Оценка стоимости земельных участков

участка в планировочной структуре города и воздействие на него каждого из перечисленных в таблице факторов. Такое описание является основой для присвоения оценочному участку численного значения каждого из действующих на его территорию факторов.

Численные значения факторов заносятся в разработочную таблицу. По каждому оценочному участку в крайней правой графе рассчитывается предварительный коэффициент относительной ценности территории путем суммирования по формуле


К = 1 + ki + kl + k3 + kA + k5 + k6 + kl,


где К — суммарный коэффициент относительной ценности территории в границах конкретного оценочного участка;

k klпоправочные коэффициенты соответственно 1—7 ipynn факторов.

Полученные величины коэффициентов относительной ценности территории взвешиваются по площадям оценочных участков таким образом, чтобы в среднем по городу коэффициент дифференциации был равен 1,0.

Взвешивание коэффициентов выполняется с использованием формулы

i-i i=l


где Kiкоэффициент дифференциации средней ставки земельного налога по i'-му оценочному участку, приравненный к единице в целом по городу; <7,- — коэффициент относительной ценности по г-му оценочному участку;

Pi — площадь оценочного участка, га; iномер оценочного участка; п — число оценочных участков в черте города.

В границах поселения выбираются тестовые земельные участки, для которых определяется рыночная стоимость методами, описанными выше в данном разделе. Полученные тестовые стоимости переносятся затем на всю территорию с использованием коэффициентов дифференциации.

Рассчитанные с использованием коэффициентов дифференциации кадастровые стоимости отражают экспертную оценку, характеризующую жилищно-бытовую функцию. Чтобы получить кадастровые стоимости для других функций (форм использования территории, вида целевого использования земель), необходимо применить соответствующие коэффициенты.

Результаты проведенной кадастровой оценки обобщаются в отчете и предоставляются на рассмотрение органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления публикуют результаты кадастровой стоимости земель по ценовым зонам в открытой печати с рекомендациями по дальнейшему использованию опубликованных данных. После обсуждения опубликованных результатов кадастровой оценки они утверждаются решением органа местного самоуправления, вносятся в государственный земельный кадастр.

Результаты кадастровой оценки городских земель как составной части комплексной программы кадастровой оценки недвижимости могут использоваться для следующих целей:

создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра;

формирования налогооблагаемой базы земель поселений;

уточнения схемы территориально-экономического зонирования;

установления ставок арендной платы за муниципальные земли;

определения стартовых цен продажи прав собственности или долгосрочной аренды на конкурсах и аукционах;

определения величины компенсационных выплат при изъятии земель для муниципальных нужд;

обоснования наиболее рациональных и перспективных направлений городской застройки;

информирования органов муниципальной власти и оказания платных услуг различным субъектам земельного рынка;

создания фондового рынка земельных бумаг и ипотеки.


6.2 КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ


Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится по единой методике в целях обеспечения сопоставимости результатов оценки на территории Российской Федерации.

Целью оценки является определение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий для обоснования земельного налога, арендной платы и других платежей при сделках с земельными участками. Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.

Объектом оценки являются земли сельскохозяйственного назначения в границах субъектов РФ, административных районов, землевладений (землепользовании) юридических и физических лиц.

Для целей государственной кадастровой оценки земли сельскохозяйственного назначения по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода разделены на шесть групп [26]:

I группа — сельскохозяйственные угодья;

группа — земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;

группа — земли под замкнутыми водоемами;

группа — земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных полос), болотами, нарушенные земли;

группа — земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;

группа — земли, пригодные под оленьи пастбища.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения включает определение удельных показателей кадастровой стоимости каждой из шести групп земель. В основе кадастровой оценки лежит определение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Под сельскохозяйственным угодьем понимается территория, систематически используемая для определенных целей и обладающая конкретными естественно-историческими свойствами. В составе сельскохозяйственных угодий различают пашню, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежь.

Пашней называется сельскохозяйственное угодье, которое систематически используется под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары.

Сенокосом, называется сельскохозяйственное угодье, которое систематически используется под сенокошение. Различают заболоченные, заливные и суходольные сенокосы.

Пастбищем называется сельскохозяйственное угодье, которое систематически используется для выпаса животных, а также земельные участки, пригодные для пастьбы скота, не используемые под сенокос и не являющиеся залежью.

Залежь — земельный участок, который раньше использовался под пашню и более одного года не используется, в том числе и под пар.

Определение удельных показателей кадастровой стоимости сель-. скохозяйственных угодий осуществляется в два этапа.

На первом межрегиональном этапе осуществляется определение удельных Показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ и разработка базовых нормативов для проведения второго этапа оценки.

Второй этап — определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов и землевладений.

Этап 1. Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ1. Первый межрегиональный этап оценки земель проводится с целью определения средней кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий субъектов РФ и разработки базовых нормативов для проведения кадастровой оценки земель внутри субъекта РФ.

При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ определяются следующие показатели в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий:

1) оценочная продуктивность (валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц);

2) оценочные затраты;

цена производства валовой продукции и расчетный рентный доход;

удельные показатели кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ.

Первые два вышеназванных показателя (оценочные продуктивность и затраты) служат базовыми нормативами для кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий внутри субъекта РФ.

Определение оценочной продуктивности одного гектара сельскохозяйственных угодий

Рассчитывается средняя фактическая урожайность основных сельскохозяйственных культур (групп культур) и сенокосов в субъектах РФ за 1966-1998 гг. (за 33 года).

Методика государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ. Утверждена Госкомземом России и согласована с Минсельхозпродом России, Минэкономикой России и Мингосимуществом России 11 мая 2000 г.

Определяется оценочная продуктивность 1 га посевов основных сельскохозяйственных культур и сенокосов субъекта РФ: в стоимостном выражении — в средних ценах реализации 1999 г., сложившихся в соответствующем природно-экономическом районе, и в переводе в кормовые единицы:

Оценочная продуктивность = Урожайность х Цена продажи.

Продукция кормовых культур в стоимостном выражении оценивается по цене одного центнера кормовых единиц фуражного зерна. Цена фуражного зерна принимается на уровне 75% от средней реализационной цены всего объема товарного зерна по России.

Рассчитывается средняя оценочная продуктивность 1 га путем взвешивания оценочной продуктивности культур на структуру посевных площадей по субъекту РФ, сложившуюся в среднем за последние три года. Оценочная продуктивность 1 га пашни определяется умножением средней оценочной продуктивности 1 га посевов на долю всех посевов в площади пашни.

Определяется оценочная продуктивность 1 га сельскохозяйственных угодий субъекта РФ взвешиванием оценочной продуктивности 1 га пашни, сенокосов, пастбищ на их долю в площади сельскохозяйственных угодий субъекта Российской Федерации. В долю пашни включаются доли многолетних насаждений и залежи, Так как их оценочная продуктивность условно принимается на уровне оценочной продуктивности пашни.

Оценочная продуктивность пастбищ принимается по материалам IV тура оценки земель.

Определение оценочных затрат на использование одного гектара сельскохозяйственных угодий

Определяются ежегодные фактические затраты на 1 га посевов основных сельскохозяйственных культур и сенокосов за 1992— 1998 гг.

Рассчитываются по основным сельскохозяйственным культурам и сенокосам ежегодные индексы затрат субъекта Российской Федерации по отношению к соответствующим средним показателям по Российской Федерации:


Средние затраты по субъекту

Коэффициент приведения = ___________________________

Средние затраты по зоне


Определяются средние за рассматриваемый период индексы затрат по основным сельскохозяйственным культурам и сенокосам по субъекту РФ путем суммирования ежегодных индексов и делением этой суммы на число лет за рассматриваемый период.

Коэффициент приведения субъекта к зоне (индекс затрат) рассчитывался как среднеарифметическое значение за семь лет, чтобы учесть инфляцию и деноминацию.

Рассчитываются оценочные затраты по основным сельскохозяйственным культурам и сенокосам за 1998 г. по субъекту РФ умножением средних фактических затрат по России за этот год по соответствующей культуре на средний индекс затрат по данному субъекту РФ.

Рассчитываются средние оценочные затраты на 1 га посевов путем взвешивания оценочных затрат по культурам на структуру посевных площадей по субъекту РФ, сложившуюся в среднем за последние три года.

Оценочные затраты на 1 га пашни определяются умножением средних оценочных затрат на 1 га посевов на долю всех посевов в площади пашни.

Определяются оценочные затраты на 1 га сельскохозяйственных угодий субъекта РФ взвешиванием оценочных затрат на 1 га пашни, сенокосов, пастбищ на их долю в площади сельскохозяйственных угодий субъекта РФ. Оценочные затраты на 1 га пастбищ условно принимаются на уровне 20% от оценочных затрат на 1 га сенокосов.

Оценочные затраты на 1 га сельскохозяйственных угодий субъекта РФ корректируются на разницу в урожайности основных сельскохозяйственных культур и сенокосов за периоды 1966—1998 гг. и 1992— 1998 гг. При этом корректируется только часть затрат, функционально связанных с уровнем урожайности сельскохозяйственных культур и сенокосов.

Определяются оценочные затраты на 1 га сельскохозяйственных угодий за 1999 г. по субъекту РФ умножением оценочных затрат за 1998 г. на индекс удорожания цен на материально-технические ресурсы, необходимые для использования сельскохозяйственных угодий.

Расчет цены производства и рентного дохода

Определяется цена производства валовой продукции с 1 га сельскохозяйственных угодий субъекта РФ добавлением к оценочным затратам дохода, минимально необходимого для обеспечения воспроизводства в размере 7% от оценочных затрат 1999 г.:

Цена производства = Оценочные затраты х Рентабельность.

Рассчитывается дифференциальный рентный доход (ДРД) с 1 га сельскохозяйственных угодий субъекта РФ вычитанием из стоимости валовой продукции (оценочной продуктивности) цены ее производства:

ДРД = Оценочная продуктивность - Цена производства.

Устанавливается единый для субъектов РФ абсолютный рентный доход в размере 1% от стоимости валовой продукции с 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по Российской Федерации.

Абсолютный рентный доход установлен в размере 12 руб. с 1 га, поскольку эту сумму ежегодно дотирует государство.

Определяется расчетный рентный доход с 1 га сельскохозяйственных угодий субъекта РФ путем суммирования дифференциального и абсолютного рентных доходов:

Расчетный рентный доход = ДРД + Абсолютный рентный доход.

Расчет удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ

Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту РФ определяется умножением расчетного рентного дохода на срок его капитализации.

Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам.

Кадастровая стоимость = Расчетный рентный доход х 33.

В таблице 7.1 приведены результаты I этапа кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ.

Код региона Субъект РФ Кадастровая стоимость руб./га
1 Республика Адыгея 23 960
2 Республика Алтай 3 270
3 Республика Башкортостан 10 100
4 Республика Бурятия 4 090
5 Республика Дагестан 12 080
6 Республика Ингушетия 9410
7 Кабардино-Балкарская Республика 19 600
8 Республика Калмыкия 2 380
9 Карачаево-Черкесская Республика 13 270
10 Республика Карелия 5510
11 Республика Коми 4 090
12 Республика Марий Эл 12 140

Код региона Субъект РФ Кадастровая стоимость руб /га
13 Республика Мордовия 10 990
14 Республика Саха 400
15 Республика Северная Осетия 19 040
16 Республика Татарстан 11 020
17 Республика Тува 1 550
18 Удмуртская Республика 8 580
19 Республика Хакасия 2 900
20 Чеченская Республика Нет данных
21 Чувашская Республика 14 950
22 Алтайский край 10 990
23 Краснодарский край 43 560
24 Красноярский край 7 190
25 Приморский край 10 000
26 Ставропольский край 20 000
27 Хабаровский край 7 790
28 Амурская область 6 140
29 Архангельская область 4 920
30 Астраханская область 2 440
31 Белгородская область 3 940
32 Брянская область 20 490
33 Владимирская область 10 460
34 Волгоградская область 12410
35 Вологодская область 7 990
36 Воронежская область 21 650
37 Ивановская область 11 020
38 Иркутская область 6 700
39 Калининградская область 17 720
40 Калужская область 10 330
41 Камчатская область 2 670
42 Кемеровская область 7 620
43 Кировская область 6 700
44 Костромская область 8 840
45 Курганская область 9310
46 Курская область 18 940
47 Ленинградская область 23 000
48 Липецкая область 16010
49 Магаданская область 400
50 Московская область 33 030
51 Мурманская область 400
52 Нижегородская область 9 700
53 Новгородская область 7 620
54 Новосибирская область 9410

Код региона

Субъект РФ

Кадастровая стоимость руб./га

55 Омская область 10 070
56 Оренбургская область 7 490
57 Орловская область 15 440
58 Пензенская область 9 970
59 Пермская область 6 470
60 Псковская область 8 220
61 Ростовская область 19 170
62 Рязанская область 13 040
63 Самарская область 10 860
64 Саратовская область 8 120
65 Сахалинская область 4 720
66 Свердловская область 9 740
67 Смоленская область 9 830
68 Тамбовская область 16 200
69 Тверская область 9 540
70 Томская область 5 080
71 Тульская область 15 310
72 Тюменская область 7 260
73 Ульяновская область 10 030
74 Челябинская область 9 370
75 Читинская область 3 300
76 Ярославская область 12 310
79 Еврейская АО 3 890
80 Агинский Бурятский автономный округ 4 190
81 Коми-Пермяцкий АО 400
82 Корякский АО 400
83 Ненецкий АО 400
84 Таймырский АО 0
85 Усть-Ордынский Бурятский АО 5 410
86 Ханты-Мансийский АО 400
87 Чукотский АО 0
88 Эвенкийский АО 400
89 Ямало-Ненецкий АО 400

На сельскохозяйственных землях, где отсутствует дифференциальный рентный доход, кадастровая стоимость устанавливается на основе только абсолютного рентного дохода в размере 400 руб. за 1 га (Мурманская и Магаданская области, Ненецкий, Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский и некоторые другие автономные округа).

Последовательность проведения государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации на I этапе представлена ниже.

Определение оценочной продуктивности 1 га сельскохозяйственных угодий.

Определение оценочных затрат на использование 1 га сельскохозяйственных угодий.

Расчет цены производства и рентного дохода.

Расчет средней кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий по субъекту РФ.

Этап 2. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в субъекте РФ1. Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в субъекте РФ проводится на основании базовых оценочных показателей продуктивности и затрат, установленных на первом этапе государственной кадастровой оценки земель, обеспечивающих сопоставимость ее результатов на всей территории Российской Федерации (приложение по результатам).

При наличии природно-экономической зональности территории субъекта РФ базовые оценочные показатели по продуктивности сельскохозяйственных угодий и затратам на их использование, рассчитанные в среднем по субъекту РФ на первом этапе государственной кадастровой оценки, дифференцируются по земельно-оценочным районам. Для этих целей по земельно-оценочным районам определяется:

фактическая продуктивность 1 га сельскохозяйственных угодий на основании урожайности основных сельскохозяйственных культур и сенокосов за 1971 — 1999 гг., а также рассчитываются фактические затраты на использование 1 га сельскохозяйственных угодий на основании данных за 1992—1999 гг. Расчеты показателей продуктивности и затрат по земельно-оценочным районам проводятся в соответствии с п. 2.1, 2.2 Методики государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ;

рассчитываются по земельно-оценочным районам коэффициенты дифференциации базовых оценочных показателей продуктивности и затрат, установленных для субъекта РФ по результатам первого этапа государственной кадастровой оценки, путем отнесения указанных показателей продуктивности и затрат по земельно-оценочным районам к аналогичным показателям, сложившимся по субъекту РФ;

базовые оценочные показатели продуктивности и затрат по земельно-оценочным районам определяются умножением аналогичных базовых оценочных показателей, установленных по субъекту РФ на первом этапе государственной кадастровой оценки, на коэффициенты дифференциации продуктивности и затрат, рассчитанные по земельно-оценочным районам.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий включает:

определение интегральных характеристик объектов оценки по плодородию почв, технологическим свойствам и местоположению;

определение расчетного рентного дохода и кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий объектов оценки.

Информационной основой государственной кадастровой оценки служат:

данные почвенных обследований, материалы IV тура и внутрихозяйственной оценки земель (материалы бонитировки почв и характеристики технологических свойств земельных участков);

показатели оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий (по выходу кормовых единиц и валовой продукции), затрат на их использование, расчетного рентного дохода (дифференциального и абсолютного) и кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ (результаты этапа 1 государственной кадастровой оценки) и земельно-оценочных районов.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий проводится в границах колхозов и совхозов, по которым проводился IV тур оценки земель. Земельно-оценочная информация объектов оценки обобщается по административным районам, земельно-оценочным районам и субъекту РФ.

Определение интегральных значений показателей земельных участков по плодородию почв, технологическим свойствам и местоположению

Интегральными показателями являются:

по плодородию почв — балл бонитета (совокупный почвенный балл), который характеризует природные свойства почвы;

по технологическим свойствам — индекс технологических свойств земельных участков;

по местоположению — эквивалентное расстояние до пунктов реализации сельскохозяйственной продукции и баз снабжения материально-техническими ресурсами (километров).

Определение балла бонитета почв земельного участка Определение балла бонитета почв включает:

установление методами статистического анализа признаков и свойств почв, существенно влияющих на их плодородие;

расчет средних физических значений отобранных признаков и свойств почв;

пересчет на основе корреляционно-регрессионного анализа физических значений признаков и свойств почв в зависимости от их влияния на урожайность сельскохозяйственных культур в относительные величины — баллы;

расчет среднегеометрического балла по совокупности признаков и свойств по разновидностям (группам) почв;

расчет совокупного почвенного балла путем корректировки среднегеометрического балла на негативные свойства, снижающие плодородие почв (переувлажненность, эродированность, засоленность и т.д.). Совокупные почвенные баллы по оценочным группам почв имеются в материалах IV тура оценки земель (представлены в виде оценочных шкал).

Балл бонитета г-го земельного участка (Б,) определяется взвешиванием баллов бонитета j-x почвенных разновидностей или оценочных групп почв г-го земельного участка (Б) на их площади (5),)

Балл бонитета почв сельскохозяйственных угодий административного района (земельно-оценочного района, субъекта РФ) определяется взвешиванием баллов бонитета почв сельскохозяйственных угодий объектов оценки (административных районов, земельно-оценочных районов) на их площади.

Определение индекса технологических свойств земельного участка Технологические свойства сельскохозяйственных угодий объектов оценки не зависят от плодородия и рассчитываются с учетом:

энергоемкости почв (измеряемой сопротивлением почвообрабатывающим орудиям);

рельефа;

каменистости;

контурности;

удаленности полей и фермерских участков от хозяйственного центра;

высоты над уровнем моря (для горных и предгорных зон).

Физические значения технологических свойств для конкретного объекта оценки переводятся в баллы и коэффициенты по соответствующим шкалам. Шкалы приведены в Технических указаниях по кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий.

На основе шкал оценки отдельных технологических свойств и зависимости от них затрат вычисляется обобщенный показатель — индекс технологических свойств объектов оценки по отношению к эталонным условиям.

За эталонные условия приняты следующие базовые величины: балл контурности и энергоемкости — 100; оценка рельефа и каменистости — 1,00.

Индекс технологических свойств сельскохозяйственных угодий административного района (земельно-оценочного района, субъекта РФ) определяется взвешиванием индексов технологических свойств объектов оценки (административных районов, земельно-оценочных районов) на их площади.

Определение эквивалентного расстояния вне хозяйственных грузоперевозок по земельному участку

Местоположение объекта оценки характеризуется показателем эквивалентного расстояния по удаленности от пунктов реализации сельскохозяйственной продукции и баз снабжения материально-техническими ресурсами, объемов и классов грузов и качества (групп) дорог. Компактность местоположения самого хозяйства при кадастровой оценке не учитывается.

Объемы разнородных грузов переводятся в эквивалентные по коэффициентам: зерно, картофель, овощи — 1,00 (I класс груза — принимается за эквивалент); молоко, скот в живом весе — 1,25 (II класс); шерсть — 1,67 (III класс). Объемы перевозимых грузов (в тоннах) в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий определяются по фактическим данным субъекта РФ (земельно-оценочного района) за последние 3 года.

Дороги различного качества переводятся в эквивалентные по коэффициентам:

первая группа (эквивалент) — 1,0; вторая группа — 1,5; третья группа — 2,5.

Эквивалентное расстояние от объекта оценки до пунктов реализации продукции вычисляется как средневзвешенная величина из объемов грузов, их класса и расстояний перевозки по разным группам дорог по формуле


ЭР, =Јг,К. (Р, + Р2Д2 +PM/firjKj> i- i-


где ЭР, — средневзвешенная эквивалентная удаленность г-го объекта оценки, км;

Г, — объем г-го вида реализованной продукции в обшем объеме товарной продукции субъекта РФ (земельно-оценочного района),%; Pi, Р2, Р3 — расстояние перевозки j-го вида продукции (груза) соответственно по 1-й, 2-й и 3-й группам дорог, км; Д2, Дз коэффициенты перевода, соответственно, 2-й и 3-й групп дорог в эквивалентные;

Kj — коэффициент пересчета 7-го вида продукции в эквивалентные грузы I класса.

Стоимостная оценка сельскохозяйственных угодий

Стоимостная оценка в границах объектов оценки заключается в определении расчетного рентного дохода и кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий и включает:

дифференциацию базовых по субъекту РФ нормативов продуктивности сельскохозяйственных угодий и затрат на их использование по объектам оценки согласно их индивидуальным рентообразу-ющим факторам — плодородию почв, технологическим свойствам и местоположению;

определение по объектам оценки, на основе полученных индивидуальных нормативов продуктивности и затрат, расчетного рентного дохода и кадастровой стоимости 1 га сельскохозяйственных угодий.

Определение расчетного рентного дохода

Расчетный рентный доход складывается из дифференциального и абсолютного рентных доходов.

Дифференциальный рентный доход объектов оценки определяется по формуле


Р,- = (В,- - 3,Н0) + ДРТ, + Д Р


где Р,- — дифференциальный рентный доход 1-го объекта оценки,

руб./га;

В,- — валовая продукция, обусловленная плодородием почв г-го объекта оценки, руб./га;

3,- — затраты на использование г-го объекта оценки при индивидуальной оценочной продуктивности и при среднем в субъекте РФ (земельно-оценочном районе) индексе технологических свойств и местоположении земель, руб./га; Н0 — минимально необходимый для воспроизводства нормативный коэффициент рентабельности по отношению к затратам (Н0- 1,07);

(В, - 3,Н0), — рентный доход, обусловленный соответственно плодородием ДРг,и ДРМ1 почв, технологическими свойствами и местоположением г-го объекта оценки, руб./га.

Валовая продукция объекта оценки (В,) определяется путем дифференциации базовой оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий по субъекту РФ (земельно-оценочному району) пропорционально баллам бонитета почв объектов оценки по формуле


= (В0:Б0)хБ


где В0 — базовая оценочная продуктивность сельскохозяйственных

угодий, руб./га;

Б0 и Б* балл бонитета групп почв или разновидностей почв, соответственно, сельскохозяйственных угодий субъекта РФ (земельно-оценочного района) и f-го объекта оценки.

Затраты на использование i-го объекта оценки (3,) определяется дифференциацией части базовых затрат пропорционально баллу бонитета почв по формуле


3 = 30(1-ДзУ) + 30хДзух(Б,.:Б0),


где 30 — базовые оценочные затраты на использование сельскохозяйственных угодий, руб./га; Дзу — доля затрат, обусловленных урожайностью (за счет различий объема уборочных работ, затрат на транспортировку, доработку и хранение продукции).

Рентный доход, обусловленный технологическими свойствами объекта оценки (ДРТ)), определяется путем дифференциации части базовых затрат на использование 1 га сельскохозяйственных угодий в субъекте РФ (земельно-оценочном районе) (30) пропорционально индексу технологических свойств f-ro объекта оценки: ЛРт;=30хН0хДзтх(1-Ит,:ИТ0),

где Ит; и Ито — индексы технологических свойств 1-го объекта оценки и сельскохозяйственных угодий по субъекту РФ (земельно-оценочному району); Дзт — доля затрат, обусловленная технологическими свойствами сельскохозяйственных угодий.

Рентный доход, обусловленный местоположением объекта оценки (ДРШ) определяется как разность между стоимостью грузоперевозок при средних по субъекту РФ (земельно-оценочному району) значениях грузоемкости и удаленности земель (С0, руб./га) и их стоимостью на оцениваемых объектах (С,, руб./га):


ДРш = (С0-С,)хН0;

СЭхТхГ;;

- Эр, х Т х Г,,


где Эро и Эр, средневзвешенное эквивалентное расстояние, соответственно, по субъекту. РФ (земельно-оценочному району) и 1-му объекту оценки, км;

Г0 и Гг — внехозяйственная нормативная грузоемкость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту РФ (земельно-оценочному району) и 1-му объекту оценки. В среднем по субъекту 1—2 тысячи тонн на гектар;

Т — затраты на перевозку одной тонны груза на 1 км, руб. Берется средний показатель по субъекту.

Нормативная грузоемкость 1 га сельскохозяйственных угодий по субъекту РФ (земельно-оценочному району) определяется делением общего веса в тоннах реализованной сельскохозяйственной продукции, веса приобретенных материально-технических и строительных грузов в среднем за последние три года на общую площадь сельскохозяйственных угодий.

Нормативная грузоемкость г-го объекта оценки рассчитывается путем дифференциации нормативной грузоемкости 1 га сельскохозяйственных угодий по субъекту РФ (земельно-оценочному району) пропорционально соотношению балла бонитета г-го объекта оценки к баллу бонитета сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту РФ (земельно-оценочному району).

Для получения стоимостной оценки объектов, включая те, на которых дифференциальный рентный доход не образуется, установлен (на первом этапе кадастровой оценки) абсолютный рентный доход. Его величина определена в целом по Российской Федерации в размере 1% стоимости валовой продукции растениеводства и принята единой для всех объектов оценки в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий.

Расчетный рентный доход с 1 га сельскохозяйственных угодий определяется сложением дифференциального и абсолютного рентных доходов. В случае, если дифференциальный рентный доход отрицателен, он принимается за ноль.

Определение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий

Удельный показатель кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий земельного участка определяется умножением расчетного рентного дохода с 1 га на срок его капитализации, равный 33 годам.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.

Последовательность проведения государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на втором этапе представлена ниже.

1. Подготовительные работы:

■ разработка содержания и программы работ;

составление списка и схемы размещения бывших хозяйств и объектов оценки земель;

сбор, анализ и подготовка исходной земельно-учетной и первичной земельно-оценочной информации по объектам оценки земель.

Подготовка базы данных и расчет интегральных показателей оценки земель:

разработка классификатора, каталога и шкалы бонитировки

почв;

составление экспликаций и определение интегрального показателя плодородия почв объекта оценки;

определение интегрального показателя технологических свойств объектов оценки;

определение интегрального показателя местоположения объекта оценки.

Расчет показателей стоимостной оценки сельскохозяйственных земель:

определение дифференциального рентного дохода по плодородию, местоположению и технологическим свойствам;

определение расчетного рентного дохода;

■ расчет кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. 4.Оформление и утверждение материалов государственной кадастровой оценки земель:

оформление расчетной и текстовой части кадастровой оценки сельхозугодий административных районов и обобщение материалов государственной кадастровой оценки земель административных районов по земельно-оценочным районам и субъекту Российской Федерации в целом;

оформление графической части государственной кадастровой оценки земель.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных ко второй группе, равен удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административного района, землевладения.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к третьей группе, равен удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административного района.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к четвертой группе, равен минимальному удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к пятой группе, рассчитывается как произведение удельного показателя кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий объекта оценки и коэффициента, отражающего соотношение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель лесного фонда в субъекте РФ к среднему удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в субъекте РФ.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к шестой группе, равен минимальному удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации.


6.3 КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ


Земли лесного фонда — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности.

В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления:

а) вырубки — площадь, на которой остались пни;

б) земли с не сомкнувшимися лесными культурами — молодой лес, у которого не произошло смыкание крон;

в) гари и погибшие насаждения — сгоревшие и испорченные вредителями деревья;

г) прогалины — пустые участки внутри леса площадью менее 0,5 га;

д) редины — отдельно стоящие насаждения третьего класса возраста и более, имеющие полноту менее 0,3 м.

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.

Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Гражданский оборот, т.е. купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут за собой отчуждение участков лесного фонда, не допускаются. Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам наследующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Классификация лесов по народнохозяйственному значению

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями, лесной фонд разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по категориям защитности.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Лесапервой группы разделяются на следующие категории защитности:

запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

противоэрозионные леса;

защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

государственные защитные лесные полосы;

ленточные боры;

леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горносанитарной) охраны курортов;

особо ценные лесные массивы;

леса, имеющие научное или историческое значение;

памятники природы;

орехово-промысловые зоны;

лесоплодовые насаждения;

притундровые леса;

леса государственных природных заповедников;

леса национальных парков;

леса природных парков;

заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.

Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса. Экономическая оценка лесных ресурсов

В зависимости от целей оценки в качестве объектов лесного фонда выступают:

древесный запас или заготовка древесины;

ресурсы живицы — сосновой, которая является сырьем для производства скипидара и канифоли пихтовой, которая используется для производства лекарственных препаратов;

ресурсы побочного пользования:

а) грибы,

б) ягоды,

в) заготовка мха,

г) сенокошение, пастьба скота,

д) размещение ульев,

е) заготовка лекарственных трав;

второстепенные лесные ресурсы:

а) кора,

б) береста,

в) новогодние елки;

ресурсы охотничьего хозяйства;

оценка социальных и экологических функций леса;

оценка лесных земель.

Методы оценки лесных ресурсов

В мировой практике используется три метода.

Метод сравнения продаж. Собирается информация о продажах лесных участков, и вносятся корректировки на возраст, породный состав и др. В России гражданский оборот лесов запрещен.

Затратный метод. Может использоваться для оценки древесины. Стоимость даров природы — грибов, ягод и т.п., а в целом и оценочную стоимость лесных земель этим методом определить невозможно.

Метод капитализации лесной ренты. В качестве дохода в расчетах используется лесная (земельная) рента. Это избыточный доход лесопользователей, образующийся на относительно лучших по плодородию и местоположению лесных участках.

Кадастровая оценка лесных земель

Целью кадастровой оценки является определение кадастровой стоимости лесных земель для целей налогообложения.

Объектом кадастровой оценки в зависимости от уровня кадастровой оценки являются лесные земли оценочных зон, субъектов РФ, лесхозов, участков земель лесного фонда.

Кадастровая оценка лесных земель проводится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость результатов их оценки на территории Российской Федерации, а также с оценкой других категорий земель2.

Методика позволяет определить кадастровую стоимость земель лесного фонда на основе расчетного рентного дохода, получаемого в результате их хозяйственного использования.

Кадастровая стоимость лесных земель определяется в три этапа:

/ этап — в пределах оценочных зон и территорий субъектов РФ;

// этап — в пределах территорий лесхозов;

III этап — в пределах участков лесных земель в границах лесхозов.

В методике не рассматриваются экологические функции лесных земель.

Кадастровая оценка начинается с оценочного зонирования лесных земель. Под оценочной зоной понимаются лесные земли нескольких субъектов РФ и (или) административных районов, сходных по составу древостоя и продуктивности спелых насаждений, определяемых природными факторами. Распределение территории по оценочным зонам осуществляется в соответствии с лесотаксовыми районами1. Границы оценочных зон совпадают с границами субъектов РФ или административных районов, входящих в субъект.

При определении кадастровой стоимости лесных земель в расчет принимается лишь один вид лесопользования — заготовка древесины.

На момент проведения кадастровой оценки лесных земель определяются следующие показатели в расчете на 1 га лесных земель оценочной зоны и субъекта Российской Федерации:

базовая оценочная продуктивность в натуральном и денежном выражениях;

базовые оценочные затраты;

цена производства древесины;

расчетный рентный доход;

кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость 1 га лесных земель в оценочной зоне определяется путем деления годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель на коэффициент капитализации, принимаемый равным 0,02.

В таблице 7.2 приведены результаты / этапа кадастровой оценки — показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий субъектов Российской Федерации.


Показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий субъектов Российской Федерации

Код региона Субъект РФ Базовая кадастровая стоимость лесных земель руб./га
1 Республика Адыгея 7 490
2 Республика Алтай 2 000
3 Республика Башкортостан 1 140
4 Республика Бурятия 1 110
5 Республика Дагестан 7 170
6 Республика Ингушетия 7 490
7 Кабардино-Балкарская Республика 7 490
8 Республика Калмыкия 1 650
9 Карачаево-Черкесская Республика 7 490
Код региона Субъект РФ Базовая кадастровая стоимость лесных земель, руб./га
10 Республика Карелия 1 660
11 Республика Коми 1 120
12 Республика Марий Эл 2 480
13 Республика Мордовия 3 140
14 Республика Саха 570
15 Республика Северная Осетия 7 490
16 Республика Татарстан 2410
17 Республика Тува 1 210
18 Удмуртская Республика 1 160
19 Республика Хакасия 1 570
20 Чеченская Республика 7 490
21 Чувашская Республика 3 080
22 Алтайский край 1 870
23 Краснодарский край 7 170
24 Красноярский край 1 270
25 Приморский край 3 260
26 Ставропольский край 5 740
27 Хабаровский край 1 000
28 Амурская область 970
29 Архангельская область 1 430
30 Астраханская область 1 650
31 Белгородская область 3 940
32 Брянская область 4 400
33 Владимирская область 2 560
34 Волгоградская область 2310
35 Вологодская область 1 960
36 Воронежская область 3 270
37 Ивановская область 1 960
38 Иркутская область 1 150
39 Калининградская область 3 720
40 Калужская область 4 580
41 Камчатская область 400
42 Кемеровская область 1 560
43 Кировская область 1 700
44 Костромская область 1 940
45 Курганская область 1 200
46 Курская область 4 630
47 Ленинградская область 2 060
48 Липецкая область 4 730
49 Магаданская область 400
50 Московская область 4310
51 Мурманская область 1 290
52 Нижегородская область 2 260
53 Новгородская область 2 200
54 Новосибирская область 1 440