История международного морского права

издание этих «статей» было также подготовлено для Томаса Бофора — позднее графа Дорсетского и герцога Экзетерского, назначенного около 1425 года лордом Высоким адмиралом. В конце XVIII века первоначальный текст «Черной книги» исчез, но, к счастью, библиотека адмиралтейства сохранила копию её, которая была тщательно сверена с различными документами и манускриптами, хранящимися в Британском музее. Таким образом, Траверс Твисс имел возможность в 1871 году опубликовать ценное и точное издание Черной книги в четырёх томах, содержащее научно обоснованное введение и обильные примечания. В библиотеке коллегии адвокатов имелся также английский манускрипт под названием Извлечения из наших Олеронских правил и древней «Чёрной книги», который, однако, после ликвидации коллегии адвокатов законом 1857 года о суде по завещаниям стал недоступным. В Шотландии древнейшим полным трактатом по вопросам морского права является трактат, озаглавленный «Морские законы», в котором Джеймс Бальфур «собрал воедино» все акты парламента, «Практику, Олеронские правила и законы Висби». По-видимому, трактат был написан в 1579 году, хотя и был опубликован лишь спустя полтора столетия.

В XIV веке в странах Средиземного моря появились знаменитые Consolato del Mare . К этому времени после упадка, наступившего вследствие падения Римской империи, и препятствий, чинимых грабежами нормандских и сарацинских пиратов, вновь оживилась торговля. Марсель, Барселона и Валенсия стали крупными центрами торговли Средиземноморья, в то время как генуэзцы вели морем оживленную торговлю шерстью с Фландрией.

В то время существовало большое разнообразие местных статутов, издаваемых «Consulandos» или самоуправляющимися объединениями купцов в крупных портах и применяемых в судах выборными «консулами» или «судьями-консулами», к компетенции которых были отнесены все вопросы, связанные с операциями на море. Эти местные законы были написаны на латинском языке, в то время не известном большинству купцов. Поэтому появление в XIV веке изложенного на каталонском наречии сборника всех местных законов, обычаев и обыкновений, распространенных в пределах Средиземноморья, и впервые, вероятно, изданного в Барселоне, имело огромное значение для купцов и моряков того периода, а равно и для судей — консулов, отправлявших правосудие в крупных портах. Поскольку в сборнике не делалось попытки изложить нормы, которые должны были иметь всеобщее применение, а просто сводились воедино уже действующие принципы, этот сборник завоевал доверие здравомыслящего торгового мира и был признан в качестве закона с общего согласия стран Средиземного моря.

В период средних веков «Consolato» являлось главным регулятором отношений на Средиземном море до тех пор, пока со становлением суверенных государств внутригосударственное законодательство не вытеснило нормы обычного морского права, правда нередко заимствуя многие из них. Примером этого может служить история «Guidon de la Mer» — сборника, появившегося в Руане в самом начале XVII века. Первоначально это был частный сборник норм морского права, закрепленных обычаем, изданный для оказания помощи консулам Руана в отправлении правосудия по делам, связанным со страхованием, рассмотрение которых было отнесено к компетенции консулов французским эдиктом 1556 года. Нормы, содержащиеся в «Guidon», послужили основой для известного французского ордонанса, изданного Людовиком XIV в 1681 году.


Все эти сборники правил и обычаев касались главным образом имущественных и административных вопросов, возникающих у судовладельцев в процессе торгового мореплавания. Они не регулировали отношений государств по вопросам мореплавания, хотя соответствующие морские страны учитывали перечисленные кодексы и сборники морских обычаев в своей национальной практике.


ГЛАВА III. Международное морское право в период

подъема капитализма.


Полному утверждению принципа свободы открытого моря в международных отношениях способствовала также победа французской буржуазии в революции конца XVIII века (1791—1794 гг.), провозгласившей требование свободы морей в качестве одного из своих программных лозунгов. Принцип свободы моря был декларирован в ряде декретов Французской республики 1791—1794 годов, а также в Декларации международного права, представленной аббатом Грегуаром революционному Конвенту в 1793 году. Девизом французских кораблей в то время было: «Свобода морей, равенство прав для всех народов».

После крушения французской империи при Наполеоне, которое значительно ослабило Францию как соперника Великобритании, последняя в борьбе за господство на море предпочла опираться не на отжившие символы правовых воззрений эпохи феодализма, а на могущество британского военно-морского флота. Используя эту реальную силу, Англия перешла к установлению своего фактического господства на всех важнейших международных морских путях. Превратно толкуя идею свободы морей, она использовала свой военно-морской флот для расширения и сохранения своей колониальной империи. Вскоре на морских просторах стали все активнее действовать также США — в зависимости от складывающейся ситуации то в качестве соперника, то партнера Великобритании.

Великобритания в XVIII и в первой половине XIX века неоднократно заявляла о своей приверженности 3-мильному лимиту ширины территориального моря. Однако нередко в этот период английские законы предусматривали осуществление власти Великобритании над морскими пространствами, выходящими за пределы 3-мильного лимита. В 1878 году Великобритания приняла Закон о юрисдикции над территориальными водами, согласно которому «часть моря, примыкающая к берегам Соединенного Королевства или к берегам какой-либо другой части её владений» шириной в пределах 3 морских миль, была объявлена «находящейся под суверенитетом Её Величества».

США на протяжении более ста лет признавали 3-мильный лимит. Того же лимита придерживались также в этот период Франция, Япония, Голландия и некоторые другие государства. Но Скандинавские страны выступали за 4-мильный лимит ширины территориального моря; Испания, Португалия, Греция и другие страны — за 6-мильный, а ряд стран — за 10 и 12-мильный (Мексика и Россия). Несмотря на такой разнобой в практике, начиная с последней четверти XIX столетия, Великобритания и США упорно стали навязывать другим странам 3-мильный лимит ширины территориального моря, который давал возможность военно-морским силам США и Великобритании создавать угрозу владениям других государств, а их рыболовным судам вести неограниченный промысел рыбы в чужих водах.

Многие институты современного международного морского права начали зарождаться лишь в период подъема капитализма и прошли потом сложный путь развития. Правила, регулировавшие публично-правовые отношения государств на морях и в океанах, создавались и накапливались на протяжении нескольких столетий главным образом в качестве международных обычаев. Причиной этой медлительности были проявлявшиеся на протяжении многих десятилетий острые противоречия между государствами по таким кардинальным вопросам, как свобода мореплавания и рыболовства, ширина и правовой режим территориального моря и другие.

Лишь иногда и, как правило, по конкретным и сравнительно узким вопросам мореплавания государства заключали международные соглашения. Эти соглашения относились как к периодам мира, так и, в большей степени, к периодам, когда происходили военные действия, поскольку война в то время считалась допустимым состоянием международных отношений. Укажем для примера на такие соглашения, как заключенные в XVIII веке соглашения России с другими странами об отмене салюта в открытом море, Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 года, Декларация о морской войне 1856 года, Конвенция по охране подводных телеграфных кабелей 1884 года, Конвенция о режиме Суэцкого канала 1888 года.

Поскольку международные обычаи в области использования морей и океанов создавались на протяжении длительного исторического периода и ввиду того, что многие из них признавались лишь некоторыми государствами и не признавались другими, между государствами возникали споры и разногласия по вопросу о том, существует ли та или иная международно-правовая норма как общеобязательная. Постепенно стала ощущаться большая нужда в кодификации норм международного морского права.

Попытки такой кодификации предпринималось уже в XVIII — XIX веках. Но они оканчивались или неудачей, или заключением в редких случаях таких актов, как Декларация о морской войне 1856 года. Серьёзную неудачу потерпела Гаагская конференция по кодификации международного права, состоявшаяся в 1930 году и обсуждавшая, в частности, вопрос о территориальном море. Одной из основных причин провала Гаагской конференции 1930 года и некоторых других конференций по кодификации норм международного права было стремление некоторых государств навязать в качестве норм, обязательных для всех государств, выгодные им положения, которые очень многими государствами не признавались в качестве норм международного права.

Особенно много актов беззакония и насилия совершалось странами во время войн. «Беззакония, умышленно совершенные Германией во время первой мировой войны, — отмечал английский профессор Д. Коломбос, — с еще большей силой повторились во второй мировой войне»13. Особенно свирепствовали фашистские военные самолеты и корабли, когда они нападали в 1941 году на беззащитные советские суда, перевозившие эвакуированное гражданское население из Таллина, Одессы, Севастополя и других городов. Великобритания и США вели себя также не лучшим образом. «В 1942-1945гг. Великобритания и США, — писал Д. Коломбос,— в свою очередь в качестве репрессалии использовали свои подводные лодки для уничтожения неприятельских торговых судов»14.

Как известно, США и Великобритания еще в 1941году в Атлантической хартии заявили, что будущий мир «должен предоставить всем возможность свободно, без всяких препятствий плавать по морям и океанам»15. Однако это торжественное заявление нарушалось ими после второй мировой войны. Не всегда следуют ему они и сейчас, хотя свобода использования морей и океанов в мирных целях соответствует объективным потребностям этих стран в осуществлении нормальных связей с другими государствами.

США и Великобритания совершали и совершают в последние годы такие действия на морях, которые несовместимы с общими принципами международного права, а также с принципом свободы открытого моря. Они многие годы проводили в Мировом океане испытание ядерного оружия. Эти испытания вызвали уничтожение и отравление живых ресурсов моря, заражение воздушного пространства над открытым морем, смерть и заболевания многих людей. Военная авиация США, Великобритания и других государств множество раз производила опасные облеты иностранных судов в открытом море, а военно-морские силы — опасные сближения с мирными иностранными судами.

Победа в войне против фашистской Германии и Японии и последовавшее за ней создание ООН вновь привлекли внимание государств к проблемам кодификации международного права, включая морское. Подготовительную работу в этой области в значительной мере стала осуществлять Комиссия международного права, специально для этой цели созданная в 1947 году в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 174 (II). В период с 1949 по 1956 год Комиссия уделила большое внимание международному морскому праву. С учетом сложившихся и общепризнанных международных обычаев и новых факторов в области как мирового политического развития, так и освоения Мирового океана она подготовила проект «Статей, относящихся к морскому праву» и рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН созвать международную конференцию полномочных представителей для его рассмотрения.

Эта рекомендация была принята, и в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 1105 (XI) от 21 февраля 1957 года. I Конференция ООН по морскому праву состоялась в Женеве с 24 февраля по 29 апреля 1958 года. В ней приняли участие делегации от 86 стран. Конференция должна была рассмотреть все основные вопросы международного морского права, принять во внимание не только юридическую, но и техническую, биологическую, экономическую и политическую стороны проблемы и изложить результаты своей работы в одной или нескольких международных конвенциях или в каких-либо других актах, какие она признала бы подходящими.

I Конференция ООН по морскому праву в целом сумела выполнить указанное поручение Генеральной Ассамблеи ООН и в результате своей работы на основе статей, подготовленных Комиссией международного права, приняла четыре конвенции: Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенцию об открытом море, Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря и Конвенцию о континентальном шельфе. На конференции были одобрены также резолюции об испытаниях ядерного оружия в открытом море, о загрязнении моря радиоактивными отходами, о рыболовстве и об исторических водах. Кроме того, принят факультативный протокол об обязательном порядке разрешения споров, касающихся толкования и применения одобренных конференцией конвенций по морскому праву.

Принятие указанных выше документов было важной вехой в кодификации и создании норм международного морского права. Конвенции по морскому праву 1958 года содержат значительное число положений, которые были проверены практикой и отвечают потребностям государств в осуществлении их мирной деятельности на морях и в океанах. Однако в них имелись и существенные проблемы. Так, участники I Конференции ООН по морскому праву не смогли договориться о предельной ширине морской полосы вдоль берега, образующей территориальные воды (территориальное море) и входящей в состав территории морских государств. Для решения этого вопроса в 1960 году была специально созвана II Конференция ООН по морскому праву, но и она из-за негативной позиции некоторых стран, вновь выступивших против 12-мильного предела ширины территориального моря, окончилась неудачей. Отсутствие договорной международно-правовой нормы о ширине территориального моря продолжало осложнять отношения между государствами.

В 1962 году США установили незаконную морскую блокаду Кубы, назвав её «карантином». В период вооруженной агрессии в Индокитае корабли военно-морского флота США производили обстрелы торговых судов третьих стран, минирование входов во вьетнамские порты. Такого же рода акты произвола военно-морские силы США осуществляли на подступах к морским берегам Никарагуа и во внутренних водах этой страны. Противоправны акты демонстрации и в ряде случаев грубого применения вооруженной силы военно-морской авиацией и военными кораблями США у берегов Ливана, Ливии и других стран Средиземноморья, в индийском океане, Атлантике и районах Тихого океана, в Персидском заливе, а Великобритании — в Южной Атлантике. До сих пор США блокируют Ирак и Югославию со стороны моря, и атакуют их с моря и с воздуха.

Новым этапом в прогрессивном развитии и кодификации международного морского права стала III Конференция ООН по морскому праву, которая длилась с 1973 по 1982 год. В ней участвовало около 160 государств. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3067 (XXVIII) от 26 ноября 1973 года определила в качестве задачи этой конференции «принятие конвенции по всем вопросам, касающимся морского права». Конференция разработала и представила государствам на подписание Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Её подписали 157 государств, Совет ООН по Намибии и ЕЭС.

Конвенция ООН по морскому праву включает в себя ряд действующих международных обычаев и положений конвенций по морскому праву 1958 года, некоторые из которых были уточнены и дополнены с учетом современных условий. Однако наряду с такого рода положениями III Конференция ООН по морскому праву приняла во внимание новые факторы международного развития, включила в Конвенцию 1982 года много новых понятий, таких, например, как «исключительная экономическая зона», «район морского дна», «проливы, используемые для международного судоходства», «архипелажные воды», и определила правовые режимы для районов, к которым применяются указанные понятия.

Конвенция ООН по морскому праву состоит, кроме преамбулы и введения, из следующих взаимосвязанных частей: Территориальное море и прилежащая зона (часть II); Проливы, используемые для международного судоходства (часть III); Государства-архипелаги (часть IV); Исключительная экономическая зона (часть V); Континентальный шельф (часть VI); Открытое море (часть VII); Режим островов (часть VIII); Замкнутые или полузамкнутые моря (часть IX); Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита (часть X); Район (часть XI); Защита и сохранение морской среды (часть XII); Морские научные исследования (часть XIII); Разработка и передача морской технологии (часть XIV); Урегулирование споров (часть XV); Общие положения (часть XVI) и Заключительные положения (часть XVII).

Подготовка и одобрение этой универсальной конвенции справедливо рассматриваются подавляющим числом государств и ООН в качестве значительного вклада в прогрессивное развитие и кодификацию международного права, в дело укрепления законности и правопорядка в Мировом океане, сохранения мира и международной безопасности.

Конвенция — это крупное достижение за всю историю кодификации не только международного морского права, но и международного права в целом. Естественно, если все участники Конвенции ООН по морскому праву станут относиться с должным уважением к достигнутому таким путем компромиссу, то ее значение для укрепления и развития мирных, дружественных отношений государств на морях и в океанах будет как позитивным, так и долговременным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современное развитие морских отраслей мировой экономики, в частности, морского транспорта и рыбных промыслов, обусловило проведение многими государствами активной и целенаправленной морской политики, как части их общей внешней и внешнеэкономической политики. Если ранее представления о морской политике связывались в основном с военно-стратегическими интересами крупных государств, то ныне эта политика стала в большинстве стран определяться в большой степени непосредственно экономическими задачами, связанными с использованием Мирового океана: для поддержания международных торговых связей, добычи биологических и минеральных ресурсов и так далее. Задачи осуществляемой государствами морской политики потребовали выработки соответствующих юридических норм. В свое время это вызвало к жизни конвенции по морскому праву.

Наличие серьезных противоречий между политическими тенденциями различных государств и их групп обусловливает противоречивость тенденций в развитии современного международного морского права.

В настоящее время нападкам со стороны некоторых государств подвергаются Женевские конвенции 1958 года, как якобы устаревшие. Однако истекшие с момента их принятия годы убедительно показали в основном их жизненность и соответствие интересам сотрудничества государств в области мирного использования пространств и ресурсов Мирового океана.

С развитием мирового судоходства возникла необходимость существования значительного числа международных правил, преимущественно технического и организационно-технического характера, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, предотвращением загрязнения моря нефтью, развитием систем сигнализации (внедрение с 1998 по 2003 года новой спутниковой системы передачи сигнала бедствия), облегчением портовых и других формальностей и так далее. Этим правилам придается форма административно-правовых норм с тем, чтобы обеспечить их обязательное соблюдение всеми государствами, организациями и гражданами, участвующими в международном судоходстве. Подобного рода правила содержатся в специальных конвенциях, выполнение которых обеспечивается государствами — участниками конвенций через создаваемые ими специальные административные (надзорные) органы. Административными органами государств контролируется деятельность своих национальных организаций и граждан в области судоходства и соблюдение ими международно-правовых, технических и административных правил, а также осуществляется надзор за их соблюдением заходящими в воды и порты данного государства иностранными судами.


Осуществляемая в Мировом океане деятельность чаще всего связана с производственными процессами и имеет целью достижение определенных материальных результатов — доставку морским путем грузов, добычу рыбных, животных или растительных продуктов моря, извлечение с морского дна или из его недр полезных ископаемых и так далее. При осуществлении такого рода деятельности между её участниками, а также между ними и другими лицами возникают отношения имущественного характера, регулируемые в основном гражданско-правовыми нормами. В этих имущественных отношениях часто участвуют граждане и организации разных государств. В таких случаях регулировать возникающие между ними отношения юридическими нормами одного какого-либо государства оказывается затруднительными, а иногда и невозможны, особенно, если в основе этих отношений лежат факты или события, имевшие место в открытом море. При попытках же применять законодательство отдельных государств часто возникают коллизии законов.

Поэтому, в рамках международного морского права регулирование имущественных отношений осуществляется с помощью унифицированных гражданско-правовых норм или с помощью коллизионных норм, отсылающих к подлежащему применению национального законодательства. Унифицированные гражданско-правовые и коллизионные нормы содержатся в соответствующих международных договорах, заключаемых с целью достижения единообразного решения спорных вопросов и избежания коллизий законов. Таковы, например, Брюссельские конвенции 1910 года для объединения некоторых правил относительно столкновения судов, оказания помощи и спасания судов или Конвенция 1924 года об унификации некоторых правил о коносаментах и других. Совокупность гражданско-правовых, коллизионных, а в ряде случаев и гражданско-процессуальных норм, регулирующих отношения, связанные с морской деятельностью, составляет международное частное морское право.

Тенденции к унификации норм международного частного (в том числе гражданского) морского права возникли в конце прошлого века. С расширением морской деятельности и появлением новых её видов эти тенденции получают все большее развитие. Важная роль в области унификации международного частного морского права принадлежит Международному морскому комитету.

«Мирное сосуществование государств — объективная необходимость развития человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения международных споров»16. Мирное сосуществование предполагает, в частности, развитие сотрудничества между государствами в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характерам. Осуществлением такого сотрудничествам между государствами является одной из целей ООН, о которой говорится в статье 3 её Устава.

Международные отношения складываются из различных отношений государств: политических, экономических, культурных, научных, правовых и тому подобных. Их сложность определяется прежде всего существованием в мире государств с противоположными социально-экономическими системами и возникновением большого числа новых государств (например, распад СССР, Югославии и Чехословакии, объединение Германии). В этих условиях процесс образования международных организаций, призванных в той или иной степени регулировать отношения между государствами в различных областях их деятельности, усиливается. Этот процесс является одним из проявлений становления и развития новых форм международных отношений. Немаловажное влияние на возникновение международных организаций и их деятельность оказывают последствия происходящей в мире научно-технической революции. Среди различных международных организаций наибольшую роль играют межправительственные международные организации мирового и регионального масштаба. Наряду с ними существуют также различного типа неправительственные организации: научные, профессиональные и так далее.

Международные организации ни в коей мере не являются органами, могущими осуществлять надгосударственные функции. Они не могут вмешиваться во внутренние дела государств-участников. Цели, задачи, структура и компетенция международных межправительственных организаций определяются договорами, соглашениями, учредительными актами и регламентами (правилами процедуры) деятельности их органов, заключаемыми между суверенными государствами или одобряемыми ими на добровольной основе. Ряд межправительственных и неправительственных международных организаций существует и в области морского судоходства и в других областях деятельности, связанной с использованием Мирового океана. Эти организации играют существенную роль, в частности, в развитии и формировании норм морского права.


Список литературы:

  1. Молодцов С.В. «Международное морское право» М.: Международные отношения, 1987 год.— Стр.272.

  2. Коломбос Д. «Международное морское право» М.: Прогресс, 1975 год.— Стр. 782.

  3. Жудро А.К., Джавад Ю.Х. «Морское право» М.: Транспорт, 1974 год.— Стр. 384.

  4. Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское право» Л.: Судостроение, 1984 год. — Стр. 287.

  5. Нгуен Нгок Минь «Международное морское право» М.: Прогресс 1981 год. — Стр. 183.

  6. «Очерки международного морского права» Под ред. Корецкого В.М. М.: Госюриздат, 1962 год — Стр. 391.

  7. «Морское право и международное судоходство на современном этапе» Под ред. Колодкина А.Л. М.: Транспорт, 1986год.—Стр.345.

  8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. «История международного права» М.: Международные отношения, 1990 год —Стр. 485.

  9. Хиггинс Ф., Коломбос Д. «Международное морское право» М.: Издательство «Иностранная литература», 1953год.—Стр.714.

  10. «Международное морское право» М.: Издательство Университета Дружбы народов, 1988 год.—Стр.287.

1 Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения, 1987г. с.25.

2 Цит. по Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское право» Л. Судостроение С.16.

3 Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения. С.25.

4 Цит. по Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское право» Л. Судостроение. С.17.

5 Там же С.17.

6 Цит. по Гуго Гроций «Свободное море» М. Транспорт С.43.

7 Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.27.

8 Цит. по Нгуен Нгок Минь «Международное морское право» М. Прогресс С.22.

9 Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.30.

10 Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.30.

11 Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.32.

12 Кодекс был опубликован под названием «Jus Martimum Hanseaticum».

13 Коломбос Д. «Международное морское право» С.75.

14 Там же. С.78.

15 Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.34.

16 Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1964, стр.59.


Содержание.


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ОБЩАЯ ЧАСТЬ:

ГЛАВА I.Международное морское право в эпоху рабовладельческого строя…………………………………………………………...5

ГЛАВА II. Международное морское право в эпоху феодализма и перехода к капитализму………………………………………….….8

ГЛАВА III. Международное морское право в период подъема капитализма…………………………………………………………....22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30

Список литературы……………………………………………………………34


Ростовский государственный университет

юРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра “Истории и теории государства и права”


КУРСОВАЯ РАБОТА


на тему


История международного морского права”



Курсовую работу

выполнил

Руководитель курсовой работы


Хаваев Максим Александрович

1 курс 1группа в/о

Угольников Сергей Анатольевич, старший преподаватель


г. Ростов-на-Дону

1999