Физика: механика и термодинамика

Дайте определение момента силы, укажите его направление и назовите единицы измерения.

5. Что исследовалось в данной работе? Из каких заданий состоит вся работа? Как выполняется задание 1? Задание 2? Задание 3?

6. Каковы погрешности использованной в работе экспериментальной установки?

7. Какие выводы сделаны вами на основании анализа экспериментальных результатов?


8. Выполните дополнительно следующие задания контрольного характера.


8.1. Момент силы трения: По результатам задания 1

По графику 1


8.2. Момент инерции системы: По результатам вычислений

По графику 1


8.3. Момент силы: По результатам вычислений

По графику 2


Отчет по лабораторной работе № 2

«Изучение вращательного движения»

выполненной студент . . . . . курса, …...... Ф. И. ...........

группа …. «…»…………. 200...г.

Цель работы: .............................................................................................................................


Задание 1. Определение момента силы трения

m0 = …. кг, R = … м, Мтр = НЧм

Задание 2. Проверка основного уравнения динамики вращательного движения

2.1. Зависимость углового ускорения от момента действующих сил при J = const

Таблица 1

r = …м

J = …кгЧм 2

h= … м


t1,

c


t2 ,

c


t3 ,

c


,

c


a,

м/с2


Mп ,

НЧм


e,

с-1

R =… м m =… кг






R =… м m =… кг






R =… м m =… кг






R =… м m =… кг






R =… м m =… кг






R =… м m =… кг









Вывод:…………………………………………………………………………………………


2.2. Зависимость углового ускорения от момента инерции при M = const

Таблица 2

h = … м

m = …кг

R = … м

М = …НЧм


t1,

c


t2,

c


t3,

c


c


a,

м/с2


e,

с-1


J,,

кгм2


J-1,,

(кгм2)-1

r =… м







r =… м







r =… м







r =… м







r =… м







r =… м










Вывод: ………………………………………………………………………………………………


Дополнительная проверка достоверности результатов


Момент силы трения: По результатам задания 1 Мтр=

По графику 1 Мтр=

Комментарии:


Момент инерции системы: По результатам вычислений J =

По графику 1 J =

Комментарии:


Момент силы: По результатам вычислений М =

По графику 2 М =

Комментарии:



Лабораторная работа №3


ИЗУЧЕНИЕ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ



Цель работы:

Углубить знания по теории гармонических колебаний; освоить методику экспериментальных наблюдений и проверить законы незатухающих гармонических колебаний на примере математического, крутильного или физического маятников; закрепить навыки обработки, оформления и представления экспериментальных результатов.


Часть I. Математический маятник


1.1. Теоретическая часть

Маятник – тело, совершающее колебательное движение под действием упругой или подобной ей, «квазиупругой» силы. Простейший маятник – массивный груз на подвесе, находящийся в поле силы тяжести. Если подвес нерастяжим, размеры груза пренебрежимо малы по сравнению с длиной подвеса и масса нити пренебрежимо мала по сравнению с массой груза, то груз можно рассматривать как материальную точку, находящуюся на неизменном расстоянии l от точки подвеса О. Такой маятник называется математическим.

На груз действуют силы: натяжения нити и тяжести , которые в положении равновесия (точка С, рис.1) компенсируют друг друга . Для возбуждения колебаний маятник выводят из положения равновесия, например, в точку С`. Теперь на него действует сила , направленная к положению равновесия и пропорциональная смещению, маятник обладает избыточной потенциальной энергией mgh по отношению к положению равновесия. Эта энергия обуславливает колебание, происходящее по дуге окружности и описываемое основным уравнением динамики вращательного движения


, (1)

где - результирующий вращающий момент, модуль этого вектора равен ; - угловое ускорение, J = ml2 – момент инерции груза относительно оси ООў, проходящей через точку подвеса О, перпендикулярно плоскости колебаний (плоскости чертежа).

Дифференциальное уравнение колебаний математического маятника в отсутствии сил сопротивления имеет вид

, (2)

откуда получаем

(3)

Для достаточно малых углов (j<5-6°) sinj»j (в радианах), тогда

, (4)

где .

Уравнение (4) представляет собой однородное дифференциальное уравнение второго порядка. Его решением является функция

, (5)

где j0 – амплитуда, a0 – начальная фаза. В этом можно убедиться, подставив (5) в (4).

Из (5) следует, что угол отклонения маятника из положения равновесия изменяется по гармоническому закону. Величина является циклической частотой собственных колебаний маятника, тогда величина

(6)

- период колебаний математического маятника.1


Из выражения (6) следуют три закона колебаний математического маятника:

При малых углах отклонения (sinj»j или j<60) и в отсутствие сторонних сил

период колебаний не зависит от массы маятника;

период колебаний не зависит от амплитуды;

период колебаний определяется формулой .

Две из этих закономерностей подлежат проверке в данной работе.


1.2. Экспериментальная часть

Используемый в работе маятник представляет собой модель математического маятника - груз, подвешенный на тонкой нити. В работе используются не менее трех грузов, размеры которых значительно меньше длины нити (примерно как 1:50) и которые существенно отличаются по массе (примерно как 1:2:4), но близки по форме и размерам, чтобы силы сопротивления, возникающие при их движении, были примерно одинаковыми. Следует помнить, что длина маятника – это расстояние от точки подвеса до центра массы груза. Начальный угол отклонения маятника из положения равновесия не следует брать больше, чем 10-15°.


Задание 1. Проверка влияния массы математического

маятника на период его колебаний

1. Закрепив тело на подвесе, измеряют время 10 – 20 полных колебаний при возможно большей длине маятника. Повторяют измерения для других грузов. Данные заносят в таблицу 1.1 отчета.

2. Вычисляют период колебаний с точностью до 0,001 секунды.

3. Вычисляют оценочно относительную инструментальную погрешность измерений d.

4. Сравнивают периоды колебаний. Если различие в периоде колебаний не превышает 1% (приблизительно 0,01 с), то можно сделать вывод о практической независимости периода колебаний математического маятника от его массы.


Задание 2. Изучение зависимости периода колебаний

математического маятника от его длины

1. Подвешивают на нити стальной шарик. Длину подвеса изменяют с таким шагом, чтобы получить с данной нитью 5-6 экспериментальных точек. Число колебаний в каждом опыте 10-15.