Автомобильный рынок Республики Корея
так толком и не начало действовать из-за кризиса. Покупателем опять-таки выступила иностранная компания – Renault. Renault теперь принадлежит 70,1% акций компании, переименованной в Renault-Samsung Motors (19,9% акций осталось у холдинга Samsung). По заявлению президента компании Джероми Столла, в ближайшие годы Renault-Samsung Motors будет заниматься малыми и средними автомобилями, доведя к 2003 г. годовое производство до 50 тысяч машин.Рассмотрим влияние мирового кризиса 2008 года на состояние автомобильного рынка Республики Корея. На рисунке 1 показан объем продаж автомобилей на период 2008-2009 гг.
Рис. 1. Продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта в Республике Корея
Несмотря на кризис 2008 года, корейский автомобильный рынок в 2008 году вырос на 14% (было продано 3,175 млн машин). Однако в этом году падение рынка может составить от 25% до 50%, прогнозирует партнер консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут. Согласно пессимистичному варианту развития ситуации, рынок может сделать отскок на два года назад.
Согласно оптимистическому варианта, продажи автомобилей в Республике Корея в 2010 году упадут на 25% – до около 2,3 млн авто. По второму сценарию, они могут сократиться вдвое (на 50%) – до 1,6 млн штук. Если пессимистичный прогноз Стенли Рута сбудется, то корейский автомобильный рынок в этом году вернется к уровню двухлетней давности – 2008 года. И все же, по сравнению с ожидаемым сокращением продаж автомобилей в США и Европе, падение корейского рынка можно считать не таким уж страшным. Авторынок США и Европы в 2010 году вернется на 10-20 лет назад, говорит Рут. Так, продажи автомобилей в США упадут в 2010 году до около 10,4 млн единиц, тогда как в последние восемь лет они сохранялись на уровне 17-18 млн единиц24.
На рис. 2 и 3 показаны возможные варианты развития автомобильного рынка Республики Корея.
Рис. 2. Сценарии развития автомобильного рынка в Республике Корея в 2010 году, тыс. шт. и млрд. долл. США
Источник: Оценки PwC, 20 января 2010 г.
Рис. 3. Сценарии развития автомобильного рынка в Республике Корея в 2009-2010 году
Экономический кризис также замедлит темпы насыщения корейского рынка автомобилями. Критического уровня насыщения в 400 автомобилей на 1000 человек Республика Корея достигнет только в 2025 году, вместо ожидаемого 2020 года, то есть на пять лет позже, отмечает Стенли Рут.
Каковы же нынешние перспективы корейского автомобиля и корейского автопрома? Если коротко, то весьма обнадеживающие. В 2000 г. Корея занимала пятое место в мире по производству автомашин – после США, Японии, ФРГ и Франции. По уточненным данным, в прошлом году было произведено 3.114.908 автомобилей (производственные мощности корейских заводов позволяют выпускать до 4.332.000 машин в год). Усилилась и экспансия на внешних рынках. В 2000 г. продажи Hyundai в США выросли на 37%, а продажи Kia (теперь – дочерней фирмы Hyundai) – вообще на 70%. Во многом это связано с изменением стратегии корейских автомобилестроителей и их технологическими достижениями. В последние годы они постепенно избавляются от своего старого имиджа производителей дешевых и не слишком качественных автомобилей, предназначенных для наименее разборчивых покупателей. В целом корейские автомобили по-прежнему хуже и дешевле своих японских аналогов, но разрыв и в цене, и в качестве заметно меньше, чем лет десять назад. В начале 2001 г. новому хиту сезона – полноприводной Santa Fe (производства Hyundai) – американский Insurance Institute for Highway Safety присвоил высшую категорию по результатам испытаний на безопасность при столкновении (crash-test). Такого же успеха добилась и Elantra. В своих классах и Santa Fe, и Elantra оказалась впереди всех моделей японских и американских фирм. Для корейских машин, в течение долгого времени страдавших от недостаточной безопасности, это – серьезное достижение25.
Корейские автомобильные компании пытаются, с одной стороны, вывести часть своего производства за границу, а с другой – улучшить конструкцию и дизайн своих машин, чтобы на равных конкурировать с японскими и американскими фирмами на рынке более дорогих и качественных моделей. Автомобилестроение внесло огромный вклад в тот экономический рывок, которого удалось в 1962-2010 гг. добиться Корее.
Глава 3. Сотрудничество Российской Федерации и республики Корея в сфере автомобильного транспорта
3.1 Основные корейские фирмы-импортеры автомобильного транспорта и аспекты сотрудничества в сфере автомобильного транспорта
3.1.1 Hyundai
В России сборка легковых автомобилей Hyundai марок «Акцент» и «Соната», а также лёгких грузовиков «Портер» осуществляется в Таганроге на заводе ТАГАЗ. В 2010 году завод произведёт, по собственным данным, 200 тыс. автомобилей.
В декабре 2007 года было подписано соглашение о строительстве завода Hyundai в России. Мощность нового предприятия, которое располагается в Санкт-Петербурге, в промзоне Каменка, составит 100 тыс. легковых автомобилей в год, объём инвестиций – $400 млн. Строительство завода началось в июне 2008 года. Завод должен начать работу в сентябре 2010 года. Также ожидается, что вместе с автозаводом в Петербурге будет запущен завод по производству автокомплектующих Hyundai Mobis.
Продажи автомобилей марки Hyundai в России в 2009 году составили 147 843 шт.
3.1.2 Kia
В 2005 году группой компаний «СОК» на заводе «ИжАвто» был запущен проект по выпуску автомобилей Kia Spectra, в 2006 году KIA Rio, и чуть позже KIA Sorento.
Компания «Автотор» на своём заводе в Калининграде собирает методом узловой сборки следующие автомобили марки KIA: Kia Cee'd, Kia Sportage New, Kia Magentis, Kia Opirus, Kia Carnival
Вышеупомянутые компании только производят автомобили, а дистрибьюторскую деятельность осуществляет только Kia Motors Rus. В данный момент компания выкупила все действующие дистрибьюторские компании («СоКиа» и «Автотор»).
3.1.3 SsangYong
В конце 1990-х - начале 2000-х годов автомобили SsangYong Musso, Korando, Rexton поставлялись на российский рынок. С 2004 года интересы SsangYong Motor в России представляет автомобильная компания Sollers. В конце 2005 года на принадлежащем Sollers предприятии ЗМА в Набережных Челнах началась сборка внедорожников Rexton. В ноябре 2006 года там же запущена сборка модели Kyron, а в январе 2007 года – модели Actyon. Сейчас модели Rexton и Kyron выпускаются по полному производственному циклу, включая сварку и окраску кузовов.
В декабре 2009 года Sollers запустила свой новый завод по сборке автомобилей на Дальнем Востоке. Общие инвестиции в реализацию проекта Sollers-Дальний Восток составят 5 млрд рублей.
3.1.4 Развитие российско-южнокорейских отношений в сфере автомобильного транспорта
Как известно, в течение многих десятилетий в Республике Корея господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право на осуществление всех видов внешнеэкономических связей принадлежало государству.
Для стимулирования экспортного производства правительство осуществляло ряд мероприятий по либерализации импорта для расширения экспортного производства, снижению налогов или освобождению от них предприятий и фирм, осуществляющих экспортное производство, предоставлению кредитов экспортирующим фирмам на льготных условиях, созданию экономических зон, специализированных на экспорте.
Исходя из сравнительных преимуществ, состоящих в изобилии рабочей силы, и учитывая растущий спрос японского и американского рынков в трудоемкой продукции, Республика Корея интенсивно развивала такие отрасли как автомобилестроение, судостроение, производство полупроводников, телекоммуникационного оборудования, бытовой электроники, компьютеров, текстильной и нефтехимической промышленности. Рассмотрим динамику внешнеторгового оборота Республики Корея в целом (табл. 2). Данные приведены в млр. долл. США.
Таблица 2. Динамика внешнеторгового оборота Республики Корея (млрд. долл. США)
Годы Пок-ли |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Внешнеторговый Оборот |
234,9 | 246,1 | 304,6 | 332,8 |
Экспорт | 125,2 | 132,4 | 156,1 | 172,3 |
Импорт | 109,7 | 113,7 | 148,5 | 160,5 |
Сальдо | 15,5 | 18,7 | 7,6 | 11,8 |
Далее рассмотрим экспортные и импортные показатели Республики Корея и Российской Федерации.
Таблица 3. Торговые взаимоотношения Республики Корея и Российской Федерации
Оборот млрд. $ | Экспорт РФ в РК | Импорт РФ из РК | Сальдо ВТО | |
1993 г. | 1,5 | 0,9 | 0,6 | 0,3 |
1994 г. | 2,1 | 1,2 | 0,9 | 0,3 |
1995 г. | 3,3 | 1,8 | 1,4 | 0,4 |
1996 г. | 3,7 | 1,8 | 1,9 | -0,1 |
1997 г. | 3,3 | 1,5 | 1,8 | -0,3 |
1998 г. | 2,1 | 0,9 | 1,1 | -0,2 |
1999 г. | 1,7 | 0,9 | 0,8 | 0,1 |
2000 г. | 2,2 | 1,2 | 0,9 | 0,3 |
Российский экспорт в Южную Корею остается преимущественно сырьевым; основной удельный вес в его структуре занимают (в млн. долларов в 2009 г.): алюминий и изделия из него — 121; мясо и филе морских рыб и морепродукты — 89; капролактам — 84; металлолом черных металлов — 74; никель и изделия из него — 66.
Импорт из РК состоит, в основном, из готовых изделий; его ведущими статьями являются (в млн. долларов в 2009 г.): машины и механизмы — 87; морская буровая платформа — 79; цветные телевизоры — 68; легковые автомобили и микроавтобусы — 71; нефть и нефтепродукты — 64.
Динамика взаимного товарооборота в последние годы сопровождается нарастанием ряда отрицательных тенденций и проблем (недостаточные пропускные возможности российских дальневосточных портов, высокие транспортные тарифы и нехватка у российских участников торговли валютных средств для обслуживания импорта из Республики Корея и т.д.).
Таким образом, следует сделать вывод, что за минувшие менее чем 20 лет российско-корейские связи получили стремительное развитие и охватили по сути все значимые сферы. Из приведенных выше данных видно, что сферы сотрудничества Российской Федерации и Южной Кореи достаточно разнообразны, однако экспорт и импорт автомобилей охватывает в общем удельном весе около 2-2,5%. Тем не менее, это не мешает дальнейшему развитию экономических отношений в этом направлении.
3.2 Практическая часть. Сотрудничество Республики Корея с Российской Федерацией в сфере автомобильного транспорта на примере фирмы ACDC-Центр
3.2.1 Общие сведения об исследуемом предприятии
Фирма ACDC-Центр является закрытым акционерным обществом и занимается предоставлением специализированного автосервиса по ремонту корейских автомашин.
Физический адрес фирмы: Российская Федерация, г. Москва, ул. Энергетическая, д. 12.
К основным направлениям деятельности данной фирмы относятся:
Ремонт автомашин (с 2003 г.).
Профилактические регламентные работы на двигателях и ходовой части.
Корректировка фар.
Диагностика двигателей, инжекторных систем.
Очистка инжекторов, их регулировка.
Ремонт и регулировка карбюраторов.
Капремонт и переборка двигателей.
Регламентные работы и ремонт автоматических и ручных коробок передач.
Ремонт и диагностика агрегатов рулевого управления, моноприводных трансмиссий на автомашинах.
Стенд сход-развал с использованием технологий 3D.
Балансировка колес.
Шиномонтаж.
Прокачка, диагностика тормозной системы.
Диагностика электронных систем (в т.ч.- ABS).
Подбор автоэмалей с использованием материалов DUPONT малярные и жестяные работы.
Восстановление антикоррозийного покрытия на аварийных кузовах.
Стапельные работы, восстановление лакокрасочного покрытия, обработка кузовов защитными составами в комплексе с кузовными работами материалами 3М.
Эвакуация аварийных машин.
Арматурные и косметические работы в салоне.
Сварочные и слесарные работы.
Замена стекол.
Очистка и ремонт топливных систем, замена радиаторов.
Ремонт систем охлаждения.
Заправка и установка кондиционеров.
Диагностика и замена электрооборудования.
Постоянно поддерживаемый ассортимент запчастей альтернативного и оригинального производства.
Установка аудиоаппаратуры, сигнализаций.
Лифтинг ходовой части, установка автоаксессуаров и элементов внешнего тюнинга производства фирм, специализируюшихся на указанных марках машин.
Замена и ремонт пластиковых бамперов.
К партнерам, работающим с Автотехцентром ЗАО AC/DC, относятся:
Альфа страхование;
Геополис;
Страховая компания Национальный Страховой Дом;
Полис Гарант;
Прогресс Гарант;
Нефтеполис;
Энерго-Гарант;
Русские Страховые Традиции;
РК-Гарант;
Родос;
Югория;
Коместра-Запад;
Премьера;
Макс;
Дисконтная система.
В приложении 1 приведены услуги, предоставляемые фирмой AC/DC и цены на них.
В таблице приведена динамика реализации услуг фирмой AC/DC.
Таблица 4. Динамика реализации услуг Автотехцентра ЗАО AC/DC за 2008-2009 гг. (руб.)
Месяц | 2008 | 2009 | ||
Количество оказанных услуг |
Выручка |
Количество оказанных услуг |
Выручка | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Январь | 0 | 2 | 10960 | |
Февраль | 0 | 3 | 16490 | |
Март | 0 | 5 | 24650 | |
Апрель | 2 | 9940 | 7 | 40790 |
Май | 4 | 21320 | 9 | 45470 |
Июнь | 10 | 49100 | 11 | 62010 |
Июль | 12 | 64680 | 14 | 80460 |
Август | 11 | 61790 | 16 | 86240 |
Сентябрь | 5 | 24300 | 15 | 82900 |
Октябрь | 6 | 27880 | 16 | 87680 |
Ноябрь | 8 | 43120 | 18 | 102020 |
Декабрь | 10 | 48700 | 18 | 101660 |
Итого | 68 | 741335 | 134 | 741335 |
Представим данные из таблицы в виде диаграммы.
Рис. 4. Динамика реализации услуг Автотехцентра ЗАО AC/DC за 2008-2009 гг.
В ходе выполнения исследования выявлено, что основными потредителями данного вида услуг являются:
юридические, проживающие на территории г. Москва и Московской области;
физические лица, проживающие на территории г. Москва и Московской области;
кроме того, данными услугами могут пользоваться и жители ближнего зарубежья (Украина и Беларусь), однако пока таких случаев не наблюдалось.
В числе покупателей – юридических лиц, как правило, выступают частные коммерческие фирмы.
Для того чтобы осветить сегмент рынка, занимаемый Автотехцентром ЗАО AC/DC, рассмотрим динамику авторынка в России, и определим возможный объем потребляемых услуг для корейских автомобилей.
Таблица 5. Структура продаж легковых автомобилей в России
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 |
Темп роста % |
|||
объем продаж легковых автомобилей, тыс.шт. | уд. вес в общем объеме продаж, % | объем продаж легковых автомобилей, тыс. шт. | уд. вес в общем объеме продаж, % | объем продаж легковых автомобилей, тыс. шт. | уд. вес в общем объеме продаж, % | ||
Всего продано | 1971 | 100 | 2782 | 100 | 3211 | 100 | 141 |
1. Новые отечественные автомобили: | 715 | 36,3 | 752 | 27 | 801 | 24,95 | 5,2 |
в т.ч. | 625 | 31,7 | 663,5 | 23,8 | 703 | 21,89 | 6,2 |
в ОАО «АвтоВАЗ» | |||||||
2. Импортные автомобили: | 1256 | 63,7 | 2030 | 73 | 2410 | 75,05 | 61,2 |
- новые | 996 | 50,5 | 1650 | 59,3 | 2100 | 65,40 | 65,7 |
- подержанные | 260 | 13,2 | 380 | 13,7 | 310 | 9,65 | 46,2 |
Таблица показывает, что только за 2 года в структуре спроса удельный вес отечественных автомобилей упал более чем на 9 процентов, на продукцию ОАО «Автоваз» на 12 процентов, при этом наблюдался общий рост спроса на импортные легковые автомобили. Это создает предпосылки для дальнейшего возрастания спроса на услуги Автотехцентра ЗАО AC/DC.
3.2.2 Осуществление функции ценообразования на исследуемом предприятии
В результате ценообразования предприятие получает соответствующие финансовые результаты, свидетельствующие о степени эффективности процесса ценообразования.
Таблица 6. Анализ динамики финансовых результатов Автотехцентра ЗАО AC/DC за исследуемый период (тыс. руб.)
Показатель | 2008 | 2009 | Отклонения | |
абсол. |
относит (%) |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей) | 19386 | 37725 | 18339 | 94,60 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 18596 | 32522 | 13926 | 74,89 |
Валовая прибыль | 790 | 5203 | 4413 | 558,61 |
Коммерческие расходы | 283 | 3912 | 3629 | 1282,33 |
Управленческие расходы | - | |||
Прибыль (убыток) от продажи | 507 | 1291 | 784 | 154,64 |
Прочие доходы | 159 | 300 | 141 | 88,68 |
Прочие расходы | 159 | 294 | 135 | 84,91 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 507 | 1297 | 790 | 155,82 |
Текущий налог на прибыль | 122 | 47 | -75 | -61,48 |
Прибыль (убыток) от обычной деятельности | 385 | 1250 | 865 | 224,68 |
Чистая прибыль | 385 | 1250 | 865 | 224,68 |
Можно сделать следующие выводы о степени эффективности работы исследуемого предприятия:
Темпы роста прибыли значительно опережают темпы роста выручки (положительная тенденция);
Темпы роста себестоимости отстают от темпов роста выручки (положительная тенденция); Опережающий рост коммерческих расходов объясняется ростом заработной платы персоналу и возросшими маркетинговыми усилиями, что в целом можно отметить как положительную сторону менеджмента, поскольку рост этих расходов судя по всему окупается Прочие доходы и прочие расходы в целом прибыли не дают, что может стать пищей для дальнейших размышлений для совершенствования управления предприятием. В таблице 7 представлен состав производственной себестоимости товара.
Таблица 7. Состав производственной себестоимости, (тыс. руб.)
Элементы затрат | 2008 | 2009 |
Материальные затраты | 14877 | 25692 |
Затраты на оплату труда | 1500 | 2880 |
Отчисления на социальные нужды | 39 | 75 |
Амортизация | 262 | 1417 |
Прочие затраты | 3268 | 5050 |
Итого: | 18596 | 32522 |
Видно, что себестоимость выросла, и выросли все ее составные элементы. При этом, видно, что удельный вес заработной платы и отчислений на социальные нужды является незначительным, и львиная доля затрат падает на так называемые «Материальные затраты» – то есть на стоимость закупки запчастей у производителя или торгового посредника.
3.2.3 Внешние факторы
Считается, что на размер цены влияют две группы факторов: внутренние и внешние. В свою очередь, с точки зрения маркетинга и менеджмента эти внешние факторы можно разделить на две части:
Внешние факторы дальнего воздействия:
Состояние экономики. На отечественный авторынок влияет кризисное состояние отечественной экономики.
Политическая среда. Государство и правительство явно занимается протекционистской политикой в отношении отечественных автомибестроителей и в частности в отношении АВТОВАЗа
Финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика государства. Авторынок и рынок сопутствующих товаров (топливо, запчасти и аксессуары) – это рынок, где были получены достаточно большие доходы бюджета, в частности при помощи прямых и косвенных налогов (акцизы и НДС). Однако современное состояние дел приводит к тому, что производители автомобилей испытывают трудности со сбытом. Рынок перенасыщен. Политика государственных регулирований цен. Государство практически всегда активно вмешивалось в процесс формирования цен на авторынке. Внешнеэкономическая политика государства. К январю законодательно утверждена следующая политика: протекционизм отечественным производителям и ряд сдерживающих мер в отношении импортных автомобилей. Внешние факторы ближнего воздействия представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Факторы внешней среды ближнего воздействия, влияющие на процесс ценообразования.
Таблица 9. Оценка степени виляния внешних факторов на принятие решения о ценах на услуги Автотехцентра ЗАО AC/DC
Название фактора |
Степень влияния (%) |
1 | 2 |
Состояние экономики. | 13 |
Политическая среда. | 10 |
Финансовая, налоговая и кредитно-денежная политика государства. | 10 |
Политика государственных регулирований цен. | 5 |
Внешнеэкономическая политика государства. | 20 |
Потребители | 20 |
Рыночная среда | 10 |
Процесс товародвижения | 12 |
Итого | 100 |
3.2.4 Ценовая стратегия и тактика, меры страхования от неблагоприятных внешних воздействий
Ценовая стратегия. Поскольку в настоящее время предприятие реализует ряд услуг и сопутствующих товаров, а так же в связи с кризисным состоянием авторынка, оно вынуждено применять сразу несколько ценовых стратегий.
Таблица 10. Основные стратегии ценообразования, применяемые предприятием
Товар, услуга | Стратегия | В чем выражается |
1 | 2 | 3 |
Услуги тюннига | Следования за лидером | Цены устанавливаются в соответствии с ценами ведущего дистрибьютора сети и требованиями производителя |
Автомасла | Психологическая цена | Цена некруглая, потребитель должен получить впечатление, что цена абсолютно правдивая и низкая |
Диагностика | Стратегия льготных цен | Применение различных скидок |
Услуги авторемонта | Стратегия средних цен | Учитывает наличие конкурентов на данном сегменты рынка сбыта и ориентируется на их цены |
Тактика предприятия выражается в том, что бы в краткосрочный период не произошло падения прибыли и было привлечено как можно больше новых потребителей. С этой целью вводятся бонусы, скидки и система подарков. Кроме того, тактика заключается в создании имиджа надежности для старых покупателей.
Предприятие мало занимается страхованием своего товара. Договоров страхования на инфляционное повышение или падение цен не заключалось.
Заключение
В ходе нашего исследования мирового автомобильного рынка в целом и корейского автомобильного рынка в частности были выявлены основные характерные особенности, которые присущи исследуемым структурам.
Следует сделать следующие выводы по проведенному исследованию:
Автомобильная промышленность обеспечивает 10 % ВВП в развитых странах. В то же время прибыльность в отрасли снизилась с 20% в 20-е годы прошлого века до 10% в бое годы и составляет менее чем 5% в настоящее время.
Согласно прогнозу HypoVereinsbank (кредитно-финансового института), годовой оборот мировой автомобилестроительной отрасли составит в 2010 г. 2 триллиона 450 миллиардов евро.
В России в автомобильной промышленности, несмотря на спад, занято примерно 1,7 млн. человек из 70 млн. трудоспособного населения, при этом налоговые поступления в бюджет от деятельности предприятий автомобилестроения оценивается в 2,5-3% от общего объема.
В 2008 году в связи с мировым кризисом мировые продажи автомобилей упали до 63 млн. штук
В результате мирового кризиса в Японии и Южной Корее наблюдается снижение внутреннего спроса вкупе с падением экспортируемой продукции. Toyota объявила о приостановке всех своих заводов в Японии на 11 дней в феврале и марте 2009 года. Hyundai начала перемещение всех небольших предприятий по сборке автомобилей в Индию.
Основными производителями автомобилей в Республике Корея являются Hyundai Motor, Kia Motors и SsangYong Motor Company.
В ходе исследования предприятия Автотехцентр ЗАО AC/DC было выявлено, то данное предприятие является типичным представителем авторынка и испытывает все те же трудности, что и другие автосалоны, специализирующиеся только на предоставлении услуг тюннинга и ремонта, причем только корейских авто. В связи с этим, предприятие вынуждено диверсифицировать свой бизнес и несколько изменить методы ценообразования на основной профильный товар.
К отрицательным чертам ценообразования на исследуемом предприятии относится отсутствие системы страхования колебания цен. В связи с этим нами предлагается методика формирования цены на услуги, которая учитывает цены, сложившиеся на конкурентном рынке и реальные текущие издержки данного предприятия.
Список использованной литературы
1. «Автомобильный транспорт России 2002-2003. Ежегодный доклад («синяя книга» IRU)». М: 2003
2. Аналитические материалы корейского культурно-информационного центра. (Г. Москва. Ул Марксистская д 34, п. 3, эт. 3)
3. Автомобильный журнал «Авторевю» №1,2,4,6,8, 2002 год; №1,2,39,10, 2001 год; №1,5,11,12, 2000 г.
4. «Автомобильный транспорт» № 3,11 – 2000; 3,4,6,7 – 2001
5. Андрусенко, Кравченко – «Аналитический справочник Полпред». – Москва. «Пик Винити», 1999 – 515с.
6. А.Г. Мовсесян - «Мировая экономика» г. изд. «Финансы и статискика» - 2001 – 364 c.
7. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование.: Учеб. пособие /А.С. Баздникин. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 336 с.
8. Беляева, И.Ю. Ценообразование: учебное пособие. 2-е изд. доп./ О.В. Беляева, В.В. Панина и др. – М.: КНОРУС, 2005. – 176 с.
9. Бутов В.И.. Экономическая и социальная география зарубежного мира и России. М., 1998.
10. Войтоловский Н.В., Горшков Р.К. Основы экономики и управления предпринимательством. – М.: Экслибрис–Пресс, 2008.
11. Воронин В.В. «Экономическая география РФ» Самара:1997;
12. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М; Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2004.
13. Грис Т. - «Мировая экономика, экономическая интеграция, глобализация рынков», С-Пб., 2001 – 428 с.
14. Журнал: «Новости авторемонта» remontauto/?p=26&g=3
15. Ломакин В. К. – «Мировая экономика» - Москва, 1998 – 428 c.
16. Кобицкий – «Коpея: сегодня и завтpа» - Москва, 2009.
17. Наумов Д.А. - «Статистический справочник - страны мира» -1999.
18. Маховикова, Г.А., Желтякова, И.А., Пузыня, Н.Ю. Цены и ценообразование. Учебное пособие. / Г.А. Маховикова, И.А. Желтякова, Н. Ю. Пузыня. - СПб: Издательство «Питер». 2009. – 176 с.
19. Кубышкин В.А., Гачинский Э.А. «Технико-экономическая оценка новых видов наземного транспорта» №3 1996;
20. Ломакин В.К. Мировая экономика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
21. Международные экономические отношения / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
22. Международные экономические отношения / Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.Д. и др.; Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
23. Миклошевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика / под ред. А.В. Сидоровича. – М., 2008.
24. Мировая экономика / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2007.
25. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н. – М., 2007.
26. Мировое производство автомобилей // БИКИ. 2007. № 55–56 (8401–8402).
27. Могилевкин И. Транспорт в прошлом и нынешнем веке. // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 9. – С. 34-43.
28. Окрут З. М., Фам За Минь – «Модель экономического развития Южной Кореи» - Москва. «Финансы и статистика», 1992 – 95 с.
29. Орлов А. И. Эконометрика.- М.: Экзамен, 2004 (3-е изд.). - 576 с.
30. Перспективы развития мирового производства легковых автомобилей и легковых грузовиков. // БИКИ. – 2004. – № 63 (8709), С. 10.
31. Погорлецкий А. В. – «Экономика Зарубежных стран» - С-Пб. «Издательство Михайлова В.А.», 2000 г. – 491 с.
32. Пути повышения устойчивости продаж автомобилей // БИКИ. 2009. № 13 (8359)
33.Раджабова З.К. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 2008.
34. Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарика, 2005.
35. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА – М, 2005.
36. Фомичев В.И. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 2006.
37. Цены и ценообразование. Учебник для вузов. 5-е изд. перер. И доп. / Под ред. проф. В.Е. Есипова. СПб. 2008. – 464 с.
38. «Экономическая и социальная география России: учебник для вузов» ред: А.Т.Хрущов. М: 2001;
39. Электронная энциклопедия «Кругоссвет». КМ., 2000.
40. Wontack Hong – «Trade and growth, A Korean perspective», Seul, SongBow Korea, 1998 г. – 274 с.
41. «Korean overview» // «Korea Newsworld», 2001 12 – стр. 14-17.
42. «Semiconductors» // «Korea IT revolution», 1999 3 – стр 4-8.
Приложение 1
Услуги, предоставляемые фирмой AC/DC и цены на них
1 Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА – М, 2005. – с.215
2 Бутов В.И.. Экономическая и социальная география зарубежного мира и России. М., 1998. – с. 48
3 Фомичев В.И. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 102-103
4 Рикошинский А.Е. Мировой рынок автомобилей переживает кризис // Снабженец. 2008. № 37 (341).
5 Обзор рынка мировой автомобильной промышленности в 2008 году. М., 2009.
6 Пути повышения устойчивости продаж автомобилей // БИКИ. 2009. № 13 (8359).
7 На мировом рынке легковых автомобилей // БИКИ. 2009. № 39 (8385).
8 Электронная энциклопедия «Кругоссвет». КМ., 2000.
9 Могилевкин И. Транспорт в прошлом и нынешнем веке. // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 9. – С. 34-43.
10 Пути повышения устойчивости продаж автомобилей // БИКИ. 2009. № 13 (8359)
11 Обзор рынка мировой автомобильной промышленности в 2008 году. М., 2009.
12 Мировое производство автомобилей // БИКИ. 2007. № 55–56 (8401–8402).
13 Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М; Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2004.
14 Миклошевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика / под ред. А.В. Сидоровича. – М., 2008.
15 «Автомобильный транспорт» № 3,11 – 2000; 3,4,6,7 – 2001
16 Автомобильный журнал «Авторевю» №1,2,4,6,8, 2002 год; №1,2,39,10, 2001 год; №1,5,11,12, 2000 г.
17 Wontack Hong – «Trade and growth, A Korean perspective», Seul, SongBow Korea, 1998 г. – 274 с.
18 Мировая экономика / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2007.
19 Окрут З. М., Фам За Минь – «Модель экономического развития Южной Кореи» - Москва. «Финансы и статистика», 1992 – 95 с.
20 Пути повышения устойчивости продаж автомобилей // БИКИ. 2009. № 13 (8359)
21 Пути повышения устойчивости продаж автомобилей // БИКИ. 2009. № 13 (8359)
22 Фомичев В.И. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 2006.
23 Кобицкий – «Коpея: сегодня и завтpа» - Москва, 2009.
24 Wontack Hong – «Trade and growth, A Korean perspective», Seul, SongBow Korea, 1998 г. – 274 с.
25 pwc/extweb/home.nsf/docid/CCEF04A05F2D9334802571780053A482