Туристский баланс Республики Беларусь: особенности формирования и методические проблемы его определения

Частное учреждение образования

Институт предпринимательской деятельности

Кафедра международного туризма


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Туристский баланс Республики Беларусь: особенности формирования и методические проблемы его определения


Студентка

4 курса группы 1726 Н.В. Бурая

Руководитель

Канд. географ. наук А.И. Тарасёнок


Минск 2010

Содержание


Введение

Глава 1. Туризм и платёжный баланс

Общая структура платёжного баланса

Баланс туристских доходов и расходов страны

Глава 2. Туристский баланс Республики Беларусь

2.1 Туристский баланс: основные понятия и показатели по Республике Беларусь

2.2 Статистика туристских потоков и состояние туризма Республики Беларусь

Глава 3. Международный туризм

3.1 Экономическое значение международного туризма и его влияние на платёжный баланс

3.2 Туристский баланс: основные показатели по странам мира

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Подготовленная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд. долл. в день. Тем боле туризм – это одна из быстроразвивающихся отраслей хозяйства, которая в кратчайшие сроки может принести достаточно высокую прибыль, а это говорит о хорошей окупаемости, что тоже не маловажно для экономики. Из этого следует, что, туризму как сектору экономику, должно уделяться особое внимание.

Целью данной курсовой работы является изучение воздействия туризма на платёжный и торговый балансы страны, а также изучение их взаимовлияния друг на друга.

Главными задачи курсовой работы являются:

Изучить структуру платёжного баланса страны.

Выявить влияние туризма на платёжный и торговый баланс страны.

Вычислить показатели туристского баланса Республики Беларусь.

Вычислить показатели туристского баланса отдельных стран мира.

Свести данные в общий вид при помощи экспертной оценки.

Для реализации поставленных задач в курсовой работе был использован общенаучный метод исследований (системный анализ, комплексный подход, программно- целевое планирование) и аналитико-прогнозтический метод (экономико- статистический анализ).

Все выше перечисленные инструменты позволяют наиболее детально подойти к определению понятия туристский баланс, выявить особенности формирования и методические проблемы его определения.

В первой главе курсовой работы даётся общее определение платёжного баланса страны, графически рассматривается его структура, рассматривается баланс туристских доходов и расходов страны, выделяются преимущества экспорта по статье «поездки». Вторая глава полностью посвящена развитию туризма в Беларуси. Здесь даётся определение туристскому балансу страны, детально рассматриваются все показатели развития туризма по стране, анализируются статистические данные и состояние туризма Беларуси на сегодняшний день, делаются прогнозы на будущее. В третьей главе особое внимание уделено развитию международного туризма и его влияние на платёжный баланс. Здесь рассмотрено экономическое значение и сущность международного туризма, его влияние на платёжный и торговый балансы. Для более детального ознакомления была использована классификация стран по группам, составленная Beretje – знаменитым французским учёным в области международного туризма. Данная классификация была дополнена таблицей «Международный туристический оборот и его влияние на платёжный баланс отдельных стран», которая была составлена при помощи ежегодного издания международной статистики туризма, составленной ВТО. Всё это в совокупности дало общее представление о роли международного туризма в отдельных странах мира и в частности в Республике Беларусь.


Глава 1. Туризм и платёжный баланс страны


1.1 Общая структура платёжного баланса страны


Перед Республикой Беларусь стоит масштабная задача — в самое ближайшее время кардинально улучшить условия для ведения бизнеса. Приветствуются любые инновации в части совершенствования инвестиционного климата, создания положительного имиджа страны за ее пределами. Хотелось бы акцентировать внимание на том, как важно для Беларуси развитие туризма, особенно въездного, и как это отражается на платежном балансе.

Для того чтобы яснее понимать, почему развитию сферы услуг, и в частности туризму, придается большое значение на государственном уровне, следует остановиться на основных тенденциях развития платежного баланса Республики Беларусь, наблюдающихся на протяжении последних лет.

Платежный баланс включает две основные части. Первая — текущий счет, основу которого формирует баланс внешней торговли товарами и услугами, вторая — счет операций с капиталом и финансовых операций, отражающий прежде всего приток в экономику страны и отток из нее иностранных инвестиций (рисунок 1). Для открытой экономики Республики Беларусь, где объем внешней торговли существенно превышает объем ВВП, определяющее значение имеет текущий счет. Итоговый показатель платежного баланса — объем международных резервных активов, или золотовалютных резервов страны.


Рисунок 1.


В случае если текущий счет отрицателен (чаще всего это происходит, если объем импорта превышает объем экспорта), это превышение может быть профинансировано либо адекватным притоком иностранных инвестиций, либо соответствующим снижением объема международных резервных активов.

Объем международных резервных активов Республики Беларусь устойчиво растет. Таким образом, общий результат платежного баланса в течение ряда лет остается положительным. Вместе с тем структура платежного баланса является не оптимальной, поскольку сальдо текущего счета, как правило, отрицательное (от 0,3 млрд. долл. США в 2002 г. до 2,9 млрд. долл. США, по предварительным данным, за 2007 г.) (рисунок 2).


Рисунок 2.


С учетом международной практики это считается необходимым минимумом, обеспечивающим должный уровень экономической безопасности страны и прежде всего — стабильность национальной валюты.

Исходя из этого критерия и фактически сложившегося в 2007 г. объема импорта, Республике Беларусь уже сегодня необходимо было бы иметь величину международных резервных активов на уровне 8 млрд. долл. США. Поэтому повышение темпов наращивания золотовалютных резервов остается в центре внимания экономической политики государства. Основное направление решения этой задачи — обеспечение сбалансированности внешней торговли. Кроме того, увеличению притока иностранной валюты в экономику страны будет способствовать активизация привлечения прямых иностранных инвестиций. Прямые инвестиции не увеличивают объем внешнего долга и способствуют притоку в страну новых технологий, международного опыта управления и продвижения товаров на мировых рынках, что в условиях глобальной конкуренции является ключевым фактором конкурентоспособности. Принимаемые меры по привлечению прямых инвестиций должны сочетаться с мероприятиями, которые будут способствовать минимизации отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами, а в перспективе позволят обеспечить выход на положительное сальдо.

Фактически на протяжении последних лет сальдо внешней торговли товарами и услугами в Республике Беларусь остается отрицательным. Исключение составил 2005 г., когда во внешней торговле товарами и услугами был отмечен положительный итоговый результат в сумме 341,8 млн. долл. США. Однако данный результат был обусловлен спецификой ситуации, сложившейся в момент перехода с 1 января 2005 г. на новый порядок взимания НДС в торговле с Россией. В связи с этим субъекты хозяйствования в конце 2004 г. фактически закупали товары в счет 2005 г. Это привело к росту отрицательного сальдо в 2004 г. Соответственно, в 2005 г. было получено положительное сальдо. Величина этого фактора оценивается примерно в размере 500—600 млн. долл. США. Если исключить его влияние, величина отрицательного сальдо и в 2004 г., и в 2005 г. оставалась в пределах общей тенденции.

Факторы, связанные с высокими темпами экономического роста в стране (увеличение инвестиционного импорта, рост потребительского спроса на импортные товары, повышение импортной составляющей в производственных затратах), обусловили отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Для выхода на устойчивое положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами предпринимаются все меры, но для этого необходимы позитивные сдвиги в составе экспорта.

Если посмотреть на структуру сальдо внешней торговли Республики Беларусь, можно увидеть, что сальдо внешней торговли товарами уже длительное время отрицательное, в то время как сальдо торговли услугами является положительным (рис 3).


Рисунок 3.


Сальдо торговли услугами компенсирует частично отрицательное сальдо, складывающееся в торговле товарами, как это видно из рисунка 4. А это в свою очередь значит, что успешное развитие экспорта услуг способно выравнивать платёжный баланс.

Недостаточное развитие экспорта услуг в Республике Беларусь взаимосвязано с невысокой долей услуг в общем объёме производства в стране. В совокупности сфера услуг включает в себя целый ряд важных отраслей: транспорт, связь, торговлю, жилищное и коммунальное хозяйство, культуру, образование, здравоохранение, бытовые услуги, банки, туризм. В Республике Беларусь удельный вес сферы услуг в валовой добавленной стоимости составил 50,1%, когда в экономически развитых странах эта величина варьирует в пределах 65-75%.

Ускоренное развитие сферы услуг имеет ряд значительных преимуществ. Процесс предоставления услуг, как правило, не требует такого количества материальных затрат, с которыми связано производство товаров. В то же время сфера услуг активно вовлекает в процесс производства трудовые ресурсы, содействуя росту занятости, и характеризуется гораздо более высокой долей добавленной стоимости. Так, в Республике Беларусь в 2006 г. доля добавленной стоимости в производстве товаров составила 33%, 67% общего объема производства товаров — промежуточное потребление, то есть использование уже произведенных ранее товаров. В сфере услуг ситуация обратная: 66% — это добавленная стоимость, промежуточное потребление — только 34% (рисунок 4).


Рисунок 4.


Таким образом, опережающее развитие сферы услуг — это движение к более рациональной и эффективной структуре ВВП и платежного баланса, возможность значительного увеличения темпов экономического роста. Целевые показатели прогноза социально-экономического развития страны ставят задачу увеличения платных услуг населению на 12%. Экспорт услуг за год необходимо увеличить в полтора раза. Статьи, которые должны обеспечить максимальный темп роста, — транспортные и туристические услуги.[1]


1.2 Баланс туристических доходов и расходов страны


Доходы от международного туризма складываются из расходов иностранных посетителей в стране пребывания. Они представляют собой экспортные валютные поступления, формирующиеся в результате потребления нерезидентами туристских услуг и товаров на территории страны-дестинации. Выделяются три источника валютных поступлений от иностранного туризма:

экспорт туристских услуг;

реализация товаров текущего потребления;

реализация товаров будущего потребления.

Экспорт туристских услуг связан с покупкой и потреблением иностранными посетителями услуг на предприятиях туристской индустрии. К таким услугам относятся услуги питания, размещения, культурных и развлекательных учреждений, транспорта, санаторно-курортного хозяйства, розничной торговли и другие, необходимые для удовлетворения потребностей иностранных посетителей в дестинации.

Реализация товаров текущего потребления включает розничную продажу продуктов питания и напитков, средств гигиены, топлива для автомобилей, других товаров повседневного спроса.

Реализация товаров будущего потребления опирается на широкий ассортимент — от сувениров до автомобилей. Наиболее устойчивым источником валютных поступлений от иностранного туризма является реализация туристских услуг и сувенирной продукции. Следует оговориться, что продажа товаров текущего потребления также характеризуется постоянством, однако для страны значимее оказание услуг розничной торговли, нежели продажа собственно товаров этой группы, так как многие из них импортируются. Реализация товаров будущего потребления, как правило, носит недолгосрочный характер. Так, цены на бытовую технику, одежду, подержанные автомобили в странах, поставляющих и принимающих туристов, со временем выравниваются из-за мер по ограничению ввоза дешевых товаров, развития импортозамещающих производств или изменения валютного курса. Если тенденция туристского импорта товаров будущего потребления сохраняется в долгосрочном периоде, это свидетельствует о консервативной модели экономики страны, поставляющей туристов.

Туристский экспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным экспортом:

товары, покупаемые иностранными посетителями, реализуются в розницу, в то время как обычный экспорт тех же товаров осуществляется по более низким оптовым ценам. В результате увеличиваются доходы предприятий розничной торговли и налоговые поступления в бюджет. Кроме того, отпадает потребность в организации транспортировки, складирования, страхования товаров в отличие от организации экспортной торговли по традиционной схеме.

при традиционном экспорте распространены отсрочку платежей и поставки в кредит, в то время как иностранные! посетители осуществляют оплату товаров в форме текущие платежей. Это позволяет ускорить оборачиваемость оборотных средств, вложенных в товары, и повысить эффективность га использования;

в товарный обмен вовлекаются товары, которые очень низкие объемы реализации в отсутствие туристских миграций, например сувенирная продукция.

при туристском экспорте нерезидентам реализуются товары сельского хозяйства и пищевой промышленности, вовлечение которых во внешнеторговый оборот часто ограничено низкой транспортабельностью товаров, защитой странами – соседями национальных рынков сельхозпродукции и продовольствия.

Расходы на международный туризм представляют собой затраты резидентов на потребление туристских товаров и услуг за рубежом. В экономике международного туризма большое внимание уделяется соотношению туристских доходов и расходов. И те и другие учитываются в платёжном балансе стран. Разность между доходами и расходами представляет собой сальдо туристского баланса. Отрицательное сальдо говорит о пассивном туристском балансе, положительное- об активном.[3]


Глава 2. Туристский баланс Республики Беларусь


2.1 Туристский баланс: основные понятия и показатели по Беларуси


Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный если отрицательное — пассивный.

Туристским балансом называют отношение между стоимостью туристских товаров и услуг, реализованных иностранцам в принимающей стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданами данной страны за рубежом.

Дефицит туристского платежного баланса – превышение валютных расходов страны на поездки граждан за границу над валютными доходами приема у себя иностранных туристов.

Динамика развития национального туристского баланса может считаться одним из индикаторов уровня благосостояния и развития экономики данной страны. Активный туристский баланс с преобладанием доходов от туризма над расходами на него формируется под воздействием следующих социальных факторов:

- наличие природных предпосылок и развитой инфраструктуры для развития туризма;

- политическая стабильность;

- дефицит торгового экспорта;

- высокая степень зависимости национальной экономики от импорта сырья и товаров.

Туризм нередко называют невидимым экспортом. Особенностью этой отрасли является то, что туристские услуги или товары, производимые на экспорт, не вывозятся из страны; потребитель сам преодолевает расстояние, отделяющее его от интересующего товара. Туризм предполагает не только экспорт, но и импорт товаров и услуг.

Статья "Поездки" охватывает товары и услуги (питание, размещение, развлечения, осмотр достопримечательностей, экскурсии, подарки, сувениры), которые были приобретены в Республике Беларусь (РБ) приезжими (гражданами РБ за рубежом), если срок их пребывания на территории РБ (за рубежом) не превышает одного года. К приезжим относятся туристы, которые проводят в стране пребывания хотя бы одну ночь или более, а также транзитные пассажиры, то есть лица, покидающие страну в течение 24 часов с момента своего прибытия. Поездки подразделяются на деловые и личные.

Деловые поездки охватывают поездки лиц, направляющихся за границу для осуществления различных видов хозяйственной деятельности. К ним относятся: экипажи судов, делающих в стране кратковременную остановку или задерживающихся с отправлением, государственные служащие, находящиеся в стране по официальным делам, командированные работники международных организаций, а также персонал компаний, не являющихся резидентами страны, на территории которой они выполняют свои работы.

Личные поездки включают поездки лиц, направляющихся в зарубежные страны не для деловых целей, а для того, чтобы провести свободное время, в том числе отпуск, участвовать в спортивных и культурных мероприятиях, посетить родственников и друзей, провести паломничество и участвовать в других религиозных обрядах, провести поездки с целью обучения и прохождения курса лечения. К личным поездкам также относятся поездки транзитных пассажиров, оказавшихся в данной стране проездом к месту назначения.

Для определения размеров экспорта и импорта услуг по статье "Поездки" в платежном балансе Республики Беларусь используется расчетный метод, основанный на том, что стоимость расходов резидентов/нерезидентов определяется как произведение затрат, приходящихся на одного выезжающего/въезжающего, на их количество.

Численность въезжающих и выезжающих определяется, исходя из информации Министерства статистики и анализа по форме № 1–ПВ "Отчет о численности иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь и граждан Республики Беларусь, выехавших за границу", которая разбивается на следующие виды поездок: служебные, туризм, частные, постоянное место жительства, обслуживающий персонал, транзит. Граждане, выезжающие (въезжающие) из РБ (в РБ) на постоянное место жительства (ПМЖ), в соответствии с международным руководством по составлению платежного баланса, не являются туристами. Их численность из суммарной численности выехавших/въехавших исключается.

Для более точного расчета вводятся дополнительные категории выехавших/въехавших по продолжительности пребывания: собственно поездки, однодневные поездки и краткосрочные поездки. Удельный вес поездок по продолжительности в общем объеме поездок определяется экспертным путем специалистами Управления платежного баланса.

Для расчета стоимости расходов резидентов Республики Беларусь, выезжающих за рубеж со служебными целями (включая обслуживающий персонал), используются нормативы суточных и предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки, на основе сведений Министерства финансов Республики Беларусь "Нормы оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу".

Для расчета стоимости доходов от посещения Республики Беларусь нерезидентами со служебными целями (включая обслуживающий персонал) используются нормативы расходов суточных и предельные нормы расходов по найму жилого помещения на основе информации о лимитах командировочных расходов, полученной в результате обмена информацией с различными странами.

Для туристических поездок нормативы расходов и сроки пребывания туристов в Республике Беларусь и белорусских граждан за границей определяются, как на основе данных сборника Министерства статистики и анализа "О развитии туризма, деятельности туристских организаций, средствах размещения туристов и других лиц", так и экспертным путем на основе информации о стоимости туристических путевок.

По частным поездкам нерезидентов в Республике Беларусь и резидентов Республики Беларусь за рубежом нормативы расходов и сроки пребывания устанавливаются экспертным путем. По частным однодневным поездкам устанавливаются минимальные нормативы, включающие расходы на питание.

Для транзитных поездок экспертным путем устанавливаются минимальные нормативы, включающие расходы на питание.

По всем видам поездок экспертным путем устанавливаются дополнительные нормы расходов на различного рода единовременные покупки (подарки и сувениры), которые зависят от типа поездок.

Потоки иностранной валюты, связанные с международным туризмом, учитываются в платежном балансе в составе статьи "поездки", входящей в счет текущих операций. По ней отражаются расходы иностранных граждан, посещающих Беларусь, и расходы граждан Республики Беларусь во время зарубежных поездок. При этом статья разделяется на деловые и личные поездки. Деловые представляют собой расходы на служебные поездки, поездки обслуживающего персонала и расходы граждан, приехавших с целью временного трудоустройства. Личные поездки включают в себя затраты на туристические, частные и транзитные поездки.[4]

Соотношение деловых и личных поездок по экспорту практически сохраняется в соотношении 40% к 60% в пользу личных поездок. Основную долю импорта (79,3% за 2007 г.) занимают расходы на личные поездки.

В целом приток средств от приезжающих в страну зарубежных гостей по статье "поездки" составил в 2006 г. 11,5% от всего объема экспорта услуг Республики Беларусь (около 8,6% — в 2007 г.), или 278 млн. долл. США — вг. и 280 млн. долл. США — в 2006г. Всего экспорт по данной статье за 2000 — 2007 гг. составил1,9 млрд. долл. США (рисунок 5)



При этом наши граждане гораздо больше средств расходуют на поездки в зарубежные страны, чем иностранные гости ввозят в Беларусь, что связано с достаточно высокой популярностью выездного туризма и низким развитием въездного. По данным Министерства статистики и анализа, за 2006 г. в страну въехали 89,5 тысяч туристов том числе из государств СНГ — 26,7 тыс.), выехали с туристическими целями 525,4 тыс. белорусских граждан. За 2007 г. въехали 105.4 тыс. человек (в том числе из СНГ — 38,9 тыс.), выехали— 516.8 тыс. человек. По предварительным данным платежного баланса за январь— сентябрь 2007 г., средние затраты за одну поездку, понесенные иностранным туристом в Республике Беларусь составили 173$, в то время как средние затраты белорусского туриста за границей составили 254$ США.

В 2008 году по статье «поездки» импорт достиг 672 млн. долларов. Всего за период с 2000 по 2008 год импорт по статье «поездки» составил 3,7 млрд. долларов. В итоге по статье поездки за 8 лет сформировался отрицательный итог в размере 21,7 млрд.долларов., которые ушли за пределы страны.

Таким образом, улучшение характеристик платежного баланса в части международной торговли туристическими услугами предполагает, с одной стороны, развитие въездного туризма, что позволит повысить приток в страну иностранной валюты. С другой стороны, улучшению платежного баланса будет способствовать также развитие туристических услуг, ориентированных на внутренний рынок. Это позволит сократить количество зарубежных поездок с туристическими целями и тем самым уменьшить отток валюты из страны по статье "поездки".

В этой связи расширение рынка туристических услуг и повышение их качества является значимой мерой по стабилизации платежного баланса.[1]


2.2 Статистика туристских потоков и состояние туризма Республики Беларусь


Туризм анализируется, планируется и прогнозируется на основе статистических данных. Без сведений о структуре туристских потоков невозможно получить представление о рынке сбыта услуг туристской дестинации. Статистика туристских потоков является основой для анализа состояния и обоснования планов развития туристского комплекса дестинации, территориальной рекреационной системы или хозяйственного механизма туристской отрасли. В Беларуси основными индикаторами развития туризма, публикуемыми в статистических сборниках, являются:

Экспорт и импорт по статье «Поездки» — по данным Национального банка Республики Беларусь;

Въезд в Республику Беларусь иностранных граждан и выезд за границу граждан Республики Беларусь с целью туризма, частной или служебной поездки — по данным Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь;

Число гостиниц и аналогичных средств размещения;

Численность работников, занятых в отрасли отдыха и туризма;

Платные услуги населению по статьям «Туристско-экскурсионные», «Санаторно-оздоровительные», «Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения».

Существуют и другие показатели, характеризующие развитие туризма в Беларуси. Так, статистику туристских потоков отражают данные о численности принятых иностранных туристов и численности собственных граждан, отправленных за рубеж организаторами туристской деятельности; о распределении таких туристов по странам мира; о численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения (таблица 6).[3]


Таблица 6- Индикаторы развития туризма

Комитет статистики

2000 2005 2006 2007 2008
Численность иностранных граждан, прибывших в Республику Беларусь1), тыс. человек

2029,8


4737,8


5275,6


5282,6


5262,0

Численность граждан Республики

Беларусь, выехавших за границу1),

тыс. человек


4747,2


6596,3


6811,1


7511,9


6322,7

Экспорт и импорт услуг по статье

«поездки», млн. долл. США

экспорт – всего 93,2 253,1 286,3 324,6 365,3
в том числе по странам:
СНГ 77,9 125,6 149,3 180,1 205,8
вне СНГ 15,3 127,5 137,0 144,5 159,5
импорт – всего 216,2 447,6 586,4 606,0 672,4
в том числе по странам:
СНГ 98,1 194,8 268,9 267,8 311,9
вне СНГ 118,1 252,8 317,5 338,2 360,5
Число гостиниц и аналогичных средств размещения

256


279


284


303


312

Число санаторно-курортных,

оздоровительных организаций и

других специализированных средств размещения


318


321


303


311


315

Численность работников, занятых в сферах деятельности

(в среднем за год), тыс. человек

отдых и туризм 13,1 9,1 8,2 8,5 9,1
физическая культура и спорт 19,3 23,2 24,2 25,5 25,5
культура 65,7 71,0 72,2 74,2 77,7
искусство 14,5 11,6 11,7 12,7 13,7

Платные услуги населению

(в фактически действовавших ценах), млрд. руб.


632,6


6776,2


8307,2


9988,2


12607,6

из них:
туристско-экскурсионные 7,8 36,4 125,6 183,4 330,3
санаторно-оздоровительные 48,0 266,2 246,4 326,0 421,9

услуги гостиниц и аналогичных

средств размещения


13,5


87,0


113,8


132,2


188,1

услуги физической культуры и

спорта


3,0


38,3


50,5


68,8


103,2

услуги культуры 12,9 87,1 103,2 130,9 164,5
Индексы потребительских цен на отдельные виды платных услуг населению в сфере культуры, туризма и отдыха (в процентах к декабрю предыдущего года)

туристические и экскурсионные

услуги


281,3


106,5


118,0


109,2


117,7

санаторно-оздоровительные

услуги


288,0


110,6


110,6


118,7


127,3

услуги физической культуры и спорта


109,3


113,3


109,1


113,5

услуги культуры 291,2 107,7 105,2 104,3 103,5

Начисленная среднемесячная

заработная плата работников

организаций отдыха и туризма,

физической культуры и спорта,

культуры и искусства, тыс. рублей

отдых и туризм 51,0 309,2 394,8 464,2 590,1
физическая культура и спорт 49,3 507,3 679,9 787,0 973,9
культура 38,5 372,3 462,9 535,1 632,8
искусство 40,5 403,2 501,1 577,0 693,6

Основные туристические ресурсы

(число)

музеи 134 139 144 148 151
профессиональные театры 27 28 29 29 28
заповедники 2 2 2 2 2
национальные парки 4 4 4 4 4

физкультурно-спортивные

сооружения


23228


22073


22076


25470


25686

Тираж книг и брошюр, млн. экз. 61,6 40,3 52,0 49,8 55,4

издано книг на 1 000 человек

населения, экз.


6160


4121


5345


5131


5721

Библиотечный фонд публичных

библиотек, млн. экз.


77,6


71,8


71,1


70,4


71,0

на 1 000 человек населения, экз. 7771 7360 7316 7268 7336

Составлено по источнику [5]


1) По данным Госпогранкомитета Республики Беларусь. Без учета прибывших и выехавших на

постоянное место жительства.

Статистика туристских потоков, которая ведется и публикуется в Беларуси, не дает полного представления о туристских рынках Беларуси как дестинации. Как ранее отмечалось, данные Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь о въезде и выезде посетителей с целями туризма, частной и служебной поездки не учитывают туристского потока по направлению Беларусь—Россия, поскольку на границе с Российской Федерацией отсутствует пограничный контроль. По оценкам экспертов, международный поток туристов по данному направлению сопоставим с общим потоком туристов в южных направлениях.

Более детальная картина вырисовывается по организованному туризму, осуществляемому через туристские фирмы. Публикуемая статистика достаточна для анализа рынка туристской отрасли, но не подходит для исследования дестинаций. Последние посещаются не только туристами, пребывание которых организовано туристскими фирмами, но и неорганизованными туристами, причем современный туризм характеризуется опережающим ростом неорганизованных индивидуальных путешествий. Рынок дестинаций в большей мере отражает статистика обслуживания в коллективных средствах размещения, к которым тяготеют обе категории туристов. В публикуемых статистических материалах содержатся сведения о количестве обслуженных и размещенных лиц в гостиничном секторе. Однако важнейшим недостатком является отсутствие показателей, характеризующих объемы туристского обслуживания: количество реализованных туродней в туристской отрасли и количество ночлегов (ночевок) в гостиничном хозяйстве Беларуси.

В публикуемой белорусской статистике туризма нет обобщения данных по туристским регионам (туристским зонам или районам). Статистика туристских потоков в разрезе административных областей малопригодна для практического анализа, поскольку каждая область сама по себе не обладает таким свойством дестинации, как целостный турпродукт. Данный тезис подтверждают следующие примеры.

Мир и Несвиж входят в один туристский район, который представляет собой единую дестинацию. Но Несвиж находится в Минской области, а Мир — в Гродненской. Минск в статистике рассматривается вне Минской области, а Гомель и другие областные центры включены в общеобластную статистику, что не позволяет делать объективные сравнения Минской области с другими областями.

В административных областях можно выделить регионы, состоящие из нескольких районов, которые в туристском отношении слабо вписываются в областной турпродукт из-за периферийного положения. Житковичский район с национальным парком «Припятский» расположен на западе Гомельской области. Он формирует часть туристского продукта Центрального Полесья, где доминирует Пинск. Ошмянский, Сморгонский и Островецкий районы, относящиеся к Гродненской области, больше тяготеют к Минской области. Витебск, Орту и Могилев объективно легче связать в единый тур-продукт, чем Витебск, Полоцк, Браслав, из-за особенностей транспортных коммуникаций.

Для улучшения статистической информации о состоянии развития туризма в Беларуси необходимо в первую очередь публиковать, обобщать и анализировать данные о количестве и структуре ночлегов в средствах размещения. Для формирования практически полезного информационно-статистического массива целесообразно вести статистику туристских потоков и туристской индустрии по административным районам и туристским зонам, на которые разделена территория Беларуси.[3]

Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них:

· близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;

· соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;

· древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость);

· богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес - Беловежскую пущу и т.д.

В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.

По состоянию на 1 января 2008 года в республике насчитывается 312 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает 26 тыс. мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 9.1 тыс. человек.

Гостиницы находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 78 единицу, или 25% от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45% от общего объема. Это связано с тем, что частные средства размещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан.

Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса "однозвездочная".

Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа представителей стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии, США.

Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше