Туристский баланс Республики Беларусь: особенности формирования и методические проблемы его определения

3 тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети.

Учитывая важное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.

Актуальным является и развитие сети организаций быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тыс. организаций быстрого питания.

Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию.

Таким образом, в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует больших затрат на ее обновление и совершенствование. Основные показатели деятельности туристических организаций за 2000-2008 годы (данные Министерства статистики) представлены в таблице 7.


Таблица 7 - Показатели деятельности туристических организаций [5].

Год Число организаций, оказывающих туристские услуги Численность работающих в сфере туризма, человек Принято иностранных туристов, человек Отправлено туристов за рубеж, человек
2000 415 4095 60224 1289034
2005 402 4004 90811 572398
2006 434 3072 89524 525430
2007 463 2346 105410 516796
2008 577 2721 91587 380349

Таким образом, за 2000-2008 годы количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, увеличилось на 31363 человека к уровню 2000 года, что соответствует 152 % роста; а количество граждан, выехавших за рубеж с туристскими целями, уменьшилось на 908685 человека к уровню 2000 года.

Платежный баланс Республики Беларусь по услугам и статье "поездки" в разрезе деловых и личных поездок представлен в таблице 8


Таблица 8 - Доля туристских услуг в экспорте-импорте услуг

Статьи платежного баланса 2000 год 2005год 2006 год 2007 год 2008 год
Экспорт




Поездки - всего, в том числе: 93,2 253,1 286,3 324,6 365,3
Деловые 28,1 75,9 85,9 107,8 112,2
Личные 65,1 177,1 200,1 216,8 253,1
Импорт




Поездки - всего, в том числе: 243,2 447,6 586,4 606 672,4
Деловые 103,7 64,2 100,6 114,2 117,3
Личные 139,5 383,4 485,8 491,8 555,1
Сальдо




Поездки, всего -123 -194,5 -300,1 -281,4 -307,1

Cоставлено по источнику [5]


Как видно из таблицы 8, импорт по статье "поездки" превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо.

Такое положение во внешней торговле определено отчасти соотношением въездного и выездного туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют другие, более существенные факторы.

Во-первых, ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности под учет экспортно-импортных операций.

Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем необходимо совершенствование системы учета в туризме.

Анализ основных тенденций конъюнктуры внешних рынков и их влияние на определение приоритетов отрасли можно проследить через структуру туристского потока в Республику Беларусь (таблица 9). Таблица 9 показывает основные рынки экспорта туристских услуг. Однако необходимо учитывать, что эти данные включают только организованных туристов, сюда не входят лица, посещающие Беларусь в личных и деловых целях. Иными словами, эти данные не полностью отражают структуру рынков по въезду в Беларусь. Для более полной картины необходимы сведения о пересечении государственной границы, а также целей путешествий.


Таблица 9 - Структура туристического потока



Количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, по годам



Наименование страны 2000 2005 2006 2007 2008
1 Польша 13464 11755 11028 10287 5563
2 Россия 11257 9929 7343 6801 11681
3 Латвия 6364 7603 6359 7665 4978
4 Великобритания 6197 8915 9117 3282 5222
5 Германия 5669 4952 6147 7067 8542
6 Израиль 3723 882 1119 755 2515
7 США 2881 4768 2855 3376 5518
8 Литва 1949 2744 6734 7458 5317
9 Италия 1463 1642 2067 4225 4533
10 Кипр 1101 1375 1258 2602 1179
11 Эстония 953 572 268 727 840
12 Австрия 534 598 733 593 723

Cоставлено по источнику [5]


Проанализировав данные таблицы 9 о структуре туристского потока, можно сказать, что приоритетными для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.

Необходимо отметить, что основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

· образ Республики Беларусь как страны, проблематичной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

· действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;

· неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух-, трехзвездочных) с современным уровнем комфорта;

· отсутствие практики создания субъектами хозяйствования Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

· практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

· невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

· несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.[6]


Глава 3. Международный туризм


3.1 Экономическое значение международного туризма и его влияние на платёжный баланс


В международном туристском обмене имеет часто продажа туристского продукта в форме комплексного пакета услуг инклюзив -тура, включающего проезд к месту отдыха и обратно ночлег и услуги по программе поездки, реализуемые по единой цене, которая ниже совокупности розничных цен на отдельные услуги, поскольку туроператоры приобретают их по оптовым ценам или со скидками. Однако. оптовые цены на туристские услуги входящие в инклюзив-туры, как правило, выгодное как производителю, так и потребителю, они ниже экспортно-импортных поскольку не включают расходов на транспорт, страхование, оплату таможенных сборов и др. Поэтому международный туризм считается эффективной формой экспорта, который реализуется на территории страны во всех местах обслуживания интуристов при реализации основных (размещение, питание, транспортные поездки) и дополнительных услуг (курортное лечен экскурсии, спортивно-туристские и рекреационные занятия) которые необходимы для туристского потребления. При обычных формах экспорта многие из этих товаров не имеют шанса реализации на внешних рынках, либо могут быть реализованы по более низким, чем розничные, оптовым ценам с оплатой в кредит. Туристское обслуживание иностранных туристов (туристов и экскурсантов) признается эффективной статьёй валютных поступлений, что позволяет многим специалистам считать эту сферу деятельности эффективной для экономики страны. Экономическая эффективность международного туризма связана прежде всего с поступлениями валюты, что улучшает платежный баланс, а это способствует активизации экономики как отдельных районов, так и целых стран. При отрицательном платежном балансе страны, доходы от международного туризма, находящиеся в оперативном распоряжении в отличие от кредитуемых. форм традиционного экспорта, могут служить важным источником стабилизации платёжного баланса. Страны, располагающие значительными туристско-рекреационными ресурсами, выгодным транспортно-географическим положением по отношению к основным центрам спроса, могут рассчитывать на приток инвестиций в туристский сектор, обеспечивающий быстрый оборот капитала и получение прибыли. Однако, развитие туристской инфраструктуры, производство и реклама услуг, подготовка кадров, отличаются большой капиталоёмкость, что в условиях слаборазвитой экономики требует значительного импорта оборудования, товаров, капитала. В дальнейшем это приводит к значительному оттоку валютных поступлений за границу и снижает доходы с международного туризма. В связи с этим необходимо системный анализ и учёт всех норм туристического оборота в целях определения его влияния на экономику страны и платёжный баланс.[7]

Изучение вопросов, связанных с экономическим значением международного туризма, в странах приобретает особую актуальность. В настоящее время государства стоят во-первых, перед, выбором экспортной специализации, во-вторых перед необходимостью реорганизации малорентабельных традиционных отраслей производства, ориентации на новые виды продукции на экспорт, а также на новые виды деятельности в области услуг и международной торговли. В то же время большинство исследователей, занимающихся проблемами международного туризма отмечают высокою рентабельность приема иностранных туристов и указывают на большие выгоды, вытекающие из ориентации на развитие народного хозяйства в направлении туристской международной специализации по сравнению со специализацией в традиционном экспорте.

Производство туристских товаров и услуг особенно необходимо для стран, находящихся в стадии развития рыночных отношений. Эти страны обладают более дешевой рабочей силой, имеют относительно низкие цены на продукты питания, могут развивать производство товаров и услуг при минимальных потребностях в импорте Активизация туризма актуальна для стран с недостаточным поступлением валютных средств. В результате затрат иностранных туристов туристский сектор по сравнению с другими отраслями быстрее поставляет валюту.

Экономическое значение международного туризма можно оценить как путем анализа его функций в хозяйственном комплексе страны, так и с помощью изучения влияния туристских поступлений и расходов на национальный платежный баланс стран.

Анализ экономических показателей доли туристских поступлений в ВВП и в объеме экспорта выявляет изменение функций туризма в хозяйственном комплексе страны.

Оценка влияния международного туризма на экономику страны сводится к взаимосвязям сальдо туристского обмена и общего платежного баланса, которые находят отражение в статье продаж и покупок международных услуг. Общий размер этих поступлений и платежей влияет на торговый баланс страны. Место и роль поступлений и расходов на международный туризм отражает величина сальдо туристского баланса и его влияние на общий торговый и платежный балансы.[2]


3.2 Туристский баланс: основные показатели по странам мира


Заинтересованность всех стран в развитии международного туризма объясняется теми же самыми мотивами, что и интерес к развитию внешней торговли. Движение туристов, пересекающих границу страны, сопровождается платежами в иностранной валюте, подобно тому как это имеет место и при движении товаров и услуг. Поэтому каждая страна, которая должна импортировать товары и услуги вследствие низкого уровня хозяйственного развития либо необеспеченности природных ресурсов, старается развить экспорт туристских услуг, которые дополняют в этом случае традиционный экспорт товаров и услуг. Этих принципов придерживаются прежде всего страны с менее развитой экономикой.

Поступления и затраты в связи с продажей или покупкой туристских услуг отдельными странами находят отражение в статье продаж и покупок иностранных услуг в общем платежном балансе страны. В разных странах общий размер этих поступлений и платежей по сравнению с другими статьями, а также поступлениями и расходами по товарообороту (торговый баланс) в разных странах различен.

На основе международной статистики можно довольно точно определить, какое место занимают поступления и затраты на международную торговлю туристскими услугами в платежных балансах отдельных стран.

В целом можно сказать, что влияние сальдо туристского баланса (Тур Б) на сальдо торгового баланса (Торг Б) может быть различным.

1. Если Торг Б > 0 и Тур Б > 0, тогда ПБ (платежный баланс) > 0.

Сальдо торгового баланса, а также туристского баланса положительны. В этом случае торговый баланс просто улучшает платежный баланс (ПБ).

2. Если Торг Б > 0, а Тур Б < 0, при этом Торг Б > Тур Б, тогда ПБ >0.

Сальдо туристского баланса отрицательно, но в абсолютном выражении меньше положительного сальдо торгового баланса. В таком случае влияние туристского движения отрицательное, хотя сальдо текущих операций платежного баланса остается положительным.

3. При Торг Б < 0, Тур Б > 0, а (Торг Б < Тур Б) ПБ >0.

Это редко встречающаяся ситуация: положительное сальдо туристского баланса в абсолютном выражении больше отрицательного сальдо товарооборота.

4. При Торг Б <С 0, Тур Б > 0 и при (Торг Б > Тур Б) ПБ будет < 0.

Положительное сальдо туристского баланса смягчает отрицательное сальдо торгового баланса, но сальдо текущих расчетов платежного баланса остается отрицательным.

5. Если Торг Б < 0, Тур Б < 0, тогда ПБ < 0.

Отрицательное сальдо торгового баланса увеличивается в результате отрицательного сальдо туристского баланса.

6. Когда Торг Б > 0, Тур Б < 0 при (Торг Б < Тур Б), тогда ПБ < 0.

В этой ситуации отрицательное сальдо туристского баланса в абсолютных числах больше положительного сальдо торгового баланса.

В целом можно сказать, что страна, богатая натуральными ресурсами и развитая в промышленном отношении, будет иметь положительное сальдо торгового баланса и отрицательное сальдо туристского баланса. Это характерная черта стран, лежащих в северном поясе. Вполне понятно, что могут иметь место отступления от этого общего правила, поскольку различны природные ресурсы, различно их размещение. Кроме того, нужно учесть, что хозяйственное развитие стран этого пояса началось в разное время.

Взаимосвязь сальдо туристического обмена и общего платёжного баланса находятся в статье продаж и покупок международных услуг. Общий размер этих поступлений и платежей влияет на торговый баланс страны. Место и роль поступлений и расходов на международный туризм отражает величина сальдо туристского баланса и его влияние на общий торговый и платёжный балансы. Эти взаимосвязи можно свести к нескольким характерным типам, которые можно выразить также графически.[8]



Таблица10-Модели влияния сальдо туристского баланса(ВТ) на торговый баланс (ВН) и общий платёжный баланс (ВР).

Составлено автором по источнику [7]


Таблица 11-Международный туристский оборот и его влияние на платёжный баланс отдельных стран.2008 год

Страны посту пления от междунар одного туризма расходы на междунар одный туризм сальдо туристсого баланса (ВТ) [2-3] объём годового экспорта объём годового импорта сальдо платёжного баланса (ВР) [5-6] сальдо торгового баланса (ВН) [7-4] доля поступлений от туризма в объёме экспорта % [2/5]
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Группа 1







Таиланд 38560 12240 26320 256000 176000 80000 53680 15,1
Китай 31584 6316 25268 1217585 956257 261328 236060 2,6
Италия 28263 17589 10674 529909 509898 20011 9337 5,3
Ирландия 3840 3372 468 122630 85619 37011 36543 3,1
Группа 2







Дания 9294 10995 -1701 102847 98821 4026 5727 9,0
Германия 30391 84388 -53997 1329053 1059643 269410 323407 2,3
Норвегия 3448 7971 -4523 137998 79762 58236 62759 2,5
Финляндия 2496 3120 -624 90091 81757 8334 8958 2,8
Швеция 7083 11468 -4385 169153 151351 17802 22187 4,2
Группа 3







Аргентина 8641 20130 -11489 44707 55779 -11072 417 19,3
Группа 4







Беларусь 365 672 -307 32902 39483 -6581 -6274 1,1
Великобритания 32469 66483 -34014 468700 645700 -177000 -142986 6,9
Исландия 390 625 -235 406000 410000 -4000 -3765 0,09
"руппа 5







Австрия 12025 9933 2092 156134 156650 -516 -2608 7,7
Болгария 1399 657 742 18575 30086 -11511 -12253 7,5
Египет 3559 1197 2362 14330 24100 -9770 -12132 24,8
Израиль 2694 2224 470 54065 59039 -4974 -5444 5,0
Турция 8012 1778 6234 106851 168527 -61676 -67910 7,5
Группа 6







Франция 51285 20580 30705 606890 591600 15290 -15415 8,5
Швейцария 57230 23515 33715 164797 151351 13446 -20269 34,7

Составлено по источнику [9].


В первую группу входят страны с положительным сальдо туристского (BT>0) и торгового баланса (ВН>0), при которых формируется положительное сальдо туристского и торгового баланса, при которых формируется положительное сальдо платёжного баланса (ВР>0). Международный туристский оборот при этом увеличивает положительное сальдо торгового баланса, при этом улучшая общий платёжный баланс страны. Группа таких стран немногочисленна и состав таких стран постоянно переменен. На период 2008 года в первую группу относятся такие страны как Тайланд, Китай, Италия, Ирландия.

До 2000 года в эту группу стран входили ещё Дания, Малайзия и Индонезия.

Второй тип образуют страны, где отрицательное сальдо туристского баланса (BT<0) в абсолютных размерах меньше положительного сальдо торгового баланса (ВН>0), что несколько уменьшает положительное сальдо торгового баланса, оставляя общий платёжный баланс активным (ВР>0), из-за значительных доходов от экспорта товаров и услуг. В этой группе стабильные позиции занимают ведущие индустриально развитые страны с высокими расходами страны на международный туризм, а также отдельно развивающиеся страны, имеющие значительные валютные доходы от экспорта сырья. Это Норвегия, Германия, Финляндия, Швеция, Дания.

В третьей группе, при отрицательном сальдо туристского баланса (BT<0), которое по абсолютным размерам превышает положительное сальдо торгового баланса (ВН>0), международный туризм «поглащает» положительное сальдо торгового баланса и формирует отрицательное сальдо общего платёжного баланса (ВР<0). Представителем этой группы традиционно является Аргентина — высоко урбанизированная страна (более 90 %), генерирующая международные туристские потоки в Южной Америке и обладающая невысоким экспортным потенциалом. Ее пример считается уникальным в данной типологии.

Четвёртую группу образуют страны с отрицательным сальдо как туристского баланса (BT<0), так и торгового (ВН<0) и общего платёжного балансов (ВР<0). Международный туризм увеличивает при этом отрицательное сальдо торгового баланса усугубляя при этом пассивный платёжный баланс. Удельный вес отрицательного сальдо туристского баланса может быть весьма значительным. Состав этой группы немногочислен, в неё входят страны, где затраты на импорт товаров и активизация выездного туризма ведут к оттоку значительных валютных средств и усугубляют пассивный платёжный баланс. Составляющие ее страны — Великобритания, Исландия, Беларусь, Пакистан — сильно различаются по уровню социально-экономического развития.

В пятую группу входят страны с положительным туристским балансом (BT>0) и отрицательным торговым балансом (ВН<0), что при абсолютном превышение сальдо торгового баланса над туристским уменьшает пассивный торговый баланс, однако сальдо платёжного баланса остаётся отрицательным из-за значительного объёма импорта. Данная группа наиболее представительна, в нее входят, Египет, Австрия, Болгария, Израиль, Турция и др.

В шестой группе может наблюдаться редко встречающаяся ситуация, когда положительное сальдо туристского баланса (BT>0) в абсолютном выражении больше отрицательного сальдо торгового баланса (ВН<0), что позволяет сформировать положительный платёжный баланс (ВР>0). Такая ситуация, когда доходы от международного туризма не только компенсирует отрицательное сальдо торгового обмена, но и создаёт активный платёжный баланс встречается во Франции и Швейцарии. Международный туризм в данном случае выполняет важную функцию выравнивания платежного баланса, обеспечивая устойчивое положение страны на внешнем рынке товаров и услуг.[7]


Заключение


В курсовой работе было рассмотрено понятие туристского баланса: общие его определение, особенности его изучения и методика формирования, его влияние на торговый и общий платёжный баланс. Для боле детального изучения данной темы, курсовая работа была разделена на несколько глав, каждая из которой была направлена на изучение конкретного вопроса.

В первой главе была рассмотрена общая структура платёжного баланса. Изучение платёжного баланса является необходимым инструментом, чтобы наиболее конкретно понять сущность туристского баланса. Если быть точнее, то туризм как отрасль народного хозяйства находит своё отражение в статье «услуги», которая с другими составляющими (товары, доходы, трансферты) формирует счёт текущих операций платёжного баланса, именно поэтому туристский баланс влияет на платёжный баланс. В результате можно сделать вывод, что высокие темпы развития туризма могут не только положительно повлиять на платёжный и торговый баланс страны и экономики в целом, но и даже выровнять их показатели при отрицательном их выражении.

Вторая глава акцентирует своё внимание на туристский баланс Республики Беларусь. При изучении этого раздела были использованы статистические данные Национального комитета статистики Республики Беларусь. В результате изучения данного вопроса, было охарактеризовано состояние туризма Республики Беларусь на сегодняшний день и составлены прогнозы на будущее. По итогу были сделаны нижеперечисленные выводы.

В Республике Беларусь необходимо сформировать и развивать высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс, обеспечивающий, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия и природного потенциала).

Необходимо уделить внимание следующим направлениям:

· формирование имиджа Беларуси как привлекательного туристского объекта;

· формирование национального туристического продукта и обеспечение его качества в соответствии с мировым уровнем;

· комплексное развитие туризма на основе поддержки и выбора оптимальных методов государственного регулирования отрасли.

В соответствии с данными направлениями следует сосредоточить внимание на первоочередных задачах:

· обеспечение системы новых подходов государственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности;

· усиление роли государства в управлении туристской отраслью, через уполномоченный республиканский орган государственного управления;

· совершенствование нормативной правовой базы развития туризма, механизма государственного регулирования в этой сфере;

· принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли;

· развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов;

· продвижение белорусского продукта на мировой рынок туристских услуг;

· обеспечение развития малого предпринимательства, развитие объектов потребительского рынка и услуг, стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере;

· создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли.

Выполнение данной программы внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Главный социальный эффект - в создании благоприятных условий для обеспечения иностранных граждан и граждан Республики Беларусь туристскими услугами. Это будет достигнуто за счет увеличения поступлений в доходную часть бюджета, укрепления материальной базы туризма, потока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в индустрии туризма.

Разработанные мероприятия будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.

Третья глава охватывает вопрос, касающийся развития международного туризма. На основе таблицы и графических показателей составленных по Пирожнику И.И, было отражено влияние туризма на платёжный и торговый баланс отдельных стран мира. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

Туризм как отрасль народного хозяйства может выровнять показатели платёжного и торгового баланса, и тем самым положительно сказаться на экономику страны в целом, сформировавши при этом хороший имидж страны

Туризм, так же в свою очередь может и негативно повлиять на торговый и платёжный баланс страны. Это бывает в том случае, когда отрицательное сальдо туристского баланса, намного превышает сальдо торгового баланса, тем самым приносит огромный урон общему платёжному балансу страны.

Туристский, торговый и платёжный баланс тесно взаимосвязаны, поэтому изучать их по отдельности нельзя. И в случае проведения политики повышения платёжеспособности страны, необходимо будет в первую очередь найти причины увеличения отрицательного туристского и торгового сальдо.

Туризм во многих странах мира является одним из приоритетнейших отраслей народного хозяйства. Это обусловлено тем, что туризм является одной из быстроразвивающихся отраслей экономики, тем более вложенные средства в туризм достаточно быстро «возвращаются», по сравнению с многими другими отраслями экономики. Главной отличительной чертой туризма от других является то, что при экспорте услуг, потребитель сам приезжает в страну за потреблением этой услуги, когда в других отраслях экономики экспортёр поставляет свои товары по месту, где необходимо её потребление. Поэтому туризм сегодня – это наиболее перспективная отрасль экономики.


Список используемой литературы


1.Банковский вестник, апрель 2008г., выступление первого заместителя Председателя Правления НБРБ Алымова Ю.А

2. Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 — № 4.,международные экономические отношения. Международный туристский оборот и его влияние на платежный баланс в странах Центральной и Восточной Европы., Ольга Мечковская

3.Геоэкономика туризма., Тарасёнок А.И., Мн 2008

4. Сайт НБ РБ. Методологические подходы. Счет текущих операций. Методика составления статьи "Поездки" раздела "Услуги" Платежного баланса Республики Беларусь

5. Статистический сборник., Туризм и туристские ресурсы РБ, Национальный статистический комитет РБ 2009.

6.Собственная разработка.

7.Международный туризм в народном хозяйстве., Пирожник И.И, Мн 1996

8.Туризм в народном хозяйстве., Ян Гезгала., М 1974

9.Yearbook of Tourism Statistics 2009.UNWTO