Международно-правовой режим мирового океана

«Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ........................………………….................................................................... 3

1 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ ...............……………………………………….................................................. 3

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских во­дах и территориальном море российской Арктики .............…………………………………………………...... 4

1.2 Правовой режим судоходства в исключительной экономи­ческой зоне Арктики .…………………………………………………………………………………………….8

2 ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО) …………………………………………………………... 10

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по мор­скому праву 1982 г. и ИМО …………………………………………................................................................ 10

2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды ……….............. 30

2.3. Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ………………………………………..................................... 42

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМО ПО УПРОЩЕНИЮ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ МОРСКОМ СУДОХОДСТВЕ ..........................…........... 50

3.1. Изменения и дополнения к Приложению к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г., принятые на сессиях Комитета FAL .……………………………………………………................................................ 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………….................................................................................... 57


ВВЕДЕНИЕ

В течение 1998 г. Союзморниипроектом проводились исследования по проектам «Международно-правовой режим морских пространств» и «Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики» подпро­граммы «Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарк­тики».

1.По проекту «Международно-правовые проблемы Арктики и Ан­тарктики» проводились исследования вопросов судоходства во внутрен­них морских водах, территориальном море и ИЭЗ российских арктических вод, на основе положений Федерального закона «О внутренних водах, тер­риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г., проектов законов «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об арктической зоне Российской Федерации», в частности рассматривались вопросы осуществления права мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораб­лей и других государственных судов, а также правила захода этих судов во внутренние морские воды Российской Федерации.

В работе нашли отражение вопросы правового режима судоходства по трассам Северного морского пути, которые в соответствии со ст. 14 Федерального закона 1998 г. являются исторически сложившейся нацио­нальной транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике.

2. По проекту «Международно-правовой режим морских про­странств» проводились исследования вопросов, связанных с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. в свете ее вступления в силу и взаимодей­ствия между Конвенцией ООН 1982 г. и Международной морской органи­зацией, а также вопросов, связанных с деятельностью ИМО в области уп­рощения формальностей в международном морском судоходстве, в част­ности, приводятся комментарии к отдельным стандартам и рекомендуемым практикам Конвенции по облегчению международного морского су­доходства 1965 г., отражающие позиции государств, а также принятые из­менения и дополнения к Приложению к Конвенции.

Проведен анализ материалов относительно последствий вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для Международной морской организации (ИМО).

Подготовлено заключение по проекту Закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», которое содержит анализ положений проекта в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в частности, вопросов проведения морских научных исследований живых ресурсов.

Подготовленная инструкция «Об обращении в Международный Три­бунал ООН по морскому праву в случае ареста судов и экипажей» содер­жит краткую справку об учрежденном в соответствии с Конвенцией 1982 г. Международном Трибунале ООН по морскому праву. В Инструк­ции особо отмечается, что Трибунал может вынести решение о «незамедлительном освобождении судна и экипажа», если последнее не освобождается несмотря на предоставление «разумного залога или иного финансового обеспечения».


1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ

Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в По­становлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», внутренние воды и территориальное море, прилегаю­щие к северному побережью Российской Федерации. В пределах исключи­тельной экономической зоны и континентального шельфа Российская Фе­дерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной по­литики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой.

В целях реализации государственной политики в Арктике ведется ра­бота по разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в част­ности, проектов Федеральных законов «Об арктической зоне Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», предусматри­вающих закрепление в законодательном порядке принципиальных поло­жений в области экономики, социальной сферы, экологии, а также в во­просах науки, военной безопасности и международных отношений в этом регионе.

В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Федерального закона «О внутренних морских водах, терри­ториальном море и прилежащей зоне» 1998 г., проекта Федерального за­кона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», проекта Федерального закона «Об арктической зоне Российской Федера­ции», других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации.

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и территориальном море российской Арктики

Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориаль­ного моря Российской Федерации определяются Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. (далее - Федеральный закон 1998 г.), кото­рым уточняются и конкретизируются отдельные положения Закона «О Го­сударственной границе Российской Федерации» 1993 г. (далее - Закон 1993 г.)

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внутренних мор­ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде­рации» 1998 г. плавание по трассам Северного морского пути - историче­ски сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Рос­сийской Федерации в Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шо­кальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, междуна­родными договорами Российской Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством Рос­сийской Федерации.

Северный морской путь (далее - СМП) является национальной транс­портной коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от удаленности от побережья.

В настоящее время действуют Правила плавания по трассам Северно­го морского пути, утвержденные Министром морского флота СССР 14 сентября 1990 г. и введенные в действие с 1 июля 1991 г.

Осуществляя свои права в свете ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), СССР/Россия закрепила в Пра­вилах положения, согласно которым «Правила на недискриминационной для судов всех государств основе регулируют судоходство по Северному морскому пути в целях обеспечения безопасности мореплавания, предот­вращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов...».

Обязанность регулировать судоходство по СМП возложена на специ­альные российские навигационные службы - Штабы морских операций, которые суббординационно связаны с Администрацией СМП (далее -АСМП).

Судно, принятое под проводку Штабом морских операций АСМП, за­ходит в любые арктические морские пространства России, соблюдая при этом правовой режим судоходства, установленный положениями Конвен­ции 1982 г. и законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правовой режим соответствующих морских пространств, в силу наличия у Российской Федерации суверенитета, юрисдикции или суверенных прав в них.

Одним из необходимых условий допуска судна для плавания по трас­сам СМП является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения морской среды (п. 5 Правил плавания по трассам СМП). Проблема ответственности за загрязнение морской среды с судов для России приобрела особую остроту в связи с введением в действие дан­ных Правил и открытием СМП для иностранного судоходства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 1998 г. внутренние морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных ли­ний, от которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Феде­рации. Территориальное море определяется как примыкающий к сухопут­ной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которыми являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная официально в издан­ных в Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, со­единяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь остро­вов; прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точ­ки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в про­лив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и ма­териком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек, определяющих положе­ние исходных линий, для отсчета ширины территориальных вод, исклю­чительной экономической зоны и континентального шельфа России ут­вержден Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. Перечень содержит 424 точки, в том числе те, через которые проходят линии, соединяющие мысы, лежащие на континенталь­ной части северного побережья страны.

Эта система, будучи предопределена географическими особенностя­ми района, в свою очередь обусловливает объединение имеющих различ­ный правовой статус морских пространств, которые лежат в основе правового режима. Вполне понятно, что все эти положения полностью соответ­ствуют международному праву.

Подобное соответствие относится и к правовому режиму территори­ального моря. Россия обладает суверенитетом над этими водами, который согласно положениям Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции 1982 г., ограничен лишь правом мирного прохода иностранных судов. С учетом положений этих Конвен­ций в Федеральном законе 1998 г. устанавливается порядок мирного про­хода через территориальное море.

Согласно ст. 12 Федерального закона 1998 г. « иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с за­конодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Рос­сийской Федерации».

В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений специально уполномоченные федераль­ные органы исполнительной власти могут временно приостанавливать в определенных районах территориального моря осуществление права мир­ного прохода через территориальное море иностранных судов, иностран­ных военных кораблей и других государственных судов.

Согласно правилам, относящимся к мирному проходу, иностранные суда, иностранные военные корабли и иностранные государственные суда должны соблюдать законодательство Российской Федерации. Эти правила находятся в полном соответствии с положениями п. 1, 2 ст. 21 Конвенции 1982г.

Во время прохода через территориальное море иностранные подвод­ные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Иностранные суда и военные корабли с ядерными двигателями, а также иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, в соответствии с Федеральным законом 1998 г. должны иметь на борту соответствующие документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разде­ления движения в территориальном море.

В Закон также включены положения в отношении сборов, которыми могут облагаться иностранные суда. Данные положения находятся в пол­ном соответствии со статьей 26 Конвенции 1982 г.

В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государст­венных интересов и охраны окружающей среды во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации могут устанавливаться за­претные для плавания и временно опасные для плавания районы, в кото­рых полностью запрещается или временно ограничивается плавание, по­становка на якорь, добыча морских млекопитающих и другая деятель­ность. Временно опасные для плавания районы устанавливаются на опре­деленный срок после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям». Решения об установлении таких районов и об их открытии принимает Правительство Российской Федерации. Прави­ла, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов, обязаны выполнять все российские и иностранные суда и военные корабли.

Статьи Федерального закона 1998 г., которыми устанавливается уго­ловная и гражданская юрисдикция Российской Федерации на борту ино­странного судна, проходящего через территориальное море Российской Федерации, находятся в полном соответствии с положениями ст. 27 и ст. 28 Конвенции 1982г.

Все иностранные суда (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях) неза­висимо от их предназначения и форм собственности (далее - иностранные суда) могут заходить во внутренние воды и морские торговые и рыбные порты (далее - морские порты), открытые для захода иностранных судов.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены от­ветные ограничения в отношении иностранных судов государств, в кото­рых имеются специальные ограничения в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их внутренние морские воды и морские порты в отношении судов Россий­ской Федерации.

На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и чле­нов экипажей во время пребывания их во внутренних морских водах и морских портах распространяется уголовная, гражданская и администра­тивная юрисдикция Российской Федерации.

Иностранные суда при заходе во внутренние морские воды, морские порты, во время пребывания в указанных водах и портах и при выходе из них обязаны соблюдать международные нормы и стандарты, а также зако­нодательство Российской Федерации, другие правила в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В отношении захода иностранных военных кораблей и других госу­дарственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, во внут­ренние морские воды и морские порты, Федеральным Законом 1998 г. ус­танавливается разрешительный порядок. Запрос направляется по диплома­тическим каналам не позднее, чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами Рос­сийской Федерации. Порядок захода указанных кораблей устанавливается Правительство Российской Федерации, которым также могут быть уста­новлены ответные ограничения такого захода.

Федеральным законом 1998 г. устанавливаются правила вынужденно­го захода иностранных судов, иностранных военных кораблей или других государственных судов в территориальное море, во внутренние морские воды и в морские порты, согласно которым, правом такого захода пользу­ются суда, и корабли всех государств без какой бы то ни было дискрими­нации в соответствии с нормами международного права.

Вынужденный заход может осуществляться в силу чрезвычайных об­стоятельств, таких как: несчастный случай; авария; стихийное бедствие или сильный шторм, угрожающий безопасности судна; ледовых условий, угрожающих безопасности судна; буксировки поврежденного судна; дос­тавки спасенных людей; необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в силу других чрезвычай­ных обстоятельств.

В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным иностранным судам, иностранным военным кораблям и дру­гим государственным судам с ядерными двигателями или судам, перево­зящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе веще­ства или материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации значительно больший, чем ущерб, угрожающий такому аварийному судну.

Все споры в отношении действий иностранных военных кораблей, нарушающих законодательство Российской Федерации во внутренних морских водах, морских портах и в территориальном море, разрешаются исключительно дипломатическим путем.

При применении иностранным военным кораблем оружия против ко­раблей, судов, летательных аппаратов или граждан Российской Федерации ответные меры для отражения нападения осуществляются в соответствии с Законом 1993 г. и Уставом Организации Объединенных Наций.

Законом 1998 г. регламентируется правовой режим исследования, ис­пользования и охраны водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, при этом устанавливается, что иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также не имеющим статуса юридиче­ского лица объединениям юридических лиц иностранных государств и международным организациям запрещаются исследование, разведка и разработка (добыча) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и террито­риальном море, а также другая деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, если иное не предусмотрено другими федеральными законами или междуна­родными договорами Российской Федерации.

Таким образом, судоходство во внутренних морских водах и террито­риальном море арктического региона России регламентируется Федераль­ным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и при­лежащей зоне» 1998 г., а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г., совокупность норм которых представляет собой правовой режим судоходства в этом регионе.

1.2. Правовой режим судоходства в исключительной экономической зоне российской Арктики

Правила плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. регу­лируют судоходство на всем протяжении трасс СМП, по каким бы мор­ским пространствам в тот или иной навигационный период они не прохо­дили - внутренним морским водам, территориальному морю или исключи­тельной экономической зоне.

Регулирование судоходства по трассам СМП осуществляется Россий­ской Федерацией с целью предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также обеспечения безо­пасности мореплавания в данном регионе, «... поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия и наличие льдов в течение большей части года создают препятствия либо повышенную опасность для судоходств, а загрязнение моря или северного побережья СССР может на­нести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нару­шить его, а также причинить ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера».

Устанавливая статус исключительной экономической зоны, права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в проекте Федерального закона «Об исключитель­ной экономической зоне Российской Федерации» (далее - проект Феде­рального закона) воспроизводятся положения ст. 234 Конвенции 1982 г., которая предоставляет прибрежному арктическому государству право в «покрытых льдом районах» исключительной экономической зоны в отношении принятия мер для предотвращения загрязнения морской сре­ды с судов, более строгие, чем международные.

В то же время в исключительной экономической зоне российской Арктики действуют нормы общие для всей исключительной экономиче­ской зоны Российской Федерации.

Прежде всего, это принцип, согласно которому Российская Федера­ция, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной эко­номической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, и иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Это положение проекта Федерального закона находится в полном со­ответствии с положениями Конвенции 1982 г.

Проектом Федерального закона устанавливается, что внешняя грани­ца исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200

морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина терри­ториального моря.

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осу­ществляет:

суверенные права в целях изучения, разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;

разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других не­живых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;

исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей; сооружать, а также разре­шать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусствен­ных островов, установок и сооружений.

юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников, создания и использования искусствен­ных островов, установок и сооружений.

Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искус­ственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрис­дикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммигра­ционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безо­пасности.

Проект Федерального закона содержит статью, которая в соответст­вии с положениями Конвенции 1982 г., в частности со ст. 211 (6), устанав­ливает, что для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографи­ческим и экологическим условиям указанных районов и специфике пере­возок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвраще­ния загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и междуна­родных договоров Российской Федерации могут быть приняты федераль­ные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, со­кращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды.

В проекте Федерального закона также предусматривается, что в слу­чае столкновения судов, посадке судна на мель, морской аварии, проис­шедшей в исключительной экономической зоне, либо действия по ликви­дации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответ­ствии с нормами международного права вправе принять необходимые ме­ры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов от за­грязнения или угрозы загрязнения.

Очевидно, что данные положения проекта Закона имеют особое зна­чение для правового регулирования предотвращения, сокращения и со­хранения под контролем загрязнения морской среды арктической исклю­чительной экономической зоны.

В соответствии с положениями проекта Федерального закона органы охраны исключительной экономической зоны при выполнении ими слу­жебных обязанностей имеют право останавливать суда, если имеются дос­таточные основания считать, что эти суда произвели незаконный сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне. У капитана ос­танавливаемого судна может быть затребована информация, необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено нарушение, а само судно может быть осмотрено, с составлением протокола об осмотре с после­дующим задержанием, если для этого имеются достаточные основания.

Кроме того, в исключительной экономической зоне Российской Фе­дерации органы охраны имеют право останавливать и осматривать рос­сийские и иностранные суда осуществляющие: разведку и промысел живых ресурсов: перегрузку выловленных (добытых) живых ресурсов на дру­гие суда: разведку и разработку неживых ресурсов: ресурсные и морские научные исследования: иную деятельность в исключительной экономиче­ской зоне. В случаях, предусмотренных проектом Федерального закона и международными договорами Российской Федерации, органы охраны имеют право: приостанавливать или прекращать указанную деятельность;

задерживать нарушителей и изымать у них орудия лова, инструменты, все незаконно добытое, а также документы в качестве временной меры до вы­несения окончательного решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения доказательств факта такого нарушения, а также для обеспе­чения исполнения решений суда; задерживать суда - нарушители и достав­лять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов); преследовать по горячим следам, задерживать суда - нарушители и доставлять их в порт.

Порядок преследования по горячим следам, остановки, осмотра и за­держания судов, порядок составления протоколов и порядок нахождения задержанных судов - нарушителей в портах Российской Федерации опре­деляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В проекте Федерального закона устанавливаются случаи применения органами охраны оружия против нарушителей данного Федерального за­кона и международных договоров Российской Федерации - для отражения их нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должно­стных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности.

Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов - нарушителей в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания на­рушителей.

Органы охраны пользуются правами, предусмотренными в проекте Федерального закона, также в отношении судов, находящихся в террито­риальном море или во внутренних водах Российской Федерации, если имеются достаточные основания считать, что эти суда нарушили в исклю­чительной экономической зоне нормы настоящего Федерального закона или международные договоры Российской Федерации.


2. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и ИМО

Конвенция ООН 1982 г. может быть названа «конвенция-зонтик», т.к. большое количество ее положений может быть реализовано только через специальные механизмы - оперативное регулирование или международ­ные соглашения.

Различные положения Конвенции ООН обязывают государства учи­тывать международные нормы и стандарты, принимаемые через «компетентную международную организацию» (ИМО).

Такие положения можно найти в следующих статьях Конвенции ООН 1982г.:

- статья 21(2), которая содержит указания на законы и правила, вво­дящие «общепринятые международные нормы и стандарты» относительно проектирования, конструкции, комплектования экипажа или оборудования иностранных судов, осуществляющих мирный проход через территори­альное море;

- статья 211(6)(с), указывающая на «общепринятые международные нормы и стандарты»;

- статья 217(2), содержит ссылку на требования международных норм и стандартов;

- статья 94(3, 5) ссылается на общепринятые международные правила, процедуры и практику, принимая необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

- статьи 21(4), 39(2) и ст. 54 по ссылке, в которых есть указание на «общепринятые законы и правила, касающиеся предотвращения столкно­вения на море»;

- статья 22(3)(а), 41(3) и 53(8) содержит ссылку на «рекомендации компетентной организации» (ИМО) при установке морских коридоров и схем разделения движения;

- статья 23 обязывает иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые вещест­ва, при осуществлении мирного прохода через территориальное море иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности, «установленные международными соглашениями»;

- статья 60 и статья 80 указывают на «общепринятые стандарты, ус­тановленные компетентной международной организацией» в отношении искусственных островов, установок и сооружений (3), а также на «применимые стандарты» в отношении зон безопасности вокруг таких объектов (5) и «общепринятые международные стандарты» в отношении судоходства вблизи искусственных островов, установок, сооружений или зон безопасности (б);

- статья 94(3, 4, 5), статья 39(2), а также статьи 54 и 58(2) предусмат­ривают обязанность каждого государства придерживаться «общепринятых международных правил, процедур и практики» для обеспечения безопас­ности на море, а также в целях предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды;

- статья 210(4, 6) указывает на «глобальные или региональные нормы, стандарты и рекомендуемые практики и процедуру» для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения, вызываемого захо­ронением, а статья 216(1) указывает на «международные нормы и стандар­ты, принятые в этих целях через международные организации или дипло­матическую конференцию;

- статья 211 ссылается на «международные нормы и стандарты» (1) и «общепринятые международные нормы и стандарты» (2,5), установленные для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязне­ния морской среды с судов, а статьи 217(1, 2), 218(1, 3), 220(1, 2, 3) имеют ссылку на «международные нормы и стандарты» в отношении обеспече­ния выполнения таких норм государствами флага, порта и прибрежными государствами соответственно, статьи 217(3) и 226(1) ссылаются на «свидетельства, требуемые международными нормами и стандартами», «сертификаты, судовые журналы или другие документы, которое судно обязано иметь в соответствии с общепринятыми международными норма­ми и стандартами;

- статья 221(6)(а) указывает на «международные нормы и стандарты или практику мореплавания», которые признаются компетентной между­народной организацией (ИМО) для специальных районов;

- статья 211(7) ссылается на «международные нормы и стандарты, включая нормы и стандарты, касающиеся незамедлительного уведомления прибрежных государств, побережье или связанные с ним, интересы кото­рых могут быть затронуты происшествием, включая морские аварии, вле­кущие за собой сбросы или вероятность сбросов»;

- статьи 219(7) и 226(1 )(с), а также статья 94(3, 5) имеют ссылку на «применимые международные нормы и стандарты», касающиеся годности судов для плавания.

Все эти положения обязывают государства-участников Конвенции ООН 1982 г. применять нормы и стандарты ИМО. Решение также может быть найдено между документами ИМО, в которых содержаться такие положения, а именно, между рекомендациями, принимаемыми Ассамбле­ей ИМО, Комитетом по безопасности на море, МЕРС и другими нормами и стандартами, содержащимися в соглашениях ИМО.

Безопасность судоходства

Основные положения

Различные положения Конвенции ООН 1982 г. устанавливают право­вую основу для принятия и введения в законодательство общепринятых норм и стандартов, обеспечивающих безопасность судоходства. Как уже было отмечено, компетенция ИМО в отношении разработки и одобрения таких норм и стандартов делает ее компетентной международной органи­зацией, через которую происходит выработка и принятие международно-правовых норм.

В компетенцию ИМО входят вопросы, относящиеся к конструкции, оборудованию, мореходности и комплектованию судов личным составом, т.е. вопросы, первоначально отнесенные к компетенции государства фла­га. Вопросы, относящиеся к оповещению, связи и недопущению помех на установившихся путях международного судоходства отнесены к компе­тенции государства флага и прибрежного государства. Механизмы ИМО обеспечивают гарантии того, что при осуществлении государствами при­нудительных мер, направленных на обеспечение безопасности судоходст­ва, не будут нарушать права иностранных судов.

Документы ИМО регулируют степень принуждения, применяемую государствами для соблюдения иностранными судами международных норм и стандартов, обеспечивающих безопасность в портах. Такое прину­ждение ограничивается положениями, заложенными в основных конвен­циях ИМО по безопасности.

Конвенция ООН 1982 г. закладывает международно-правовую основу юрисдикции государства флага относительно обеспечения безопасности судоходства. Устанавливаются рамки, в пределах которых вмешательство в международное судоходство со стороны государства флага в различных регионах Мирового океана является законным.

Юрисдикция государства флага

Основные обязательства, возложенные на государство флага, содер­жаться в ст. 94 Конвенции ООН 1982 г. Данная статья обязывает государ­ство флага принимать необходимые меры для обеспечения безопасности на море (ст. 94(3,4,5)). В этой связи необходимо отметить следующие кон­венции ИМО:

- Международная конвенция по спасанию жизни на море 1974 г. (SOLAS 74) с Протоколом 1978 г. (SOLAS Protocol'78);

- Международная конвенция по перевозке грузов 1966 г. (LL'66);

- Конвенция по международному регулированию и предупреждению инцидентов на море 1972 г. (COLREG'72);

  • Международная конвенция относительно стандартов по подготовке, сертификации и наблюдению за моряками 1978 г. (STCW78).


Юрисдикция прибрежного государства

ИМО не имеет договорных механизмов, регулирующих рамки юрис­дикции прибрежного государства. Это - исключительная сфера Конвенции ООН 1982 г. Но Конвенция устанавливает основы для разработки таких механизмов. Через эти механизмы ИМО сможет контролировать степень вмешательства прибрежного государства в иностранное судоходство в це­лях обеспечения выполнения общепринятых международных норм и стандартов.

Применение прибрежными государствами норм и стандартов, разра­ботанных ИМО, предусмотрено следующими статьями Конвенции ООН 1982г.:

- статья 21(1) дает прибрежному государству право