Особенности малого бизнеса в нефтехимическом комплексе Республики Татарстан
и больше позиций, то система лизинга находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитии различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое малое предприятие должно иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.
Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работает более 8 млн.человек, или около 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходит все больше молодых, энергичных людей, которых необходимо обучать.[18, c.423]
Наконец, ресурсы малых компаний можно было бы использовать для активизации внутреннего нефтяного рынка и создания государственных резервов нефтепродуктов, необходимых для регулирования цен на них. Для этого уполномоченные государством структуры могли бы закупать нефть малых предприятий через нефтяную биржу и перерабатывать ее на НПЗ в рамках установленных правительством квот. Полученные нефтепродукты можно было бы использовать для интервенций на внутреннем рынке с целью регулирования цен.
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса
Создание и развитие малых предприятий является важной задачей государства. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует республиканский и местный товарные рынки, поддерживает предпринимательскую деятельность. Вопрос о помощи малым предприятиям со стороны государства включает в себя два основных направления – организационное и экономическое. Именно в таких формах существует государственная поддержка малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В Российской Федерации образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, выступающее инициатором решений правительства в пользу малого предпринимательства.[30, c.142]
Основой системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства является закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Закон определяет, что не менее 15% государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Согласно новому закону правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальных уровнях. Также создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого пойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям.[26]
По налоговому законодательству Российской Федерации малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 года. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные формы.
Особенностью налогообложения малых предприятий является и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями.
Для всех малых предприятий установлены следующие дополнительные льготы:
в первые 2 года работы малые предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что выручка от реализации превышает 70%, а доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций в их уставном капитале составляет не более 25%;
в третий и четвертый год работы эти предприятия уплачивают налог на прибыль в размере, соответственно, 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% от общей суммы выручки реализованной ими продукции;
при определении налогооблагаемой прибыли исключается прибыль, направляемая на финансирование капитальных вложений, на погашение кредитов банка, на проведение научно-исследовательских и опытно-инструкторских работ;
освобождаются от уплаты авансовых взносов на прибыль;
суммы налогов на добавочную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов;
разрешалось в первый год эксплуатации (а с июня 1995 года – в течение всего срока деятельности предприятия) списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет;
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГАК России, может выдавать гарантии банку на возврат кредита, при этом Фонд может и сам выдавать кредиты;
малые предприятия представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке и не чаще одного раза в квартал.[30, c.144]
Кредитная поддержка малых предприятий в России нормативно определена Указом Президента «О первоочередных мерах государственной поддержки малых предприятий в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 года, предусматривающим ее следующие механизмы:
выделение государственных льготных инвестиционных кредитов;
формирование механизма гарантий федеральным и региональными фондами поддержки малых предприятий;
компенсация коммерческим и кредитным организациям недополученных доходов при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях;
снижение в полтора раза ставки налога на прибыль коммерческим банкам, предоставляющим малым предприятиям не менее 50% общей суммы кредитов и др.
В Республике Татарстан также создаются привлекательные условия для развития предпринимательства. Принята программа поддержки малого предпринимательства на 2005 – 2010 гг. Ее цель – удвоение доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан к 2010г. Активно формируется технопарковая сеть. В ноябре 2002 года Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан создано ОАО «Инновационно - производственный технопарк «Идея». В мае 2004 года в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан состоялось открытие Камского индустриального парка «Мастер» в Набережных Челнах. В Лениногорске начало работать ООО «Инновационно - производственный технопарк «Идея – Юго - Восток». [ с.5] Для предприятий, иценззующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, предусмотрено снижение ставки налога на прибыль (в части зачисления в республиканский бюджет до 13,5% налога на имущество (до 0,1% на вновь созданное имущество). Набирает обороты практика предоставления государственных гарантий по заимствованиям субъектов малого предпринимательства, субсидий на погашение процентной ставки по кредитам коммерческих банков. В целях поддержки инвестиционной привлекательности малого бизнеса созданы инвестиционно – венчурный и стабилизационный залогово – страховой фонды Республики Татарстан.
Важно, чтобы создаваемые благоприятные условия для развития предпринимательства на федеральном, региональном и уровне местного самоуправления были четко взаимосвязаны и согласованы. Только комплексный подход позволяет выстроить эффективно действующую систему государственного мотивирования и поддержки предпринимательской активности.[ ]
2.3 Примеры функционирования малых компаний
В целях интенсивного развития нефтедобывающей отрасли Республики Татарстан в 1997 году в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 12 февраля 1997 года №УП-81 «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан» было принято решение о создании малых нефтедобывающих компаний (МНК) для разработки нефтяных месторождений в республике на условиях права пользования отведенных для этих целей земель и месторождений нефти.
В настоящее время в Республике Татарстан действует более двух десятков МНК. Создание этих компаний обеспечило выполнение главной задачи первого этапа реформирования нефтяной промышленности Республики Татарстан – образования множества самодостаточных нефтяных компаний, осваивающих месторождения с трудноизвлекаемыми запасами на основе современных технологий. Функционирование МНК предполагает смещение приоритетов в сторону активизации инновационной деятельности, развитие которой позволит нарастить добычу трудноизвлекаемых запасов нефти.
Все малые нефтедобывающие предприятия Татарстана условно можно подразделить на четыре группы:
нефтяные компании, являющиеся «дочерними» ОАО «Татнефть» и входящие в так называемый «Нефтеконсорциум»;
компании независимые от ОАО «Татнефть» («Татнефтепром», «Булгар-нефть», «Татнефтеотдача», «СМП-Нефтегаз»);
совместные предприятия («Татойлгаз» (53% «Татнефть»; 47% - Mineral Rohstoff Handel (Германия), «Таттех» (50% «Татнефть»; 50% «Texneft» (США), «Татойлпетро» (50% «Татнефть»; 50% «Total» (Франция);
нефтяные компании, пришедшие с других регионов, но работающие на территории Республики Татарстан («ТатРИТЭКНефть»).[22, с.5]
Рассмотрим подробнее деятельность некоторых из них.
Малая нефтяная компания «Алойл» появилась на свет после издания в 1997г. Указа Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан». Основной деятельностью компании является разработка и геологическое изучение Алексеевского нефтяного месторождения, расположенного на территории Бавлинского района Республики Татарстан и Северного района Оренбургской области. Несмотря на то, что данное месторождение относится к числу нерентабельных, имеет трудноизвлекаемые запасы нефти и сложное геологическое строение, компания ежегодно наращивает добычу нефти. Если за 1998г. было добыто 22 тыс. тонн нефти, то за 2004г. в 7 раз больше – 150 тыс.тонн. За первое полугодие 2005г.добыто более 80 тыс.тонн. Всего за 8 лет работы на месторождении «алойловцы» добыли более 700 тыс.тонн нефти.
Сохранение такого темпа роста добычи нефти является одной из основных задач, которую руководство компании поставило перед собой на перспективу. Заработанная компанией прибыль реинвестируется в развитие производства и создание оптимальных условий труда для работников.
Во многом достижения компании предопределены слаженной работой высококвалифицированных специалистов. Средний возраст работающих – 41 год, всего здесь трудится 121 чел. генеральный директор ЗАО «Алойл» Риф Вафин – опытный специалист, более 20 лет проработавший в нефтегазовом комплексе Татарстана.
В бурении и в эксплуатации скважин применяются самые современные технологии, часть из них разработана с участием специалистов ЗАО «Алойл». Коллективом авторов компании получено 4 патента Российской Федерации на изобретение. Применение одной из новинок – нового насоса – позволило за 2 года дополнительно добыть 6 тыс.тонн нефти.
С 2000 года «Алойл» - член ассоциации малых и средних нефтедобывающих предприятий (г.Москва). [11, с.10]
В первые три года своего существования в условиях отсутствия внешних инвестиций компания «Меллянефть» занималась оказанием сервисных услуг по повышению нефтеотдачи пластов на месторождениях ОАО «Татнефть». В связи с этим в компании был организован участок капитального ремонта скважин. Он был укомплектован необходимой специализированной техникой и оборудованием.
Первоначально это были относительно небольшие финансовые вливания, но именно они позволили произвести реликвидацию и реконсервацию 10 скважин, построить необходимую сеть нефтепроводов, линий электропередачи, сборных пунктов. Уже в 2000г. добыча нефти составила 22 тыс.тонн. Все это создало своего рода плацдарм для дальнейшего освоения лицензионного месторождения.
В настоящее время Муслюмовское месторождение находится на стадии интенсивного разбуривания и ввода в разработку.
В планах компании дальнейшая разработка Муслюмовского месторождения, увеличение добычи нефти и темпов отбора за счет наращивания фонда скважин, повышения нефтеотдачи пластов, разведовочного бурения. За период с 2004 по 2008гг. предполагается пробурить и обустроить 21 скважину и удерживать доведенный годовой объем добычи нефти в 2004г. на уровне 100-105 тыс.тонн в последующие четыре года. Задача не из легких, но коллектив «Меллянефть» во главе с Маратом Тазиевым готов плодотворно трудиться.
Большое внимание в «Меллянефти» уделяется экологическим вопросам. С 2001г. проводится большая работа по мониторингу окружающей среды в зоне деятельности компании. Ежеквартально проводятся лабораторные анализы подземных вод и поверхностной воды здешних рек ице, Калмыя, Шуганка, Баланнинка.
Анализируется атмосферный воздух в ближайших населенных пунктах. Под контролем находятся и промышленные выбросы на объектах добычи нефти.
В протоколе совещания с участием Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева о конкурентоспособности и дальнейшем развитии предприятий нефтегазодобывающего комплекса Республики Татарстан в новых условиях недропользования от 9 июля 2004 года независимым нефтедобывающим компаниям было предписано активизировать работы по укреплению собственной ресурсной базы на основе участия в аукционах, в том числе и за пределами Республики Татарстан. Компания «Меллянефть» приняла участие в двух аукционах и выиграла два лицензионных участка на право геологического изучения и добычи нефти за пределами республики: Домосейкинской площади Оренбургской области и Тукачевского месторождения Пермской области. Компания уже приступила к освоению этих месторождений и начала геологоразведочные работы.
Только цифры:
За 2000-2004гг. компания:
пробурила 45 скважин, в том числе поисково-разведочных;
построила 55,2 км. нефтепроводов;
добыла 465,2 тыс.тонн нефти.
Добывающий фонд составляет 49 скважин.[28, с.10]
Десять лет назад в полку малых нефтяных компаний, работающих в Республике Татарстан, прибыло ОАО «РИТЭК», взяв в разработку, на первый взгляд, далеко не перспективные месторождения, смогло подобрать «ключик» к каждой скважине с трудноизвлекаемыми запасами.
ОАО «РИТЭК» (Российская инновационная топливно-энергетической компания) специализируется на широкомасштабном применении самых передовых технологий и современного оборудования всего того, что необходимо для высокоэффективной и грамотной разработки месторождений.
НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» было организовано в 1995 году для разработки недр Республики Татарстан. Однако, месторождения, которые достались управлению, были сложными и малоперспективными. В свое время, еще в 80-е годы прошлого века, их освоение вела «Татнефть», однако имея в своем активе более легкодоступные запасы, «тяжелые» было решено до поры до времени законсервировать как низкодебитные и, следовательно, нерентабельные. Для работы с такими трудными месторождениями ритэковским специалистам понадобился весь их профессионализм, чтобы с помощью передовых технологий найти подход к каждой скважине.
Уже через год НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» начало разработку Киязлинского и Мельниковского месторождений и приступило к эксплуатационному бурению Енорусскинского и Черемуховского. Результаты говорят сами за себя – в 1998 году компания «РИТЭК» получила лицензии еще на 4 месторождения на северо-востоке Татарстана: Луговое, Кучуковское, Озерное и Сокольегорское. А немного позже – лицензии на геологическое изучение и добычу нефти Мензелинского, Агрызского, Владимирского и Северо-Кадеевского участков. Сегодня география деятельности «ТатРИТЭК Нефть» охватывает территорию 11 административных районов Республики Татарстан, в разработке находятся 10 месторождений, а общая площадь ицензиионной территории составляет более 4,5 тыс.км.
Добыча сырья – это только часть работы компании. Перед тем, как попасть в систему нефтепроводов, нефть должна быть доведена до товарной кондиции. Для этого в НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» была запущена установка подготовки высокосернистой нефти (УПВСН) производительностью 500 тыс.тонн в год. А в 2001 году было принято решение о сооружении собственного нефтепровода от УПВСН до магистральных трубопроводов Альметьевск – Горький – 2,3 протяженностью 67 км.
Еще на стадии проектирования трубопровода руководство ОАО «РИТЭК» дальновидно решило, что по нему к главной магистрали можно будет транспортировать не только свою нефть, но и сырье других малых компаний, работающих в Татарстане и не имеющих выхода к системе «Транснефти». Оставалось только увеличить мощность установки подготовки высокосернистой нефти. Сегодня она доведена до 1 млн.тонн в год. Этого оказалось достаточно, чтобы не только подготавливать свою нефть, но и оказывать соответствующие услуги коллегам: ОАО «Татнефтепром», ОАО «Волганефть», ОАО «Кондурчанефть».
Темпы развития НГДУ «ТатРИТЭК Нефть» наглядно отражает динамика добычи. Если в 1996г. было произведено всего 9,5 тыс.тонн, то в 2004г. эта цифра увеличилась до 577,2 тыс.тонн, а в 2005г. запланировано извлечь из недр не менее 600 тыс.тонн нефти. И, как считают в НГДУ, это не предел. Татарстанское подразделение компании «РИТЭК» в 2008г. планирует взять рекордную для себя высоту – 1 млн.тонн нефти.[3, с.19]
Добыча и экспорт нефти на июль 2005 года (тыс.тонн)
№ | Компании |
С начала года |
Экспорт | |
Морские терминалы | Нефтепровод «Дружба» | |||
1 | ОАО «Акмай» | 4,9 | 1,2 | |
2 | ЗАО «АЛОЙЛ» | 94,3 | 0,5 | 44,6 |
3 | ОАО «Булгарнефть» | 103,4 | 40,7 | |
4 | ЗАО «Геология» | 104,9 | 40,9 | |
5 | ЗАО «Геотех» | 83,2 | 29,9 | |
6 | ЗАО «Дружбанефть» | 8,2 | 3,2 | |
7 | ОАО «Елабуганефть» | 16,7 | 5,8 | |
8 | ЗАО «Иделойл» | 71,8 | 16,1 | |
9 | ЗАО «Кара-Алтын» | 219,2 | 60,2 | |
10 | ОАО «Кондурчанефть» | 34,8 | 6,4 | |
11 | ОАО «Меллянефть» | 61,9 | 23,6 | |
12 | ОАО «Нократойл» | 4,7 | 1,8 | |
13 | ОАО «РИТЭК» | 1552,6 | 281,3 | 257,5 |
14 | ОАО «СМП-Нефтегаз» | 209,6 | 71,2 | 42,1 |
15 | ТАТЕХ | 286,8 | 94,2 | 111,1 |
16 | ЗАО «Татнефтеотдача» | 178 | 37,1 | 27,5 |
17 | ОАО «Татнефтепром» | 171,2 | 49,2 | 27,5 |
18 | ОАО «Татнефтепром – Зюзеевнефть» | 206,1 | 63,7 | |
19 | ЗАО «Татойлгаз» | 150,4 | 24,0 | 8,1 |
20 | ЗАО «Троицкнефть» | 105,5 | 2,1 | |
21 | ЗАО «Трансойл» | 18,4 | 3,3 | |
22 | ОАО Шешмаойл» | 163,4 | 37,5 |
Заключение
Возникновение наряду с крупными вертикально - интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), независимых малых и средних нефтяных компаний (ННК) в России явилось закономерным результатом рыночных реформ в экономике и объективных процессов, происходящих в структуре минерально-сырьевой базы страны. Институциональные различия этих двух секторов отечественной нефтедобычи определяют разновекторную стратегию деятельности обеих групп. ВИНК в своей деятельности нацелены на расширение активности на наиболее крупных и высокоэффективных направлениях, включая реализацию транснациональных проектов по всей цепочке вертикального цикла производства, от геологоразведки до сбыта готовой продукции. Малые компании, являясь монотоварными производителями, ориентированы на максимально эффективную отработку запасов, относящихся к категории мелких и средних, и развитие внутреннего рынка сырой нефти.
Ни в коей мере не противопоставляя ВИНК и малый сектор нефтедобычи, необходимо подчеркнуть, что государству - собственнику недр нужен и крупный бизнес-основа добывающего потенциала страны, и независимые нефтяные компании, как резерв роста добычи углеводородного сырья и доработки маргинальных, трудноизвлекаемых запасов, т.е. «нефтяных неугодий».
На примере Республики Татарстан можно сказать, что благодаря малым компаниям наиболее рационально используется сырьевая нефтехимическая база республики, что позволяет обеспечить население потребительскими товарами республиканского производства, расширить объемы создаваемой добавленной стоимости и налогооблагаемой базы. Приобретение современных перерабатывающих мощностей способствует улучшению материально-технической базы комплекса. Все это создает предпосылки для повышения инвестиционной емкости и конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса и экономики республики.
Недооценивается пока потенциал малого сектора в решении проблем энерго- и ресурсоэффективности, сохранения экологической безопасности республики.
Необходимо отметить ключевую роль малого бизнеса в повышении самодостаточности населенных пунктов Татарстана через формирование в них конкурентной среды. Территориальная организация малых, в том числе нефтехимических производств, способна активировать процессы повышения качества жизни, культурного и образовательного уровня населения республики, выравнивания социально-экономических территориальных диспропорций.
Но, несмотря на пользу, приносимую стране и конкретно республике, у малых предприятий существует множество проблем. Это и угроза поглощения со стороны крупных нефтяных компаний, и затрудненный доступ к перерабатывающим (уж тем более к сбытовым) мощностям, и несовершенство законодательства страны и пр.
Нарастающие трудности требуют принятия ряда радикальных мер и, прежде всего, мер со стороны самих малых нефтяных компаний. Необходимо преодолеть разобщенность с целью лоббирования своих интересов.
Тем не менее, основная роль в обеспечении дальнейшего беспроблемного существования малых компаний лежит на государстве. Именно оно исполняет функцию по осуществлению поддержки малого предпринимательства путем проведения антимонопольной политики, снижению налогов.
Следует помнить, что в добывающей отрасли любой страны закономерно прослеживается следующая тенденция: крупное месторождение – крупная компания, мелкое месторождение – мелкая компания. Результаты поисковых и разведочных работ последних 10-15 лет показывают, что 96% месторождений в республике относятся к мелким, с запасами от 1 до 10 млн.т.
Отсюда вывод – будущее нефтяной промышленности нашей страны во многом будет определяться мелкими компаниями. Государство должно осознать это и создать для некрупных субъектов отрасли – особенно на первом этапе – льготный режим функционирования. Однако, постижение этой истины дается чрезвычайно трудно.
Список литературы
Абзалилова Л.Р. Сбалансированное развитие малых и крупных компаний как условие устойчивого функционирования химического и нефтехимического комплекса Республики Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2005. - №1. – с.19
Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 160 с.
Анохин К. Психология победителя // Нефть России. – 2005. - №8. - с.19
Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 – 104 с.
Блинов А.Ю., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и К», - 2003. – 356 с.
Бурганов Р.А. Экономические основы предпринимательства. – К.: «Гран Дан», - 2001. – 114 с.
Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 280 с.
Гайказов М. «Малышам» нужна забота // Нефть России. –2004. - №7.–36 с.
Диордиенко А. «Малая нефть» не бывает лишней // Нефть России. – 2002. - №7. – 36 с.
Завьялов Д. «Заговор» независимых // Нефть России. – 2004. - №2. – с.36
Компания «Алойл»: 8 лет безупречной репутации // Комсомольская правда. – 10 сентября 2005. – 10 с.
Корзун Е. Не добивайте независимых! // Нефть России.– 2004. - №7. – с.32
Корзун Е. Немалый вклад малых компаний // Нефть России.–2003.-№1.–с.53
Корзун Е.Не обижайте «малышей» // Нефть России. – 2002. - №6. – с.13
Кривощекова Е., Окунева Е. Система регулирования нефтяного комплекса России // Вопросы экономики. – 2004. - №7. – с.79
Крюков В.А. Зарытая эффективность, или как государство пытается управлять нефтяными компаниями // ЭКО. – 2002. - №9. – с.28
Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 454 с.
Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 430 с.
Муравьев А.И., Игнатьев А.М. Предпринимательство: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 696 с.
Мучина Д. Уже немало // Татарстан. – 2005. - №9 – 17 с.
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05 августа 2000г. №117-ФЗ
Нугаев Р.А., Ягудина Л.Ш. Нефтяные ресурсы Республики Татарстан: добыча, реализация, запасы // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2003. - №4. – 5 с.
Орлов А.В. Надежда: о малом бизнесе в России. Уч.пособие. – М.: Международный университет, 2003. – 160 с.
Предпринимательство: Учебник / Под ред.М.Г.Лапусты. – М.: ИНФРА – М., 2003. – 534 с.
Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2001. – 231 с.
Федеральный закон от 14 июня 1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
Федеральный закон от 19 июля 1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях»
Хапибова В. ОАО «Меллянефть»: есть два новых месторождения // Комсомольская правда. – 10 сентября 2005. – 10 с.
Царев И.Г. Малое предпринимательство – дело за малым // ЭКО. – 2004. - №1. – 11 с.
Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / Под ред.проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.–718 с.