Инвестиционная деятельность

и серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полного баланса их плюсов и минусов.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;

продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

содействие развитию производственной инфраструктуры.

Рассмотрим далее объем привлекаемых иностранных инвестиций.

Объем иностранных инвестиций в России за 9 месяцев 2008 года сократился на 13,8% по сравнению с прошлым годом и составил 75,8 млрд долларов. По данным Росстата, накопленный иностранный капитал по состоянию на конец сентября достиг 251,3 млрд долларов, что на 27% больше чем годом ранее. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 50,7% (на конец сентября 2007 года – 53,5%), доля прямых инвестиций составила 46,9% (44,4%), портфельных – 2,4% (2,1%), данные представлены на рисунке 4.


Рис. 4 Удельный вес инвестиций

По данным Росстата, в первом квартале 2008 года объем иностранных инвестиций составил 17,3 млрд долларов (на 29,9% меньше соответствующего периода прошлого года), во втором квартале – 29,3 млрд долларов (снижение на 18%), в третьем квартале – 29,2 млрд долларов (рост на 6,1%), данные представлены на рисунке 5.


Рис. 5 Объем иностранных инвестиций за 2008 год


Основными странами-инвесторами в экономику России остаются Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На их долю приходилось 78% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

За октябрь темпы роста инвестиций в основной капитал в России снизились до 6,9% по сравнению с октябрем 2007 года, что является минимальным увеличением показателя за 3 года, сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат). И все таки первоочередной задачей, которую ставит перед собой Россия в области инвестиций, является переход от ничем не ограниченного привлечения иностранного капитала к выборочному. А это предполагает распространение на большинство сфер российской экономики (исключая некоторые отрасли и регионы, особо нуждающиеся в притоке капитала) единых норм государственного регулирования инвестиционной деятельности для местных и иностранных компаний (тем более, что унификация такого рода – одно из условий вступления в ВТО).


3.2 Перспективы долгосрочных инвестиций


Долгосрочные инвестиции довольно часто представляют собой инвестиции в ценные бумаги различных компаний для получения постоянного дохода в течение длительного времени. Обычно долгосрочные инвестиции осуществляются на срок более года. Довольно часто долгосрочные инвестиции занимают промежуток времени 3–5 лет.

Как правило, инвесторы, делающие финансовые вложения в долгосрочные инвестиции предпочитают небольшой, но стабильный и постоянный доход. Долгосрочные инвестиции не дают краткосрочной прибыли. Долгосрочными инвестициями выгодно заниматься в момент, когда акции предприятий недооценены. Купив недооцененные активы в момент спада рынка, на них можно хорошо заработать в долгосрочной перспективе. Для долгосрочных инвесторов финансовый кризис играет на руку, так как именно в моменты кризисов и спадов на рынке, можно выгодно приобрести ценные бумаги хороших компаний, цена которых снизилась вместе с рынком.

Обычно долгосрочные инвестиции делят на финансовые и реальные долгосрочные инвестиции. Финансовые долгосрочные инвестиции – это финансовые вложения в ценные бумаги или другие финансовые инструменты на период более одного года. Реальные долгосрочные инвестиции – это финансовые вложения в сам бизнес, т.е. в основные средства, здания, сооружения, оборудование, земля и т.д.

В долгосрочной перспективе правительство планирует обеспечить рост инвестиций в производственную инфраструктуру и инновации. Предусматривается создание системы фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства. Это позволит сформировать организационную структуру системы венчурного инвестирования, развивать внебюджетное финансирование высокорисковых проектов и организовывать привлечение инвестиций в высокорисковые наукоемкие инновационные проекты.

Для обеспечения роста инвестиций необходимо рассмотреть направления работы, которые предстоит конкретизировать в будущем. К ним относятся:

структурные реформы

Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются: защита прав собственности; укрепление корпоративного управления; усиление дисциплины исполнения контрактов; развитие банковской системы и институтов финансового рынка; реформирование естественных монополий; проведение земельной реформы.

Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.

Во-первых, следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Во-вторых, необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.

Укрепление институтов государственной власти

Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата – преодоление слабости государства. Тут необходимы следующие меры:

– осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов;

– необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения – от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;

– правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о создании правовых основ для введения федерального (президентского) правления на территории тех субъектов Федерации, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы, противоречащие российскому законодательству, осуществляют другие действия, ставящие под угрозу целостность Российской Федерации.

финансы и государственный долг

Долгосрочная бюджетная политика должна строиться исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы не должны превышать 25–30% ВВП. При этом будет возможность снижать налоговое бремя, стимулировать частные сбережения и инвестиции. Прежде всего необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга.

Теперь приведем пример инвестиций в долгосрочной перспективе.

Инвестиции в развитие инфраструктуры России до 2020 г. превысят 1 трлн долл. Переход российской экономики на инновационные рельсы предполагает осуществление крупнейших проектов в области инфраструктуры. Инвестиции на строительство железных дорог, автодорог, аэропортов и портов до 2020 г. превысят 1 трлн долл.

Сейчас российская экономика уже занимает седьмое место в мире, а к 2020 г. должна войти в ведущую пятерку. Накопленные нашей страной за последние 8 лет резервы позволили России достаточно спокойно преодолеть мировой финансовый кризис, и сейчас мы по-прежнему наблюдаем высокие и устойчивые темпы экономического роста».

За четыре месяца этого года рост ВВП составил 8,3%, промышленности – около 7%.

Рост инвестиционной активности в российской экономике также продолжается – за четыре месяца прирост инвестиций составил 20,3%. Сейчас, когда везде в мире наблюдается стагнация экономики, «у нас высокие темпы роста и достаточно позитивные прогнозы на будущее».
Инновационное развитие экономики позволит сохранить России в долгосрочной перспективе темпы роста ВВП на уровне около 6% в год. Это достаточно консервативный прогноз, но весьма реалистичный.
Россия в дальнейшем ожидает продолжение притока иностранных инвестиций. Накопленный объем иностранных инвестиций в настоящее время уже превысил 220 млрд. долл. Российские компании также выходят на мировой рынок, поэтому в России необходимо повышать качество управления


Заключение


Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса.

В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы – это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам.

Так как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях, то необходимо принимать меры для привлечении инвестиций. Однако потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле. Инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе. Повышение инвестиционной привлекательности, укрепление доверия инвесторов к России – один из приоритетов деятельности правительства. В настоящий момент для обслуживания потенциальных инвесторов создан целый ряд информационных Интернет – ресурсов.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают.

Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.


Список использованной литературы


Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.09.1999 г. №160-ФЗ

Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: ИНФРА-М, 2006.-250 с.

Балацкий. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность // Мировая экономика и международные отношения. – 1999 №12, с. 11

Баранов А.О., Павлов В.Н. Сколько инвестиций нужно России? // ЭКО   2007 №12, с. 24

Белоус Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы // Мировая экономика и международные отношения   2003 №12, с. 14

Булатов А. Капиталоообразование в России // Вопросы экономики. – 2005 №9, с. 7

Виленский П., Лившиц В., Смоляк С., Шахназаров А. О методологии оценки эффективности реальных инвестиционных проектов // РЭНС   2004 №12, с. 9

Губайдулина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. – 2003 №12, с. 2

Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Наука, 2004. – 245 с.

Журавлев С. Инвестиции поднялись на расходах // Российская бизнес-газета. – 2006 №583, с. 16

Иванова Е.Ю. О понятии иностранных инвестиций // Право и экономика. – 2006 №11, с. 99

Калашкарян Р.А., Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право. Теория и практика решения // Государство и право   2007 №12, с. 124

Карабанов И. Инвестиционная деятельность: вопросы регулирования в законодательстве о налогах и сборах // Хозяйство и право   2006 №12, с. 90

Касаткин. Инвестиционные проекты, финансируемые из ФБ: методы оценки эффективности // РЭНС - 2005 №12, с. 1

Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 424 с.

Корнилов А.А. Перспективы инвестиций в российские распределительные сети // ЭКО-2007 №12, с. 12

Мальцев Г.Н., Мальцева И.Г. Иностранные инвестиции в российскую экономику // ЭКО-2007 №12, с. 32

Мальцева Ю.Н. Инвестиции: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

Мельникова Н. Иностранные инвестиции в экономике России // экономист   2005 №4, с. 39

Мырынюк А. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России // Еженедельная газета «Стройка» – 2006 №10, с. 36

Нешитиной А.С. Инвестиции.-М.: ИНФРА-М, 2005. – 180 с.

Нагибин А.М. Инвестиции и инвестиционная деятельность. – М.: Эксмо, 2007. -200 с.

Русацкий А.Е. Особенности инвестиционного договора // Хозяйство и право. – 2007 №7, с. 51

Розанова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России // Экономика – 2007 №4, с. 30

Старик Д.Э. Оценка эффективности инвестиционных проектов // Хозяйство и право. – 2006 №12, с. 70

Урисон Я. «О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России» // Вопросы экономики. – 2006 №1, с. 21

Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение. – 2006 №2, с. 32

Шишкин М. Суверенные инвестфонды // Коммерсант. – 2007 №7, с. 11

Яковлева Е. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию: пора перемен? // Мировая экономика и международные отношения. – 2001 №12, с. 11