1, б ст. 53 Конвенции ООН 1982 г.).
- в отношении транзитного прохода в проливах, используемых для международного судоходства, морские коридоры и схемы разделения движения в архипелажных водах должны соответствовать «общепринятым международным правилам» (пар. 8 ст. 53 Конвенции ООН 1982 г.).
- государства-архипелаги должны передавать предложения, включая замену морских коридоров и схем разделения движения «компетентной международной организации» (ИМО) для принятия. Предложения могут быть приняты только в случае их согласования с заинтересованным государством-архипелагом. Только после принятия их ИМО морские коридоры или схемы разделения движения могут быть установлены, предписаны или изменены (пар. 9, ст. 53 Конвенции ООН 1982 г.).
- должны быть установлены осевые линии морских коридоров и схем разделения движения на морских картах, которые должны публиковаться (пар. 10, ст. 53 Конвенции ООН 1982 г.).
- установленные морские коридоры и схемы разделения движения должны соблюдаться судами, осуществляющими архипелажный проход по морским коридорам (пар. 11, ст. 53 Конвенции ООН 1982 г.).
- предложенные для утверждения схемы архипелажного прохода были переданы в ИМО и обдумывалось внесение необходимых поправок в Общее Руководство по схемам движения судов.
Исключительная экономическая зона
В Конвенции ООН 1982 г. не содержатся положения, касающиеся установления морских коридоров и схем разделения движения в ИЭЗ или в открытом море. Но, принимая во внимание общую компетенцию ИМО, Общие Руководство по схемам движения судов (резолюция А.572(14)) содержит положения, которые могут быть применены за пределами территориального моря. В соответствии с пар. 3.8. Правительство, предлагающее новую систему схем движения или дополнения к такой системе, «часть которой лежит за пределами его территориального моря, должно проконсультироваться с ИМО в целях возможного утверждения и дополнения ИМО для международного использования». Это положение предполагает и то, что заинтересованные государства должны предоставлять всю относящуюся к делу информацию, включая:
1) причины для исключения судов определенного класса из использования систем схем движения или какой-то их части,
2) какие-то альтернативные меры схем движения, если необходимо, для судов или определенных классов судов, которые могут быть исключены из использования системы схем движения или их частей.
Общие предписания, кроме того, устанавливают, что такая система, когда она утверждена «не может быть дополнена или действие ее не может быть приостановлено до консультации с и согласия ИМО, кроме локальных обстоятельств и таких действий срочно требует происшедшее обстоятельство.
Принимая во внимание рекомендации параграфа 3.8 Общих предписаний о том, что предложения о мерах схем движения за пределами территориального моря должны быть утверждены ИМО, любая зона безопасности, установленная в соответствии со статьей 60 (5) Конвенции ООН 1982 г., которая превышает 500 метров, должны быть переданы ИМО для утверждения.
Судоходные пути и районы
Общие принципы системы судоходных путей и районов и требования к ним содержатся в резолюции А.648 (16). Резолюция А.578 (14) ИМО содержатся руководящие правила для установления службы проводки судов. Дополнительная резолюция Ассамблеи по Руководящим Правилам для служб проводки судов будет представлена на 20 сессию Ассамблеи для утверждения. После утверждения она заменит резолюцию А.578.
В течение 1992 и 1993г.г. Комитет по правовым вопросам и ad hoc неофициальная рабочая группа, докладывающая Комитету, обсуждали правовые вопросы, рассматривая утверждение императивных судоходных путей и районов VTS, принимая во внимание основополагающее направление, установленное Конвенцией 1982г. Это рассмотрение дало толчок для утверждения нового предписания SOLAS по императивным судоходным путям и районам.
Предписание V/8-1 SOLAS предоставляет право государством утверждать и выполнять императивные судоходные пути и районы в соответствии с Руководящими правилами и критериями, разработанными ИМО. Предписание представляет императивным для судов, входящих в зоны, покрываемые системами судоходных путей и районов, докладывать береговым властям, предоставляя подробности информации до прихода судна в порт. Другая информация может также требоваться в отношении определенных категорий судов или судов, перевозящих определенные грузы. Предписание также устанавливает, что:
- все принятые системы судоходных путей и районов должны соответствовать международному праву, включая соответствующие положение Конвенции ООН 1982 г.);
- ИМО признается единственным международным органом по разработке руководящих правил, критериев и предписаний для систем судоходных путей и районов на международном уровне;
- инициатива действий установления системы судоходных путей и районов является ответственностью договаривающихся правительств. Они должны, в принципе, передавать свои предложения на рассмотрение организации. Правительства, которые не представляют на утверждение организации системы судоходных путей и районов должны, по возможности, стараться согласовывать их с руководящими правилами и критериями, разработанными организацией. Резолюцией MSC 43 (64), принятая Комитетом по безопасности на море ИМО, содержит также руководящие правила и критерии;
- предписания и связанные с ними руководящие правила и критерии не должны ограничивать права и обязанности правительств, предоставленные ими правовым режимом международных проливов;
Принимая во внимание специфическую природу и особенности служб проводки судов, предписание V/8-1 (К) добавляет, что участие судов в соответствии с положениями принятых систем судоходных путей и районов, должно быть бесплатным для соответствующих судов.
Предписание V/8-2 SOLAS, вступление в силу которого ожидается 1 июля 1999г., касается служб проводки судов и устанавливает, что использование служб проводки может признаваться обязательным только в морских районах внутри территориального моря прибрежного государства.
Суда с ядерными установками и суда, перевозящие опасные грузы
Ст. 22(2) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что прибрежное государство в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, при осуществлении мирного прохода через его территориальное море, может выдвинуть требования пользоваться морскими коридорами и схемами разделения движения, установленными или предписанными для регулирования прохода судов.
Основные положения, установленные относительно перевозимых судами грузов п. 1 и п. 2 ст. 22 Конвенции ООН 1982 г., дополняются положениями ст. 23, которая относится непосредственно к иностранным судам с ядерными двигателями и судам, перевозящим ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества.
В соответствии со ст. 23 Конвенции ООН 1982 г., такие суда при осуществлении мирного прохода через территориальное море должны иметь на борту специальные документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для этих судов международными соглашениями. SOLAS является одним из таких соглашений, в частности часть VIII SOLAS относится к судам с ядерными двигателями, а Глава VII