Логистика
маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с.Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 167с.
-23-
15. Основные цели логистики и направления работ по их реализации
Средствами для достижения главной цели логистики служат цели второго уровня – основные цели, которые являются характером деятельности предприятия в сфере логистики.
Основные цели: 1. Осуществление закупок по минимальным ценам;
2. Повышение надежности поставок ;
3. Обеспечение синхронности процессов поставки и обработки материалов;
4. Обеспечение непрерывности процесса производства;
5. Выполнение полученных заказов по ассортименту и качеству;
6. Минимизация затрат на производство;
7. Приспособление производства к меняющемуся спросу;
8. Снижение уровня запасов готовой продукции;
9.Удовлетворения проса потребителей;
10. Поставка продукции согласно заказам и договорам;
11. Высокая степень готовности поставок.
Направление работы по реализации целей логистики:
Формирование заявок на материалы;
Выбор поставщиков;
Разработка графика доставки материалов;
Проектирование и организация функционирование подразделений, участвующих в материальном и техническом обеспечении производства;
Организация транспортирования материалов в процессе производства;
Организация доставки материалов к рабочим местам;
Управление материальным потокам в производстве;
Управление запасами материалов в производстве;
Установление прямых связей с потребителями продукции, формирование портфеля заказов;
Организация доставки продукции потребителям;
Организация сервисного обслуживания потребителей;
Организация складирования готовой продукции;
Управление запасами готовой продукции.
Литература:
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.
2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 1995.-84с.
3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с.
Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 167с.
-24-
16. Система логистики и состав входящих в нее подсистем.
Среди многообразия поисков путей развития рынка, средств производства, новых направлений деятельности коммерческо-посреднических организаций и предприятий вызывают значительный интерес научные исследования и практические новации, объединяемые понятием логистики.
В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике новые логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение.
Логистические информационные системы подразделяются на три группы:
плановые;
диспозитивные (или диспетчерские);
исполнительные (или оперативные).
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.
Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;
планирование производства;
общее управление запасами;
управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
детальное управление запасами (местами складирования);
распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные
-25-
и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.
Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось. Различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой – высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.
В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.
Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:
производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;
структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.
В исполнительных информационных системах на оперативном уровне применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.
Литература:
1. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 271 с.
2. Никифоров B.C. Основы логистики на водном транспорте: Учебное пособие / НГАВТ. - Новосибирск, 1995. - 81 с.
Омельченко И.Н, Ермаков А.Ю. Промышленная логистика: Конспект лекций / Под ред. А.А. Колобова // МИПК при МГТУ им. Н.Э. Баумана. - М., 1993. - 38 с.
-26-
17. Понятие закупочной логистики.
Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.
Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Эта цель достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материа-лов и комплектующих изделий.
2. Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них.
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.
Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы.
Логистика закупок выполняет следующие функции:
• формирование стратегии приобретения материальных ресур-, сов и прогнозирование потребности в них;
• получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
• выбор поставщиков;
• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
• контроль за сроками поставки материалов;
• 'входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
• доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
• поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.
Литература:
Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
2. Никифоров B.C. Основы логистики на водном транспорте: Учебное пособие / НГАВТ. – Новосибирск, 1995. – 81 с.
-27-
18. Процесс закупки.
Технология проведения бизнесс-процесса закупки
Подготовка и оформление заявки на материал
Определение потребности в материале
Подготовка заявки на материал
Оформление заявки на материал
Согласование заявки на материал
Выбор поставщиков
Подготовка списка возможных поставщиков
Отправка запроса, в соответствии с заявкой на материал
Организация или возобновление переписки с возможными поставщиками
Подготовка и оформление запроса в соответствии с заявкой на материал
Отправка запроса на материал
Регистрация отправки запроса возможным поставщикам
Выбор поставщиков
Получение коммерческих предложений от возможных поставщиков
Согласование полученных предложений
Регистрация получения предложений
Выбор наиболее подходящих поставщиков
Обработка заказов
Оформление и отправка заказа
Подготовка заказа
Проверка на наличие долгосрочных договоров с Поставщиком
Оформление или продление договора с Поставщиком
Оформление заказа
Отправка заказа выбранному Поставщику
Регистрация отправки заказа
Выполнение обязательств по оплате заказа
Получение инвойса в соответствии с заказом
Cогласование полученного инвойса
Выполнение обязательств по оплате заказа
Отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате
Получение уведомления о сроках готовности к отгрузке
Контроль выполнения условий договора
Отслеживание местонахождения груза в процессе доставки
Регистрация отступлений от контрольных дат по условиям поставки
Поступление материала
Организация приёма груза в установленном месте
Сопоставление характеристик и качества полученного материала с заявленными Поставщиком
Выставление претензий по факту отступления от условий договора
Оприходование материала
Контроль счетов
Приложения
Типовой контракт купли - продажи
Типовой контракт купли-продажи партии продукции
Типовой контракт многократной купли-продажи продукции
-28-
Литература:
1. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 271 с.
2. Никифоров B.C. Основы логистики на водном транспорте: Учебное пособие / НГАВТ. - Новосибирск, 1995. - 81 с.
3. Омельченко И.Н, Ермаков А.Ю. Промышленная логистика: Конспект лекций / Под ред. А.А. Колобова // МИПК при МГТУ им. Н.Э. Баумана. - М., 1993. - 38 с.
4. Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками: Проблемы, поиски, решения. - М.: Нефть и газ, 1994. - 103 с.
Промышленная логистика: Конспект лекции: Пер. с нем. - СПб.: Политехника, 1994. - 166 с.
-29-
19. Виды потребностей в материалах.
Процесс приобретения материалов включает в себя ряд логически взаимосвязанных видов работ. Выделяются следующие стадии процесса приобретения материалов: составление заявок, анализ заявок, выбор поставщиков, размещение заказов, контроль за выполнением заказов, завершение процесса приобретения.
в Составление заявок. Заявки на приобретение материалов подготавливаются соответствующими сотрудниками функциональных подразделений предприятия. Они содержат информацию о том,
какие виды и какое количество материалов требуется предприятию, когда они должны быть получены и кто составил заявку.
Заявки составляются таким образом, чтобы ожидаемые к поступлению количества материалов опережали фактические потребности в них.
Время между размещением заявок и получением материалов называется временем опережения. Правильное определение времени опережения играет важную роль в процессе управления закупками и материальными запасами. Заблаговременная подача заявок ослабляет отрицательные воздействия неожиданных задержек в поставках. В то же время излишнее увеличение времени опережения ведет к росту материальных запасов. Работники, ответственные за составление заявок, должны устанавливать сроки поставки материалов с минимальным опережением, учитывая возможности поставщика и потребности потребителя материалов.
Анализ заявок. Заявки на потребление материалов подвергаются анализу в службе материально-технического снабжения с участием специалистов из других подразделений. Цель анализа — обеспечение минимальных издержек по каждому виду материалов, конкретные потребительные свойства которых предполагается использовать в производстве продукции. Методами исследования являются функционально-стоимостный анализ и конструирование стоимости.
В процессе анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы:
Могут ли более дешевые материалы удовлетворить потребности производства? Оправданы ли эти потребности?
Могут ли другие виды материалов удовлетворить означенные потребности? Можно ли упростить конструкцию производимого изделия?
-30-
В состоянии ли поставщик снизить цены на материалы, участвуя вместе с потребителем в разработке изделия или анализируя полученные спецификации?
Служба снабжения не имеет права заменять материалы, указанные в заявках. Работники отдела должны анализировать поступающие заявки и предлагать такие варианты приобретения материалов, которые могут привести к снижению стоимости заказов.
Литература:
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.
2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 1995.-84с.
3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с.
-31-
20. Методы определения потребностей.
Необходимым условием эффективного управления материальными потоками является знание потребности на перспективу. Для ее определения могут использоваться следующие методы:
- детерминированные методы расчета в соответствии с планом производства и имеющимися спецификациями на выпускаемую продукцию;
- стохастические методы расчета;
- субъективная оценка по заключениям экспертов.
Существуют такие методы расчета:
Детерминированный метод - детерминированные методы расчета служат для расчета вторичной потребности в материалах при известной первичной.
Стохастический метод - позволяют установить ожидаемую потребность на основе числовых данных, характеризующих ее изменения на протяжении определенного промежутка времени. С этой целью используют аппроксимацию средних значений, метод экспоненциального сглаживания и регрессионного анализа.
Литература:
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.
2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 1995.-84с.
3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с.
-32-
21. Материальное обеспечение на основе плановых заданий.
Данный метод основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагаются известными первичная потребность на определенный период , структура изделий в виде спецификаций, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность.
При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе. Заказ материала производится только в том случае, если общая потребность превышает наличные запасы.
Литература:
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.
2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 1995.-84с.
3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с.
-33-
22. Определение экономического размера заказа.
Экономичным размером заказа является величина партии материалов, которая позволит сократить до минимума ежегодную общую сумму расходов на выполнение заказа и хранение материалов. Методика определения экономичного размера заказа заключается в сравнении преимущества и недостатков приобретения материалов большими и малыми партиями и выборе размера заказа, соответствующего минимальной величине общих расходов на выполнение запасов. Соотношение размера и расходов на поставку (выполнение заказов) и хранение материалов.
Системы с фиксированной периодичностью заказа
(через равные промежутки времени)
T1=T2=T3
qmax 1=2=3 - время выполнения заказа
q1q2q3
Точка Заказа
Т1 Т2 Т3 Т
- используется для малостоящих товаров
- когда затраты на хранение низкие
- когда издержки незначительные, если кончился запас
- когда заказывается материал один из многих у одного поставщика
- когда скидки существенно определяют партию заказываемого товара
- при относительно постоянном уровне спроса
Qзак = qmax - qф +p + qрез
qф - фактическое количество; p - потребление за время выполнения заказа; qрез -резерв
Достоинства метода:
- простота
- регулирование запаса осуществляется 1 раз между периодами заказов
Недостатки:
- необходимость делать заказ даже на незначительное количество
- опасность возникновения дефицита
С фиксированным объемом заказа
(подразумевает поступление материалов равными, заранее
определенными партиями через разные промежутки времени)
qmax Qзак = const.
ТЗ
Заказ делается в точке заказа и выполняется в течении времени
Примечания:
- используется для дорогостоящих товаров и материалов
- товары составляют лишь небольшую долю продукции, выпускаемой поставщиком
- есть регулярная проверка запасов
- физическое наличие товара легко поддается учету
Характеристики:
- материалы поступают равными партиями, что снижает затраты по доставке и созданию запасов
- требуется систематический контроль (растут издержки по хранению)
- высокая стоимость предметов снабжения
- высокая стоимость хранения
- высокая уровень ущерба
- непредсказуемый характер спроса
Литература:
Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.
-34-
23. Расчет оптимального размера производимой партии.
Экономический размер партии - такая величина партии товаров, которая позволяет сократить до минимума ожидаемую общую потребность на запасы при определенных условиях и ценах.
Методика определения экономического размера партии заключается в сравнении достоинств и недостатков больших и малых запасов. При определении экономического размера партии используются следующие допущения:
- общее число единиц, составляющее годовую потребность, известно;
- величина спроса постоянна;
- выполнение заказов происходит немедленно;
- расходы на оформление заказа не зависят от величины партии;
- цены на материалы не меняются в рассматриваемом периоде.
Определяем затраты на приобретение материалов.
Смат = Ц*q (Ц - цена товара, q - объем партии) С1 - затраты с выполнением заказа на поставку, условно-постоянные расходы (не зависящие от объема партии) по размещению заказа, оформлению или подписанию договора, командировочные расходы. Административные расходы (почта, телеграф), расходы по приемке и складированию грузов.
(Схр- затраты на хранение, t- период поставки, p- среднесут. расход)
t=q/p
С2 - затраты на хранение единицы товара, q - хранимый запас, p - среднесуточный расход.
Cобщ=Ц*q+C1+Cхр (общая величина затрат на партию)
Общая зависимость от величины партии
С Формула Уилсона
Схр
(P- суточная потребность (ед/сутки))
qопт С1 (A- годовая потребность (ед/год)).
Зная qопт можно определить оптимальное число поставок в год = nопт A/ qопт
Оптимальный интервал между поставками tопт =360/ nопт
С1/С2 |
qопт |
С1/С2 |
qопт |
1 |
2q qопт |
20 |
210q |
2 |
2q |
40 |
220q |
5 |
10q |
80 |
410q |
8 |
4q |
90 |
445q |
C1=10-16; С2=0,1-0,5; Нижний предел 10/0,5=20; Верхний предел 16/0,1=160
С1/С2=(160+20)/2=90, т.е. qопт=445q
Затраты, связанные с содержание запасов составляют 10-40% от стоимости самих запасов. С2-переменные расходы, включают в себя:
- затраты, связанные с отоплением, освещением;
- з/пл работников;
- затраты, связанные с проведением инвентаризаций, замораживанием оборотных средств, порча товаров, естественная убыль;
- расходы, связанные с комплектованием.
Несколько случаев определения величины оптимальной поставки:
-35-
- затянувшаяся партия;
- ускоренное использование запасов;
- поступление материалов в течение определенного периода времени при наличии дефицита.
Литература:
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.
-37-
Экономичные размеры заказа при допущении дефицита и предоставлении оптовой скидки.
Если предоставляется оптовая скидка, то для определения экономичного размера заказа приходится делать несколько расчетов, так как функция суммарных издержек перестает быть непрерывной. Для нахождения глобального минимума такой функции необходимо исследовать ее локальные минимумы, причем некоторые из них могут оказаться в точках разрыва цен.
q t1 - время поступления с одновременным расходом мат. рес.
t2 - период расхода запаса.
t3 - период дефицита.
t4 - период пополнения дефицита.
qопт= *
t1 t2 t3 t4 t
C3 включает:
- штрафы потребителям за несвоевременную поставку;
- оплата простоя рабочим;
- оплата сверхурочных часов работы;
- потери, связанные с увеличением с/с прод.
- потери, связанные с поставками неправильного ассортимента.
Определение величины оптимальной партии в условиях неопределенности.
спрос (газеты) |
частота (дни) |
относит. частота |
накопит. частота |
28 |
10 |
0,1 |
1,0 |
29 |
20 |
0,2 |
0,9 |
qопт 30 |
35 |
0,35 |
0,7 |
31 |
25 |
0,25 |
0,35 |
32 |
10 |
0,1 |
0,1 |
100 |
1,0 |
Размер заказа |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
П дневная |
28 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
29 |
1,3 |
1,45 |
1,45 |
1,45 |
1,45 |
1,435 |
30 |
1,2 |
1,2 |
1,35 |
1,5 |
1,5 |
1,44 |
31 |
1,1 |
1,25 |
1,4 |
1,55 |
1,53 |
1,392 |
32 |
1,0 |
1,15 |
1,3 |
1,45 |
1,6 |
1,307 |
28: 28*0,15=1,4$
30: 28*0,15-30*0,1=1,2
Ожидаемая дневная прибыль за каждый день опр-ся:
П(28)=0,1*1,4+0,2*1,4+0,35*1,4+0,25*1,4+0,1*1,4=1,4$
Метод предельных величин: анализ начинается с минимального объема заказа и определяется вероятность продажи этого объема: Р(МРU)(1-Р)МСО
Р - вероятность продажи еще 1-й единицы продукции;
МСО - пред. издержки избыточного заказа
МРU - пред. доход от продажи доп. единицы.
РМСО/(МСО+МРU)=0,1/(0,1+0,05)=0,67
Литература:
Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.
-38-
Понятие производственной логистики.
Новая философия организации производства: интеграция процессов снабжения производства, сбыта, транспортировки и представление производства как системы, четко ориентированной на рынок (система “своевременного производства”)
В США “Своевременное производство” состоит из 4-х элементов:
- своевременная сборка готовых изделий из узлов
- своевременная продажа готовых изделий
- своевременная закупка материальных ресурсов
- своевременный запуск материальных ресурсов в производство
Все современные организации производства делятся на 2 типа: “Толкающие”(выталкивающие) и “Тянущие”(вытягивающие)
Характеристика традиционного (толкающего) подхода: изготовление деталей в соответствии с графиком (детали поступают по мере готовности с предыдущей операции на последующую)
Тянущая система заключается в том, что последующий участок заказывает и изымает детали, сборочные единицы и т.п. с предыдущего участка на последующий. Тянущая система задумана с целью уменьшения запасов.
Сравнение толкающей и тянущей систем
Характеристики |
Тянущая |
Толкающая |
1. Закупочная стратегия (снабжение) |
Ориентирована на небольшое число поставщиков, поставки частые, небольшими партиями, строго по графику |
Ориентация на значительное число поставщиков, поставки в основном нерегулярные, крупными партиями |
2. Производственная стратегия |
Ориентация производства на изменение спроса, заказов |
Ориентация на максимальную загрузку производственных мощностей. Реализация концепции непрерывного производства |
3. Планирование производства |
Начинается со стадии сборки или распределения |
Планирование под производственные мощности |
4. Оперативное управление производством |
Децентрализовано. Производственные графики составляются только для стадии сборки. За выполнением графиков других стадий наблюдает руководство цехов |
Централизованное. Графики составляются для всех цехов. Контроль осуществляется специальными отделами (плановыми, диспетчерскими бюро) |
5. Стратегия управление запасами |
Запасы в виде незадействованных мощностей (станков) |
Запасы в виде излишков материальных ресурсов (сырье) |
5.1 Управление страховыми запасами |
Наличие страховых запасов говорит о сбое в производственном процессе т.к. складские площади почти не предусмотрены |
Страховой запас постоянно поддерживается на определенном уровне |
5.2 Управление операционными заделами (запасы на рабочих местах) |
Операционный задел минимален за счет синхронизации производства |
Операционный задел не всегда минимален из-за несинхронности смежных операций, различной пропускной способности оборудования, его плохой расстановки, неэффективного выполнения транспортно-складских работ |
5.3 Управление запасами готовой продукции |
Запасы практически отсутствуют из-за быстрой отправки готовой продукции заказчику. Излишних запасов не бывает, т.к. размер партии готовых изделий сориентирован на заказ |
Запасы могут быть больш. из-за: - несвоевременности изготовления продукции - несвоевременности отправки готовой продукции - размер партии готовых изделий сориентирован на годовую программу без учета колебаний спроса |
6. Использование оборудования и его размещение |
Универсальное оборудование, которое размещено по кольцевому или линейному принципу |
Специализированное оборудование, размещенное по участкам, а также частично универсальное оборудование, расположенное линейно |
7. Кадры |
Высоко квалифицированные рабочие-многостаночники (универсалы) |
Узко специализированные рабочие, но есть и рабочие-многостаночники |
8. Контроль качества |
Поставка качественных материальных ресурсов, компонентов, изделий. Сплошной контроль качества осуществляет поставщик |
Сплошной или выборочный контроль на всех стадиях производства, что удлиняет производственный процесс |
9. Распределительная стратегия |
Размер партии готовых изделий равен размеру заказа. Ориентация на конкретного потребителя. Изготовление с учетом специфических требований заказчика Организация послепродажного обслуживания |
Размер партии готовой продукции соответствует плановуму выпуску. Ориентация на “усредненного потребителя”. Организация послепродажного обслуживания |
Преимущества тянущей системы
- Отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса.
- Замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров.
- Задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу.
- Снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки.
- Выполнение заказов с высоким качеством
- Сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.
Система Канбан
Канбан разработана группой японских менеджеров. Потери в данном методе - излишки продукции, досрочное производство, брак, нерациональная транспортировка, хранение излишних запасов.