Финансовое планирование деятельности ОАО "БелАЦИ"

НДС 841184 1038179 4. Собственные средства 156287,5 195498,5 5. Стоимость имущества 161315,5 171329 6. Запасы и затраты 87658,5 95959 7. Основные средства 61809 69768 8. Коэффициент доходности,% K4.1 57,38 59,53 K4.2 41,90 40,13 9. Эффективность использования собственных средств,% K4.3 59,23 52,17 K4.4 43,24 35,17 10. Рентабельность производственных фондов,% K4.5 61,93 61,54 K4.6 45,22 41,48 11. Рентабельность продаж,% K4.7 11,00 9,82 K4.8 8,03 6,62

Коэффициент доходности прибыли до н/о (K4.1) возрастает, и на 2003 год прибыль до налогообложения составила 104 коп. на 1 рубль стоимости имущества.

Рентабельность капитала по чистой прибыли K4.2 несколько уменьшилась, и чистая прибыль составила 40 коп. на 1 рубль стоимости имущества.

Коэффициент эффективности использования собственных средств снижается, что говорит о росте эффективности управлением собственным капиталом.

Рентабельность продаж снизилась, что свидетельствует об уменьшении доли прибыли в выручке от продаж по сравнению с 2003 г.

3. Оценка эффективности деятельности предприятия на соответствие стратегическим целям бизнеса


3.1 Рабочий капитал и чистые активы


Рабочий капитал характеризует величину оборотного капитала, свободного от краткосрочных (текущих) обязательств, т.е. долю оборотных средств компании, которая профинансирована из долгосрочных источников и которую не надо использовать для погашения текущего долга. Рост величины NWC означает повышение ликвидности компании и увеличение ее кредитоспособности. В то же время, слишком большие значения оборотного капитала могут сигнализировать о неэффективной финансовой политике компании, которая приводит к снижению рентабельности (например, выбор долгосрочных, но более дорогих источников финансирования; неоправданное снижение кредиторской задолженности и т.п.).

Формула расчета:


NWC = Текущие активы - Текущие обязательства


Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в два раза считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении своих средств и неэффективном их использовании.

Чистыми активами называется сумма активов, после того как из нее вычтена сумма обязательств. Данная величина показывает, какими активами может располагать предприятие за счет постоянного капитала.

Определение стоимости чистых активов необходимо акционерным обществам в следующих ситуациях:

при выяснении (по итогам годового бухгалтерского баланса), есть ли необходимость в уменьшении уставного капитала;

при принятии решения об увеличении уставного капитала;

при выкупе АО своих акций;

при принятии решения о выплате дивидендов и при выплате дивидендов.


Таблица 3.1

Показатели рабочего капитала и чистых активов

Показатель н. 2003 н. 2004 к. 2004
1. Всего активов (без НДС), тыс. руб. 178542 216126 222891
2. Текущие активы, тыс. руб. 27641 27543 50564
3. Текущие обязательства, тыс. руб. 19842 23752 31143
4. Рабочий капитал (с.2-с.3), тыс. руб. 7 799 3 791 19 421
5. Чистые активы (с.1-с.3), тыс. руб. 158 700 192 374 191 748
6. Выручка за год, тыс. руб.
920340 1038179
7. Оборачиваемость чистых активов (с.6/с.5ср-год)
5,24 5,41
8. Прибыль от продаж за год, тыс. руб.
122069 109411
9. Рентабельность чистых активов,% (с.8/с.5ср-год)
69,54 56,97
10. Собственный капитал, тыс. руб. 134031 178544 212453
11. Чистая прибыль, тыс. руб.
75128 68747
12. Рентабельность собственного капитала,% (с.11/с.10ср-год)
48,07 35,17

Величина рабочего капитала в 2004 г. возрастает по сравнению с началом года в 5,12 раз и указывает на достаточность оборотных средств предприятия для покрытия краткосрочных обязательств. Наблюдается снижение величины чистых активов, что можно охарактеризовать как негативное явление, поскольку тепм прироста текущих обязательств (31,12%) выше темпа прироста активов всего (3,13%). Снижение рентабельности чистых активов и собственного капитала указывает на падение эффективности использования собственных средств предприятия.


3.2 Финансовый рычаг как метод кредитования деятельности предприятия


Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита несмотря на платность последнего. Финансовый рычаг характеризует соотношение всех активов с собственным капиталом.

Основным критерием оценки эффективности финансового рычага является ставка банковского кредита. Если банковская ставка выше рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредита в структуре капитала будет приводить к снижению рентабельности собственного капитала, и наоборот.

Определим эффект финансового рычага (ЭФР) при осуществлении проекта строительства завода по выпуску керамического кирпича с целью увеличения объема прибыли и улучшения других технико-экономических показателей предприятия.


Таблица 3.2.1

Эффект финансового рычага

Показатель Значение
Сумма банковского кредита, тыс. руб. 60000
Величина банковского процента,% 16
Объем производства и реализации, туп 9000
Цена за единицу продукции, тыс. руб. /туп 70
Себестоимость единицы продукции, руб. /туп 62005,85
Ставка налога на прибыль,% 24
Среднегодовая величина собственного капитала предприятия, тыс. руб. 195498,5
Среднегодовая величина чистых активов, тыс. руб. 192061
Финансовый рычаг =(195498,5-60000) /195498,5=0,6931
Рентабельность продаж =9000*(70000-62005,85) /(9000*70000) =0,1142
Поправочный коэффициент на кредиты и налоги* 0,7593
Оборачиваемость чистых активов =9000*70/192061=3,2802
ЭФР =2*0,1142*3,2802*0,7593=0,5689

*Поправочный коэффициент = [Прибыль от реализации продукции - Величина кредитных средств Ч (1 + ставка банковского процента)] Ч (1 - ставка налогообложения) / Прибыль от реализации продукции =


Эффект финансового рычага отражает прирост рентабельности собственного капитала (как результат привлечения кредита) в размере 208,43%.


3.3 Расчет экономического роста предприятия


Экономический рост предприятия показывает тот рост продаж, которого может достичь предприятие при прочих неизменных показателях. Он равен произведению коэффициента реинвестирования, ЭФР и коэффициента роста собственного капитала.



Таким образом, экономический рост предприятия вследствие осуществления мероприятия составит 68,68%.


3.4 Оценка финансовой деятельности предприятия


Рентабельность чистых активов и средневзвешенную стоимость капитала рассчитываются по следующим формулам:


,


где T - ставка налога на прибыль;

r - кредитная ставка банка;

L - сумма кредитов банков, тыс. руб.;

E - собственный капитал, тыс. руб.;

α - процент дивидендов (2%).

Таким образом, имеем:



Рентабельность чистых активов выше средневзвешенной стоимости капитала, следовательно, предприятие способно не только выплатить процент по кредитам и дивиденды, но и реинвестировать часть чистой прибыли в производство.

Далее рассчитаем экономическую добавленную стоимость:


4. Прогнозирование спроса


Российский рынок сейчас насыщен импортными материалами. С учетом этого большинство асбоцементных предприятий заблаговременно наладило выпуск конкурентоспособной продукции, которая удовлетворяет современным требованиям потребителя к дизайну и качеству. Одним из главных условий роста производства асбестоцементных изделий является их конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках.

Достигнутые объёмы производства асбестоцементных листов на ОАО "БелАЦИ" следующие:


Рис.4.1 Производство асбестоцементных листов на ОАО "БелАЦИ"


Построим тренд производства а/ц листов и, выявив основную тенденцию развития спроса. Для этого воспользуемся методом аналитического выравнивания (уровни ряда динамики рассматриваются как функция времени).


Таблица 4.1

Вспомогательная таблица для расчета параметров уравнения тренда

Период Объем производства, туп t t2 t·y

1 полуг. 2001 141636 -7 49 -991452 155499,32
2 полуг. 2001 150936 -5 25 -754680 156266,8
1 полуг. 2002 165860,5 -3 9 -497581,5 157034,28
2 полуг. 2002 171160,5 -1 1 -171160,5 157801,76
1 полуг. 2003 169230,5 1 1 169230,5 158569,24
2 полуг. 2003 161530,5 3 9 484591,5 159336,72
1 полуг. 2004 155195 5 25 775975 160104,2
2 полуг. 2004 149935 7 49 1049545 160871,68
Сумма 1265484 0 168 64468


Рис.4.2 Тренд производства асбестоцементных листов на ОАО "БелАЦИ"


Определим среднее квадратическое отклонение, равное квадратному корню из дисперсии. Для начала вычислим среднее значение ряда динамики:



Тогда среднее квадратическое отклонение равно:



Используя уравнение тренда, определим прогнозные значения на 2005-2006 гг. (табл.4.2).


Таблица 4.2

Период



1 полуг. 2005 161639,16
2 полуг. 2005 162406,64
1 полуг. 2006 163174,12
2 полуг. 2006 163941,6

Согласно произведенным расчетам можно сделать вывод о том, что на предприятии, как и во всей асбестоцементной промышленности, наблюдается спад годового объема производства (на 7,74% на ОАО "БелАЦИ" при среднеотраслевом снижении на 15%). При этом трендовые значения растут.

ОАО "БелАЦИ", несмотря на стагнацию в асбестоцементной промышленности, стремится находить новые пути развития и повышения эффективности производства. При этом основной проблемой является, прежде всего, крайне низкая степень освоения асбестоцементными предприятиями новых технологий.

Для решения данного проблемы предлагается внедрить производство навесных вентилируемых фасадов. Они известны в России сравнительно недавно. Но в ряде стран (например, в Германии, Финляндии) накоплен уже достаточный опыт по их использованию: в общественных, административных и промышленных зданиях, а также при реконструкции домов массовой застройки. Ниже приведена поквартальная разбивка объемов производства навесных фасадных систем ведущим российским заводом - ОАО "Волна".


Рис.4.3 Производство навесных фасадных систем по кварталам 2003-2004 гг.


Вентилируемый фасад является теплоизоляционной системой. Это совокупность специально подобранных элементов, обеспечивающих устойчивую и долговременную тепловую защиту изолируемых поверхностей зданий. Становится ясно, что вентилируемый фасад является современным конструктивным решением, которое можно применять как для новых, так и для реконструируемых зданиях.

Для успешного вывода новой продукции на рынок следует произвести прогнозирование спроса на нее. Прогнозирование спроса - оценка перспективного спроса на товары и услуги, необходимая для расчета планов производства и реализации продукции.

Построим тренд производства основного вида продукции, который позволит выявить основную тенденцию развития спроса. Для построения воспользуемся методом аналитического выравнивания.


Таблица 4.3

Вспомогательная таблица для расчета параметров уравнения тренда

Период Объем производства, м2 t t2 t·y

1 кв. 2003 233400 -7 49 -1633800 355053,3
2 кв. 2003 248100 -5 25 -1240500 336623,8
3 кв. 2003 258150 -3 9 -774450 318194,3
4 кв. 2003 257890 -1 1 -257890 299764,8
1 кв. 2004 309250 1 1 309250 281335,2
2 кв. 2004 316250 3 9 948750 262905,7
3 кв. 2004 356400 5 25 1782000 244476,2
4 кв. 2004 344960 7 49 2414720 226046,7
Сумма 2324400 0 168 1548080

Рис.4.4 Тренд производства навесных фасадных панелей

Тогда, используя уравнение тренда, определим прогнозные значения на 2005-2006 гг. (табл.4.4).


Таблица 4.4

Период



1 полуг. 2005 207617,16
2 полуг. 2005 189187,64
1 полуг. 2006 170758,12
2 полуг. 2006 152328,6

Определим среднее квадратическое отклонение, равное квадратному корню из дисперсии. Для начала вычислим среднее значение ряда динамики:



Тогда среднее квадратическое отклонение равно:



На ОАО "Волна" основная тенденция такова, что объемы производства навесных фасадных систем снижаются. Это может объясняться насыщением существующего регионального рынка. В среднем же по отрасли навесные фасадные системы - продукт перспективный, характеризуемый растущим спросом (в среднем по отрасли объем производства за последний год вырос на 30-35%). Рынок Белгородской области относительно свободен, кроме того, предполагается занятие рыночных ниш и в других регионах страны.

В качестве стратегии расширения влияния на рынке с уже существующим товаром можно использовать наступление на фирмы, занимающие второе место на рынке, т.к лидер отрасли обладает гораздо более сильными конкурентными позициями.

ОАО "БелАЦИ" использует такой способ охвата рынка, как ориентация на покупательскую потребность, поскольку к основным задачам предприятия следует отнести максимальное удовлетворение потребностей покупателей и увязку производственной и научно-технической политики с запросами конкретных потребительских групп.

Наиболее целесообразной представляется стратегия интенсивного роста, т.е. расширение ассортимента продукции.

Реализация проекта позволит предприятию улучшить технико-экономические показатели: увеличить производительность труда, оборачиваемость оборотных активов, фондоотдачу, снизить затраты на 1 руб. реализованной продукции и получить прибыль, а значит и увеличить показатель рентабельности производственной деятельности.